Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЛУМБИЯ
Т. 36, С. 485-492 опубликовано: 14 июля 2019г.


КОЛУМБИЯ

[Республика Колумбия; испан. Colombia, República de Colombia], гос-во в сев.-зап. части Юж. Америки. На западе омывается Тихим океаном, на севере - Карибским м. (протяженность береговой линии 3208 км). Имеет границы на северо-западе с Панамой, на северо-востоке - с Венесуэлой, на юго-востоке - с Бразилией, на юге - с Перу, на юго-западе - с Эквадором (протяженность сухопутной границы 6309 км). Территория - 1141,7 тыс. кв. км. Столица - Санта-Фе-де-Богота (Богота; 7,776 млн чел., по данным на 2013). Крупные города: Медельин (2,441 млн чел.), Кали (2,4 млн чел.), Барранкилья (1,206 млн чел.). Административно-территориальное деление: 32 департамента и столичный округ. К.- член ООН (1945), МВФ (1945), МБРР (1946), ОАГ (1948), Андской группы (1969), ВТО (1995), МЕРКОСУР (ассоциированный член с 2004). Офиц. язык - испанский (языки и диалекты этнических групп также могут быть официальными на соответствующей территории). География. Горы занимают ок. 33% территории К. Колумбийские Анды, протягивающиеся через всю западную часть страны, включают части Вост. Кордильеры Анд (высота до 5493 м), Центр. Кордильеры Анд (высота до 5750 м - вулканы Руис, Уила), Зап. Кордильеры Анд (высота в основном ок. 3 тыс. м, высшая точка - 4250 м) и Береговой Кордильеры Анд (высота до 1810 м). Они разделены глубокими грабенами долин рек Каука и Магдалена. Между Вост. Кордильерой и Центр. Кордильерой протягивается глубокая долина р. Магдалена. Центр. Кордильера и Зап. Кордильера разделены долиной р. Каука, ее ширина несколько десятков километров. На северо-западе К. впадина р. Атрато отделяет Зап. Кордильеру от Береговой. Приморская низменность Карибского м. местами сильно заболочена, над ней возвышаются холмистые гряды. Приморскую низменность Тихого океана пересекают многочисленные долины коротких рек, стекающих со склонов Зап. Кордильеры. Центральную часть равнинного востока К. занимает плоскогорье с останцовыми массивами Серрания-де-ла-Макарена, Сьерра-де-Чирибикете и др. Амазонскую низменность дренируют притоки р. Амазонка. Льянос-Ориноко в пределах К. представлена расчлененной равниной высотой до 350 м. К. расположена в экваториальном и субэкваториальном климатических поясах. В зависимости от высоты местности над уровнем моря и соответствующей дифференциации климатических условий на территории К. выделяются высотные пояса: тьерра кальенте (жаркий пояс; ок. 85% территории, среднегодовая температура воздуха 24-28°C), тьерра темплада (умеренный пояс; 8% территории, среднегодовая температура 17-24°C), тьерра фриа (холодный пояс; 6% территории, среднегодовая температура 12-17°С), тьерра элада (среднемесячная температура 13-16°C), скалы и вечные снега (снеговая граница находится в среднем на высоте 5 тыс. м). Для северной части К. характерны один сухой и один влажный сезоны, в центральном и южных районах таких сезонов по 2. Крупнейшие реки: Магдалена (с притоком Каука), Атрато, а также притоки Амазонки (Путумайо, Какета, Апапорис, Ваупес) и Ориноко (Гуавьяре, Мета, Инирида) - относятся к бассейну Атлантического океана. Реки бассейна Тихого океана многочисленны (ок. 240), полноводны, но небольшие по длине (наиболее крупные - Баудо, Сан-Хуан, Гуапи, Патия). В Колумбийских Андах, гл. обр. в Вост. Кордильере, встречаются остаточно-ледниковые озера, в низовьях р. Магдалена и в долине р. Атрато распространены пойменные озера и болота.

Население

Церковь Успения Пресв. Богородицы в Боготе
Церковь Успения Пресв. Богородицы в Боготе

Церковь Успения Пресв. Богородицы в Боготе
В К. проживает 48,320 млн чел. (по данным на 2013). Средняя плотность населения - 41,1 чел. на 1 кв. км. Среднегодовой прирост населения составляет 1,3% (2013). Рождаемость - 16,73 на 1 тыс. чел., смертность - 5,36 на 1 тыс. чел. Детская смертность - 15,02 на 1 тыс. новорожденных. Дети до 14 лет составляют 27,7% населения, жители от 15 до 64 лет - 66,1, а достигшие 65-летнего возраста - 6,2%. Среднестатистическая продолжительность жизни - 74 года (мужчины - 70,4, женщины - 77,7). Городское население - 75,6%. Большинство населения составляют колумбийцы (94,6%) - испаноязычное население, в т. ч. белые - 30%, метисы - 51, потомки африканцев - 10,6, самбо - 3%. Среди индейцев (3,4%) наиболее многочисленны араваки (0,4, из них гуахиро ок. 0,3%), живут гл. обр. на северо-востоке (деп. Гуахира), паэс (0,3%) живут на западе, чоко (0,2%) - на северо-западе, чибча (0,1%) - на северо-востоке, гуахибо (0,1%) - на северо-востоке, тукано (0,1%) - на юго-востоке и юго-западе, барбакоа (0,1%) - на юго-западе; немногочисленны карибы (юкпа и карихона) - на северо-востоке и востоке, уитото - на юго-западе, салива (салиба и пиароа) - на востоке и др.; кечуа (0,1%) населяют запад К.

Государственное устройство

К.- унитарное гос-во. Конституция принята 4 июля 1991 г. Форма правления - президентская республика. Главой гос-ва и исполнительной власти является президент, избираемый на 4 года (с правом одного переизбрания). Президентом может быть избран колумбиец по рождению в возрасте не моложе 30 лет. Одновременно избирается вице-президент. Акты президента требуют контрасигнации соответствующим министром. Высший законодательный орган - Конгресс, включающий Сенат и Палату представителей, к-рые избираются на 4 года. Сенат состоит из 100 членов от единого национального округа и 2 сенаторов от индейской общины; Палата представителей (166 мест) избирается по территориальным и специальным избирательным округам (в зависимости от численности населения, наличия этнических групп и т. п.). В состав высшего исполнительного органа входят национальное правительство, президент, министры - члены кабинета и директора административных отделов. Правительство несет ответственность перед парламентом. В К. существует многопартийная система. Ведущие политические партии - Колумбийская либеральная, Колумбийская консервативная, «В первую очередь - Колумбия», Патриотический союз.

Религия

Ок. 96% населения - католики, 2,6% составляют протестанты, последователи традиц. верований - 0,6%. Представители др. конфессий немногочисленны.

Православие

В К. имеются приходы Мексиканской митрополии К-польского патриархата (Богота, Медельин, Кукута, Кали, Перейра, Манисалес) и приход во имя прп. Серафима Саровского Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского патриархата, созданный по постановлению Свящ. Синода в авг. 2009 г. Православие исповедуют ок. 7 тыс. чел., в основном греки, сербы, ливанцы, русские, украинцы, румыны, болгары, хорваты, палестинцы и др. Первый православный приход был создан в 1967 г. в Боготе. Тогда же в столице был построен православный храм в честь Успения Пресв. Богородицы.

Римско-католическая Церковь

Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Боготе. 1792 г.
Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Боготе. 1792 г.

Кафедральный собор Непорочного Зачатия в Боготе. 1792 г.
В К. имеется 13 архиепископств: Барранкилья (епископства-суффраганы: Эль-Банко, Риоача, Санта-Марта, Вальедупар), Богота (епископства-суффраганы: Энгатива, Факататива, Фонтибон, Хирардот, Соача, Сипакира), Букараманга (епископства-суффраганы: Барранкабермеха, Малага-Соата, Сокорро и Сан-Хиль, Велес), Кали (епископства-суффраганы: Буэнавентура, Буга, Картаго, Пальмира), Картахена (епископства-суффраганы: Маганге, Монтелибано, Монтерия, Синселехо), Ибаге (епископства-суффраганы: Эспиналь, Флоренсия, Гарсон, Либано-Онда, Нейва), Манисалес (епископства-суффраганы: Армения, Ла-Дорада-Гуадуас, Перейра), Медельин (епископства-суффраганы: Кальдас, Хирардота, Херико, Сонсон-Рионегро), Нуэва-Памплона (епископства-суффраганы: Араука, Кукута, Оканья, Тибу), Попаян (епископства-суффраганы: Ипьялес, Мокоа-Сибундой, Пасто, Тумако), Санта-Фе-де-Антьокия (епископства-суффраганы: Апартадо, Исмина-Тадо, Кибдо, Санта-Роса-де-Осос), Тунха (епископства-суффраганы: Чикинкира, Дуитама-Согамосо, Гарагоа, Йопаль), Вильявисенсио (епископства-суффраганы: Гранада, Сан-Хосе-дель-Гуавьяре). Католицизм исповедуют ок. 46,4 млн чел.

Протестантские церкви, деноминации и секты

На нач. XXI в. в К. насчитывалось свыше 1,25 млн протестантов. Лютеранство представлено Ассоциацией евангелических церквей Карибского м. (398 общин, ок. 36 тыс. чел.), Ассоциацией евангелических церквей Востока (96 общин, ок. 10 тыс. чел.), Лютеранскими конгрегациями (16 общин, свыше 3 тыс. чел.), Евангелическо-лютеранской церковью (20 общин, ок. 2 тыс. чел.) и др. Баптисты объединены в рамках Колумбийской баптистской конвенции (111 общин, ок. 35 тыс. чел.). Существует также немногочисленная независимая Баптистская церковь (1 община, 300 чел.). Крупнейшей организацией пятидесятников является независимая Объединенная пятидесятническая церковь Колумбии (1006 общин, свыше 230 тыс. чел.), отделившаяся в 1970 г. от Объединенной пятидесятнической церкви (48 общин, 112 тыс. чел.). Также действуют Ассамблеи Бога в Колумбии (523 общины, свыше 140 тыс. чел.), Церковь четырехстороннего Евангелия (225 общин, 95,5 тыс. чел.), Церковь Бога в Колумбии (66 общин, 9 тыс. чел.) и др. 130 общин братьев насчитывают свыше 8 тыс. чел. Движение святости представлено Ассоциацией межамериканских евангелических церквей (71 община, ок. 50 тыс. чел.), Союзом христиан и миссионеров (341 община, 24 тыс. чел.), Союзом евангелических миссионеров (207 общин, ок. 16 тыс. чел.) и др. Церковь адвентистов седьмого дня насчитывает 567 общин (свыше 210 тыс. чел.). Иеговы Свидетели представлены 651 общиной (свыше 175 тыс. чел.), Церковь Иисуса Христа святых последних дней - 129 общинами (свыше 76 тыс. чел.). Среди др. протестант. деноминаций - реформаты (Пресвитерианская церковь Колумбии, 64 общины, 25 тыс. чел.; Камберлендская пресвитерианская церковь, 28 общин, 5 тыс. чел.), меннониты (Братья меннониты, 30 общин, 2 тыс. чел.; Евангелическая меннонитская церковь Колумбии, 11 общин, свыше 2 тыс. чел.), методисты (Методистская церковь Колумбии, 9 общин, ок. 1 тыс. чел.), Армия спасения (1 община, 200 чел.) и др.

Ислам

Проникновение ислама в К. началось в кон. XVI в. с прибытием в числе конкистадоров морисков (испан. мусульман), а также первых африкан. рабов-мусульман. В кон. XIX - нач. XX в. в К. прибывали многочисленные эмигранты,- приверженцы ислама из Сирии, Ливана и Палестины. На нач. XXI в. численность мусульман составляет ок. 50 тыс. чел., гл. обр. ливанцы и палестинцы. В крупных городах К. (Сан-Андрес, Богота, Гуахира Кали, Медельин, Буэнавентура, Барранкилья, Санта-Марта, Перейра и др.) действуют мусульм. общественные орг-ции, а также начальные школы (Богота и Майкао). В Майкао расположена 2-я по величине мечеть в Юж. Америке - мечеть Омара ибн аль-Хаттаба (построена в 1997).

Иудаизм

был привнесен в К. испан. поселенцами в нач. XVI в. Его дальнейшее проникновение связано с прибытием эмигрантов с Ямайки и Кюрасао в XVIII в. и из стран Ближ. Востока, Сев. Африки и Европы в 1-й пол. XX в. В 90-х гг. XX в. наметился отток евр. населения из К. На нач. XXI в. численность исповедующих иудаизм составляет ок. 10 тыс. чел.

Традиционных верований

придерживаются ок. 289 тыс. чел. Синкретические традиц. верования распространены гл. обр. среди коренного индейского населения (чоко, эмбера), проживающего на территории амазонских департаментов (Ваупес, Амасонас) и деп. Чоко.

Новые религиозные движения

Ювелирное изделие культуры кимбайя (Музей золота Республиканского банка Колумбии в Боготе)
Ювелирное изделие культуры кимбайя (Музей золота Республиканского банка Колумбии в Боготе)

Ювелирное изделие культуры кимбайя (Музей золота Республиканского банка Колумбии в Боготе)
представлены бахаизмом (ок. 65 тыс. чел.; см. Бахаи религия).

Религиозное законодательство

Конституция К. 1991 г. гарантирует свободу вероисповедания (статьи 18-20). В соответствии с ней 23 мая 1994 г. был принят Закон о религ. свободе, согласно к-рому ни одна религия не может быть официальной, а гос-во обязуется защищать права граждан на свободу вероисповедания (ст. 2). Гос-во признаёт многообразие верований, к-рые не приводят к нарушению равенства или дискриминации др. граждан перед законом и не нарушают их фундаментальные права. Все вероисповедания и церкви равны и свободны перед законом (ст. 3). Регистрацией религиозных объединений занимается Мин-во внутренних дел. Подобная регистрация (в статусе юридического лица) является обязательной лишь при намерении организации открыть образовательные или благотворительные учреждения. Отношения между гос-вом и Римско-католической Церковью регулирует конкордат, подписанный 12 июля 1973 г., между гос-вом и некатолич. конфессиями - соглашение от 1997 г.

История С древнейших времен до кон. XVIII в.

В доколониальной истории К., известной в основном по археологическим находкам, выделяют 4 периода: палеоиндейский, формативный, классический и постклассический. Заселение севера Юж. Америки произошло в плейстоцене через Панамский перешеек и, возможно, по зап. тихоокеанскому побережью. Древнейшие находки, связанные с палеоиндейцами в Сев. Андах,- это небольшие памятники на Кундинамаркском плато, гл. обр. стоянки охотников-собирателей и места разделки туш животных (стоянка Текендама, 11-9,8 тыс. лет назад; стоянка Тибито, 11,7-11,5 тыс. лет назад; грот Эль-Абра, 12,4-9,3 тыс. лет назад). В формативный период на территории Северной К. развивалась одна из самых ранних керамических традиций в Нов. Свете. Керамика, найденная на памятниках Сан-Хасинто, Монсу, Пуэрто-Ормига, Пуэрто-Чако, Барловенто, датируется V-IV тыс. до Р. Х.

Расцвет доиспан. культур К. связан с развитием древнейшего в Юж. Америке центра металлургии. Культуры I тыс. до Р. Х.- I тыс. по Р. Х. (Тумако-Толита, Калима и Малагана, Нариньо, Кимбая, Тьеррадентро) были земледельческими. Их носители являлись искусными гончарами и ювелирами, уровень социально-политической орг-ции этих обществ был достаточно высок, о чем свидетельствуют богатые погребения правителей, а также сложная сеть обмена товарами и продуктами, охватывавшая все тихоокеанское побережье от К. и Эквадора до Перу и Боливии. Культуры классического периода, локализованные на тихоокеанском побережье и в долинах рек Каука, Калима и Магдалена, характеризуются как простые и сложные вождества. Высокий уровень развития ремесел и товарного обмена при практически полном отсутствии монументальной архитектуры и письменности отличал их от культур Мезоамерики и Центр. Анд. Единственное исключение - каменные гробницы и статуи культуры Сан-Агустин (I тыс.). В постклассический период (с XI в. и вплоть до конкисты) передовыми культурными и политическими центрами стали территории Северной К.- районы Сьерра-Невада-де-Санта-Марта (культура тайрона) - и Центральной К.- Кундинамаркского плато (культура муисков). Индейцы тайрона строили горные поселения с каменной террасной архитектурой, открытые археологами только во 2-й пол. XX в. (Сьюдад-Пердида, Пуэблито), а культура муисков долгое время являлась одной из наиболее известных доколумбовых культур К. благодаря тому, что на территории ее столицы в 1538 г. был построен г. Санта-Фе-де-Богота. Богатство муисков настолько поразило испан. конкистадоров, что миф о правителе этих индейцев, совершавшем обряд жертвоприношения на оз. Гуатавита, стал основой легенды об Эль-Дорадо - «позолоченном человеке».

Впервые европейцы появились у берегов совр. К. в кон. XV в. Испан. мореплаватели во главе с Алонсо де Охедой достигли п-ова Гуахира в 1499 г. Однако только конкистадор Гонсало Хименес де Кесада открыл земли муисков. Попытки колонизации встретили упорное сопротивление индейских племен. В результате испан. завоевания многие культуры сев., центральной и зап. частей К. были уничтожены или вымерли в результате эпидемий оспы, занесенной испанцами.

В 1510 г. Васко Нуньес де Бальбоа и Мартин Фернандес де Энсисо основали г. Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен (совр. деп. Чоко, на границе с Панамой). По преданию, город был назван во имя Пресв. Богородицы после столкновения небольшого испан. отряда с местными индейцами, в ходе к-рого Бальбоа попросил у Девы Марии заступничества и испанцы одержали победу. В 1536-1538 гг. конкистадоры под предводительством Хименеса де Кесады и Себастьяна де Белалькасара завоевали земли муисков. Покоренная территория была названа Нов. Гранада, ее губернатором стал Хименес де Кесада. В 1549 г. была образована Королевская аудиенсия (с 1564 пресиденсия) Боготы в подчинении вице-королевства Перу. В 1717 г. она была преобразована в вице-королевство (лишилась этого статуса в 1723, вновь приобрела его в 1739), в его состав вошли территории совр. Эквадора, Венесуэлы и Панамы.

С 10-х гг. XVI в. в К. стали прибывать католич. миссионеры (францисканцы и доминиканцы, впосл. иезуиты и августинцы). В 1514 г. епископом вновь открытых земель стал францисканец Хуан де Кеведо, вместе с ним в К. приплыли 6 монахов-францисканцев и 17 священнослужителей. Евангелизация продолжилась с освоением новых территорий и основанием городов Санта-Марта (1525) и Картахена (1533). С 1528 г. в Санта-Марта действовала миссия во главе с доминиканцем Томасом де Торо, к-рый защищал индейское население от произвола конкистадоров и погиб в одном из боев. Затем в Картахену был направлен доминиканец Херонимо де Лоайса, основавший в городе во 2-й пол. XVI в. 1-й доминиканский мон-рь в Нов. Гранаде - св. Иосифа. В 1550 г. доминиканцы учредили в Боготе мон-рь Нуэстра-Сеньора-дель-Росарио, ставший центром евангелизации муисков. При мон-ре была открыта коллегия, в последующем преобразованная в католич. ун-т св. Фомы Аквинского.

Васко Нуньес де Бальбоа. Гравюра. 1791 г.
Васко Нуньес де Бальбоа. Гравюра. 1791 г.

Васко Нуньес де Бальбоа. Гравюра. 1791 г.
В 1565 г. миссия францисканцев объединила в Боготе провинции Попаян, Пасто, Ансерма и Картаго. Миссия августинцев располагалась к востоку от Боготы, в районе «Большого треугольника» - долины рек Магдалена, Чикамоча и Мета. Впоследствии миссии августинцев, доминиканцев, капуцинов и иезуитов проникли на территорию бассейна р. Ориноко. С активизацией миссионерской деятельности иезуитов в К. были открыты учебные заведения: коллегии в Боготе (1605, с 1623 ун-т Св. Франциска Ксаверия) и в Тунхе (1611). После изгнания иезуитов из К. в 1767 г. ун-т в Боготе был на время закрыт.

Католич. миссионеры проповедовали не только среди индейцев (в основном чибчаговорящих). После того как в 1605 г. в Картахену привезли первых невольников из Африки, миссионеры начали проповедь среди африкан. рабов. Один из доминиканских миссионеров - св. Петр Клавер считается покровителем невольников и всех угнетенных, а также св. покровителем К.

Первые католич. епархии в К. были созданы в 1534 г. В 1564 г. папа Римский Пий IV возвел епархию Боготы в ранг архиепархии, объединившей 11 епархий. В 1610 г. в Картахене был образован инквизиционный трибунал, юрисдикция которого распространялась на всю Нов. Гранаду, включая Венесуэлу, Панаму, Кубу и Пуэрто-Рико.

Страшный Суд. XVIII в. Худож. Г. Васкес де Арсе-и-Себальос (Францисканская община в Боготе)
Страшный Суд. XVIII в. Худож. Г. Васкес де Арсе-и-Себальос (Францисканская община в Боготе)

Страшный Суд. XVIII в. Худож. Г. Васкес де Арсе-и-Себальос (Францисканская община в Боготе)
Основной формой экономического освоения Нов. Гранады была энкомьенда: индейцы, считавшиеся формально свободными, передавались на «попечение» испан. землевладельцам, в т. ч. католич. Церкви; они были обязаны платить оброк, отрабатывать барщину и т. д. К кон. XVII в. католич. Церковь превратилась в крупного землевладельца. На побережье получило распространение плантационное хозяйство (культивировались кофе, бананы, сахарный тростник), в центральном и восточных районах разрабатывались месторождения изумрудов, золота и серебра. К кон. XVIII в. отношения Нов. Гранады с метрополией обострились. В 1781 г. вспыхнуло крупное восстание (т. н. восстание Комунерос), жестоко подавленное испанцами.

XIX - нач. XX в.

20 июля 1810 г. началась вооруженная борьба против колониальных властей, в результате повстанцы свергли вице-короля и образовали правительство - революционную хунту. В нояб. 1811 г. был подписан акт о создании конфедерации Соединённых провинций Нов. Гранада. 17 дек. 1819 г. была провозглашена федеративная республика Великая Колумбия (в составе Нов. Гранады и Венесуэлы). Однако экономическая и политическая разобщенность бывш. испан. колоний привела к распаду в 1830 г. Великой Колумбии и образованию самостоятельных гос-в - Венесуэлы, Эквадора и Нов. Гранады.

После начала антииспанского восстания большинство католических епископов покинули К. К 1813 г. 6 епископских кафедр стали вакантными. Сразу же после провозглашения независимости в 1819 г. усилились антиклерикальные тенденции в политике новых властей. В отношении с религ. орг-циями правительство объявило энкомьенду прерогативой гос-ва, что вызвало протесты со стороны Св. Престола.

В 1819 г. при обсуждении проекта конституции либералы подняли вопрос о свободе совести (религ. свободе). Позиция С. Боливара отличалась умеренностью в решении церковного вопроса: он выступил за провозглашение католицизма гос. религией наряду с признанием права существования других религий в стране. В нач. XIX в. этот вопрос стал особенно острым в связи с поддержкой реформаторов англ. правительством и прибытием в страну англичан, исповедовавших протестантизм. В 1825 г. в К. прибыл 1-й протестант. миссионер - член Британского и иностранного Библейского об-ва. К сер. XIX в. Британское библейское об-во подготовило к публикации 1-й в Юж. Америке перевод НЗ на испан. язык. В 1856 г. в К. появилась миссия Пресвитерианской церкви США.

В Конституции 1821 г. была узаконена свобода совести, а исполнительная, законодательная и судебная власти наделялись правом контролировать деятельность Церкви, учреждать новые и реорганизовывать уже существующие епархии, созывать соборы и синодальные собрания, разрешать строительство храмов и открытие новых мон-рей, закрывать уже существующие, устанавливать размер десятины и церковных сборов за различные службы, подвергать предварительной цензуре исходящие из Ватикана документы и т. д. В 1824 г. конгресс одобрил Закон о патронате, поставивший церковь в К. под непосредственное подчинение гос-ву. Согласно первоначальной версии патроната, отношения местной церкви и Св. Престола могли осуществляться только через правительство. Папа Римский согласился с данным законом после уступок со стороны правительства Боливара (признание католицизма гос. религией, запрет протестант. церквам вести религ. пропаганду).

