Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛЕРВО
35, С. 369-376 опубликовано: 19 марта 2019г.


КЛЕРВО

[франц. Clairvaux, от лат. clara vallis - «светлая долина»], цистерцианское аббатство, один из 4 первых дочерних мон-рей Сито, центрального аббатства ордена цистерцианцев. Считается, что аббатство было 3-м цистерцианским монастырем (после Ла-Ферте-сюр-Грон и Понтиньи); основано 25 июня 1115 г. в еп-стве Лангр, в 15 км к юго-востоку от г. Бар-сюр-Об (в наст. время на территории коммуны Виль-су-ла-Ферте, деп. Об, Франция).

История

Аббат мон-ря Сито Стефан Хардинг благословил католич. св. Бернарда Клервоского и 12 монахов, среди к-рых были 4 родных брата Бернарда, его кузен и дядя (позже к ним присоединились его отец и младший из братьев), основать новый мон-рь. Выбранная для обители земля находилась в 116 км от аббатства Сито и принадлежала Госберту (Жоберу) Рыжему, одному из кузенов Бернарда Клервоского. Поблизости пролегал один из основных торговых путей Шампани: в 2 км от К. проходила старая рим. дорога. По словам Вильгельма из Сен-Тьерри, место, где основали аббатство, прежде было «пещерой разбойников и издревле называлось долиной полыни, то ли из-за обилия там полыни, то ли из-за горечи печали (аллюзия на Откр 8. 11.- А. Т.) тех, кто попали там в руки разбойников», однако св. Бернарду Клервоскому и его спутникам удалось превратить его «из пещеры разбойников в храм Божий и дом молитвы» (Vita Prima S. Bernardi. I 1. 25 // Vita Prima Sancti Bernardi Claraevallis Abbatis: Liber Primus / Ed. P. Verdeyen. Turnhout, 2011. P. 52. (CCCM; 89B); ср.: Vita Secunda. VI 18 // PL. 185. Col. 480; Vita Quarta. II 2 // Ibid. Col. 540). Хотя это описание имело цель риторически подчеркнуть аскетические подвиги святого, впосл. название «Светлая долина» закрепилось в качестве наименования аббатства и всей местности, особенно после того, как монастырь был перенесен ближе к реке.

Св. Бернард Клервоский. Миниатюра часослова д’Эсте. Ок. 1469 г. Худож. Таддео Кривелли (Музей П. Гетти в Лос-Анджелесе. MS Lugwig IX 13. Fol. 183v)
Св. Бернард Клервоский. Миниатюра часослова д’Эсте. Ок. 1469 г. Худож. Таддео Кривелли (Музей П. Гетти в Лос-Анджелесе. MS Lugwig IX 13. Fol. 183v)

Св. Бернард Клервоский. Миниатюра часослова д’Эсте. Ок. 1469 г. Худож. Таддео Кривелли (Музей П. Гетти в Лос-Анджелесе. MS Lugwig IX 13. Fol. 183v)

Первый монастырь (monasterium vetus) располагался не там, где сохранились остатки монастырских строений и в наст. время находятся тюремные корпуса. Нек-рые исследователи полагают, что он был построен на холме недалеко от сел. Арконвиль. В нач. XII в. там рос густой лес, а свободного пространства для построек было мало; это якобы послужило одной из причин перенесения мон-ря на новое место при увеличении числа насельников. По мнению др. историков, обитель изначально находилась в долине.

Грамоты об основании К. не сохранились. В XVI в. из-за земельной тяжбы монахи подделали грамоту дарения (Troyes. Bibl. municip. 2414): в датированном 1115 г. документе с 2 печатями и подписями - Жосерана, еп. Лангра, и Гуго, герц. Шампани, сообщалось, что герцог даровал монахам К. долину и лес Аретелы (terras et sylvas de Aretela), а местные сеньоры предоставили монахам в пользование принадлежавшие им пастбища (анализ и доказательства подделки см.: Pietresson de Saint-Aubin P. Note sur les archives de l'abbaye de Clairvaux // Saint Bernard et son temps. Dijon, 1928. T. 1. P. 262-291). Принято считать, что подобной грамоты вообще не существовало: поскольку мон-рь был основан на земле, принадлежавшей родственникам Бернарда Клервоского, между ними могло быть заключено устное соглашение. Вопрос о церковной юрисдикции был решен благодаря покровительству со стороны Вильгельма из Шампо, еп. Шалонского, к-рый возвел Бернарда Клервоского в должность аббата (впосл. Вильгельм из Шампо вступил в орден цистерцианцев; погребен в К. в 1121/22). Хотя К. находилось в Лангрском еп-стве, еп. Жосеран одобрил строительство монастыря позже (вероятно, Бернард не застал его на месте).

Комплекс аббатства. Чертеж Н. Мийе. 1708 г. (Муниципальная б-ка Труа. MS 3706)
Комплекс аббатства. Чертеж Н. Мийе. 1708 г. (Муниципальная б-ка Труа. MS 3706)

Комплекс аббатства. Чертеж Н. Мийе. 1708 г. (Муниципальная б-ка Труа. MS 3706)

По мнению одних исследователей, церковь в 1-м монастыре была деревянной (Schaefer J. O. The Earliest Churches of the Cistercian Order // Studies in Cistercian Architecture / Ed. M. P. Lillich. Kalamazoo (Mich.), 1982. Vol. 1. P. 1-12), по мнению других - каменной (Kinder. 1991). По сохранившимся сведениям, в плане церковь была квадратной (примерно 17×17 м), имела ступенчатую крышу (по типу пагоды), увенчанную небольшой башней (возможно, колокольней). Внутри по всему периметру проходил амбулаторий. В храме было 3 алтаря: главный алтарь был посвящен Пресв. Деве Марии, у вост. входа между 2 дверями находился алтарь прп. Венедикта Нурсийского, а в юго-вост. углу - алтарь св. Лаврентия. К церкви примыкал 2-этажный дом: на 1-м этаже располагались рефекторий и кухня, на 2-м - дормиторий, из к-рого по лестнице можно было попасть в церковь. Бернард Клервоский жил в тесной комнате над лестницей, где нельзя было выпрямиться в полный рост, креслом ему служил выступ в стене под скосом крыши. Монахи спали на дощатом полу, подстелив солому или сухие листья. Поскольку у Бернарда Клервоского было слабое здоровье и при этом он часто находился в отъезде, мон-рем фактически управляли его братья.

В организации монашеской жизни помощь общине К. оказывали бенедиктинцы из соседнего приората Клеманпре (лат. Clementinum Pratum; ферма Морен аббатства св. Бенигна в Дижоне) (Vita Quarta. II 4 // PL. 185. Col. 542). В 1121 г. обитель получила привилегии от епископа Лангрского. Развитию К. способствовало благосклонное отношение со стороны крупных мон-рей в регионе - аббатства Сент-Уайан-де-Жу (позднее Сен-Клод) и аббатства Клюни.

Еще при жизни Бернарда Клервоского у К. появилось неск. грангий (grangia, от лат. granum - зерно; букв.- «зернохранилище»), которые являлись основой системы организации сельского хозяйства, характерной для цистерцианского ордена: на удалении от мон-ря строились хранилища для собранной десятины и продукции монастырских угодий, загоны для скота; в грангиях работали гл. обр. конверсы (братья-миряне). Старейшая из грангий К., существовавшая с момента основания мон-ря, в источниках именуется Grangia abbatiae. Адон, аббат мон-ря Сент-Уайан, в 1121 г. уступил К. часть десятины с грангии Фонтарс (совр. коммуны Кёнфен и Рьель-лез-О). До 1122 г. Понс де Мельгей, аббат Клюни, передал К. грангию Фравиль (ныне на территории коммуны Арконвиль, в 5 км от К.) и освободил ее от уплаты десятины; до наст. времени там сохранились церковь и здание с кухней и дормиторием. Грангия Бомон была передана К. аббатом Ги Молемским с условием выплаты ренты. До 1147 г. у К. появилась грангия Утр-Об (ныне на территории коммуны Лоншан-сюр-Ожон). В 1125 г. щедрые пожертвования К. сделал Тибо IV, гр. Блуа и Шампани, что позволило монахам и жителям региона пережить голод. В этот период аббатство кормило ежедневно до 2 тыс. нуждающихся (Vita Quarta. II 6 // PL. 185. Col. 543).

Коллеж св. Бернарда Клервоского в Париже
Коллеж св. Бернарда Клервоского в Париже

Коллеж св. Бернарда Клервоского в Париже

В 1131 г. К. посетил папа Римский Иннокентий II. Он был восхищен устройством аббатства и в 1132 г. освободил все цистерцианские монастыри от выплаты десятины, а также запретил др. епископам и аббатам переманивать братьев-мирян из К. (эта привилегия оставалась в силе до 1156).

Принято считать, что в дек. 1135 - февр. 1136 г. было решено перенести мон-рь на новое место, ближе к реке. На пожертвования гр. Тибо IV было начато строительство церкви, посвященной Пресв. Деве Марии. Известны имена архитекторов - Гальфрид (Жоффруа) из Эне и Айкард (Ашар); в тот момент они были монахами К. (Fragmenti Gaufridi. 41(46) // CCCM. 89B. P. 296; Exordium magnum Cisterciense. IV 20 (22) // PL. 185. Col. 1078-1080; Exordium Magnum Cisterciense… auctore Conrado… Eberbacensi abbate / Ed. B. Griesser. R., 1961. P. 201-202). По мнению М. Унтерманна, строительство началось еще в 20-х гг. XII в. (Untermann M. Kirchenbauten der Prämonstratenser: Untersuchungen zum Problem einer Ordenbaukunst im 12. Jh.: Diss. Köln, 1984. S. 618-624). А. Кеннеди полагает, что начало строительных работ следует датировать 1132/33 г. или между 1136/37 и 1145 гг., когда о новой церкви упоминается в «Fragmenti Gaufridi» (Kennedy. 1996).

В первоначальном плане новая церковь имела прямоугольную или квадратную алтарную часть (без апсиды), фланкированную с каждой стороны 3 небольшими квадратными капеллами, к-рые примыкали к трансепту. Своды имели бочкообразную форму. Считается, что наиболее близким является план церкви аббатства Фонтене (строилась с 1139 по 1147) (Kinder. 1991; Aubert M. L'architecture cistercienne en France. P., 19472. Vol. 1. P. 124-125, 182-183; Dimier M.-A. Recueil de plans d'églises cisterciennes. P., 1949. Vol. 2. Pl. 83; Hahn H. Die frühe Kirchenbaukunst der Zisterzienser: Untersuch. z. Baugeschichte v. Kloster Eberbach im Rheingau u. ihren europäischen Analogien im 12. Jh. B., 1957. S. 119-122). По гипотезе К. Х. Эссера, церковь стала образцом для нового стиля цистерцианской архитектуры, отразив личные предпочтения Бернарда Клервоского в том, что касалось монастырского зодчества (Esser K. H. Über den Kirchenbau des Hl. Bernhard von Clairvaux // Archiv für mittelrheinische Kirchengeschichte. Mainz, 1953. Bd. 5. S. 195-222). Такой план церквей исследователь предложил называть «бернардовым»: он получил распространение в дочерних мон-рях К., а также в Сито, Ла-Ферте, Понтиньи. Однако современные исследователи подчеркивают, что локальных вариантов цистерцианского стиля много и невозможно доказать, что он сложился именно в К. (Swartling I. Cistercian Abbey Churches in Sweden and «The Bernardine Plan» // Nordisk medeltid: Konsthistoriska studier tillägnade Armin Tuulse. Stockholm, 1967. P. 193-198. (Acta Univ. Stockholmiensis; 13); Stalley R. A. The Cistercian Monasteries of Ireland. New Haven; L., 1987; Kinder. 1991).

Вид на церковь аббатства Клерво. Гравюра. Сер. XVII в. Мастер И. Сильвестр (Музей изящных искусств в Дижоне)
Вид на церковь аббатства Клерво. Гравюра. Сер. XVII в. Мастер И. Сильвестр (Музей изящных искусств в Дижоне)

Вид на церковь аббатства Клерво. Гравюра. Сер. XVII в. Мастер И. Сильвестр (Музей изящных искусств в Дижоне)

От 30-х гг. XII в. в К. сохранилось здание для конверсов (полуподвал-рефекторий и дормиторий - зап. крыло монастырского комплекса). Оно представляет собой просторное 3-нефное помещение длиной почти 80 м, имеет полукруглые арки с готическими нервюрами.

В сер. XII в. в К. было ок. 800 монахов и братьев-мирян (Vita Prima. VII 29. 62 // PL. 185. Col. 450). Новые члены братии в основном происходили из аристократических семейств, среди монахов К. было много интеллектуалов. В 1145 г. монашеские обеты в К. принес Генрих, брат франц. кор. Людовика VII (Vita Prima. IV 15 // PL. 185. Col. 330); в 1149 г. он стал епископом Бове, в 1162 г.- архиепископом Реймса. К братии К. принадлежали папа Римский Евгений III (1145-1153), 5 кардиналов, 11 епископов, более 70 аббатов (3 из них стали аббатами Сито).

Вероятно, сразу после кончины Бернарда Клервоского (1153) началась перестройка главной церкви аббатства. Средства на это выделил герц. Вильгельм I Сицилийский (Herbert. De miraculis S. Bernardi. II 30 // PL. 185. Col. 1341). Считается, что алтарная часть К., выдержанная в раннеготическом стиле, являлась упрощенным вариантом главной церкви аббатства Клюни (Cluny III) и испытала влияние северофранц. архитектуры Сен-Дени и Сен-Мартен-де-Шан (Schlink W. Zwischen Cluny und Clairvaux: Die Kathedrale von Langres und die burgundische Architektur des 12. Jh. B., 1970) и ранних рим. церквей (Fergusson P. Programmatic Factors in the East Extension at Clairvaux // Arte medievale. Ser. 2. R., 1994. Vol. 8. P. 87-100). Наиболее близким образцом могла быть церковь в аббатстве Понтиньи (Pontigny II; 30-е - 50-60-е гг. XII в.). В К. бочкообразные своды церкви заменены нервюрными. С восточной стороны выстроена полукруглая апсида с амбулаторием и 9 трапециеобразными, радиально расходившимися капеллами, так что внешняя стена приобрела вид многоугольника. Поверх капелл располагалась обходная галерея. Вокруг трансепта были построены еще 8 капелл (Dimier M.-A. Recueil de plans d'églises cisterciennes. P., 1949. Vol. 2. Pl. 84). По мнению Т. Киндера, церковь перестраивалась гл. обр. для размещения гробницы католич. св. Бернарда Клервоского (Kinder. 1991). Однако, по гипотезе Кеннеди, перестройка храма была задумана раньше, а усыпальница предназначалась для погребения тела св. Малахии, архиеп. Арма († 1148) (Kennedy. 1996). Завершение строительства и освящение церкви совпали с канонизацией Бернарда Клервоского в 1174 г. Его мощи торжественно перенесли из могилы у входа в юж. трансепт и поместили в мраморную гробницу за главным алтарем. С этого времени в К. началось массовое паломничество. В 1178 г. крыша церкви была покрыта свинцовыми пластинами (подарок англ. кор. Генриха II). В церкви было 32 алтаря, поскольку в К. до XVIII в. сохранялся обычай не служить в день более одной мессы на одном и том же престоле (позже, когда в одной из капелл была устроена усыпальница графов Фландрии, алтарей стало 37).

Преемником Бернарда Клервоского стал аббат цистерцианского мон-ря Дюн (Бельгия) Роберт I из Брюгге (1153-1157). Мн. аббаты К. активно участвовали в религиозно-политической жизни Зап. Европы. Так, Фастред, аббат К. в 1157-1161 гг. (до избрания аббатом К. он был настоятелем мон-ря Камброн, а позже стал аббатом Сито), поддержал папу Римского Александра III в борьбе против антипапы Виктора IV и имп. Фридриха I Барбароссы. С одной стороны, имп. Фридрих Барбаросса стал препятствовать распространению цистерцианского ордена на своих землях, а с др. стороны, папа Александр III в 1179 г. даровал К. право приглашать для совершения таинств любого епископа и освободил мон-рь от юрисдикции местного ординария в этом вопросе. В 1230 и 1237 гг. привилегию подтвердил папа Григорий IX, добавив, что таинства в К. могли совершать и те епископы, к-рые удалились в аббатство на покой.

Нек-рые аббаты К. покидали пост из-за внутренних конфликтов в ордене, как, напр., в 1165 г. Годфруа, бывш. аббат Иньи и секретарь Бернарда Клервоского. Аббат Герард I в 1175 г. был убит во время визита в Иньи, где когда-то был монахом. Но в большинстве случаев аббаты К. становились настоятелями др. монастырей или епископами. Напр., Генриху де Марси, аббату К. в 1176-1179 гг., предлагали стать настоятелем Сито; он являлся одним из претендентов на Папский престол после смерти Урбана III (1187). Папа Римский Григорий VIII назначил Генриха де Марси легатом и поручил ему проповедь 3-го крестового похода.

Во 2-й пол. XII в. доходы аббатства значительно выросли за счет хозяйственной активности мон-ря и пожертвований (в этот период было сделано ок. 1 тыс. дарений в пользу К.), следствием чего стали регулярные нарушения монахами К. строгих правил первых цистерцианцев, так что генеральный капитул ордена неоднократно налагал взыскания на аббата Гарнье де Рошфора (1186-1193) за стремление к роскоши и излишнюю расточительность.

