Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРИАК
Т. 34, С. 146-148 опубликовано: 28 сентября 2018г.


КИРИАК

[сир.  ; Кириак Тагритский] (Ɨ 16/19.08.817, Мосул, Сев. Ирак), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 8/15 авг. 793). Род. в г. Тагрит (ныне Тикрит, Ирак), учился и принял постриг при мон-ре Столба (Эстуно) в Бизоне, в окрестностях Эр-Ракки (Каллиник, Сирия). К.- единственный яковитский патриарх, вышедший из этого мон-ря, что, по мнению М. Оза, могло лежать в основе ряда конфликтов во время его предстоятельства. Основными источниками сведений о К. являются анонимная сир. хроника, доведенная до 813 г., «Хроника» патриарха Михаила Сирийца (XII в.), который в свою очередь опирался на несохранившуюся «Хронику» патриарха Дионисия Телль-Махрского (818-845), преемника К., и «Церковная история» еп. Григория Бар Эвройо (XIII в.).

К. был избран патриархом 8 авг. (по др. сведениям - 15 авг.) 793 г. на церковном Соборе в Харране. Первые годы его Патриаршества прошли в обстановке внутренних распрей сиро-яковитского духовенства, в к-рых К., пользовавшийся сначала значительным авторитетом (Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 484), должен был выступать посредником. Так, в Эдессе он попытался примирить местного митр. Захарию с паствой, к-рая уже неск. лет упорно отказывалась его принять. В итоге стороны пошли на компромиссное решение: 4 округа Эдесской епархии были отданы в подчинение Захарии, но должны были вернуться в ее состав после его кончины; над остальными К. поставил нового епископа.

Одной из главных задач К. было преодоление конфликта между севирианами (последователями патриарха Севира Антиохийского), к-рых представлял Патриарший престол, и юлианистами (приверженцами учения еп. Юлиана Галикарнасского), к-рые пользовались поддержкой в епархиях Армянского нагорья и подчинялись собственному «патриарху» Гавриилу. Разногласия между ними временно прекратились после соглашения 787/8 г., но вскоре возобновились. Предметом ожесточенного спора был вопрос о правомерности выражения: «Мы преломляем Небесный Хлеб (  ) во имя Отца и Сына и Святого Духа» - в чинопоследовании Евхаристии. Не разделяя терпимого отношения своего предшественника Георгия (Ɨ 789/90) к его использованию, К. открыто выступил за его запрет, но натолкнулся на сопротивление видных иерархов, в частности еп. Севира Самосатского, и клириков важного яковитского центра - г. Кир.

При К. созывалось 5 Соборов Сирийской яковитской Церкви. Первый из них, в Бет-Ботине (в Харранской епархии) в нояб. 794/5 г., принял свод канонов: согласно церковным хронистам - 40, в сохранившейся полностью редакции - 46 (The Synodicon in the West Syrian Tradition. 1976. Vol. 2. [Pt. 1.] P. 6-17; [Pt. 2.] P. 7-18; другая, фрагментарно сохранившаяся редакция: Oez. 2012. Vol. 2. P. 444-449). В частности, было постановлено, что слова о «Небесном Хлебе» могут произноситься и не произноситься на усмотрение совершающего богослужение, но не должны служить источником соблазна. Вскоре обострился конфликт К. с Севиром, еп. Самосаты. Когда К. прибыл в Самосату с намерением исправить ряд ошибок в правлении Севира, тот не пустил его в церковь. К. вошел туда, только предъявив грамоту от халифа на имя наместника, после чего анафематствовал Севира и добился того, что последний прибыл к нему за отпущением грехов вместе со своим клиром и паствой.

Переговоры К. с юлианистским «патриархом» Гавриилом завершились принятием решения о созыве в 797/8 г. в монастыре Нававис (обл. Киннасрин в Сирии) 2-го Собора, на к-ром было провозглашено воссоединение северианской и юлианистской иерархий, в знак чего оба предстоятеля приняли друг от друга причастие. Гавриил признал исповедание веры Севира Антиохийского и его возражения против Юлиановой «ереси», но не согласился с его канонизацией и анафемой Юлиану. В ходе Собора К. и Гавриил выработали общий Символ веры Иакова, брата Господня (изд. и франц. пер.: Draguet. 1941; переизд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 453-459). За К. и Гавриилом сохранялся патриарший сан, к-рый должен был признаваться на подвластных им территориях, а после кончины одного из них церковное управление должно было перейти к другому. Однако после окончания Собора соперничество между действующими епископами не прекратилось и несоблюдение взятых на себя сторонами обязательств привело к новому разрыву К. с Гавриилом. Многие из последовательных севириан обвиняли К. в чрезмерной уступчивости, требуя анафематствовать Юлиана. Так, Вакх, еп. Кирский, к-рый резко осуждал К. за «разделение Церкви» и попытки запретить слова о «Небесном Хлебе», был неоднократно лишен сана и отлучен «за лицемерие», хотя и сохранил влияние в своей епархии, опираясь на почитаемую здесь обитель Губбо-Барройо близ Маббуга (ныне Манбидж). Окончательное отпадение Кирской обл. произошло уже после кончины Вакха (798). Его ученик Ксенайя явился к К. в сопровождении монахов из Губбо-Барройо, но на просьбу о епископской хиротонии получил отказ. Патриарх не желал, чтобы «эти края удерживались в качестве вотчины за монастырем» (Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 487). После этого клирики и миряне Кира вышли из повиновения К., требуя, чтобы он не назначал им церковным главой никого, кроме Ксенайи. Побуждаемый к более решительным действиям епископами Иоанном Алеппским и Феодосием Селевкийским, патриарх пошел наперекор желанию паствы и поставил в Кир еп. Соломона. Это усугубило раскол: на богослужении в Кире перестали поминать К.

Низложенные К. епископы и их сторонники представили совместную жалобу халифу Харуну ар-Рашиду, воспользовавшись тем, что он пребывал близ сел. Дабик в Сев. Сирии, готовясь к походу на Византию (806/7). Донос, обвинявший патриарха в том, что он не признает арабо-визант. границу и тайно переписывается с ромеями, повлек за собой карательные меры. Были разрушены мн. яковитские храмы, в т. ч. в селениях близ Антиохии и Иерусалима, и даже церковь в Св. граде. К. едва избежал ареста и удалился в Бет-Гуврин, чтобы затем добровольно предстать перед Харуном ар-Рашидом. Секретарь халифа Исмаил ибн Салих отверг обвинения, согласно которым К. якобы подстроил убийство бедуинами епископа арабов Симеона из Губбо-Барройо. К. был оправдан и вернулся в свой мон-рь.

Вскоре К. отправил неск. епископов на переговоры с братией обители Губбо-Барройо, но монахи изгнали присланных им иерархов. К. с помощью войска местного эмира заточил непокорных в монастырской темнице. Поверив обещаниям о примирении, патриарх отпустил заключенных, однако его противники не сдержали слова и даже самовольно рукоположили 2 епископов. Все это побудило партию К. вновь обратиться к эмиру и разогнать мятежных. На Соборе в Бет-Гуврине (808) К. анафематствовал их. Насельник монастыря Картамин Авраам, брат убитого еп. Симеона, заявлявший о своей лояльности к К., вскоре перешел в лагерь противников патриарха, к-рые избрали его антипатриархом, после чего их стали именовать авраамитами. Он рукоположил неск. архиереев, оказавших яростное сопротивление решению К. об изменении чинопоследования Евхаристии. Нек-рые из них отправились в Египет и обратились за помощью к копт. Александрийскому патриарху Марку II (799-819), но тот, списавшись с К., выгнал их из Египта и отлучил Авраама и его приверженцев-епископов (письмо патриарха Марка к К. сохр. в составе «Истории Александрийских патриархов»: History of the Patriarchs. 1915. P. 417-418). В Сирии схизма была преодолена лишь при следующем патриархе - Дионисии Телль-Махрском.

Др. конфликт был связан с управлением вост. диоцезами Сирийской яковитской Церкви мафрианом, кафедра к-рого находилась в Тагрите. Сначала К. назначил на эту кафедру митр. Симеона, однако из-за недовольства паствы его действиями был вынужден отстранить его, что вызвало церковную распрю. В 812/3 г. в Харране по этому вопросу был созван 4-й за время Патриаршества К. Собор. Поскольку его участники не смогли прийти к согласию, Симеон удалился в мон-рь и письменно отрекся от кафедры. Собор утвердил 26 канонов, адресованных преимущественно клирикам и монахиням (The Synodicon in the West Syrian Tradition. 1976. Vol. 2. [Pt. 1.] P. 17-24; [Pt. 2.] P. 18-27). Впосл. К. добился примирения Симеона с вост. епископами и хотел восстановить его на престоле, но тот умер. Его преемником К. поставил Василия из Балада. Василий воспротивился практике ношения митрополичьего титула архиереем Мосула Даниилом, который также имел высокий статус, но должен был подчиняться мафриану. В результате в Мосуле разгорелся конфликт между сторонниками Даниила и поддержавшей его обителью-епископством Мар-Маттай, с одной стороны, и приверженцами Василия и К.- с другой. После взаимных анафематствований и карательных мер, принятых мусульм. властями, К. созвал в авг. 817 г. Собор в Мосуле. На нем в отношениях Тагритского и Мосульского митрополитов был закреплен status quo, о чем было составлено особое послание к «верующим Востока» (имеются в виду вост. диоцезы Сирийской яковитской Церкви, прежде всего обл. Бет-Гармай), сохранившееся в составе «Хроники» Михаила Сирийца (Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 495-497; переизд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 471-475). В 829 г. патриарх Дионисий Телль-Махрский закрепил за Даниилом титул мафриана.

В 10-х гг. IX в. В. Приевфратье превратилось в арену кровопролитного противостояния бедуинских группировок, а также халифских войск, преданных сыновьям Харуна ар-Рашида: одни - аль-Амину, другие - аль-Мамуну. В связи с этими событиями К., как и всему населению округи, пришлось выдержать немало бедствий, в т. ч. затяжную осаду Эр-Ракки. Ок. 815 г. К. направил ко двору арм. правителя Ашота Мсакера Багратуни архидиак. Нонна Нисибинского для участия в религ. диспуте с правосл. еп. Харрана Феодором Абу Куррой

Вскоре после Собора в Мосуле К. скончался; его тело было перевезено в Тагрит и предано земле. Память К. отмечена под 16 авг. в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 158, 191) и под 13 авг. в 2 сиро-яковитских Минологиях XVI-XVII вв. из Алеппо (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 84. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17141 (IX в.) сохранилось 3 анонимных мадраша (гимна) в честь К. (изд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 523-543), а в рукописи «Книги святого Иерофея» из собрания мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун (Deir al-Surian. Syr. 20. Fol. 4r) - его иконописный портрет (см.: Oez. 2012. Vol. 1. P. 236). О возможных связях К. с этой обителью свидетельствует также настенная орнаментальная надпись с упоминанием его имени в ц. Пресв. Богородицы (Ibid. P. 235).

К. является автором обширного богословского компендиума на сир. языке в 3 ч., состоявшего из 98 «речей» (первоначально - отдельные трактаты, составленные по различным случаям). Фрагментарно сохранилась только 3-я ч., включающая 22 «речи», в единственной рукописи из мон-ря св. Марка в Иерусалиме (переписана с автографа в 804). Ее ядром является соч. «О Божественном провидении» (14 «речей»). В конце рукописи помещены составленное К. Исповедание веры, 10 ответов патриарха на вопросы диак. Йешу из Тарманаза (в Кирской епархии), уцелевшие фрагментарно и известные также в араб. переводе, и 2-я редакция канонов Собора в Бет-Ботине (изд. и англ. пер. всех текстов рукописи: Oez. 2012. Vol. 2. P. 1-449). К. приписывается авторство одной из яковитских анафор (изд. с лат. пер. по рукописи XV в. из мон-ря св. Марка в Иерусалиме: Kaiser. 1905; переизд. с привлечением рукописей Lond. Brit. Lib. Add. 14690 и 14694 и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 505-521). Кроме того, письменное наследие К. включает неск. метрических гомилий (мемр): в честь Севира Антиохийского, на т. н. воскресенье священников, о «винограднике Возлюбленного» (на Ис 5. 1-7 и Мф 21. 33-44; изд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 489-503) и о целомудрии, а также 2 соборных послания - к копт. патриархам Иоанну IV (775-799) и Марку II. Последнее, имеющее важное догматическое значение (посвящено триадологическим и христологическим вопросам), сохранилось в ущербном араб. переводе с утраченного греч. оригинала в составе араб. сб. «Исповедание отцов» (1078) и его эфиоп. перевода XVI в. (изд. араб. текста и франц. пер.: Teule. 1978).

Соч.: Kaiser K. Die syrische «Liturgie» des Kyriakos von Antiocheia // Oriens Chr. 1905. Bd. 5. S. 174-197; Teule H. La lettre synodale de Cyriaque, patriarche monophysite d'Antioche (793-817) // OLP. 1978. Vol. 9. P. 121-140; Oez M. Cyriacus of Tagrit and his Book on Divine Providence. Piscataway (N. J.), 2012. Vol. 2. (Gorgias Eastern Christianity Stud.; 33).
Ист.: Chronicon anonymum ad ann. P. C. 813 pertinens / Ed. E.-W. Brooks // Chronica minora. Parisiis; Lipsiae, 1905. Pt. 3. P. 243-260. (CSCO; 5. Syr. Ser. 3; 4); Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 5-35, 450-453; T. 4. P. 484-497, 753-754; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 1. Сol. 329-344; T. 3. Col. 177-190; idem. [Bar Hebraeus.] The Chronography / Transl. E. A. W. Budge. L., 1932. Amst., 1976r. Vol. 1. P. 126; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Ed. B. Evetts. P., 1915. Pt. 4. P. 416-418. (PO; T. 10. Fasc. 5); Vööbus A. Syrische Kanonessammlungen: Ein Beitrag zur Quellenkunde. Louvain, 1970. Tl. 1: Westsyrische Originalurkunden. Bd. 1A. S. 13-35. (CSCO; 307. Subs.; 35); Bd. 1B. S. 298-299. (CSCO; 317. Subs.; 38); The Synodicon in the West Syrian Tradition / Ed., transl. A. Vööbus. Louvain, 1976. Vol. 2. [Pt. 1: Syr. text.] P. 6-24; [Pt. 2: Transl.] P. 7-27. (CSCO; 375-376. Syr.; 163-164).
Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 116-117, 341-344; Райт. Очерк. С. 114-115, 139; Duval. Littératures. P. 171, 384; Baumstark. Geschichte. S. 270-271; Rücker A. Das dritte Buch der Me mre  des Kyriakos von Antiochien // Oriens Chr. 1934. Bd. 31. S. 107-115; Chabot. Lit. syr. P. 92; Draguet R. Le Pacte d'union de 797 entre les Jacobites et les Julianistes du Patriarcat d'Antioche // Le Muséon. 1941. Vol. 54. P. 91-106; Vööbus A. Neue Angaben über die Regierungszeit des Patriarchen Qyriaqos // Oriens Chr. 1968. Bd. 52. S. 87-91; idem. Discovery of the Biography of Severus of Antioch by Qyriaqos of Tagrit // RSBN. N. S. 1975/1976. Vol. 12/13. P. 117-124; Ignatius Aphram I Barsoum, patr. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences / Transl., ed. M. Moosa. Piscataway (N. J.), 2003. P. 376-378; Taylor D. The Patriarch and the Pseudepigrapha: Extra-Biblical Traditions in the Writings of Kyriakos of Tagrit (793-817) // Sur les pas des Araméens chrétiens: Mélanges offerts à A. Desreumaux / Éd. F. Briquel Chatonnet, M. Debié. P., 2010. P. 35-61; Witakowsky W. Quryaqos // GEDSH. P. 347-348; Oez M. Cyriacus of Tagrit and his Book on Divine Providence. Piscataway (N. J.), 2012. Vol. 1.
Т. К. Кораев
Ключевые слова:
Патриархи Сирийской яковитской Церкви Кириак [Кириак Тагритский] (Ɨ817), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с авг. 793)
См.также:
ДИОНИСИЙ ТЕЛЛЬ-МАХРСКИЙ (Ɨ 845), сиро-яковитский патриарх (c 818)
ЕФРЕМ I Бар Саум, Мар Игнатий (1887 - 1957), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1933)
ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980)
ИАКОВ III Мар Игнатий (1912 - 1980), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1957)