Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕФРЕМ
19, С. 62-64 опубликовано: 10 сентября 2013г.


Содержание

ЕФРЕМ

(Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694, Тула - 30.05. 1778, Саровская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.), иером., строитель Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Род. в семье купца, в 1710 г. поступил в Марчуговскую Соловецкую пуст. Московской губ., 30 нояб. 1712 г. принял монашеский постриг. По благословению Местоблюстителя Патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского) 16 марта 1716 г. в Москве Е. был рукоположен во иерея и направлен в гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь. Здесь Е. познакомился с первоначальником Саровской пуст. схииером. Иоанном (Поповым), к-рый ок. 1722 г. благословил его нек-рое время служить в Кержебелбашском Успенском мон-ре Нижегородского у., окормляя бывш. раскольников, обращенных о. Иоанном в Православие.

Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)
Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)

Иером. Ефрем (Коротков). Гравюра А. Шелковникова. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ)
По Указу духовной дикастерии от 16 янв. 1727 г. Е. поступил в Саровскую пуст. и стал ближайшим помощником схииером. Иоанна (Попова), проходил послушания на клиросе, занимался переписыванием книг. К нач. XX в. в обители хранились написанные им полууставом Ирмологии, Обиходы и стихиры праздничные, Псалтирь с канонами, различные канонники и келейное правило (частично сохр. в РГАДА. Ф. 357 и в фондах ГА Респ. Мордовия). 24 окт. 1734 г. по, вероятно сфабрикованному, «делу первоначальника» Иоанна (Попова), Е. был арестован, лишен сана, заключен в Тайную розыскных дел канцелярию. В числе прочего Е. обвиняли в переписывании запрещенных сочинений архим. Маркелла (Радышевского). В 1738 г. Е. был отправлен в ссылку в крепость г. Орска. Служил пономарем сначала при крепостной ц. во имя ап. Андрея Первозванного, затем при ц. в честь Преображения Господня. «Этот великий монах был особенно замечателен... терпением, твердостью в искушениях и незыблемой надеждой на Промысл Божий»,- писал о Е. в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митр. сщмч. Серафим (Чичагов).

После многочисленных ходатайств саровской братии (1743-1747) Е. был освобожден из заключения в 1755 г. По преданию, пребывая в Орской крепости, Е. нашел «значительный» клад и «с полной заботливостью и неприкосновенностью» передал его властям, что также способствовало его освобождению (Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908. С. 51). Нек-рые исследователи не исключают, что история с кладом была «подстроена» саровскими иноками, т. о. «выкупившими» Е. из заключения (см.: Агапов А., Кожевников В., Подурец А. Настоятели Саровского мон-ря. Саров, 1991. С. 67-68; Подурец. 2006. С. 83). Указом Синода от 5 июля 1755 г. Е. был направлен в Саровскую пуст. в сане иеромонаха. Как ближайший ученик первоначальника Иоанна Е. пользовался значительным авторитетом у насельников. 24 сент. 1758 г. общим решением братии Е. был избран и утвержден в Тамбове в должности строителя Саровской пуст. К сер. XVIII в. внутренняя жизнь Саровской пуст. пришла в упадок, распри и раздоры среди братии, происходившие при прежних строителях, особенно при иеромонахах Маркелле и Исаакии, привели к отступлению от заветов первоначальника Иоанна, к уменьшению числа насельников. Поэтому Тамбовский еп. Пахомий (Симанский) при поставлении Е. рекомендовал ему и инокам хранить общежительный устав иеросхим. Иоанна «как зеницу ока», «а ежели первоначальника вашего устав положите в презрение и будете его разрушать и оставлять, то может воспоследовать вам бесславие, бесчестие, оскудение всяких потребностей» (Записки Афанасия Илларионовича. С. 187-188).

Е. «поставил обитель Саровскую на степень высокого внутреннего и внешнего благоустройства» (Авель. С. 58). По его инициативе активизировалось каменное строительство, возведены Успенский собор (1770-1777), братские келии и трапезная. Как опытный наставник Е. стал известен во мн. епархиях, в 60-70-х гг. XVIII в. он переписывался со свт. Тихоном Задонским, был наставником прп. Феодора (Ушакова). Авторитет пустыни возрастал, с 30-х гг. XVIII в. до 1765 г. число братии увеличилось вдвое. Особое внимание Е. уделял уставной жизни братии. По его благословению в обители был введен обычай ежегодного прочитывания за трапезой устава иеросхим. Иоанна; в 1765 г. на специально изготовленной копии «Общежительного правила Саровской пустыни» каждый монах и каждый послушник поставил свою подпись. Согласно неопубликованным материалам иером. Авеля (Ванюкова), Е., учредив в пустыни «вечное поминовение по усопших ея благодетелях, отцах и братьях и всех тех, коих имена вписаны в заведенный для поминовения книги», «сам приходил к ранней литургии читать синодик на проскомидии и часто говорил: «Совершение литургии за усопших так важно, сила поминовения так велика, польза от него умершим, если это бывает с верою и усердием, так несомненна, что от посредства их зависит весь успех, вся отрада, все спасение усопших»» (РГАДА. Ф. 357. Оп. 1. Ед. хр. 315. Л. 44 об.- 45).

В 1774 г. во время восстания Е. Пугачёва, отряд его сторонника П. Евстафьева занял оставленный воеводами г. Темников. Приближение пугачевцев обеспокоило братию, т. к. среди окрестных крестьян были и сторонники повстанцев, готовые разграбить пустынь. По благословению Е. в нач. авг. 1774 г. наиболее ценные предметы ризницы были вывезены на подворье в Арзамас и в приписной Высокогорский Вознесенский мон-рь Ардатовского у.; большая часть братии (более 60 чел.) также переехала в Арзамас, неск. монахов укрылись в лесных кордонах. В пустыни остались лишь 80-летний Е. и неск. престарелых насельников. Повстанцы разграбили находившийся близ Темникова винный завод, но в мон-рь не зашли. 15 авг. того же года братия вернулась в пустынь.

Во время голода 1775 г. Е. распорядился в соответствии с монастырским уставом кормить всех приходивших за помощью. Ежедневно по неск. сот человек находили в пустыни спасение от голодной смерти. Когда нек-рые иноки стали роптать, опасаясь, что хлебных запасов не хватит для братии, Е. созвал старейших монахов и сказал: «Не знаю, как вы, а я расположился, доколе Богу будет угодно за наши грехи продолжать глад, обще с народом страдать, нежели оставить гибнуть от глада: какая польза пережить нам подобных людей? Из них, может быть, некоторые до сего глада и нас питали» (Маркеллин. С. 44). Спустя неделю в пустынь приехал обоз с хлебом, «возов около 50, из какого-то селения, в коем селении, по сказанию извозчиков, их кто-то неизвестный человек нанял, хлеба на возы насыпал и за извоз заплатил, приказал в пустынь отвезть» (Евгений, иером. Записки // Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 253).

Весной 1777 г. Е. заболел. В письме еп. Владимирскому и Муромскому Иерониму (Фармаковскому) он просил освободить его от настоятельства, поскольку «пришел в крайнюю слабость и телесное изнеможение». В марте 1777 г. Е. был уволен на покой. По его рекомендации 27 марта был избран, а 8 апр. того же года утвержден строителем пустыни иером. Пахомий (Леонов), «человек, вполне достойный, который потом и оправдал это доверие» (Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908. С. 83).

По словам иером. Авеля (Ванюкова), «смиренный, подвиголюбивый старец возлюбил совершенное безмолвие. Любимое его занятие было: уединенный труд в келье, безмолвная молитва и чтение духовных книг. Лобызая пустынную жизнь, он всегда поучал и братию быть ревностными любителями пустынного безмолвия» (Авель. С. 58). Е. скончался в день праздника Сошествия Св. Духа на апостолов, в год прибытия в Саров Прохора Мошнина, буд. прп. Серафима Саровского. Е. похоронен рядом с Успенским собором, на зап. стороне, слева от входа. После освящения собора 15 авг. 1778 г. еп. Владимирский Иероним посвятил подвижнической жизни скончавшегося строителя особую проповедь. До закрытия пустыни в 20-х гг. XX в. по Е. служились соборные панихиды. К 1951 г. собор был взорван, захоронение подвижника утрачено.

Арх.: ГА Респ. Мордовия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1145. Л. 46-107.
Соч.: Келейные записки Саровской пуст. отца строителя Ефрема // Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 215-226.
Лит.: Иероним [Фармаковский], еп. Слово, говоренное... в Саровской пуст. при освящении... построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 1778; Маркеллин, игум. Краткое ист. описание Саровской пуст. М., 1819; Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996р; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р; Записки Афанасия Илларионовича // Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2002. С. 112; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006. С. 90-97.
Д. Б. Кочетов

Иконография

В Саровской Успенской пуст. хранился портрет Е., предположительно посл. трети XVIII в., с виршами: «Не Сирин ты, но Русский ты Ефрем; Саровской пустыни броня еси и шлем!» (Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 2002. С. 33). По-видимому, этот ранний портрет воспроизведен на гравюре И. Шелковникова с цензорским разрешением 1849 г., выполненной в качестве отдельного листа (ГИМ) и для кн.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся (М., 1853). Е. представлен вполоборота вправо, по пояс, опирающимся на посох, в мантии и клобуке, с четками в левой руке, с длинными волосами и окладистой, слегка раздвоенной седой бородой. Во 2-й пол. XIX в. гравюра послужила оригиналом для повторений в технике литографии, помещенных в саровских изданиях (напр., 1870 г. московской мастерской А. В. Морозова; ЦМиАР).

Лит.: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 969; он же. Словарь граверов. Стб. 762; Зеленина Я. Э. Особенности монастырского портрета (на примере изображений настоятелей и подвижников Саровской пуст.) // Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П., Саров, Дивеево, 28 июня - 1 июля 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 201-203.
Ключевые слова:
Монашество Русской Православной Церкви (муж.) Иеромонахи Русской Православной Церкви Строители монастырей Русской Православной Церкви Ефрем (Коротков, Короткий Евдоким Андреевич; 1694 - 1778), иеромонах, строитель Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская пустынь, в г. Сарове Нижегородской обл., возрождена 17.07.2006 Монашество Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни
См.также:
ИСАИЯ I (Зубков Илья Гавриилов; 1741-1807), иером., строитель Саровской пуст.
ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст.
ИОАНН (Попов Иван Федорович; 1669 - между 1737 и 1738), иеросхим., основатель Саровской пуст.
ИСАИЯ II (Путилов Иона Иванович; 1786-1858), игум., настоятель Саровской пуст.
АВРААМИЙ (Алексий; † 1640), мон., возобновитель Макариева Желтоводского мон-ря
АВРААМИЙ († не ранее 1702), мон., строитель Андреевского московского мон-ря
АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
АДРИАН ЮГСКИЙ (Семеновский Андрей; 1800–1853), иером.
АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 1748-1824), иером.
АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АНИКИТА (Ширинский-Шихматов Сергей Александрович, кн.; 1783-1837), иером., духовный и светский писатель
АРСЕНИЙ ГРЕК (ок. 1610 - после 1666), иером., переводчик, преподаватель риторики, медик