В 30-х гг. XIX в. сложились 2 крупнейшие партии Нов. Гранады - Консервативная и Либеральная. Консерваторы выступали за сильное централизованное государство, за союз с католич. Церковью и отмену патроната. Либералы отстаивали принципы федерализма и всеобщего избирательного права. В 1835 г. Св. Престол установил дипломатические отношения с Нов. Гранадой. Первый папский дипломатический представитель прибыл в Боготу в 1836 г., однако его полномочия были признаны правительством только в 1840 г., когда конгресс наделил исполнительную власть правом отклонять кандидатуры папских посланников. В 1843 г. сторонникам усиления позиций Церкви удалось ввести в конституцию положение, согласно которому правительство обязывалось признавать и поддерживать только католич. Церковь. В 1842 г. иезуитам вновь был разрешен въезд в Нов. Гранаду.

В 1845 г. президентом стал представитель Консервативной партии ген. Т. С. де Москера-и-Арболеда, осуществивший ряд экономических преобразований. Москера-и-Арболеда изгнал иезуитов, национализировал церковную собственность (за исключением культовых зданий), ликвидировал все мон-ри и монашеские ордены, секуляризировал кладбища, объявил гражданский брак единственно законным. Правительство издало декрет, обязывающий всех служителей культа при вступлении в должность приносить присягу на верность конституции и законам страны.

В 1851 г. в Нов. Гранаде было отменено рабство, в 1863 г. принята конституция, закрепившая федеративную форму гос. устройства и провозгласившая свободу вероисповедания и отделение Церкви от гос-ва. Право участия в выборах получило все муж. население. Республика стала именоваться Соединённые Штаты Колумбии.

Церковь Лас-Лахас. 1794–1948 гг.
Церковь Лас-Лахас. 1794–1948 гг.

Церковь Лас-Лахас. 1794–1948 гг.
Происшедшие в сер. 80-х гг. XIX в. глубокие консервативные преобразования в политическом строе К. были зафиксированы в 1886 г., при президенте Рафаэле Нуньесе Моледо, в новой конституции, утвердившей унитарную систему гос. устройства. Штаты были преобразованы в департаменты, к-рыми управляли губернаторы, назначавшиеся президентом. Страна получила современное название - Республика Колумбия. Конституция 1886 г. передала всю систему просвещения под контроль католической Церкви, уполномочила правительство заключить со Св. Престолом конкордат, к-рый регулировал бы отношения Церкви с гос-вом. По конкордату 1887 г. католицизм стал гос. религией. Гос-во обязывалось опекать Церковь, охранять авторитет ее служителей, не нарушать ее прав и привилегий, не вмешиваться во внутрицерковные дела, предоставить Церкви статус юридического лица, право владеть недвижимостью, взимать с верующих церковные налоги, учреждать монашеские ордены и мон-ри, заниматься благотворительностью, содержать школы, преподавать религию во всех учебных заведениях, подвергать цензуре учебники. Согласно конкордату, назначения на высшие церковные должности осуществлялись Св. Престолом по согласованию с президентом К., к-рый получил право вето. В 1892 г. была подписана «Добавочная конвенция», предоставившая католич. Церкви ряд привилегий при рассмотрении дел священнослужителей в гражданских судах, а также регламентировавшая контроль Церкви над кладбищами.

В сер. 90-х гг. XIX в. обострились противоречия между консерваторами и либералами. В стране началась т. н. Тысячедневная гражданская война (1899-1902), во время к-рой погибло свыше 100 тыс. колумбийцев. В нояб. 1903 г. при поддержке США от К. отделилась Панама. В 1904 г. в ходе вооруженного конфликта с Перу К. присоединила к своей территории деп. Амасонас.

В 1902 г. колумбийское правительство подписало соглашение со Св. Престолом о деятельности миссионеров. Правительство было обязано предоставлять миссионерам 75 тыс. песо в год, а также выделить им земельные участки для использования в интересах миссий. В 1940 г. был заключен новый конкордат с католич. Церковью, согласно которому епископами могли назначить только граждан К., а их кандидатуры должны быть предварительно одобрены правительством. Конкордат признавал примат государства в области образования, однако на практике Церковь продолжала, как и прежде, пользоваться особыми правами в этой сфере.

В 1899 г. папа Лев XIII предложил южноамер. епископам периодически собирать общее совещание для решения возникавших вопросов, касавшихся деятельности Церкви в Лат. Америке. В 1908 г. в Боготе впервые собралась Конференция католич. епископов (15 колумбийских иерархов под председательством архиеп. Бернардо Херрера Рестрепо). Вплоть до 1965 г. конференция проводилась раз в 3 года, решая вопросы о защите священников, проблемы католич. общин и проч. В 1996 г. Св. Престол утвердил Устав Конференции католич. епископов К.

На 1-ю пол. XX в. пришлась активизация деятельности протестант. церквей в К. В 1906 г. начала работу миссия Евангелического альянса, в 1908 г.- Союз миссионеров Евангелия. В 1921 г. в К. появились адвентисты, в 1925 г.- представители Камберлендской пресвитерианской церкви, в 1929 г.- Армия спасения. Проповедники др. протестант. деноминаций (напр., пятидесятники) прибыли в К. в 30-х гг. XX в. Однако протестант. миссионеры столкнулись с противодействием со стороны гос-ва, в к-ром были сильны связи с католической Церковью. Только в 1930 г. протестантские миссии получили гос. признание и возможность открывать собственные храмы и школы.

В нач. XX в. наблюдался рост экономики К.: строились железные дороги, разрабатывались новые месторождения драгоценных металлов, создавались предприятия текстильной промышленности и т. д. Засилье иностранного капитала (США, Великобритания и др.) вызывало недовольство колумбийцев и привело к волне забастовок в 20-х гг. XX в. Ставший президентом в 1934 г. представитель левых либералов А. Лопес Пумарехо приступил к реформам, направленным на смягчение последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Поправки к конституции предусматривали признание прав рабочих на забастовку, создание профсоюзов, введение 8-часового рабочего дня, ежегодных оплачиваемых отпусков, пособий по болезни и безработице. Одновременно правительству предоставлялась возможность вмешательства в экономику в целях регулирования производства и распределения промышленной продукции. Закон 1936 г. об аграрной реформе обязал крупных землевладельцев под угрозой национализации обеспечивать в течение 10 лет обработку не менее половины имевшихся у них земель. Радикальные реформы вызвали недовольство консервативной оппозиции, к к-рой примкнули мн. традиц. либералы.

Сер. XX - нач. XXI в.

В нояб. 1943 г. К. объявила войну Германии. Президентские выборы 1946 г. выиграл кандидат от Консервативной партии М. Оспина Перес. Придя к власти, консерваторы развернули кампанию террора против демократических сил. Для подавления народных выступлений правительством была сформирована тайная полиция, жертвами к-рой в 1946-1948 гг. стали ок. 15 тыс. чел. Убийство лидера левого крыла Либеральной партии Х. Э. Гайтана в 1948 г. в Боготе стало причиной народного восстания «Боготасо», положившего начало затяжной гражданской войне в К. В 1948-1962 гг. в ходе столкновений погибло свыше 200 тыс. чел. Во время гражданской войны проводились репрессии и против протестантов, многие из которых были убиты. Закрывали и разрушали протестант. церкви и учебные заведения. С 1948 по 1953 г. было разрушено 42 протестант. школы. В 1959 г. протестант. погромы повторились: более 115 протестантов погибло, было закрыто 200 школ. Тем не менее число протестантов в К. к 1953 г. увеличилось до 11,9 тыс. чел. (в 1960 их численность составила уже свыше 33 тыс. чел.).

В 60-х гг. в К. сформировались партизанские орг-ции - Революционные вооруженные силы К. и Армия национального освобождения. Во главе колумбийского сопротивления встали К. Торрес Рестрепо, Г. М. Перес Мартинес и др. Управление страной осуществлялось на основе законов «об осадном положении», отменявших все конституционные гарантии. Экономические реформы А. Лопеса Микельсена (президент с 1974) не способствовали стабилизации внутриполитической ситуации. В 70-х гг. в К. возникли новые орг-ции партизан (напр., Движение 19 апреля). Объявленная президентом Б. Бетанкуром Куартасом в 1984 г. всеобщая амнистия и начавшиеся переговоры с партизанами были сорваны повстанцами, захватившими в нояб. 1985 г. заложников во Дворце правосудия в Боготе. В ходе предпринятого полицией штурма погибли более 100 чел. В 80-х гг. в К. возникли крупные наркокартели, в т. ч. Медельинский и Кали, оказывавшие серьезное влияние на политику и экономику страны и финансировавшие вооруженные отряды.

В 1989 г. президент В. Барко Варгас объявил «тотальную войну» наркобизнесу. Аресты наркобаронов и их подручных вызвали со стороны наркомафии ответную волну насилия. В ходе предвыборной кампании 1990 г. были убиты 3 кандидата на пост президента. В 90-х гг. при поддержке США и международных финансовых орг-ций в К. был проведен ряд неолиберальных экономических реформ. В 1999 г. президент А. Пастрана Аранго обнародовал разработанный в США план борьбы с наркобизнесом и повстанческим движением в К., предусматривавший в т. ч. отправку в страну амер. военных экспертов и выделение ок. 7,5 млрд долл. на социальные нужды (фактически было выделено 1,3 млрд долл., в основном на проведение операций против партизан).

С марта 2004 г. правительство осуществляет т. н. План патриот, согласно к-рому главными задачами колумбийских военных являются физическое уничтожение или поимка лидеров повстанческого движения, разрушение инфраструктуры и блокирование финансовой деятельности повстанцев. В июле 2005 г. был принят Закон о справедливости и мире, сделавший возможным разоружение боевиков правоэкстремистских Объединенных отрядов самообороны Колумбии. Общее число сложивших оружие составило ок. 40 тыс. чел. В начале июня 2008 г. А. Урибе Велес принял решение об освобождении из-под стражи в одностороннем порядке ок. 200 боевиков партии Революционных вооруженных сил Колумбии. В 2010 г. президентом К. стал Х. М. Сантос Кальдерон (переизбран в 2014).

Позиции католич. Церкви в годы гражданской войны усилились. Она выступала в качестве посредника в переговорах между повстанцами и правительством. В К. до сих пор действует право на патронат, дающее правительству основание вмешиваться в дела Церкви, а также предусматривающее помощь Церкви со стороны гос-ва. Хотя католицизм не является гос. религией, католич. Церковь обладает большим влиянием в обществе. В К. действуют 5 католич. ун-тов - св. Фомы Аквинского, св. Бонавентуры, Колумбийский католический, Папский св. Франциска Ксаверия, Боливарианский католический.

1-8 июля 1986 г. К. с пастырским визитом посетил папа Римский Иоанн Павел II, а в 2000 г. он объявил отцом-покровителем мира в К. блж. Марьяно (Падре Марьянито; Марьяно де Хесус Эусе Ойос, 1845-1926). 12 мая 2013 г. папа Франциск канонизировал Лауру Монтойю-и-Упеги (мать Лауру), к-рая стала 1-й святой из К.

Лит.: Народы Америки. М., 1959. Т. 2; Historia extensa de Colombia. Bogotá, 1964-1985. 24 vol. in 41 pt.; Gaitán J. E. Antología de su pensamiento económico у social. Bogotá, 1968; Гонионский С. А. Колумбия. M., 1973; Molina G. Las ideas liberales en Colombia: 1915-1934. Bogotá, 1974; Fluharty V. L. Dance of the Millions: Military Rule and the Social Revolution in Colombia, 1930-1956. Westport, 1975r; Correal Urego G., Hammen T., van der. Investigaciones arqueólogicas en los abrigos rocosos del Tequendama: 12 000 años de historia del hombre y su medio ambiente en la altiplanicie de Bogotá. Bogotá, 1977; Randall S. J. The Diplomacy of Modernization: Colombian-American Relations, 1920-1940. Toronto, 1977; Sharpless R. Gaitán of Colombia: A Political Biography. Pittsburgh, 1978; Oquist P. Violence, Conflict, and Politics in Colombia. N. Y., 1980; Politics of Compromise: Coalition Government in Colombia. New Brunswick, 1980; Григулевич И. Р. Церковь и олигархия в Лат. Америке, 1810-1959. М., 1981; Levine D. H. Religion and Politics in Latin America: The Catholic Church in Venezuela and Colombia. Princeton, 1981; Barnadas J. M. The Catholic Church in Colonial Spanish America // The Cambridge History of Latin America / Ed. L. Bethell. Camb.; N. Y., 1984. Vol. 1. P. 511-540; Braun H. The Assassination of Gaitán: Public Life and Urban Violence in Colombia. Madison, 1985; Al filo del caos: Crisis política en la Colombia de los años 80. Bogotá, 1990; Narcotráfico en Colombia: Dimensiones políticas, económicas, jurídicas e internacionales. Bogotá, 1990; Violence in Colombia: The Contemporary Crisis in Historical Perspective. Wilmington, 1992; Bushnell D. The Making of Modern Colombia: A Nation in Spite of Itself. Berkeley, 19932; idem. Colombia una nación a pesar de sí misma: De los tiempos precolombinos a nuestros días. Bogotá, 1996; Davis R. H. Historical Dictionary of Colombia. Metuchen (N. J.), 1993; Kline H. F. Colombia: Democracy under Assault. Boulder; Oxf., 19952; idem. State Building and Conflict Resolution in Colombia, 1986-1994. Tuscaloosa, 1999; Giraldo J. Colombia: The Genocidal Democracy. Monroe, 1996; Reichel-Dolmatoff G. Colombia indígena. Bogotá, 1998; Ardila Galvis C. The Heart of the War in Colombia. L., 2000; Ruiz B. The Colombian Civil War. Jefferson, 2001; Londoño-Vega P. Religion, Culture, and Society in Colombia: Medellin and Antioquia, 1850-1930. Oxf.; N. Y., 2002; Safford F., Palacios M. Colombia: Fragmented Land, Divided Society. N. Y., 2002; Иванов Н. С. Колумбия: Перманентная гражданская война // История Лат. Америки: 2-я пол. ХХ в. М., 2004. С. 303-322.
Е. С. Острирова