Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВУКОЛ
Т. 10, С. 23-24 опубликовано: 6 сентября 2010г.


ВУКОЛ

Вуко́л [греч. Βουκόλος] († ок. 100/105), свт. (пам. 6 февр.). В анонимном Житии сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, приписываемом Псевдо-Пионию (IV в.) (BHG, N 1561), упоминается о том, что В. был рукоположен во епископа г. Смирна (М. Азия) ап. Павлом (в житии из собрания свт. Димитрия Ростовского - ап. Иоанном). С юности В. отличался благочестием, на епископской кафедре проявил себя ревностным защитником паствы от гонителей христианства. После мирной кончины и погребения В. на кладбище у царских ворот г. Эфеса на его могиле выросло миртовое дерево, от к-рого происходили исцеления. Преемником В. на кафедре стал сщмч. Поликарп.

Однако, по сведениям Евсевия Кесарийского (Hist. eccl. IV 14, 3), основателем Смирнской кафедры был ап. Иоанн Богослов, к-рый поставил первым епископом этого города сщмч. Поликарпа. Т. о., согласно «Церковной истории», если В. и был Смирнским архиереем, то не до Поликарпа, а после него.

Ист.: Vita Polycarpi episcopi Smyrnae / Ed. L. Duchesne. P., 1881. P. 19-21, 24, 26-27; ActaSS. Febr. T. 1. P. 766-768; SynCP. Col. 445, 485; ЖСв. Февр. С. 119-120.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 59; Lambert A. Boucolos // DHGE. T. 9. Col. 1488-1489; Burchi P. Bucolo // BiblSS. Vol. 3. P. 586.

Гимнография

Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ)
Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ)

Свт. Вукол Смирнский. Святцы на февраль. Гравюра Г. Н. Тепчегорского. 1714 г. (ГЛМ)
Память В. с богослужебным последованием встречается в нек-рых рукописях Типикона Великой ц. X-XI вв., где приводится и тропарь 4-го гласа Καὶ τρόπων μέτοχος (   ) (Mateos. Typicon. T. 1. P. 226).

Последование В. 6 февр. регулярно указывается студийскими памятниками. Согласно слав. студийским Минеям (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 51), последование В. включает стихиры, канон и седален; предполагается совершение будничной службы с пением на утрене «Аллилуия» (по Студийско-Алексиевскому Типикону, праздник Сретения отдается 4 февр.- Пентковский. Типикон. С. 328). Согласно Евергетидскому Типикону кон. XI в., последование В. поется 5-го числа, т. к. 6 февр. отдание праздника Сретения Господня. 5 февр. последование В. соединяется с последованиями мц. Агафии и попразднства Сретения (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 410). В афоно-италийских редакциях Студийского устава, а также в Иерусалимском уставе отдание праздника Сретения Господня переносится на 8 или 9 февр., а последование В. поется 6 февр. вместе с последованием попразднства Сретения (Arranz. Typicon. P. 120; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 253). В слав. богослужебных книгах в последовании В. появляется тропарь (см., напр., Типикон. М., 1610. Л. 474). Согласно Типикону, используемому ныне в РПЦ, память В. 6 февр. не имеет праздничного знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В связи с тем что попразднство Сретения может сокращаться из-за близости Великого поста, последование В. 6 февр. может совершаться без соединения со службой попразднства.

Последование В., помещаемое в совр. богослужебных книгах, практически не изменилось со времени введения Студийского устава. В него входят: тропарь 4-го гласа       (отсутствует в греч. богослужебных книгах), канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, с акростихом Τὸ Βουκόλου μέγιστον ὑμνήσω κλέος. ᾿Ιωσήφ («Вукола великую славу да пою. Иосиф»; в совр. Рус. Минеях перевод акростиха неточен), ирмос: ῾Ως ἐν ἠπείρῳ πεζεύσας ὁ ᾿Ισραὴλ (     ), нач.: Ταῖς θεϊκαῖς ἀγλαΐαις καὶ ἱεραῖς καὶ φωσφόροις λάμψεσι (       ), цикл из 3 стихир-подобнов и седален. Греч. Минея содержит светилен В., отсутствующий в рус. книгах.

Иконография

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) об облике В. сказано: «Cтарец с бородою, разделенной на три пряди» (Ч. 3. § 8. № 56). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.; назван Викулой): «Рус, власы боле Дмитриевых Селунски, лоб мал, брада Козмина или подоле, риза лазорь, испод вохра с белилом, во амфоре (омофоре) и Евангелие».

Сохранившиеся изображения представляют В. в святительском облачении, как правило, единолично в рост: миниатюры из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 378, 976-1025 гг.) и в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.); фрески настенных минологиев (под 6 февр.) в церквах Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. (свт. Власий Севастийский ?), свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.,- по пояс; на минейных иконах на февраль, напр. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (кон. XVI в., ВГИАХМЗ; под 7 февр.) и на иконе нач. XIX в. (УКМ).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 162; Большаков. Подлинник иконописный. С. 71; Миjовић. Менолог. С. 333, 356, 384; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 36, 63. Кат. 56, 140; Евсеева. Афонская книга. С. 275.
Э. В. Ш.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святители Русской Православной Церкви Иконография святителей Гимнография святителей История Древней Церкви (I - III вв.) Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Святители неразделенной Церкви Вукол († ок. 100/105), святитель (пам. 6 февр.)
См.также:
АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
ЕВСТАФИЙ еп. Антиохийский, свт. (пам. 21 февр., пам. греч. 23 авг.), отец Церкви
АМВРОСИЙ Аврелий (ок. 339-397), еп. Медиоланский, один из великих зап. отцов Церкви, свт. (пам. 7 дек.)
АМФИЛОХИЙ (ок. 340 или 345 - после 394), еп. Иконийский, свт. (пам. 23 нояб.)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ГРИГОРИЙ (VI-VII вв.), еп. Акрагантский (Акрагантийский, Агригентский), свт. (пам. 23 нояб.)
ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая)
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая)
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)
АРСЕНИЙ (IX-X вв.), архиеп. Керкирский, святитель (пам. 19 янв.)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ГЕОРГИЙ († ок. 816), еп. Антиохии Писидийской, свт. (пам. 19 апр.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ЕЛЕН еп. Тарсийский (ок. 250 - ок. 270), свт. (пам. 23 нояб.)
АВГУСТИН Аврелий (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви