Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИПРИАН
Т. 33, С. 703 опубликовано: 21 августа 2018г.


КИПРИАН

[сир.  ], митр. Нисибинский в юрисдикции Церкви Востока (740/1-767), церковный писатель. Согласно «Хронографии» Илии бар Шинайи, митр. Нисибинского (1018/19), К. занял кафедру Нисибина (ныне Нусайбин, Турция) в 123 г. хиджры, т. е. в 740/1 г. Новоизбранный католикос Мар Аба II (741-751) отказался признать К., поскольку считал, что его поставление прошло с нарушением церковных правил. К. в свою очередь вопреки канонам самовольно сместил одного из епископов, назначив на его место другого. Конфликт с католикосом, в который были вовлечены мн. архиереи, продлился не менее 4 лет; его подробности известны из послания Мар Абы (Chabot. 1898). Тем не менее К. удалось сохранить за собой кафедру Нисибина. Из «Хронографии» Илии бар Шинайи известно, что в 758 г., при К., были завершены строительные работы в апсиде и алтаре «великой церкви» в Нисибине, к-рые обошлись в 56 тыс. динаров.

Григорий Бар Эвройо, яковитский мафриан Востока (XIII в.), в «Церковной истории» приводит 2 рассказа, касающиеся К., к-рые относятся ко времени уже следующего католикоса, Иакова II (753-773). Первый связан с постройкой несторианами церкви в г. Тагрит (ныне Тикрит, Ирак) в обмен на открытие яковитской церкви в Нисибине. Несторианский еп. Тирханский Цлиба Заха сначала обратился с этим предложением к мафриану Павлу в Тагрите, а потом в Нисибине к К., к-рого убедил пойти на компромисс с яковитами и передать им ц. св. Дометия (Мар-Диматай). После кончины мафриана Павла (757) Цлиба Заха просил разрешения на строительство церкви у яковитского патриарха Георгия I (758-789/90), находившегося в заключении в Багдаде; строительство началось лишь в 767 г.

Второй рассказ, об участии К. в освобождении из заточения католикоса Иакова, более подробно передает несторианский арабоязычный писатель Мари ибн Сулейман (XII в.; И. С. Ассемани ошибочно атрибутировал это сообщение Амру ибн Матте (XIV в.) - Assemani. BO. T. 3/1. P. 113). Католикос Иаков был заключен в тюрьму по приказу халифа аль-Мансура (754-775) вместе с оспаривавшим его власть и низложенным ранее католикосом Сурином. В этой ситуации придворный медик Иса фактически взял на себя управление церковными делами и стал вымогать деньги у епископов, ссылаясь на свое влияние на халифа. Получив письмо Исы с подобными требованиями, К. отправился в Багдад, где при помощи сановника по имени Рабиа добился аудиенции у халифа и предъявил ему послание. Разгневанный халиф велел сослать Ису, конфисковать его имущество и отпустить католикоса Иакова. Согласно повествованию обоих хронистов, вместе с Иаковом были также освобождены из багдадской тюрьмы Антиохийские патриархи яковитский Георгий и мелькитский Феодор I (751-773; Бар Эвройо называет его Феодоритом, очевидно путая с его преемником), однако, согласно др. источникам, их заключение следует относить к более раннему (в случае Феодора) или к более позднему (в случае Георгия) времени.

В «Каталоге писателей» Авдишо бар Брихи, митр. Нисибинского († 1318), К. приписывается комментарий к творениям свт. Григория Богослова и чин рукоположения в различные духовные степени. Первое сочинение, видимо, не сохранилось, а 2-е известно по неск. рукописям (см.: Baumstark. Geschichte. S. 213).

Ист.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 111-113; Eliae Metropolitae Nisibeni Opus chronologicum / Ed. E. W. Brooks. P., 1910. Louvain, 1954r. Pars 1: [Textus]. P. 169, 176, 179. (CSCO; 62. Syr. Ser. 3; T. 7); Greg. bar Hebr. Chron. eccl. T. 3. Col. 155-166; Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 69-70; Chabot J.-B. La lettre du catholicos Mar-Aba II aux membres de l'École patriarcale de Séleucie // Actes du XIe Congrès Intern. des Orientalistes. Sect. 4. P., 1898. P. 295-335.
Лит.: Fiey J.-M. Nisibe, métropole syriaque et ses suffragants des origines à nos jours. Louvain, 1977. P. 75-78. (CSCO; 388. Subs.; 54).
\tabД. В. Зайцев, С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Церковные писатели (VIII - IX вв.) Епископы Ассирийской Церкви Востока Киприан, митрополит Нисибинский в юрисдикции Церкви Востока (740/1-767), церковный писатель
См.также:
АВДИШО (IV в.), распространитель христианства в Северо-Восточной Аравии
АЛОБЭНЬ (VII в.), несторианский епископ, миссионер в Китае
БЕАТ ЛИЕБАНСКИЙ (ок. 730-после 798), свящ., церковный писатель
ВАЛЕРИЙ БЕРГИДЕНСКИЙ († до 690), мон., церковный писатель, св. (пам. зап. 21 февр.)
ВАНДАЛЬБЕРТ ПРЮМСКИЙ (813-ок. 870), монах-бенедиктинец, церковный писатель, агиограф
ГАЙМОН ОСЕРСКИЙ († 865/66), лат. экзегет эпохи Каролингов