Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАССИАН
Т. 31, С. 500-502 опубликовано: 20 ноября 2017г.


КАССИАН

(† после 1573), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Муезерский, основатель (?) Муезерского муж. мон-ря во имя Св. Троицы (существовал на о-ве Троица на Муезере (Беломорский р-н Карелии)). Сведений о житии святого нет. К. назван в списке с закладной 1573 г., хранившейся в Муезерской пуст. (РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2, 1572-1699 гг.). Согласно местному преданию, зафиксированному в краеведческой и агиографической лит-ре XIX - нач. XX в., К. был иноком Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и приплыл на о-в Троица на каменной плите (до 70-х гг. XX в. почитаемая каменная плита находилась рядом со входом в часовню в честь Нерукотворного образа Спасителя в бывш. Муезерской пуст.).

Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва)
Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва)

Прп. Кассиан Муезерский. Фрагмент иконы «Собор Соловецких святых». Нач. XXI в. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове, Москва)
Троицкий Муезерский мон-рь был основан, по всей видимости, в 70-80-х гг. XVI в. Первое упоминание о нем содержится в «Описной книге Кемской волости», составленной в 1591 г. сотником Семеном Юреневым при передаче части пограничных земель Поморья Соловецкому мон-рю: «Да на Маслозерской же земли, на Муезере на острову монастырек, а в нем храм Троицы Живоначальные, пустынька, а в ней пять братов; а питаюца от своих трудов лешею пашенкою и на озере рыбу ловят» (Досифей (Немчинов). 1836. С. 283-284). В 1600 г. в пустынь по челобитной игум. Фирса была послана жалованная грамота царя Бориса Феодоровича Годунова, в к-рой упоминается жалованная грамота, данная в 1587 г. царем Феодором Иоанновичем игум. Фирсу и братии новоучрежденного Муезерского монастыря: «Били нам челом из Вотьцкие пятины с Каянскаго рубежа, из пустыни Троицы Живоначальные с Муезера игумен Фирс с братьею, а сказал. Стоит-де тот их монастырь Соловецкого монастыря в вотчине Кемские волости, на угодье на Муе озере, и к тому-де их монастырю пашни немного; а пашут-де сами и питаютца своими трудами... Тот монастырь стал ново, и нашие денежные и хлебные руги в тот их монастырь нейдет ничего. И в прошлом-де в 95 [1587] году по его (игумена Фирса.- Авт.) челобитью дана им блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамота». Копии грамот, данных муезерской братии царями Борисом Годуновым (12 июня 1600), Михаилом Феодоровичем (5 марта 1616), которые освобождали пустынь вместе с др. соловецкими владениями от уплаты всех сборов и от повинностей, хранились в архиве Соловецкого монастыря (Там же. С. 385-387).

Никольский храм и часовня на о-ве Троица на Муезере (Архангельская губ., Кемский у.). Фотография В. И. Мелетиева. 1911 г. (АОКМ)
Никольский храм и часовня на о-ве Троица на Муезере (Архангельская губ., Кемский у.). Фотография В. И. Мелетиева. 1911 г. (АОКМ)

Никольский храм и часовня на о-ве Троица на Муезере (Архангельская губ., Кемский у.). Фотография В. И. Мелетиева. 1911 г. (АОКМ)
В кон. XVI в. Муезерский мон-рь назывался Кассиановой пуст.: «Касьянова пустынь на Муезере» упомянута в Дозорной книге Лопских погостов 1597 г. (История Карелии. 1987. С. 189). По-видимому, К. был основателем обители или жившим в ней почитаемым подвижником. До нач. 60-х гг. XX в. в алтаре муезерской Никольской ц. находился каменный крест, в надписи на к-ром основателем мон-ря назван Геннадий: «Поставил сий крест первоначальной старец Геннадий 7081 [1573] августа в 11 день» (крест был увезен в Ленинград экспедицией ГРМ, см.: Смирнова. 1964). Однако подлинность надписи палеографически не доказана, как не доказано и муезерское происхождение креста: он не упоминается в описях имущества Никольской ц. до 1851 г.

Гроб над мощами прп. Кассиана Муезерского. Фотография. 2004 г.
Гроб над мощами прп. Кассиана Муезерского. Фотография. 2004 г.

Гроб над мощами прп. Кассиана Муезерского. Фотография. 2004 г.
Древнейшим храмом Муезерской обители была Троицкая ц. Предположительно в 1602-1605 гг. в обители построили деревянную трапезную Никольскую ц. (эта дата названа в храмозданной надписи, установленной на церкви во время ремонта в 1897-1901 гг.; однако вкладные записи под 1589 и 1591 гг. сообщают о вкладах «в монастырь к Троице да Николе на Муезеро» - РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991. Л. 2 об.). В 1672 г. с юж. стороны Никольской ц. была построена часовня в честь Нерукотворного образа Спасителя. В часовне хранились 2 деревянных поклонных креста, поставленных в 1672 и 1682 гг., с резными изображениями Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ап. Иоанна Богослова, Марфы и Марии и сотника Лонгина (в 1961 скульптуры Марфы и Марии, ап. Иоанна Богослова, сотника Лонгина, Пресв. Богородицы были перевезены в ГРМ). Позднее была построена еще одна часовня с северной стороны Никольского храма; по более поздним свидетельствам, эта часовня стояла над местом погребения К.

По переписи 1677 г., в Муезерской пуст. жили 12 иноков, «крестьян состояло 33 души мужеска пола» (Там же. Л. 155 об.). В 1764 г. мон-рь был упразднен, его имущество вывезли, Троицкий храм сгорел, братские кельи и др. строения со временем разрушились. Никольский храм стал приходским, богослужения совершались дважды в год - в день Св. Троицы и в праздник прор. Илии, за состоянием храма приглядывал сторож, избиравшийся из крестьян ближайших деревень (НАРК. Ф. 176. Оп. 1. Д. 40/727, 40/728). В 1847 г. прихожане Никольского храма, среди к-рых было много старообрядцев, по предложению Архангельской консистории согласились отремонтировать храм, но от постройки причтового дома отказались, вслед. чего муезерская Никольская ц. была приписана к новооткрытому Маслозерскому приходу Архангельской епархии. В XIX в. продолжались захоронения на кладбище возле Никольской ц. В 1897-1901 гг. на средства крестьян окрестных деревень, Соловецкого мон-ря и Архангельской епархии храм был вновь отремонтирован.

Часовня над гробом прп. Кассиана Муезерского. Фотография. 2004 г.
Часовня над гробом прп. Кассиана Муезерского. Фотография. 2004 г.

Часовня над гробом прп. Кассиана Муезерского. Фотография. 2004 г.
В документах и сочинениях кон. XIX - нач. XX в. содержатся сведения о почитании местными жителями К., считавшегося основателем Муезерского мон-ря. В документе «Об исправлении Николаевской муезерской церкви. 1898-1901 гг.» впервые упоминаются мощи К.: «На северной стороне от церкви в 25 саженях находится часовня, в коей погребен инок Кассиан, почитаемый окрестными жителями за праведного» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 964. Л. 1, 2, 35). В 1912 г. свящ. Г. Корельский писал о том, что в Никольскую ц. приходили из окрестных сел на Богоявление, в день Св. Троицы, в неделю Всех святых; «кроме сих праздников многие дают обещание по разным случаям в жизни сходить к Троице на Муезеро свечу поставить и помолиться у гробницы преп. Кассиана» (Корельский. 1912. С. 385-390).

В 1911 г. в Муезерском мон-ре побывал священник из г. Кемь В. И. Мелетиев, описавший достопримечательности упраздненной обители, в частности могилу К., в письме от 26 сент. 1911 г. председателю Архангельского епархиального ЦАК И. М. Сибирцеву: «В меньшей часовне у правой боковой стены находятся под спудом мощи св. подвижника Кассиана, основателя Муезерского монастыря. Место погребения св. подвижника теперь обозначено грубо сколоченными досками, наподобие ящика, имеющего с одной стороны большое отверстие. Вообще, это изделие столь топорно, примитивно и непривлекательно, что... совершенно не соответствует ни памяти св. подвижника, ни тому почитанию, которым он пользуется у окрестных жителей, которые, несмотря на то что заражены духом раскола, чтут усердно святого и приходят в старинную церковь» (ГААО. Ф. 510. Оп. 1. Д. 60. Л. 28). Мелетиев просил комитет содействовать поиску сведений о святом и образца для создания иконы К. Письмо было зачитано на заседании Архангельского ЦАК в окт. 1911 г., было принято решение «выслать священнику Маслозерского прихода… Григорию Корельскому из средств комитета 25 рублей». Настоятелю Соловецкого мон-ря направили письмо с просьбой прислать материалы о К. (Там же. Л. 28, 30-32 об.). В 1913 г. причт Маслозерского прихода сообщил епархиальному ЦАК, что «устроена гробница» К. (Там же. Д. 66. Л. 70, 1914 г.). Икона святого написана не была.

К наст. времени в бывш. пустыни сохранились Никольский храм, обе часовни, монастырский колодец из больших валунов. Иконостас и утварь из Никольской ц. были утрачены в 60-х гг. XX в. (Архив Центра по гос. охране объектов культурного наследия Респ. Карелия. Паспорт № 1809). Согласно описи Никольской ц. 1-й пол. XIX в., в храме имелись образы Соловецких и др. севернорус. святых: «Спаситель, пред ним в молении преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Филиппа митрополита, Иоанна и Логгина, Яренгских чудотворцов» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 170. Л. 53-56); медные луженые лампады были подарены храму в 1751 г. соловецким архим. Геннадием. В сер. 70-х гг. XX в. на о-ве Троица проводились реставрационные работы: с Никольского храма сняли обшивку, заменили сгнившие бревна. По свидетельству местных жителей, реставраторы, жившие в часовне Нерукотоворного образа Спасителя, непочтительно обращались с каменной плитой К.: рубили на ней дрова, выполняли др. работы, в результате чего плита раскололась, после этого неск. реставраторов заболели и уехали. В наст. время остров посещают как паломники местные жители и приезжие из разных городов России. В 2009 г. кафедра лит-ры Карельской гос. педагогической академии организовала этнографическую экспедицию для исследования почитания К.: было опрошено ок. 60 чел., из них только трое могли сообщить что-либо о святом. Они рассказали, что К. приплыл на о-в Троица на большой гранитной плите, он посылает испытания паломникам и сурово наказывает за неблагочестивое поведение. Наталья из Беломорска рассказала, что по молитвам святому у нее после мн. лет бесплодия родилась дочь; женщина приезжает на остров каждый год вместе со своей семьей, чтобы помолиться К. и навести порядок в часовнях и в Никольской ц. Кемский Благовещенский во имя новомучеников и исповедников Российских мон-рь возрождает Муезерскую пуст., в Никольском храме раз в год священнослужители обители служат литургию.

К. канонизирован в составе Собора Новгородских святых, возобновленном в 1981 г. (празднование Собору первоначально установлено в 1831). Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. Совр. молитва К. восходит к молитвам прп. Ипатию Печерскому, целебнику, и прп. Агапиту, врачу безмездному, Печерскому.

Изображения К. встречаются в совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр. на иконе ок. 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) - в верхнем ряду левой группы, с непокрытой головой (на др. совр. иконе из этого храма он упом. в надписи на правом поле).

Арх.: Книга приписной к Соловецкому мон-рю Троицкой Муезерской пуст.: Списки с крепостей, вкладные, отводные, приходные, расходные и переписные книги // РГАДА. Ф. 1201. Оп. 1. Д. 991 (1572-1699, 1654-1755 гг.); Описи Кемского у. за 1814 г. // ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 170. Л. 53-56; Духовные росписи Панозерского, Поньгомского, Маслозерского приходов Кемского у. за 1887 г. // Там же. Д. 1411; Об исправлении Николаевской муезерской ц. // Там же. Оп. 4. Т. 3. Д. 964. Л. 1, 2, 35 (1898-1901 гг.); Журналы и протоколы комитета Архангельского епарх. ЦАК // Там же. Ф. 510. Оп. 1. Д. 60. Л. 28, 30-32 об. (13 окт. 1911); Общая переписка Архангельского епарх. ЦАК // Там же. Д. 66 (1914).
Ист.: Корельский Г., свящ. Приписная Муезерская ц. в Маслозерском приходе // Архангельские ЕВ. 1912. № 13 /14. С. 385-390; Мат-лы по истории Карелии XII-XVII вв. / Ред.: В. Г. Гейман. Петрозаводск, 1941; История Карелии XVI-XVII вв. в док-тах / Ред.: А. И. Копанев, А. Г. Манькова. Петрозаводск; Йоенсуу, 1987 (на рус. и фин. яз.).
Лит.: Досифей (Немчинов), архим. Топогр. и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 563; Бубновский М. И. Контур Архангельской Карелии // Изв. Архангельского об-ва изучения Рус. Севера. 1915. № 12. С. 470-471; Смирнова Э. С. Экспедиция в Карельскую АССР // Сообщ. ГРМ. Л., 1964. Вып. 8. С. 127-129; Шургин И. Н. Никольская трапезная ц. на Муезере // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 89-95; Карсаков В. Молитва на острове: [Паломничество к св. Кассиану Муезерскому, Соловецкому] // Правосл. С.-Петербург: Газ. 2002. № 8(125); Бронникова Е. П. Соловецкие фотографии в собр. Архангельского обл. краевед. музея // Наследие Соловецкого мон-ря: Всерос. конф., 28 нояб.- 1 дек. 2006 г.: Докл., сообщ. Архангельск, 2007. С. 76-84; Минеева И. Н. Почитание прп. Кассиана Муезерского в Карельском Поморье: Факты, комментарии, гипотезы: (По мат-лам полевой практики 2009 г., Беломорский р-н) // Культура и словесность Рус. Севера: Мат-лы Всерос. науч. конф. Череповец, 2010. С. 131-140; она же. Почитание св. Кассиана Муезерского в Карельском Поморье // Рябининские чт.- 2011: Мат-лы VI конф. по изуч. и актуализации культурного наследия Рус. Севера. Петрозаводск, 2011. C. 112-115.
Ю. Н. Кожевникова, Т. М. Кольцова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Собор Соловецких святых (9 августа) Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Кассиан († после 1573), Муезерский, преподобный (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
См.также:
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых)
АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых)
АНТОНИЙ игумен Соловецкого мон-ря, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и в Соборе Соловецких святых)
ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый