Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАРИЗИМ
Т. 10, С. 423-425 опубликовано: 27 октября 2010г.


ГАРИЗИМ

Вид на гору Гаризим
Вид на гору Гаризим

Вид на гору Гаризим
Гаризи́м [евр.  ,  ; греч. Γαριζίν], гора в пределах колена Ефрема на юж. границе долины Сихема (высота 868 м) (совр. Джабаль-эт-Тур). Название, возможно, дано по имени ханаанского народа гирзеян (евр.  ,  - 1 Цар 27. 8). В древности стратегическую значимость горы определяла дорога с востока на запад, проходившая через долину.

Г. часто упоминается в связи с важными событиями библейской истории. Прор. Моисей указывает на нее как на место, с к-рого Израиль должен провозгласить благословения после вхождения в землю обетованную, что осуществил Иисус Навин (Втор 11. 29; 27. 12; Нав 8. 33). Нем. библеист Г. фон Рад первый высказал гипотезу, разделяемую сегодня мн. исследователями, что произнесение благословений с Г., связанное с провозглашением проклятий с горы Гевал, расположенной на противоположной, сев., стороне Сихемской долины (Втор 11. 29; 27. 4, 13; Нав 8. 30, 33), представляет собой ритуал периодического возобновления Завета в Сихеме. С Г. с притчей против узурпатора Авимелеха обращается к народу Иофам (Суд 9. 7). В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос подразумевает Г. под словами «этой горой» (Ин 4. 20-21).

Руины самарянского храма на горе Гаризим
Руины самарянского храма на горе Гаризим

Руины самарянского храма на горе Гаризим

Особое значение Г. обретает в религ. жизни общины самарян. Согласно самарянскому преданию, на ней совершилось жертвоприношение Авраама; названия многочисленных жертвенников, находившихся на горе, связаны с именами Адама, Сифа, Ноя, Исаака и др. Ей отводится роль богослужебного центра, признаваемого, согласно предписанию Втор 12. 5-6, 11-14, единственно законным. Этим претензиям самарян на обладание искомым местом можно найти и нек-рые текстовые подтверждения. Так, евр. словосочетание    (  ), употребляемое в связи с Г. в Суд 9. 37, может быть переведено как «центр, пуп, вершина земли» (ср.: Иез 38. 12 в отношении Сиона) в значении сакрального центра (ср.: LXX: ὀμφαλὸς τῆς γῆς - пуп земли). Когда в нач. IV в. до Р. Х. на Г. был возведен самарянский храм (Ios. Flav. Antiq. XI 8. 2, 7), это не только обострило вражду между иудейской и самарянской общинами, но и обусловило и идейное противостояние сакральных центров: Сиона и Г. Ответ Иисуса Христа на вопрос самарянки представляет собой решение этой иудео-самарянской дилеммы в мессианское время (Ин 4. 21-24). Оба храма подверглись осквернению во время гонения Антиоха IV Епифана (2 Макк 5. 23; 6. 2). Иосиф Флавий добавляет унизительное для самарян сообщение о их петиции к Антиоху с утверждением своих сидонских корней и просьбой о переименовании храма в честь Зевса (Antiq. XII 5. 5). Поскольку это сообщение противоречит нейтральному свидетельству Маккавейской книги, его вряд ли можно признать достоверным. В 128 г. до Р. Х. самарянский храм был разрушен Иоанном Гирканом I (Ios. Flav. Antiq. XIII 9. 1; De bell. I 2. 6).

Во время 1-й иудейской войны в 70 г. рим. отряд перебил собравшихся на горе 11 600 восставших самарян (Ios. Flav. De bell. III 7. 32). Во II в. имп. Адрианом на развалинах самарянского храма был построен храм Зевса (Юпитера) - он появляется на монетах Неаполя (Сихема, совр. Наблус) рим. времени с эпохи Антонина Пия (138-161 гг. до Р. Х.) и сохраняется ок. столетия. На монетах изображалась улица с колоннадой и высокой лестницей, ведущей к храму на вершине; о ней пишет Бордоский паломник (333) (см. Бурдигальский итинерарий), упоминая 300 ступеней при характеристике горы.

Церковь Богородицы на горе Гаризим. Реконструкция
Церковь Богородицы на горе Гаризим. Реконструкция

Церковь Богородицы на горе Гаризим. Реконструкция

Самаряне продолжали почитать местность и использовать ее для богослужений до столкновения с христианами в 484 г., после чего были изгнаны с Г. В V в. имп. Зинон выстроил на Г. ц. Богородицы. В 529 г. имп. Юстиниан I обнес ее стеной для защиты от нападений самарян (Procop. De aedificiiis. V 7). По утверждению самарян (это предание отмечает евр. путешественник Биньямин из Туделы (2-я пол. XII в.)), стена была воздвигнута из камней, на к-рых Иисус Навин начертал заповеди закона Моисея (Нав 8. 32). После араб. нашествия VII в. к.-л. строительство на Г. прекратилось.

Г. по сей день остается священной для сохранившейся немногочисленной самарянской общины (ок. 1 тыс. чел.). У подножия горы, в Наблусе, имеется самарянская синагога, откуда трижды в год, на праздники Пасхи, Пятидесятницы, Кущей, в ознаменование исполнения предписаний закона посвященные служению «общества Господня» при сакральном центре (Исх 23. 14-17; 34. 23; Втор 16. 16) совершают паломничества к ее вершине.

Монета из Неаполя с изображением горы Гаризим. III в.
Монета из Неаполя с изображением горы Гаризим. III в.

Монета из Неаполя с изображением горы Гаризим. III в.
Вершину Г. неоднократно изучали путешественники XIX в. Археологические раскопки руин ц. Богородицы эпохи имп. Зинона и ограды с угловыми квадратными башнями (Эль-Кала, т. е. цитадель), построенной Юстинианом, провел А. М. Шнайдер. В 1964 и 1966 гг. экспедиция Мак-Кормикского ун-та (рук. Р. Дж. Булл) изучила остатки 2 фаз строительства храма Зевса на сев. склоне Г. (Телль-эр-Рас), в т. ч. знаменитую лестницу в 300 ступеней, ведущую от храма в долину и достигавшую окраины Сихема. Ниже храма открыты остатки сооружений с иной планировкой, датируемые не ранее эпохи эллинизма. Возможно, это следы самарянского храма IV в. до Р. Х., разрушенного в эпоху Маккавеев, на остатках к-рого поставил храм Юпитера имп. Адриан.

Эти руины оставались открытыми до нового этапа, к-рый начался с раскопок И. Магена (в 1983-1990 и позднее). Магену удалось полностью реконструировать основные строительные фазы, принадлежащие классической самарянской эпохе, языческому рим. периоду и христ. времени. Было доказано, что на вершине Г. существовало хорошо укрепленное святилище, по типу напоминавшее акрополь, а окружавшие более низкие возвышенности с севера, юга и запада были плотно заселены и застроены, образуя поселки вокруг священного участка. Это строительство относят к эпохе Антиоха III Великого (223-187 гг. до Р. Х.), хотя, возможно, оно имело место на главной вершине Г. уже в III в. до Р. Х. К укрепленным воротам священного участка вели 2 лестницы. Внутри город имел хорошо продуманный план с центральной улицей и застроенными жилыми домами кварталами. При раскопках было собрано много камней от зданий с надписями (арам. и евр.) и масса расколотых костей овец (возможно, следы жертвоприношений). Однако предметы роскоши или импорта не нашли, несмотря на то что археологически доказаны связи храма на Г. с внешним миром (2 из надписей, найденных на о-ве Дилос, упоминают приношения «в священный храм на горе Гаризим» (250-175 и 150-50 гг. до Р. Х.)).

Сев. район застройки вне акрополя имел протяженность ок. 150 м и достигал Телль-эр-Раса, также заселенного в эллинистический период. В основе ее защитных стен позднеэллинистического и визант. периодов просматриваются более ранние сооружения, возможно, 2-й фазы железного века (900-586 гг. до Р. Х.).

Лит.: Rad G., von. The Problem of the Hexateuch and Other Essays. L., 1984; Schneider A. M. Römische und Byzantinische Bauten auf dem Garizim // ZDPV. 1951. Bd. 68. S. 210-234; Wilkinson J. Architectural Procedure in Byzantine Palestine // Levant. 1981. Vol. 13. P. 156-172; Magen Y. The Church of Mary Theotokos on Mt. Gerizim // Christian Archaeology in the Holy Land: Essays in Honour of V. Corbo / Ed. G. C. Bottini e. a. Jerusalem, 1990. P. 333-342; idem. Mount Gerizim and the Samaritans // Early Christianity in Context: Monuments and Documents / Ed. F. Manns, E. Alliata. Jerusalem, 1993; Magen Y., Stern E. Archaeological Evidence for the First Stage of the Samaritan Temple on Mount Gerizim // IEJ. 2002. Vol. 52. P. 49-57.
Б. А. Тихомиров, Л. А. Беляев
Ключевые слова:
География библейская, область библеистики, изучающая географические представления библейских авторов, а также историческую географию региона, с которым связаны события библейской истории Ветхозаветные реалии, термины и понятия Гаризим, гора в пределах колена Ефрема на южной границе долины Сихема (совр. Джабаль-эт-Тур)
См.также:
АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана
АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)
АДМА один из 5 городов, цари к-рых во времена Авраама заключили союз и восстали против царя Элама
АЗЕК город в Северной Иудее
АККАД в Библии - обширная семитоязычная древневост. империя XXIV - XXII вв. до Р.Х.
АМОРРЕИ степной западносемитский народ Передней Азии, сформировавшийся в нач. III тыс. до Р. Х.