Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИНЦОВСКАЯ И ТРУБЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Т. 35, С. 690-693 опубликовано: 18 апреля 2019г. 


КЛИНЦОВСКАЯ И ТРУБЧЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Кафедральный собор во имя св. апостолов Петра и Павла в г. Клинцы. Фотография. 2013 г.
Кафедральный собор во имя св. апостолов Петра и Павла в г. Клинцы. Фотография. 2013 г.

Кафедральный собор во имя св. апостолов Петра и Павла в г. Клинцы. Фотография. 2013 г.
образована решением Свящ. Синода РПЦ от 29 мая 2013 г. в составе новоучрежденной Брянской митрополии (см. Брянская и Севская епархия). Правящий архиерей -Владимир (Новиков) Территория епархии включает зап. и юго-зап. районы Брянской обл.: Гордеевский, Злынковский, Клетнянский, Климовский, Клинцовский, Красногорский, Мглинский, Новозыбковский, Погарский, Почепский, Стародубский, Суражский, Трубчевский и Унечский. Кафедральный город - Клинцы, кафедральный собор - во имя св. апостолов Петра и Павла. Епархия разделена на 10 благочиний: Клинцовское, Клетнянское, Климовское, Мглинское, Новозыбковское, Погарское, Почепское, Стародубское, Трубчевское, Унечское. К нач. 2014 г. в епархии действовали 104 прихода, 2 мон-ря (мужской и женский), в клире состояли 73 священника, 2 диакона. При ЕУ работают отделы: миссионерский и по сектам и расколам, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, тюремного служения, по религ. образованию и катехизации, по делам молодежи, по социальному служению и церковной благотворительности, по взаимодействию с медицинскими учреждениями, информационно-издательский, паломнический, по культуре, по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма, юридический. С 2013 г. в епархии издается ежемесячный журнал "Клинцовский Благовест". Официальный сайт епархии: http://eparhia-klintsy.ru/.

История

К. и Т. е. располагается на исторических землях Стародубского казачьего полка и древнего Трубчевского княжества, в нач. XIX в. они вошли соответственно в Черниговскую и Орловскую губернии. В 1919 г. в составе РСФСР была создана Гомельская губ., частью к-рой стала почти вся территория совр. К. и Т. е. В Гомельской губ. насчитывалось ок. 370 правосл. общин, в 1923 г. они составили обновленческую Гомельскую епархию (см. Обновленчество). В 1923-1925 гг. значительная часть общин вернулась в Патриаршую Церковь, особенно способствовал этому процессу Гомельский еп. Тихон (Шарапов), хиротонисанный 22 марта 1925 г. В кон. 1926 - нач. 1927 г., после того как Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский уезды расформированной Гомельской губ. отошли Брянской губ. (в 1923 в Брянскую губ. вошел Почепский у.), церковные общины на этой территории стали частью Брянской епархии РПЦ (учреждена в кон. 1920). До нач. 1994 г. правосл. приходы на территории совр. К. и Т. е. (как и на территории всей Брянской обл.) входили в Орловскую и Брянскую епархию РПЦ, в 1994-2013 гг.- в Брянскую и Севскую епархию. Правосл. общины особенно пострадали от гонений на Церковь в 30-х гг. XX в. В 2005 г. в Соборе новомучеников и исповедников Российских были прославлены стародубские священники, погибшие в 1937 г.: протоиереи Александр Левицкий и Митрофан Корницкий, иереи Алексий Тютюнов, Корнилий Удилович и Иоанн Никольский. В Собор Брянских святых включена подвизавшаяся в Каменском Успенском монастыре юродивая мон. Херувима (Оськина; † 5 дек. 1884).

Церковь во имя Св. Троицы в с. Гринёво. 1802 г. Фотография. 2013 г.
Церковь во имя Св. Троицы в с. Гринёво. 1802 г. Фотография. 2013 г.

Церковь во имя Св. Троицы в с. Гринёво. 1802 г. Фотография. 2013 г.

В 1926 г. была учреждена обновленческая кафедра с центром в Стародубе, первоначально названная Гомельская и Стародубская, которая объединила ок. 25 приходов. Вследствие упразднения Гомельской губ. за епископом был закреплен титул «Стародубский». Инициатором создания кафедры был организатор раскола на Стародубщине бывш. иером. Евстафий (Сафран). В 1922 г. он уклонился в обновленчество и женился, вскоре стал настоятелем Новониколаевского собора в Стародубе, в 1923 г. возглавлял 2 раскольнических прихода в городе. Стародубская кафедра первоначально подчинялась обновленческому Белорусскому синоду, по распоряжению которого в нач. 1926 г. на нее был назначен архиеп. Гавриил (Свидерский), ставший также настоятелем стародубского Новониколаевского собора. Во время подготовки съезда духовенства новой епархии был получен протест обновленческого Брянского еп. Николая Поликарпова, считавшего, что Стародубский архиерей должен подчиняться ему. Проведенный 22 июня 1927 г. учредительный съезд Стародубской обновленческой епархии зафиксировал «некоторое соподчинение Брянскому епархиальному управлению», выражающееся в предоставлении 2 раза в году отчета о своей деятельности в Брянск.

В 1929 г. в ходе административно-территориальной реформы Брянская губ. была упразднена, ее территория вошла в Западную обл. с центром в Смоленске, центрами округов в составе области стали Брянск и Клинцы. В связи с повышением адм. статуса Клинцов туда из Стародуба была перемещена обновленческая кафедра («Клинцовско-Стародубское епархиальное управление»). Кафедральным собором с 1929 г. до ареста Гавриила (Свидерского) в 1937 г. являлся храм св. апостолов Петра и Павла в Клинцах. В 1937 г. собор был закрыт, тогда же прекратила существование обновленческая епархия. После 1945 г. уцелевшие после гонений обновленческие священники воссоединились с РПЦ.

Святыни и крестные ходы

Климовский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2009 г.
Климовский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2009 г.

Климовский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2009 г.
В К. и Т. е. особо почитаются местные иконы Божией Матери: список кон. XVIII в. с Чолнской иконы в Сретенской ц. в Трубчевске (Чолнская икона хранилась в Спасо-Чолнском мужском монастыре, утрачена после 1923), Балыкинская (1711, в Никольской ц. в с. Балыкине Погарского р-на), «Одигитрия» (кон. XVIII в., в ц. Зачатия прав. Анною Пресв. Богородицы в с. Чубковичи Стародубского р-на), Мглинская (1662, в Успенской ц. в г. Мглине), список XIX в. с Суражской (Новодворской) иконы (в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Сураже). В дни празднования этих икон к ним бывают многолюдные паломничества и крестные ходы. Ежегодно совершаются крестные ходы к св. источникам: в честь Тихвинской иконы Божией Матери в с. Медвёдове Клинцовского р-на, в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Душкине Клинцовского р-на, в честь Иверской иконы Божией Матери в пос. Сурецкий Муравей Клинцовского р-на, во имя вмц. Параскевы Пятницы в с. Гордеевка Гордеевского р-на, во имя свт. Феодосия Черниговского в с. Семешкове Унечского р-на, в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя Живоначальной Троицы вблизи Ильинской ц. в г. Почепе.

Архиереи

епископ Сергий (Булатников; 13 июня 2013 - 25 декабря 2014), митрополит Александр (Агриков; 25 декабря 2014 - 1 сентября 2015, временно управляющий), епископ Владимир (Новиков; с 1 сентября 2015).

Монастыри

Действующие

Климовский в честь Покрова Пресв. Богородицы (мужской, в с. Покровском Климовского р-на, основан в 1765 как старообрядческий, 3 января 1548 стал единоверческим, в 1923 закрыт, в 2006 возобновлен как подворье Площанского в честь Казанской иконы Божией Матери муж. мон-ря, в 2013 начато преобразование его в самостоятельный мон-рь, 6 окт. 2017 г. Синод принял решение об открытии монастыря), клинцовский во имя свт. Николая Чудотворца (женский, в Клинцах, основан в 2005).

Упраздненные

Клюсовский Спасский (мужской, основан в XVI в., упразднен в 1786, между современными дер. Раковка Климовского р-на и с. Клюсы Черниговской обл. Украины), Трубчевский Спасо-Чолнский (мужской, совр. дер. Кветунь Трубчевского р-на, основан в XVI в., закрыт в 1923), трубчевский Преображенский (женский, в Трубчевске, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1690), Костянский Троицкий (мужской, совр. с. Чернецкая Коста Почепского р-на, основан в 1670, упразднен в 1764), трубчевский Ильинский (женский, существовал в предместье Трубчевска Жучина слобода, основан в 1675, упразднен в 1764), Каменский Успенский (женский, совр. пос. Забрама Климовского р-на, основан в 1681 как мужской, в 1786 преобразован в женский, закрыт в 1928), Каташинский во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, совр. с. Каташин Новозыбковского р-на, основан в 1689, упразднен в 1799), Печеникский Успенский (женский, совр. с. Печеники Стародубского р-на, основан в 1693, упразднен в 1786), Суражицкий (Волосовичский) Благовещенский (мужской, между дер. Суражичи, ныне г. Сураж, и дер. Волосовичи, ныне дер. Красная Слобода, Суражского р-на, основан в 1719, упразднен в 1786), Малиноостровский Рождество-Богородицкий (женский, близ совр. пос. Вышков Злынковского р-на, основан как старообрядческий муж. мон-рь в 1768, в 1842 перешел в единоверие, в 1865 преобразован в женский, закрыт в 1926), злынковский Троицкий Никодимов (женский, совр. г. Злынка, основан в 70-х гг. XVIII в. как муж. старообрядческий скит, в 1784 присоединен к правосл. Церкви, с 1791 являлся единоверческим, был преобразован в женский в 1803, упразднен в 1830), Климовский Казанский (женский, близ совр. пос. Климово Климовского р-на, основан ранее 1787 как старообрядческий, в 1850 перешел в единоверие, вскоре упразднен), Клетневская (Клетнянская) Троицкая пуст. (мужская, близ совр. дер. Новотроицкое Клетнянского р-на, основана в 1851 как скит - архиерейское подворье Орловской епархии, с 1907 пустынь, в 1918 упразднена), Разрытовский Свято-Троицкий Покровский (женский, совр. с. Разрытое Мглинского р-на, основан как община в 1900, с 1904 мон-рь, закрыт в 1921).

Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873-1874. 7 кн.; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Брянский православный календарь за 2008 г. [Брянск], 2007; То же, 2011 г. [Брянск], 2010; Краткая история Брянской епархии. Брянск, 2009.
Иером. Диомид (Кузьмин)

Старообрядчество на территории К. и Т. е.

Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г.
Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г.

Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г.
Злынковский, Климовский, Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский р-ны составляют основную территорию старообрядческого центра Стародубье. Заселение этих мест последователями «старой веры» началось в 60-х гг. XVII в., известно о 7 старообрядческих слободах, но их, по всей вероятности, было больше. В сер.- 2-й пол. XVIII в. вокруг посадов образовался ряд монастырей старообрядцев-поповцев разных согласий (ветковского, епифаньевского, дьяконовского): близ Климова - Покровский мужской (1765-1847), строителем которого был Михаил Калмык, Казанский Климовский девичий (ранее 1787 - 1850); мужские мон-ри близ Клинцов - Красноборский во имя св. Иоанна Предтечи («Дальняя полоса») (60-е гг. XVIII в.- 1928), где жил и скончался И. Г. Кабанов (Ксенос), и Преображенско-Никольский (Пустынский) (1744-1923); близ Злынки - Малиноостровский Рождественско-Богородицкий муж. монастырь (1768-1842), Троицко-Успенская Никодимова жен. обитель (70-е гг. XVIII в.- 1784); в Святском посаде близ Новозыбкова - Свяцковский Покровский муж. монастырь (ок. 1795-1850). В Клинцах в сер. ХIХ в. были известны девичьи старообрядческие обители Успенская, Тиссейная, Дубачинская, Княжных. Близ Злынки действовали мон-ри беспоповцев-федосеевцев: в 1756 г. иноки разоренной Гудишкской обители создали Норско-Покровский мон-рь, устав и традиции к-рого стали руководством для основанного позже Преображенского кладбища в Москве; в 1798-1852 гг. существовали Покровские Тульегорские мужские и женские обители федосеевцев.

Утверждение единоверия в Стародубье в кон. ХVIII в. было связано с драматическими событиями. Для подавления сопротивления старообрядцев был направлен Изюмский гусарский полк. В Новозыбкове старообрядцы закрылись в Николо-Рождественском храме, более 3 месяцев защищали его и добились отступления полка (событие получило название «зыбковского сидения»). Возведенные в посл. трети ХVIII в. в Клинцах Вознесенский и Троицкий старообрядческие храмы стали единоверческими в сер. XIX в. В 1823 г. в Клинцах был построен ныне действующий старообрядческий храм в честь Преображения Господня. В Клинцах в 1784-1802 гг. работала старообрядческая типография В. Я. и Я. К. Железниковых при участии Д. С. Рукавишникова. Ее издания не имели выходных данных или содержали ложные данные. До 1817 г. с перерывами и порой тайно действовала типография купцов Карташовых. Впосл. ее оборудование было передано единоверческой типографии в Москве. Клинцы известны самобытной традицией иконописи.

В кон. 40-х гг. XX в. была создана Клинцовско-Ржевская епархия Древлеправославной церкви Христовой (с 1988 Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ), см. Белокриницкая иерархия) с центром в Ржеве. В 2004 г. территория епархии вошла в новообразованную старообрядческую С.-Петербургскую и Тверскую епархию. РПСЦ в наст. время реставрирует Николо-Рождественскую ц. в Новозыбкове (1774-1782, строилась на средства злынковского купца Осипова, перестроена полностью в 1818, пострадала от пожара в 1960).

Новозыбковский Спасо-Преображенский храм (1911-1914) является кафедральным собором Русской древлеправославной церкви (РДЦ) (см. Беглопоповцы) с 1948 г., при нем в 1963-2000 гг. находилась резиденция архиепископа Новозыбковского и всея Руси - главы РДЦ. С 1982 г. в Новозыбкове размещается издательский отдел РДЦ, с 1991 г.- высшее ДУ. В 80-х гг. XX в. в Климове действовала беглопоповская ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (построена в 1872).

Лит.: Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII - нач. XIX в.: Введ. в изучение. СПб., 1996. С. 90-153; Перекрестов Р. И. Семья клинцовских просветителей // Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы 4-й науч.-практ. конф. М., 1998. С. 229-231; Кочергина М. В. Стародубье и Ветка в истории рус. старообрядчества (1700-1920 гг.): Демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Брянск, 2011. С. 183-184, 201-207, 241-245, 317-318.
Е. А. Агеева