Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«КНИГА ХИМЬЯРИТОВ»
Т. 36, С. 122 опубликовано: 6 июля 2019г.


«КНИГА ХИМЬЯРИТОВ»

[сир.    ], анонимный памятник сир. агиографической литературы (1-я пол. VI в.). Текст сохранился в уникальном фрагментарном списке, который был переписан с более ранней рукописи неким Стефаном из храма св. Фомы в г. Эль-Карьятейн (на полпути между Дамаском и Пальмирой) 10 нисана (апр.) 1243 г. селевкидской эры (932 г. по Р. Х.). Он был обнаружен в частной коллекции супругов Вирен из Стоксунда (пригород Стокгольма) и введен в научный оборот швед. сирологом А. Мубергом в 1924 г.

«К. х.» посвящена гонениям на христиан в гос-ве Химьяр при царе-иудее Йосефе Асаре Ясаре (20-е гг. VI в.), к-рый в этом тексте именуется Масруком. Из 49 глав полностью или частично уцелели главы 7-9, 13-14, 16-17, 19-23, 42-49; содержание остальных известно благодаря их заголовкам, приведенным в оглавлении в начале рукописи (Fol. 3b-6b). «К. х.» открывается подробным рассказом о появлении иудеев в Химьяре и 1-м вторжении туда войск Аксумского царства (гл. 1-7; сохр. лишь небольшой фрагмент гл. 7). В дальнейшем повествование сосредоточено гл. обр. на преследовании награнских мучеников и в основном соответствует содержанию 2 посланий еп. Симеона Бет-Аршамского, но отличается от них более изысканным лит. стилем. В гл. 31 речь идет о пострадавших христианах в г. Мариб, в главах 29-30 и 32 - в обл. Хадрамаут, в частности в существующем и в наст. время в устье вади Даван сел. Эль-Хаджарейн. В заключительных главах (40-49) сообщается о победоносном карательном походе аксумского царя Калеба (см. Елезвой) против Химьяра

. Проблема авторства «К. х.» до сих пор не решена. Автор был очевидцем нек-рых описанных событий и находился в Хире в янв. 524 г. одновременно с визант. послом свящ. Авраамом. Согласно гипотезе Муберга, поддержанной Н. В. Пигулевской, «К. х.» написал Сергий (Саргис; вариант - Гиваргис, т. е. Георгий), еп. Русафы (Сергиополя); по мнению И. Шахида - еп. Симеон Бет-Аршамский. Впрочем, оба этих предположения весьма уязвимы для критики.

Изд. и пер.: The Book of the Himyarites: Fragments of a Hitherto Unknown Syriac Work / Ed., introd., transl. A. Moberg. Lund etc., 1924. (Acta Reg. Societatis humaniorum litterarum Lundensis; 7); Войны Аксума в первой четверти VI в. н. э.: Книга химьяритов / Введ., пер., коммент.: Г. М. Бауэр // История Африки: Хрестоматия. 19902. С. 205, 210-222.
Лит.: Shahid Ir. The Book of the Himyarites: Authorship and Authenticity // Le Muséon. 1963. Vol. 76. P. 349-362; Robin Ch. J., Beaucamp J., Briquel-Chatonnet Fr. La persécution des chrétiens de Nagra n et la chronologie himyarite // Aram Periodical. Leuven, 1999/2000. Vol. 11/12. P. 15-83; Пигулевская Н. В. Первоисточники истории кушито-химьяритских войн: (К истории торговли и дипломатии Византии на Востоке): Книга химьяритов // Она же. Сирийская средневековая историография: Исслед. и пер. СПб., 2000. С. 353-357; Французов С. А. Существовал ли Хаджарайн до ислама? // ВДИ. 2009. № 2 (269). С. 176-181.
С. А. Французов
Ключевые слова:
Агиография. Источники «Книга химьяритов», анонимный памятник сир. агиографической литературы (1-я пол. VI в.)
См.также:
АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ самая ранняя идентифицированная христианская надпись
АГАФАНГЕЛ секретарь арм. царя Трдата IV (298-330) - см. «Агафангел»
«АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV
«ACTA SANCTORUM» крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых