Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Т. 13, С. 657-659 опубликовано: 29 ноября 2011г.


ДАЛМАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Сербской Православной Церкви (СПЦ), объединяет приходы на территории исторической обл. Далмация в пределах Республики Хорватии. Кафедра - г. Шибеник. Правящий архиерей - еп. Фотий (Сладоевич), на кафедре с 31 окт. 1999 г. В епархии 6 мон-рей: Драгович, Крупа, Крка, Света-Лазарица, св. Василия Острожского, вмц. Кириакии (Недели) Никомидийской, 21 священник, 15 монахов и монахинь.

Правосл. население упоминается в городах и на островах Далмации с раннего средневековья. Поначалу это были греки, в XIV-XVI вв. появились сербы. В XIV в. было основано 3 серб. мон-ря: Крупа, Драгович и Крка, в к-ром с 1615 г. действовала семинария - серб. духовный центр в Далмации. После восстановления Печской Патриархии (1557) далматинские сербы вошли в ее юрисдикцию и окормлялись митрополитами Дабро-Босанскими, к-рые часто носили титул «патриарший экзарх всей Далмации». В помянник мон-ря Гомирье внесено имя митр. Далматинского Епифания (ок. 1640-1648) (Витковић Д. Дабро-босански митр. Гаврило Аврамовић и Гомирско и Жумберачко владичанство // Богосл. гласник. Сремски Карловци, 1912. Т. 21. С. 282). В 1688 г. Книнская Краина и Далмация перешли из-под власти турок под власть Венецианской республики. Юрисдикция Дабро-Босанских митрополитов перестала распространяться на эти территории, а новые власти подчинили правосл. подданных униатскому архиепископу Филадельфийскому. В 1692-1693 гг. упоминается еп. Далматинский Василий, для к-рого представители правосл. населения Далмации попросили титул у Печского патриарха Арсения III (Черноевича). Еп. Василий отказался следовать требованиям властей принять унию и был вынужден покинуть кафедру.

В 1693 г. униат. еп. Далматинский Мелетий (Типалдия) и неизвестный по имени греч. архиерей с о-ва Корфу (Керкира) хиротонисали во епископа Далматинского насельника монастыря Крка Никодима (Бусовича). В 1696 г. патриарх Арсений признал эту хиротонию и доверил еп. Никодиму управление православными всей Далмации и Боки-Которска. Часть далматинского священства не признала его хиротонию и по-прежнему подчинялась митрополиту Дабро-Босанскому, а сербы Боки-Которска - митрополиту Черногорскому. Сначала резиденция еп. Никодима находилась в мон-ре Крка и он именовался «епископ Кркский». Он заботился о благолепии богослужения, возобновил в 1694 г. мон-рь Драгович, перенес кафедру в Шибеник. Много внимания уделял защите православных от навязывания им унии, но был вынужден уйти на Св. Гору, чтобы избежать подчинения католич. епископу Сплита. В 1707 г. вернулся на кафедру и вскоре умер, а епархия на долгое время осталась без епископа. Патриарх Печский Моисей (Райович; 1712-1725) во время посещения Далмации призывал сербов к противостоянию угрозам правосл. вере (Скарић В. Изабрана дjела. Сараjево, 1982. Т. 1. С. 27). Активные защитники Православия подвергались арестам. Неск. месяцев провел в тюрьме свящ. Симеон Кончаревич, к-рый в 1750 г. на Церковно-народном Соборе в далматинском Косове, несмотря на запрет венецианских властей, был избран епископом Далматинским. В 1753 г. власти изгнали его с кафедры. 4 года он жил в дер. Попина (совр. Велика-Попина) обл. Лика и управлял епархией через архим. Никанора (Раевича). Когда он понял, что не сможет вернуться на кафедру, уехал в Россию, чтобы известить рус. царя о тяжелом положении сербов в Далмации и просить его помощи. В 1762 г. пытался вернуться в епархию, но власти выслали его в Россию.

Далмация официально получила первого правосл. епископа, когда попала под власть французов. В сент. 1808 г. по предложению ген.-проведитора В. Дандоло ген.-губернатор О. Мармон учредил правосл. епархию с центром в Шибенике. 26 марта 1810 г. имп. Наполеон утвердил избрание на кафедру еп. Венедикта (Кралевича). Тогда же к епархии были присоединены Бока-Которска, Пула и Перой. 8 нояб. 1813 г., после передачи Далмации под власть Австрийской империи, еп. Венедикт перешел в юрисдикцию Карловацкой митрополии. Но 6 апр. 1819 г. в Вене он лично передал властям прошение о введении в Далмации унии и просьбу направить в открытую им в Шибенике семинарию учителей-униатов. 25 апр. того же года в семинарию назначили 3 священников-униатов из Галиции: Алексия Ступницкого - ректором и преподавателем нравственного и пастырского богословия, Иакова Честинского - преподавателем церковной истории и церковного права, Иакова Чировского - преподавателем библеистики и догматического богословия. Перспектива введения унии вызвала недовольство у правосл. населения. Духовенство направило жалобы митр. Карловацкому Стефану (Стратимировичу), австр. и российским властям. 10 июня 1821 г. в Шибенике произошло нападение на карету, в к-рой должен был находиться еп. Венедикт, но жертвой стал А. Ступницкий. После его похорон униаты покинули Шибеник, а епископ бежал в Задар, в 1823 г. он уехал в Италию, откуда до апр. 1828 г. пытался управлять епархией через свящ. Спиридона Алексиевича.

24 июня 1829 г. на кафедру был хиротонисан архим. Иосиф (Раячич; с 1842 Предстоятель Сербской Церкви). В 1833 г. в Шибенике была возобновлена семинария. Австр. власти предложили епископу изъять из церквей рус. богослужебные книги и заменить их напечатанными в Вене или Пеште (совр. Будапешт), но еп. Иосиф не ответил на это предложение, опасаясь, что новые книги не напечатают из-за высокой стоимости печати. Еп. Иосиф не дал никаких распоряжений священству по поводу требования властей вычеркнуть из церковных метрических книг имена людей, принявших унию. За невыполнение предписаний 5 июля 1833 г. он был переведен на Вршацкую кафедру. Из-за активного противостояния насаждению унии всего год занимал кафедру еп. Пантелеимон (Живкович), к-рого в 1836 г. перевели в Будимскую епархию. В 1841 г. кафедра епархии и семинария были перенесены из Шибеника в Задар.

С окт. 1843 г. Д. е. управлял еп. Иерофей (Мутибарич). Он основал школьный фонд для девочек, пытался организовать духовную консисторию, но власти не позволили и в 1853 г. отстранили его от управления. В том же году на кафедру впервые был избран далматинец по происхождению Стефан (Кнежевич). За время долгого управления епархией (до 1890) он добился повышения уровня образования в Задарской семинарии, возобновил консисторию, ввел новое адм. деление епархии на протопресвитерства, построил 14 храмов, основал неск. образовательных фондов. В 1870 г. из состава Д. е. была выделена как самостоятельная епархия Бока-Которская, а в 1874 г. обе епархии были вычленены из Карловацкой митрополии и вместе с Буковинской включены (до 1919) в состав Буковинско-Далматинской митрополии с кафедрой в Вене.

В 1890 г. на кафедру был избран ученый-канонист еп. Никодим (Милаш). Все силы он был вынужден направить на противостояние навязыванию унии: в 1894 г. вышла папская энциклика с призывом к православным соединиться с католиками, а в 1895 г. Крижевецкий еп.-униат Иулиан Дрохобецкий начал совершать визитации Далмации. Помимо выступлений с призывами хранения верности правосл. Церкви еп. Никодим проследил судьбу Православия в Далмации с древнейших времен и издал кн. «Православная Далмация» (Нови Сад, 1901). Вокруг еп. Никодима постоянно плелись интриги по его смещению, в к-рые были втянуты мн. представители правосл. духовенства и интеллигенции. В результате 21 дек. 1911 г. он был вынужден подать прошение об отставке, к-рое было удовлетворено.

В 1919 г. епархия вошла в состав объединенной СПЦ. После первой мировой войны Задар отошел Италии, поэтому кафедра Д. е. вернулась в Шибеник. В этот период епархия окормляла ок. 90 тыс. православных, действовали 11 мон-рей, ок. 80 приходов. Кафедру занимали епископы: Даниил (Пантелич; 1921-1927), Максимилиан (Хайдин; 1928-1931) и Ириней (Джорджевич; 1931-1952). В начале второй мировой войны еп. Ириней был интернирован итал. войсками в лагерь близ Флоренции и освобожден только после капитуляции Италии. Он уехал в США, затем в Великобританию, где и скончался. Во время второй мировой войны в Д. е. были разрушены 23 церкви, 2 мон-ря, 18 приходских домов были сильно повреждены, уничтожено 24 церковных архива, погибли 22 священника и 5 монахов.

Обновление жизни епархии в послевоенный период связано с именами епископов Стефана (Боце; 1959-1978) и Николая (Мрджа; 1978-1992). В мон-ре Крка в новом здании открыли семинарию. При еп. Николае построили 7 новых церквей и 6 церковных объектов. В 1988 г. был основан епархиальный ж. «Истина».

Огромный урон Д. е. нанесли военные действия 1991-1995 гг. В результате этнической чистки под названием операция «Буря» эту территорию покинуло большинство правосл. населения. Было разрушено 14 и повреждено 45 храмов, 13 приходских домов пострадало. Некоторые храмы были уничтожены уже после подписания Дейтонских соглашений в 1995 г. В нояб. 1996 г. в епархии не было ни одного священника. Семинария из монастыря Крка была перемещена сначала в Дивчибаре, затем в Фочу (Босния и Герцеговина). Стараниями еп. Фотия в мае 2001 г. она вернулась в мон-рь Крка. До 1991 г. на территории Д. е. проживало ок. 100 тыс. правосл. сербов, в наст. время - ок. 25 тыс.

Лит.: Никодим (Милаш), еп. Правосл. Далмациjа: Ист. преглед. Нови Сад, 1901; Слиjепчевић. Историjа. Књ. 1; Дучић Н. Историjа Српске Правосл. Цркве. Гацко, 2002.
Иеродиак. Игнатий (Шестаков)
Ключевые слова:
Епархии Сербской Православной Церкви Далматинская епархия, Сербской Православной Церкви (СПЦ)
См.также:
АМЕРИКАНО-КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви, (1921-1963)
АРИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ см. Жичская епархия
БАНАТСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви
БАНЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Сербской Православной Церкви