Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ
19, С. 349-357 опубликовано: 14 октября 2013г.


ЖИТОМИРСКАЯ И НОВОГРАД-ВОЛЫНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Житомирская и Новоград-Волынская епархия
Житомирская и Новоград-Волынская епархия

Житомирская и Новоград-Волынская епархия
УПЦ, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет совр. название и границы. Территория Ж. и Н.-В. е. включает Андрушёвский, Барановский, Бердичевский, Житомирский, Коростышевский, Любарский, Новоград-Волынский, Попельнянский, Романовский, Ружинский, Червоноармейский, Черняховский, Чудновский р-ны Житомирской обл. Епархия разделена на благочиннические округа: Андрушёвский, Барановский, Бердичевский, Житомирский городской, Житомирский районный, Коростышевский, Любарский, Новоград-Волынский, Попельнянский, Романовский, Ружинский, Червоноармейский, Черняховский, Чудновский. Кафедральный город - Житомир (до XV в. Житомель). Кафедральные соборы - в честь Преображения Господня (Житомир), во имя Св. Троицы (Новоград-Волынский, до 1795 город назывался Звягель). Правящий архиерей - архиеп. Гурий (Кузьменко; на кафедре с 31 июля 1994, с 21 апр. 2007 в сане архиепископа). К 1 янв. 2008 г. в Ж. и Н.-В. е. насчитывался 341 приход, клир епархии составляли 248 священнослужителей (235 священников, 13 диаконов).

Православие на Житомирщине в X-XVIII вв.

В период образования Древнерусского гос-ва (см. Древняя Русь) на территории совр. Житомирской обл. жили древляне, окончательно подчинившиеся киевским князьям к кон. X в. Племенным центром союза древлян являлся г. Искоростень (ныне Коростень, Житомирская обл.). Ок. 945 г. повторный сбор дани в нарушение договора вынудил древлян поднять восстание против киевского кн. Игоря. Находки археологов подтверждают известие «Повести временных лет» о том, что в сер. X в. столица древлянского союза подверглась нападению, после осады была разрушена и сожжена. Центром власти киевских князей на Древлянской земле стал г. Вручий (ныне Овруч, Житомирская обл.). Попытка древлян в 977 г. при помощи кн. Олега, 2-го сына вел. кн. Святослава Игоревича, выйти из-под контроля Киева окончилась неудачей. В 980 г. древляне признали власть Киевского вел. кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича, княжеским наместником здесь стал его сын кн. Святослав Владимирович, убитый в 1015 г. по приказу киевского кн. Святополка Ярополковича. После этих событий древляне лишились последних прав автономии и окончательно вошли в состав владений правителей Киевского княжества.

Вручий, по-видимому, был центром, из к-рого шло распространение христианства на территории совр. Житомирской обл. Ок. 1190 г., при кн. Рюрике (Василии) Ростиславиче, здесь была построена каменная ц. свт. Василия (известна по реконструкции ее верхней части, сделанной в нач. XX в. архит. А. В. Щусевым). По мнению ряда исследователей (П. А. Раппопорт и др.), к ее строительству имел отношение выдающийся древнерус. зодчий Петр Милонег. Как и весь город, храм пострадал в результате монг. нашествия в дек. 1240 г., но продолжал действовать, в сер. XIV в. его протопоп пользовался покровительством киевского кн. Владимира (Иоанна) Иоанновича. В сер. XIV в. Вручий был центром небольшого княжения в составе Киевского великого княжества. Согласно судебному делу, которое в 1551 г. разбирал киевский воевода-католик Ф. Г. Пронский, потомки земян Служек, Служковичей и др. отказывались давать для храма мед из своих имений протопопу ц. св. Василия Великого в Овруче. Свой иск протопоп подтвердил ссылкой на запись в представленном им на суде пергаменном Евангелии «от славное памети небожъчика Володимера (киевского кн. Владимира Иоанновича.- А. К.) наданное и од инших такъже вписане на тую церковь». В документе указано, что путивльский кн. Василий Владимирович (сын Владимира Иоанновича), в сер. XIV в. управлявший Вручским княжеством, дал в пользу храма «в месте Овручу под селом Имухоедовским остров Тростеницу, обрубный, и з оного идет десет ведер меду, и дават мают у Полохачове з земли Петниское чотыри ведр меду, а у Вербковичах ведро меду, у Гажине ведро меду, у Павъловичах полъведра меду, у Вуглох ведъро меду». Эту медовую дань протопоп получал осенью каждого года. Данная жалованная грамота, записанная в пергаменном Евангелии, подтверждалась до кон. XVII в. (Грамоты великих князей литовских. 1868. № 37. С. 74). (Медовая дань была самым распространенным налогом на сельское население Житомирщины (см.: Пашуто В. Т., Флоря Б. Н., Хорошкевич А. Л. Древнерус. наследие и ист. судьбы вост. славянства. М., 1982. С. 96) и составляла значительную часть княжеских и церковных доходов.)

По археологическим данным, Житомель известен с X в. В дек. 1240 г. город был сожжен монголами. В Ипатьевской летописи отображена печальная судьба защитников г. Колодяжина на р. Случь (у совр. с. Колодяжного Романовского р-на), где до разгрома жило ок. 1 тыс. чел. На Житомирщине примером сопротивления монг. войскам является Райковецкое городище на р. Гнилопять (у с. Райки Бердичевского р-на), все население к-рого погибло обороняясь. Во всех разрушенных монголами городах Житомирщины найдено множество нательных крестов (из бронзы, мрамора и шифера), предметы церковной утвари (Антонович. 1895. С. 12; др. работы). Такие находки свидетельствуют о том, что население городов было в основном христианизировано уже к нач. XIII в. В сельской местности язычество существовало дольше.

До монг. нашествия территория совр. Житомирской обл. входила в Белгородскую епархию; после 1240 г., когда был разрушен Белгород,- в Киевскую митрополичью область (см. Киевская епархия). После переезда в 1299 г. Киевского митрополита в Сев.-Вост. Русь церковными делами на территории совр. Житомирщины ведали митрополичьи наместники, к-рыми нередко являлись настоятели Киево-Печерского мон-ря. После образования в 1468 г. Западнорусской митрополии эти земли перешли под управление ее первоиерарха.

В 60-х гг. XIV в. Киевское великое княжество было под властью литов. князей из династии вел. кн. Гедимина. В ходе борьбы литов. правителей с Золотой Ордой и ее наследниками Киевская земля неоднократно подвергалась нашествию кочевников, в 1399, 1469, 1482 и 1606 гг. Житомир и его округа разорялись ордынцами. Во 2-й пол. XIV в. в Житомеле и во Вручии для обороны от кочевников были построены замки. В кон. XIV в. Житомель и Вручий упоминаются среди главных городов Киевской земли (ПСРЛ. Т. 3. С. 476). В 1444 г. Житомель получил Магдебургское право. Поскольку привилегии Магдебургского права на православных не распространялись, получение его городом свидетельствует о проживании в городе значительного числа католиков, к-рые появились на Киевской земле благодаря политике Литовского вел. кн. Витовта, жаловавшего здесь земли Виленскому капитулу св. Станислава и католич. монашеским орденам, причем подчиненные Виленскому капитулу крестьяне нередко освобождались от гос. повинностей. Привилегированное положение католиков приводило к многочисленным жалобам со стороны православных.

Собор в честь Преображения Господня в Житомире. 1874 г. Фотография. 2008 г.
Собор в честь Преображения Господня в Житомире. 1874 г. Фотография. 2008 г.

Собор в честь Преображения Господня в Житомире. 1874 г. Фотография. 2008 г.
В 1470 г. кор. Казимир IV Ягеллончик ликвидировал Киевское великое княжество, в 1471 г. было создано Киевское воеводство, Житомир и Овруч стали центрами поветов в составе воеводства. Первый киевский воевода М. Гаштольд был католиком, что вызвало недовольство населения Киевской земли, однако при поддержке войск короля Гаштольду удалось занять Киев. К нач. XVI в. замки Овруча и Житомира обветшали, в 1522 г. Житомир сгорел. В 1525 г. кор. Сигизмунд I пожаловал Житомирский замок «на вечность» католич. Виленскому архиеп. Яну, который должен был его расширить и заново отстроить (Малиновский. 1901. № XI. С. 13), в 40-х гг. XVI в. укрепления на Замковой горе в Житомире были перестроены по проекту местного архит. С. Бабинского. В сер. XVI в. население города было малочисленным, здесь было 49 мещанских дворов.

В XV-XVI вв. выразителями интересов правосл. шляхты и мещан на Житомирщине были рус. правосл. князья Глинские и Друцкие - владельцы замка в г. Звягеле, литов. правосл. князья Ружинские, владельцы замка в г. Ружине. Главными покровителями правосл. населения являлись крупные землевладельцы на Житомирщине князья Острожские, сохранявшие за собой руководство Киевским воеводством со 2-й пол. XVI в. до 1608 г. с незначительными перерывами, Вишневецкие, Сангушки (последние были державцами в Житомире в 50-60-х гг. XVI в.). В 1583 г. был основан Тригорский в честь Преображения Господня муж. мон-рь. На Житомирщине находились владения Киево-Печерского монастыря. В одном из них, в г. Радомысле (ныне Радомышль) Житомирского повета, архим. монастыря Елисей (Плетенецкий) в 1615-1616 гг. начал бумагоделательное производство для нужд монастырской типографии. В XV-XVI вв. отмечен активный переход западнорус. знати в католичество, часть магнатов и шляхты Киевщины (князья Вишневецкие, Гойские, Немиричи, Сенюты, Чапличи и др.) была увлечена движением антитринитариев (социниан). Центром социниан, представленных преимущественно шляхтичами и горожанами, реже крестьянами, в Житомирском повете стал г. Черняхов.

Костел Св. Софии в Житомире. 1735–1744 гг. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (ГПИБ)
Костел Св. Софии в Житомире. 1735–1744 гг. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (ГПИБ)

Костел Св. Софии в Житомире. 1735–1744 гг. Фотография. 40-е гг. ХХ в. (ГПИБ)
После Люблинской унии 1569 г. Киевское воеводство (кроме Мозырского повета) из Великого княжества Литовского перешло в Польское королевство, что привело к усилению давления на местное правосл. население со стороны католич. шляхты, к увеличению налогового бремени на православных, к-рые должны были отбывать повинности в пользу католич. Церкви. Расширению прав католич. Церкви на Житомирщине способствовало создание здесь католич. Житомирского деканата, к-рый в 1796 г. владел 205 селами. Не случайно в 1591-1596 гг. часть населения Житомирщины поддержала выступления казаков под рук. гетманов К. Косинского (присягнувшего весной 1593 царю Феодору Иоанновичу), С. Наливайко, Г. Лободы и М. Шаулы против власти католич. магнатов, шляхты и городского патрициата. В 1-й пол. XVII в. в Житомирском повете, как и во всем Киевском воеводстве, были часты случаи нападения крестьян на владельцев имений, население отказывалось нести феодальные повинности. В кон. XVI - нач. XVII в. мещане и крестьяне начали активно присоединяться к казачеству, что вызвало недовольство шляхты. Для защиты своих имений и предотвращения бегства крестьян в Запорожскую Сечь польск. власти создали гарнизоны до Черкасс. Во время очередного выступления казаков в 1613 - нач. 1614 г. магнаты прибыли с войсками в Житомир, где потребовали возвращения казаков в Запорожье, признания ими власти короля и отказа от создания отрядов нереестровых казаков, состоявших в основном из беглых крепостных Киевского воеводства.

После принятия в 1596 г. Брестской унии религиозная ситуация на Житомирщине, как и на всех украинско-белорусских землях, ухудшилась. В кон. XVI - 1-й пол. XVII в. в католичество и униатство перешла большая часть магнатов и значительная часть шляхты Житомирщины. Католическая шляхта всеми средствами стремилась присоединить к католичеству или унии подвластное ей православное население, что становилось причиной побегов крестьян (напр., в 1643 из мест. Торчицы, имения князей Вишневецких, сбежало ок. 200 чел.). В 1634-1636 гг. житомирский староста Я. Тышкевич основал в Житомире мон-рь кармелиток.

В 1648 г. Житомирский замок был взят войском гетмана Б. Хмельницкого, а в 1651 г. на северной окраине города казачьи войска полковника И. Богуна разгромили 17-тысячную польско-литов. армию кн. Четвертинского. По Андрусовскому перемирию между Россией и Речью Посполитой в 1667 г. Житомирское староство было возвращено Польше. В 1668 г. польск. власти сделали город адм. центром Киевского воеводства, где стали проводиться сеймы местной шляхты. В Житомир из Киева переместилась резиденция католич. Киевского епископа. В 1724 г. Киевский повет был объединен с Житомирским. В 1724-1751 гг. иезуиты имели в Житомире миссию. В 1724 г. ими был построен деревянный костел, в 1751-1767 гг. он был перестроен в камне (разобран в 1838). В 1735-1744 гг. орден Иисуса воздвиг в Житомире кафедральный каменный костел Св. Софии. До 1773 г. в Житомире действовала школа иезуитов с классами грамматики (с 1747), синтаксиса (с 1749), поэтики (с 1754), риторики (с 1757), в 1762 г. открылись 2-годичные курсы теологии. В 1761 г. был основан бернардинский мон-рь. В 1765 г. в Житомире действовало 5 церквей: 3 католические и 2 православные. В 1766 г. с разрешения властей в Житомире появилась российская миссия, началось строительство правосл. церкви.

Религ. и социально-экономический гнет стал главной причиной участия православных на Житомирщине в антипольск. выступлениях в XVIII в.: в восстании под рук. С. Палея (1702-1704), в Колиивщине (1768). В последнем выступлении основную часть восставших составляли крестьяне Киевского воеводства. После подавления при помощи рус. войск в 1768 г. Колиивщины католич. шляхта избрала Житомир местом суда и расправы. В с. Кодня неподалеку от города было казнено ок. 3 тыс. участников восстания. Реакцией на народные волнения стало усиление давления на правосл. население со стороны католич. шляхты на Киевщине, в частности в Житомирском повете.

А. В. Кузьмин

Волынская и Житомирская епархия

В результате 2-го раздела Речи Посполитой (1793) Житомирщина вошла в состав Российской империи. В 1794 г. Житомир стал временным губ. городом Волыни, в 1804 г. утвержден адм. центром Волынской губ. В 1793 г. правосл. население присоединенных западнорус. земель было подчинено Минскому архиерею, в задачи к-рого также входила поддержка начавшегося процесса возвращения униатов в Православие. 12 апр. 1795 г. в составе Минской епархии было учреждено Житомирское вик-ство с центром в г. Остроге, где 14 мая следующего года была открыта Волынская ДС. 16 окт. 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию во главе с бывш. Житомирским викарием Варлаамом (Шишацким). Первоначально резиденцией Волынских архиереев был Спасо-Преображенский мон-рь в Остроге, где размещались архиерейский дом, консистория, семинария и открытое в 1817 г. ДУ. После пожара в мон-ре в 1821 г. Волынская кафедра, консистория, ДС и ДУ были перенесены в мест. Аннополь Острожского у. В 1831 г. резиденцией Волынских епископов стал возвращенный из унии в Православие Почаевский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. монастырь. В 1836-1838 гг. из Аннополя в Кременец были переведены Волынские ДС и ДУ, в 1901 г. семинария переехала в Житомир. В 1839 г. присоединилось к правосл. Церкви униат. Мелецкое ДУ (с 1894 располагалось в мест. Мациов). 1 окт. 1840 г. центр епархии переместился в Житомир. Почаевская лавра (такой статус монастырь приобрел в 1833) тогда же стала местом пребывания главы новоучрежденного Острожского вик-ства Волынской епархии. В 1-й четв. XIX в. в Волынской губ. насчитывалось 1580 правосл. приходских церквей и 154 униат. храма. В 1843-1860 гг. Волынская епархия была соединена с Варшавской и Новогеоргиевской епархией (см. Варшавская епархия), при этом правящий архиерей 2 епархий жил в Варшаве.

Крестовоздвиженская ц. в Житомире. 2-я пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ)
Крестовоздвиженская ц. в Житомире. 2-я пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ)

Крестовоздвиженская ц. в Житомире. 2-я пол. XIX в. Фотография. Кон. ХХ в. (ГПИБ)
29 авг. 1860 г., после восстановления самостоятельности Волынской епархии, епископом Волынским и Житомирским был назначен Антоний (Павлинский; с 8 апр. 1862 архиепископ). С этого времени Волынские архиереи постоянно находились в Житомире, переезжая на лето в Почаевскую лавру. Архиеп. Антоний стремился ставить на волынские приходы священников - выходцев из России, считая, что волынское духовенство находится под польск. католич. влиянием. В 1864 г. в Житомире открылись ДУ, переведенное из Белостока (существовало с 1843), и Волынское жен. уч-ще Духовного ведомства. При еп. Агафангеле (Соловьёве) в Житомире в 1867 г. началось издание «Волынских епархиальных ведомостей», в 1874 г. был освящен кафедральный Спасо-Преображенский собор. Архиерей устроил ремесленное училище в Почаевской лавре и общежитие при Волынской семинарии. 26 апр. 1876 г. архиепископом Волынским и Житомирским стал Димитрий (Муретов), много внимания уделявший духовно-учебным заведениям епархии. В 1871 г. в мест. Клевань Ровенского у. начало работу Клеванское ДУ, в 1881 г. в Кременце - Волынское епархиальное жен. уч-ще. Заботясь об улучшении положения духовенства, архиеп. Димитрий ходатайствовал перед министром гос. имуществ об увеличении церковных наделов из казенных земель. По инициативе архиерея была введена выборность благочинных и членов благочиннических съездов. Деятельность Волынского архиеп. Модеста (Стрельбицкого) была направлена на возобновление правосл. традиций на Волыни, в связи с чем по благословению архиерея предпринимались историко-археологические исследования, было издано подробное «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии» Н. И. Теодоровича (Почаев, 1888-1903. 5 т.). В 1894 г. открылось Волынское церковно-археологическое об-во, в ведении которого состояли епархиальное древлехранилище и б-ка. Об-во издало 2 выпуска «Волынского историко-археологического сборника» (Почаев; Житомир, 1896-1900). Архиеп. Модест много внимания уделял мон-рям, возобновлению древних правосл. храмов, развитию церковно-школьного дела, братского движения. При архиеп. Модесте в епархии установился обычай внебогослужебных собеседований и чтений. По ходатайству архиерея вслед. расширения в епархии религиозно-просветительной деятельности 8 июля 1891 г. было учреждено Владимир-Волынское викариатство. Владимир-Волынские епископы первоначально пребывали в Житомире, с 1900 г.- во Владимире-Волынском. При Волынском и Житомирском архиеп. Антонии (Храповицком; 1902-1914) начало работу епархиальное миссионерское об-во. По инициативе архиерея Владимиро-Василиевское братство восстановило древний Василиевский храм в Овруче. Значительными событиями в жизни Волынской епархии стали организованные архиеп. Антонием празднования в связи с 300-летием со дня кончины защитника Православия в Западном крае кн. Константина Константиновича Острожского (1908) и 150-летием Холмской ДС (1910). По инициативе архиерея в Почаевской лавре в 1902 г. началось строительство храма во имя Св. Троицы - приблизительной копии Троицкого храма в Троице-Сергиевой лавре, освящение собора состоялось 9 янв. 1912 г. в присутствии имп. св. Николая II. В основанной в 1903 г. благодаря усилиям архиеп. Антония Свято-Анастасиевской ц. в цокольной части житомирского кафедрального Спасо-Преображенского собора хранилась серебряная рака с главой прмц. Анастасии Римляныни, считавшейся покровительницей города. В том же году указом Синода было установлено местное празднование 13 июня в память перенесения в Житомир главы прмц. Анастасии.

Церковь во имя свт. Василия Великого в Овруче. 90е гг. XII в., 1909 г. Фотография. 2008 г.
Церковь во имя свт. Василия Великого в Овруче. 90е гг. XII в., 1909 г. Фотография. 2008 г.

Церковь во имя свт. Василия Великого в Овруче. 90е гг. XII в., 1909 г. Фотография. 2008 г.
Во 2-й пол. XIX в. на Волыни был создан ряд братств, чья деятельность была направлена на укрепление Православия, на поддержку присоединявшихся к Православию, на противодействие пропаганде католиков и сектантов. В 1865 г. приступило к работе созданное графиней А. Д. Блудовой Острожское Кирилло-Мефодиевское братство, при нем были открыты кирилло-мефодиевская школа, приготовительное женское училище, в 1875 г.- высшее женское училище им. гр. Д. Н. Блудова, б-ка, лечебница и странноприимный дом. В 1870 г. было создано Староконстантиновское братство Св. Креста, в 1873 г.- Луцкое братство, в 1880 г.- Кременецкое Богоявленское Свято-Николаевское братство, в 1884 г.- Почаевское просветительное братство, в 1888 г.- Свято-Владимирское братство (Владимир-Волынский) и Волынское Владимиро-Василиевское братство (Житомир). Кроме городских имелись сельские приходские братства.

В нач. XX в. Волынская и Житомирская епархия, разделенная на 62 благочиннических округа, была крупнейшей в РПЦ. В 1901 г. в епархии насчитывалось 1999 храмов, из них 1243 приходских, 10 муж. и 4 жен. мон-ря (в 1914 - 11 муж. и 6 жен. монастырей). В клир епархии входили 1297 священников, 77 диаконов, 1376 псаломщиков. Действовали 29 братств, 474 церковноприходских попечительства, 1447 церковных школ.

В XIX - нач. XX в. существовала католич. Луцко-Житомирская епархия.

После начала первой мировой войны правосл. Волынский архиеп. Евлогий (Георгиевский) организовал при Житомирской ДС и епархиальных ДУ лазареты. В сент. 1914 г. он был назначен управляющим церковными делами в занятой рус. армией Галиции, находился во Львове. Во время отступления рус. армии в 1915 г. архиеп. Евлогий организовал эвакуацию правосл. галичан в Волынскую губ. 14 апр. 1917 г. епархиальный съезд духовенства и мирян выразил доверие Волынскому архиеп. Евлогию. В 1918 г. архиерей участвовал во Всеукраинском православном церковном Соборе, в дек. того же года был арестован в Киеве властями Украинской директории. 1 сент. 1918 г. в Житомире под рук. свящ. сщмч. Аркадия (Остальского) было создано братство свт. Николая Чудотворца, занимавшееся благотворительностью. В 1919-1921 гг., когда Волынь попеременно была занята то нем., то польск. войсками, то петлюровцами, Волынской епархией временно управлял бывш. викарный Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский), противостоявший проискам автокефалистов (см. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)).

Церковная жизнь на Волыни в 1921-1944 гг.

Бежевская икона Божией Матери (ц. вмц. Варвары, с. Бежов Черняховского р-на Житомирской обл.)
Бежевская икона Божией Матери (ц. вмц. Варвары, с. Бежов Черняховского р-на Житомирской обл.)

Бежевская икона Божией Матери (ц. вмц. Варвары, с. Бежов Черняховского р-на Житомирской обл.)
После 1921 г. по Рижскому договору большая часть Волынской губ. вошла в состав Польши. Эта часть Волынской епархии перешла под упр. бывш. викария Волынской епархии Кременецкого еп. Дионисия (Валединского), в 1922 г. возведенного в сан архиепископа, в 1923 г. ставшего главой неканонически провозглашенной автокефальной православной Церкви в Польше с титулом «митрополит Варшавский и Волынский» (с переходом под власть митр. Дионисия не согласилась небольшая часть приходов на Волыни, к-рые остались в подчинении архиерея, находившегося в Житомире). Осенью 1921 г. в Почаевской лавре прошел Волынский епархиальный съезд, на к-ром было принято решение украинизировать Церковь, первым шагом должна была стать замена в богослужении церковнослав. языка украинским. Решения съезда были утверждены еп. Дионисием. Еще определеннее решения об украинизации правосл. Церкви были высказаны Украинским церковным съездом, прошедшим 5-6 июня 1927 г. в Луцке. Ответом на Луцкий съезд явилось Волынское епархиальное собрание представителей духовенства и мирян, созванное митр. Дионисием в Почаевской лавре 15-17 июня того же года. Собрание осудило всеобщую и зачастую насильственную украинизацию правосл. Церкви и внесло некоторое успокоение в церковную жизнь на Волыни. Националистические тенденции вновь активизировались после назначения в 1932 г. на Луцкое вик-ство Волынской епархии Поликарпа (Сикорского), при к-ром на Волыни было украинизировано ок. 30% правосл. приходов. Националисты требовали смещения митр. Дионисия и назначения на Волынь епископа-украинца. В 1933 г. митр. Дионисий отказался от управления Волынской кафедрой, которая перешла к Алексию (Громадскому), 15 апр. 1934 г. ставшему архиепископом Волынским и Кременецким.

В межвоенный период существования Польского гос-ва правосл. Церковь подвергалась преследованиям, лишилась мн. храмов и почти всего имущества. На Волыни резко усилилась пропаганда униатов и католиков. В 1924 г. в Польшу был назначен католич. епископ вост. обряда Николай Чарнецкий, главной задачей к-рого было восстановление унии на Волыни. В кон. 30-х гг. XX в. польск. власти осуществляли перевод в католичество жителей Волыни с помощью армии, стремясь к тому, чтобы в приграничных с СССР областях жили только католики.

Подольская икона Божией Матери (Успенский собор, Житомир)
Подольская икона Божией Матери (Успенский собор, Житомир)

Подольская икона Божией Матери (Успенский собор, Житомир)
В соответствии с Рижским договором территория совр. Житомирской обл. осталась в пределах Украинской ССР, в 1925 г. Житомир получил статус центра Волынского окр., в 1937 г.- центра Житомирской обл. После ареста еп. Фаддея (Успенского) епископом Волынским и Житомирским в 1922 г. был назначен Аверкий (Кедров). Вслед. закрытия в 1921 г. Волынской ДС архиерей организовал в Житомире пастырские курсы. В 1922 г. он был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 марта следующего года освобожден, вернулся в Житомир, где прилагал немало усилий, чтобы уберечь паству от церковных расколов, в первую очередь от насаждавшегося властями обновленчества. В дек. 1924 г. Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян принял решение подчиниться еп. Аверкию и считать его своим епархиальным архиереем. В окт. 1926 г. архиеп. Аверкий (возведен в этот сан в том же году) был арестован и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан, после досрочного освобождения в 1928 г. вернулся в Житомир, после ареста в 1929 г. еп. Максима (Руберовского), в течение недолгого времени являвшегося Волынским епископом, вновь взял на себя управление Волынской и Житомирской епархией. 15 февр. 1930 г. архиеп. Аверкий был арестован, сослан и в Житомир больше не возвращался. После того как епархия осталась без епископа, ею управляли викарные Новоград-Волынские епископы: Николай (Пирский) - с 1931 по 13 мая 1932 г., Вячеслав (Шкурко) - с 13 нояб. 1932 по 5 нояб. 1934 г. Еп. Вячеслав составил акафист небесной покровительнице Житомира прмц. Анастасии. К 1937 г. в Житомире были закрыты все правосл. храмы, кроме Свято-Николаевской ц. на Смолянском кладбище, погибли или были арестованы большинство священников.

Житомирская епархия

В 1939 г., после оккупации Польши нем. войсками, Волынь была присоединена к Украинской ССР. Епархии Польской Церкви, оказавшиеся на территории СССР, вошли в юрисдикцию РПЦ. 25 июня 1940 г. были приняты в состав Русской Церкви Волынский и Кременецкий архиеп. Алексий (Громадский), 21 авг.- Волынский викарий Острожский еп. Симон (Ивановский). Из воссоединившейся Волынской епархии была выделена Луцкая епархия, перешедшая под упр. Патриаршего экзарха на Украине митр. Николая (Ярушевича). 9 (по др. данным, 19) авг. 1940 г. в Москве Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) возглавил хиротонию Дамаскина (Малюты), бывшего настоятеля Почаевской лавры, во епископа Житомирского. Еп. Дамаскин жил в Ковеле. В связи с переходом летом 1940 г. Сев. Буковины от Румынии к СССР Дамаскин весной 1941 г. был назначен епископом Черновицким и Хотинским. После начала Великой Отечественной войны архиерей переехал в Житомир, продолжая носить титул «епископ Черновицкий», вошел в состав епископата канонической автономной Украинской Церкви.

Организацию церковной жизни на оккупированной немецкими войсками в июне-июле 1941 г. Волыни возглавил архиеп. Алексий (Громадский). Образовалась Украинская автономная правосл. Церковь во главе с архиеп. Алексием, к-рый на прошедшем 19 июля 1941 г. в Почаевской лавре Соборе епископов был возведен в сан митрополита. Собор епископов в Почаеве постановил считать Волынь находящейся в канонической зависимости от РПЦ. Митр. Дионисий (Валединский) не признал решений Собора и в дек. 1941 г. объявил Поликарпа (Сикорского), занимавшего в тот период Луцкую и Ковельскую кафедру, главой УАПЦ.

В Житомире 1-ю церковную общину во время нем. оккупации (город был занят в июле 1941) создал нем. военный священник-католик. Правосл. богослужение в городе было возобновлено во 2-й пол. 1941 г. жившим здесь подпольно архим. Леонтием (Филипповичем). 26 нояб. того же года архиереями автономной Украинской Церкви архим. Леонтий был хиротонисан во епископа Бердичевского, викария Волынской епархии, с поручением ему временного управления Волынско-Житомирской епархией. Летом 1943 г. на территории Житомирщины действовали 300 приходов автономной Церкви и ок. 100 приходов УАПЦ, были возобновлены житомирский Богоявленский муж. мон-рь, овручский во имя свт. Василия Великого жен. мон-рь, Свято-Георгиевский мон-рь в пос. Любаре, создана жен. обитель при Успенской ц. на Подоле в Житомире, в городе открылись краткие богословские курсы. В 1943 г. в крещенском крестном ходе в Житомире, где действовало 6 храмов, участвовали до 20 тыс. православных. В 1943-1944 гг. все епископы УАПЦ и часть епископов автономной Церкви бежали вместе с нем. войсками.

После освобождения Украины было проведено новое административно-территориальное деление республики, что повлияло и на границы епархий. Так, на территории бывш. Волынской епархии в 1944 г. были созданы 2 кафедры: Волынско-Луцкая (см. Луцкая и Волынская епархия) и Житомирско-Овручская, часть территории вместе с Почаевской лаврой вошла во Львовско-Тернопольскую епархию. Границы Житомирско-Овручской епархии совпадали с границами Житомирской обл. УССР. В 1945 г. в епархии насчитывалось 300 приходов, в 1961 г.- 221, в 1970 г.- 174, в 1988 г.- 142 прихода. В 1945-1947 гг. 13 клириков епархии были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В 1944-1949 гг. было репрессировано 29 священнослужителей. К 1947 г. был закрыт возобновленный во время войны Богоявленский мужской мон-рь в Житомире, в 1958 г.- Свято-Василиевский жен. мон-рь в Овруче, только что отремонтированный епархией. В 1-й пол. 50-х гг., при еп. Владимире (Кобце), в Житомире был построен архиерейский дом при Успенской ц. на Подоле, отремонтирован кафедральный Спасо-Преображенский собор. Назначенный 23 июля 1956 г. архиепископом Житомирским и Овручским Венедикт (Поляков) неоднократно выступал с проповедями, в к-рых отрицательно отзывался об усиливавшейся антирелиг. кампании, призывал верующих смело переносить гонения. 8 сент. 1958 г. архиерей был уволен на покой.

Документы Совета по делам религий при Совете министров СССР свидетельствуют о продолжавшейся в 70-80-х гг. XX в. в Житомирской обл. практике снятия с регистрации правосл. общин, сноса храмов или передачи их на «социально-культурные цели». По инициативе Совета по делам религий УССР и уполномоченного Совета по Житомирской обл. была закрыта и снесена бывшая монастырская ц. Богоявления в Житомире, действовавшая после упразднения мон-ря в 1947 г. (постановление Совета по делам религий от 20 сент. 1973 - ГАРФ. Ф. 6991-Р. Оп. 6. Д. 538. Л. 43), закрыты приход в с. Горопаи Любарского р-на (постановление от 30 янв. 1974 - Там же. Д. 638. Л. 2), Крестовоздвиженская ц. в с. Заречье Барановского р-на (постановление от 27 нояб. 1975 - Там же. Д. 716. Л. 46), Преображенская ц. в с. Покрышев Коростышевского р-на (здание снесено по постановлению от 28 янв. 1977 - Там же. Д. 1119. Л. 3), приход в с. Калиновка Житомирского р-на (постановление от 28 янв. 1977 - Там же. Л. 4), Троицкая ц. в с. Непознаничи Емильчинского р-на (постановление от 29 авг. 1980 - Там же. Д. 1761. Л. 73), приход в с. Старосельцы Коростышевского р-на (здание передано под атеистический музей по постановлению от 29 мая 1981 - Там же. Д. 2000. Л. 52), приход в с. Кочеров Радомышльского р-на (постановление от 20 мая 1982 - Там же. Д. 2281. Л. 132-134), приход в с. Норинск Овручского р-на (здание передано на «социально-культурные цели» по постановлению от 23 апр. 1985 - Там же. Д. 2947. Л. 34), приход в с. Устиновка Малинского р-на (здание снесено по постановлению от 23 апр. 1985 - Там же. Д. 2952. Л. 174), приход в с. Берестовка Барановского р-на (здание передано на «социально-культурные цели» по постановлению от 28 мая 1985 - Там же. Д. 2947. Л. 45), приход в с. Вольня Коростышевского р-на (здание снесено по постановлению от 26 дек. 1985 - Там же. Д. 2965. Л. 116), приход в с. Давыдовка Володарско-Волынского р-на (постановление от 26 дек. 1985 - Там же. Д. 2966. Л. 41), приход в с. Сербы Емильчинского р-на (здание снесено по постановлению от 16 сент. 1986 - Там же. Д. 3179. Л. 92), приход в с. Городковка Андрушёвского р-на (здание снесено - Там же. Д. 3181. Л. 58). В кон. 80-х гг., несмотря на наметившееся улучшение отношений между Советским государством и правосл. Церковью, просьбы верующих о регистрации приходов на Житомирщине встречали сопротивление местных властей, писавших в Совет по делам религий о «нецелесообразности» открытия новых приходов (напр., в пос. Народичи; см.: Там же. Д. 3635. Л. 188-189). В пос. Дзержинске (ныне Романов) после полученного из Совета по делам религий отказа верующие все-таки добились регистрации прихода в окт. 1988 г. (Там же. Д. 3611. Л. 64; Д. 3620. Л. 62). До 1989 г. власти запрещали епархии вести ремонтные и реставрационные работы.

Несмотря на преследования, религ. жизнь на Житомирщине была активной. В 1962-1981 гг. в Житомире тайно действовал жен. мон-рь. В 1979 г. в пос. Городница вокруг приходского храма образовались муж. и жен. монашеские общины, существовавшие нелегально. В 1989 г. городницкий во имя вмч. Георгия Победоносца мужской мон-рь получил регистрацию. В 1992 г. открылся Тригорский в честь Преображения Господня муж. мон-рь.

Празднование 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. В центре — митр. Киевский и всея Украины Владимир. Фотография. 2007 г.
Празднование 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. В центре — митр. Киевский и всея Украины Владимир. Фотография. 2007 г.

Празднование 15-летия Харьковского Архиерейского Собора. В центре — митр. Киевский и всея Украины Владимир. Фотография. 2007 г.
30 апр. 1992 г. в Житомире в связи с раскольнической деятельностью Киевского митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) состоялось совещание архиереев, представителей духовенства, мон-рей, братств и мирян УПЦ. В его работе приняли участие Агафангел (Саввин), митр. Винницкий и Брацлавский, Иов (Тывонюк), архиеп. Житомирский и Овручский, Василий (Васильцев), еп. Кировоградский и Николаевский, Онуфрий (Березовский), еп. Черновицкий и Буковинский, Сергий (Генсицкий), еп. Тернопольский и Кременецкий, Алипий (Погребняк), еп. Донецкий и Славянский. Совещание осудило неканонические действия Филарета, признав его клятвопреступником, и обратилось к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Свящ. Синоду РПЦ с просьбой о церковном суде над Филаретом в случае, если он не оставит пост предстоятеля УПЦ. К заявлению совещания телеграммами присоединились Иоанникий (Кобзев), еп. Луганский и Старобельский, Глеб (Савин), еп. Днепропетровский и Запорожский. Житомирское совещание предшествовало Харьковскому Собору укр. архиереев, прошедшему 27 мая 1992 г., на к-ром главой Украинской Церкви был избран митр. Владимир (Сабодан), что способствовало сохранению на Украине канонического Православия. В 1992-1993 гг. в Житомирской епархии действовало Коростенское викариатство.

Архиеп. Житомирский Гурий и еп. Сагерский Стефан (Грузинская Церковь) с клириками и монахинями в Свято-Анастасиевском мон-ре. Фотография. 4 июня 2007 г.
Архиеп. Житомирский Гурий и еп. Сагерский Стефан (Грузинская Церковь) с клириками и монахинями в Свято-Анастасиевском мон-ре. Фотография. 4 июня 2007 г.

Архиеп. Житомирский Гурий и еп. Сагерский Стефан (Грузинская Церковь) с клириками и монахинями в Свято-Анастасиевском мон-ре. Фотография. 4 июня 2007 г.
Решением Свящ. Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. Житомирская епархия была разделена на две: Ж. и Н.-В. е. и Овручскую и Коростенскую епархию. 31 июля 1994 г. во епископа Житомирского в Киево-Печерской лавре был хиротонисан Гурий (Кузьменко; с 21 апр. 2007 архиепископ). В 1993 г. в Ж. и Н.-В. е. действовало 182 прихода, в 1998 г.- 258, в 1999 г.- 289, в 2004 г.- 324 прихода. В марте 2002 г. епархии было возвращено здание Волынской консистории в Житомире. Стараниями архиеп. Гурия в епархии открыты 2 жен. мон-ря: житомирский во имя прмц. Анастасии Римляныни (1999) и Рождества Христова в пос. Червоное Андрушёвского р-на (2001). В июне 2003 г. в Ж. и Н.-В. е. со Св. Горы Афон были привезены 2 иконы прмц. Анастасии Римляныни с частицами мощей. Святыни хранятся в Житомире в Спасо-Преображенском соборе и в Свято-Анастасиевском монастыре. С 1998 г. на укр. и рус. языках издается ежемесячная газ. «Православная Житомирщина». При епархиальном управлении работают комиссии по канонизации, богословская, богослужебная и др. Действуют правосл. педагогическое об-во свт. Петра (Могилы), митр. Киевского (создано в 2000), православное молодежное братство св. кн. Александра Невского (создано в 2001), Житомирское областное объединение граждан в поддержку канонического Православия «Путь православных» в честь равноап. кн. Владимира. К 1999 г. в Ж. и Н.-В. е. было открыто 18 воскресных школ, к 2004 г.- 62 школы. В 1999 г. в Житомире прошли празднование и конференция, посвященные 200-летию Волынско-Житомирской епархии. В 2002 и 2007 гг. отмечались 10-летие и 15-летие Харьковского Архиерейского Собора и Житомирского предсоборного совещания. Все эти торжества возглавил Блаженнейший митр. Киевский и всея Украины Владимир. Предстоятель УПЦ часто посещает Ж. и Н.-В. е. 26 янв. 2002 г. митр. Владимир освятил Свято-Троицкий кафедральный собор в Новограде-Волынском, 24 дек. 2006 г.- новопостроенный храм во имя апостолов Петра и Павла в Житомире, 3 февр. 2008 г.- отреставрированный Владимирский придел житомирского Спасо-Преображенского собора.

Митр. Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Житомирского архиеп. Гурия освящает Владимирский придел Спасо-Преображенского собора в Житомире. Фотография. 3 февр. 2008 г.
Митр. Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Житомирского архиеп. Гурия освящает Владимирский придел Спасо-Преображенского собора в Житомире. Фотография. 3 февр. 2008 г.

Митр. Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Житомирского архиеп. Гурия освящает Владимирский придел Спасо-Преображенского собора в Житомире. Фотография. 3 февр. 2008 г.
В числе постоянных забот архиеп. Гурия находятся защита канонического Православия на Житомирщине и противостояние различным укр. раскольническим движениям. В 1998 г. возродилась традиция крестных ходов, большинство из них совершается в защиту правосл. Церкви. В 2006-2008 гг. по благословению архиеп. Гурия в Житомире проводились крестные ходы к Крестовоздвиженской ц., к-рую, несмотря на неск. постановлений президента Украины, местные власти не передают УПЦ, одновременно на храм претендуют общины раскольников. 17-21 марта 2007 г. в Житомире состоялось собрание правосл. верующих, выразивших протест против поддержки властями Украины действий раскольнической Украинской православной церкви (Киевский патриархат), в составе к-рой имеется Житомирская и Овручская епархия.

В Ж. и Н.-В. е. чтят чудотворные иконы Божией Матери: Подольскую (в житомирском Успенском соборе), Тригорскую (в Тригорском мон-ре), Бежевскую (в Свято-Варваринском храме в с. Бежов), Колодиевскую (до 1999 находилась в Покровской ц. в с. Колодиевка, ныне - в киевском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ре), образ «Утоли моя печали» (в городницком Свято-Георгиевском мон-ре), прославленные до 1917 г.; почитаются списки Пряжевской иконы Божией Матери (чудотворный образ, как и церковь в с. Пряжев, где он находился, был уничтожен в годы советской власти). В дек. 2004 г. в Спасо-Преображенском соборе в Житомире и в Никольской ц. в Бердичеве находилась икона «Чернобыльский Спас» из Успенской ц. Киево-Печерской лавры. 3-9 сент. 2007 г. по благословению Одесского и Измаильского митр. Агафангела (Саввина) в Успенской ц. Житомира пребывал чтимый список иконы Божией Матери «Всецарица» из одесского в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ря.

Архиереи

Волынские

Еп. Варлаам (Шишацкий; 16 окт. 1799 - 20 дек. 1805), еп. Даниил (Натток-Михайловский; 2 февр. 1806 - 6 июня 1813), еп. Стефан (Романовский; 14 сент. 1813 - 24 нояб. 1828), еп. Амвросий (Морев; 1 дек. 1828 - 1 февр. 1831), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 10 февр. 1832 - 20 янв. 1840, с 25 дек. 1833 в сане архиепископа), еп. Никанор (Клементьевский; 28 янв. 1840 - 4 нояб. 1848, с 17 янв. 1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, управляющий Волынской епархией), архиеп. Арсений (Москвин; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860), архиеп. Антоний (Павлинский; 29 авг. 1860 - 17 июня 1866, с 8 апр. 1862 архиепископ), архиеп. Агафангел (Соловьёв; 17 июля 1866 - 8 марта 1876, с 31 марта 1868 архиепископ), архиеп. Димитрий (Муретов; 26 апр. 1876 - 20 февр. 1882), архиеп. Тихон (Покровский; 6 марта 1882 - 16 апр. 1885), архиеп. Палладий (Ганкевич; 4 мая 1885 - 25 нояб. 1889), архиеп. Модест (Стрельбицкий; 25 нояб. 1889 - 13 апр. 1902, с 15 мая 1892 архиепископ), архиеп. Антоний (Храповицкий; 22 апр. 1902 - 19 мая 1914, с 6 мая 1906 архиепископ), архиеп. Евлогий (Георгиевский; 14 мая 1914 - 15 окт. 1920, с 1918 епархией не управлял), бывш. Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1919-1921).

Архиереи, управлявшие Волынской епархией в Польше

Митр. Дионисий (Валединский; 1 июля 1921-1933, первоначально в качестве епископа Кременецкого, с 1922 - архиепископа, с 1923 - митрополита Варшавского и Волынского, главы Польской Церкви), митр. Алексий (Громадский; 15 апр. 1934 - 7 мая 1943, первоначально в качестве архиепископа Волынского и Кременецкого в юрисдикции Польской Церкви, с 1940 в юрисдикции РПЦ, с июля 1941 управлял Волынской епархией как митрополит, глава канонической автономной УПЦ).

Архиереи, управлявшие Волынской епархией на Украине

Еп. Аверкий (Кедров; 1922 - 15 февр. 1930, с перерывами), еп. Максим (Руберовский; 1929), Новоград-Волынский еп. Николай (Пирский; 1931 - 13 мая 1932, в. у.), Новоград-Волынский еп. Вячеслав (Шкурко; 13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934, в. у.).

Житомирские архиереи

Еп. Дамаскин (Малюта; 9(19) авг. 1940 - весна 1941), Бердичевский еп. Леонтий (Филиппович; 26 нояб. 1941 - 1943, в. у.), еп. Антоний (Кротевич; 14 авг. 1944 - 1946), еп. Александр (Виноградов; 26 янв. 1947 - 19 окт. 1949), еп. Сергий (Ларин; 13 дек. 1949 - 17 марта 1950), еп. Нифонт (Сапожков; 17 марта 1950 - 7 окт. 1951), архиеп. Владимир (Кобец; 27 дек. 1951 - 23 июля 1956, с 20 июня 1954 архиепископ), архиеп. Венедикт (Поляков; 23 июля 1956 - 8 сент. 1958), архиеп. Евмений (Хорольский; 9 дек. 1958 - 25 авг. 1967), архиеп. Палладий (Каминский; 8 февр. 1968 - 6 окт. 1977), еп. Иоанн (Боднарчук; 23 окт. 1977 - 13 сент. 1989), архиеп. Иов (Тывонюк; 14 сент. 1989 - 5 окт. 1994), архиеп. Гурий (Кузьменко; с 31 июля 1994, с 21 апр. 2007 архиепископ).

Монастыри

Действующие

Тригорский в честь Преображения Господня (муж., в с. Тригорье, основан в 1583, в 1723-1839 принадлежал униатам, закрыт в 1939, в годы Великой Отечественной войны один из храмов открылся как приход, возрожден как мон-рь 8 дек. 1992), во имя прмц. Анастасии Римляныни (жен., в Житомире, учрежден 30 марта 1999), Рождества Христова (жен., в пос. Червоное Андрушёвского р-на, учрежден в апр. 2001).

На территории епархии находится ставропигиальный по отношению к Киевскому митрополиту городницкий во имя вмч. Георгия Победоносца мужской монастырь (в пос. Городница Новоград-Волынского р-на, основан как жен. община в 1891, с 1914 муж. мон-рь, закрыт в 1923, община сложилась в 1979, в 1989 зарегистрирован мужской монастырь, с 1994 ставропигиальный).

Упраздненные монастыри

Корецкий Воскресенский (жен., в мест. Корец под Новоградом-Волынским, основан ок. 1571, в 1762-1764 принадлежал униатам, упразднен в 20-х гг. XX в.), Ясногородский во имя Св. Троицы (жен., близ Житомира, основан в XVI в., в XVIII в. перешел в унию, в 1795 вернулся в Православие, упразднен в 1796), Белиловский во имя вмч. Георгия Победоносца (муж., близ Бердичева, основан в нач. XVII в., с сер. XVIII в. до 1795 принадлежал униатам, упразднен в 1840), во имя вмч. Георгия (в пос. Любаре, основан в 1616 как муж., в 1740-1832 принадлежал униатам, с 1873 жен., упразднен в 1922 г., был восстановлен на короткое время в 40-х гг. XX в.), Колодяженский во имя арх. Михаила (муж., на территории совр. Новоград-Волынского р-на, основан в XVII в., упразднен в 1775), в честь Богоявления (муж., в Житомире, учрежден в 1898, закрыт в 20-х гг. XX в., возобновлен в 1941-1942, закрыт к 1947).

Арх.: ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Д. 3 [дело еп. Александра (Виноградова)], Д. 9 [дело еп. Владимира (Кобца)], Д. 25 [дело еп. Нифонта (Сапожкова)].
Ист.: Грамоты вел. князей литовских с 1390 по 1569 г. / Собр. и изд. под ред. В. Антоновича и К. Козловского. К., 1868; Малиновский И. [А.] Сборник материалов, относящихся к истории панов-рады Великого княжества Литовского. Томск, 1901; РИБ. Т. 20, 27; ПСРЛ. Т. 2, 17, 35 (по указ.); Актова книга Житомирського мiського уряду кiнця XVI ст., 1582-1588 рр. К., 1965 (по указ.).
Лит.: Антонович В. Б. Археол. карта Киевской губ. М., 1895; Рункевич С. Волынская епархия // ПБЭ. Т. 3. Стб. 763-798; Список церковноприходских школ Волынской епархии за 1908 г. Житомир, 1909; Переверзев Н. В., свящ. Справ. кн. о приходах и мон-рях Волынской епархии. Житомир, 1914; Русанова И. П. Территория древлян по археол. данным // Сов. Арх. 1960. № 1. С. 63-69; она же. Языческое святилище на р. Гнилопять под Житомиром // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 233-237; Путеводитель / Житомирский обл. архив. Житомир, 1961 (по указ.); Раппопорт П. А. Церковь Василия в Овруче // Сов. Арх. 1972. № 1. С. 82-97; Свитич А. К. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия // Православная Церковь на Украине и в Польше в XX ст.: 1917-1950 гг. М., 1997. С. 86-298; Гурий (Кузьменко), еп. Ист. доклад к 200-летию образования Житомирской епархии // Правосл. Житомирщина: Газ. 1999. № 10(21). Окт.; он же. Житомирське зiбрання та iсторичний Харкiвський Архiєрейський Собор 1992 р. // Там же. 2002. № 9/10(55/56); Александров И. [В.] Тайный мон-рь в Житомире // Там же. 2000. № 6/7(28/29). Июнь-Июль; Цыпин. История РЦ (по указ.); Губонин. История иерархии. С. 170-172; Похилевич Л. I. Краєзнавчi працi. Бiла Церква, 2007 (по указ.).
И. В. Александров, А. В. Кузьмин

Старообрядчество на территории Ж. и Н.-В. е.

В Житомире располагается учрежденный 23 мая 2003 г. областной совет Древлеправославной поморской церкви (ДПЦ; см. также Поморское согласие), подчиняющийся Российскому совету ДПЦ. На территории епархии находятся наиболее компактные на Правобережной Украине поселения поморцев: в Житомире, Новограде-Волынском, Бердичеве, с. Вел. Кошарища Коростышевского р-на. Житомирская поморская община осуществляет попечение над созданной в марте 2008 г. киевской общиной.

По преданию, старообрядцы-федосеевцы появились на Житомирщине в ХVIII в. и поначалу жили в пещерах вокруг Житомира. Со временем они перешли к практике поморского согласия. В 1825 г. поморцы купили в дер. Каракулке, ныне вошедшей в городскую черту, дом, где устроили общественную моленную в честь Покрова Пресв. Богородицы, поблизости появилось старообрядческое кладбище. Поморец К. А. Ляшков, получивший личное дворянство за возведение в 1874 г. в Житомире кафедрального Спасо-Преображенского собора Волынской епархии РПЦ и бывший до 1882 г. городским головой, добился разрешения императора на устройство на поморской моленной купола с 8-конечным крестом. После выхода в 1905 г. имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» в Житомире была построена старообрядческая школа. В 1914 г. при Покровской моленной возведена 20-метровая колокольня. Покровская моленная в Житомире не закрывалась. В 1907 г. в Бердичеве были зарегистрированы 2 беспоповские общины: поморская Покровская и федосеевская Вознесенская. В наст. время в городе действует поморская Покровская община. В Новограде-Волынском поморский храм, построенный в 1-й пол. ХХ в., не закрывался, в наст. время он посвящен Казанской иконе Божией Матери. В 2001 г. в с. Вел. Кошарища построена поморская моленная на месте разрушенной в 1963 г.

На Житомирщине представлены и др. направления в старообрядчестве: несколько общин Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия), в разное время подчинявшихся Балтским, Измаильскому, Киевскому старообрядческим епископам, а также отдельные последователи Русской древлеправосл. церкви (см. Беглопоповцы).

Лит.: Таранец С. В. Старообрядчество г. Киева и Киевской губ. К., 2004. С. 247-250; Покров Владычицы над Древлянской землей // Меч духовный. 2005. № 18. С. 7; Бабичев Н. В., Безгодов А. А. Старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в граде Житомире. М., 2005; Бабичев Н. В. Старообрядческий поморский храм Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Житомире // Международные Заволокинские чтения. Рига, 2006. Сб. 1. С. 140-153.
Е. А. Агеева
Ключевые слова:
Старообрядчество Епархии Украинской Православной Церкви Русская Православная Церковь. История. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) Униатство Житомирская и Новоград-Волынская епархия Украинской Православной Церкви, учреждена летом 1940 г., с 1944 г. Житомирская и Овручская на территории Житомирской обл. Украины, с 1994 г. имеет современные название и границы
См.также:
ВИЛЬНЮССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Виленской и Литовской епархии
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
АБЛАМСКИЙ Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), священник в селе Козлове Переяславского уезда Полтавской губернии
АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества
АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия
АКЧУРИН Сергей Васильевич (1722-1790), обер-прокурор Святейшего Синода
АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ Благословенный (1777-1825), имп. Всероссийский (с 12 марта 1801)
АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ Освободитель (1818 - 1881), имп. Всероссйский (с 19 февр. 1855)
АЛЕКСАНДР III АЛЕКСАНДРОВИЧ Миротворец (1845-1894), имп. Всероссийский (с 1 марта 1881)
«АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель