Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДЕИР
Т. 14, С. 315-316 опубликовано: 5 марта 2012г.


ДЕИР

[ ,  ], название равнины (в синодальном переводе - поле) «в области Вавилонской», на к-рой, согласно Книге пророка Даниила, вавилонский царь Навуходоносор водрузил золотой истукан (Дан 3. 1). Из-за отказа поклониться этому идолу прор. Даниил и его друзья Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в раскаленную печь. Местоположение Д. точно не определено. Вероятно, ее название происходит от аккад.   (городская стена, укрепление, крепость). Это значение отражено в переводе LXX, к-рый вместо Д. употребляет περίβολος (греч. стена, ограда) (в переводе Феодотиона имя равнины передано как Ϫεϊρα).

Общепринятую идентификацию этого места предложил Ж. Оппер. Он локализовал Д. в 27 км к юго-западу от совр. Багдада, в окрестностях древнего Урука (Эреха), рядом с небольшой рекой и холмами, название к-рых созвучно Д. Там Оппер обнаружил 2 больших кургана, под одним из них, Эль-Мокаттат, было открыто массивное, облицованное кирпичом сооружение - 14 м в ширину и 6 м в высоту. Оно могло быть остатками пьедестала для золотого истукана, поставленного Навуходоносором в Д.

В клинописи встречается несколько вавилонских городов, в название к-рых входит аккад.  Согласно др. версии, слово «Д.» могло обозначать участок внутри Вавилона, в пределах городской стены, или крепостной вал, носивший название dur Suanna. Т. о., предположительно равнина Деир была просто частью города. Возможно, древнее имя   было отнесено к равнине, находящейся близ остатков стен Вавилона, хотя арам.   (долина, равнина (Дан 3.1)) не может означать открытого пространства внутри города (см. Pinches). Античные историки Полибий и Амиан Марцеллин упоминают 2 похожих по названию на Д. места (Polyb. Hist. V 48, 52; Amm. Marc. Rer. gest. XXIII 5. 8; XXIV 1. 5; XXV 6. 9): одно - близ р. Евфрат ок. Кархемиша, другое - по правой стороне р. Тигр, но оба они расположены далеко от Вавилона.

В талмудической традиции равнина Д. представлена местом осуществления видения прор. Иезекииля о воскресении мертвых (Иез 37. 1-14). Этот сюжет представлен на фресках синагоги из Дура-Европос (III в. по Р. Х.), Д. также был идентифицирован с местом видения славы Господней из Иез 3. 23 (Санхедрин. 92b).

Лит.: Oppert J. Expedition scientifique en Mesopotamie, 1851-1854. P., 1863. Vol. 1. P. 238-240; Pinches T. G. Dura // ISBE. Vol. 1: A-D; Thompson H. O. Dura // ABD. Vol. 2. P. 241.
Э. С. П.
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Ветхозаветные реалии, термины и понятия Деир, название равнины «в области Вавилонской», на которой, согласно Книге пророка Даниила, вавилонский царь Навуходоносор водрузил золотой истукан
См.также:
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама
АЗЕК город в Северной Иудее
АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.
АМОРРЕИ степной западносемитский народ Передней Азии, сформировавшийся в нач. III тыс. до Р. Х.