Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ
10, С. 106-108 опубликовано: 15 сентября 2010г.


ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ

(ВЦУЗ), высший орган исполнительной и судебной власти Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), действовавший с кон. 1920 по 2 сент. 1922 г. В нояб. 1920 г., после наступления Красной Армии, из Крыма в К-поль эмигрировала часть правосл. духовенства, в т. ч. неск. иерархов, входивших в состав Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). Вначале председатель ВВЦУ ЮВР Киевский митр. Антоний (Храповицкий) полагал, что за границей деятельность высшей рус. церковной власти следует прекратить, а попечение о духовных нуждах эмиграции должны взять на себя Поместные Православные Церкви, но, получив сведения о намерении ген. П. Н. Врангеля сохранить военную организацию для борьбы с большевиками и следуя совету Севастопольского еп. Вениамина (Федченкова), он пришел к иному решению. 19 нояб. 1920 г. в к-польском порту на борту парохода «Великий кн. Александр Михайлович» состоялось 1-е заграничное заседание ВВЦУ ЮВР с участием митр. Антония, Херсонского и Одесского митр. Платона (Рождественского), Полтавского и Переяславского архиеп. Феофана (Быстрова) и еп. Вениамина (Федченкова), к-рое приняло постановление о продлении полномочий ВВЦУ ЮВР «с обслуживанием всех сторон церковной жизни беженцев и армии во всех государствах». 22 нояб. в число членов ВВЦУ ЮВР в эмиграции был включен проживавший в К-поле Кишинёвский и Хотинский архиеп. Анастасий (Грибановский). 29 нояб. ВВЦУ ЮВР в эмиграции поручило митр. Антонию и еп. Вениамину провести переговоры с Местоблюстителем К-польского Патриаршего престола митр. Прусийским Дорофеем о церковно-правовом статусе рус. архиереев и беженцев на канонической территории К-польского Патриархата.

Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в.
Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в.

Митр. Антоний (Храповицкий). Фотография. 20-е гг. ХХ в.
2 дек. Синод К-польского Патриархата направил митр. Антонию грамоту, разрешавшую образовать из иерархов-членов ВВЦУ ЮВР временную комиссию (эпитропию) под высшим упр. К-польской Патриархии «для надзора и руководства общецерковной жизнью русских колоний в пределах православных стран, равно как русских солдат и беженцев, помещающихся несмешанными с прочими православными по городам и деревням в лагерях и особых помещениях» (К делу о Всезаграничном высшем русском церковном управлении. К-поль, 1924. С. 6-7). Комиссия получила название Временного высшего церковного управления за границей (ВВЦУЗ), в его ведение передавались следующие функции: освящение антиминсов, рукоположение и назначение клириков для храмов и общин в рус. колониях и общее пастырское окормление рус. беженцев; бракоразводные дела поручалось направлять в церковный суд К-польского Патриархата и в церковные суды тех правосл. стран, в к-рых пребывали беженцы. ВВЦУЗ объявлялось учреждением, подведомственным К-польскому Патриархату, хотя его члены считали свою орг-цию преемницей ВВЦУ ЮВР, подчиняющейся Патриарху Московскому, и сохранили рассмотрение бракоразводных дел рус. эмигрантов за собой, что вскоре стало одной из причин осложнения во взаимоотношениях между рус. архиереями в эмиграции и К-польской Патриархией. Несмотря на установленное грамотой наименование комиссии - ВВЦУЗ, с кон. янв. 1921 г. в офиц. документах она приняла самоназвание Высшего русского церковного управления за границей или ВЦУЗ.

24 янв. 1921 г. митр. Антоний направил настоятелям рус. церквей в Зап. Европе указ об учреждении под покровительством К-польского Патриарха ВЦУЗ как высшей церковной власти «для русских зарубежных приходов, причтов и мирян, впредь до установления правильных и свободных почтовых сношений со Святейшим Патриархом Всероссийским» (Следственное дело. С. 674-675). Указом подтверждалось принятое в Севастополе 15 окт. 1920 г. ВВЦУ ЮВР решение о назначении управляющим рус. приходами в Зап. Европе на правах епархиального архиерея архиеп. Евлогия (Георгиевского). 24 февр. настоятель посольской церкви в Париже прот. Иаков Смирнов подал митр. Петроградскому сщмч. Вениамину (Казанскому), в ведении к-рого находились западноевроп. приходы, рапорт с просьбой подтвердить совершенное ВЦУЗ назначение архиеп. Евлогия. 5 марта Финляндский архиеп. Серафим (Лукьянов) представил соответствующий рапорт на рассмотрение Патриарху свт. Тихону. 8 апр. Патриарх Тихон и Свящ. Синод подтвердили указ ВЦУЗ от 24 янв., что впосл. зарубежными архиереями стало рассматриваться как признание ВЦУЗ Его Святейшеством. В мае 1921 г. митр. Антоний направил Патриарху Тихону письмо об учреждении ВЦУЗ по благословению К-польского Патриархата, в к-ром отметил: члены ВЦУЗ «мыслили и мыслят себя в подчинении Вашему Святейшеству и считают за Вами полное право отменять или утверждать его решения» (Там же. С. 681). Согласно протоколу допроса Патриарха свт. Тихона, он получил письмо в нач. июня 1921 г. и дал благословение на деятельность ВЦУЗ (Там же. С. 200).

В кон. 1920 г. из К-поля в Сербию был направлен секретарь ВЦУЗ Е. И. Махароблидзе для переговоров о переезде рус. иерархов и перенесении ВЦУЗ в Сербию, где формировался основной центр рус. эмиграции. Он встретился с проживавшим в г. Бела-Црква архиеп. Евлогием (Георгиевским), в янв. 1921 г. они были приняты Сербским Патриархом Димитрием (Павловичем) и доложили ему об учреждении и о составе ВЦУЗ. Патриарх Димитрий предоставил возможность митр. Антонию жить в патриаршем дворце в г. Сремски-Карловци, а др. рус. архиереям - в серб. мон-рях. 16 февр. 1921 г. ВЦУЗ постановило командировать митр. Антония в Сербию; временным председателем ВЦУЗ был назначен архиеп. Анастасий. На заседании 19-21 апр. 1921 г. ВЦУЗ приняло окончательное решение о переезде в Сербию. По прошению митр. Антония Синод Сербской Церкви согласился на перевод ВЦУЗ в г. Сремски-Карловци. 15 мая 1921 г. на последнем заседании в К-поле ВЦУЗ поручило архиеп. Феофану подготовить переезд канцелярии, а еп. Вениамину - оставаться в К-поле для подготовки и проведения рус. церковного собрания. 1-е заседание ВЦУЗ в г. Сремски-Карловци в составе митр. Антония, архиеп. Феофана и еп. Вениамина состоялось 23 июля 1921 г. В отличие от К-польского Патриархата, считавшего ВЦУЗ подведомственным ему учреждением, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 31 авг. постановил принять ВЦУЗ под свое покровительство с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. В состав ВЦУЗ были включены архиеп. Евлогий и проживавшие в Сербии рус. епископы Гавриил (Чепур) и Михаил (Космодемянский).

Деятельность ВЦУЗ заключалась в организации церковной жизни рус. эмиграции и управлении зарубежными рус. духовными миссиями и приходами. Уже 29 нояб. 1920 г. на заседании ВВЦУ ЮВР в эмиграции рассматривался вопрос об упорядочении пришедших в упадок дел Русской духовной миссии в Иерусалиме, временным начальником к-рой был назначен иером. Мелетий. 13 апр. 1921 г. для управления делами миссии ВЦУЗ направило в Иерусалим архиеп. Анастасия (Грибановского). После переезда в февр. 1921 г. в Сербию митр. Антония ВЦУЗ передало ему управление рус. церквами в Сербии. В нач. апр. 1921 г. оно поручило митр. Платону (Рождественскому) упорядочить церковную жизнь в США и принять Североамериканскую епархию от архиеп. Александра (Немоловского), 15 апр. 1921 г. направило архиеп. Евлогию указ, подтверждавший его статус управляющего рус. церквами в Зап. Европе, включая Болгарию и Румынию. В том же месяце по согласованию с архиеп. Евлогием ВЦУЗ назначило Лубенского еп. Серафима (Соболева) настоятелем рус. храма в Софии с последующим поручением ему управления рус. приходами в Болгарии. Окормление рус. приходов в Греции и на Кипре по решению ВЦУЗ передавалось еп. Ермогену (Максимову).

23 июля 1921 г. митр. Антоний, архиеп. Феофан (Быстров) и еп. Вениамин (Федченков) составили прошение Патриарху свт. Тихону о предоставлении ВЦУЗ полномочий высшего органа церковного управления над всеми рус. церквами за границей, в т. ч. в Сев. Америке, Японии, Китае, Финляндии, Прибалтике и Польше, и о назначении председателя ВЦУЗ Наместником Всероссийского Патриарха за границей. 13 окт. Синод РПЦ под председательством Патриарха свт. Тихона рассмотрел полученное 25 сент. прошение членов ВЦУЗ и постановил: «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами Сов. России, оставить это Управление с прежними его полномочиями, без распространения сферы его действий на православные церкви в Польше, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литве, каковые сохраняют существующий у них ныне образ церковного управления» (Там же. С. 695). Патриарх и Синод отклонили также ходатайство об учреждении должности Наместника Всероссийского Патриарха за границей. Следуя постановлению Патриарха, ВЦУЗ не распространяло сферу своего управления на Польшу, Финляндию и Прибалтику, но продолжало управлять епархиями вне Зап. Европы. 29 марта 1922 г. для окормления рус. эмигрантов в Маньчжурии оно учредило епархию с кафедрой в г. Харбине и назначило на нее архиеп. Мефодия (Герасимова). Полномочия ВЦУЗ признавались Патриархом свт. Тихоном, подтвердившим весной 1922 г., что Харбинская и Североамериканская епархии подлежат его юрисдикции.

В числе основных дел ВЦУЗ была подготовка Карловацкого Собора 1921 г. 21 апр. 1921 г. ВЦУЗ одобрило предложение еп. Вениамина (Федченкова) созвать из епископов, клириков и мирян рус. церковные собрания в К-польском, Сербском, Болгарском и Западноевропейском округах РПЦЗ «для объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности» и подготовки всезаграничного рус. церковного собрания. 25 июля ВЦУЗ утвердило «Положение о созыве заграничного собрания Российских Церквей» и решения К-польского церковного собрания, выработавшего «Положение об управлении Российской Церковью за границей», «Временное положение об управлении заграничными церковными округами и общинами» и ряд др. документов. 4 окт. 1921 г. Сербским церковным собранием приняты проекты документов по организации ВЦУЗ. 9 нояб. ВЦУЗ утвердило устав («Наказ») проведения рус. заграничного церковного собрания, проходившего 21 нояб.- 3 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци и переименованного 1 дек. по предложению митр. Антония в «Русский Всезаграничный церковный Собор». 26 нояб. собрание приняло «Положение о ВЦУЗ» и утвердило его структуру: назначаемый Всероссийским Патриархом Наместник, Архиерейский Синод и Церковный Совет. Звание Наместника Собор закрепил за митр. Антонием (решение Патриарха Тихона и Свящ. Синода от 13 окт., отклонявшее предложение ВЦУЗ об учреждении этой должности, еще не было получено). По «Положению» состав Архиерейского Синода утверждал Патриарх, но в его работе могли участвовать все рус. архиереи, «приезжающие в место заседаний Заграничного Русского Синода» (Деяния Всезаграничного Собора. С. 39). Церковный Совет образовывался из председателя-Наместника и 5 членов - 1 иерарха из Синода, 2 клириков и 2 мирян по избранию Всезаграничного Собора (протоиереи В. Востоков, П. Крахмалёв, гр. П. Н. Апраксин, ген. Н. С. Батюшин).

Карловацкий Собор принял обращение «К чадам РПЦ, в рассеянии и изгнании сущим» о необходимости восстановления в России монархии и царствующего Дома Романовых и послание к конференции 28 европ. стран и России в Генуе (10 апр.- 19 мая 1922), призывавшее не признавать правительство большевиков и оказать помощь, в т. ч. вооруженную, рус. эмиграции и Белому движению. Эти документы вызвали крайне негативную реакцию советских властей, усмотревших в них «поддержку контрреволюции» со стороны Русской Церкви и попытку сорвать переговоры Советской России со странами Зап. Европы. 28 марта 1922 г. ГПУ предъявило Патриарху свт. Тихону «ультимативные требования», в т. ч. о публичном определении своего отношения к «контрреволюционному заговору» зарубежных архиереев (Следственное дело. С. 118-119). 5 апр. св. Тихон направил в ГПУ заявление, осуждавшее послание Карловацкого Собора о восстановлении династии Романовых «как акт политического выступления духовенства» (Там же. С. 122). ГПУ настаивало на открытом церковном суде над зарубежными иерархами. На допросах, проходивших в ходе следствия по делу об изъятии церковных ценностей, свт. Тихону неоднократно задавали вопросы о наличии у ВЦУЗ Патриаршего благословения на деятельность, его иерархической подчиненности Московскому Патриарху и др. В утвержденном 17 апр. 1923 г. обвинительном заключении Верховного суда РСФСР Патриарху свт. Тихону вменялась в вину «организационная связь в сношениях с заграничными контрреволюционными группировками, действующими подотчетно Московскому Патриарху», т. о., на него непосредственно возлагалась ответственность за деятельность ВЦУЗ (Там же. С. 290-291).

По причине открытого давления со стороны гос. власти и собственного негативного отношения к политической деятельности членов ВЦУЗ 5 мая 1922 г. Патриарх свт. Тихон, Свящ. Синод и Высший Церковный Совет приняли постановление, признавшее послание Карловацкого Собора к Генуэзской конференции и обращение о восстановлении династии Романовых «актами, не выражающими официального голоса РПЦ и ввиду их чисто политического характера не имеющими церковно-канонического значения». Из-за политических выступлений ВЦУЗ объявлялось упраздненным с сохранением временного управления рус. заграничными приходами за митр. Евлогием (Георгиевским), к-рому поручалось представить «соображения о порядке управления названными церквами» (ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 4. Л. 4).

16 июня митр. Евлогий переправил копию указа митр. Антонию, отметив в сопроводительном письме, что он «несомненно дан под давлением большевиков» (Там же. Л. 2-3). Митр. Антоний решил подчиниться - упразднить ВЦУЗ и удалиться на покой в один из мон-рей на Афоне и 22 июня направил митр. Евлогию телеграмму о необходимости исполнения воли Патриарха. Однако 30 июня на заседании ВЦУЗ было выражено суждение, что указ «носит на себе явные признаки того большевистского насилия, которое только и могло быть причиной его составления» и что ВЦУЗ готово «прекратить свою деятельность и ликвидировать себя» лишь после получения «дополнительных указаний» («о дальнейшем положении заграничных рус. епископов, находящихся, как и сам митр. Евлогий, в подчинении ВЦУЗ» и о необходимости получения разрешения на ликвидацию от К-польского и Сербского Патриархатов, благословивших его учреждение). ВЦУЗ подчеркнуло: оно было организовано на Соборе в Ставрополе (как ВВЦУ ЮВР) и утверждено на Карловацком Соборе, поэтому его ликвидация должна получить соборное одобрение; вменяемые ему в вину послания приняты не им, а Карловацким Собором. В итоговом постановлении ВЦУЗ говорилось: по указу Патриарха Тихона митр. Евлогию поручается представить проект дальнейшего управления заграничными приходами, а этот проект может войти в силу только после его утверждения Патриархом и Синодом РПЦ, поэтому «до того времени ВЦУЗ... не имеет даже права и возможности прекратить свою деятельность и остается в своем прежнем виде» (Там же. Л. 8-10).

1 сент. на расширенном заседании ВЦУЗ, в к-ром приняли участие митрополиты Антоний и Евлогий, архиеп. Феофан (Быстров), епископы Гавриил (Чепур), Михаил (Космодемянский), Вениамин (Федченков), Сергий (Петров), Феофан (Гаврилов), Ермоген (Максимов), Дамиан (Говоров) и Серафим (Соболев), секретарь ВЦУЗ Махароблидзе и член Церковного Совета Батюшин сделали доклады об указе Патриарха, высказав сомнения в его подлинности и приведя доводы против его выполнения. Большинство членов ВЦУЗ проголосовало за выполнение указа лишь после освобождения Патриарха Тихона из-под ареста и получения его разъяснений. Митр. Евлогий выступил за немедленное исполнение указа и организацию временной высшей церковной власти, а еп. Вениамин - за роспуск ВЦУЗ и передачу высшей церковной власти митр. Евлогию.

С прибытием в Сремски-Карловци архиеп. Анастасия (Грибановского) 2 сент. открылся Архиерейский Собор РПЦЗ, к-рый постановил упразднить ВЦУЗ, образовать временный Архиерейский Синод РПЦЗ и передать ему все права и полномочия ВЦУЗ. Для окончательной организации высшей церковной власти РПЦЗ было решено созвать Всезаграничный церковный Собор, подготовка к-рого поручалась временному Синоду. В тот же день членами Синода были выбраны: митр. Антоний (председатель), митр. Евлогий, архиеп. Феофан, епископы Гавриил и Михаил. 5 сент. еп. Вениамин подал рапорт о необходимости передачи председательства в Синоде митр. Евлогию, что следовало, как он считал, из указа Патриарха св. Тихона; его мнение не было учтено. 7 сент. временный Архиерейский Синод РПЦЗ уведомил о роспуске ВЦУЗ все зарубежные рус. ЕУ, миссии и приходы. После безрезультатных попыток организовать новый Всезаграничный Собор и проведения письменного опроса зарубежных архиереев 31 мая 1923 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ принято определение о сохранении временного Архиерейского Синода в качестве постоянного исполнительного органа высшей церковной власти за границей.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 1-5.
Ист.: Деяния Рус. Всезагран. Церк. Собора, состоявшегося 8-20 нояб. 1921 г. (21 нояб.- 3 дек.) в Сремских Карловцах в кор. Сербов, Хорватов и Словенцев. Сремски Карловци, 1922; К делу о Всезагран. высш. рус. церк. управлении (следствие над архиеп. Анастасием, Александром и др.): Док-ты. К-поль, 1924; Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000.
Лит.: Польский М., прот. Каноническое положение высш. церк. власти в СССР и за границей. Джорд., 1948; Никон (Рклицкий), еп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митр. Киевского и Галицкого: В 10 т. Н.-Й., 1959. Т. 5. С. 5-25; 1960. Т. 6. С. 9-45; 1961. Т. 7. С. 7-40; Троицкий С. В. О неправде Карловацкого раскола. П., 1960. М., 1992р; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 343-371; Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 311-346; Рар Г. А. Временная «опека» для духовного окормления: 4 док-та к вопросу о зарождении «Зарубежной Церкви» // НГ религии. 2001. 6 апр. № 6 (159); Васса (Ларина), мон. «Русскость» Рус. Зарубежной Церкви в аспекте церк. икономии (1920-1945) // Благодатный огонь. М., 2004. № 12. С. 20-29.
Мон. Вениамин (Гомартели), В. В. Тюшагин
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007) Церковное и каноническое право. Основные понятия Русская Православная Церковь. История Высшее церковное управление за границей, высший орган исполнительной и судебной власти Русской Православной Церкви за границей
См.также:
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ церковно-админ. учреждение
БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских)
ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ
ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов
ЕПАРХИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ в широком смысле - совокупность органов управления епархии
ЕПАРХИЯ часть Вселенской и поместной Церкви, управляемая правящим епископом
АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря