Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДИОНИСИЙ
Т. 15, С. 267-268 опубликовано: 20 июня 2012г.


ДИОНИСИЙ

[греч. Ϫιονύσιος; лат. Dionysios] (II в.), сщмч. (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), еп. Коринфский, церковный писатель. О характере его сочинений можно судить только по рассказу Евсевия Кесарийского из «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. IV 23).

Д.- автор 8 посланий: к римлянам, лакедемонянам, афинянам, никомидийцам, к Кносской, Гортинской и Амастрийской Церквам, а также к некой Хрисофоре. Помимо последнего, они были собраны, видимо еще при жизни Д., в единый корпус, где также содержались и ответные послания к Д., и в таком виде были известны Евсевию, к-рый упоминает ответное письмо к Д. Пинита, еп. Кносского (Ibidem). В послании к лакедемонянам Д. наставляет читателей в правой вере и убеждает их хранить мир и единство. В послании к Афинской Церкви Д. упрекает верующих за нестойкость во время гонений, напоминая им о сщмч. Дионисии Ареопагите, первом епископе Афин, и его преемниках, претерпевших мучения за свою веру. В послании к Никомидийской Церкви Д. опровергает ересь Маркиона. Тот же призыв остерегаться еретических заблуждений звучит в послании к Гортинской и проч. Церквам Крита, где Д. воздает похвалу еп. Гортинскому Филиппу. Послание к амастрийским христианам, их еп. Пальме и др. Церквам Понта написано по просьбе неких Вакхилида и Елписта, возможно Понтийских епископов. В нем Д. убеждает милостиво принимать кающихся, к-рые отпали от Церкви вслед. к.-л. греха, даже если они повинны в еретическом заблуждении. Евсевий особо выделял письмо Д. к папе Сотеру, в к-ром святой отмечает благочестивые обычаи рим. христиан, в т. ч. их помощь др. Церквам. В письме также упоминается обычай чтения послания Климента Римского к коринфянам в церкви в воскресный день и сообщается, что и нынешнее послание папы Сотера также будет всегда читаться в Коринфе для наставления. Послания Д. были широко известны в древности. Евсевий приводит цитату, где Д. жалуется, что уже при жизни его сочинения стали подделывать еретики, которые «одно выбросили, другое прибавили к ним» (Ibidem). После Евсевия высоко ценил послания Д. блж. Иероним (Ibidem).

Евсевий Кесарийский называет Д. среди церковных писателей, живших при рим. имп. Марке Аврелии (161-180). Ни Евсевий, ни блж. Иероним не упоминают о мученической кончине Д., однако в К-польском синаксаре он назван священномучеником. Сведения о мученичестве Д. появляются только с XI в. у визант. авторов Георгия Кедрина и Михаила Глики, причем последний ошибочно датирует его кончину временем имп. Антонина Пия (138-161). В зап. мартирологах указаний на мученическую кончину Д. нет.

1-е упоминание о мощах Д. относится к нач. XIII в.: после 4-го крестового похода (1202-1204) они были привезены в Рим из Греции кард. Петром Капуанским. После смерти последнего в 1209 г. они оказались в распоряжении папы Иннокентия III, к-рый передал их приору аббатства Сен-Дени Эмериху, прибывшему в 1215 г. в Рим на IV Латеранский Собор. 24 марта 1216 г. мощи были торжественно внесены в главную церковь аббатства и помещены в апсиде перед алтарем, где покоились мощи Дионисия Ареопагита. Сохранилось сказание о перенесении мощей, написанное вскоре после событий. К сказанию приложена булла Иннокентия III, где папа отождествляет мощи Д. с мощами Дионисия Ареопагита. Подобная путаница произошла из-за ошибки пользовавшегося большим авторитетом Беды Достопочтенного, к-рый считал Д. и Дионисия Ареопагита одним и тем же лицом. Это мнение было опровергнуто Петром Абеляром в XII в., но его объяснение, видимо, не удовлетворило папу Иннокентия.

Ист.: BHL, N 2167; ActaSS. Apr. Т. 1. P. 744-745; MartUsuard // PL. 23. Col. 915; SynCP. Col. 266; MartRom. P. 130; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. S. 439.
Лит.: Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens des IIe et IIIe siècles. P., 1961. Р. 13-32; Quasten. Patrology. Vol. 1. Р. 280-282; Burchi P. Dionigi di Corinto // BiblSS. Vol. 4. Col. 638-639.
М. В. Никулин
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Священномученики Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Священномученики Греческих Православных Церквей Церковные писатели (II-III вв.) Дионисий (II в.), епископ Коринфский, священномученик (пам. греч. 29 нояб., пам. зап. 8 апр., 22 марта - перенесение мощей), церковный писатель
См.также:
ЕРАЗМ († между 303 и 305), еп. Формийский, сщмч. (пам. 4 мая; пам. зап. и греч. 2 июня)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
ВАСС († сер. III в.), сщмч. Никейский (пам. зап. 5 дек., пам. греч. 18 сент.)
ИПАТИЙ И АНДРЕЙ (VIII в.), священномученики (пам. 21 сент.; пам. греч. 20 сент.; пам. зап. 29 авг.)
КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)
АВТОНОМ († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.)
АНДРЕЙ († 235), еп. Августы Треверов (совр. Трир, Германия), сщмч. (пам. зап. 13 янв.)
АНТИПАТР еп. Бостры Аравийск., свт. (пам. греч. и пам. зап.13 июня)
АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
АУСПИКИЙ († нач. II или нач. IV в.), еп. Апта (совр. Франция), сщмч. (пам. зап. 2 авг., 9 авг.)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ВАРСИМЕЙ († 105), еп. Эдесский, сщмч. (пам. сир. 8 окт. и 30 янв., греч. 29/30 янв.)