Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА
Т. 4, С. 306-307 опубликовано: 8 апреля 2009г.


БАНЬСКА МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. СТЕФАНА

Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в.
Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в.

Собор во имя св. Стефана. 1312–1316 гг. Фотография. XX в.
[серб. Бањска] Сербской Православной Церкви, в окрестностях г. Титова-Митровица. Известен как центр Баньской епархии с кон. XIII в. до 1314 г. Сохранились письменные источники с упоминанием 3 архиереев (все с именем Даниил). Мон-рь располагал огромными имениями, дарованными грамотой кор. Милутина. В 1312-1316 гг. кор. Милутин на основании раннего сооружения построил собор во имя св. Стефана, в к-ром устроил гробницу, где и был погребен в 1321 г. Б. м. неоднократно разорялся турками (впервые в 1389), поэтому мощи кор. Милутина были перенесены в Трепчу, затем в Софию (1455), в наст. время находятся в ц. св. Недели (ц. Святого короля). Собор Б. м. был превращен в мечеть и лишь в 1938-1939 гг. снова стал действующим правосл. храмом.

Собор св. Стефана - однонефная постройка с куполом на пилонах, с приделами с сев. и юж. сторон, перед нартексом были 2 башни-колокольни (не сохранились) - повторяет лучшие образцы серб. храмового зодчества XII-XIII вв., прежде всего собор Студеницкого мон-ря. Порталы и окна были украшены рельефами в романо-визант. стиле (напр., Богоматерь с Младенцем Христом, хранится в мон-ре с. Соколица). Снаружи собор был облицован плитами голубоватого, розового и белого мрамора. Роспись в храме (плохой сохранности) была выполнена на золотом фоне, в традиц. для серб. живописи стиле XIII в. В диаконнике имеется изображение епископа, в жертвеннике - фрагмент неизвестной композиции, в медальонах на зап. арке, в наосе сохранились поясные изображения епископов. Высокое качество росписи указывает на то, что исполнители были приглашены из К-поля, аналогичной росписью, но без золотого фона были украшены трапезная мон-ря и др. постройки (сохранились незначительные фрагменты). Частичная реставрация построек Б. м. проводилась в 1940 г.

Лит.: Jarић В. Светостефански хрисовул, крала Стефана Уроша II Милутина. Беч, 1890; Ковачевић Л. Светостефанска хрисовуља // Споменик Српске краљевске академиjе. 1890. Т. 4; Новаковић С. Бањска: Задужбина краља Милутина у српскоjи историjи // Глас Српске краљевске академиjе. 1892. Т. 32; Васић М. М. Жича и Лазарица. Београд, 1928. С. 64-74; Kopaћ В. Градитељска школа Поморjа. Београд, 1965. С. 102-106; Вукановић Т. П. Манастир Бањска // Врањски гласник. 1970. Т. 6. С. 41-64; Шупут М. Манастир Баньска. Београд, 1989; Todić В. Serbian Medieval Painting: The Age of King Milutin. Belgrade, 1999. P. 263-264, 338-339.
Б. Тодич