При аббате Понсе (1165-1170) еп. Вальтер Лангрский разрешил основать в Дижоне т. н. Малое Клерво (Claravallis Parva), которое позже стало офиц. резиденцией аббатов К. В 1224 г. аббатство К. приобрело дом в Париже для своих монахов, чтобы они могли учиться в Парижском ун-те. По решению генерального капитула с 1237 г. для всех аббатов обязательным условием стала ученая степень. В 1244 г. по распоряжению аббата Стефана из Лексингтона в Париже был основан коллеж св. Бернарда, его выпускники получали степень лиценциата богословия. В 1245 г. папа Иннокентий IV одобрил основание коллежа. Под давлением папы коллеж признал и генеральный капитул ордена цистерцианцев, но долгое время учебное заведение содержалось за счет средств, поступавших из К., поэтому доступ в него монахам из др. ветвей ордена был ограничен. С 1275 г. коллеж был инкорпорирован в Парижский ун-т, а в 1320 г., когда экономическое положение К. ухудшилось, передан на содержание всего ордена цистерцианцев.

В 1262 г. община Сито, не посоветовавшись, как это было принято, с «первыми отцами», т. е. аббатами первых дочерних мон-рей Сито, избрала аббатом приора Иакова II (Ɨ 1265). Настоятель Понтиньи отказался признать это решение. Но поскольку в уставе цистерцианского ордена «Carta caritatis» не было предусмотрено к.-л. особых полномочий для «первых отцов», формальных оснований для отмены избрания не нашлось. На генеральном капитуле 1263 г. вместо ожидавшегося примирения Иаков II, аббат Сито, несмотря на протесты Филиппа, аббата К. (1262-1273), отказался принять в дефиниторы (так назывались 5 советников при главе ордена цистерцианцев) кандидата от К. Аббат Сито действовал вопреки решению генерального капитула 1197 г.: глава ордена обязан назначить дефиниторами тех, кто угодны «первым отцам». Спустя неск. дней после капитула аббат Филипп был избран на епископскую кафедру Сен-Мало. Желая отказаться от епископского сана и подать жалобу на аббата Сито, он отправился в Рим к папе Урбану IV. Иаков II пригрозил Филиппу отлучением и потребовал вернуться в Сито. Тем не менее настоятелю К. удалось убедить папу, что поведение аббата Сито угрожало основам цистерцианского ордена. Чтобы исправить положение, папа отправил доверенных лиц - Николая, еп. Труа, Стефана, аббата Мармутье, и доминиканца Жоффруа из Больё, исповедника франц. кор. Людовика IX,- с визитацией в Сито. В результате было признано, что «первые отцы» обязательно должны участвовать в выборах аббата Сито, если же аббат Сито совершает проступок, то «первые отцы» имеют право наложить на него взыскание. Это решение не устроило аббата Сито, к-рый апеллировал к папе Римскому. В ответ аббат К., опасаясь насилия со стороны аббата и братии Сито, добился от папы разрешения не участвовать в заседании следующего генерального капитула ордена в 1264 г., а аббатство К. на время разбирательства было освобождено от ежегодных взносов на содержание ордена. После смерти Урбана IV новый папа Климент IV буллой «Parvus fons» (от 9 июня 1265) предложил компромиссное решение: «первые отцы» при выборе дефиниторов предлагают аббату Сито 5 кандидатов, 4 из них он должен принять в обязательном порядке, а 1 может отвергнуть. Примирение по вопросу о дефиниторах было достигнуто на генеральном капитуле 1265 г. при посредничестве бывш. аббата Сито Ги III, кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Лоренцо-ин-Лучина. Тем не менее вопрос о власти главы ордена и правах «первых отцов» не получил решения, а аббаты К. в следующем столетии стали активнее претендовать на ведущее положение в ордене, опираясь на авторитет Бернарда Клервоского и привилегии, полученные ими от Римских пап. Так, в 1393 г. антипапа Климент VII даровал аббату К. право ношения митры и др. епископских инсигний (на могильной плите аббата Стефана II (1380-1402) указано, что он первым удостоился права носить митру (primus mytratus)). В 1455 г. на генеральном капитуле ордена было признано право аббата К. разрешать братию возглавляемой им обители и всех дочерних мон-рей от всех грехов, в т. ч. от апостасии. Папа Иннокентий VIII буллой «Exposcit tuae devotionis» (от 9 апр. 1489) даровал аббату Сито и «первым отцам» привилегию рукополагать диаконов и субдиаконов для своих мон-рей: аббат Сито мог рукоположить любого члена ордена, а аббаты дочерних мон-рей - только в пределах филиаций (Тридентский Собор не отменил эту привилегию, в 1595 и 1604 ее подтвердил папа Климент VIII; только в 1902 папа Лев XIII поставил ее под сомнение и разрешил цистерцианским аббатам поставлять лишь «малые чины» церковнослужителей).

Конфликт с Сито достиг наивысшей точки при аббате Петре II де Вирее (1471-1496), который опубликовал памфлет против аббата Сито Иоанна IX де Сире (1476-1501). В 1482 г. генеральный капитул ордена потребовал от аббата К. объяснений. Тот, простершись ниц у ног настоятеля Сито, просил прощения и обязался сжечь свое сочинение. Однако на генеральном капитуле 1484 г. его вновь уличили в клевете на аббата Сито в Парижском парламенте. Папа Римский Иннокентий VIII буллой «Ad sacrum apostolatus» (от 9 апр. 1489) попытался решить давний конфликт: монахам Сито и К. предписывалось избрать общего аббата - Cistercii Claraevallis, который мог пребывать в том или в другом мон-ре; однако объединения аббатств не произошло. Папа Александр VI принял сторону К. и в 1496 г. позволил аббату К. носить титул «аббат Девы Марии и Бернарда Клервоского». Сторону аббата К. принял также франц. кор. Карл VIII. Генеральный капитул 1497 г. выступил резко против этого решения, обвинив аббата Петра де Вирея в присвоении прав капитула. В итоге аббаты Сито и К. примирились, но Петр де Вирей сложил полномочия настоятеля К.; его направили в Испанию визитатором ордена. Генеральный капитул 1509 г. запретил какие бы то ни было публикации от имени ордена без разрешения аббата Сито. Окончательно спор завершился в 1564 г., когда аббат К. Жером Сушье, доктор теологии, участник Тридентского Собора, королевский советник при Генрихе II, Франциске II и Карле IX, был избран аббатом Сито и сохранил за собой по повелению папы Римского Пия IV также аббатство К.

В XVI в. К. находилось на полном самообеспечении; в монастырском хозяйстве были огромное поголовье скота (почти 30 тыс. овец и ягнят), имелись кожевенный цех, винный пресс, К. владело огромными земельными угодьями. В 1587 г. К., защищенное к тому времени стенами, было осаждено гугенотами. Угрожая разграблением и полным разрушением мон-ря, они потребовали разместить в аббатстве войска, выплатить 7 тыс. экю, передать скот и запасы вина для снабжения войска. Большая часть братии бежала в Бар-сюр-Об. 19 сент. аббатство освободили войска герц. Генриха Гиза, в честь чего в К. было установлено ежегодное торжество.

В XVII в. в К. были проведены реформы, вызванные отступлением от идеалов строгой аскезы первых цистерцианцев: так, согласно постановлению генерального капитула 1484 г., женщинам знатного происхождения разрешалось участие в погребальных службах на территории аббатства; по решению генерального капитула 1540 г. аббат К. мог принимать в мон-ре женщин с сопровождающими и размещать их на ночь, тогда как в XII-XIII вв. и то и другое было категорически запрещено. В 1615 г. аббат К. Дени Ларжантье де Труа (1596-1624) попытался создать под началом К. новую конгрегацию из 58 аббатств, перешедших на строгое соблюдение устава (они стали называться «абстиненты» - принеся монашеские обеты, монахи в таких обителях полностью отказывались от мясной пищи). Генеральный капитул в 1618 г. согласился назначить генерального викария для новой конгрегации и признал за ней право проведения независимых капитулов. Реформу поддержал и генеральный капитул в 1624 г. Однако в том же году аббат Дени Ларжантье де Труа скоропостижно скончался. Во главе реформированных мон-рей встал Этьен Можье, аббат Ла-Шармуа, попытавшийся распространить реформу на все цистерцианские обители, что вызвало сильное противодействие. В течение неск. десятилетий споры между сторонниками и противниками реформы не утихали.

В 1622 г. папа Римский Григорий XV назначил апостольским визитатором всех бенедиктинских конгрегаций, клюнийцев, цистерцианцев и августинцев - регулярных каноников кард. Франсуа де Ларошфуко, к-рому было поручено укрепить внутреннюю дисциплину монашеских орденов. В этот период мн. франц. мон-ри находились уже под прямым контролем короля, к-рый свободно передавал их в управление своим чиновникам и придворным на условиях комменды, однако крупные конгрегации (клюнийцы и цистерцианцы) оставались независимыми и признавали главенство лишь папы Римского. Реформа орденов была использована королевской властью как повод для перевода мон-рей в разряд in commendam. В 1627 г. кард. Арман Жан дю Плесси де Ришелье под тем предлогом, что аббат Клюни не способен провести реформу, стал его коадъютором, а спустя 2 года - главой одной из богатейших конгрегаций в Европе. Затем он попытался взять под свое управление все независимые бенедиктинские монастыри Франции, объединив их с Клюни, что ему частично удалось сделать к 1634 г., когда к Клюни присоединилась конгрегация мавристов. Деятельность кард. Ф. де Ларошфуко была менее успешной, но в 1632 г. папа Урбан VIII продлил его полномочия. Поскольку цистерцианские мон-ри сопротивлялись реформированию, кардинал начал последовательно назначать настоятелями сторонников строгого соблюдения устава. Аббаты Сито и 4 первых дочерних монастырей, в т. ч. К., объединились, чтобы противостоять действиям кард. Ф. де Ларошфуко, поскольку его план реформы подразумевал полное изменение структуры управления орденом. Аббаты были готовы передать под управление абстинентов лишь коллеж св. Бернарда в Париже. Одновременно обе стороны обратились за поддержкой к кард. Ришелье. Цистерцианцы предложили ему принять пышный титул - «Глава и генерал, вечный администратор, реформатор, реставратор и прокуратор всего цистерцианского ордена». В марте 1635 г. аббаты Сито, К., Понтиньи и Моримона (вместо аббата Ла-Ферте присутствовал настоятель мон-ря Фукармон) встретились с кард. Ришелье в аббатстве Руайомон. Были подписаны т. н. Руайомонские артикулы, согласно к-рым аббаты соглашались на визитацию своих мон-рей доверенными лицами Ришелье из реформированных бенедиктинцев.

В окт. 1635 г. в Сито должен был состояться национальный капитул всех франц. аббатов цистерцианского ордена с участием абстинентов и реформированных бенедиктинцев. Капитулу предстояло одобрить статуты абстинентов (они лишались права менять свои статуты, признанные генеральным капитулом Сито, но могли самостоятельно выбирать своих должностных лиц) и установить место и время проведения их независимых капитулов. Право принимать новициев для всего ордена получали Сито и 4 дочерних мон-ря, но заниматься их воспитанием должны были абстиненты. Кард. Ф. де Ларошфуко, чьи полномочия истекали в сент. 1635 г., торопился осуществить реформу по своему плану. В авг. он издал постановление, запретив Сито вмешиваться в дела мон-рей, чьи насельники стремились к строгому соблюдению устава; их викарием назначался аббат Этьен Можье. Коллеж св. Бернарда передавался абстинентам (исполнено в сент. с помощью вооруженной силы). Собравшийся в окт. 1635 г. национальный капитул (из-за обострения военной обстановки заседания из Сито были перенесены в Дижон) опротестовал действия Ларошфуко. Аббаты обратились за поддержкой к Ришелье, к-рый дал понять, что окажет противодействие реформе Ларошфуко, только если будет избран главой ордена. Аббат Сито Пьер III Нивель добровольно сложил полномочия. 19 нояб. 1635 г. аббатом Сито и главой цистерцианского ордена был избран кард. Ришелье. Поскольку он не был членом ордена, его избрание не было признано Папским престолом. Меры, последовавшие за избранием Ришелье главой ордена, показали, что реформа все равно будет продолжена в том направлении, к-рое было заложено Ларошфуко. Ришелье утвердил Этьена Можье на посту викария и оставил коллеж св. Бернарда под управлением абстинентов. В нач. нояб. 1636 г. аббатство Сито было разграблено и сожжено имперскими войсками фельдмаршала Матиаса Галласа. Ришелье использовал это обстоятельство, чтобы заставить противников реформы отказаться от Сито. При восстановлении монашеской жизни в Сито только 10 из 50 монахов смогли вернуться обратно, остальные были расселены по др. мон-рям; все должности заняли монахи из числа сторонников строгого соблюдения устава; в Сито начали принимать новициев для всего ордена.

Когда стало понятно, что Рим не признает реформ Ришелье и его избрания аббатом Сито, противники орденской реформы объединились вокруг Клода Ларжантье, аббата К. в 1626-1653 гг. Несмотря на строжайший запрет Ришелье, в 1638 г. он возобновил прием новициев в К. Испан. кор. Филипп IV в циркулярном послании призвал цистерцианцев не подчиняться кардиналу.

После кончины Ришелье (1642) сторонники и противники реформы выдвинули своих кандидатов на пост аббата Сито; сторонников реформы поддерживал франц. король, а противников - папа Римский. Аббатом Сито стал Клод Воссен, выступавший против реформирования цистерцианского ордена. Папа Александр VII (1655-1667) вызвал представителей конфликтующих сторон в Рим, где было принято компромиссное решение: буллой «In suprema» (от 19 апр. 1666) папа подтвердил единство ордена и его адм. структур, сторонники строгого соблюдения устава остались в юрисдикции Сито, но получили право назначать 3 из 5 дефиниторов. Арман Жан де Рансе, аббат монастыря Ла-Трап (впосл. основатель ордена траппистов), попытался апеллировать к франц. кор. Людовику XIV. По дороге из Рима он остановился в К. и провел ночь в молитве у гробницы Бернарда Клервоского, а утром просил аббата Пьера III Анри (1654-1676) разрешить ему стать затворником в К. Ему было отказано; апелляция к королю также не увенчалась успехом. В 1667 г. генеральный капитул ордена цистерцианцев одобрил папское решение.

В XVI-XVIII вв. аббатство К. неск. раз перестраивалось. В нач. XVI в. расширили здание б-ки. При аббате Клоде Ларжантье был проведен ремонт церкви, зданий аббатства, а также церковного органа. В 1706 г. из-за удара молнии в К. случился сильный пожар, после которого проводилась серьезная реконструкция монастырских зданий. При аббате Робере Гассо де Деффане (1718-1740) началось капитальное строительство: расширен двор в доме аббата, для чего пришлось полностью перестроить зап. часть церкви, в результате работ оказались уничтожены капеллы хора, повреждены мн. надгробия и памятники. В церкви полностью переделали орган, поставили мраморные алтари, статуи (сиденья для хора стоили 7 тыс. ливров, новый главный алтарь обошелся в 3 тыс. ливров). При аббате Пьере V Майоре (1740-1761) значительные денежные суммы также были потрачены на строительные работы. При этом парижский коллеж св. Бернарда пришел в упадок. В 1738 г. генеральный капитул обращался к мон-рям ордена с просьбой собрать деньги на его обеспечение.

К 1768 г. в К. было 54 насельника; аббатству принадлежали 15 тыс. га лесных угодий и более 4 тыс. га пахотных земель, промышленный район с рудниками, доменными печами и кузницами, дома в Бар-сюр-Об, Труа и Дижоне. Ежегодный доход монастыря составлял более 78 тыс. ливров. Последним аббатом К. стал Луи Мари Рокур (1780-1790). В 1788 г. были перестроены здание б-ки, дом для новициев, пекарня и мельницы; планировалось реконструировать гробницу католич. св. Бернарда Клервоского, покрыть пол хора в церкви мрамором, перестроить сакристию, возвести новую колокольню. Накануне Французской революции в К. было 25 монахов, 10 братьев-мирян и 10 пенсионеров.

Филиация К.

Из всех цистерцианских аббатств у К. было наибольшее число дочерних монастырей; 1-м дочерним мон-рем К. в 1118 г. стал Труа-Фонтен. К 1153 г. у К. было 66 крупных и 98 мелких дочерних мон-рей, к 1250 г.- 339 (1/2 всех мон-рей ордена), а к концу средневековья - 80 крупных и 365 мелких обителей. Часть мон-рей перешла в орден цистерцианцев из др. конгрегаций. Так, в 1147 г. цистерцианский устав приняло аббатство Савиньи и связанные с ним англ. монастыри. Первым дочерним монастырем К. в Англии стало аббатство Риво (основано в 1132). Благодаря дружбе Бернарда Клервоского с Малахией, архиеп. Арма, влияние цистерцианцев распространилось и в Ирландии. Первой обителью там стало аббатство Меллифонт (основано ок. 1140), вокруг к-рого за 50 лет возникло 24 дочерних мон-ря. Выходцы из К. основали на герм. землях аббатство Химмерод (1134), в Италии - Кьяравалле (ныне в черте Милана; 1135) и Касамари (1140; с ним были связаны 15 дочерних обителей). В Кастилии между 1131 и 1133 гг. было основано аббатство Мореруэла, а в Каталонии - Поблет (1151). В Португалии дочерним мон-рем К. стало аббатство св. Иоанна в Тароке (1143/44). В Швеции цистерцианцы основали аббатство Альвастра (1143), в Дании - Эсром (1151). Последний дочерний мон-рь К.- Шарите-ле-Лезин в еп-стве Лангр - основан в 1432 г., при аббате Вильгельме IV. В 1515 г. все мон-ри К. в Арагоне, Кастилии и Португалии были подчинены аббату мон-ря Поблет, но с 1518 г. аббат К. стал постоянным орденским визитатором в Испании и Италии.

Библиотека и сокровищница

В К. находилось огромное книжное собрание; при жизни Бернарда Клервоского в нем насчитывалось ок. 340 томов. Книги мон-рю подарил Генрих, брат короля Франции. Сохранилось более 2 тыс. рукописей, переписанных непосредственно в К. Среди них выделяются 2-томная Библия с маргинальными пометами, сделанными рукой Бернарда Клервоского (Bibl. Clair. A 28-29 = Troyes. Bibl. municip. 458), и 5-томная Великая Библия из К. (Bibl. Clair. A 20-22, 24-25 = Troyes. Bibl. municip. 27). Страстным библиофилом был аббат Пьер II, обогативший б-ку аббатства множеством томов античных классиков. По его распоряжению в 1472 г. был составлен библиотечный каталог, в к-ром описаны 1788 рукописных книг и 3 печатные (см.: La bibliothèque de l'abbaye de Clairvaux, du XIIe au XVIIIe siècle / Éd. A. Vernet. P., 1979. T. 1: Catalogues et répertoires; 1997. T. 2: Les manuscrits conservés. Pt. 1: Manuscrits bibliques, patristiques et théologiques). Рукописи б-ки К. легли в основу 1-го печатного издания творений Бернарда Клервоского (1508). Собрание значительно пополнилось накануне Французской революции, когда за 135 тыс. ливров была выкуплена б-ка семьи Буйе.

Благодаря связям со знатью, участвовавшей в крестовых походах, в К. было собрано множество мощей святых и реликвий с Востока. В 1135 или 1144 г. Бернард Клервоский получил в дар от лат. патриарха Иерусалима частицу Св. Креста. Из Рима Бернард привез мощи мн. почитаемых святых, в т. ч. зуб свт. Кесария Арелатского (Vita Prima. IV 1 // PL. 185. Col. 322). В следующем столетии Гуго, бывш. настоятель обители Сен-Гилен, став монахом в К., привез в аббатство множество мощей из Палестины. В 1405 г., при аббате Матфее II (1405-1428), была проведена инвентаризация сокровищницы мон-ря. В 1504 г. составлен новый инвентарь сокровищницы и сакристии К., дополненный историческими сведениями. Сохранились инвентари 1519, 1640, 1719 и 1741-1742 гг., а также описание ценностей, сделанное в период закрытия аббатства (см.: PL. 185. Col. 1661-1798; Arbois de Jubainville H., de. Trésor de Clairvaux // Revue des Sociétés savantes des départements. Ser. 5. P., 1873. T. 5. P. 490-508; Lalore Ch. Le trésor de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siècle. P., 1875; Vernier J.-J. Inventaire du trésor et de la sacristie de l'abbaye de Claivaux de 1640 // Bibliothèque de l'école des chartes. P., 1902. T. 63. P. 599-677).

Самые ранние лит. свидетельства о К.- поэма Ришара из Грансельва (ок. 1160) (Carmen de laude Clarevallis et de religiosa ibidem disciplina // PL. 135. Col. 1563-1566) и анонимный трактат «Descriptio positionis seu situationis monasterii Clarae-vallensis» (ок. 1180 или 1-я пол. XIII в.) (изд. и пер.: PL. 185. Col. 569-574; Fowler J. T. An Old Description of the Site of the Cistercian Abbey of Clairvaux // The Yorkshire Archaeological J. Leeds, 1907. Vol. 19. P. 1-18; Matarasso P. The Cistercian World. L., 1993. P. 287-292; о нем: Spahr K. Beschreibung von Clairvaux im 13. Jh. // Cistercienser-Chronik. Bregenz, 1961. Bd. 68. S. 53-64). В 1517 г. К. посетила «королева Сицилии» герц. Филиппа де Гельдр, вдова Рене II, герц. Лотарингского, оставившая подробный рассказ о визите (Un Grand Monastère au XVIe siècle // Annales Archéologiques. P., 1845. T. 3. P. 223-239). В 1667 г. детальное описание К. было составлено Йозефом Меглингером, монахом Веттингена (Швейцария) (Meglinger J. Descriptio itineris cisterciensis. Lucernae, 1667). Посещение К. описали мавристы Эдмон Мартен и Юрсен Дюран (Voyage littéraire de deux religieux bénédictins de la Congrégation de S. Maur. P., 1717. T. 1. P. 98-105, 185-186), а также аббат Жан Лебёф (см.: Petit E. Voyage de l'abbé Lebeuf à Clairvaux en 1730. Auxerre, 1887).

Особую важность для изучения комплекса аббатства до его перестройки в XVIII в. представляет чертеж, сделанный в 1708 г. Никола Мийеем, приором аббатства Мор (хранится в муниципальной б-ке Труа; изд.: PL. 185. Col. 1763-1765).

Закрытие К.

Аббатство Клерво. Фотография. 2010 г.
Аббатство Клерво. Фотография. 2010 г.

Аббатство Клерво. Фотография. 2010 г.
2 нояб. 1789 г. революционным правительством был издан Декрет о секуляризации церковного имущества. В дек. 1789 г. значительная часть золотых и серебряных украшений, утварь и драгоценные реликварии были изъяты из К. и отправлены в Париж на монетный двор. 13 февр. 1790 г. конфискована монастырская собственность, 17-24 нояб. того же года здания аббатства были опечатаны. Чтобы спасти от поругания монастырские святыни, аббат Л. М. Рокур отправил мон. Сезера с частицами мощей и реликвий в Оберив, но тому пришлось остановиться в Маранвиле. После его смерти (1814) святыни из К. были поделены между 3 семьями; впосл. 2 семьи передали их епископу Лангра и в приходскую церковь в Фонтен-ле-Дижон. Др. реликвии аббат вручил Огюстену Летранжу, монаху-трапписту, который вместе с небольшой группой покинул Францию и поселился в бывшей картузианской обители в Ла-Вальсент (Швейцария). Позже реликвии были перенесены в аббатство Бельфонтен в Анже. Широко почитаемые в К. главы католич. святых Бернарда Клервоского и Малахии, архиеп. Арма, были спрятаны аббатом Л. М. Рокуром и в наст. время хранятся в кафедральном соборе в Труа (небольшие фрагменты мощей находятся также в Фонтен-ле-Дижон, Лангре и в церкви в Виль-су-ла-Ферте). Сам аббат Рокур поселился в Бар-сюр-Об; скончался в 1824 г.

15 янв. 1792 г. аббатство было выставлено на аукцион. 10 февр. его выкупил за 337 500 ливров П. К. Козон, архитектор из Бар-сюр-Об, и устроил там стекольную фабрику. В 1793 г. библиотеку аббатства разделили между муниципалитетами Труа и Бар-сюр-Об, в нач. XIX в. нек-рые рукописи были переданы в Национальную б-ку Франции в Париже. Гробницы внутри церкви вскрыли, захороненные останки были перенесены в церковь в Виль-су-ла-Ферте, а мраморные надгробия проданы.

В 1808 г. здания монастыря были выкуплены гос-вом; в К. устроена тюрьма. В 1812 г. монастырская церковь была разобрана на строительные материалы, мн. здания в К. разрушены. В 1813 г. прибыли первые арестанты. В XIX-XX вв. в тюрьме в К. находились гл. обр. осужденные по политическим мотивам (коммунары, кн. П. А. Кропоткин, члены франц. Сопротивления, франц. националист Ш. Моррас). После окончания второй мировой войны появилась надежда на возрождение аббатства. В дек. 1945 г. орден цистерцианцев назначил титулярным аббатом К. Матьё Катамбе. Однако тюрьма на территории мон-ря действует до наст. времени. Пенитенциарный комплекс занимает 30 га; в бывш. монастырском саду построено здание для содержания заключенных. В 70-х гг. XX в. начались реставрационные работы в исторических зданиях К. (дом конверсов (XII в.), гостиница для приема женщин за пределами мон-ря (XV в.), рефекторий, кельи и б-ка (XVIII в.)). Созданная в 1979 г. ассоциация «Возрождение аббатства Клерво» (Association «Renaissance de l'Abbaye de Clairvaux») занимается организацией посещений К. туристами и охраной исторических памятников.

Лит.: Arbois de Jubainville H., de. Études sur l'état intérieur des abbayes cisterciennes, et principalement de Clairvaux, aux XIIe et XIIIe siècles. P., 1858; Lalore Ch. Le trésor de Clairvaux du XIIe au XVIIIe siècle. Troyes, 1875; Laurent J., Claudon F. Abbayes et prieurés de l'ancienne France / Éd. Ch. Beaunier, J. M. L. Besse. Ligugé, 1941. T. 12: Province ecclésiastique de Lyon. Pt. 3: Diocèses de Langres et de Dijon. P. 308-344; Fossier R. La vie économique de l'abbaye de Clairvaux, dès origines à la fin de la guerre de Cent Ans // Positions des thèses de l'École des chartes. P., 1949. P. 57-63; Bernard de Clairvaux. P., 1953; Beis H. La place prise par l'abbaye de Clairvaux au temps de S. Bernard dans la rivalité entre le comte de Champagne et le duc de Bourgogne // Mélanges S. Bernard. Dijon, 1953. P. 28-31; King A. A. Cîteaux and her Elder Daughters. L., 1954; Jeulin P. Quelques découvertes et constatations faites à Clairvaux depuis une vingtaine d'années // Bull. de la Société Nationale des Antiquaires de France. P., 1960. P. 94-118; Dimier A. En marge du centenaire bernardin: L'église de Clairvaux // Cîteaux. Westmalle, 1974. T. 25. P. 309-314; Musso J. M. L'abbaye de Clairvaux // Monuments historiques de la France. N. S. P., 1986. T. 32. N 145. P. 12-18; Miguet M. Abbaye de Clairvaux: Le bâtiment des convers de Clairvaux, une restauration complexe // La vie en Champagne. Troyes, 1987. N 374. P. 8-15; Histoire de Clairvaux: Actes du colloque de Bar-sur-Aube/Clairvaux (22-23 juin 1990). Bar-sur-Aube, 1991; Kinder T. N. Les églises médiévales de Clairvaux: Probabilités et fiction // Histoire de Clairvaux. 1991. P. 205-230; Leroux-Dhuys J. F. Clairvaux: De l'abbaye à la prison // Moines et religieux au Moyen Âge / Dir. J. Berlioz. P., 1994. P. 143-155; idem. L'économie cistercienne, les convers et les granges: L'exemple de Clairvaux // Mémoire de Champagne. Langres, 2000. T. 2. P. 169-179; idem. Clairvaux: État des lieux. Langres, 2011; Vilain G. Trois granges de l'ancienne abbaye de Clairvaux protegées au titre de monuments historiques // L'Espace Cistercien / Éd. L. Pressouyre. P., 1994. P. 581-588; Kennedy [Gajewski] A. Gothic Architecture in Northern Burgundy in the 12th and Early 13th Cent.: Diss. L., 1996; Veyssière L. Les chartes et les sceaux de l'abbaye de Clairvaux, au XIIe siècle // Mémoire de Champagne. Langres, 2001. T. 3. P. 19-42; idem. Recueil des chartes de l'abbaye de Clairvaux au XIIe siècle: Diss. P., 2004.
А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви. Франция Библиотеки монастырские Цистерцианцы Клерво [от лат. clara vallis - «светлая долина»], цистерцианское аббатство
См.также:
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (1125 или 1130 – 1203), западноевр. средневек. поэт и богослов, цистерцианец
АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в.
АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО МОНАСТЫРЬ распол. в Аравийской пустыне
АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества
БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии
ВАРНАКОВА УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ принадлежит Фокидской митрополии Элладской Православной Церкви
ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне