Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕФРЕМ
Т. 19, С. 32-33 опубликовано: 17 мая 2010г.


ЕФРЕМ

[серб. Jефрем] (ок. 1312 - 14 или 15.06.1400), свт. (пам. 15 июня), патриарх Сербский (1375 - ок. 1380; 1389 - 1390). Год рождения вычисляется исходя из упоминания в Житии, написанном еп. Хвостанским Марком, что Е. скончался на 88-м году жизни. Происходил из семьи болг. священника, вероятно, из Видинского деспотства: хотя в Житии сказано о происхождении Е. из «тырновских стран», но указано, что он род., когда Болгарией правил Михаил III Шишман, который на царский престол был возведен только в 1323 г., а до этого был деспотом в г. Видин (Бдин). Видинское деспотство в этот период было тесно связано с Сербией, что, возможно, и определило жизненный путь Е. Согласно Житию, с ранних лет он стремился к монашеской жизни, но юноше с хорошей памятью и наблюдательностью родственники прочили светскую карьеру. Вопреки их желанию Е. ушел на Афон, где жил отшельником, преодолевая бесовские искушения, голод и стужу. Нек-рое время он подвизался в мон-ре Хиландар, где был образцом для братии. Е. обошел все афонские обители, совершенствуясь в монашеских добродетелях, долгое время провел в уединении на вершине Св. Горы. Позднее, когда участились набеги тур. пиратов, Е. с неск. учениками покинул Афон и поселился в визант. владениях на некоем острове близ г. Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария). Его хотели сделать игуменом, но он отказался и продолжал вести жизнь отшельника.

В царствование Стефана Душана Е. переселился в Сербию и несколько лет прожил близ мон-ря Дечаны, «наслаждаясь, как в некоем божественном раю». После смерти царя (1355) в стране усилились нестроения, на келью Е. напали разбойники. Благодаря Божию заступничеству, пению псалмов и чтению молитв старец спасся от злодеев. Он переселился в каменную пещеру недалеко от монастыря Печ, где его часто навещали Сербский патриарх Савва IV (1354-1375) и монахи из окрестных обителей. После смерти патриарха Cаввы по инициативе св. кн. Лазаря и его зятя, правителя сев. Албании Георгия Балшича, был созван церковный Собор, на к-ром Е. вопреки своему желанию 3 окт. 1375 г. был избран патриархом.

В лит-ре существует мнение, что предложение кандидатуры Е. на Патриарший престол было результатом компромисса, достигнутого между крупнейшими сербскими обл. правителями (Михаљчић Р. Лазар Хребељановић: Историjа, култ, предање // Он же. Сабрана дела. Београд, 2001. С. 108-109). О деятельности Е. во главе Церкви сохранилось мало сведений. Во 2-й грамоте кн. Лазаря (1380-1389) о монастыре Лешье упоминается о земельной тяжбе в суде между Хиландаром и семьей вельмож Вукославичей, которую князь передал на суд Е. (Соловjев А. Jедно суђење из доба кн. Лазара // Архив за правне и друштвене науке. Београд, 1929. Књ. 18(35). С. 190-195). Первый срок пребывания Е. на Патриаршем престоле был непродолжительным. Согласно Житию, он упросил Собор и князя освободить его от первосвятительства по возрасту и немощи. Не исключено, однако, что после смерти Георгия Балшича (1379) необходимость в компромиссной фигуре патриарха отпала, и кн. Лазарь при отсутствии сопротивления со стороны Е. воспользовался возможностью возвести на Патриарший престол своего кандидата. Новым патриархом был избран Спиридон, а Е. удалился в пустыню возле царского (основанного Душаном) мон-ря св. Архангелов близ г. Призрен. После смерти своего преемника Е. согласился в 1389 г. на нек-рое время возвратиться на Патриарший престол, поскольку Собор для избрания нового главы Сербской Церкви не мог состояться из-за тур. нашествия и гибели кн. Лазаря. В 1390 г. на Соборе, созванном кн. Стефаном Лазаревичем, патриархом Сербским был избран Даниил III, а Е. вернулся в пустыню. Патриарх Даниил навестил Е. перед смертью, вместе со священниками и монахами торжественно отпел и похоронил его в ц. св. Димитрия в мон-ре Печ.

Литературное творчество

После открытия во 2-й пол. 70-х гг. ХХ в. в составе болг. сборника 3-й четв. XIV в. (Ath. Chil. N 341) цикла гимнографических сочинений с акростихами с указанием имени автора Ефрем Д. Богданович высказал мнение о тождестве гимнографа с соименным патриархом (Богдановић. 1978; Он же. 1980. С. 182-184). Это мнение, однако, не получило широкого признания (обзор мнений см. в ст. Ефрем, гимнограф).

Агиография

Сохранилось 2 Жития Е., созданные вскоре после его кончины: очень краткое в составе продолжения «Житий кралей и архиепископов сербских» (т. н. второй продолжатель) и более подробное, написанное ок. 1402 г. его ближайшим учеником еп. Хвостанским Марком. Оно является основным источником сведений о жизни Е. Это проложное Житие, предназначенное для чтения на службе. Автор пишет о Е. прежде всего как об аскете-пустыннике, достигшем исихастского просветления, а не как о главе Церкви, отмечая из его первосвятительской деятельности только борьбу против богумилов («мессалианской ереси»).

Почитание

Согласно Житию, написанному еп. Марком, Е. начал являться автору вскоре после кончины сначала во сне в окружении ангелоподобных юношей, а затем наяву, сослуживая ему в церкви и соприсутствуя на трапезе. Во время этих видений Е. просил не открывать его мощи. Существует не вполне обоснованное предположение, что инициатором канонизации Е. выступило семейство Бранковичей (прежде всего Георгий (Гюрг) и Лазарь), стремившееся для укрепления своей власти распространить почитание Е. в противовес росту почитания кн. Лазаря, чья память приходилась на тот же день, что и память патриарха (Павловић. 1965. С. 129). Почитание Е. долгое время носило местный характер, ограничиваясь окрестностями Печа. С XVIII в. Е. упоминается в общей стихире серб. просветителям и в службе Собору Сербских просветителей 30 авг. Сведений о почитании Е. на Руси и в др. странах нет.

Гимнография

Служба Е. написана также еп. Марком, авторство которого подтверждает именной акростих. Е. прославляется как святитель, преподобный, мученик, блаженный и борец с ересями. Гимнограф сообщает об исцелениях, происходивших от мощей Е. Текст изобилует исихастскими терминами и символами, отсутствие выраженного национального акцента отличает его от др. произведений серб. гимнографии (как более ранних, так и современных).

Иконография

Е. небогата и представлена образцами, созданными после восстановления Печской патриархии (1557). Его изображение включено в роспись притвора собора в Пече (1561), Богородицкой ц. монастыря Студеница (1568) и притвора собора монастыря Грачаница (1570). Наиболее известно изображение Е. из ц. св. Димитрия в Пече (1621) работы мастера Георгия (Джордже) Митрофановича (см.: Petković S. Zograf Georgije Mitrofanović u Pećkoj patrijaršiji // Glasnik muzeja Kosova i Metohije. Priština, 1965. Knj. 9. S. 241; О Србљаку. 1970. С. 211). Е. представлен фронтально в рост, в патриаршем облачении - саккосе, украшенном жемчугом и драгоценными камнями, с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке. Постнический подвиг Е. подчеркивают темные тона его узкого, изможденного лика, обрамленного седыми волосами и бородой.

Ист.: Новаковић С. Живот српског патр. Jефрема // Старине. 1884. Књ. 16. С. 35-40; Вуксан Д. Еп. Марко (непознати биограф XV в.) // Ловћенски одjек. Цетиње, 1925. Бр. 2/3. С. 81-96; Трифуновић Ђ. Житиjе св. патриjарха Jефрема од еп. Марка // Анали Филолошког фак-та / Београдски ун-т. 1967. Књ. 7. С. 67-74; Србљак. Београд, 1970. Књ. 2. С. 247-279.
Лит.: Павловић Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 126-129; О Србљаку: Студиjе: [Зб.]. Београд, 1970. С. 210-211, 311-315; Кашанин М. Српска књижевност у средњем веку. Београд, 1975 (по указ.); Богдановић Д. Песничка творениjа мон. Ефрема // Хиландарски зб. Београд, 1978. Књ. 4. С. 109-130; он же. Историjа старе српске књижевности. Београд, 1980; Podskalsky G. Christentum und theol. Literatur in der Kiever Rus', (988-1237). Münch., 1982; Кърстев А. Българинът Ефрем и избранието му за патриарх на сръбската правосл. църква // Изв. на ЦИАИ БП. София, 1985. Кн. 3. С. 162-168.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Святые Сербской Православной Церкви Святые Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Иконография святителей Гимнография святителей Святители Сербской Православной Церкви Патриархи Сербской Православной Церкви Собор Сербских святителей Ефрем, патриарх Сербский, святитель (пам. 15 июня)
См.также:
АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)
ДАНИИЛ II (ок. 1274 - 1337), архиеп. Печский (1324-1337), свт. (пам. 20 дек., в Соборе Афонских святых и в Соборе Сербских святителей)
ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))
АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
АРСЕНИЙ (IX-X вв.), архиеп. Керкирский, святитель (пам. 19 янв.)
АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ВУКОЛ († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.)
ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), свт. (пам. 23 нояб.)
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)
ГРИГОРИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ (239-325/6), свт. (пам. 30 сент.; в Армении - 4 раза в год)
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)