Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАДИШО КАТРАЯ
Т. 13, С. 640-641 опубликовано: 24 ноября 2011г.


ДАДИШО КАТРАЯ

Дади́шо Катра́я [Катарский; сир.    ] (2-я пол. VII в.), восточносир. мон. и аскетический писатель из региона Бет-Катрае (зап. побережье Персидского зал., совр. Катар), автор неск. сочинений аскетико-мистического содержания. В «Каталоге» Авдишо Нисибинского († 1318) указано, что Д. К. «истолковал Рай западных [отцов], прокомментировал [Аскетикон] аввы Исаии, написал книги о монашеском образе жизни, Слово на освящение келлии, утешительные Слова, а также послания о безмолвии тела и духа». Основываясь на данном сообщении, И. С. Ассемани отождествил Д. К. с одноименным настоятелем «Великого монастыря» на горе Изла (VI в.) (см. Дадишо из Бет-Арамае). А. Шер обоснованно отнес период его жизни и творчества ко 2-й пол. VII в. и положил начало новому этапу исследования его творчества.

Сведения о жизни Д. К. весьма немногочисленны и по большей части находятся в его произведениях. Так, в «Комментарии на (Аскетикон) аввы Исаии» упоминаются католикос Ишояв III (649-660) и Бабай Великий († 628); также из него известно, что Д. К. был связан с мон-рями Рав-Кеннаре, Раббан-Шабор и с мон-рем св. Апостолов. Из сочинений Д. К. сохранились «Комментарий на (Аскетикон) аввы Исаии» (первоначально состоял из 26 Слов, сохр. только 15; Commentaire anonyme du Livre d'abba Isaie), 5 Слов «О безмолвии» (Río Sánchez F., del. Los Cinco Tratados sobre la Quietud (Šelyã) de Da dšo (?)lsquo; Qatraya. Barcelona, 2001. (Aula Orientalis: Suppl.; 18)), «Послание Авкошу о безмолвии» (Guillaumont A., Albert M. Lettre de Dadisho Qatraya à Abkosh sur l'hesychia // Mémorial A.-J. Festugière: Antiquité paienne et chrétienne. Gen., 1984. P. 235-245. (Cah. d'Orientalisme; 10)). Остается пока не изданным «Комментарий на Рай отцов» (составленный в VII в. Хенанишо (Ананишо), иноком мон-ря Бет-Аве, сборник, состоящий из переводов «Лавсаика», «Истории египетских монахов», апофтегм, а также включающий некоторый дополнительный материал, имеющий сложную текстологическую традицию (фрагменты изд. Н. Симс-Уильямсом: Sims-Williams N. Dadišo Qatraya's Commentary on the Paradise of the Fathers // AnBoll. 1994. Vol. 112. P. 33-64; idem. A Sogdian Fragment of the Work of Dadisho Qatraya // Asia Major. 1973. T. 18. Pars 1. P. 88-105, критическое издание готовят Д. Филлипс и Р. Китчен). Обоснованно доказано, что помимо полной версии данного комментария существовала также краткая, которая без указания на авторство вошла в состав «Рая отцов» (изд. П. Беджаном). Сочинения Д. К. исследователи относят к лучшим образцам вост.-сир. лит. традиции. Они отличаются хорошим художественным стилем и свидетельствуют, что их автор был знаком с греч. (в сир. переводе) и сир. экзегетическими и аскетическими произведениями таких авторов, как Иоанн Отшельник, Бабай Великий, Феодор Мопсуестийский, Евагрий Понтийский, Марк Монах, блж. Феодорит Кирский, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, а также с корпусом духовных бесед, сохранившимся до наст. времени под авторством прп. Макария Египетского. Исследователи отмечают значительное влияние на Д. К. Евагрия Понтийского. Д. К. с сожалением описывает совр. ему ситуацию, когда основным занятием монахов стало пение, а слезы, покаяние и духовные размышления были почти полностью забыты. С этим упадком монашеской жизни, по-видимому, связано обращение Д. К. к «Аскетикону» аввы Исаии и «Раю отцов» Хенанишо. Комментируя эти произведения, Д. К. хотел указать совр. ему монахам на традиц. аскетические ценности. В 1-м Слове «О безмолвии» он описывает практику «безмолвия седмиц», в соответствии с к-рой монах общежительного мон-ря в течение 7 недель находился в полном одиночестве, не покидая своей кельи даже для Причастия.

Произведения Д. К. пользовались большой популярностью, распространяясь в отредактированном виде в западносир. среде под именами прп. Исаака Сирина или Филоксена Маббугского, и были переведены на араб., эфиоп. и согдийский языки. Текст «Комментария на [Аскетикон] аввы Исаии» был использован анонимным автором (предположительно учеником прп. Исаака Сирина) при составлении собственного комментария на «Аскетикон» аввы Исаии.

Соч.:. Isaacus Ninivita Mar. De perfectione religiosa / Ed. P. Bedjan. P.; Lpz., 1909. P. 601-628 [1-е Cлово «О безмолвии», приписанное в рукописи прп. Исааку]; Bedjan. Acta. Т. 7. Р. 895-963; The Syriac Fathers on Prayer and the Spiritual Life / Introd. and transl. S. Brock. Kalamazoo (Mich.), 1987. P. 303-312. (Cistercian Stud. Ser.; 101) [англ. пер. части 3-го Cлова «О безмолвии»]; Commentaire du livre d'Abba Isaie par Dadišo Qatraya (VIIe siècle) / Éd. par R. Draguet. Louvain, 1972. (CSCO; 326-327. Syr.; 144-145); Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1934. Vol. 7: Early Christian Mystics. P. 201 [3b]-247 [56a] [сир. текст], 76-143 [англ. пер.] [изд. сир. текста и англ. пер. 5 Слов «О безмолвии» на основе ркп.: Mingana Syr. 601].
Лит.: Assemani. ВО. Т. 3/1. Р. 98-99; Райт. Очерк. С. 90-91; Scher A. Notice sur la vie et les œuvres de Dadîšô Qatraya // J. Asiatique. Sér. 10. P., 1906. T. 7. P. 103-118; Baumstark. Geschichte. S. 226-227; Nau F. À propos d'un feuillet d'un manuscrit arabe // Le Muséon. Louvain, 1930. Vol. 43. P. 23-24; Rücker A. Eine Anweisung für geistliche Übungen nestorianischer Mönche des 7. Jh. // Oriens Chr. 1934. Vol. 31. P. 189-207; Guillaumont A. Une notice syriaque inédite sur la vie de l'abbé Isaie // AnBoll. 1949. Vol. 67. P. 350-360; idem. Dadisho Qatraya // Annuaire: École pratique des hautes études. Sect. des sciences religieus. 1978/1979. Vol. 87. P. 327-329; Mateos J. Lelya-Sapra: Essai d'interprétation des matines chaldéennes. R., 1959. (OCA; 156); Van Roey A. Dadišo Qatraya // DHGE. Vol. 14. P. 9; Ortiz de Urbina. PS. 1965. P. 144-145; Blum G. G. Vereinigung und Vermischung: Zwei Grundmotive christlich-orientalischer Mystik // Oriens Chr. 1979. Vol. 63. P. 41-60; Bettiolo P. Esegesi e purezza di cuore: La testimonianza di Dadišo' Qatraya (VII sec.) nestoriano e solitario // Annali di storia dell'esegesi. 1986. Vol. 3. P. 201-213; Beulay R. La Lumière sans forme: Introd. à l'étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, [1987]. P. 201-202 et passim.; Abramowski L. Dadisho Qatraya and his Commentary on the Book of Abbas Isaiah // The Harp. 1991. N 4. P. 67-83; LTK. Bd. 2. S. 1372-1373; Brock S. Syriac Writers from Beth Qatraye // Aram. 1999/2000. Vol. 11/12. P. 85-96; BBKL. 2004. Bd. 23. S. 249-252.
Г. М. Кессель
Ключевые слова:
Духовные писатели восточнохристианские Дадишо Катрая (2-я пол. VII в.), восточносирийский монах и аскетический писатель Монашество Ассирийской Церкви Востока
См.также:
АВРААМ КАШКАРСКИЙ [Великий] († 588), восточносир. несторианский аскет и богослов
АФРААТ (ок. 260 или 275 - после 345), восточнохрист. писатель
БУЛУС АЛЬ- БУШИ один из значительных копт. духовных писателей средневековья
ГАВРИИЛ КАТРАЯ бар Лифе (нач. VII в.), восточносир. писатель, автор значительного для истории сир. литургической традиции соч. «Толкование служб»
ДАДИШО ИЗ БЕТ-АРАМАЕ Дадишо из Бет-Арамае (ок. 529-604), мон.-несторианин, настоятель «Великого монастыря» на горе Изла (близ г. Нисибин, ныне Нусайбин, Турция)
ИОАНН САБА [Иоанн (Йоханнан) Сава, Иоанн Дальятский] (ок. 690 - ок. 780), св. Церкви Востока (пам. в 4-е воскресенье Великого поста), аскетический писатель, один из основных деятелей т. н. несторианского мистического возрождения