Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЦХИС СВЕТИ
32, С. 147-149 опубликовано: 29 января 2018г.


КАЦХИС СВЕТИ

[груз. კაცხის სვეტი - Кацхский Столп], муж. монастырь (VI/XIII - до XVI/XVII в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен на столпе в ущелье р. Кацхура близ с. Кацхи (Чиатурский муниципалитет, историческая пров. Имерети, Зап. Грузия). По мнению акад. А. Шанидзе, наименование столпа происходит от сванского слова «кацхи» (вершина). Местное население называет К. С. Дзели (или Свети) Цховели (მელი (სვეტი) ცხოველი - Животворящий Столп) - очевидно, по древнему посвящению церкви и мон-ря.

Столп возвышается близ отвесных скал вдоль русла р. Кацхура и представляет собой отдельно стоящий скальный массив (высота 39,62 м, верхняя площадка 10×17 м), образовавшийся вслед. тектонических движений; как природное явление внесен в Красную книгу. Скала в верхней части имеет неск. террас небольших размеров и сужается книзу, что обусловлено эрозией скальной породы в результате выветривания. Отрицательный наклон скалы делает столп неприступным.

Мон-рь Кацхис Свети. Общий вид
Мон-рь Кацхис Свети. Общий вид

Мон-рь Кацхис Свети. Общий вид
Очевидно, в дохрист. времена это место почиталось язычниками. В народе К. С. воспринимался как символ искоренения зла: согласно преданию, Господь устроил в этих местах новый рай, ангелы развели сады и поселили животных. Однако под большим камнем поселился змей; Господь разгневался и уничтожил его жилище кипящей лавой, к-рая застыла и превратилась в столп. После объявления христианства гос. религией Грузии и распространения в Грузии монашества в этих местах стали жить отшельники. Не позднее VI в. у подножия столпа был высечен т. н. болнисский крест (вычерченный сегментами окружности равнобедренный крест с расширяющимися рукавами; как правило, включен в круг). Г. Гагошидзе считает его изображением Животворящего Креста и связывает с посвящением монастыря, доказывая существование здесь монашеской жизни в то время. В IX в. у подножия скалы была выстроена церковь: по некоторым сведениям, в древности она была посвящена прп. Симеону Столпнику.

С т. зр. первых исследователей К. С. (напр., В. Цинцадзе), в раннее средневековье на вершине столпа находилось 2 церкви зального типа: одна была высечена в скале в V в., 2-я возведена из камня в VI в. и в нижней части имела арочную крипту. Цинцадзе считал, что здесь подвизались столпники. По мнению Гагошидзе, на вершине столпа находилась одна церковь, а в скале были высечены кельи для монахов (3 - в древние времена, 2 - в средневековье). Ученый датировал храм IX - 1-й пол. X в. по аналогии с находящимися недалеко от К. С. церквами Тири и Ргани (2-я пол. X в.), кладка которых идентична кладке церкви К. С. Во время археологических раскопок 2006 г. были найдены винный погреб, керамические изделия и др. предметы быта. Т. о. подтвердилось предположение Гагошидзе о том, что здесь жили неск. монахов, а не аскет-столпник.

Строения на столпе и келья в скале. Рис. Т. Габунии. 1999 г.
Строения на столпе и келья в скале. Рис. Т. Габунии. 1999 г.

Строения на столпе и келья в скале. Рис. Т. Габунии. 1999 г.
В нач. XI в. в 1,5 км от К. С. был воздвигнут купольный храм Кацхи. Возможно, между ними существовала связь: сохранилось предание о том, что в древности между церковью на вершине столпа и Кацхи была протянута цепь. К XVIII в. К. С. был заброшен. Груз. историк царевич Вахушти Багратиони описывал «небольшую церковь на вершине скалы... к которой невозможно подступиться, и никто не ведает, как можно добраться до нее» (Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1973. Т. 4. С. 759).

План построек у столпа (слева) и на столпе (справа). Рис. Т. Габунии. 1999 г.
План построек у столпа (слева) и на столпе (справа). Рис. Т. Габунии. 1999 г.

План построек у столпа (слева) и на столпе (справа). Рис. Т. Габунии. 1999 г.
С К. С. связано множество народных преданий, приписывающих этому месту чудесные свойства. Напр., в одном рассказывается о том, что, когда раз в год монахи чистили верхнюю площадку столпа, оттуда вместе с мусором и листьями сыпались плоды айвы, инжира и орехи, хотя плодовые деревья наверху не растут. Существовало поверие, что человек, взошедший на столп без благословения и молитвы, ослепнет. Возле К. С. в аквани (люльке) было принято хоронить младенцев. В пятницу Светлой седмицы и 7 мая, на Кохинджвроба (от კოხი - град и ჯვარი - крест, праздник Явления Креста, связанный с народным аграрным празднеством для отвода града), здесь отмечали Светоба, или Светицховлоба.

Научное изучение К. С. началось 29 июля 1944 г., когда на столп впервые поднялась экспедиция: альпинистка А. Джапаридзе, искусствовед Цинцадзе, писатель Л. Готуа. Они произвели небольшие раскопки, отчет о найденном археологическом материале Цинцадзе опубликовал в 1946 г. В 1972 г. на вершине после падения липы открылась крипта (гробница), где был обнаружен археологический материал и найдены останки монаха, подвизавшегося здесь в XVI/XVII в. Считается, что это был последний столпник К. С. и после его кончины никто не поднимался на вершину столпа. По вост. обычаю кости были вынуты из земли и положены в сосуд и в раку.

На Пасху 1996 г. в К. С. совершил богослужение митр. Маргветский Константин (Меликидзе). Монастырская жизнь была возрождена: в 1997 г. здесь поселился мон. Максим (Кавтарадзе), постриженик монастыря Бетаниа близ Тбилиси (по некоторым данным, при К. С. до мон. Максима подвизались 1 или 2 отшельника). В 1999 г. началось восстановление нижней церкви. В том же году на столп поднялась новая экспедиция: альпинист Б. Гуджабидзе, архит. Р. Джанашия, архит.-реставратор Т. Габуния (осуществил замеры и зарисовку объектов на столпе и под ним), искусствовед Гагошидзе (пересмотрел вопрос о датировке и количестве церквей на вершине столпа). Работы и исследования были закончены в 2005 г. В 2006 г. были возведены леса для восхождения на столп. В нояб. того же года под наблюдением археолога Д. Берикашвили начались новые раскопки. Были найдены серебряная часть оклада для Евангелия, фрагмент позолоченного серебряного креста, материал бытового характера (в основном керамика). Находки датировали XVI-XVII вв.- предположительно последним периодом существования мон-ря. С 2007 г. ведутся подготовительные работы по восстановлению строений на вершине столпа, установлена постоянная металлическая лестница, ведущая наверх. В том же году мон. Максим обнаружил небольшой тесаный камень (41×21 см) с надписью, высеченной асомтаврули, которая палеографически датирована 2-й пол. XIII в. В тексте содержится обращение ко Христу «грешного» Георгия, который воздвиг «эти три дома» (кельи) «во славу и в помощь затворникам Твоего Святого Животворящего Столпа и для упокоения слуг его» (Гагошидзе. 2010. С. 60). В наст. время в К. С. кроме мон. Максима подвизаются 2 монаха, иеродиакон и послушник.

В архитектурный комплекс входят: ц. в честь Животворящего Столпа с криптой и пристройкой с 2 кельями, марани (винный погреб), ограда на столпе; «келья столпника» в толще скалы; ц. во имя прп. Симеона Столпника, фрагменты ограды, 2 дома и колокольня в основании столпа.

Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети
Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети

Крипта в ц. в честь Животворящего Столпа мон-ря Кацхис Свети
Церковь в честь Животворящего Столпа расположена в юго-вост. углу верхней площадки. Древняя церковь представляла собой небольшое строение (4,5×3,5 м) зального типа. Вост. часть церкви оторвана от скалы, предполагают, что она стояла на субструкции. В сев. стене церкви находилась единственная дверь, открывавшаяся наружу. Возможно, здесь был устроен портик. Сохранилась зап. стена, внутренняя и внешняя стороны к-рой были выложены шлифованным т. н. ширимским камнем (травертином): прямолинейные ряды сочетаются с кладкой из камней небольшого размера и со вставками. Между слоями находится известковый раствор, в к-рый были погружены дробленые скальные камни. Внутренняя часть юго-зап. стены состоит из отломанных на месте известняковых блоков разного размера: вероятно, это след ремонта XIII в. Пол сделан из известняка. Церковь вместе с пристройкой была покрыта плоской волнистой черепицей, основная масса к-рой смыта ливнями. Новая церковь возведена на древнем фундаменте. Вдоль вост. стороны из грубо тесанного камня была выложена стена с проемом для входной двери. Считается, что здесь находилось устройство для подъема груза на столп. По предположению Гагошидзе, с этой же стороны монахи совершали подъем на вершину.

Под церковью находится выступающая с юга, удлиненная в плане сводчатая крипта (2×1 м). Свод выложен чисто тесанными одинаковыми квадрами, вост. стена - 3-рядовой кладкой. Перекрытая тимпаном низкая арочная дверь устроена в зап. стене и выводит во двор.

В сев. части церкви выявлен фундамент пристройки из дробленого камня с 2 кельями. С востока постройка была выдолблена в массиве скалы. В юж. стене юж. кельи (ок. 5×3 м) была дверь, ведущая в церковь. Дверь сев. кельи (ок. 5×4 м), имевшей иррегулярную планировку, была расположена в зап. стене и вела наружу. Сев. стена, к-рая сужалась кверху, являлась частью ограды комплекса, ее толщина у основания достигала 1,5 м. В ней было прорезано и обложено травертином окно арочной формы. В сев. келье сохранились фрагменты камина, внешняя поверхность которого, видимо, была выполнена тесаным камнем, внутренняя - скальной породой столпа. Дымоход прорезан в восточной стене. К зап. стене кельи был пристроен резервуар из известнякового щебня для дождевой воды.

Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. ХХI в.
Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. ХХI в.

Интерьер ц. прп. Симеона Столпника с росписью. Нач. ХХI в.
Другие строения на столпе. В зап. стороне верхней площадки был расположен марани, найдено 8 зарытых в землю квеври (больших амфор для хранения вина и воды). Верхняя площадка столпа, окруженная оградой, выстроена из добытых на хребте камней на известковом растворе, в нижнем ряду кладки сохранились впадины диаметром 20-25 см: возможно, это отверстия для крепежа столбов, использовавшихся для установки здесь небольшого балкона. Неск. лет назад на столпе была построена монашеская келья малых размеров.

С зап. стороны столпа, на 10 м ниже уровня верхней площадки, в скале высечена т. н. келья столпника (2,6×2 м) прямоугольной формы с входом и 2 окнами. Ее исследовали в 2005 г.

Строения под столпом. Однонефная ц. во имя прп. Симеона Столпника реконструирована на древнем фундаменте и расписана. У подножия столпа находится небольшая пещера, где ставят свечи женщины (им запрещено подниматься наверх). Исследователи считают, что здесь была крипта (археологический материал отсутствует). Возле столпа находится частично руинированная келья. Рядом с церковью выстроены гостевой дом и здание для братии мон-ря и работников. Возведена ограда.

Святыни. Т. н. болнисский крест высечен на скале с вост. стороны столпа на уровне земли. Он установлен на вертикальной основе, под которой находятся 3 горизонтальные линии, что соответствует изображению ступенчатого постамента. По сторонам черенка к постаменту спускаются 2 прерывистые линии. Окружность, в к-рую вписан крест, орнаментирована зигзагообразной линией, что схоже с декором др. болнисских крестов (в Болнисском Сионе, в Джвари и в др. церквах Картли).

В монастыре хранятся 2 реликвии XVI-XVII вв., найденные во время раскопок: сребропозлащенные с растительным стилизованным орнаментом накладки на Евангелие, украшенные агатом, и глиняный кувшин для воды.

Лит.: Церетели Г. Кацхис Свети // Квали (Наследие). Тифлис, 1895. № 40. С. 10 (на груз. яз.); он же. Археол. прогулка по Квирильскому ущелью // МАК. 1898. Вып. 7. С. 82-92; Готуа Л. Тайна Кацхис Свети // Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1945. № 1. С. 36-54 (на груз. яз.); Цинцадзе В. Кацхис Свети // Моамбе (Бюллетень) / АН Груз. ССР. Тбилиси, 1946. Вып. 8. С. 557-564 (на груз. яз.); он же. Кацхис Свети - памятник груз. зодчества V-VI вв. // Дзеглис мегобари (Друзья памятников древности). Тбилиси, 1964. № 3. С. 52-55, 91 (на груз. яз.); он же. Нек-рые вопросы защиты ансамбля Кацхис Свети // Там же. Тбилиси, 1974. № 35. С. 58-61 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. зодчество. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Гуниа И. Муж. мон-рь Кацхис Свети // Он же. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 154-155 (на груз. яз.); Цабадзе З. Кацхис Свети: Мон-рь // Натлиа (Крещение). Тбилиси, 2009. № 3. С. 37-38; № 4. С. 31 (на груз. яз.); Гагошидзе Г. Кацхис Свети // Academia. Тбилиси, 2010. № 1. С. 55-68 (на груз. яз.).
Н. Т.-М.
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Кацхис Свети, мужской монастырь (VI/XIII - до XVI/XVII в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви
См.также:
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия