Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАНАКТ
13, С. 722 опубликовано: 14 декабря 2009г.


ДАНАКТ

[греч. Δάναξ, Δάνακτος], мч. Иллирийский (пам. 16 янв.). Краткое Житие этого мученика содержится в визант. синаксарях, прежде всего в Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Минологии Василия II (кон. Х - нач. XI в.), согласно к-рым Д., чтец в одной из церквей в г. Авлон (ныне Влёра, Албания), во время гонений на христиан, желая спасти церковную утварь, скрылся в труднодоступном месте, в 5 милях от города в сторону моря. Язычники, узнав место его убежища, спустились в его укрытие на веревках и стали принуждать Д. принести жертву богу вина Дионису. Однако Д. исповедал себя христианином, а Диониса назвал бездушным идолом. За это он тут же был пронзен мечом, а его тело язычники бросили в море. Подробное житие с прибавлением 2 стихов из стишных синаксарей было помещено в греч. печатных Минеях.

В житиях нет указаний относительно времени мучения Д., очевидно лишь, что он пострадал еще в период гонений на христиан в Римской империи.

Кроме синаксарей память Д. встречается под 15 и 20 янв. в разных списках Типикона Великой ц., где он упоминается вместе с мучениками Елпидием и Еленой без к.-л. пояснений и без службы (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 43; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203). Отождествить Д., пострадавшего вместе с Елпидием и Еленой, с одноименным мучеником из Авлона позволяет тот факт, что в обоих случаях он назван чтецом. В древнерус. и слав. нестишных и стишных Прологах краткое житие святого приводится под 16 янв., эта дата утвердилась в совр. календаре РПЦ.

Одна из местностей в Апулии (Юж. Италия), в бывш. диоцезе Удженто (ныне диоцез Алессано), носит имя Д.- Сан-Дана, здесь находятся посвященная этому мученику приходская церковь и, возможно, его мощи. Из местного народного предания известно (не ранее XVII в.), что тело Д., брошенное язычниками в море, было принесено волнами к берегам Апулии. Достоверность этих сведений невозможно проверить по источникам, косвенно в пользу этой легенды свидетельствует отсутствие к.-л. известий о нахождении мощей Д. на Востоке.

Ист.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 3; SynCP. Col. 397-398; PG. 117. Col. 261-262 [Минологий Василия II]; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 42; Νικόδημος. Συναξαριστής. T. 3. Σ. 80.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 15-16, 19; Т. 3. С. 27; Ruotolo G. Ugento Leuca Alessano. Siena, 1960. P. 268-269; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 941; De Simone R. Dana // BiblSS. Vol. 4. Col. 448; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 107.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Данакт, мученик Иллирийский (пам. 16 янв.)
См.также:
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ († ок. 306), мученики Саламинские (пам. 20 июня, греч. 23 июня)
АФРИКАНСКИЕ МУЧЕНИКИ V в., (пам. 8 дек., греч. 7 дек.)
ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая)
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)