Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ
Т. 12, С. 545-547 опубликовано: 6 июля 2011г.


ГРИГОРИЙ

[груз. გრიგოლ; польск. Grzegorz] (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 13.09.1899, дер. Бакурцихе Сигнахского у. Тифлисской губ.- 6.12.1942, концлагерь Освенцим, Польша), сщмч. Грузинской (ГПЦ) и Польской (ПАПЦ) Церквей (пам. груз. 23 нояб.), архим., ученый-теолог, проф. Боннского, Лувенского, Краковского, Оксфордского, Варшавского ун-тов.

Сщмч. Григорий (Перадзе). Фотография. 30-е гг. XX в.
Сщмч. Григорий (Перадзе). Фотография. 30-е гг. XX в.

Сщмч. Григорий (Перадзе). Фотография. 30-е гг. XX в.
Род. в семье свящ. Романоза (Романа) Перадзе и Марии Самаладашвили. После смерти отца в 1905 г. мать с семьей переехала в Тифлис, и часть забот по воспитанию детей взял на себя брат свящ. Романа, свящ. церкви с. Кварели Телавского у. Георгий.

В 1913 г., по окончании Тифлисского ДУ, Перадзе продолжил учебу в Тифлисской ДС, где познакомился с филологом, ректором ДС К.Кекелидзе, сформировавшим его научные взгляды. Григолу был поручен сбор средств на постройку ц. св. Або Тбилисского, покровителя города. В 1918 г. он окончил ДС и поступил за казенный счет (т. к. был лучшим учеником ДС) на философский фак-т Тифлисского гос. ун-та, одновременно работал учителем в с. Земо-Чандаки близ Гори. В 1919 г. Перадзе призвали в армию, и вместе с братьями Арчилом (погиб в период сталинских репрессий 22 нояб. 1937) и Василием он воевал против большевиков. 25 февр. 1921 г. отряды большевиков вошли в Тифлис, и Кекелидзе помог Григолу скрыться от преследований под видом сельского учителя в с. Манави (Кахети).

Осенью 1921 г. на Гелатском Поместном Соборе ГПЦ было принято решение отправить Перадзе за границу. При поддержке груз. духовенства и ученых он выехал в Германию для занятий богословием. Под опекой нем. теолога, основателя Восточного миссионерского об-ва («Ориенталмиссион») И. Лепсиуса обосновался в Берлине и в мае 1922 г. сдал экзамены на теологический фак-т Берлинского ун-та. Помимо богословских дисциплин Перадзе изучал вост. (древнеевр., сир., араб., копт., арм., древнегреч.) и европ. (англ., франц., лат.) языки (он владел 27 языками). 29 апр. 1925 г. он окончил ун-т со степенью магистра богословия и продолжил учебу на философском фак-те Боннского ун-та под рук. нем. ориенталиста проф. Х. Гуссена. Тогда же перевел на нем. язык Житие Георгия Агиорита, написал предисловие и комментарии к тексту. За короткое время подготовил и защитил 26 февр. 1926 г. дис. «История грузинского монашества от истоков до 1064 года: к вопросу об истории восточного монашества», получившую признание европ. ученых. 17 дек. 1927 г. Перадзе была присвоена ученая степень д-ра философских наук. В 1926-1927 гг. в Брюсселе он усовершенствовал свои знания вост. языков под рук. ориенталиста свящ. Пауля Пеетерса, посещал лекции в Лувенском католич. ун-те. С 1927 г. в Англии изучал груз. рукописи в фондах б-к Британского музея и Оксфордского ун-та. В июле того же года был назначен на должность приват-доцента Боннского ун-та, где преподавал груз. и арм. языки. К этому же периоду относятся первые публикации его трудов.

Перадзе регулярно участвовал в международных конференциях и симпозиумах. В 1928 г., после зачитанного им на собрании ориенталистов в Бонне доклада, посвященного груз. филологии, ученым сообществом была вынесена резолюция о значительности груз. лит. наследия для мировой культуры и о необходимости преподавания груз. лит-ры в ун-тах Германии.

В 1930 г., по окончании международной конференции в Вене, Перадзе нек-рое время изучал груз. рукописи в б-ке ун-та в Граце, в частности личную коллекцию австр. ученого Г. Шухардта. В том же году им были опубликованы следующие труды: «Die Probleme der georgischen Evangelienübersetzung» // ZNW. 1930. Bd. 29. H. 3-4. S. 304-309 (Проблемы груз. евангелического перевода); «Der Heilige Georg im Leben und in der Frommigkeit des georgischen Volkes: ein religionsgeschichtlicher» // Der Orient. 1930. Bd. 12. H. 2. S. 45-52 (Св. Георгий в жизни и верованиях груз. народа), «Das Mönchtum in der orientalischen Kirche» // Ibid. H. 3. S. 85-89 (Монашество в Вост. Церкви); «Das Mönchtum in der georgischen Kirche» // Ibid. H. 6. S. 178-182 (Монашество в Грузинской Церкви).

Перадзе предпринял неск. безуспешных попыток вернуться на родину. С 1921 г., после того как у него в советском консульстве отобрали паспорт, Григол пользовался документами беженца, выправленными для него Лепсиусом. В 1926 г. он еще раз обращался в советское консульство с заявлением о разрешении вернуться в Грузию, но получил отказ. В 1929 г. в Париже его заботами был основан груз. приход во имя св. Нины, ставший центром груз. эмиграции. В 1930 г. о Перадзе безрезультатно ходатайствовал акад. Н. Я. Марр, предложивший ему место своего ассистента в Ленинградском ун-те.

Во время рождественских праздников 1930 г. Григол серьезно заболел и дал обет, что в случае выздоровления примет постриг. 18 апр. 1931 г. в греч. кафедральном соборе Св. Софии в Лондоне он был пострижен в монашество, 19 апр. рукоположен во диакона, 25 мая в греч. храме св. Стефана Первомученика в Париже возведен в сан иерея и назначен настоятелем груз. храма св. Нины, где 31 мая отслужил первую литургию. 5 янв. 1934 г. в Лондонском кафедральном соборе Св. Софии возведен в сан архимандрита.

В 1931 г. Г. основал в Париже на груз. языке научный ж. «Джвари Вазиса» (Крест из Лозы), где публиковал и свои статьи (Письма из нашей прежней жизни: Св. Георгий в творчестве груз. народа: О груз. язычестве // 1932. № 2. С. 6-39; Хроника мон-ря Иоанна Крестителя XVIII в. // 1934. № 4. С. 7-30 и др.- все на груз. языке). С 1933 г. профессор патрологии фак-та правосл. теологии Варшавского ун-та.

Г. много ездил по Европе и Востоку, читая лекции о груз. культуре и изучая груз. древности. В нояб. 1932 г. он прочел лекцию «Духовная и материальная культура Грузии» для студентов Ягеллонского ун-та (Краков), изучал древнегруз. рукописи из собрания б-ки Чарторыйских и составил их первый каталог и описание. В следующем году читал лекции в Сорбонне и в Дублине. В 1935 г. побывал в Румынии и Болгарии (см.: Die Einflüsse der georgischen Kultur auf die Kultur der Balkanvölker: Eindrücke von einer Reise durch Rumänien, Griechenland und Bulgarien // Der Orient. 1936. Bd. 18. H. 1. S. 1-9; Udzial Gruzji w dziejach kultury duchowej na Balkanach // Wschod-Orient. 1936. T. 7. Zesz. 1. S. 56-64; Georgian Influences on the Cultures of the Balkan Peoples // Georgica. L., 1936. Т. 1. N 2/3. P. 14-23), в 1936 г.- на Афоне, в Св. земле и в Сирии (Z dziennika podrozy po Ziemii Swiętej i Syrii: 5.VII - 28.IX.1936) // Polska Stronica Slowa. 1938. 30 janv. Zesz. 5/6. S. 6-7; 13 fev. Zesz. 7/8. S. 4-6; 27 fev. Zesz. 9. S. 6-7; 27 mr. Zesz. 12/13. S. 5-7; 10 apr. Zesz. 14/15. S. 5-6; 24 apr. Zesz. 16/17. S. 7-8; 6 maj. Zesz. 18/19. S. 6-8), в 1937 г.- в Италии и Австрии. Наиболее ценными находками Г. на Афоне были Типикон Петрицонского мон-ря (XI в.), основанного прп. Григорием Пакурианом в Болгарии, а также греч. редакция Жития мучеников Литовских Антония, Иоанна и Евстафия.

В 1933 г. митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский), с к-рым Г. познакомился в 1927 г. на конференции в Лозанне, предложил Г. занять посты зам. профессора патрологии Православного богословского отд-ния Варшавского ун-та, а также зам. ректора Варшавской ДС, гарантируя ему юрисдикционную независимость от ПАПЦ. Приняв предложение, Г. 7 дек. того же года прочел первую лекцию «Понятие о патрологии, ее цели и методы в православном богословии». В Варшаве Г. служил в нижней церкви собора св. Марии Магдалины. Параллельно до начала второй мировой войны Г. продолжал окормлять паству ц. св. Нины в Париже. 8 мая 1934 г. митр. Дионисий наградил его митрой.

В этот период Г. опубликовал значительное количество переводов (List apocryficzny Dionizego Areopagity do biskupa efeskiego Tymoteusza o męczenskiej smierci apostołow Piotra i Pawla: Epistola beati Dionisii Areopagitae ad Timotheum de morte Apostolorum Petri et Pauli // Elpis. 1937. T. 11. Zesz. 1-2. S. 111-142; Nieznana Ewangelia apokryficzna pohodzaca z kol monofizyckich // Ibid. 1935. T. 9. Zesz. 1-2. S. 183-216 (переизд.: Apokryfy Nowego Testamentu / Pod red. ks. Marka Starowieyjskiego. Ewangelie Apokryficzne. Lublin, 1980. T. 1. S. 150-172), тексты, касающиеся открытия Синайского кодекса (Dokumenty dotyczace zagadnień odnależienia i tekstu Kodeksu Synajskiego // Elpis. 1934. T. 8. Zesz. 2. S. 127-151) и др. Был членом Восточной комиссии Варшавского научного об-ва, а также ряда др. польск. и международных орг-ций; сотрудничал с Польской б-кой отцов Церкви, для к-рой переводил жития мучеников. В 1937 г. стал одним из организаторов празднования в Варшаве 750-летия вручения груз. поэтом Шота Руставели св. блгв. царице Тамаре поэмы «Витязь в тигровой шкуре», опубликовал ряд статей и издал посвященную Руставели книгу (W jaki sposob uczcic na emigracji jubileusz Szoty Rustawelego? // Wschod-Orient. 1936. T. 7. S. 86-87; Kim jest dla nas Szota Rustaweli? // Polska Stronica Slowa. 10 dec. 1937. T. 2. Zesz. 51. S. 2; Religia Szoty Rustaweli'ego // Nakasidze G. Szota Rustaweli. Warsz., 1937. S. 13-15). Митр. Дионисий как руководитель отд-ния правосл. теологии Варшавского ун-та дважды выдвигал кандидатуру Г. на присвоение звания экстраординарного профессора, но светское руководство ун-та отклоняло эти предложения. Г. стал близким советником и помощником митр. Дионисия, к-рый хотел рукоположить его во епископа.

Г. был автором свыше 70 научных работ, опубликованных на груз., франц., англ., нем. и польск. языках. Ему принадлежит ряд исследований по литургике (Liturgia sancti et omnilaudati Apostoli Petri // Codrington H. W. The Liturgy of St. Peter. Münster, 1936. S. 156-163 (LQF; 30)), о визант., груз., иерусалимском богослужении (Die Weihnachtsfeier Jerusalems im 7. Jh. // Oriens Chr. 3e ser. 1927. Bd. 1. S. 310-318 (Совм. с: A. Baumstark); Zur vorbyzantinischen Liturgie Georgiens // Le Museon. Louvain, 1929. Vol. 42. Fasc. 2. P. 90-99; Les Monuments liturgiques prébyzantins en langue géorgienne // Ibid. 1932. Vol. 45. Fasc. 4. P. 255-272; Ein Dokument aus der mittelalterlichen Liturgiegeschichte Georgiens // Kyrios. 1936. Bd. 1. H. 1. S. 74-79), по древней истории Церкви и монашества (Über das georgische Mönchtum // IKZ. N. F. 1926. Bd. 34. H. 3 (135). S. 152-168; L'activite Littéraire des moines géorgiens au monastère d'Iviron au Mont Athos // RHE. 1927. Vol. 27. Fasc. 3. P. 530-539; Die Kirchen des Ostens und die römische kirche // Der Orient. 1927. Bd. 9. H. 1. S. 13-16; Die Anfänge des Mönchtums in Georgien // ZKG. N. F. 1928. Bd. 46. H. 1. S. 34-75; Die Probleme der ältesten kichengeschichte Georgiens // Oriens Chr. 3e ser. 1932. Jg. 29. H. 7. S. 153-171; An Account of the Georgian Monks and Monasteries in Palestine as revealed in the Writings of Non-Georgian Pilgrims // Georgica. 1937. Vol. 2. Fasc. 4/5. P. 181-246; Сведения иностранцев-пилигримов о груз. мон-рях и монахах в Палестине / Изд.: Г. Джапаридзе. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.)), по патрологии (Die «Lehre der zwölf Apostel» in der georgischen Überlieferung // ZNW. 1932. Bd. 31. H. 2. S. 111-116, 206; Pojecie, zadania i metody patrologii w teologii prawoslawnej // Elpis. 1934. T. 8. Zesz. 1. S. 209-218), по истории древнегруз. лит-ры и рукописей (Die altgeorgische Literatur und ihre Probleme // Oriens Chr. 1927. Jg. 23. H. 1. S. 205-222; Die altechristliche Literatur in der georgischen Überlieferung // Ibid. 1929. Jg. 25/26. G. 3-4. S. 109-116, 282-288; 1930. Bd. 5. S. 80-98, 232-236; 1931. Bd. 6. S. 97-107, 240-244; 1933. Bd. 8. S. 86-92, 180-198; Georgian Manuscripts in England // Georgica. 1935. Vol. 1. Fasc. 1. P. 80-88; Über die georgischen Handschriften in Österreich // Wiener Zeitschrift für die Kunde des Morgenlandes. 1940. Bd. 47. H. 3/4. S. 219-232). Г. собирался писать учебник по патрологии, используя материалы правосл., протестант. и католич. исследователей.

С началом второй мировой войны Г. не покидал Польшу: он отказался выехать из Варшавы 8 сент. 1939 г., когда из города, окруженного немцами, уезжали иностранцы, а также в окт. того же года не поехал на конгресс византинистов в Алжир. Варшавский ун-т был закрыт, и Г. предложили читать лекции в Берлине, но он отказался. Во время оккупации Г. изучал груз. рукописи, к-рые хранились у него дома, работал переводчиком в Варшавской правосл. Митрополии, возил лекарства интернированному гитлеровцами митр. Дионисию, помогал евреям, пряча их у себя на квартире (ул. Брукова, 22), вел антифашистскую агитацию среди т. н. кавк. легионов, созданных после 1941 г. при вермахте из советских военнопленных, а также среди грузин, мобилизованных в нем. армию. В янв. 1941 г. руководство Кавказского комитета составило донос о том, что перед войной Г. был агентом польск. разведки. Однако немцы, имея доступ к польск. архивам, убедились в ложности обвинения, и Г. был отпущен. В мае 1942 г. на квартиру Г. были подброшены фотографии секретных документов гестапо, а на Г. был составлен 2-й донос с обвинением в шпионаже в пользу англ. разведки. После обыска из его квартиры исчезли древние груз. рукописи, а также старинные предметы груз. церковной утвари. Г. был заключен в тюрьму Павяк (Варшава; в 5-м транспортном и трудовом отделах он исполнял обязанности переводчика) и был подвергнут пыткам. 20 июня 1942 г. он написал письмо диак. Георгию Беркману-Каренину, ставшее по сути его завещанием: все имущество Г. просил передать ПАПЦ. В нояб. того же года Г. был переведен в концлагерь Освенцим (Аушвиц).

Существует 3 версии его гибели. По одной, он был умерщвлен в газовой камере, куда добровольно пошел вместо некоего многодетного еврея. По 2-й, за убийство нем. офицера (или кражу хлеба) все заключенные раздетыми должны были стоять на морозе до тех пор, пока не признается виновный. Из рядов вышел Г., к-рого немцы хотели затравить собаками, но те не тронули его. Тогда Г. облили бензином и сожгли. 3-я версия, представляющаяся исследователям наименее вероятной, связана с концлагерем Маутхаузен, куда Г. должны были перевезти из Павяка.

11 дек. 1942 г. диак. Георгий получил телеграмму от коменданта Освенцима с известием о смерти Г. В ответе на письмо с просьбой сообщить дату и обстоятельства его смерти и выдать урну с прахом, отправленное коменданту Варшавской правосл. Митрополией 15 дек., сообщалось, что Г. был умерщвлен 6 дек. 1942 г. в 16.45 в Освенциме, на ул. Кошарова. Мощи мученика так и не были найдены.

19 сент. 1995 г. Архиерейский Собор ГПЦ причислил Г. к лику святых. Канонизацию признала ПАПЦ, вписав имя Г. в диптихи.

Имя Г. выгравировано на памятной доске в честь погибших во время войны профессоров, помещенной у входа в Варшавский ун-т, а также на доске с именами павших прихожан правосл. церкви на стене храма прп. Иоанна Лествичника на варшавской Воли. В 1996 г. режиссеры груз. Т. Г. Дуларидзе и польск. Е. Любах с группой молодых кинематографистов создали документальный фильм о Г. «В поисках белого ангела». В 1998 г. в Варшаве было образовано Братство им. Г., к-рое возглавил свящ. Генрик Папроцкий, много лет занимающийся наследием и житием святого и составивший ему службу. Г. были посвящены организованные в дек. 2002 г. Отд-ние исследований Вост. Европы и ежегодные Международные кавказоведческие чтения Варшавского ун-та, действующее на территории Грузии Об-во врачей польск. происхождения. При Варшавском ун-те создан комитет по изданию научных трудов Г., написанных на польск. языке.

В наст. время в Грузии опубликованы почти все работы Г. (см.: Саундже (Сокровище). Тбилиси, 1983. № 4. С. 303-310; 1985. № 5. С. 309-314; Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.). Тбилиси, 1985. № 1. С. 149-152; Религия. Тбилиси, 1992. № 6. С. 90-96; Артануджи. Тбилиси, 2003. № 11. С. 27-32, 57-78, 87-96; Лмобиеребис гзазе (По дороге милосердия). Тбилиси, 2004. С. 13-50; все - на груз. языке).

Учениками Г. были прот. Николай Ленчевский, протопр. Виталий Боровой, митр. Варшавский и всей Польши Василий (Дорошкевич), историк А. Гейштор и др. Икона Г. хранится в церкви Тбилисского ГУ.

Лит.: Ленчевски М. Архимандрит Григол Перадзе // Джвари Вазиса. Тбилиси, 1983. № 2 (на груз. яз.); Мелия И. К 40-летию трагической смерти отца Григола Перадзе // Гушаги. П., 1985. № 4, 7; 1987. № 12 (на груз. яз.); Щавинская Л. Л. Книги и брошюры крупнейшего православного издательского центра межвоенной Польши - Варшавской синодальной типографии // Славяноведение. 1988. № 1. С. 77 [Библиогр.]; Шарадзе Г. Григол Перадзе // Под небом заграницы. Тбилиси, 1993. Т. 2. С. 377-396 (на груз. яз.); Дуларидзе Т. Г. Странник: о жизни и смерти пастыря Г. Перадзе // Рус. мысль. 1995. № 4086. С. 17. 13-19 ил.; Саитидзе Г. Святой мученик архим. Григол Перадзе: Житие и деятельность // Артануджи. Тбилиси, 2003. № 11. С. 7-24 (на груз. яз.); Жития грузинских святых / Сост.: прот. З. Мачитадзе, М. Букиа, М. Булиа. Тбилиси, 2000. С. 195-196; Męczennicy XX w. // Martyrologia Prawosławia w Polsce w biografiach świętych / Zebr. i oprac. J. Charkiewicz. Warsz., 2004; Charkiewicz J. Gruzińscy święci. Warsz., 2005 (пер. на рус. яз.: Эл. ресурс: Харкевич Я. Сщмч. архим. Григорий (Перадзе) / Пер.: В. Мухин // Православие. Ru: http://pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=381&did=1601&do_action=viewdoc).
Г. Саитидзе
Ключевые слова:
Святые Грузинской Православной Церкви Григорий (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 - 1942, концлагерь Освенцим, Польша), священномученик Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.), архим. Священномученики Грузинской Православной Церкви Святые Польской Православной Церкви
См.также:
АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)
ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820)
ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.)
ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.)
АБИАТАР (Авиафар Мцхетский; 1-я пол. IV в.), святой Грузинской Православной Церкви
АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ святой Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар
АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.)