Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 15, С. 679-690 опубликовано: 29 августа 2012г.


ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве. Основан царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым в 1591-1592 гг. в память избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, во славу чудес, совершившихся при этом от Донской иконы Божией Матери.

«Вид Донского монастыря в Москве». Литография по рис. А. Феррари. 1860 г. (ГИМ)
«Вид Донского монастыря в Москве». Литография по рис. А. Феррари. 1860 г. (ГИМ)

«Вид Донского монастыря в Москве». Литография по рис. А. Феррари. 1860 г. (ГИМ)

В июне 1591 г. войска хана подступили к Москве. К этому времени город был основательно укреплен, а мон-ри - Новоспасский, Данилов, Новодевичий - послужили линией крепостей. Оставалось незащищенным пространство между Даниловым мон-рем и Воробьёвыми горами -между Тульской и Калужской дорогами. Именно здесь расположился главный стан рус. войска. В обозе был устроен т. н. Гуляй-город - передвижная, на телегах, крепость, в к-рой поставлена полотняная походная ц. во имя прп. Сергия Радонежского. В то время как под началом правителя гос-ва Б. Ф. Годунова сооружались укрепления, царь Феодор Иоаннович молился в Благовещенском соборе Московского Кремля перед чудотворным Донским образом Божией Матери (XIV в.; ГТГ). По инициативе государя 2 июля 1591 г. был совершен крестный ход: еп. Суздальский и Тарусский Иов обнес Донскую икону по городовым стенам Москвы, а затем, обойдя воинский обоз, поставил образ в походной Сергиевской ц. Царь Феодор Иоаннович слезно молился перед Донской иконой о спасении Москвы от «нахождения иноплеменных варвар». В видении государю открылось, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери» (ПСРЛ. Т. 14. С. 12). 4 июля хан Казы-Гирей, остановившийся со своими главными силами у с. Котлы, выслал к обозу небольшие отряды, изнурявшие рус. войско утомительными мелкими стычками. Конница татар ударила с 2 сторон - от с. Котлы и от Воробьёвых гор. Передовые отряды русских также выступили из стана на крымцев, и начался бой. Одновременно открыла огонь по неприятелю артиллерия стана и укрепленных мон-рей. Целый день продолжалась битва, в к-рой ни та, ни др. сторона не могла одержать верх, главные силы крымцев и русских так и не вступили в бой. Но хан дрогнул перед отпором и на др. день, 5 июля, за час до рассвета, в панике бежал.

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря)
Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря)

Донская икона Божией Матери. 1591 - 1598 гг. (Большой собор Донского монастыря)
1-е упоминание о мон-ре содержится в «Житии царя и великого князя Федора Иоановича», составленном в нач. XVII в. (до 1605) патриархом Иовом. Согласно «Житию...», на том месте, где в обозе стояла походная Сергиевская ц. с чудотворной Донской иконой, царь Феодор Иоаннович «повеле устроити» общежительный мон-рь (Там же. С. 43). Д. м. был основан вскоре после победы над Казы-Гиреем - «по прихожении же единаго лета или мало вяще», т. е. в 1591 или 1592 г. (Там же. С. 15). Возведенная в мон-ре церковь первоначально была названа «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (Там же). Тогда же, в 1591-1598 гг., для нее был выполнен список «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския» (Там же). В память избавления от врагов был установлен крестный ход в Д. м., к-рый первоначально совершался 3 янв.

В Смутное время Д. м. был разорен, у стен обители произошло неск. сражений, в т. ч. в 1612 г. войск под командованием кн. Д. М. Пожарского с отрядами гетмана Г. А. Ходкевича, полков кн. Д. Т. Трубецкого с польск. отрядами (РИБ. Т. 13. Стб. 1216-1217). С воцарением Михаила Феодоровича Романова возобновилась память о мон-ре как о государевом строении. В 1622 г. царь пожаловал в Д. м. служебные печатные Минеи.

Во время нападения крымских татар на окраинные юж. рус. земли царь Алексей Михайлович 2 янв. 1646 г. молился перед Донской иконой в Благовещенском соборе, а 3 янв. крестным ходом с Донской иконой посетил Д. м. Когда нападение «агарян» было отбито, 12 июля царь снова ходил крестным ходом к литургии в Д. м. (Забелин. 1893. С. 8-12). 30 мая 1647 г. крымский хан готовился к очередному набегу на пограничные земли Русского гос-ва, и царь Алексей Михайлович вновь молился за литургией в Д. м. Особый крестный ход в мон-рь состоялся 15 мая 1654 г., перед войной с Речью Посполитой. В поход царь Алексей Михайлович взял чудотворный Иверский образ Божией Матери. Крестным ходом, сопровождаемая войсками и народом, эта икона была перенесена в Д. м., где состоялся напутственный молебен. С 1649 г. помимо чрезвычайных установился уже постоянный крестный ход в Д. м., который стал совершаться ежегодно 19 авг., но иногда по разным обстоятельствам он происходил 20 авг. (1652 и 1653) и 25 авг. (1665).

Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в.
Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в.

Вид на Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в.

С особым торжеством в Д. м. праздновали в 1675 г. именины 3-летнего царевича Петра Алексеевича, буд. имп. Петра I. 29 июня в мон-рь к литургии пожаловали государь с царевичем Феодором Алексеевичем в сопровождении бояр и всего двора (сам малолетний именинник оставался с матерью Натальей Кирилловной в царском дворце в с. Воробьёве). После окончания литургии, к-рую совершал патриарх Иоаким, государь пригласил все духовенство «к столу» в Воробьёво. Поэтому не случайно, что в том же году крестный ход наименован в дворцовых записках Большим: в нем участвовали патриарх, митрополит, 2 архиепископа, архимандриты, игумены и весь священнический чин. 18 и 19 авг. 1689 г. по случаю престольного праздника царь Иоанн и царевна Софья присутствовали в Д. м. на богослужениях. Когда спустя 20 дней сводный брат царевны Петр I отрешил ее от управления гос-вом, для Д. м. наступило неблагоприятное время - сократилась помощь казны и начатое строительство было приостановлено.

Д. м. неоднократно посещали патриархи Московские: 7 авг. 1637 г. патриарх Иоасаф служил заупокойную обедню по своим родителям, в дни 19 авг. (1655, 1677, 1678, 1680, 1681, 1683, 1685, 1686, 1695) патриархи посещали обитель с крестным ходом, на пути раздавая милостыню нищим и денежное пожалование духовенству. В 1685 г. патриарх Иоаким после литургии в Д. м. заезжал в дворцовое с. Троицкое, что на Сетуни, в с. Дмитровское на Истре и в Новоиерусалимский в честь Воскресения Господня мон-рь, также раздавая милостыню. 5 сент. 1694 г. патриарх Адриан присутствовал при погребении в обители схим. Иова (Кириллова Якова Аверкиевича, думного дьяка, благотворителя Д. м.).

Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в.
Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в.

Вид на Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. Фототипия. Кон. XIX в.
К 1650 г. Д. м. был приписан к новому, Андреевскому московскому мон-рю, 20 нояб. 1678 г. стал самостоятельным с игуменским управлением, в кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны в обители введена архимандрития. 22 февр. 1721 г. Д. м. поступил в непосредственное ведение Синода, с 1 июля 1745 г. стал ставропигиальным. В лествице ставропигиальных мон-рей занимал 6-е место.

В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским), по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря.

В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I, после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей.

Настоятели и братия

В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский), в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский), в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский), в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский), в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский), в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский), в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов), в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров), в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев), в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский), в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков), в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев), в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий), в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий).

Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами.

В 1651 г. в Д. м. проживали игумен, иеромонах, 6 монахов и служка, в 1664 г. в штате Д. м. находились священник, уставщик-подкеларник, 2 дьяка, пономарь, 2 работника и служка, в 1730 г.- 70 монашествующих; в 1735 г. было 63 насельника. С кон. XVIII в. в Д. м. направляли московских клириков для исправления или «в надежде пострига». Случалось, количество бельцов составляло треть или более всей братии. В 1774 г. в Д. м. проживало 9 иноков и 8 белых священников, хотя должно было находиться, по штатам, 33 чел. (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1. Д. 2. Л. 6-6 об., 1774 г.). Эта ситуация неблагополучно сказывалась на внутренней жизни обители. Так, свящ. Тимофей Иванов 5 недель Великого поста 1778 г. пьянствовал, а все попытки вразумить его оказались безуспешными. Неск. годами ранее овдовевший псаломщик Иван Алексеев, решив принять постриг в Д. м., также впал в этот грех. Не помогло ни заключение, ни оковы, и в 1779 г. он был изгнан из Д. м. (РГАДА. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 428, 1779 г.). Согласно перечню блюд, в 1758 г. в мон-ре почти ежедневно каждому насельнику во время трапезы выдавалось по рюмке водки, стакану меду и ушату пива. Если не было водки, то ее заменяла сивуха (РГАДА. Ф. 421. Оп. 1. Д. 4213).

В кон. XIX - нач. ХХ в. в Д. м. проживало от 30 до 40 чел., в 1914 г.- 20 иеромонахов, 13 иеродиаконов, 3 инока и 4 послушника (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7211), а также управляющий мон-рем в сане епископа и его наместник в сане архимандрита. В 1898-1918 гг. в мон-ре на покое пребывали еп. Антоний (Флоренсов), выдающийся духовник, окормлявший мн. представителей рус. интеллигенции, архиеп. Донской Афанасий (Пархомович) и еп. Архангельский Иоанникий (Казанский).

Духовное просвещение, социальное служение

В 1737 г., после того как в Заиконоспасском мон-ре сгорело здание Славяно-латинской академии, ее предполагалось перевести в стены Д. м., однако в обители не оказалось свободных помещений, да и кельи были признаны ветхими и небезопасными для новых обитателей. С 1799 по 1827 г. в Д. м. размещался Духовно-цензурный комитет. Просмотр и одобрение рукописей духовного содержания осуществляли 10 соборных иеромонахов обители, на содержание к-рых выделялись отдельные средства.

В 1835 г. настоятель Д. м. церковный композитор архим. Феофан (Александров) по примеру митр. Московского Платона (Левшина), учредившего Вифанскую ДС, предоставил здание, где прежде находился цензурный комитет, для размещения Донского ДУ, открытие к-рого состоялось 12 мая того же года. В 1909 г. в Д. м. была учреждена послушническая школа, в к-рой изучали в объеме курса 2-классной церковноприходской школы Свящ. историю ВЗ и НЗ, катехизис, церковный устав и церковную историю, а также специальные предметы - краткую историю Д. м. и учение о монашестве.

В соборе Д. м. произнес 3 слова свт. Димитрий (Туптало), митр. Ростовский. Талантливым проповедником был и настоятель Д. м. архим. Феофан (Александров), издавший 4 тома поучений. В Д. м. имелась б-ка, начало к-рой положил управлявший обителью в 1884-1885 гг. еп. Иаков (Кротков). При нем в Д. м. проводились богословские и исторические внебогослужебные чтения. В начале чтений, в перерывах и по окончании монастырский хор исполнял церковные песнопения.

В 1914-1917 гг. Д. м. содержал госпиталь на 45 чел., оборудованный Московской городской управой, и тратил на него 600 р. в месяц. Братия жертвовала средства на теплые вещи солдатам, на лазарет Романовской больницы (8 тыс. р.), на содержание мон-рей, эвакуированных из западных губерний России (Там же. Д. 7682. Л. 1 об.- 2).

Особенности устава

Среди особых богослужений Д. м. примечательным было празднование в честь Донской иконы Божией Матери. Накануне, 18 авг., в 15 ч. служилась малая вечерня и повечерие, в 18 ч.- всенощная. Монастырский образ (кон. XVI в.) выносили на престол, затем при выходе на молебен (после малой вечерни) его ставили на аналой посреди Большого собора. 19 авг. перед поздней Божественной литургией в Большом соборе служили молебен с водосвятием, после чтения часов и блаженных совершался выход для встречи крестного хода, к-рый в это время направлялся к Д. м. из Успенского собора Кремля по Донской ул. Крестный ход с хоругвями встречал митрополит Московский с викарными епископами. Во время совершения поздней литургии, при пении «Отче наш», звучала «повестка» к сбору - 20 ударов в большой колокол. После службы владыка и братия направлялись в покой настоятеля, где произносился отпуст, завершаемый многолетием. В тот же день в 16 ч. совершалась вечерня, 20 авг.- литургия по праздничному чину. В эти дни певчим (приглашался Синодальный хор) рекомендовалось «стоять чинно, петь скромно, без выкрикивания» (Там же. Д. 6656. Л. 1-4). Количество причастников в Д. м. колебалось от 11 чел. (в дек. 1887) до 150 (11 марта 1888) (Там же. Д. 6674).

Братия Д. м. служила не только в Д. м., но и в неск. церквах Москвы, хотя официально служение черного духовенства на приходах не поощрялось. Так, иеромонахи мон-ря служили в Троицкой ц. на Шаболовке, в Никольской ц. в Голутвине, в церкви Несвижского полка в Хамовнических казармах, в Покровском храме в Лёвшине и др. (Там же. Д. 6656).

К нач. XX в. братия трапезничала 2 раза в день, спиртное (в отличие от сер. XVIII в.) допускалось только на Пасху, Рождество и в царские дни. Если двунадесятый праздник выпадал на среду или пятницу, братия вкушала рыбу. Как видно из перечисления блюд для братии, сухоядения и полного невкушения пищи не было. Так, 24 дек. 1881 г., в сочельник, подавался винегрет, щи и лапша с грибами, жареный картофель, то же подавалось и в Крещенский сочельник, 5 янв. 1-я седмица Великого поста была наиболее строгой, но пища вкушалась ежедневно. Трапезы не было в понедельник, во вторник и в четверг, но насельникам выдавались из кухни хлеб, квас, огурцы, капуста и редька. В среду и пятницу на трапезе подавались щи с грибами и каша без масла.

Материальное положение

Царь Феодор Иоаннович для содержания братии пожаловал Д. м. близлежащее сельцо Семёновское. Согласно переписи земель Подмосковья 1627-1629 гг., в сельце Семёновском находилось 16 дворов с 23 крестьянами (в 1646 - 27 дворов), а также монастырский двор для управления хозяйством. За Д. м. числилось «828 четей с осминой» (ок. 414 дес.) земли, «а в дву по тому же; сена 448 копен, и леса 25 десятин». В сер. XVII в. Д. м. владел 32 дворами. В кон. 1683 г. по ходатайству царевны Софьи Алексеевны Д. м. было выделено во владение 20 дес. из городской выгонной близлежащей земли, к обители были приписаны и нек-рые мон-ри со всеми их вотчинами. В 1699 г. Д. м. принадлежало 1223 крестьянских двора, в 1700 г.- 1510, т. о., мон-рь стал одним из богатейших в России.

К 1755 г. Д. м. владел небольшими селами Семёновское, Посевьево, Рождествено в Молоцком стане Московского у., Борево Замыцкой вол., Андреевское Галичского у. Костромской губ. с близлежащими деревнями, а также дер. Ельцыно Комельской вол., с. Сокольи Горы Казанского у. и др. К Д. м. были приписаны Медведева Богородице-Рождественская пуст., Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий мон-ри Московской губ., Видогощский Николаевский мон-рь Тверской губ. с владениями. Всего в 1741 г. Д. м. принадлежало 6957 крестьян, в 1755 г.- 6982. К 1764 г. у мон-ря было более 7 тыс. крестьян, владения Д. м. располагались в 13 уездах России (13 тыс. дес. земли).

Согласно записке о выдаваемой руге из дворцовых сумм, в 1699 г. архимандриту полагалось 6 р. 12 алтын; священнику, диакону, просвирнику - по 3 р. 10 алтын, 8 старцам - по 22 алтына. Большая часть руги выдавалась ради праздника в честь Донской иконы Божией Матери - 150 р.

В кон. XIX в. Д. м. владел землями, расположенными в непосредственной близи,- 47 дес. 1051 кв. саж., 24 дес. луговой земли при с. Рыболове и дер. Морозовой Бронницкого у., 14 дес. пахотной земли при сельце Семёновском и с. Раменки. Большая часть земли сдавалась в аренду местным крестьянам. Водяная мельница с каменной плотиной при дер. Чащино также сдавалась в аренду Ф. И. Рейнгаму - хозяину сукновального заведения. В полном владении и пользовании Д. м. оставалось рыболовное озеро при с. Бисерове Бронницкого у. и 93 дес. близлежащей земли, к-рыми распоряжалась сама обитель (Там же. Д. 6915). В нач. XX в. по совокупному капиталу (673881 р.) Д. м. был одним из богатейших мон-рей России.

Благотворителями

Д. м. помимо царствующих особ были канцлер гр. Н. П. Румянцев, пожертвовавший в 1823 г. драгоценную панагию с бриллиантовыми украшениями на помин своей матери Е. М. Румянцевой (РГАДА. Ф. 1183. Оп. 1042. Д. 6. Л. 1-2, 1823 г.), вдова потомственного почетного гражданина В. А. Алексеева, завещавшая обители 21 тыс. р., фабрикант С. С. Мешков, «построивший» облачения для Д. м. на 1 тыс. р. (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7081), и др. Среди поминавшихся во время заупокойных литургий и панихид жертвователей - также представители княжеских фамилий Щербатовых, Голицыных, Оболенских, московский ген.-губернатор Д. В. Голицын, гр. А. А. Бобринский и др.

Святыни

Донская икона Божией Матери. 1591-1598. Фототипия. Кон. XIX в.
Донская икона Божией Матери. 1591-1598. Фототипия. Кон. XIX в.

Донская икона Божией Матери. 1591-1598. Фототипия. Кон. XIX в.
Главной святыней Д. м. является Донская икона Божией Матери, по преданию датируемая 1591-1598 гг. («древнейшего московского письма»), хранящаяся в Большом соборе обители. Первоначально по повелению царя Феодора Иоанновича икона была украшена «золотом и драгоценными каменьями», к нач. XX в.- сребропозлащенной ризой (в высоту 1 аршин 9 вершков, в ширину 1 аршин 33/8 вершка) с бриллиантами (из них, в частности, была изготовлена корона), яхонтами, сапфирами, аметистами, бирюзой, жемчугом. Вокруг иконы тщанием благотворителя Алексеева были сделаны поля, обложенные сребропозлащенной ризой, с изображением Господа Саваофа, св. праотцов и пророков. В нач. ХХ в. украшения на иконе были оценены в 6242 р. 20 к. В 1922 и 1927 гг. золотые и серебряные украшения с образа были изъяты комиссией Замоскворецкого р-на. В Малом соборе, слева от царских врат, находился др. почитаемый список Донской иконы - 1668 г. письма Симона Ушакова (ГТГ; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 413. Кат. № 913).

Согласно описи 1908 г., в Большом соборе, за правым клиросом, находился сребропозлащенный ковчег в виде ларца, в к-ром хранились частицы мощей 195 святых (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 30-36). Также в соборе находились ковчежцы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, с частицами ризы Спасителя и Божией Матери, мощей святых царевича Димитрия, Иоанна Воина, Алексия, митр. Московского, мч. Иоанна Милостивого (пожертвованы в нач. XIX в. архим. Виктором (Прокоповичем-Антонским)), свт. Григория Богослова, прп. Михаила Малеина, святителей Гурия и Варсонофия Казанских, мч. Вавилы, равноап. царя Константина, благоверных князей Феодора, Давида, Константина Ярославских, прп. Авраамия Ростовского. Частица мощей св. Иоанна Предтечи была помещена в его образ. В позлащенном кресте покоились частицы мощей святых Макария, митр. Киевского, Симеона, еп. Суздальского, Ефрема, еп. Переяславского, преподобных Нифонта, игум. Печерского, Поликарпа, архим. Печерского, Иоанна Многострадального, Феодора, кн. Острожского, Евфросинии Полоцкой, Илии Муромца (Там же. Л. 36 об.- 38 об.).

Летом 1914 г. в Д. м. временно находились мощи прмч. Афанасия (Филипповича) (Там же. Д. 7646. Л. 2).

Ризница и книгохранилище

Евангелие. Нач. XV в. (ГИМ. Дон. № 1. Л. 78)
Евангелие. Нач. XV в. (ГИМ. Дон. № 1. Л. 78)

Евангелие. Нач. XV в. (ГИМ. Дон. № 1. Л. 78)
В нач. XX в. в ризнице Д. м. находились 17 напрестольных Евангелий (1681-1894), обложенных серебром, 10 «малых» Евангелий, 16 напрестольных крестов, 13 молебенных крестов (все серебряные), 16 серебряных потиров с дискосами, звездицами и блюдами, 10 ковшей для теплоты, 10 напрестольных ковчегов, 12 кадил, 2 рипиды, 20 панагий (в т. ч. богато украшенная панагия - вклад канцлера гр. Румянцева 1823 г.). Там же хранились 21 наперсный крест (из них один из золота, украшенный драгоценными камнями и оцененный в 237 р.), 2 плащаницы, 9 воздухов. Главная опись 1908 г. отмечает также 8 саккосов «с принадлежностями», 23 митры. Из последних особо выделялась одна, шитая сплошь мелким жемчугом по золотому глазету, украшенная образами и драгоценными камнями (оценена в 733 р.). Среди облачений «шедевром» считалась парчовая риза с золотыми разводами, «по разводам виноградные кисти и серебряные колосья». Риза была украшена жемчугом и драгоценными камнями (оценена в 895 р.). В ризнице были также 136 икон в драгоценных окладах, 24 серебряные лампады и др. (Там же. Л. 183 - 393 об.).

К нач. XX в. книгохранилище насчитывало 255 книг различного содержания. Среди 19 рукописных книг хранились Евангелие нач. XV в. в «большую четверть, писанное полууставом в два столбца, заставками, рисованными красками» (ГИМ. Дон. № 1), Евангелие 1-й четв. XVI в. с изображениями евангелистов (Там же. № 2), вкладная книга Д. м., начатая в 1692 г. (Там же. № 18), отписные и отказные книги 1678 г. в копии XVIII в. (Там же. № 20). К 2007 г. часть архива Д. м. находится в ЦГИАМ (Ф. 421), РГАДА (Ф. 1629) (Протасьева Т. Н. Столбцы Синодального собр. // Археографический ежегодник за 1959 г. М., 1960. С. 293). Небольшое рукописное собрание (22 рукописи XV-XIX вв.) в 1908 г. было передано в Московскую Синодальную б-ку, в составе которой в 1920 г. поступило в ОР ГИМ, где оно образовало единый фонд с рукописями собраний Новоспасского и Симонова московских мон-рей (Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 19952. С. 26).

Храмы и другие постройки

Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери

Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1591-1592 гг. Фотография. Нач. XXI в.
Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1591-1592 гг. Фотография. Нач. XXI в.

Малый собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1591-1592 гг. Фотография. Нач. XXI в.
возведенный в 1591-1592 гг. предположительно по заказу Б. Ф. Годунова (Временник Ивана Тимофеева. М.; Л., 1951. С. 43; Баталов. 1996. С. 42), является древнейшим храмом Д. м. Первоначальное посвящение храма - «во имя Пречистыя Богородицы и славныя Ея Похвалы» (ПСРЛ. Т. 14. С. 15), но «постепенно вошло в обычай звать эту церковь не по престолу, а по чтимой иконе, так что и день 19 августа стал называться праздником Донской Богоматери» (Сорок сороков. Т. 1. С. 252). Малый собор - небольшой бесстолпный четверик, перекрытый крещатым сводом; это единственный в XVI в. бесстолпный монастырский соборный храм. А. Л. Баталов объясняет это тем, что храм «строился как собор только что основанного общежительного монастыря, вероятно, с небольшой по составу братией. Несмотря на его мемориальный характер, статус этой загородной новоустроенной обители не был высоким, судя по тому, что она управлялась игуменом» (Баталов. 1996. С. 127). В храме использована разновидность крещатого свода со ступенчатыми распалубками, впервые примененная в приделе св. Василия Блаженного (1588) собора Покрова на Рву, затем в надвратной ц. Происхождения честных древ Креста Господня московского Симонова мон-ря (1591-1593), построенной, как и собор Д. м., в честь победы над Казы-Гиреем (Там же. С. 170-171), а также, точно повторяя вариант Д. м., в т. ч. уникальные машикули в основании сводиков нижних распалубок, в Троицкой ц. в Хорошеве (освящена, вероятно, в 1598 - Там же. С. 57); последний крещатый свод со ступенчатыми распалубками был возведен в Покровской ц. в Рубцове (после 1619 - до 1626), построенной царем Михаилом Феодоровичем в своем родовом имении по образцу годуновских храмов. Снаружи свод оформлен 3-ярусной горкой кокошников, глава была шлемовидной. Алтарь 3-частный, с неск. большей центральной апсидой. Фасады разбиты пилястрами на 3 прясла, к-рым в интерьере соответствуют арочные ниши, устроенные по сторонам от сев., юж. и зап. входов. Частично сохранился изысканный итальянизирующий декор с элементами ордерных форм, отличающий лучшие постройки годуновского времени. Храм был расписан, но сведения о первоначальной росписи скудны. По словам дьяка И. Тимофеева, честолюбивый Борис Годунов распорядился поместить на стенах «образ своего подобия и имени» (Временник Ивана Тимофеева. С. 208); это сообщение представляется малодостоверным (Баталов. 1996. С. 330). Древний иконостас собора утрачен.

В 1677-1678 гг. в память о победе над турками под Чигирином по распоряжению царя Феодора Алексеевича были построены 2-столпная трапезная и 2 придела: южный - во имя прп. Сергия Радонежского, в память о походной полотняной церкви, стоявшей в 1591 г. на этом месте посреди воинского обоза, северный - во имя вмч. Феодора Стратилата, тезоименитого государю святого. В 1679 г. была сооружена шатровая колокольня. Все постройки выдержаны в скромном варианте стилистики узорочья. Вместе с приделами собор получил новую зеленую черепичную кровлю, замененную, вероятно, в XVIII в. Известно, что царь Феодор Иоаннович «пречудно украсил ее всякими изрядными лепотами». Расписывали собор и приделы мастера Оружейной палаты Леонтий Чулков, Феодор Евтихиев Зубов, однако открытые в 1948 г. росписи стен выполнены в 80-х гг. XVIII в. В нач. XIX в. были уничтожены украшавшие входы перспективные порталы, срублены внутренние выступы стен, растесаны окна. Мн. части храма восстановлены в 1948-1950 гг., уровень пола поднят над древним примерно на 50 см.

Храм сильно пострадал при пожаре 1992 г., когда выгорела почти вся его трапезная. При восстановлении были расписаны стены трапезной, поновлены иконы, киоты и вся церковная утварь, реконструирована и обновлена печь с чашей для мироварения.

В Малом соборе были погребены мн. выдающиеся деятели Церкви и Российского гос-ва, в т. ч. схим. Иов, архиеп. Московский Амвросий (Зертис-Каменский), архим. Аввакум (Миланкович), серб по национальности, главнокомандующий в Москве М. М. Измайлов, графиня Е. М. Румянцева - супруга фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского, ген.-аншеф П. И. Стрешнев.

Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери

был заложен в 1684 г. по обету старшей сестры царя Петра I царевны Екатерины Алексеевны. Собор, сложенный до глав, нек-рое время оставался недостроенным. Главы и иконостас были поставлены в 1692 г., при архим. Антонии (Одиновиче), иждивением думного дьяка Я. А. Кириллова и его жены Ирины Симоновны. 21 авг. 1698 г. собор был освящен митр. Сарским и Подонским Тихоном.

Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1684-1692 гг. Фотография. 2007 г.
Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1684-1692 гг. Фотография. 2007 г.

Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1684-1692 гг. Фотография. 2007 г.

Этот собор Д. м.- уникальное для рус. архитектуры сооружение. Он является примером переноса на рус. почву типа т. н. 5-банного (т. е. с 5 высокими главами-банями) храма, характерного для каменного зодчества Левобережной Украины 2-й пол. XVII в. Из-за болезни и смерти заказчика, царя Феодора Алексеевича, не осуществилось строительство подобной ц. Воскресения Господня на Пресне (1681). И. Л. Бусева-Давыдова связывает замысел ее строительства с поездкой на Украину иконописца Оружейной палаты Карпа Золотарёва, предпринятой по поручению царя специально «для описания церковных чертежей». Он посетил Киев, Переяславль, Нежин, Батурин, Глухов и др. укр. города, где мог видеть многочисленные 5-банные храмы, в т. ч. и Никольский собор в Нежине (1668), к к-рому близка пресненская постройка. По мнению Бусевой-Давыдовой, собор Д. м. был возведен, с небольшими изменениями, именно по подготовленным для Воскресенской ц. строительным документам (Бусева-Давыдова. 1985. С. 220-226). Но композиция собора не прижилась в рус. архитектуре и была воспроизведена, с перестановкой глав по диагонали, лишь в ц. Воскресения (Тихвинской иконы Божией Матери) в подмосковном Бурцеве (1730-1733).

Большой собор Д. м., как и его укр. прототипы, крестообразный, с ориентированными по сторонам света рукавами креста (скругленной, а не граненой, как на Украине, формы) и дополнительными, изначально пониженными компартиментами между ними. Массивные главы на высоких (изначально, по всей видимости, граненых) световых барабанах расположены по сторонам света: бóльшая - в центре, меньшие - над каждым из рукавов креста. Последние трактовались, т. о., как отдельные объемы, что характерно для укр. архитектурной традиции; после изменения формы кровли с надкладкой угловых компартиментов до высоты рукавов в 1-й пол. XIX в. этот эффект исчез. Диаконник и жертвенник получили в Д. м. скругленные формы (соответствующие зап. компартименты квадратные в плане), благодаря чему образовался традиц. для рус. архитектуры 3-апсидный алтарь. Большие прямоугольные оконные проемы рукавов креста и угловых компартиментов расположены в 2 ряда, разделенные профилированной тягой. Декор аскетичен: окна верхнего яруса имеют прямоугольные наличники, нижнего - с треугольными разорванными фронтончиками, типичными для нарышкинского стиля. Над верхним центральным окном каждого из рукавов креста находятся оформленные колонками киоты. На кровле, вокруг главного купола, первоначально было устроено гульбище с балюстрадой. Крестообразный периметр стен был завершен живописным фризом с орнаментом из желтых виноградных листьев на зеленом фоне. Изначально наружные стены собора были выбелены, детали расцвечены; нынешнюю красную окраску с белыми деталями собор получил не ранее 1825 г. Собор со всех сторон окружен галереей со входами с запада, севера и юга; в XIX в. ее аркада была застеклена; декор близок к декору, характерному для допетровской традиции. В 1740 г. по проекту В. С. Обухова между юж. крыльцом и юго-вост. галереей была встроена небольшая 2-этажная ризница в скромных барочных формах.

Иконостас Большого собора в честь Донской иконы Божией Матери. Фотография. 2007 г.
Иконостас Большого собора в честь Донской иконы Божией Матери. Фотография. 2007 г.

Иконостас Большого собора в честь Донской иконы Божией Матери. Фотография. 2007 г.

Интерьер собора сообразно рус. монастырской традиции 4-столпный. Столбы цилиндрические, относительно тонкие, сильно сдвинуты к углам храма; вост. пара скрыта иконостасом. В верхней части интерьера четко прочитывается крестообразность. В целом мастерам Д. м. удалось воссоздать свойственное укр. бесстолпным образцам ясное, залитое светом пространство.

Собор, как и остальные сооружения обители кон. XVII - нач. XVIII в., строился на щедрые пожертвования. Среди вкладчиков - боярин Артамон Матвеев и основатель московской Оружейной палаты Б. М. Хитрово. Пожертвование в 90-х гг. XVII в. сделали и члены семьи казненного бунтовщика Степана Разина. По записи в числе лиц, за к-рых следовало молиться, упомянуты Степан и Фрол Разины (Аренкова, Мехова. 1970. С. 18). Иконостас собора, как и его здание, был построен в неск. приемов. Еще в 1688 г. последовал царский указ о сооружении иконостаса мастерами Оружейной палаты. Лишь в 1695 г., в основном на пожертвования, золотописец Посольского приказа Карп Золотарёв соорудил 2 нижних яруса - местный чин с царскими вратами и праздничный ряд. В 1695-1696 гг. «резного дела мастер» Абрам Андреев и столяр Григорий Алексеев воздвигли апостольский ярус. Только в 1699 г. иконостас был окончательно завершен Г. Алексеевым, Ильей Фёдоровым, а также белорус. мастером из Почепа Евстафием Ивановым. К кон. XVII в. были расписаны только столпы собора. Росписи же на внутренних стенах в 1782-1785 гг. выполнил по «заданной идее» архит. Василия Баженова итал. худож. Антонио Клаудо. Образа же на темы сюжетов из ВЗ и НЗ были помещены в живописные рамы и расположены в 4 ярусах. В 1789 г. стены галерей были расписаны, но в 1867 г. росписи XVIII в. были сбиты и паперти расписаны вновь. В 1935 г., когда там разместили экспозицию Музея архитектуры, росписи были забелены и частично уничтожены. С 1996 г. ведется их реставрация.

До 1922 г. мн. иконы, находящиеся как в иконостасе, так и в приделах собора, имели серебряные ризы и украшения. Риза на Донской образ была выполнена после нашествия французов из монастырского серебра и в сер. XIX в. украшена «строением» архим. Феофана, ризы на др. местных образах были изготовлены на средства гр. М. И. Платова. Он доставил в Д. м. 10 пудов серебра из сокровищ, похищенных неприятелем в 1812 г. и потом отбитых донскими казаками. Имя др. начальника Донского войска, генерального атамана Даниила Ефремовича, сохранилось в надписи устроенного им серебряного паникадила (1750), находившегося перед царскими вратами, которое сохранилось до наст. времени. В 1752 г. на вклады купца Кузьмы Замятина в соборе были постланы чугунные полы.

Церковь в честь Сретения Господня

была устроена в 1712 г. в подклете Большого собора имеретинским царем Арчилом II над могилами его сыновей Александра, Матвея и Давида, к-рые в 1711 г. были похоронены в склепе под соборным алтарем. Там же в разное время были погребены сам Арчил, его супруга царица Кетеван, царь Бакар (сын царя Вахтанга VI Багратиони), царевна Дарья, царица Русудан (супруга царя Вахтанга VI), сын Бакара царевич Леван, ген. Георгий Багратиони, царевна Анна Георгиевна и др. представители груз. царской династии и княжеских родов Грузии - всего 63 чел. В 1729 г. дочь царя Арчила царевна Дарья назначила натуральное и денежное вознаграждение иеромонахам мон-ря, совершавшим богослужение в Сретенской ц. В 1729-1730 гг. царевна Дарья расширила храм и перестроила его алтарь, пол был выложен чугунными плитами. Во 2-й пол. XVIII в. был установлен иконостас по проекту архит. И. Р. Залусского (не сохр.). В 1815 г. храм был перестроен, в сер. XIX в. кнг. А. И. Багратион украсила усыпальницу имеретинского царственного дома и особ знатнейших груз. фамилий новым иконостасом, причем написанные на меди иконы были тогда поновлены.

Ограда

обители первоначально была деревянной. В кон. 70-х гг. XVII в. с севера и запада были построены 3-пролетные каменные ворота, к-рые завершались «палатками» с главами («палатка» над сев. св. воротами имела 3 главы), обитыми «белым железом»; ворота покрывала зеленая черепица. С 1686 г. (с перерывами) за счет царской казны возводилась новая, каменная ограда. В 1697 г. строительство возобновилось на щедрые пожертвования вдовы дьяка Я. А. Кириллова (в постриге Иов) и закончилось в 1711 г. Ограда Д. м. в плане представляет собой квадрат с воротами по центру сев. и зап. стен, 4 круглыми башнями по углам и 8 квадратными башнями. Первоначально по центру вост. стены существовала «полубашня», снесенная в 1804 г. Архитектура башен, особенно венчающие их кирпичные короны с белокаменными деталями (восстановлены А. П. Поповым в кон. XIX в.), напоминает облик ограды московского Новодевичьего монастыря, возведенной в 80-х гг. XVII в.; нек-рые исследователи считают их постройками одной и той же артели (Памятники. 2000. С. 279).

Надвратная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-1714). Слева - келья Патриарха св. Тихона. Фотография. 2006 г.
Надвратная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-1714). Слева - келья Патриарха св. Тихона. Фотография. 2006 г.

Надвратная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1713-1714). Слева - келья Патриарха св. Тихона. Фотография. 2006 г.

Местоположение каменных сев. св. ворот 70-х гг. XVII в. не установлено. Возможно, при строительстве каменных стен они оказались внутри монастырской территории, были перестроены и вскоре разобраны, причем почти весь их декор был заново использован в новых воротах. Последние, построенные в 1693 г. ярославской артелью под рук. Алексея Григорьева при участии «монастырского обжигальщика» Михаила Андреева, полностью повторяли композицию предшествующих. На широком гульбище ворот в 1713-1714 гг. на средства вдовы царя Иоанна V Алексеевича Прасковьи Феодоровны (урожд. Салтыковой) и ее дочери Екатерины была построена и освящена Рязанским и Муромским митр. Стефаном (Яворским) ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1716 г. был устроен открытый всход на гульбище со стороны мон-ря, а «с Москвы» возведена высокая ограда с решеткой, перестроенные в 1734 г. на средства имп. Анны Иоанновны. В 1782 г. на средства А. Ф. Татищевой был поставлен новый иконостас. Надвратная Тихвинская ц.- 3-ярусный храм «под колоколы», близкий к целому ряду храмов нарышкинского стиля, но с чертами петровской барочной архитектуры. Нижний ярус круглый в плане изнутри, имеющий 8-лепестковую форму снаружи; расположенные по сторонам света большие лепестки снабжены т. н. полуглавиями (полуциркульными или лучковыми, как в данном случае, фронтонами, не отделенными - чаще всего и в этом случае тоже - карнизом от поля стены; характерны для рус. барочной архитектуры). Вход расположен с юж. стороны. Дверной проем с граненым завершением, 8-гранное окно над ним и массивные фланкирующие пилястры (а также пилястры, разделяющие лепестки) характерны для нарышкинского стиля. Большие окна остальных лепестков обрамлены завитковыми наличниками. 2-й ярус ротондальный, с окнами и полуглавиями по сторонам света, его декор более плоскостной. Храм завершен открытым ярусом звона и причудливой главкой укр. типа (относится ко 2-й пол. XVIII в.) на высоком барабане. Шедевр церкви - кованая чугунная решетка, ограждающая паперть с сев. стороны,- одно из немногих сохранившихся подобных произведений 1-й трети XVIII в.

Колокольня (1750-1753) с надвратной ц. во имя праведных Захарии и Елизаветы (освящена в 1755). Фотография. 2007 г.
Колокольня (1750-1753) с надвратной ц. во имя праведных Захарии и Елизаветы (освящена в 1755). Фотография. 2007 г.

Колокольня (1750-1753) с надвратной ц. во имя праведных Захарии и Елизаветы (освящена в 1755). Фотография. 2007 г.

В 1730-1733 гг. по проекту П. А. Трезини под наблюдением Г. И. Шеделя были построены зап. ворота Д. м. на месте обветшавших (70-х гг. XVII в.); подрядчиком был Матвей Говоров. Но надвратная колокольня была возведена только в 1750-1753 гг. по проекту А. П. Евлашева под надзором его ученика К. И. Бланка. В мае 1755 г. в ее нижнем ярусе была освящена ц. во имя святых праведных Захарии и Елисаветы, упраздненная в 1812 г. Позже в помещении храма разместились архив мон-ря и б-ка. Колокольня представляет собой характерное произведение скромного варианта елизаветинского барокко. Нижний ярус четвериковый, украшен портиками с раскрепованными фронтонами на спаренных колоннах; верхний ярус восьмериковый, завершен высокой барочной кровлей с люкарнами, увенчанной фигурной главкой на тонком граненом барабане с открытыми проемами; ярус декорирован плоскими пилястрами. Отделка колокольни не была окончена: не выполнены белокаменная резьба капителей, скульптуры в нишах и завершение в виде ангела с крестом. Самым большим из 10 колоколов был колокол, весом 700 пудов (или 11 тонн), отлитый в 1754 г. мастером Константином Михайловым Слизовым на пожертвования купцов Федора и Кузьмы Замятиных. Др. колокол (весом 193 пуда) предназначался для Исаакиевского собора С.-Петербурга, но 24 дек. 1730 г. имп. Анна Иоанновна подарила его Д. м.

После 1917 г. помещения храма были приспособлены под жилье, его объем был разделен на 2 этажа. Реставрационные работы вернули ему первоначальный облик, и с 1996 г. в нем совершаются богослужения.

Церковь во имя архангела Михаила

(1714) построена в юго-зап. углу мон-ря стольником И. И. Дурново и первоначально освящена во имя прп. Евфимия Великого, тезоименитого умершему сыну стольника майору Ефиму Дурново. Это был небольшой храм с одностолпной трапезной, соединенный проемом в зап. стене с корпусом больничных келий (расширены в 1796, перестроены в 80-х гг. XIX в.). В 1806-1809 гг. церковь была перестроена в стилистике ампира по заказу князей Голицыных (предположительно по проекту архит. И. В. Еготова) и освящена во имя архангела Михаила (тезоименитого погребенному здесь ген.-лейтенанту кн. М. М. Голицыну), став храмом-усыпальницей рода. Центральный объем получил полусферический купол на невысоком барабане, опирающемся на 4 столба. Сев. вход оформили портиком с треугольным фронтоном и 2 парами колонн, фланкирующими дверной проем, завершенный полуциркульным окном.

Церковь во имя арх. Михаила. 1714 г. Фотография. 2007 г.
Церковь во имя арх. Михаила. 1714 г. Фотография. 2007 г.

Церковь во имя арх. Михаила. 1714 г. Фотография. 2007 г.

В 1895 г. с севера к трапезной было пристроено крыльцо (в рус. стиле), в 1897 г. устроено крыльцо с юж. стороны церкви для входа в подклет, где находилась усыпальница князей Голицыных (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 102-104). Здесь были похоронены бывш. московские военные ген.-губернаторы - кн. Д. В. Голицын с матерью Натальей Петровной (Ɨ 1837) и кн. А. Г. Щербатов (Ɨ 1848).

Михайловская ц., в к-рую перенесли мн. надгробия из Малого собора, является богатейшим собранием рус. мемориальной скульптуры. Сохранились надгробие М. П. Собакиной, выполненное в 1782 г. И. П. Мартосом, надгробие Н. М. Голицыной (скульптор Ф. Г. Гордеев; 1780), изображающее ставшую впосл. традиц. плакальщицу, облокотившуюся об урну и держащую щит с вензелями. Др. тип надгробий, с пирамидой, представлен в храме памятником с могилы М. М. Измайлова (1722-1780) и его жены М. А. Измайловой (1730-1800), а также памятником М. М. Голицыну (1731-1802; скульптор С. С. Пименов). В Михайловский храм из Малого собора перенесено и надгробие П. М. Голицына (1775; скульптор Я. И. Земельгак) - самое известное из скульптурных надгробий Д. м. Композиционно близки между собой вмонтированные в стену церкви горельефные надгробия В. М. Голицына (1731-1797; скульптор Э. де Педри) и А. В. Римского-Корсакова (1729-1781).

При реставрации Михайловского храма были раскрыты росписи 1889 г. (автор А. В. Попов), являющиеся образцом академической живописи кон. XIX в. В алтаре установлена сень кон. XVII в., к-рая ранее находилась в Большом соборе. Сень, так же как и весь интерьер храма, была отреставрирована в 1996 г. Богослужения в храме были возобновлены 21 нояб. 1991 г., после возвращения Д. м. Церкви. Вблизи храма по оригинальному проекту архит. И. Вихляева на месте утраченной деревянной беседки над колодцем построена новая водосвятная часовня.

Церковь во имя прп. Александра Свирского

(автор проекта неизв.; 1796-1798) возведена к востоку от Большого собора на средства сенатора гр. Н. А. Зубова как фамильная усыпальница. После разорения Д. м. в 1812 г. храм был возобновлен лишь в 1820 г. графиней Н. А. Зубовой (ремонтировался Зубовыми в 1863 и 1903). Храм представляет собой небольшую классицистическую ротонду (диаметр ок. 7 м; Там же. Л. 139), перекрытую полусферическим куполом. Стены декорированы плоскими пилястрами с тонко прорисованными капителями.

Церковь во имя свт. Иоанна Златоуста

(1887-1891) построена по проекту А. Г. Венсана вдовой фабриканта Первушина Екатериной Александровной и ее сыновьями как фамильная усыпальница, однако в таком качестве не использовалась. Редкой особенностью храма является 2-ярусное основание: в его верхней части располагалась освещенная небольшими окнами ц. св. вмц. Екатерины с наружным входом с юга, в нижней - подклет, предназначенный для усыпальницы. Храм построен в визант. стиле, одноглавый, крестообразный (рукава завершены конхами), с невысокой колокольней над зап. входом. Лестница в верхнюю церковь сделана из финляндского гранита, нижний этаж храма облицован плитами тарусского камня, а нижний этаж колокольни - жерновным камнем (Там же. Л. 152-153). При храме с зап. стороны существовала звонница с 17 колоколами, отлитыми на московском заводе Самгина (Там же. Л. 158 об.). После 1917 г. в храме размещались различные учреждения, а с кон. 40-х гг.- фонды Музея архитектуры. В 1991-1993 гг. храм был восстановлен, художники-реставраторы воссоздали первоначальные росписи; алтарь был заново расписан архим. Зиноном (Теодором). За совр. иконостасом бережно сохраняются остатки мраморного иконостаса кон. XIX в., выполненного в технике флорентийской мозаики.

Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника

построена в 1896-1897 гг. на средства ген.-майора И. Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь. Небольшой храм сооружен в рус. стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован 4 меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками. Реставрация 1991-1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас, возобновлены богослужения.

Церковь во имя св. Тихона, Патриарха Всероссийского

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. 2000 г. Фотография. 2007 г.
Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. 2000 г. Фотография. 2007 г.

Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. 2000 г. Фотография. 2007 г.
была построена в 1997 г. Нижний храм освящен во имя небесного покровителя донатора храма св. блгв. кн. Вячеслава Чешского. Иконостас выполнен в традициях древнерус. искусства. Рядом с Тихоновским храмом возведена ц. во имя вмч. Георгия Победоносца - в память 2000-летия Рождества Христова и 10-летия возвращения Д. м. РПЦ. Среди новых построек мон-ря - св. колодец, возведенный по образцу существовавшего в XIX в. деревянного.

Другие постройки

В 70-х гг. XVII в. к югу от зап. ворот было построено караульное помещение, а к северу - «палаты над погребами». Первое было надстроено в 1718 г.; в кон. XVIII - нач. XIX в. верхний этаж занимал наместник, нижний - казначейство, из-за чего здание стало называться канцелярией; оно сохранило допетровский декор. Второе было включено в объем здания ДУ (1873-1875, 80-е гг. XIX в.), исказившего зап. фасад мон-ря. Не позднее 1693 г. при сев. воротах была построена караульня, в 1713-1714 гг. надстроенная 2-м этажом. Позже кельи у сев. ворот вместе с примыкавшим крыльцом были включены в объем нового жилого корпуса, сооруженного в скромной стилистике барокко, вероятно, по проекту И. Ф. Мичурина. В 80-х гг. XVIII в. здесь временно жил настоятель, затем размещалась монастырская канцелярия. Впосл. в нем жили на покое настоятели московских монастырей. В 1749-1750 гг. были построены архимандричьи покои у сев. ворот и расположенная неподалеку настоятельская. Согласно архивным документам, новые покои были пышно украшены лепниной, изразцовыми печами, картинами и шпалерами. В 1779-1781 гг. 2-й, деревянный, этаж возводится заново архит. И. Р. Залусским; примечательна парадная лестница. Покои, кухня (позже баня) и сад представляют собой усадебный комплекс, характерный для Москвы XVIII в. В 1758-1762 гг. был построен удлиненный корпус братских келий, в 1880-1882 гг. надстроенный 2-м этажом (архит. А. П. Попов) и обращенный в монастырскую гостиницу. Крупные барочные наличники здания являются примером удачной стилизации; в трапезной при реставрации открыты росписи на сюжеты из истории основания Д. м. К 2007 г. здесь находятся б-ка и воскресная школа, проживают насельники. Между братскими кельями и зап. стеной мон-ря расположены здания каретника, конюшни и квасоварни кон. XVIII в., впосл. надстроенные и приспособленные под жилье.

Некрополь

До кон. XVII - нач. XVIII в. братию Д. м. хоронили, вероятно, в Андреевском мон-ре, к которому обитель была приписана. Затем у стен Малого собора Д. м. возникло кладбище, занимавшее к кон. того же века почти всю юго-вост. часть территории мон-ря,- т. н. Ст. Донское кладбище. К 2007 г. его территория чуть более 2 га: от Михайловской ц.- усыпальницы князей Голицыных, к Большому и Малому соборам и далее в юго-вост. часть Д. м. В некрополе Д. м. похоронены архиеп. Московский Амвросий (Зертис-Каменский), еп. Агапит (Вознесенский), архимандриты Аввакум (Миланкович), Афанасий (Петрашвили), Кирилл (Иерусалимит; Ɨ 1747), Варлаам (Лещевский; Ɨ 1774), Симон (Ɨ 1852), игумении московского Зачатиевского мон-ря Валентина (1840-1883) и Валерия (Хвостова; 1811-1884), обер-прокурор Святейшего Синода Н. А. Протасов († 1855), протопр. Александр Киселёв (Ɨ 2001). В некрополе Д. м. похоронены также мн. рус. гос. и общественные деятели, в т. ч. московские ген.-губернаторы гр. П. Д. Киселёв, В. А. Черкасский, А. А. Щербатов, И. А. Тутолмин, военачальники - участники Отечественной войны 1812 г., Крымской войны 1853-1856 гг. и обороны Севастополя (1854-1856), декабристы, литераторы А. П. Сумароков, М. М. Херасков, В. Л. Пушкин - дядя А. С. Пушкина, В. Ф. Одоевский, В. И. Майков (1728-1778), И. И. Дмитриев (1760-1837), архитекторы О. И. Бове, В. О. Шервуд, архитекторы-реставраторы П. Д. Барановский, Н. Н. Соболев (1906-1980), философ П. Я. Чаадаев, историки Д. Н. Бантыш-Каменский, В. О. Ключевский. В Большом соборе и на кладбище Д. м. погребены мн. груз. гос. и общественные деятели. На кладбище Д. м. были перезахоронены: в 2000 г.- И. С. Шмелёв с супругой, в 2005 г.- И. А. Ильин с супругой, ген. А. И. Деникин с супругой.

Некрополь Донского мон-ря. Фотография. Нач. ХХI в.
Некрополь Донского мон-ря. Фотография. Нач. ХХI в.

Некрополь Донского мон-ря. Фотография. Нач. ХХI в.

Некрополь Д. м. является богатейшим собранием монументальной надгробной скульптуры, включает белокаменные саркофаги с пышным барочным декором, строгие надгробия классицизма, украшенные тончайшим резным орнаментом, типовые надгробия. Ряд надгробий выполнены выдающимися рус. скульпторами И. П. Мартосом, В. И. Демут-Малиновским, И. П. Витали и др.

В нач. XX в. у юж. стены Д. м. образовалось т. н. Нов. Донское кладбище. На нем похоронены историк Москвы П. В. Сытин (1885-1968), архит. И. Е. Бондаренко, деятели науки, искусства. На Новом кладбище был устроен 1-й в столице мемориальный комплекс «Вечный огонь» (1959-1960) как памятник воинам, погибшим под Москвой в 1941-1942 гг. и похороненным в братских могилах. В 1904-1914 гг. по проекту и под наблюдением З. И. Иванова здесь была построена ц. во имя прп. Серафима Саровского и блгв. кнг. Анны Кашинской с приделами Успения Пресв. Богородицы и равноап. Марии Магдалины и Сошествия Св. Духа и Всех святых. Под храмом в 3 яруса находились склепы. В 1925-1927 гг. церковь была переделана в 1-й в Москве крематорий (закрыт в 1973). Храм передан Д. м. и вновь освящен в 1998 г.

1918-2007 гг.

После революции в соответствии с декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» все движимое и недвижимое имущество Д. м. перешло в собственность гос-ва, к-рое в свою очередь предоставило обители право безвозмездного пользования имуществом и заключило договор с монастырской общиной. Братия отнеслась к декрету терпимо, что отразилось в ответах на типичные вопросы анкеты об отношении к советской власти и к ее декрету. Игум. Иона охарактеризовал свое отношение к декрету как «безразличное» (ЦГИАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 27. Л. 6 об.). «Сожалею»,- кратко ответил иеродиак. Марк, иные писали: «Признаю, служу и повинуюсь» (Там же).

С 1922 г. в Д. м. происходило изъятие церковных ценностей - все предметы из золота и серебра, драгоценные камни были конфискованы гос-вом «в пользу голодающих». К сер. 20-х гг. в обители оставались только ковчег с частицами св. мощей, 5 потиров, 7 напрестольных крестов, 11 Евангелий, дароносица для причащения болящих, 6 наперсных крестов, а также ковчежец с мощами прмч. Афанасия Брестского, 42 саккоса, 200 фелоней, 180 стихарей, 10 колоколов.

Рака с мощами Патриарха св. Тихона в Большом соборе Донского мон-ря. Фотография. 2007 г.
Рака с мощами Патриарха св. Тихона в Большом соборе Донского мон-ря. Фотография. 2007 г.

Рака с мощами Патриарха св. Тихона в Большом соборе Донского мон-ря. Фотография. 2007 г.
19 мая 1922 г. в Д. м. из московского Троицкого подворья, захваченного сторонниками обновленчества, в качестве узника прибыл Патриарх Тихон. Святитель жил в мон-ре под домашним арестом в 2 комнатах монашеских келий. 1 июня 1923 г. он возглавил богослужение, на к-рое собралось много народу. 23 авг. в Д. м. Патриарх принял покаяние митр. Владимирского Сергия (Страгородского), уклонившегося на короткий срок в обновленчество. 21 окт. того же года в Михайловской ц. Д. м. в присутствии 30 архиереев Патриарх Тихон совершил наречение архим. Мануила (Лемешевского) во епископа Лужского. 9 дек. 1924 г. 2 злоумышленника проникли в домик у ворот, где жил Патриарх Тихон. Заметив келейника Якова Полозова, преградившего путь в келью, один из нападавших бросился на него с ножом и убил. Смерть келейника потрясла Патриарха, и он благословил похоронить его в Малом соборе Д. м. Однако власти не дали на это разрешения, и келейник был похоронен у юж. стены храма. Патриарх Тихон скончался 7 апр. 1925 г. На погребении в Малом соборе обители 12 апр. присутствовало много иерархов и ок. 300 тыс. мирян. Худож. П. Д. Корин, пораженный отпеванием и похоронами Патриарха, задумал главную, но так и оставшуюся незавершенной картину «Русь уходящая». В бывш. покоях Патриарха Тихона (слева от надвратного Тихвинского храма) открыт мемориальный музей, где хранится облачение святителя - саккос, митра, четки и др. предметы, найденные в его могиле при обретении мощей.

В 1922-1924 гг. настоятелем Д. м. был архим. Алексий (Палицын). На 1927 г. в обители было 24 чел., из них 4 - «служители культа» (Там же. Л. 12 об.- 13). С 1924 г. часть помещений Д. м. занимала детская трудовая колония, районный подотдел по борьбе с огородными вредителями, а также созданный в 1929 г. Антирелигиозный музей, в к-рый свозились иконы и священные предметы из закрытых и разрушенных храмов столицы. Так, на стенах Д. м. были помещены барельефы взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя и др. фрагменты архитектуры снесенных зданий Москвы. В кон. 20-х гг. дирекция музея неоднократно обращалась в Московский отдел народного образования с жалобами на то, что на территории мон-ря «ведется торговля святой водой, образами, поповской дореволюционной литературой» (Там же. Л. 14). Музей также преградил доступ к юж. колокольне, сданной Д. м. в бесплатное пользование.

Одновременно в 1925-1928 гг. Д. м. был резиденцией т. н. григорианского раскола. Именно в Д. м. с согласия ОГПУ 22 дек. 1925 г. состоялось совещание 10 архиереев, к-рые, игнорируя переход высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому), образовали т. н. Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) под председательством архиеп. Свердловского Григория (Яцковского). Раскольникам были переданы 2 храма из 4, действовавших в то время на территории обители (Там же. Д. 2. Л. 85 об.).

Печь с чашей для мироварения (Малый собор Донского мон-ря). Фотография. 2007 г.
Печь с чашей для мироварения (Малый собор Донского мон-ря). Фотография. 2007 г.

Печь с чашей для мироварения (Малый собор Донского мон-ря). Фотография. 2007 г.

В нач. 30-х гг. Д. м. был окончательно закрыт, в 1934 г. в мон-ре организован Музей архитектуры. В 1946 г. Малый собор Д. м. был открыт как приходский храм. С этого времени в нем совершается чин мироварения (каждые 3-4 года). Подготовка к мироварению начинается на Крестопоклонной неделе, после молитвословий. В среду в соборе совершается малое водоосвящение и окропляются св. водой вещества и коренья, из к-рых готовятся благовонные настои. Торжественное начало мироварению полагается в Великий понедельник; в этот день котел наполняется необходимыми веществами, огонь для мироварения возжигается трикирием. Во время варки (с Великого понедельника до среды) священнослужители непрерывно читают Евангелия. В среду в Донском соборе назначенный иерарх (или Патриарх) благословляет сосуды с благовониями, в к-рые добавляется елей и вино. Освящение нового мира происходило и происходит в Великий четверг в Богоявленском патриаршем соборе. Обряд освящения совершает Патриарх по окончании евхаристического канона (Нефедов Г., прот., Соколов Ф., диак. Чин мироварения и освящение мира // ЖМП. 1984. № 6. С. 8-9; Бондарев И., свящ. Освящение новоприготовленного мира // Там же. № 9. С. 79-80).

С сент. 1949 г. в Малом соборе служил свящ. Николай Голубцов (брат архиеп. Новгородского Сергия) - составитель службы с акафистом Донской иконе Божией Матери. На Благовещение в Малом соборе, у могилы свт. Тихона, Патриархи Московские служили литию. Во время гонений на Церковь в 60-х гг. собор не закрыли, объединив его с приходом близлежащей Ризоположенской ц. на Донской ул. Службы в соборе совершались накануне и в дни великих и престольных праздников. Пел только левый, любительский хор Ризоположенской ц.

17 июля 1989 г. в Д. м. перед скульптурами из храма Христа Спасителя состоялся молебен новомученикам Российским, в сент. того же года - молебен в годовщину убийства П. А. Столыпина. 30 окт. 1990 г. в соответствии с решением исполкома Моссовета 7 храмов Д. м. были переданы РПЦ. Решением Свящ. Синода от 7 мая 1991 г. Д. м. был возвращен Церкви, наместником обители стал архим. Агафодор (Маркевич). 18 авг. того же года был освящен Большой собор Д. м. 19 февр. 1992 г. в Малом соборе были обретены мощи св. Тихона, Патриарха Московского, в 1998 г. перенесенные в Большой собор.

К 2007 г. отреставрированы и открыты все храмы Д. м., построены новые церкви.

К Д. м. приписан храм в честь Иверской иконы Божией Матери, к-рый находится в здании, построенном в 1911 г. по проекту архит. Г. А. Гельфрейха для Московского об-ва призрения, воспитания и обучения слепых детей (проспект Мира, 13). В здании приюта до 1917 г. находилась домовая ц. во имя равноап. Марии Магдалины, впосл. уничтоженная. В 1996 г. здание приюта было отреставрировано, возобновленный храм освящен в честь Иверской иконы Божией Матери и стал реликварием Д. м.; большинство икон храма имеют ковчеги с частицами мощей. Ежегодно в день праздника Донской иконы Божией Матери (19 авг./1 сент.) в Д. м. из ГТГ приносят Донскую икону XIV в. 7 апр., в праздник Благовещения, в Д. м. совершается Патриаршее служение у раки с мощами свт. Тихона в память его кончины.

Ист.: Чекунова А. Е. Док-ты о хозяйственном положении Донского мон-ря в кон. XVII - нач. XVIII в. // СА. 1984. № 1. С. 43-46; она же. Источники о состоянии зернового хозяйства в монастырских вотчинах 1-й четв. XVIII в.: (По мат-лам Донского мон-ря) // Тр. МГИАИ. М., 1974. Т. 30. Вып. 1. С. 149-156.
Лит.: Горчаков Н. Д. Описание Донского мон-ря в Москве. [М., 1842]; Дмитриев Н. В. Донской мон-рь. М., 1857; Забелин И. Е. Историческое описание Моск. ставропигиального Донского мон-ря. М., 18932; И. К. Донской мон-рь в Москве. М., 18962; Доброумов С. И. Донской мон-рь в Москве. М., [1913]; Гренберг Ю. И. Надвратная колокольня Донского мон-ря в Москве // Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1963. Вып. 4. С. 75-106; Аренкова Ю. И., Мехова Г. И. Донской мон-рь: [Фотоальбом]. М., 1970; они же. Донской мон-рь: Ист.-архит. очерк. М., 1971; Чекунова А. Е. Владения Донского мон-ря в кон. XVII в. // Вопросы истории хозяйства и населения России XVII в. М., 1974. С. 308-310; она же. Урожайность зерновых культур в монастырском хозяйстве 1-й четв. XVIII в.: (По фондам Донского мон-ря) // Проблемы аграрной истории. Минск, 1978. Ч. 1: (С древнейших времен до XVIII в.). С. 36-45; она же. Вотчинное хозяйство и крестьяне в кон. XVII - 1-й четв. XVIII в.: (По мат-лам Донского мон-ря): АКД. М., 1979; Налетов А. Г. Государство и мон-ри во 2-й пол. XVII - 1-й четв. XVIII в.: (По мат-лам моск. Донского мон-ря) // ВМУ: Ист. 1977. № 4. С. 53-62; он же. Слобода Донского мон-ря во 2-й пол. XVII - 1-й четв. XVIII в. // Там же. 1981. № 1. С. 51-63; он же. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря // Там же. 1985. № 2. С. 65-76; он же. Усыпальница Зубовых в Московском Донском мон-ре // Моск. журнал. 1993. № 1. С. 37-39; Бусева-Давыдова И. Л. Об истоках композиционного типа «восьмерик на четверике» в рус. архитектуре кон. XVII в. // Архит. наследство. М., 1985. № 33. С. 220-226; она же. Царские усадьбы XVII в. и их место в истории рус. архитектуры // Архитектура рус. усадьбы. М., 1998. С. 38-49; Артамонов М. Д. Кладбище Донского мон-ря // Памятники Отечества. М., 1986. № 1(13). С. 95-104; Некрополь Донского мон-ря / Авт.-сост.: С. В. Гераскин, А. Н. Луппол. М., 1986 (1987); Герои Отечественной войны 1812 г.: Путев. по некрополю Донского мон-ря / Авт.-сост.: А. Н. Луппол. М., 1988; Вишнева М. М. «Эта память о днях в Донском…» (осень 1922 - весна 1923) // Юность. 1990. № 9. С. 77-83; Трубникова О. А. Новые композиционно-пространственные решения 80-х гг. XVII в. на примере архитектуры ансамблей моск. Новодевичьего и Донского мон-рей // Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1992. Вып. 3. С. 142-152; Иванова Л. В. «Старая Москва» и увековечение памяти В. О. Ключевского // АЕ за 1991 г. М., 1994. С. 200-202; Александров Ю. Н. Донской ставропигиальный мон-рь // Наше наследие. 1995. № 35/36. С. 53-63; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Домбровский И. Е. О тургеневском некрополе в Донском мон-ре // Моск. некрополь: История. Археология. Искусство. Охрана: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 1996. С. 91-92; «Выработать условия передачи»: [О передаче Донского мон-ря в Москве РПЦ] // Источник. 1997. № 4. С. 79-82; Прохоров М. Ф., Чекунова А. Е. Вотчинное хозяйство Донского мон-ря в XVII-XVIII вв. // Мон-ри в жизни России: Мат-лы науч. конф. Калуга; Боровск, 1997. С. 60-65; Романюк С. К. Москва прирастала слободами: Слободы Шаболовская и Донская // Наука и жизнь. 1997. № 12. С. 76-83; Рязанов А. М. Усыпальница князей Голицыных в ц. Архангела Михаила на территории Донского мон-ря // Мон-ри в жизни России: Мат-лы науч. конф. Калуга; Боровск, 1997. С. 115-120; Компанец С. Некрополь Донского мон-ря // Вышенский паломник. 1998. № 3. С. 92-99; Федотов А. Я. Греч. некрополь 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. на территории Донского монастыря в Москве: Описание и опыт атрибуции эпиграфики // Греч. культура в России XVII-XX вв.: [Сб. ст.]. М., 1999. С. 21-25; Кутищева А. В. Некрополь грузинских гос. и политических деятелей в Донском мон-ре // Макариевские чт. Можайск, 2000. Вып. 7: Мон-ри России. С. 351-367; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и юж. части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. (от Земляного до Камер-Коллежского вала) / Науч. ред.: А. И. Комеч. М., 2000. С. 270-295; Божухина Т. Д. Донской ставропигиальный мон-рь: Буклет. М., 2001; Донской ставропигиальный муж. мон-рь. М., 2006.
А. Н. Казакевич
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Донской иконы Божией Матери московский мужской монастырь (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве Монастыри ставропигиальные Русской Православной Церкви
См.также:
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (С-Петербургской и Ладожской епархии)
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)
БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, осн. в нач. XIV в.
БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии
БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Ярославской и Ростовской епархии