Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ
Т. 12, С. 592-598 опубликовано: 21 июля 2011г.


ГРИГОРИЙ

Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в.
Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в.

Григорий (Чуков), митр. Ленинградский и Новгородский. Фотография. Нач. 50-х гг. XX в.
(Чуков Николай Кириллович; 1.02.1870, Петрозаводск - 5.11.1955, Москва), митр. Ленинградский и Новгородский. Из крестьянской семьи. Начальное образование получил в частной школе, с 1878 г. продолжил учебу в Петрозаводской гимназии. С 11 лет прислуживал в алтаре Успенской ц. при детском приюте, затем в Петропавловском соборе Петрозаводска, где также исполнял послушание иподиакона при Олонецком и Петрозаводском еп. Палладии (Пьянкове) и его преемнике, еп. Павле (Доброхотове). В авг. 1884 г. по благословению еп. Павла оставил учебу в гимназии и перешел во 2-й класс Олонецкой ДС, по окончании к-рой (1889) назначен надзирателем за учениками и экономом при общежитии Петрозаводского ДУ. В 1891 г. поступил в СПбДА, где совмещал учебу с обязанностями зав. читальней и участием в работе «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви», организовавшего беседы с рабочими на заводах и фабриках С.-Петербурга. В 1895 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Образ Мессии по таргуму Ионафана, сына Узиелова» и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

8 сент. 1895 г. по представлению Олонецкого еп. Павла и при поддержке ректора СПбДА Выборгского и Финляндского архиеп. Антония (Вадковского) назначен епархиальным наблюдателем церковноприходских школ и школ грамоты Олонецкой епархии. 1 мая 1896 г. произведен в коллежские секретари. В том же году женился на выпускнице Олонецкого епархиального жен. уч-ща В. Д. Любецкой (1879-1939), от к-рой у него было 5 детей. 14 апр. 1897 г. рукоположен во иерея с причислением к Петрозаводскому кафедральному собору, служил в церкви Николаевского приюта для девочек. За 15 лет нахождения на должности епархиального наблюдателя добился коренных изменений в системе церковноприходских школ и начального образования Олонецкой епархии: число школ увеличилось вдвое (со 161 до 325), количество учащихся возросло на 82%, при школах открыто 308 б-к. По инициативе о. Николая для духовного просвещения взрослого населения в епархии регулярно проводились воскресные чтения, среднее число к-рых превышало 2 тыс. в год. К 1909 г. все школы грамоты в Олонецкой губ. были преобразованы в одноклассные церковноприходские школы. В 1904 г. награжден наперсным крестом, в том же году на Международной промышленной выставке «Детский мир» в С.-Петербурге удостоен бронзовой медали «За руководительство школами и устройство школьных праздников и чтений». 14 мая 1907 г. возведен в сан протоиерея. В 1911 г. избран представителем от губ. земства на I общеземский всероссийский съезд по народному образованию в Москве.

1 февр. 1911 г. назначен ректором Петрозаводской ДС с сохранением руководства церковноприходскими школами. Одновременно являлся председателем епархиального училищного совета и совета Олонецкого епархиального жен. уч-ща (1911-1915), представителем духовного ведомства в Олонецком губ. земском собрании (1901-1917) и Петрозаводской городской думе (1914-1917). С 1907 г. секретарь и казначей Олонецкого совета правосл. Карельского братства по борьбе с панфинско-лютеран. пропагандой. В 1909-1917 гг. председатель Олонецкого совета Карельского братства. В 1912-1915 и 1916-1918 гг. избирался Святейшим Синодом кандидатом от белого духовенства в члены Государственного совета. Был сотрудником в «Олонецких ГВ» и «Олонецких ЕВ» и автором мн. публикаций в этих изданиях. С 1911 г. возглавил редакцию газ. «Олонецкая неделя», в 1917 г. назначен редактором неофиц. части «Олонецких ЕВ».

Свящ. Н. К. Чуков. Фотография. 1899 г.
Свящ. Н. К. Чуков. Фотография. 1899 г.

Свящ. Н. К. Чуков. Фотография. 1899 г.
Был удостоен ряда гос. и общественных наград, в т. ч. золотым знаком Карельского братства 1-й степени (1910), орденами св. Анны 3-й степени (1910) и св. Владимира 4-й степени (1914). В янв. 1915 г. просветительская деятельность прот. Н. Чукова получила высокую оценку ревизора Учебного комитета при Святейшем Синоде П. Ф. Полянского (впосл. митр. сщмч. Петр (Полянский), Местоблюститель Патриаршего престола).

После издания в янв. 1918 г. Советом народных комиссаров декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» прот. Н. Чуков опубликовал в «Олонецких ЕВ» статью, в к-рой подверг декрет критике, отметив игнорирование «настроения и отношения к этому вопросу огромных масс населения, которое... несомненно стоит на иной точке зрения в отношении Церкви» и прямо указав на начавшиеся гонения на правосл. Церковь (Чуков Н. К., прот. Отделение Церкви от государства // Олонецкие ЕВ. 1918. № 3/4. С. 17-20). 7 апр. участвовал в собрании городских учителей, на к-ром поднимался вопрос об отношении к советской власти. В ночь на 10 апр. того же года арестован в Петрозаводске как «главарь движения против советской власти», через 3 дня освобожден под подписку о невыезде. Постановлением городского исполкома уволен от занимаемых должностей и отстранен от преподавательской деятельности. В мае того же года был в Петрограде, где подал прошение на прием в Петроградскую епархию митр. сщмч. Вениамину (Казанскому).

28 июня - 5 июля 1918 г. руководил XXV чрезвычайным епархиальным съездом духовенства и мирян, на к-ром был избран членом Олонецкого епархиального совета. 7 июля вновь арестован, освобожден 12 июля с высылкой за пределы Олонецкой губ. «за недоброжелательное отношение к советской власти». 2 месяца проживал в Оятском Введенском мон-ре Петроградской епархии, откуда выезжал в Москву на 3-ю сессию Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. для участия в прениях о реформе духовного образования.

В сент. 1918 г. переехал в Петроград, где из-за отсутствия штатных мест в епархии с 1 нояб. работал на должности научного сотрудника сев. отд-ния Комиссии по изучению естественных производительных сил России при АН (до 1922), служил в различных храмах Петрограда. В 1919 г. вошел в инициативную группу по открытию храма св. апостолов Петра и Павла при Петроградском ун-те; в апр. того же года на собрании прихожан избран настоятелем этого храма и 14 апр. митр. Вениамином утвержден на этой должности. С закрытием домового храма при ун-те добился открытия новой университетской ц. Всех святых, в земле Российской просиявших (Биржевая линия, д. 8, кв. 19), и с 27 авг. 1919 по 14 дек. 1920 г. являлся ее настоятелем. 28 дек. 1919 г. избран зам. благочинного Василеостровского р-на. В 1920 г. включен в состав правления, с 17 янв. 1922 г. зам. председателя Об-ва правосл. приходов Петрограда. Совмещал служение в Петроградской епархии с обязанностями члена Олонецкого епархиального совета, помогая митр. Вениамину во временном управлении Олонецкой епархией.

В окт. 1919 г. вошел в комиссию по организации Петроградского Богословского ин-та, где участвовал в разработке его устава («Положения») и составлении сметы. С открытием ин-та преподавал христ. педагогику с дидактикой Закона Божия; 23 янв. 1920 г. избран секретарем ученого совета, 6 февр.- ректором ин-та, 28 марта утвержден в этой должности Свящ. Синодом и Высшим церковным советом. В связи с избранием ректором подал Олонецкому еп. Евгению (Мерцалову) прошение об освобождении от членства в Олонецком епархиальном совете. 27 июля удостоен ученого звания профессора. В том же году инициировал создание при ин-те религиозно-философского об-ва и братства Св. Софии, в собраниях к-рого принимали участие проф. Ю. П. Новицкий (см. Юрий Новицкий, нмч.), прот. Николай Чепурин, Л. П. Карсавин, Ф. К. Андреев, И. П. Щербов и др. Помимо адм. и преподавательской деятельности прот. Н. Чуков проводил внебогослужебные беседы и публичные лекции в Казанском соборе, Богословском ин-те, Новодевичьем Воскресенском мон-ре и ряде храмов Петрограда. 14 дек. 1920 г. по просьбе приходского совета Казанского собора назначен его настоятелем. 17 февр. 1921 г. за труды по организации Богословского ин-та и руководству ин-том Патриархом свт. Тихоном награжден правом ношения митры.

С началом кампании по изъятию церковных ценностей 19 марта 1922 г. прот. Н. Чуков обратился к прихожанам с призывом организовать сбор пожертвований и личных драгоценных вещей для выкупа богослужебных предметов и святынь Казанского собора. 21 марта был вызван для допроса в ГПУ, но отпущен с предупреждением не препятствовать работе комиссии по изъятию. С арестом в кон. апр. большинства членов Об-ва правосл. приходов организовал помощь заключенным. 9 мая в качестве представителя митр. Вениамина присутствовал на заседании комиссии Петроградского Помгола. В сер. мая при поддержке АХ и АН безуспешно пытался предотвратить разрушение соборных иконостасов, представлявших историческую и художественную ценность. 30 мая арестован за «противодействие изъятию церковных ценностей» и привлечен как один из основных обвиняемых по делу «петроградских церковников». 10 июня начался судебный процесс (см. ст. Петроградский процесс 1922 г.), на к-ром о. Николай и митр. Вениамин сидели рядом на скамье подсудимых. 4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово; так же как и др. обвиняемые, прот. Н. Чуков виновным себя не признал, подчеркнув, что, «если нужно, я встречу смерть спокойно» («Дело» митр. Вениамина. С. 82). 5 июля Петроградским губ. революционным трибуналом вместе с митр. Вениамином и 8 др. обвиняемыми приговорен к расстрелу.

13 июля Политбюро ЦК РКП(б) вынесло решение оставить приговор в силе в отношении митр. Вениамина, архим. Сергия (Шеина), проф. Новицкого и И. М. Ковшарова (см. Иоанн Ковшаров, нмч.). 3 авг. постановлением Президиума ВЦИК прот. Н. Чукову расстрел был заменен 5 годами лишения свободы. Отбывал срок в петроградской тюрьме. 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил считать оставшийся срок наказания условным. 30 нояб. выпущен на свободу.

Ввиду захвата Казанского собора обновленцами (см. ст. Обновленчество) и самороспуска Богословского ин-та (6 мая 1923), контроль над к-рым стремилось установить обновленческое Петроградское ЕУ, прот. Н. Чуков обратился к 1-му вик. Петроградской епархии Лужскому еп. Мануилу (Лемешевскому) с просьбой о причислении сверх штата в клир Воскресения Христова собора в С.-Петербурге. 29 марта 1924 г. временным управляющим Петроградской епархией Кронштадтским еп. Венедиктом (Плотниковым) назначен настоятелем Николо-Богоявленского собора в С.-Петербурге с сохранением номинального настоятельства в Казанском соборе. Со 2 апр. того же года заведовал Богословскими курсами Центрального городского р-на, преподавал апологетику и патристику. Одновременно разрабатывал проект положения о Высших богословских курсах, после регистрации к-рых 25 сент. 1925 г. избран их ректором. 25 нояб. 1926 г. удостоен ученой степени магистра богословия за соч. «Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова».

В мае 1925 г. обновленческий прот. Николай Платонов обратился к еп. Венедикту, протоиереям Н. Чукову, сщмч. Михаилу Чельцову и Н. Чепурину с предложением провести переговоры по вопросу «примирения» и организации «объединительного Собора». В нач. июля группа протоиереев представила еп. Венедикту составленный прот. Н. Чепуриным проект (т. н. положения или тезисы) «воссоединения» с обновленцами, допускавший возможность «объединительного Собора» после их присоединения к правосл. Церкви через покаяние. В авг. 1925 г. прот. Н. Чуков посетил в Москве Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского), к-рый указал на недопустимость переговоров с обновленцами и поручил о. Николаю распространить в Ленинграде выпущенное им 28 июля послание «Об отношении к обновленчеству», а также благословил открытие Высших богословских курсов.

Летом 1927 г., после опубликования Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и Временным Патриаршим Синодом «Декларации», прот. Н. Чуков поддержал выраженную в ней позицию по отношению к гос. власти. Разъясняя в проповедях и др. выступлениях необходимость легализации церковного управления для борьбы с обновленческим расколом, он подчеркивал, что, «если стоять на истинно-евангельской точке зрения, что иного отношения к государственной власти и быть не может: Христос повелел воздавать «кесарево кесареви», а апостол Павел учил почитать власть и молиться за нее... Так, наше дело, дело христиан - молитва. Это - наше единственное оружие. Политика, а тем более борьба с властью - не наше дело» (Беседы в Никольском соборе. С. 192).

Осенью 1927 г. участвовал в организации и с нояб. того же года вошел в состав Временного Ленинградского епархиального совета. Пытаясь противостоять широкому распространению иосифлянства, мн. деятели к-рого были тесно связаны с Высшими богословскими курсами, 2 февр. 1928 г. прот. Н. Чуков выпустил постановление, запрещавшее студентам под угрозой исключения участвовать в деятельности «отколовшейся от Православной Церкви части духовенства». 31 июля 1928 г. из-за нелегальной деятельности иосифлян под видом занятий одного из кружков Высших богословских курсов постановлением Ленсовета они были закрыты, и прот. Н. Чуков возглавил новую инициативную группу по открытию в Ленинграде Богословского ин-та.

11 июня 1930 г. арестован по т. н. делу акад. С. Ф. Платонова («Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России»). По ходатайству дочери и по просьбе Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия освобожден «за недоказанностью обвинения» в ночь на 14 марта 1931 г. 27 апр. 1932 г. указом митр. Сергия награжден правом служения литургии с отверстыми царскими вратами.

10 марта 1935 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности, 29 марта 1935 г. постановлением ОСО при НКВД СССР приговорен к адм. высылке на 5 лет из Ленинграда в Саратов, где в течение года безуспешно пытался найти работу. В мае 1936 г. по приглашению приходского совета и с разрешения митр. Сергия возглавил причт ц. Сошествия Св. Духа. В марте 1937 г. по состоянию здоровья вышел за штат. В кон. того же года подвергся кратковременному аресту. В 1939 г. овдовел. Во время пребывания в саратовской ссылке активно занимался лит. деятельностью, составлял и редактировал очерк «Мои воспоминания» в 6 ч., охватывавший период с кон. XIX в. по 1935 г. В 1936 г. по поручению Ленинградского митр. Алексия (Симанского, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) написал соч. «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период». В 1940 г. систематизировал проповеди, беседы и др. публичные выступления в Ленинграде (в т. ч. «Беседы об основных началах христианства», «Учение о христианской нравственности», «Жизнь в Церкви Христовой в век апостольский»).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), митр. Григорий (Чуков), архим. Иоанн (Разумов) перед отъездом в Болгарию. Фотография. 1946 г.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), митр. Григорий (Чуков), архим. Иоанн (Разумов) перед отъездом в Болгарию. Фотография. 1946 г.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), митр. Григорий (Чуков), архим. Иоанн (Разумов) перед отъездом в Болгарию. Фотография. 1946 г.

Осенью 1941 г. встречал прибывшего в Саратов архиеп. Андрея (Комарова), вместе с к-рым ходатайствовал об открытии Троицкого кафедрального собора. 3 янв. 1942 г. получил предложение митр. Сергия об архиерействе, но отказался, сославшись на возможные проблемы с гражданскими властями из-за бывш. судимостей и арестов, а также на желание посвятить остаток жизни своим детям. В сер. 1942 г., узнав о гибели 2 сыновей и дочери во время блокады Ленинграда, послал телеграмму митр. Сергию с просьбой благословить принятие монашества. 4 сент. телеграммой митр. Сергия вызван в Ульяновск, где в эвакуации находилась канцелярия Московской Патриархии.

29 сент. 1942 г. указом митр. Сергия определен быть епископом Ульяновским, 11 окт. назначен еп. Саратовским. 13 окт. во временном Патриаршем Казанском соборе Ульяновска Куйбышевским архиеп. Алексием (Палицыным) пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Хиротонию Г., состоявшуюся на следующий день, возглавил митр. Сергий. 15 окт. возведен в сан архиепископа во внимание к свыше 45-летнему служению в священном сане. 5 нояб. прибыл в Саратов, до сер. 1943 г. также временно управлял Астраханской епархией. 8 июля 1943 г. вступил во временное управление Сталинградской епархией с титулом «архиепископ Саратовский и Сталинградский». 14 июля награжден правом ношения креста на клобуке.

Начало архипастырского служения Г. выпало на тяжелое время военных испытаний. Саратов подвергался массированным бомбардировкам, сопровождавшимся большими жертвами и разрушениями. В этих условиях стараниями Г. происходило возрождение церковной жизни. Количество действовавших храмов в Саратовской и Сталинградской епархиях в 1943-1944 гг. увеличилось с 4 до 22; в мае 1944 г. Г. добился разрешения на открытие в Саратове богословско-пастырских курсов. Поддерживая призывы митр. Сергия, архиепископ постоянно выступал с патриотическими проповедями и воззваниями, организовал в храмах епархии сбор пожертвований в Фонд обороны и на помощь пострадавшим от бомбежек; к 1944 г. Саратовская и Сталинградская епархии внесли в Фонд обороны более 2 млн р. За активную церковно-патриотическую работу Г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945).

3 сент. 1943 г. вызван в Москву. После встречи Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия с И. В. Сталиным участвовал в предварительном совещании архиереев по подготовке Архиерейского Собора РПЦ 8 сент. 1943 г., на к-ром Г. представил составленное им «Обращение ко всем христианам мира». 12 сент. во время литургии и интронизации Патриарха Сергия в московском Богоявленском соборе произнес приветственное слово от лица епископата. В тот же день совместно с Горьковским архиеп. Сергием (Гришиным) работал над выпуском № 1 «Журнала Московской Патриархии». 1 окт. по поручению Патриарха подготовил проекты организации духовных школ и положения о правосл. богословском ин-те и богословско-пастырских курсах, одобренные 22 окт. Свящ. Синодом. 17 окт.- 29 нояб. 1943 г. исполнял обязанности управляющего делами Московской Патриархии. С 24 дек. 1943 до 15 февр. 1944 г. временно управлял Тамбовской епархией, где присоединил к РПЦ общины, перешедшие из обновленчества.

В день кончины Патриарха Сергия (15 мая 1944) присутствовал на заседании Свящ. Синода, утвердившего Патриаршим Местоблюстителем Ленинградского митр. Алексия. 26 мая назначен архиепископом Псковским и Порховским с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями, с 5 сент. 1944 г. временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с дек. 1944 до июня 1945 г.- Рижской епархией. В числе основных задач Г. была повсеместная организация приходской жизни, открытие храмов и замещение клириками вакантных мест. Архиепископ содействовал возвращению и регистрации мн. репрессированных и заштатных священников, диаконов, регентов, оказывал им материальную помощь из личных средств. В авг.-сент. 1944 г. в составе комиссии по расследованию злодеяний на оккупированных территориях посетил Псков, Павловский и Гатчинский р-ны Ленинградской обл., Новгород и Боровичи. Стараниями Г. часть вывезенного фашистами церковного имущества была возвращена в сев.-зап. епархии. В дек. 1944 г. посетил Псково-Печерский мон-рь, где принял меры по восстановлению деятельности обители.

Активно участвовал в подготовке и проведении Архиерейского Собора РПЦ 21-23 нояб. 1944 г. и Поместного Собора РПЦ 1945 г., в т. ч. в составлении Положения о созыве Поместного Собора и в разработке «Положения об управлении Русской Православной Церкви», в к-рое по его предложению были внесены пункты об организации при Свящ. Синоде учебного, издательского, хозяйственного и др. отделов. 4 февр. 1945 г. от имени духовенства Ленинградской епархии преподнес в дар новоизбранному Патриарху Алексию I патриаршие куколь и посох.

В марте 1945 г. по поручению Патриарха Алексия совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где воссоединил с РПЦ клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию К-польского Патриархата во время нем. оккупации. В апр. 1945 г. возглавил делегацию РПЦ на торжествах примирения Болгарской Православной Церкви с К-польским Патриархатом.

7 сент. 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Свящ. Синода с оставлением временного управления Псковской и Олонецкой епархиями. Особое внимание Г. уделял вопросам ремонта и восстановления пострадавших во время войны храмов, для чего при Ленинградском епархиальном управлении им был создан специальный строительный комитет. Уже к 1946 г. было восстановлено 4 приходских, 2 приписных церкви и 1 домовая. К дек. 1948 г. закончен ремонт зданий Псково-Печерского мон-ря, в 1949 г. восстановлен разрушенный фашистами Павловский собор Гатчины. В кон. 40-х гг. при Ленинградском епархиальном управлении были открыты свечная и просфорная мастерские, лесозаготовительный отдел по снабжению храмов стройматериалами и дровами для отопления, создан церковнопевч. комитет по подготовке певчих и регентов.

Благодаря настойчивым ходатайствам Г. Церкви были переданы мн. отнятые в 20-х гг. святыни, в т. ч. мощи свт. Никиты, еп. Новгородского, блгв. кнг. Анны Новгородской, св. прав. отроков Иоанна и Иакова Менюжских; в 1946 г. в Чернигов возвращены находившиеся в хранилище Исаакиевского собора мощи свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. В 1949 г. властями было удовлетворено ходатайство митрополита о выделении епархии Свято-Духовского корпуса Александро-Невской лавры для размещения в нем Ленинградского епархиального управления и архиерейского дома (до этого Г. проживал в небольшой комнатке на хорах Никольского собора).

В окт. 1945 г. совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с РПЦ братии Спасо-Преображенского Валаамского муж. мон-ря, Коневецкого (Коневского) Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) 2 рус. общин Хельсинки. 27 февр. 1946 г. Г. было поручено управление Эстонской епархией и присоединившимися правосл. рус. приходами и мон-рями Финляндии.

5 апр. 1946 г. назначен председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде. 22 нояб. 1945 г. в Ленинграде были открыты Богословско-пастырские курсы с 2-годичным сроком обучения, преобразованные 1 сент. 1946 г. в Ленинградскую ДС, с одновременным учреждением ЛДА. Торжественное открытие Ленинградских духовных школ состоялось 14 окт. того же года в присутствии Патриарха Алексия I. Большая часть средств епархии в течение 5 лет направлялась владыкой на восстановление зданий духовных школ и их содержание. При Ленинградских духовных школах Г. была организована б-ка, фонды к-рой к 1948 г. увеличились до 110 тыс. книг. В 1946 г. Богословский ин-т и Богословско-пастырские курсы в Москве также были преобразованы в МДА и МДС. Всего к 1947 г. было открыто 2 ДА и 8 ДС (в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе). 15 апр. 1949 г. по представлению ЛДА Патриархом Алексием удостоен ученой степени д-ра богословия honoris causa. В 1949-1954 гг. под рук. и под редакцией Г. составлялись «Очерки по истории РПЦ новейшего периода» в 2 ч., описывавшие события с 1900 по 1927 г. (не опубл.; в наст. время сохранившиеся части «Очерков...» находятся в ГАРФ и в б-ке СПбДА).

4 марта 1949 г. Г. вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 окт.- управление Псковской епархией, с 20 дек.- управление Эстонской епархией. 11 нояб. 1954 г. согласно прошению освобожден от управления Псковской епархией, а также правосл. рус. общинами и мон-рями в Финляндии.

Помимо управления Ленинградской и др. епархиями, а также руководства Учебным комитетом при Свящ. Синоде Г. активно участвовал во внешнецерковной деятельности: в мае 1946 г. сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию на торжества по случаю 1000-летия мон-ря прп. Иоанна Рильского; в авг. 1946 г. возглавил делегацию Московского Патриархата на погребении митр. Евлогия (Георгиевского) в Париже, где принял ряд мер для решения проблем, связанных с Западноевропейским Экзархатом РПЦ; в нояб.-дек. того же года совершил поездку по Ближ. Востоку, посетил рус. приходы и провел переговоры с Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами; в мае-июне 1947 г. сопровождал Патриарха Алексия во время визита к Румынскому Патриарху Никодиму (Мунтяну). С июля по окт. того же года в качестве полномочного представителя Патриарха находился в командировке в США, целью к-рой были переговоры с Сан-Францисским митр. Феофилом (Пашковским) относительно воссоединения с РПЦ возглавлявшегося им Митрополичьего округа в Сев. Америке и нормализация дел Экзархата Московской Патриархии в Сев. и Юж. Америке. В июле 1948 г. участвовал в торжествах в честь 500-летия автокефалии РПЦ и в работах Совещания представителей Поместных Православных Церквей в Москве 8-18 июля 1948 г., руководил комиссией «Экуменическое движение и православная Церковь». Летом 1950 г. вторично посетил Антиохийский Патриархат, в 1953 г.- Болгарию, где представлял РПЦ на торжествах в честь восстановления Патриаршества и интронизации Болгарского Патриарха. В мае 1952 г. принимал участие в работе конференции всех Церквей и религ. объединений СССР, посвященной вопросам защиты мира.

7 янв. 1948 г. указом Патриарха Алексия награжден правом предношения креста за богослужением; в 1950 г., к 80-летию,- правом ношения 2 панагий. Во время зарубежных визитов Г. был удостоен наград Поместных Православных Церквей: ордена св. апостолов Петра и Павла 1-й степени (Антиохийский Патриархат), ордена св. ап. Марка 1-й степени (Александрийский Патриархат), юбилейных медалей Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов и ордена Ливанского кедра 1-й степени. В 1946 г. награжден болг. правительством орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени.

С выходом постановления ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» (7 июля 1954) и усилением антирелиг. выступлений в печати Г. подготовил Патриарху Алексию докладную записку для передачи в Совет по делам РПЦ, в к-рой изложил факты нарушений законодательства при закрытии храмов, увеличения числа хулиганских выходок в отношении духовенства и верующих, вандализма и поджогов церквей и молитвенных домов и др., указав в целом на нежелательные результаты антирелиг. пропаганды. 9 окт. 1954 г. на годовом акте ЛДА Г. выступил с речью, резко критикующей действия властей и основные «научные» доводы атеистических публикаций. Твердая позиция Патриарха Алексия, Г. и ряда др. архиереев способствовала принятию постановления ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» (10 нояб. 1954), осудившего администрирование в отношении верующих и религ. об-в и остановившего дальнейшее развертывание «воинствующей» антирелиг. кампании.

В окт. 1955 г. совершил поездку в Румынию на торжества канонизации святых, в Румынской Церкви просиявших, где также провел переговоры с представителями К-польского Патриархата относительно статуса Финляндской Православной Церкви. 28 окт., по возвращении в Москву, остановился в здании Московской Патриархии.

6 нояб. в Успенском храме московского Новодевичьего мон-ря панихиду над гробом Г. совершил Патриарх Алексий с сонмом московского духовенства. 8 нояб. останки митрополита были доставлены в Ленинград, 11 нояб. отпевание Г., состоявшееся в Николо-Богоявленском соборе, возглавил Минский и Белорусский митр. Питирим (Свиридов) в сослужении 5 архиереев и духовенства епархии. 27 авг. 1961 г. прах Г. был перезахоронен из Крестовой митрополичьей церкви в крипте Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Соч.: Начало христианства в Олонецком крае. Петрозаводск, 1892; Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением. Выборг, 1908; Очерк деятельности правосл. Карельского Братства в Олонецкой губ. Петрозаводск, 1910; Ист. очерк развития церк. школ в Олонецкой епархии: По поводу 25-летия их со дня издания «Правил о церк.-приходских школах». Петрозаводск, 1910; Празднование 25-летия церк.-приходских школ в г. Петрозаводске. Петрозаводск, 1910; О задачах правосл. Карельского Братства // Олонецкая неделя. 1911. № 34. С. 1-3; Учреждение духовно-учебных заведений // ЖМП. 1943. № 3. С. 22-24; Ленинград в дни Отечественной войны // Там же. 1944. № 10. С. 15-16; [Слово, сказанное Свят. Патр. Алексию в кафедр. Патриаршем соборе 4 февр. 1945 г. от лица Поместного Собора] // Там же. 1945. № 2. С. 70; Соловьев С. М.: (К 125-летию со дня его рождения) // Там же. 1945. № 4. С. 44-46 (перепеч.: Церк. вестн. СПб., 2000. № 5. С. 34-35); Московская церк. делегация в Болгарии // ЖМП. 1945. № 5. С. 19-24; Поездка Свят. Патр. Алексия в Болгарию // Там же. 1946. № 6. С. 3-19; Поездка на Ближ. Восток // Там же. 1946. № 12. С. 4-8; Поездка Свят. Патр. Алексия в Румынию // Там же. 1947. № 7. С. 3-21; Послание к верным чадам РПЦ в Сев. Америке и Канаде // Там же. 1948. № 1. С. 21-24; Беседы в Никольском соборе: 1925-1928 гг. / Б-ка СПбДА. Машинопись; Избр. слова, речи и статьи. Л., 1948 / Б-ка СПбДА. Машинопись; Беседы // БТ. 1986. Сб.: 175 лет ЛДА. С. 142-156; Петроградский процесс 1922 г.: Дневник // Наш современник. 1994. № 4. С. 171-180; Один год моей жизни: Страницы из дневника // Минувшее: Ист. альм. М.; СПб., 1994. [Вып.] 15. С. 521-618; Финляндский период деятельности Свят. Патр. Сергия: 1905-1917 гг. // Имперский курьер. СПб., 2002. № 2. С. 36-37; В день памяти св. ап. и Евангелиста Иоанна Богослова // Церк. вестн. СПб., 2002. № 8/9. С. 68-69; Об отношении к ближним // Там же. 2004. № 8/9. С. 69; Дневники 1918-1922 гг. // СПбЕВ. 2004. Вып. 32. С. 66-81.
Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 35, 137-144; ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 2. Д. 39. Л. 6; Оп. 33. Д. 238. Л. 243; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-49829. Д. П-78096. Л. 6. Д. П-89305. Т. 5. Л. 399, 400. Т. 6. Л. 157, 195, 205, 208, 214, 217, 374, 385. Т. 7. Л. 51, 314. Т. 8. Л. 137, 142; ЦХСД. Ф. 5. Оп. 16. Д. 669. Л. 150, 178-179; Архив ЦНЦ ПЭ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 17; Архив С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 4; Оп. 18. Д. 1-б; Ф. 3. Оп. 3а. Д. 7. Л. 1-4; Д. 32. Л. 1-3; Д. 80. Л. 1-7; Д. 87. Л. 1-5; Д. 103. Л. 1-4; Ф. 3. Оп. 3б. Д. 4. Л. 1-5; Д. 5. Л. 1-2; Д. 6. Л. 1-6; Д. 7. Л. 1-4; Д. 17. Л. 1-6; Д. 136. Л. 1-2; Д. 137. Л. 1; Д. 138. Л. 1; Архив Л. К. Александровой-Чуковой «Историко-богословское наследие митр. Григория (Чукова)».
Лит.: Звероловлев Н., свящ. Чествование церк.-школьного деятеля. Петрозаводск, 1911; Вступление в должность ректора Олонецкой ДС о. прот. Н. К. Чукова // Олонецкие ГВ. 1911. № 19. С. 12; Арест прот. Н. К. Чукова // Олонецкие ЕВ. 1918. № 9/10. С. 99-100; Шаповалова А. Архиеп. Псковский и Порховский Григорий // ЖМП. 1945. № 7. С. 36-43; Шишкин А. Поездка Ленинградского митр. Григория в Финляндию (сент.-окт. 1945 г.) // Там же. 1945. № 11. С. 5-13; Михаил [Чуб], еп. Славный путь служения Церкви: (К 85-летию митр. Ленинградского и Новгородского Григория) // Там же. 1955. № 3. С. 21-28; Успенский Н. Д. Митр. Ленинградский и Новгородский Григорий: (Некролог) // Там же. 1955. № 12. С. 13-18; А. К.. К кончине митр. Григория // Единая Церковь. Yongstown (Ohio), 1955. № 10. С. 214-215; Осипов А. Мои архиереи // НиР. 1969. № 3. С. 50-52; Краснов-Левитин А. Лихие годы. П., 1977. С. 212; Успенский Н. Д. К истории богосл. образования в Ленинграде // ЖМП. 1977. № 4. С. 6-13; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Т. 3. С. 377-394; Шоломницкий В., прот. Памяти митр. Ленинградского и Новгородского Григория (1870-1955) // ЖМП. 1981. № 4. С. 8-14; «Дело» митр. Вениамина (Петроград, 1922 г.). М., 1991; Патриарх Тихон и история рус. церк. смуты. СПб., 1994. С. 27-28; Сорокин В., прот. Призвание и жизнь: Митр. Григорий (Чуков): К 45-летию со дня кончины // Церк. вестн. СПб., 2000. № 10. С. 43-47; он же. Исповедник: Церк.-просвет. деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005; Галкин А. К. Митр. Григорий (Чуков) и сщмч. Вениамин Петроградский // Церк. вестн. СПб., 2000. № 11. С. 48-52; Бовкало А. А. Высшие богословские курсы в Ленинграде // ЕжБК. 2001. С. 262-270; Копылова О. Н. Личн. архив митр. Григория (Чукова) в мат-лах ГАРФ // Вестн. церк. истории. М., 2006. № 1. С. 200-242; Сорокин В., прот., Галкин А. К. Из наследия митр. Григория (Чукова): По мат-лам архива С.-Петербургской епархии // Там же. С. 243-250.
Л. К. Александрова-Чукова
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Ленинградская и Новгородская епархия (1943 - 1956; 7 октября 1967 - 1990) (см. также Новгородская митрополия Русской Православной Церкви) Григорий (Чуков Николай Кириллович; 1870 - 1955), митрополит Ленинградский и Новгородский
См.также:
АНТОНИЙ (Мельников; 1924-1986), митр. Ленинградский и Новгородский
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, сщмч. (пам. 3 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АЛЕКСАНДР († 1591), митр. Новгородский