Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 12, С. 471-474 опубликовано: 4 июля 2011г.


ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова. Сведения о ранней истории Г. м. содержатся в Житии прп. Григория Пельшемского, к-рое известно в 3 редакциях - Первоначальной (Троицкий список, вероятно, наиболее достоверной), Минейной и Редакции сборников (подробнее см.: Григорий, прп. Пельшемский).

Григориев Пельмешский мон-рь. Литография. 1858 г. (ГРМ)
Григориев Пельмешский мон-рь. Литография. 1858 г. (ГРМ)

Григориев Пельмешский мон-рь. Литография. 1858 г. (ГРМ)
Г. м. основан прп. Григорием на р. Пельшме (по Минейной редакции и Редакции сборников, святой пришел на Пельшму из Глушицкого Сосновецкого монастыря в 1422 в поисках места для пустынножительства). Здесь прп. Григорий поставил деревянный крест и келью. Когда собралась братия, были построены др. деревянные кельи и храм в честь Собора Пресв. Богородицы. На устройство Г. м. прп. Григорию предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие блгонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. № 693. Л. 156 об.).

В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого). В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен.

Первоначальная редакция сообщает, что прп. Григорий скончался 30 сент., но не указывает год смерти. Минейная редакция и Редакция сборников приводят, вероятно, неверный год преставления святого - 1448 (6957) г. По-видимому, прп. Григорий скончался после зимы 1449/50 г. (т. е. после осады Вологды войсками кн. Димитрия Юрьевича Шемяки, когда преподобный обличал князя и по приказу последнего был сброшен с «помоста»). В Первоначальной и Минейной редакциях Жития указано место его кончины - находившийся близ Г. м. храм св. мучеников Бориса и Глеба, в к-ром служил духовник преподобного иером. Варсонофий. К нему прп. Григорий ушел, почувствовав приближение смерти и попрощавшись с братией. В Минейной редакции и Редакции сборников сообщается, что святой заповедал братии не хоронить его тело, а, «влекуще за нозе», кинуть в болото. Но насельники перенесли мощи основателя в мон-рь и похоронили в Богородицком храме, по правую сторону от алтаря. От мощей происходили исцеления. Вероятно, в 1549 г. состоялась канонизация преподобного (Голубинский. Канонизация святых. С. 104; Васильев В. История канонизации рус. святых. М., 1893. С. 186).

К 1450 г. в Г. м. проживало 13 насельников. По реформе 1764 г. Г. м. был оставлен заштатным со строителем и 6 монахами, в 1833 г. в Г. м. проживало 30, в 1910 г.- 31, в кон. 1918 г.- 29 насельников.

До 1764 г. настоятелями Г. м. были игумены, затем строители, в нач. XX в.- архимандриты. После прп. Григория Г. м. возглавлял его любимый ученик иером. Александр. Игум. Иларион (сер. XVI в.) находился в числе лиц, участвовавших по указу митр. Московского свт. Макария в 1560 г. в освидетельствовании мощей священномучеников Григория и Кассиана Авнежских. Игум. Серапион (упом. в 1628, 1630 и 1641) служил также казначеем вологодского архиерейского дома. К 1830 г. Г. м. пришел в запустение. По свидетельству схим. Михаила (Чихачёва), мон-рь «был настолько разорен и заброшен, что хотели его обратить в приходскую церковь» (цит. по: Соколов Л. Свт. Игнатий. М., 2003. Т. 1. С. 115). Немногочисленная братия отличалась «непристойностию в поведении... ходили в церковь к службе подпоясанные красными кушаками, во время службы нюхали на клиросе табак и т. п.» (Там же. С. 102-103). 6 янв. 1832 г. Вологодский еп. Стефан (Романовский) назначил строителем Г. м. св. иером. Игнатия (Брянчанинова), к-рый пытался «поднять на должную духовную высоту нравственную жизнь» братии, ввел обязательную общую трапезу, запретил насельникам выходить за ограду мон-ря без благословения. Друг св. Игнатия (Брянчанинова) послушник М. Чихачёв (впосл. схим. Михаил) организовал в Г. м. прекрасный церковный хор. В мон-рь были привлечены крупные благотворители, в т. ч. А. А. Орлова-Чесменская. 28 янв. 1833 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена, но 10 нояб. того же года по состоянию здоровья переведен в Угрешский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь. В 1888-1890 гг. строителем Г. м. был иером. Антоний (Быстров), впосл. архиеп. Архангельский, в 1931 г. замученный в тюрьме.

Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г.
Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г.

Вид Григориева Пельмешского мон-ря с юго-зап. стороны. Хромолитография Е. И. Фесенко. 1899 г.

Постройки Г. м. до сер. XVIII в. были деревянными, в 1612 г. пострадали при нашествии польско-литов. интервентов. Согласно переписной книге 1667 г., в Г. м. находились шатровый храм в честь Собора Пресв. Богородицы, теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезой, храм во имя прп. Григория Пельшемского, 2 игуменские и 7 братских келий, «книгохранительная», ризница, «поваренная» и хлебная кельи, 2 амбара, погреб. За оградой размещались «поварня квасная», кузница, 3 хлебных амбара, мельница на р. Пельшме. В 1670 г. упомянута колокольня «брусяная о четырех углах, на ней два колокола благовестных, один в 273/4 пуда, другой в 15 пудов, да семь колоколов зазвонных». В пожаре 1683 г. сгорели все постройки Г. м., а также архив. В 1687 г. была возведена теплая ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, над захоронением прп. Григория Пельшемского устроена временная часовня. В 1706 г. со Знаменского погоста монастырской вотчины перевезли и поставили над мощами основателя мон-ря деревянный храм во имя прп. Григория Пельшемского. После прошения игум. Ферапонта в 1718 г. Вологодский еп. Павел благословил строительство в Г. м. каменного собора.

В сер. XVIII в. в Г. м. был возведен каменный одноглавый храм в честь Собора Пресв. Богородицы с теплым приделом Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Кубовидный объем храма был перекрыт 4-скатной кровлей, увенчан луковичной главой на барабане. Изначально Богородицкая ц. была холодной и отделялась от теплого придела св. Иоанна Предтечи глухой стеной. В 1862 г. в этой стене была пробита арка и оба храма, соединенные т. о., стали теплыми. В соборе стоял 5-ярусный, а в Иоанновском приделе - 2-ярусный иконостас. Над входом в церковь возвышалась столпообразная, 8-гранная, увенчанная луковичной главкой колокольня, на к-рой висело 10 колоколов. В 1879 г. храм и колокольня были отреставрированы. У алтаря была похоронена братия и строитель Иосиф († 1832).

В 1833 г. вместо обветшавшего деревянного храма во имя прп. Григория Пельшемского была возведена одноименная холодная каменная одноглавая церковь, повторяющая композицию Богородицкого собора. К 2-светному четверику, перекрытому 4-скатной кровлей, с луковичной главкой на барабане с востока примыкала пониженная апсида, с запада - крытый притвор. А. Н. Муравьёв, посетивший Г. м. в сер. XIX в., писал о Григориевской ц.: «Хотя и не великолепная, но благовидная по чистоте и порядку». 5-ярусный иконостас был «отчасти украшен серебряными ризами, но древних икон мало».

К нач. XX в. в Г. м. также были построены каменные корпус (с ризницей, братской трапезной, кухней, кладовой), примыкавший к собору, 2-этажный братский корпус (1859); деревянные корпус с мезонином близ въездных ворот, корпус с просфорной и хлебопекарней, 2 хлебных амбара, погреб. При игум. Виссарионе (1855 - 60-е гг. XIX в.) Г. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями по углам. С зап. стороны ограды имелись большие въездные ворота, с южной - малые. За оградой располагались 2 деревянных дома для богомольцев, конюшенный (к 1918 - 16 лошадей) и скотный (к 1918 - 16 коров, 2 бычка, 13 телят) дворы с домами, каретный двор, мельница с избой на р. Пельшме, погреб, баня и 2 овина с крытым гумном, прачечная. К нач. XX в. мон-рю принадлежали 3 каменные и 3 деревянные часовни, в т. ч. в г. Кадникове, на р. Сухоне близ дер. Коржи, за р. Пельшмой при дер. Дор.

В Григориевской ц., у сев. стены, над мощами прп. Григория Пельшемского стояла рака. Ее украшал шитый покров (сер. XVI в.; ВГИАХМЗ), на к-ром святой изображен в рост, с прижатой к груди десницей и свитком в левой руке. Преподобный облачен в схиму с куколем на голове и в мантию. В 1810 г. была поставлена новая рака, обложенная медными чеканными посеребренными листами. 25 июня 1844 г., при строителе иером. Анатолии, по благословению еп. Вологодского и Устюжского Иринарха (Попова) была установлена рака с деревянным балдахином, увенчанным короной и украшенным золоченой резьбой. На карнизе балдахина с 4 сторон находились 4 круглые иконы с изображением нек-рых событий из жизни святого. На раке хранился образ прп. Григория Пельшемского в серебряной ризе, а также железные вериги, полумантия и кольчатая рубашка основателя мон-ря. Григориевскую ц. украшали «древние» иконы Господа Вседержителя, прп. Григория Пельшемского с житием, Усекновения главы Иоанна Предтечи с житием, Божией Матери «Одигитрии», к-рая, по свидетельству Муравьёва, особо почиталась окрестными жителями.

Рождество Христово. Икона. Мастер И. Марков (?). 1702 г. (ГРМ)
Рождество Христово. Икона. Мастер И. Марков (?). 1702 г. (ГРМ)

Рождество Христово. Икона. Мастер И. Марков (?). 1702 г. (ГРМ)

В XIX в. в Богородицком храме «за правым клиросом» находился «весьма древний» образ прп. Григория Пельшемского. Святой был изображен в монашеской мантии с открытой главой и с благословляющей правой рукой. В левой он держал развернутый свиток со словами: «Молю вы, братия моя, елико в вас сила, подвизайтеся о своем спасении». С разрешения Святейшего Синода от 21 февр. 1866 г. эту икону в летнее время переносили крестным ходом в г. Кадников и окрестные селения. В том же храме хранился деревянный 3-частный складень (кон. XVI - нач. XVII в.; ВГИАХМЗ). На средней части изображена икона Божией Матери «Неопалимая Купина», на 2 других - изображения, передающие песнь «Достойно есть», со словами, написанными вязью. В XIX в. в мон-ре считалось, что складень пожертвовал прп. Дионисий Глушицкий.

Согласно описи, составленной в 1645 г., при игум. Герасиме I, в монастырской ризнице хранилось 9 Миней месячных и Устав, написанные Григорием Пельшемским. По описи 1664 г. игум. Арсениева Комельского мон-ря Иоасафа, в Г. м. находилось 12 икон с изображением Господских праздников, написанных прп. Дионисием Глушицким. К кон. XIX в. в ризнице Г. м. хранились богослужебные сосуды, напрестольные Евангелия, 3 серебряных ковчега, 3 кадила, плащаница, а также покров на раку прп. Григория Пельшемского на голубом атласе с изображением угодника. Б-ка насчитывала до 140 книг, в т. ч. 2 старопечатные - Минею Общую 1663 г. и Пентикостарион 1686 г.

С 1808 по 1813 г. Вологодский еп. Евгений (Болховитинов) занимался в Г. м. составлением истории Вологодской епархии. По свидетельству современников, для этой цели в мон-рь привозили «целые возы» архивных документов. В нач. 60-х гг. XIX в. при Г. м. было создано духовное уч-ще, в к-ром обучалось ок. 30 мальчиков.

По уровню экономического состояния Г. м. принадлежал к числу средних, наравне с Арсениевым Комельским, Рабангским Преображенским, Катромским Никольским и нек-рыми др. мон-рями Вологодской земли.

Согласно Житию прп. Григория, мн. «христолюбцы» передавали мон-рю свои имения и села. К нач. XVI в. Г. м. принадлежали земли в Пельшемской вол., рыбные ловли на реках Пельшме, Двинице, Сухоне. Согласно жалованной несудимой грамоте царя Иоанна IV Васильевича (40-е гг. XVI в., подтверждена грамотой 1551 г.), а также правой грамоте 1561/62 г., данной при описании земель Вологодского у., Г. м. владел селами Никольским и Покровским, деревнями и починками Пельшемской и Замошской волостей. В 20-х гг. XVII в. земли мон-ря (ок. 1 тыс. дес.) располагались в Пельшемской, Боровицкой, Замошской и Засодемской волостях. По переписной книге 1645-1647 гг., Г. м. владел с. Середний Погост, где жили церковнослужители, дер. Дор с 2 крестьянскими дворами (Пельшемская вол.), с. Покровским, деревнями Телячье, Кошкарово, пустошами Марышево (Мишаково?), Быково, Чурилово, Горка, Вотолино, Плетиково, Каликино, Пальцево (Замошская вол.), деревнями Коржа, Зыковка (Зиновка?) и Селища, расположенными на р. Сухоне, починком Гусевом на р. Корже (Боровицкая вол.). Всего в вотчине Г. м. находилось 72 крестьянских двора (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 14732. Л. 1310 об.- 1312 об.). Г. м. принадлежала также пустынька на р. Кобеленке, между реками Корбангой и Двиницей, с ц. во имя Св. Троицы. Во владении пустыньки находилось 6 починков - Сторожев, Середний, Сельцо, Огарёв, Ивашков и Погорелое. На р. Пельшме Г. м. владел сенокосами («по реке Пельшме вниз по обе стороны до Холуя и до Пельшемского размежья и до реки Глушки 150 копен»), лесными угодьями «в длину на пять верст, а поперек на три версты» и мельницей.

По ревизии 1744 г., в Г. м. насчитывалось 292, в 1764 г.- 293 крестьянина. Во 2-й пол. XIX в. Г. м. владел более 47 дес. пахотной земли, ок. 120 дес. сенокосов, 21 дес. проч. угодий. В 1872 г. к этим владениям были примежеваны 150 дес. леса, рыбная ловля на р. Сухоне, огород. В 1908-1911 гг. капитал Г. м. составлял 14 530 р., к 1 янв. 1919 г.- 3918 р. 28 к.

Ок. 1920 г. Г. м. был обращен в сельхозартель, по документам 1923 г., храмы, колокольня и трапезная находились в пользовании «Григориево-Пельшемского христианского общества», в к-рое входили крестьяне неск. волостей. К 1924 г. в постройках мон-ря проживали 2 иеродиакона, 2 монаха, 2 послушника, трудник и 4 престарелые женщины. В февр. 1926 г. Г. м. был закрыт, община (51 чел.) ликвидирована. В годы советской власти храмы и др. постройки не охранялись, бо́льшая часть имущества вывезена уездными органами власти. К 2006 г. церкви и 2-этажный келейный корпус находятся в руинированном состоянии. В 2002 г. в г. Кадникове была восстановлена каменная часовня Г. м. Сохранились икона Рождества Христова (1702, Вологда; возможно, работы иконописца И. Маркова; ГРМ); 3-частный складень с иконой Божией Матери «Неопалимая Купина», икона прп. Григория с житием (XVII в.; ВГИАХМЗ), Ирмологий (М., 1800; с записью: «Куплена строителем иеромонахом Доримедонтом»; ВГИАХМЗ).

Арх.: РНБ. Соф. № 1470; Погод. № 863; Q. IV. № 397 [Переписная книга мон-ря 1667 г.]; РГБ. Унд. № 298; РГБ. Троиц. № 693; ГИМ. Единоверч. собр. № 219; ГИМ. Увар. № 153-4; РГАДА. Ф. 281 [Грамоты Коллегии экономии]. № 2595 [Межевая выпись мон-ря 1562 г.], 2635 [Жалованная грамота Лжедмитрия I 1606 г.], 2688 [Сотная грамота игум. Сергию 1624 г.], 2706 [Список из «книг розмежных» вотчинам мон-ря, 1628-1629 гг.], 2758 [Выпись из межевых книг мон-рю 1641 г.]; Ф. 1209; Кн. 56. Л. 303-331; Кн. 62. Л. 1177-1198; Кн. 14720. Л. 120-125; Кн. 14726. Л. 563-572; ГА Вологодской обл. Ф. 522. 1842-1917 гг.; ВОКМ. № 1982.
Ист.: АГР. 1860. Т. 1. № 64. С. 118; Игнатий (Брянчанинов), еп. Письма к Антонию (Бочкову), игум. Череменецкому // ЧОИДР. 1875. Кн. 2. С. 58; ВМЧ. СПб., 1883. Сент. Стб. 2268-2296; Каштанов С. М., Назаров В. Д., Флоря Б. Н. Хронологический перечень иммунитетных грамот XVI в. // АЕ за 1966 г. М., 1968. III. № 1-95; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1985. Ч. 2. Вып. 2. С. 102-103; Шумаков С. Обзор грамот Коллегии Экономии. М., 2002. Вып. 5: Мат-лы по Владимиру, Гороховцу, Мурому, Суздалю, Юрьев-Польскому и Вологде; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003. C. 147-180.
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 21-23; Брусилов Н. П. Опыт описания Вологодской губ. СПб., 1833. С. 21-23; Суворов Н. И. Лопотов Богородицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1875; он же. Лопотов мон-рь Вологодской епархии // Вологодские ЕВ. 1875. № 18. С. 322-329; № 19. С. 333-342; № 20. С. 343-347; ЧОИДР. 1860. Кн. 3. С. 146; Верюжский И., свящ. Прп. Григорий Пельшемский, основатель Лопотова мон-ря, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879; Степановский И. К. Вологодская старина. Вологда, 1890. С. 249-251; Муравьев А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1894. С. 63-75; Коноплев Н. Святые Вологодского края // ЧОИДР. 1895. Кн. 4. С. 60-64; Рожков Н. А. Сельское хозяйство Моск. Руси в XVI в. М., 1899. С. 388; Сторожев В. Н. Монастырское землевладение на Вологде по данным 1627/1630 г. // Сб. ст., посвящ. В. О. Ключевскому. М., 1909. С. 376-378, 386-389; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 177-181; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985. С. 179, 196-198, 213, 223; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999. С. 291; Правосл. мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 27-28; Соколов Л. А. Свт. Игнатий: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. М., 2003. С. 102-116; Древнерус. искусство в собр. Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 113-115, 118; Семячко С. А. Проблемы изучения регион. агиогр. традиций (на примере Вологодской агиографии) // Рус. агиография: Исслед. Публ. Полемика. СПб., 2005. С. 122-142.
И. Н. Шамина, Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Вологодская и Великоустюжская епархия Вологодской митрополии Русской Православной Церкви Григорьев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресвятой Богородицы мужской монастырь Григорий Пельшемский, Вологодский, преподобный (пам. 30 сент. , в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)
См.также:
ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды)
ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых)
ДИМИТРИЕВ ПРИЛУЦКИЙ В ЧЕСТЬ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА, ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Вологодской и Великоустюжской епархии)
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро