Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БЕАТ ЛИЕБАНСКИЙ
Т. 4, С. 411-412 опубликовано: 15 марта 2009г.


БЕАТ ЛИЕБАНСКИЙ

[Беат Льебанский; лат. Beatus Liebanensis, испан. Beato de Liébana] (ок. 730 - после 798, мон-рь св. Марии в долине Льебана, Испания), свящ., церковный писатель. Был монахом бенедиктинского мон-ря св. Мартина Турского (Сан-Мартин-де-Турьено, позднее стал называться Санто-Торибио-де-Льебана, Кантабрия, Сев. Испания), там был рукоположен во священника. Сведения из его жития (BHL, N 1063; PL. 96. Col. 893-894) о том, что он был духовником Адозинды, вдовы короля Астурии Сило (774-783), не подтверждаются. В сочинении Б. Л. (Liber adversus Elipandum // PL. 96. Col. 895) есть упоминание о том, что он лишь присутствовал на церемонии ее пострига в монахини (нояб. 785). Предположительно в то же время он стал аббатом мон-ря св. Мартина, о чем есть упоминание в письме Алкуина от 786 г. (PL. 101. Col. 133D).

Толкование на Апокалипсис. X в. (Кафедральный собор Сео-Де-Уржеля. Архив № 26)
Толкование на Апокалипсис. X в. (Кафедральный собор Сео-Де-Уржеля. Архив № 26)

Толкование на Апокалипсис. X в. (Кафедральный собор Сео-Де-Уржеля. Архив № 26)
Б. Л. одним из первых в 784 г. выступил против адопцианского учения архиеп. Элипанда Толедского, к-рый в свою очередь в послании 785 г. подверг резкой критике лиебанского пресвитера. Защищаясь от нападок архиепископа, Б. Л. вместе со своим учеником, титулярным еп. Этерием Оксоменским, написал в 786 г. в форме полемического письма соч. в 2 ч. под названием «Книга против Элипанда, или Об усыновлении Христа, Сына Божия» (Liber adversus Elipandum, sive de adoptione Christi Filii Dei). В этом произведении Б. Л. демонстрирует не только красноречие и знание Свящ. Писания, но и развивает новый, диалектический метод богословия. Элипанд называл Б. Л. «учителем Алкуина», Алкуин характеризовал лиебанского пресвитера как «мужа ученого, святого как жизнью, так и именем». В письме от 798 г., ставшем последним свидетельством о жизни Б. Л., он высоко оценил борьбу Б. за католич. веру.

Основным соч. Б. Л. является «Толкование на Апокалипсис», к-рое он посвятил Этерию Оксоменскому (1-я редакция - 776, 2-я - 784, 3-я - 786). «Толкование» состоит из 12 книг, каждая из них подразделяется на историю (storia) и толкование (explanatio). Сочинение Б. Л. написано в форме катен и показывает большую начитанность автора в святоотеческой лат. лит-ре предшествующего периода. Б. Л. активно использует толкования на Апокалипсис сщмч. Викторина, еп. Патавского, соч. к-рого было известно Б. Л. в полном виде, а не в переработке Иеронима, труды блж. Иеронима, Апрингия, еп. г. Пакс-Юлия, св. Примасия, Псевдо-Исидора Севильского. Кроме того, именно благодаря труду Б. Л. сохранились фрагменты некогда объемного толкования на Апокалипсис донатиста Тикония Африканца. Из проч. авторов, дававших толкования лишь на отдельные части Откровения св. ап. Иоанна Богослова, Б. Л. использует сочинения блж. Августина, свт. Амвросия Медиоланского, папы свт. Григория I Великого, св. Фульгенция из Руспе, св. Григория, еп. Эльвирского, сщмч. Иринея Лионского. Компилятивный характер «Толкования» не дает возможности определить богословские взгляды Б. Л., однако можно отметить, что ему свойственны напряженное эсхатологическое ожидание и уверенность в близком конце света. С т. зр. Б. Л., Апокалипсис следует рассматривать как мистическую историю Церкви. Конец 6-го дня, к-рый будет ознаменован гонением на Церковь и уменьшением числа верующих, Б. Л. соотносит со своим временем, ожидая скорого конца мира, к-рый, по его мнению, должен был наступить в 800 г.

Толкование на Апокалипсис из Сен- Севера. Миниатюра. XI в. (Paris. Lat. 8878. Fol. 108v — 109)
Толкование на Апокалипсис из Сен- Севера. Миниатюра. XI в. (Paris. Lat. 8878. Fol. 108v — 109)

Толкование на Апокалипсис из Сен- Севера. Миниатюра. XI в. (Paris. Lat. 8878. Fol. 108v — 109)
«Толкование» Б. Л. было снабжено многочисленными иллюстрациями, выполненными, очевидно, по указаниям автора или при его участии; сочинение пользовалось большой популярностью в Испании в X-XII вв.; его рукописные списки получили название «беатов» (beatos). До наст. времени сохранилось полностью или фрагментарно 32 манускрипта X-XVI вв. (из них 23 рукописи относятся к X-XII вв.), они являются памятниками средневек. книжной миниатюры. Для разработки изобразительной программы «Толкования», состоящей более чем из 70 иллюстраций, использовались, очевидно, не сохранившиеся древние испан. и североафрикан. образцы. На странице (обычно крупноформатной) рукописи миниатюры расположены между цитатой из Апокалипсиса и комментарием; мн. изображения занимают полностью разворот кодекса. Широко распространенная с раннего средневековья практика совмещения текста и изображений помогала восприятию и запоминанию содержания комментария. Наиболее богато иллюстрированные кодексы были созданы в X в. переписчиками и миниатюристами Магио, Эметерио, Овеко и др. и происходили из Леона, Саморы и Паленсии (Кастилия). Первоначальная редакция «Толкования», отразившаяся в наиболее ранних рукописях (El Escorial. Biblioteca de San Lorenzo. Cod. &. II. 5; El Burgo de Osma. Archivo de la Catedral. Ms. 1), уже во 2-й четв. Х в. дополнялась и перерабатывалась под позднекаролингским влиянием: появились изображения евангелистов, генеалогические таблицы, иллюстрированный комментарий Иеронима на Книгу пророка Даниила (напр., New York. P. Morgan Library. Ms. 644; Gerona. Archivo de la Catedral. Ms. 7; Paris. BNF. Lat. 8878; London. BL. Addit. 11695). В рукописях XII-XIII вв. заметно влияние миниатюр из романских комментариев на Апокалипсис (напр., Paris. BNF. NAL 1366). Иконографическая традиция рукописей Б. Л. в свою очередь оказала влияние на монументальное искусство Испании, Италии и Франции. В прологе ко 2-й книге «Толкования» содержится карта с указанием регионов миссионерской деятельности апостолов: изображения голов ап. Петра в Риме, ап. Андрея Первозванного в греч. Ахайе, ап. Фомы в Индии, ап. Иакова в Испании и т. д. В основе карты лежат сведения из сочинений Исидора, Орозия, блаженных Иеронима, Августина и, возможно, из утерянных карт поздней античности. Эта карта неоднократно воспроизводилась в X-XIII вв. в др. рукописях.

Б. Л. также приписывается неск. гимнов, введенных впосл. в вестгот. (мосарабскую) литургию. Особые споры историков вызывает авторство Б. Л. гимна ап. Иакову «О Слово Божие, рожденное устами Отца» (O Dei Verbum Patris ore proditum), считающегося одним из наиболее веских свидетельств о почитании ап. Иакова в Компостеле (см. в ст. Сантьяго-де-Компостела) уже в кон. VIII в. (в акростихе читаются слова молитвы о кор. Леоне Маврегате (783-789)).

В cр. века Б. Л. иногда ошибочно принимали за св. Биеко, или Овеко (пам. зап. 19 февр.), переписчика и миниатюриста из мон-ря св. Марии в Валькавадо близ Паленсии (Леон, Испания), к-рый в 970 г. по поручению аббата Семпрония создал один из наиболее известных кодексов Комментария Б. Л. (Valladolid. Bibl. de la Universidad. Ms. 229). Это породило заблуждение, что Б. Л. пребывал в мон-ре св. Марии в Валькавадо и был похоронен в этом городе.

Соч.: Sancti Beati presbyteri hispani Liebanensis in Apocalipsim ac utriusque foederis paginas commentaria / Ed. Е. Florez. Madrid, 1770; Beati et Heterii Liber contra Elipandum, sive de adoptione Christi Filii Dei // PL. 96. Сol. 859-1030; Beati Liebanensis et Eterii Oxomensis Adversus Elipandum libri duo / Ed. L. Bengt. Turnhout, 1984; Beati in Apocalipsin, libri XII / Ed. H. A. Sanders. R, 1930; факсим.: El «Beato» de la Biblioteca de Santa Cruz de Valladolid / Ed. O. Rojo. Madrid, 1930; Marqués Casanovas J. et al. Sancti Beati a Liébana in Apocalipsin Codex Gerudensis. Gerona, 1962.
Лит.: Miller K. Die Weltkarte des Beatus. Stuttg., 1895; Péres de Urbel J. Origen de los himnos mozárabes // Bull. hispanique. 1926. Vol. 28. P. 125-127; Neuss W. Die Apokalypse des hl. Johannes in der altspanischen und altchristlichen Bibel-Illustration: Das Problem d. Beatus-Handschriften. Münster, 1931; Mundó A. M., Sánchez M. M. El Comentario de Beato al Apocalipsis: Catalogo de los códices. Barcelona, 1976; Nordström C.-O. Text and Myth in Some Beatus Miniatures // Cah. Archéol. 1976. Vol. 25. P. 7-37; 1977. Vol. 26. P. 117-136; Actas del simposio para el estudio de los Códices del «Comentario al Apocalipsis» de Beato de Liébana. Madrid, 1978-1980. 2 vol.; The Illustrated Beatus: A Corpus of the Illustrations of the Commentary on the Apocalypse / Ed. J. Williams. L., 1994. 2 vol.; Чекин Л. С. Картография христианского средневековья, VIII-XIII вв.: Тексты, перевод, коммент. М., 1999. С. 158-167.
О. С. Воскобойников, Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Церковные писатели (VIII - IX вв.) Церковные писатели латинские Беат Лиебанский (ок. 730 - после 798), священник, церковный писатель
См.также:
ГАЙМОН ОСЕРСКИЙ († 865/66), лат. экзегет эпохи Каролингов
АППОНИЙ (Апоний; † нач. V в.), латинский церковный писатель, экзегет
БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта)
ВАЛЕРИЙ БЕРГИДЕНСКИЙ († до 690), мон., церковный писатель, св. (пам. зап. 21 февр.)
ВАНДАЛЬБЕРТ ПРЮМСКИЙ (813-ок. 870), монах-бенедиктинец, церковный писатель, агиограф
ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф