Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГОМИОНИЦА
Т. 12, С. 40-41 опубликовано: 19 апреля 2011г.


ГОМИОНИЦА

Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Гомионица. Ок. 1528 г.
Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Гомионица. Ок. 1528 г.

Церковь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Гомионица. Ок. 1528 г.
Гомио́ница [или Залужье], жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Баня-Лукской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в мест. Бронзани-Майдан, в 42 км от г. Баня-Лука (Босния и Герцеговина). Расположена на берегу р. Гомьеница, у подножия Змияньской возвышенности. Неск. дошедших преданий приписывают основание Г. разным историческим лицам: Стефану Немане (см. Симеон Мироточивый) и свт. Савве I; дочери деспота Георгия Бранковича и жене султана Мурада II Маре (см. ст. Бранковичи), насельникам мон-ря Милешева. Последняя версия была признана ошибочной, основание мон-ря ок. 1528 г. приписывается змияньскому кн. Обраду (см.: Момировић П. Да ли су ман-р Гомионицу основали Милешевци // Наше старини. 1969. Књ. 12. С. 127-132; Суботин-Голубовић. С. 118-119). Эта версия плохо согласуется с 1-м упоминанием Г. как Залужья и его игум. Андрея, управляющего мон-рем 24-й год, в тур. дефтере 1536 г. В кон. XVI - 1-й трети XVII в. Г. была книгописным центром. В б-ке Арадской епархии (Румынская Православная Церковь) помимо Типика, переписанного в Г. в 1599 г. (№ 20), при игум. Дионисии, находится написанная тогда же Псалтирь с восследованием (№ 18), Псалтирь толковая 1612 г. (№ 19), Златоуст постный и цветной (№ 9), переписанный в 1626 г. в Карее на Афоне книгописцем Аверкием по заказу бывш. инока Г. Антония. Эти рукописи позже были перенесены в мон-рь Ходош-Бодрог (Румыния, Банат). В коллекции Лондонского ун-та хранится принадлежавший мон-рю позолоченный крест из Сараева, сделанный в 1640 г. Стефаном Йовановичем. Из-за антиправосл. политики мусульм. властей Боснии насельники Г. были вынуждены неск. раз покидать мон-рь: с кон. XVII в. по 1714 г. они проживали в мон-ре Ходош, с 1738 по 1747 г.- в славонском мон-ре Пакра. В 1804 г. мон-рь был сожжен и в 1811 г. обновлен. Известно, что в 1851 г. игуменом мон-ря был поставлен иером. Дионисий (см.: Стоjановић. Записи. Књ. 5. 9282), а при игум. Парфении (Давидовиче) в 1861 и 1865 гг. проводились ремонтные работы. В 1868 г. была построена деревянная звонница, в 1870 г. церковь была расписана. В кон. XIX в. при мон-ре действовала школа.

9 дек. 1941 г. мон-рь подвергся нем. бомбардировке: пострадали братский корпус и здание школы. Вскоре усташами был убит игум. Серафим (Штркич). По окончании войны мон-рь был обновлен и в 1953 г. обращен в женский. В послевоенные годы здесь под присмотром полиции проживал еп. Хвостанский Варнава (Настич).

Церковь в мон-ре однонефная, с куполом, полукруглой алтарной апсидой и припратой, своды опираются на высокие стены. Наос от припраты отделен стеной с 3 дугообразными проходами. В 70-х гг. XIX в. была достроена припрата, в 1900 г.- звонница. В 1982 г. под слоем живописи 1870 г. были открыты росписи 2-й пол. XVI в., сделанные 2 мастерами. В своде купола изображен Господь Вседержитель, в барабане композиция «Небесная литургия», в конхе алтарной апсиды - Богородица с Младенцем, с предстоящими архангелами Гавриилом и Михаилом, ниже - святительский чин, в притворе - пророческий ряд. В наосе сохранились росписи времен игум. Парфения (Давидовича). Братский корпус в XIX в. был расширен и надстроен 1 этаж. На вост. стене трапезной находится фреска «Богородица с Младенцем Христом» XVII в.

Внутри Г. сохранились остатки прежних двора и ограды, источник. В ризнице имеется ряд интересных экспонатов: икона Пресв. Богородицы венецианской работы XVI в., 4 апостольских и пророческих ряда росписи 1753 г., литургические предметы XVIII-XIX вв., двери с богатой резьбой XVIII в., значительное число рукописных и печатных книг XIV-XVIII вв., происхождение к-рых неизвестно.

В 1994-1997 гг. мон-рь был отреставрирован и освящен 21 сент. 1998 г.

В 2005 г. настоятельницей Г. была мон. Евфимия, проживало 12 насельниц.

Лит.: Герман (Joвановић), иером. Воведенски ман-р Гомионица // Први шематизам Православне српске митрополиjе Бањалучко-Бихаћкe за 1901 г. Бања-Лука, 1903. С. 45-74; Момировић П. Ман-р Гомионица // Богословље. Београд, 1965. № 9. Св. 1/2. С. 47-96; Богдановић Д. Српски рукописи у Библиотеци Епархиjе арадске // ЗбМСКJ. 1975. Књ. 23/1. С. 22-26, 33, 35-38; Зироjевић O. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриаршиjе до 1683 г. Београд, 1984. С. 84; Шупут M. Споменица српского црквеног градитешства. Београд, 1991. С. 51-55; Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1755 г. до сер. XVII в. // Посебна издања Српска академиjа наука и уметности. Књ. 640. Одељење jезика и књижевности. Књ. 51. Београд, 1999. С. 118-120; Српска православна Епархиjа Бањалучка, 1900-2000. Сремски Карловци, 2000. С. 429-435; Шево Љ. Ман-р Гомионица. Бања-Лука, 2002.
Сл. Милеуснич