Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЬЕННСКИЙ СОБОР
Т. 10, С. 124-126 опубликовано: 16 сентября 2010г.


ВЬЕННСКИЙ СОБОР

(16 окт. 1311 - 6 мая 1312), XV вселенский Собор католич. Церкви. Проходил в эпоху «Авиньонского пленения пап» под председательством папы Римского Климента V в г. Вьенне (совр. Вьен, близ Лиона, юго-вост. Франция). Собор был созван под давлением франц. кор. Филиппа IV Красивого в условиях конфликта между Францией и Папским престолом (см. ст. Бонифаций VIII). Буллой «Regnans in coelis» от 12 авг. 1308 г. папа Римский Климент V объявил о созыве Собора, к-рый должен был рассмотреть обвинения против ордена тамплиеров, вопрос о защите христ. святынь в Св. земле и перспективы церковной реформы. Помимо 20 кардиналов в Соборе приняли участие 4 католич. патриарха (в т. ч. Александрийский и Антиохийский), 39 архиепископов, 79 епископов, 38 аббатов из Франции, Италии, Венгрии, Англии, Ирландии, Шотландии и др. стран - всего ок. 300 участников, среди к-рых французы и итальянцы были в большинстве.

Преследование тамплиеров, обвиненных в ереси идолопоклонства, черной магии и содомском грехе, было инициировано королем Франции, арестовавшим всех членов ордена на территории королевства (1307), достояние ордена было конфисковано в пользу королевской казны. Папа Климент V, недовольный арестом членов ордена, хотел перенести рассмотрение дела в папскую курию, однако содержание и допрос 2 тыс. заключенных представляли определенную трудность, поэтому в своей компетенции папа оставил принятие решения о дальнейшем существовании ордена. Позиция папы по делу тамплиеров соответствовала задуманной им реформе рыцарских орденов, к-рая должна была покончить с их соперничеством и подготовить крестовый поход для защиты христ. святынь, необходимый в связи с утратой владений крестоносцев в М. Азии (в 1291 пал последний оплот крестоносцев - Акра). Предварительное расследование дела тамплиеров явилось поводом для отсрочки В. С. 12 авг. 1308 г. папа назначил комиссию по делу об ордене. В ходе расследования (папа ездил по еп-ствам, допрашивал заключенных) мн. члены ордена отказывались от данных под пытками прежних показаний.

На 1-й сессии, открывшейся 16 окт. 1311 г., участники Собора по требованию папы Климента V избрали комиссию из наиболее уважаемых прелатов от неск. стран, к-рая, выслушав доклады о проведенном следствии по делу тамплиеров, назначила подкомиссию под председательством патриарха Аквилеи. Несмотря на то что это сулило конфликт с франц. королем, большинством участников В. С. было принято решение о публичном характере суда над орденом.

Кор. Филипп IV Красивый, находившийся в тот момент в Лионе, начал тайные переговоры с папой Римским. Нередко высказывавшееся в историографии мнение о предварительном соглашении папы Римского с франц. королем об осуждении ордена скорее всего не соответствует действительности. Параллельно королем было созвано заседание Генеральных штатов в Лионе (30 дек. 1311), на к-ром депутаты одобрили решение короля добиваться осуждения ордена на Соборе. В результате переговоров с папой, к-рые длились всю зиму 1311/12 г., была выработана компромиссная формула соглашения: орден будет распущен, но не осужден. Придя к соглашению, 20 марта 1312 г. кор. Филипп Красивый в сопровождении свиты и вооруженного отряда прибыл на В. С. 22 марта на тайной консистории, на к-рую помимо кардиналов были приглашены члены созданной В. С. комиссии, орден тамплиеров был «просто и безоговорочно» упразднен без обвинения, а устав ордена отменен. Это решение было утверждено буллой «Vox in excelso», обнародованной при открытии 2-й сессии В. С. (3 апр. 1312). Спор прелатов о судьбе имущества тамплиеров затянул заседания Собора до мая - по настоянию папы Климента V все владения тамплиеров передавались ордену госпитальеров (см. Мальтийский орден).

На 3-й сессии, открывшейся 6 мая 1312 г., была провозглашена булла от 2 мая 1312 г. «Ad providam», к-рая касалась практических вопросов, связанных с ликвидацией тамплиеров: имущество ордена (кроме находившегося в землях Кастилии, Арагона, Португалии и Майорки) навечно передавалось госпитальерам для защиты Св. земли и борьбы с неверными. Надзор за имуществом тамплиеров во Франции, к-рое еще в начале процесса было конфисковано королевским фиском, был передан кор. Филиппу Красивому. Не допустив суда над орденом, В. С. свел дело к процессам над его отдельными членами. Булла «Considerantes dudum» (от 6 мая 1312) разграничила компетенцию в решении дел тамплиеров: руководителям ордена приговор должен был вынести папа, рядовым рыцарям - провинциальные Соборы. Передача дела главного магистра ордена Жака де Моле на рассмотрение папе Римскому специально оговаривалась буллой «Ad certitudinem» (от 6 мая 1312).

В. С. принял ок. 30 декретов по др. вопросам. Эти документы касались прежде всего подготовки нового крестового похода для освобождения Св. земли. Собор призвал Филиппа IV и англ. кор. Эдуарда II возглавить поход. Для его финансирования, согласно решению от 6 мая 1312 г., в течение 6 лет должен был собираться специальный налог (десятина с духовенства). Поход, однако, так и не состоялся - Филипп IV умер ранее истечения назначенного срока, а Эдуард II под влиянием окружения не сдержал данного им обещания.

Собором был принят проект Раймунда Луллия о создании при Римской курии и крупных европ. ун-тах (Париж, Оксфорд, Болонья, Авиньон и Саламанка) специальных кафедр, где изучались бы евр., араб. и сир. (халдейский) языки (канон 10 «О языках») и готовились квалифицированные миссионеры для обращения мусульман и иных иноверцев в христ. веру, что в свою очередь повлияло на развитие экзегетики и библеистики в Европе. Канон 11 предписывал светским государям запретить в своих владениях отправление мусульм. культа и паломничества мусульман.

Вопрос о церковной реформе касался выработки правовых норм, направленных на укрепление благочестия среди духовенства и защиту прав и свобод католич. Церкви от посягательств светских государей. В преддверии Собора было написано много трактатов и докладов, где высказывались жалобы на нарушения светскими властями (преимущественно кор. Филиппом IV) иммунитета церковных учреждений и на финансовые злоупотребления папского престола. В ряде трактатов (напр., Гийома Дюрана, еп. Мендского) осуждались злоупотребления папской курии и усиление власти папы и разрабатывался вопрос о праве Собора сместить папу и реформировать Церковь «во главе и членах». Однако В. С. не принял решений о реформировании католич. Церкви, и эта проблема решалась уже на Соборах эпохи Соборного движения (см. Констанцский Собор, Базельский Собор).

На В. С. было принято окончательное решение по делу папы Бонифация VIII, подтвердив законность отречения папы Целестина V и, следов., легитимность выборов Бонифация VIII. Собор объявил, что Бонифаций VIII не совершил ничего вызывающего подозрения в ереси, а папа Климент V издал буллу «Rex gloriae virtutem», запретившую возвращаться к этому вопросу. Декрет папы Климента V и В. С. подтвердил и одобрил праздник Тела Господня, введенный папой Урбаном IV.

В. С. рассмотрел нек-рые догматические и дисциплинарные вопросы, касавшиеся прежде всего споров нищенствующих орденов между собой и с приходским духовенством по вопросу о бедности Церкви. Наиболее радикальных взглядов придерживались спиритуалы, к-рые, представляя собой течение внутри францисканского ордена, претендовали на роль реформаторов и пытались осуществить обновление католич. Церкви согласно идеям Иоахима Флорского, требуя возврата к абсолютной бедности и установления царства Св. Духа. Со смертью их покровителя папы Римского Целестина V и с восшествием на папский престол отрицательно относившегося к ним Климента V положение спиритуалов оказалось под угрозой. В этой ситуации именно спиритуалы подняли вопрос о праве папы Римского отрекаться от престола и о легитимности выбранного при его жизни преемника, поддержав тем самым обвинения франц. короля, выдвинутые против папы Бонифация VIII. Соборная конституция «Exivi de paradiso», регулировавшая права францисканцев на собственность и пользование имуществом, была призвана положить конец спору о бедности Церкви. Собор выступил против радикальных требований спиритуалов и предложил в вопросе о бедности избрать средний путь. Конституцией «Ad nostrum qui» (6 мая 1312) запрещались объединения бегардов, бегинок и бегинов и осуждались проникшие в их среду доктринальные заблуждения. Также на В. С. был осужден ряд приписываемых Петру Оливи христологических заблуждений и его учение о том, что разумная душа не является формой тела (конституция «Fidei catholica»).

Мнение о том, что решения В. С. составили свод декретального права, получивший название «Клементины» (Clementinae), не соответствует действительности. «Клементины» - это постановления консистории кардиналов, прошедшей в г. Монтё под Карпантра в 1313 г., к-рые папа обнародовал, послав в Орлеанский ун-т вместе с постановлениями В. С. По приказу папы Климента V эти документы были еще раз переработаны в курии, но вступление их в действие по политическим причинам откладывалось (речь шла о смягчении радикальных формулировок буллы «Unam sanctam» папы Бонифация VIII). После смерти Климента V постановления консистории были еще раз переработаны и обнародованы уже папой Иоанном XXII в 1317 г. Сборник состоял из 106 главок и представлял собой добавления к сводам декретального права «Liber Extra» Григория IX и «Liber Sextus» Бонифация VIII, получив поэтому название «Liber septimus decretalium». Др. название этого свода - «Constitutiones Clementinae», или «Клементины». В кон. XVI в. «Клементины» вошли в состав «Corpus Juris Canonici».

В. С., возглавляемый папой Римским и явившийся инструментом проведения реформ, стал отражением переходной эпохи и сложившегося по-новому равновесия сил. В ходе работы Собора наметились буд. линии церковной политики светской и папской властей. Безоговорочное выполнение программы В. С. привело бы к триумфу королевской власти над папством, но Собор сумел выстроить собственную линию поведения, не в последнюю очередь благодаря тонкой дипломатии папы Климента V, к-рый без сильной поддержки, без армии, без постоянной резиденции смог оказать сопротивление самому сильному королю той эпохи.

Ист.: Baluze E. Vitae Paparum avenionensium. P., 1693. 2 vol. (nouv. éd. d'après les manuscripts par G. Mollat. P., 1914-1922. 4 vol.); Regestum Clementis Papae V. R., 1886-1892. 10 vol.; Ehrle P. Ein Bruchstück der Acten des Concils von Vienne // ALKGMA. 1888. Bd. 4. S. 361-470; Mansi. Vol. 25. P. 367 sqq.; Le dossier de l'affaire des Templiers / Éd. par G. Lizerand. P., 1964; COD.
Лит.: Lizerand G. Clément V et Philippe le Bel. P., 1910; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 4; Müller E. Das Konzil von Wienne, 1311-1312, seine Quellen und seine Geschichte. Münster, 1934; Salles-Dabadie J. Les conciles œcumeniques dans l'histoire. P.; Genève, 1962; Mollat G. Les Papes en Avignon, 1305-1378. P., 1964; Favier J. Philippe le Bel. P., 1978; Wetzel L. Le concile de Vienne (1311-1312) et l'abolition de l'Ordre du Temple. P., 1993; Барбер М. Процесс тамплиеров. М., 1998.
С. К. Цатурова
Ключевые слова:
Авиньонское пленение пап, распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377) Римско-католическая Церковь. Соборы Римско-католическая Церковь. История Вьеннский Собор (16 окт. 1311 - 6 мая 1312), XV вселенский Собор католической Церкви
См.также:
AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Cобора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI
AGGIORNAMENTO (обновление), термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с Ватиканским II Собором
ВАТИКАНСКИЙ II СОБОР (11 окт. 1962 - 8 дек. 1965), в католич. традиции «21-й вселенский»
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АБСАЛОН (ок. 1130 - 1201), архиепископ Лундский, церковный и политический деятель
АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV
АВИНЬОН город во Франции на слиянии рек Роны и Дюранса
АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП распространенное название периода в истории папства (1309 - 1377)