Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВРЕМЕННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД
Т. 9, С. 516-517 опубликовано: 23 июля 2010г.


ВРЕМЕННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД

Св. Тихон, Патриарх Московский и всея России. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ГИМ)
Св. Тихон, Патриарх Московский и всея России. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ГИМ)

Св. Тихон, Патриарх Московский и всея России. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. (ГИМ)
учрежден в 1923 г. св. Тихоном, Патриархом Московским и всея России, вскоре после освобождения из-под ареста. В отличие от Священного Синода РПЦ, учрежденного на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и прекратившего существование после ареста Патриарха в 1922 г., В. С. получил полномочия не от Собора, а лично от Патриарха. В состав Синода вошли архиепископы Тверской Серафим (Александров), Уральский Тихон (Оболенский), Крутицкий сщмч. Петр (Полянский) (все в 1924 были возведены во митрополитов) и еп. (впосл. архиепископ) Верейский сщмч. Иларион (Троицкий), арестованный в кон. 1923 г. В посланиях и указах свт. Тихона этот орган именовался по-разному: Малый собор епископов, Высшее церковное управление, Священный Синод. 1 марта 1924 г. Патриарх Тихон «впредь до особого распоряжения» прекратил работу В. С. из-за отсутствия гражданской регистрации. 28 февр. 1925 г. Святейший Патриарх обратился в НКВД с просьбой зарегистрировать Свящ. Синод «как исполнительный орган» в составе: Патриарх Тихон - председатель, Нижегородский митр. Сергий (Страгородский), Уральский митр. Тихон (Оболенский), Тверской митр. Серафим (Александров), Крутицкий митр. Петр (Полянский), Херсонский еп. сщмч. Прокопий (Титов), временно управлявший Самарской епархией Мелитопольский еп. Сергий (Зверев). Разрешение не было получено.

Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр (Полянский) за время управления Русской Церковью (7 апр.- 10 дек. 1925) Синод не учреждал. По нек-рым данным, в марте 1927 г. начальник 6-го отдела НКВД Е. А. Тучков предложил Угличскому архиеп. сщмч. Серафиму (Самойловичу), возглавлявшему в то время РПЦ, провести переговоры о легализации высшего церковного управления, в т. ч., по-видимому, о создании Синода. Архиеп. Серафим от предложения отказался.

Временный Патриарший Священный Синод был учрежден 18 мая 1927 г. Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митр. Нижегородским Сергием (Страгородским), опиравшимся на прецедент существования Синода при Патриархе св. Тихоне. В этот день митр. Сергий провел совещание с архиереями, выбранными им для оказания помощи в осуществлении высшего церковного управления: митр. Тверским Серафимом (Александровым), архиепископами Костромским Севастианом (Вести), Вологодским Сильвестром (Братановским), Звенигородским Филиппом (Гумилевским), Хутынским Алексием (Симанским), еп. Сумским Константином (Дьяковым). Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Священный Синод, полномочия к-рого по аналогии с В. С., образованным Патриархом св. Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя включил также митр. Новгородского Арсения (Стадницкого), пребывавшего уже много лет в ссылке в Туркестане и лишенного права выезда оттуда, а также только что выпущенных тогда на свободу архиепископов Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского). 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Синода.

В акте митр. Сергия об открытии Синода говорилось: «Проектируемый при мне Синод ни в какой степени не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа, лично при мне, как Заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают» (ЦВ. 1927. № 3. С. 3). В соответствии с этим разъяснением как сами участники Синода, так и их число определялись не избранием, а волей Заместителя Местоблюстителя совместно с членами Синода. В 1935 г. митр. Сергий писал: «Учреждая восемь лет назад при себе Временный Патриарший Священный Синод... я отнюдь не считал такой формы управления ни окончательной, ни наилучшей для нашей патриаршей Русской Церкви. Мое желание было: на первых своих шагах иметь около себя известных мне преосвященных архипастырей, чтобы с помощью их организовать и надлежащим образом направить работу нашего центрального церковного управления».

Статус Временного Патриаршего Священного Синода стал одной из тем полемики митр. Сергия с оппозицией «непоминающих». Прот. Василий Верюжский так формулировал в обращении к Заместителю Местоблюстителя одно из главных требований оппозиции: «Поставить Временный Патриарший Синод на то место, которое было определено ему при самом его учреждении в смысле совещательного органа, и чтобы распоряжения исходили только от имени Заместителя», а также «удалить из состава Синода пререкаемых лиц» (Акты свт. Тихона. С. 539). Еп. Гдовский Димитрий (Любимов) в письме, обращенном к группе духовенства Ленинградской епархии, в качестве одной из причин своего отделения от митр. Сергия называл «закрепление временного Синода, который в сущности... простая канцелярия... в качестве соуправляющего Заместителю органа. Искажен сам патриарший образ управления Церковью» (Там же. С. 541). Против создания такого Синода также резко выступил митр. сщмч. Кирилл (Смирнов), сформулировавший свою позицию в 1929 г. в письме еп. Афанасию (Малинину). Митр. Кирилл считал, что этот коллегиальный орган коренным образом изменил систему церковного управления (Патриаршее возглавление), и сравнивал его с самочинным григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) (там же. С. 638).

18 сент. митр. Сергий направил письмо митр. Кириллу, в к-ром, отстаивая законность учреждения Временного Патриаршего Синода, разъяснял, что ВВЦС был образован «взамен единоличного заместительства... а Синод утвержден как совещательный орган при первоиерархе» (Там же. С. 646). На практике Синод, имея ограниченные полномочия, не мог быть «простой канцелярией», но являлся органом соуправляющим, поскольку ряд актов высшего церковного управления, по меньшей мере поставление епископов, неизбежным образом должны были носить соборный характер.

В 1931 г. во Временный Патриарший Священный Синод были включены митр. Ташкентский Никандр (Феноменов) и архиеп. Иваново-Вознесенский Павел (Гальковский), в 1932 г.- Управляющий Московской епархией архиеп. Дмитровский Питирим (Крылов). В 30-х гг., для того чтобы приблизить статус и состав Синода к Положению о Свящ. Синоде, выработанному Поместным Собором 1917-1918 гг., в состав Синода стали вызываться в качестве его временных членов на одну полугодовую сессию в порядке очереди по старшинству хиротонии по 5 архиереев РПЦ. Для этого все епархии были распределены на 5 групп по географическому принципу, и от каждой группы приглашался 1 епископ. Остальные архиереи, входившие в состав Синода, имели статусы его постоянных членов. 21 окт. 1932 г. в ознаменование 5-й годовщины существования Временного Патриаршего Священного Синода указом митр. Сергия 4 старейших постоянных члена Синода были возведены во митрополитов. Этого титула удостоились архиепископы Хутынский Алексий (Симанский), ставший митр. Старорусским, Одесский Анатолий (Грисюк), Ярославский Павел (Борисовский) и Харьковский Константин (Дьяков), сохранившие свои кафедры.

В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин).

Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 гг. принимались Заместителем Местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных адм. и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, к-рыми определялся весь строй церковного управления, позиция РПЦ в отношениях с гос. властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение РПЦ к внутренним расколам.

Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 г., изданная сразу после образования Синода, неск. постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 дек. 1930, 30 апр. 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934). В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 г. во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе неск. епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили в Московской обл. Москва, в Ленинградской обл. Ленинград, в Белорусской ССР Минск, в Западной обл. Смоленск, в Центральночернозёмной обл. Воронеж, в Азово-Черноморском крае Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае Пятигорск, в Северной обл. Архангельск, в Ивановской обл. Иваново, в Горьковском крае Горький, в Татарской АССР Казань, в Средневолжском крае Самара, в Саратовской обл. Саратов, в Сталинградской обл. Сталинград, в Свердловской обл. Свердловск, в Челябинской обл. Челябинск, в Западно-Сибирском крае Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае Иркутск, в Дальневосточном крае Хабаровск, на Украине в Киевской обл. Киев, в Харьковской обл. Харьков и в Одесской обл. Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).

На последнем заседании Синода 18 мая 1935 г. митр. Сергий доложил, что «из-за невозможности держать синодальных архиереев безвыездно в центре и, таким образом, отрывать от вверенных им епархий» приходится отказаться от «непрерывности синодальных занятий». Указом митр. Сергия от того же числа Временный Патриарший Священный Синод был упразднен; для церковных дел, требовавших соборного рассмотрения, предписывалось созывать Собор архиереев, Управление делами Синода было реорганизовано в Управление делами МП.

Арх.: Архив ЦНЦ. Ф. 3. Оп. 2. Д. 11.
Ист.: Акты свт. Тихона; РПЦ в советское время; ЖМП, 1931-1935.
Лит.: Поспеловский Д. В. Русская Правосл. Церковь в ХХ в. М., 1995; Цыпин. История РЦ.
Прот. Владислав Цыпин
Ключевые слова:
Обновленческое движение и другие расколы Россия. История. XX - XXI вв. Церковь и государство в России Григорианский раскол в Русской Православной Церкви (кон. 1925 - сер. 40-х гг. ХX в.) Русская Православная Церковь. История. XX–XXI вв. Временный Священный Синод, учрежден в 1923 г. святым Тихоном, Патриархом Московским и всея России Русская Православная Церковь. Борьба с расколами и ересями
См.также:
АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович; 1877 - 1970), Патриарх Московский и всея Руси, в 1945-1970
АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович; 1929 - 2008), Патриарх Московский и всея Руси (1990–2008)
ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола
БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников
«БЕЗБОЖНИК» периодические атеистические издания в СССР
«ВОИНСТВУЮЩИЙ АТЕИЗМ» ежемесячный журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР
ВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ЮГО-ВОСТОКЕ РОССИИ (ВВЦУ ЮВР), сформировано на Юго-Восточном Русском Церковном Соборе ( 19-24 мая 1919 г.)
ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ЕГО ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА
ЕЛЬЦИН Борис Николаевич (1931 - 2007), гос. и политический деятель, Президент Российской Федерации (1991-1999)
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
БЕЛКОВ Евгений Христофорович (1882-1930), свящ., деятель обновленчества
БЕРИЯ Лаврентий Павлович (1899-1953), сов. гос. и полит. деятель, организатор массов. репресс. 30-х-нач. 50-х гг. ХХ в.
БОРИС (Рукин Борис Андреевич; 1879 - 1931), один из инициаторов григорианского раскола в РПЦ
БОЯРСКИЙ Александр Иванович (1885-1937), один из организаторов и идеологов обновленчества