Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВИТАЛИЙ
Т. 8, С. 561-563 опубликовано: 20 апреля 2010г.


ВИТАЛИЙ

Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в.
Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в.

Виталий (Максименко), архиеп. Восточноамериканский (РПЦЗ). Фотография. 50-е гг. XX в.
(Максименко Василий Иванович; 8.08.1873, с. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.- 21.03.1960, Нью-Йорк), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи диакона, в 7 лет осиротел. Учился в Мариупольском ДУ, затем в Екатеринославской ДС (1893-1895), по окончании к-рой поступил в КДА. В 1896 г. за участие в студенческих волнениях Максименко был исключен из академии без права поступления в др. учебные заведения. Работал учителем в школе с. Прядивка Новомосковского у. Екатеринославской губ. В 1897 г. на основании поручительства ректора КазДА Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) распоряжением Святейшего Синода Максименко было разрешено возобновить учебу на 2-м курсе КазДА. В 1899 г. он был удостоен степени канд. богословия за соч. «Учение трех великих святителей о молитве». В том же году пострижен в монашество еп. Антонием, рукоположен во диакона, 12 авг.- во иерея с причислением к братии Донской иконы Божией Матери московского муж. мон-ря. В 1900-1902 гг. преподавал в Александровской Ардонской миссионерской семинарии (Владикавказская епархия).

29 нояб. 1902 г. В. был переведен в распоряжение Волынского еп. Антония (Храповицкого), к-рый направил его в почаевскую в честь Успения Пресв. Богородицы лавру с поручением заведования монастырской типографией. 2 дек. В. был возведен в сан архимандрита и введен в духовный собор лавры. В 1903 г. назначен редактором «Почаевского листка», исполнял обязанности редактора офиц. части «Волынских ЕВ». Под рук. В. типография была оборудована новыми печатными станками, что позволило осуществлять регулярный выпуск богослужебных книг, а также школьных учебников, просветительской лит-ры для народа и неск. периодических изданий и превратило Почаевскую лавру в один из крупнейших центров духовного просвещения. По инициативе и под редакцией В. с 1910 г. издавался ж. «Русский инок», с 1913 г.- газ. «Волынская земля». В. активно участвовал в политической и общественной жизни Волынского края, являлся одним из инициаторов учреждения «Почаевского народного банка», целью к-рого было предоставление крестьянам ссуд на покупку земли и сельскохозяйственных орудий. Во время революционных событий 1905 г. В. путешествовал по Волыни, призывая местное крестьянство не участвовать в беспорядках. С авг. 1906 г. возглавлял Почаевский отдел Союза русского народа.

После начала первой мировой войны в связи с приближением военных действий к Почаевской лавре типография была эвакуирована, частично возобновив работу на лаврском подворье в Здолбунове и в Андреевском скиту вблизи Казатина. В 1918 г., во время правления на Украине гетмана П. П. Скоропадского, В. удалось на короткое время наладить работу типографии в Почаеве. В дек. 1918 г. по распоряжению правительства С. В. Петлюры В. как противник автокефалии Украинской Церкви был арестован в Киево-Печерской лавре и вместе с Киевским митр. Антонием (Храповицким), Волынским архиеп. Евлогием (Георгиевским) и Чигиринским еп. сщмч. Никодимом (Кротковым) подвергнут заключению в базилианском (см. ст. Василиане) униатском мон-ре в г. Бучаче (ныне Тернопольская обл.). Весной 1919 г., после захвата Бучача польск. войсками, заключенных перевели в католич. мон-рь в мест. Беляны под Краковом. Летом 1919 г. В. вместе с др. заключенными был освобожден при посредничестве франц. военной миссии и выехал на Волынь, где вновь был арестован польск. войсками по ложному обвинению в руководстве повстанцами, действовавшими против польск. властей, и заточен в каземат в Ивангороде (Демблине). Ожидая расстрела, В., не имевший антиминса, совершил литургию у себя на груди. Был освобожден при помощи франц. военных властей благодаря ходатайству митр. Антония (Храповицкого) и Скоплянского митр. Варнавы (Росича, впосл. Сербский Патриарх).

В 1922 г. В. эмигрировал в Сербию, указом Синода Сербской Православной Церкви был назначен директором типографии в Гргетегском мон-ре. Подал прошение Сербскому Патриарху Димитрию (Павловичу) об открытии новой типографии «для издания Церковных ведомостей и обслуживания прочих нужд русского заграничного Синода». В 1923 г. В. уехал в Чехословакию, служил приходским священником в Прешове. В том же году организовал в Ладомировой (Владимирово) мон-рь из рус. монахов-эмигрантов и при нем монастырское Иова Почаевского, преподобного, братство, целью к-рого были издательская деятельность и миссионерство среди униатов-русинов. К весне 1924 г. Архиерейский Синод РПЦЗ выделил средства для приобретения печатной машины и старого рус. шрифта, после чего В. открыл типографию в мест. Вишни-Свидник; первыми изданиями стали богослужебные книги на церковнослав. языке. В 1925 г. начался выпуск «Церковного русского календаря», были предприняты неудачные попытки издания периодического церковного журнала. В 1926 г. типография братства прп. Иова переехала в Ладомирову, братство увеличилось с 3 до 25 чел., в основном это были рус. эмигранты. В 1928 г. В. начал издавать газ. «Православная Карпатская Русь» (с 1935 «Православная Русь»), продолжалось издание богослужебных книг.

После кончины митр. Платона (Рождественского; † 20 апр. 1934), к-рый с 1924 г. возглавлял объявивший себя автономным Митрополичий округ в Сев. Америке, на Архиерейском Синоде РПЦЗ 26 апр. 1934 г. было принято решение направить в США В. с назначением на Детройтскую кафедру для переговоров о возможности присоединения Митрополичьего округа к РПЦЗ. Хиротония В. во епископа Детройтского, к-рую возглавил митр. Антоний (Храповицкий), была совершена 6 мая того же года в Белграде, 4 сент. В. был возведен в сан архиепископа Североамериканского и Канадского. В окт. 1934 г. архиерей прибыл в Нью-Йорк и начал активную деятельность по установлению отношений между Митрополичьим округом и Архиерейским Синодом РПЦЗ. В нояб. 1935 г. на Архиерейском Соборе в г. Сремски-Карловци (Югославия) было принято «Временное положение», признавшее автономию Митрополичьего округа во главе с митр. Феофилом (Пашковским), в состав к-рого вошли находившиеся на территории США епархии РПЦЗ, в т. ч. епархия В.

В нач. июля 1941 г. В. в числе членов Русско-Американского комитета обратился к президенту США Ф. Д. Рузвельту с заявлением, в к-ром осуждалось нападение фашистской Германии на СССР, но при этом содержался призыв не оказывать к.-л. помощи «красной диктатуре в лице Сталина». После начала войны по предложению В. в амер. храмах, а затем во всех храмах РПЦЗ стали возноситься молитвенные прошения «о многострадальном русском народе, в тяжких обстояниях сущем, и о спасении его» и «о еже избавити люди Своя от горькаго мучительства безбожныя власти, от нашествия иноплеменников и междуусобныя брани». В окт. 1943 г. В. принял участие в собрании епископов, клириков и мирян Митрополичьего округа в Сев. Америке, к-рое приняло решение о поминовении Патриарха Сергия. В 1945 г. В. был удостоен права ношения креста на клобуке.

В нояб. 1946 г. Собор духовенства и мирян Американской митрополии в г. Кливленде вынес постановление, по к-рому Митрополичий округ ограничивал свои связи как с РПЦ МП, так и с РПЦЗ, сохраняя с ними только молитвенно-евхаристическое общение и признав Патриарха Алексия I духовным главой Церкви в Америке. Участвовавшие в работах Собора архиереи РПЦЗ, в т. ч. В., отказались подчиниться этому постановлению и на проходившем 27-28 мая 1947 г. епископском совещании объявили деяния Кливлендского Собора неканоничными. После разрыва общения с митр. Феофилом (Пашковским) РПЦЗ восстановила свою юрисдикцию в Америке и приняла ок. 40 вышедших из состава Митрополичьего округа приходов, руководство к-рыми было поручено В., получившему титул «архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский)». Благодаря активной деятельности архиерея по открытию приходов РПЦЗ к весне 1953 г. в Сев. Америке и Канаде насчитывалось ок. 110 приходов и свыше 150 клириков. С 1950 г. В. являлся постоянным членом Архиерейского Синода РПЦЗ.

С именем В. связана история становления и развития джорданвилльского во имя Св. Троицы муж. мон-ря (шт. Нью-Йорк). По приезде в Америку в 1934 г. В. вошел в число братии мон-ря, 15 дек. 1946 г. по приглашению В. в мон-рь из Ладомировы переехало братство прп. Иова Почаевского, возобновившее в Джорданвилле работу типографии. Позднее В. добился переезда в мон-рь насельников обители прп. Иова близ Мюнхена и иноков из др. мест, увеличив тем самым число братии мон-ря до 50 чел. В 1947-1950 гг. стараниями В. было осуществлено строительство Троицкого собора мон-ря. 16 мая 1948 г. при мон-ре открылась джорданвилльская Свято-Троицкая ДС, первым ректором к-рой стал В. С 1948 г. архиерей являлся настоятелем мон-ря. Согласно завещанию, В. погребен в построенном по его инициативе храме в честь равноап. кн. Владимира в г. Джэксон (шт. Нью-Джерси).

Соч.: Реставрация рус. церк. типографии прп. Иова Почаевского // Правосл. рус. календарь на 1934 г. Владимирова, 1933. С. 49-56; Учительные книги ВЗ. Джорд., 1952; Пророческие книги ВЗ. Джорд., 1953; Мотивы моей жизни. Джорд., 1943, 19552; Православное противосектанское руководство. Джорд., 1958; Духовное мое завещание // Правосл. Русь. 1960. № 6. С. 8-9; Из духовного наследия // Правосл. жизнь. 1973. № 8. С. 29-36.
Лит.: Тальберг Н. Жизненный путь архиеп. Виталия (Максименко) // Правосл. Русь. 1959. № 3. С. 4-7; Помазанский М., прот. Жизнь-подвиг: (К 25-летию архиерейского служения вл. Виталия) // Там же. № 8. С. 5-7; Кончина архиеп. Виталия (Максименко) // Там же. 1960. № 6. С. 1; Константин (Зайцев), архим. Авва Виталий // Там же. С. 5-6; Тальберг Н. Памяти архиеп. Виталия (Максименко) // Там же. С. 6-8; Никон (Рклицкий), архиеп. Архиеп. Виталий: К 100-летию со дня рождения // Правосл. жизнь. 1973. № 8. С. 11-28; Иоанн (Шаховской), архиеп. Архим. Виталий // Он же. Биография юности. Гл.: Установление единства. П., 1977. С. 375-378.
В. И. Косик
Ключевые слова:
Архимандриты Русской Православной Церкви Архиепископы Русской Православной Церкви Заграницей (1921/23 -2007) Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Виталий (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиепископ Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) Джорданвиллский во имя Святой Троицы мужской монастырь (ставропигиальный РПЦЗ), близ сел. Джорданвилл (шт. Нью-Йорк, США) Русская Православная Церковь Заграницей. Духовное просвещение (1921/23 -2007)
См.также:
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
ГЕДЕОН (Одорский; ок. 60-х гг. XVII в.- после 1715), архимандрит, ректор Киево-Могилянской академии
ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель
ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог
АВГУСТИН (Никитин Дмитрий Евгеньевич; род. в 1946), архим., доц. СПбДА
АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии
АВЕРКИЙ (Котомкин Андрей Данилович; 1847 - 1918), архим., подвижник благочестия Марийской епархии
АВЕРКИЙ (Таушев Александр Павлович; 1906–1976), архиеп. Сиракузский и Троицкий РПЦЗ
АВРААМИЙ (Флоринский; ок. 1720 – 1797), архим., проповедник
АВРААМИЙ АЛАТЫРСКИЙ († 1837), настоятель алатырского в честь Святой Троицы мужского монастыря
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )