Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АХТАЛА
Т. 4, С. 215-216 опубликовано: 12 марта 2009г.


АХТАЛА

АХТАЛА́ [груз. ახდალა, от тюрк. ак-тала - белая долина; до XIV в. Плиндзаханк, арм. Pxn4ahanq - медный рудник], крепость и мон-рь на небольшом плато в ущелье р. Дебед (в наст. время поселок городского типа адм. окр. Лори, Армения). В X в. крепость А. стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Арм. надпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 г. Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, ц. Пресв. Богородицы. В нач. XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Захарянов, влиятельное лицо при дворе груз. царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Армянской халкидонитской церкви, передает мон-рь халкидонитам и перестраивает храм. В XIII в. владельцами мон-ря были Захаряны, А. стал крупнейшим халкидонитским мон-рем и культурным центром Сев. Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Сев. Армении. В сер. XIII в. в мон-ре работал Симеон Плиндзаханеци, о чем свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 г. колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона» [Плиндзаханеци], к-рый переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется Плиндзаханк» (цит. по: Памятные записи армянских рукописей XIII в. Ереван, 1984. № 199. С. 248-249). В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. мон-рь вошел в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.

Церковь Пресв. Богородицы. XIII в. Фотография кон. XIX в. (ГИМ)
Церковь Пресв. Богородицы. XIII в. Фотография кон. XIX в. (ГИМ)

Церковь Пресв. Богородицы. XIII в. Фотография кон. XIX в. (ГИМ)
В нач. XVIII в. мон-рь пришел в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского имп. Александра I А. преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье.В наст. время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сент. отмечающих в А. праздник Рождества Богородицы.

Главный храм А., Пресв. Богородицы,- крестово-купольная постройка, несохранившийся купол к-рой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт арм. и груз. зодчества XIII в., характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично груз. являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны арм. образцам. С запада к храму ок. сер. XIII в. были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с груз. традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие визант. образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа св. Григория Просветителя. В нижней части зап. стены изображены святые Грузинской Церкви, среди к-рых св. равноап. Нина и Иоанн Зедазнели. В юж. и сев. рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресв. Богородице и Спасителю, в зап.- «Страшный Суд». Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди них были армянин-халкидонит, знакомый с визант. живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам визант. живописи 1-й пол. XIII в. (верхние регистры сев. и юж. стен и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие зап. стену.

Помимо главного храма внутри мон-ря находятся небольшая зальная ц. св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг мон-ря на разном расстоянии располагаются 4 церкви-часовни, посвященные Св. Троице, св. апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Реставрационные работы в А. осуществлялись с 1979 по 1989 г. управлением по охране памятников Армении.

Ист.: Киракос Гандзакеци. История Армении. М., 1976. С. 148.
Лит.: Такаишвили Е. Грузинские надписи Ахталы // Сб. мат-лов для описания местностей и племен Кавказа. 1901. Т. 19. С. 138-145; Северов Н. П. Памятники грузинского зодчества. М., 1947. С. 183. Илл. 57-59; აბულამე . სტეფანოს ორბელიანის ისტორიის ერთი ცნობის განმარტების გარშემო // თბილისის სახელმწიფო უნივერსიტეტის შრომები, თბილისი, 1948. [Т.] 33-в; მელიჟსსეთ-ბეგი . ლორე-ტაშირის ჟართული ეპიგრაფიკა // თბილისის სახელმწიფო უნივერსიტეტის შრომები, თბილისი, 1964. ტ. 108. 316; Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянского зодчества. М., 1951. С. 63. Табл. 153; Мурадян П. М. Грузинская эпиграфика Армении. Ереван, 1977. С. 199-222 (на арм. яз.); ზაჟარაია . ჟართული ცენტრალურ- გუმბათოვანი არჟიტეჟტურა. ტ. 2. თბილისი, 1978. С. 193-224 (табл. 104-1234); Thierry N. Le Tugement Dernier de Akhtala // Bedi Kartlisa: Revue de Kartvelologie. 1982. Vol. 40. P. 147-168; აბულამე . რუსთველის ხანის ჟართულიდან ნათარგმნი მველი სომხური მწერლობის მეგლები // შრომები. თბილისი, 1985. IV. С. 34-36); Mepisaschvili R., Zinzadze W. Georgien, Wehrbauten und Kirchen. Lpz., 1987; Лидов А. М. The Mural Paitings of Akhtala. M., 1991; он же. Мастера росписей Ахталы // ПКНО, 1992. М., 1993. С. 168-193; он же. Плиндзаханк - Ахтала, история монастыря, ктитор и датировка росписи // Armenia and Christian Orient. Yerevan, 2000. P. 266-278; Шмерлинг Р. К вопросу о характеристике главного храма Ахталы как памятника пограничного района Грузии и Армении // Проблемы истории Закавказья. Тбилиси, 1991. С. 206-210; Аветисян К. Реставрация фресок церкви С. Аствацацин в Ахтале // Ушардзан. 2. Ереван, 1993. С. 48-54 (на арм. яз.); Hofrihter. Die Klosterburg von Achtala im Distrikt Lori - Nord Armenien-Vorbericht // Burgen und Schlösser. 1998. III. S. 130-139; ბერმენიშვილი . ახტალის მონასტერი // ლიტერატურა და ხელოვნება. თბილისი. 1998. № 2. С. 112-131.
Ключевые слова:
Монастыри Армянской Апостольской Церкви Монастыри Грузинской Православной Церкви Ахтала, крепость и монастырь в Армении
См.также:
АРИЧ армянский монастырь в с. Арич
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТАЗ армянский мон-рь в честь апостола Фаддея
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХПАТ мон-рь Армянской Апостольской Церкви (Х в.)
БАГАВАН мон-рь св. Иоанна Крестителя в Вел. Армении