Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Т. 19, С. 713-715 опубликовано: 16 ноября 2009г.


ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

[слав.         греч. ῾Η σύλληψις τῆς ῾Αγίας ῎Αννης; лат. Conceptio Sanctae Mariae], праздник, отмечаемый правосл. Церковью 9 дек., в воспоминание чудесного зачатия Пресв. Девы прав. Анной.

Событие

в честь к-рого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Иакова Протоевангелии. У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. Иоанн, не допущенный иерусалимским первосвященником принести жертву Богу, удалился в пустыню, оставив Анну дома. В это время обоим супругам было видение ангела, возвестившего о том, что Бог услышал их молитвы и у них будет ребенок. После этого благовестия Иоаким с радостью вернулся назад, а Анна вышла встречать его у Золотых ворот Иерусалима. Через 9 месяцев у них родилась дочь - Пресв. Дева (подробнее о событии см. в ст. Иоаким и Анна).

История праздника на Востоке

Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон прп. Андрея Критского († 740) (PG. 97. Col. 1305-1315; проповедь на этот праздник, надписанная в нек-рых рукописях именем прп. Андрея (CPG, N 8224), принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому - см.: BHG, N 1148g) и гомилия пресв. Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem Sanctae Deiparae // PG. 96. Col. 1459-1499). Однако, как отмечает Иоанн, праздник З. А. Б. в его время еще не был известен повсеместно (Ibid. Col. 1499). Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.). В IX в. количество свидетельств о празднике З. А. Б. резко возрастает. В частности, к этому времени относятся 4 проповеди (PG. 100. Col. 1335-1402) и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского (cм., напр.: Toscani, Cozza-Luzi. 1862). В 1166 г. имп. Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в к-рые запрещено работать (RegImp, N 1466).

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 126), в большинстве рукописей этого памятника, говорится, что при совершении богослужения в честь З. А. Б. следует ориентироваться на службу 9 сент. (день памяти св. праведных Богоотец Иоакима и Анны). Тем не менее в нек-рых рукописях под 9 дек. указаны тропари в честь З. А. Б. 4-го гласа: Σήμερον τῆς εὐσπλαγχνίας Θεοῦ ἡ φανέρωσις̇ (Днесь благоутробия Божия явление) и Σήμερον ἡ ἀπαρχὴ τῆς σωτηρίας ἡμῶν̇ (Днесь начало спасения нашего).

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 301-302), содержащему самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, служба в честь З. А. Б. совершалась с особой торжественностью. Указаны отпустительный тропарь 1-го гласа   ()    и кондак 4-го гласа на подобен «Явился еси»   ()  на вечерне поется «Блажен муж»; стихиры на «Господи воззвах» исполняются на 6 (2 цикла стихир-подобнов по 3 стихиры); указан самогласен праздника на стиховне вечерни; утреня совершается с пением «Бог Господь»; поются каноны З. А. Б.: 1-го гласа, ирмос:     1-го гласа, ирмос:  ()   2-го гласа, ирмос:    ()  светилен   [ ]  на хвалитех указан цикл из 3 стихир-подобнов; на стиховне утрени вместе со стихирами Октоиха исполняются 2 подобна праздника. На литургии - прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие Лк 8. 16-21.

Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 333-335), вечерня в день памяти З. А. Б. совершается без кафизмы, на «Господи, воззвах» стихиры поются на 6 (указан один цикл стихир); на стиховне вечерни - стихиры праздника, на «Слава и Ныне» - самогласен праздника; отпустительный тропарь Σήμερον ἡ ἀπαρχὴ τῆς σωτηρίας ἡμῶν̇ (Днесь начало спасения нашего); на утрене поется «Бог Господь», по 2-й кафизме указан седален праздника (в Студийско-Алексиевском Типиконе этот текст выступает в качестве отпустительного тропаря); поются 3 канона, Октоиха и 2 праздника: канон 1-го гласа, ирмос: ᾿Ωδὴν ἐπινίκιον̇ (  ) и канон того же гласа с алфавитным акростихом; по 3-й песни следует седален праздника и чтение слова Георгия Никомидийского на З. А. Б.; по 6-й песни - кондак; ексапостиларий ῞Αγιος Κύριος ὁ Θεὸς ἡμῶν (     ); указан цикл стихир-подобнов для пения на стиховне утрени и подобен на «Слава и Ныне»; на литургии поется тропарь праздника, прокимен из Пс 31 со стихом, Апостол Евр 9. 1-7, аллилуиарий из Пс 36, Евангелие Лк 8. 16-21.

Указания Мессинского Типикона 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 68) на 9 дек. имеют по сравнению с Евергетидским Типиконом незначительные отличия: на утрене стихословится кафизма, поются 2 канона праздника (1-го и 2-го гласов) без канона Октоиха; на литургии - прокимен из Пс 45 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 44, Евангелие то же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 69) предлагается такой же устав службы З. А. Б., как в Евергетидском и Мессинском Типиконах.

Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР)
Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР)

Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР)

В различных редакциях Иерусалимского устава, начиная с древних рукописей (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35) и до совр. печатных изданий, в последовании З. А. Б. сохраняется большинство элементов из богослужения по Типиконам студийской традиции, однако используется иной отпустительный тропарь 4-го гласа Σήμερον τῆς ἀτεκνίας δεσμά̇ (   ); служба З. А. Б., как правило, имеет статус славословной (в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) 9 дек. отмечено знаком «красный крест», что указывает на совершение в честь З. А. Б. полиелейной службы, в издании Типикона 1631 г.- знаком шестиричной службы («3 точки в полукруге» черного цвета) и только начиная с исправленного издания 1682 г. 9 дек. отмечается знаком славословной службы («3 точки в полукруге» красного цвета)); литургические чтения заимствуются из службы св. праведным Богоотцам Иоакиму и Анне 9 сент; в греч. богослужебных книгах последование З. А. Б. может соединяться со службой Обновления храма.

Последование З. А. Б., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Σήμερον τῆς ἀτεκνίας δεσμά̇ (   ) и кондак 4-го гласа ᾿Εορτάζει σήμερον̇ (  ) (указан уже в Студийско-Алексиевском Типиконе) с икосом (икосы разные в греч. и слав. Минее); каноны: 1-го гласа, без акростиха, ирмос: ᾿Ωδὴν ἐπινίκιον̇ (  ), нач.: Τήν σύλληψιν σήμερον (  ), авторства Андрея Критского (этому гимнографу принадлежат также канон на Рождество Пресв. Богородицы из совр. Минеи и канон на память св. праведных Богоотец Иоакима и Анны), известный по рукописям (см.: Ταμεῖον. Σ. 40), 2-го гласа, с акростихом: ῾Η τήν χαράν τέξουσα, τίκτεται κόρη (Радость родившая, рождается девица), авторства Георгия (имя автора указано в богородичнах), ирмос: ᾿Εν βυθώ κατέστρωσε̇ (   ), нач.: ῾Η τού κόσμου σήμερον χαρά (Мира днесь радость) (этот канон есть только в греч. Минее); канон с алфавитным акростихом, 1-го гласа, ирмос:    нач.:     (этот канон содержится только в слав. Минее); 3 цикла стихир-подобнов (стихиры на хвалитех в греч. и слав. Минее разные); 3 самогласна; седальны (в греч. Минее - 5, в слав.- 4 (3 седальна совпадают); один из седальнов по кафизмам употребляется в качестве отпустительного тропаря праздника в Студийско-Алексиевском Типиконе); седален по полиелеe (только в греч. Минее; употребление этого седальна весьма странно, т. к. др. элементы полиелейной службы (напр., стихиры по Пс 50) не указаны); светильны разные (в греч. Минее помещены 2 светильна); литургические чтения совпадают с указанными 9 сент. В Минее (МП) 9 дек. излагается бденная служба в честь З. А. Б., которая содержит дополнительные циклы стихир для малой вечерни, паремии Богородице, стихиры на литии, седален по полиелее (совпадает с седальном по 1-й кафизме на Рождество Пресв. Богородицы), величание, в к-ром прославляется Богородица и ее родители, Евангелие утрени - Лк 1. 39-49. 56 (читается на все Богородичные праздники), стихира по Пс 50.

По рукописям известны песнопения З. А. Б., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, нач.:     (Минея ГИМ. Син. № 162, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 36), дополнительные кондаки: 4-го гласа Τῆς πρὸς ἀννοῦς τοῦ θεοῦ προθυμίας̇ (К Анне Божиего благоволения) и плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ῾Ως πλατυτέρα οὐρανῶν̇ (Яко ширшая небес) с икосами (Амфилохий. Кондакарий. С. 81); дополнительные икосы (Там же. С. 171, 55, 91 (отд. паг.)). Кроме того, в 1890 г. в Афинах была издана служба предпразднства З. А. Б. (см.: Γαβρᾶς ᾿Ι. Τὰ ἄνθη τοῦ παραδείσου ἤτοι ἀκολουθίαι τοῦ ἁγίου ἐνδόξου ἱερομάρτυρος ᾿Ανθίμου ἐπισκόπου Νικομηδείας ἔτι τοῦ ἁγίου ἐνδόξου μεγαλομάρυρος Θεοδώρου τοῦ Γαβρᾶ κα τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν ᾿Ιουβεναλίου πατριάρχου ῾Ιεροσολύμων κα συμπλήρωσις ἀκολουθιῶν τινων ἀποστόλων κα ἁγίων, ἔτι δὲ κα ὗμνοί τινες εἰς τὴν γέννησιν τοῦ κυρίου ἡμῶν ᾿Ιησοῦ Χριστοῦ. ᾿Αθῆναι, 1890. Σ. 99-102).

Праздник на латинском Западе

Первые свидетельства об этом празднике на Западе относяться к IX в. В ирл. Мартирологе Энгуса (ок. 830) праздник З. А. Б. указан под 3 мая (продолжения эта традиция не получила). Визант. дата - 9 дек. встречается в Неаполитанском Мраморном календаре (сер. IX в.) (см.: DACL. T. 2. Pt. 2. Col. 1591-1592).

В Англии в 1-й пол. XI в. этот праздник отмечался днем раньше - 8 дек. (English Calendars before AD 1100 / Ed. F. Wormald. L., 1934). Несмотря на расхождение в датах, визант. влияние (скорее всего, через греч. мон-ри) здесь также вероятно: ряд англ. рукописей, где появляется праздник З. А. Б., впервые для этого региона указывает и визант. память свт. Иоанна Златоуста (27 янв.) (подробнее см.: Davis. 1954). В Эксетерском и Кентерберийском Понтификалах (Бенедикционалах) приводятся особые епископские благословения, читаемые в этот день, в к-рых отмечается, что Дева Мария была избрана и освящена Богом прежде Благовещения.

Однако после норманнского завоевания Англии в 1066 г. праздник был забыт и восстановлен только Ансельмом Младшим, еп. Лондонским († 1148). Решающую роль в переосмыслении праздника сыграл трактат бенедиктинского монаха, помощника Ансельма, Эадмера «De conceptione Beatae Mariae» (ранее трактат ошибочно приписывался Ансельму Кентерберийскому - PL. 159. Col. 301-318), в к-ром впервые было сформулировано учение о Непорочном зачатии Девы Марии, т. е. о том, что Дева была освобождена от действия первородного греха.

Из Англии традиция празднования была перенесена в Нормандию, а затем в Лион. Но во Франции против переосмысления З. А. Б. выступил Бернард Клервоский (Bernard. Clar. Ep. 174(215). 1). Хотя позиция Бернарда впосл. была поддержана Фомой Аквинским и Бонавентурой, распространение праздника З. А. Б. продолжилось. В 1263 г. в Пизе Генеральный капитул ордена францисканцев принял решение о праздновании З. А. Б. во всем ордене. Богословское обоснование в основном было сформулировано англ. теологами Николаем Сент-Олбанским и Иоанном Дунсом Скотом.

В период Авиньонского пленения папы Римские часто совершали мессу в церкви ордена кармелитов, которые праздновали З. А. Б. После возвращения в Рим торжество было введено и там. Служба праздника во многом повторяла службу Рождества Девы Марии (8 сент.), включая отдельные песнопения и чтение Апостола, Притч 8. 22-35 и Евангелия - Мф 1. 1-16.

Окончательному признанию праздника в католич. Церкви способствовало решение Базельского Собора относительно учения о Непорочном зачатии (оно было принято в 1438, т. е. уже после закрытия Собора папой Евгением IV). В 1475 г. против учения о Непорочном зачатии выступил доминиканец Винченцо Бальделли. В ответ на его трактаты папа Сикст IV (прежде монах ордена францисканцев) буллой «Cum praecelsa» (1477) одобрил службу, составленную на этот праздник протонотарием Леонардо Ногароли. В новой службе чтение Мф. 1. 1-16 было заменено чтением Лк 11. 27-28, а для антифонов и градуала были использованы тексты из кн. Песни Песней Соломона. Если прежде основной темой службы было противопоставление Евы и Девы Марии, то теперь акцент был сделан на обосновании необходимости Непорочного зачатия для домостроительства спасения.

В 1480 г. Сикст IV издал бреве «Libenter», в к-ром одобрил новую службу, составленную францисканцем Бернардино ди Бусти. Эту службу отличало обилие символики и метафор (Дева именовалась храмом, святилищем, дворцом, солнцем, звездой, розой, лилией, источником вод и т. д.). В 1482 и 1483 гг. были изданы 2 декрета «Grave nimis», запрещавшие называть праздник З. А. Б. еретическим. Тридентский Собор не выносил определения относительно учения о Непорочном зачатии, сохранив решение Сикста IV в силе. При этом статус праздника З. А. Б. в литургических книгах, изданных папой Пием V, был понижен. Но в 1693 г. папа Иннокентий XII распространил празднование З. А. Б. на всю католич. Церковь, добавив празднование октавы (отмененной папой Пием V), а в 1708 г. папа Климент XI сделал 8 дек. праздником, обязательным для всех. Однако слово «Immaculata» (Непорочное) было разрешено добавлять к названию праздника только в 1806 г. папой Пием VII, Изначально привилегией пользовались францисканцы, но с 1838 г. новое название праздника могло использоваться в любом еп-стве по запросу правящего епископа (в 1843 с таким прошением обратились к папе доминиканцы, главные противники учения о Непорочном зачатии).

В 1854 г. папой Пием IX был окончательно сформулирован догмат о Непорочном зачатии (в составлении буллы «Ineffabilis Deus» принимал участие франц. литургист аббат Проспер Геранже), в 1863 г. была составлена новая служба, в основу к-рой были положены тексты службы Ногароли. В реформированном Миссале 1970 г. к этой службе были добавлены новые чтения (Быт 3. 9-15. 20; Еф 1. 3-6. 11, 12; Лк 1. 26-28) и особая префация праздника. В наст. время праздник имеет статус «Торжество» (Sollemnitas).

Лит.: Toscani Th., Cozza-Luzi G., ed. De Immaculata Deiparae Conceptione Hymnologia Graecorum. R., 1862; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. Церкви. СПб., 190110. М., 1996р. T. 1. С. 109-112; Bishop E. On the Origins of the Feast of the Conception of the Blessed Virgin Maty // Idem. Liturgica Historica. Oxf., 1918. P. 238-259; Cecchin A. M. La concepzione della Vergine nella liturgia della Chiesa occidentale anteriore al sec. XIII // Marianum. R., 1943. Vol. 5. P. 58-114; Davis H. F. The Origin of the Devotion to Our Lady's Immaculate Conception // Dublin Rev. 1954. Vol. 228. P. 375-392; Van Dijk S. J. P. The Origin of the Latin Feast of the Conception of the Blessed Virgin Mary // Ibid. P. 251-267, 428-442; Gagov G. L'ambiente liturgico e culturale inglese a favore dell'Immacolata e Giovanni Duns Scotus // Virgo Immaculata: Acta Congr. Mariologici-Mariani Romae anno MCMLIV celebrati. R., 1955. Vol. 4. P. 74-89; Bouman C. A. The Immaculate Conception in the Liturgy // The Dogma of the Immaculate Conception: History and Significance. Notre Dame (Ind.), 1958. P. 113-159; Clayton M. The Cult of the Virgin Mary in Anglo-Saxon England. Camb.; N. Y., 1990.
Е. Е. Макаров, А. А. Ткаченко
Ключевые слова:
Новозаветные реалии Литургика историческая. История формирования чинопоследований и служб Гимнография Нового Завета Литургика Римско-Католической Церкви Богородичные Праздники, дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы, праздник, отмечаемый православной Церковью 9 дек.
См.также:
АНТИПАСХА 2-я нед. (воскресенье) после Пасхи
БОГОРОДИЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные особенному прославлению Божией Матери
ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии
ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число двунадесятых
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории
AVE MARIA самая распространенная богородичная молитва Западной Церкви
АДВЕНТ в западном богослужении период, предшествующий празднику Рождества Христова
ACCESSUS AD ALTARE название одного из моментов литургии верных
АНТИФОН богослужебн. песнопения
БЕНЕВЕНТАНСКИЙ ОБРЯД зап. богослужебная традиция
БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ одна из подготовительных недель перед Великим Постом
БОГОРОДИЦА Дева Мария, родившая Иисуса Христа