Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЕРКИРА
Т. 32, С. 506 опубликовано: 10 апреля 2014г.


КЕРКИРА

Мц. Керкира. Икона. До 1725 г. (ц. свт. Николая Чудотворца «тон Геронтон», г. Керкира)
Мц. Керкира. Икона. До 1725 г. (ц. свт. Николая Чудотворца «тон Геронтон», г. Керкира)

Мц. Керкира. Икона. До 1725 г. (ц. свт. Николая Чудотворца «тон Геронтон», г. Керкира)
[греч. Κέρκυρα, Κερκύρα] (I в.), мц. (пам. 28 апр.; пам. греч.; пам. зап. 29 апр.). Была ученицей апостолов Иасона и Сосипатра; основные сведения о ней содержатся в Житии этих святых. Полная версия Жития (BHG, N 776) сохранилась в рукописи Paris. gr. 1534, последнее издание с франц. переводом и вступительной статьей было осуществлено Б. Киндтом в 1998 г.; рассказ о К. содержится в главах 11-14. Время создания этой редакции - не позднее 2-й пол. X в. Подробный пересказ пространного Жития был помещен в «Великий Синаксарист» К. Дукакиса. Существует также неизданная краткая версия Жития в рукописи XIV в. Patm. 736. Fol. 167-170v (BHG, N 776b).

Согласно этим источникам, К. была дочерью Керкилина, правителя о-ва Керкира (Корфу). Когда на остров пришли апостолы Иасон и Сосипатр, К. было 15 лет. Услышав учение святых и увидев их стойкость перед мучителями, К. уверовала во Христа, раздала бедным те драгоценности, что у нее были, и объявила отцу о своем отказе от язычества. Отец пытался переубедить К., но безуспешно. Тогда он заключил ее под стражу и послал некоего эфиопа, известного своей жестокостью, обесчестить девицу. Однако у входа в темницу чудесным образом появилась медведица. Она напала на эфиопа и стала драть его когтями и зубами. Увидев это, К. отогнала зверя именем Христовым, а раны эфиопа по ее молитве зажили. Пораженный этими чудесами эфиоп уверовал во Христа и принял имя Христодул. Вернувшись к правителю, он публично исповедал свою веру, за что подвергся жестоким мучениям, был убит, а тело его выбросили за городские стены. Отец отправил к темнице К. солдат, чтобы те разожгли огонь и спалили дом вместе с заключенной там девой. Но огонь, бушевавший 3 дня, не тронул святую. Тогда правитель отдал ее епарху Карпиану; К. вывели за городские стены, повесили на дереве вниз головой, мучили дымом, метали в нее стрелы и камни, пока святая не скончалась. Благочестивый пресв. Феодосий нашел тело мученицы и похоронил его недалеко от городских ворот. Рядом с ней он положил и тело эфиопа Христодула. Ночью христиане видели сияние над этими могилами и слышали ангельское пение.

О дальнейшем почитании К. на о-ве Керкира неизвестно. В исследовательской лит-ре принято мнение, что К.- вымышленный персонаж Жития, к-рое в целом носит легендарный характер. На это указывают и позднее время создания памятника, и обилие диалогов и бесед при отсутствии конкретных фактов, а также символичность имен К. и ее отца: помимо того что имя К. идентично названию острова, некоторые из вариантов его написания (Κερκύρα и Κερκυρία) соотносятся с греч. словом κυρία, т. е. «госпожа» (см.: Berger. 2009. S. 19). Создание этого Жития исследователи объясняют тем, что в X в. Керкира претендовала на статус митрополии, к-рый и получила в 80-х гг. Х в. Тот факт, что христианство было принесено на остров апостолами, должен был способствовать повышению авторитета Керкиры среди др. епископий (см.: Ibid. S. 24).

Память К. вместе с апостолами Иасоном и Сосипатром отмечается в визант. календарях 27, 28 или 29 апр. В РПЦ ее память празднуется 28 апр.

Сохранилась служба апостолам, Иасону и Сосипатру, и К. (Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 429-435). В стишных Синаксарях ей также посвящено двустишие.

Ист.: BHG, N 776, 776b; ActaSS. Apr. T. 3. P. 614; SynCP. Col. 633-636; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 446-451; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 289-290; ЖСв. Апр. С. 454-458; La version longue du récit légendaire de l'évangélization de l'île de Corfou par les saints Jason et Sosipatros / Éd. B. Kindt // AnBoll. 1998. Vol. 116. N 3/4. P. 260-294.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 123; Van Doren R. Cercyre // DHGE. T. 12. Col. 160-161; Lucchesi G. Cercira // BiblSS. Vol. 3. Col. 1134-1135; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 250; Berger A. Kerkyllinos und Kerkyra oder: Wie Korfu christlich wurde // Realia byzantina / Hrsg. S. Kotzabassi, G. Mavromatis. B.; N. Y., 2009. S. 17-24. (Byzant. Archiv; 22).
Т. А. Артюхова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученицы Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Мученицы Греческих Православных Церквей Керкира (I в.), мц. (пам. 28 апр.; пам. греч.; пам. зап. 29 апр.)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ВАЛЕРИЯ, КИРИАКИЯ, МАРИЯ мученицы (пам. 7 июня, пам. греч. 6 июня)
ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)
ГОЛИНДУХА († 591), мц. Персидская (пам. 12 июля)
АКИЛИНА И КАЛЛИНИКА († ок. 250), мученицы (пам. 9 мая; зап. 24 июля)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИНА (нач. IV в.), мц. Никейская (пам. 1 марта, 13 июня, греч. 12 июня)
АНФИСА (V в.), мц. Римская (пам. 8 дек.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)
ЕВФАЛИЯ († 257), мц. Леонтинская (Леентинская) (пам. 2 марта; пам. зап. 27 авг.)
ЕПИХАРИЯ († между 303 и 305), мц. Римская (пам. 27 сент.)
ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)
ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)