Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВЛАДИМИРСКИЙ ЗОЛОТОВОРОТСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 9, С. 76-78 опубликовано: 18 мая 2010г.


ВЛАДИМИРСКИЙ ЗОЛОТОВОРОТСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Золотоворотский мон-рь. Фотография. 2004 г.
Золотоворотский мон-рь. Фотография. 2004 г.

Золотоворотский мон-рь. Фотография. 2004 г.
[у Золотых ворот, Златовратский], основан после 1238 г.- ранее кон. XV в. на юго-западе Владимира у земляного вала, примыкавшего к Золотым воротам. Н. Н. Воронин предполагал, что В. З. м. был создан на месте двора блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского, где в 1164 г., по сообщениям Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, был заложен Преображенский храм (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 351; Л., 1989. Т. 38. С. 130). В более поздних летописях закладка храма датируется 1160 и 1162 гг. (ПСРЛ. М., 1965. Т. 9. С. 221; Пг., 1922. Т. 15. Стб. 234). Ряд историков, начиная с Н. М. Карамзина, обратили внимание на известие Львовской летописи под 1108 г. о создании кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом во Владимире каменной «церкви Святаго Спаса» (ПСРЛ. СПб., 1910. Т. 20. Ч. 1. С. 103). Об этом же говорится в ст. «А се князи Русьстии» Комиссионного списка НПЛ (ПСРЛ. М., 2000. Т. 3. С. 467). В родословце Супрасльской летописи уточняется, что Спасский храм стоял «у Златых врат» (ПСРЛ. СПб., 1907. Т. 17. С. 1). Летопись Авраамки и хронограф редакции 1512 г. датируют постройку храма 1116/17 г. (ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22. Ч. 1. С. 386; СПб., 1889; М., 2000. Т. 16. Стб. 43). В ходе раскопок, проводившихся Ворониным в 1953 г. у стен совр. Преображенской ц., не обнаружены следы здания времен кн. Владимира Мономаха.

Последнее упоминание Спасского храма в летописях содержится в сообщениях о взятии Владимира монголо-татар. войсками в 1238 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517). Наиболее подробно об этом рассказывает Троицкая летопись: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рожества святые Богородицы, и Данило, игумен Успеньскый, Феодосий Спаскый и прочии игумени, и черньци, и черницы, и попы, и дьяконы» (Приселков. С. 316). На основании этого сообщения можно было бы допустить, что к 1238 г. при Спасском храме уже существовал мон-рь. Однако в летописи назван также «игумен Успеньскый» (Даниил), а во Владимире не существовало муж. Успенского мон-ря. Следов., можно предположить, что речь идет о клириках владимирских соборов - Успенского и Спасского. В таком случае возникновение мон-ря при Спасском храме нужно отнести ко времени после 1238 г.

Дата и обстоятельства учреждения В. З. м. неизвестны. Жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича мон-рю 1506 г., подтверждающая права В. З. м. на села Хотенское и Новосёлки с деревнями и пустошами в Опольском и Ильмехотском станах Владимирского у., свидетельствует о существовании обители в XV в. Взамен земель, изъятых у мон-ря для владимирских ямщиков, царь Иоанн IV Васильевич в 1557 г. пожаловал В. З. м. Высокорецкие бочарные деревни в Клековском стане.

В 1685 г. в В. З. м. жили игумен, иеромонах, иеродиакон, 10 монахов, 4 сторожа, в 1741 г.- 2 монаха, в нач. 50-х гг. XVIII в.- 5 монахов, в 1763 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, «крылосный» белец, а также подьячий, надсмотрщик, 2 конюха, 2 столяра, пекарь, истопник, сторож и 8 отставных военных «на пропитании».

К 1700 г. мон-рю принадлежало 100 крестьянских и 37 бобыльских дворов, 90 десятин пашенной земли, сенокос на 1300 пудов сена, годовой окладной доход обители составлял 116 р. 1 алтын. В 1741 г. мон-рь владел 507 крестьянами, доход из окладных и неокладных сумм составлял 126 р. 99,5 к., хлебный доход - 207 четв. и 2 четверика ржи, овса, ячменя, гороха, гречи, конопли. По ружным книгам за 1675-1699 гг., игумен и братия ежегодно получали «панихидных» денег 10 р. 18 алтын и 4 деньги.

Указом Монастырского приказа 2 янв. 1702 г. В. З. м. был упразднен, храмы обращены в приходские, 11 монахов вместе с монастырским имуществом были переведены во владимирский Рождество-Богородицкий мон-рь. 5 авг. 1728 г. указом Синода В. З. м. был возрожден, в 1764 г. упразднен окончательно.

Монастырские постройки

Согласно абрису на чертеже Владимира 1715 г. и материалам раскопок 1953 г., Спасский собор во 2-й пол. XII-XIII в. представлял собой 4-столпную почти квадратную в плане одноглавую церковь, завершавшуюся барабаном и куполом с крестом. По пропорциям, декорации фасадов и композиции интерьеров храм напоминал ц. Покрова на Нерли или Рождественский собор в Боголюбском мон-ре. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты разноцветных майоликовых плиток, некогда украшавших церковный пол. Особый интерес представляет экземпляр массивной, с зеленой поливой плитки, встречающейся также в убранстве пола дворцового храма Боголюбова.

По описи 1685 г., в Спасском храме существовал придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в «офицерской» описи 1763 г. храм значится однопрестольным. Деисус в иконостасе на «белом немецком» железе был написан в 1647/48 г. на средства владимирского посадского человека В. Обросимова, к-рый пожертвовал в обитель большое медное паникадило и серебряные потир, дискос, звезду, лжицу, 3 блюда, кадило. В алтаре хранились печатное Евангелие в серебряном окладе и серебряный крест - вклад в 1653/54 г. «москвитина посадского» И. Федосеева.

Золотоворотский мон-рь. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092)
Золотоворотский мон-рь. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092)

Золотоворотский мон-рь. Фрагмент плана Владимира. 1715 г. (БАН. Картогр. 3092)
В переписной книге Владимира 1-й четв. XVII в. среди построек В. З. м. упомянута деревянная трапезная ц. свт. Николая Чудотворца (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 64). В 1677/78 г. на средства «владимирского посадского» С. И. Пузова на ее месте был построен каменный теплый Никольский храм с колокольней. 3 из 4 ярусов иконостаса, бо́льшая часть церковной утвари и колокол также являлись «строением» Пузова. Никольская ц. представляла собой одноапсидный бесстолпный кубический храм с карнизом по фасадам из полуциркульных кокошников, с 4-скатной кровлей и луковичной главой на круглом глухом барабане. В XIX в. окна храма были расширены, древнюю форму сохранило только сев. окно, наличник к-рого украшен с применением сложных профилей лекального кирпича. Фасады колокольни, представляющей собой 4-гранную башню, украшены слепыми арками и поясом глубоких профилированных квадратных ниш-ширинок со вставленными в них зелеными изразцами. Возможно, колокольня первоначально имела шатровое покрытие, в наст. время увенчана шпилем, очевидно устроенным в XIX в. К храму примыкают трапезная на западе, колокольня на севере. В казенной келье при церкви хранился монастырский архив.

В 1683/84 г. на средства «мирских всяких чинов людей и на монастырскую казну» в мон-ре были построены св. врата. В XVII в. во В. З. м. имелись также деревянные игуменская келья, 5 братских келий, каменная «хлебня», хозяйственные постройки. В XVIII в. в обители находились деревянные настоятельская и 4 братские кельи, амбары, погреб, пивоварня с погребом и др. 8 окт. 1761 г. в ведение мон-ря перешла деревянная часовня у Золотых ворот.

После упразднения В. З. м. его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывш. монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы.

Во время городского пожара в 1778 г. Спасская ц. разрушилась, на ее фундаменте в посл. четв. XVIII в. построили одноименный храм, сохранившийся до наст. времени. Его архитектурные формы характерны для владимирских церквей кон. XVIII в.: четверик с карнизом у основания с выпуклой, слегка овальной кровлей, завершающийся 2 ярусами убывающих барабанов, нижний - световой восьмерик, верхний - глухой, увенчанный луковичной главкой с крестом. К четверику примыкает алтарная апсида с главкой, на западе - паперть с крыльцом. В отделке фасадов применены необычные для XVIII в. мотивы владимиро-суздальской архитектуры. Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку. В 1872 г. причт Преображенской ц. состоял из священника, диакона и пономаря, в кон. XIX - нач. XX в.- священника и псаломщика. В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье.

В 1849 г. в Никольской ц. был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в авг. 1872 г. при храме открылась б-ка.

20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы к-рых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов 14 мая 1922 г. была конфискована серебряная утварь.

На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сент. храмы были закрыты. Спасский храм передали владимирской конторе Заготзерно, к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно. В 50-х гг. Никольский храм был уничтожен. В 80-х - нач. 90-х гг. Спасская ц. использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра. Летом 1993 г. церковь была возвращена РПЦ, освящена 15 марта 1997 г. К 2000 г. близ Спасской ц. возведена часовня.

Арх.: ГА Владимирской обл. Ф. 556. Р-19, Р-24; РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. № 518; Ф. 281; РГБ ОР. Ф. 256. № 52; Ф. 704. К. 5. № 32; ГИМ ОПИ. Ф. 54. № 321.
Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 3, 7, 9, 15-17, 20. Ч. 1, 22. Ч. 1, 38; Бакмейстер. Известия. 1772. Т. 1. Ч. 2. С. 119; Акты юрид. быта. СПб., 1864. Т. 2. Стб. 795; ОДБМЮ. 1869. Т. 1. Отд. 2. С. 21, 22; ОДДС. Т. 3. № 309; Т. 8. № 474; Ведомость, сколько по переписным 1700 г. книгам состояло за мон-рями и духовным ведомством крестьянских дворов // Иванов П. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 348; ПСПиР. 1889. Т. 6. № 2165; Мат-лы для истории Владимирской епархии. Владимир, 1894. Вып. 1. Отд. 1. С. 36, 37, 309, 312; Мат-лы для истории церквей Владимирской губ. М., 1911. Отд. 3. Вып. 6. С. 32, 67; Новосельский А. А. Роспись крестьянских дворов... по переписным книгам 1678 г. // ИА. 1949. С. 106; Приселков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 316; Шумилов В. Н. Обзор мат-лов ЦГАДА по истории СССР периода феодализма XI-XVI вв. М., 1954. С. 120.
Лит.: Т[ихонравов] К. [Н.] Мон-ри, бывшие во Владимире // Владимирские ГВ. 1854. № 25. Ч. неофиц. С. 192; он же. Спасский Златовратский мон-рь во Владимире в 1741 г.; Добронравов В. Г., Березин В. М. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1893. Вып. 1. С. 87-89; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1961. Т. 1. С. 39-44, 198-200; он же. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. М., 1965. С. 35; Раппопорт П. А. Рус. архитектура: X-XIII вв. Л., 1982. С. 56; Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1988. Кн. 1. Т. 2. Примеч. 238; Т. 3. Примеч. 27, 364; Родина М. Е. О неизв. погребении XII в. из раскопок Н. Н. Воронина возле церкви Спаса во Владимире // Уваровские чтения, 2-е. М., 1994. С. 222-225; Памятники истории и культуры Владимирской обл. Владимир, 1996. С. 55, 56; Антонов А. В. Вотчинные архивы Владимирских мон-рей и соборов XIV - нач. XVII в. // Рус. дипломатарий. М., 1998. Вып. 4. С. 214-215; Леонтьев С. Ю. Спасская ц. // Зап. владимирских краеведов. Владимир, 1998. Сб. 2. С. 27-29; Город Владимир кон. XIX - 1-й пол. XX в. в фотографиях и почтовых открытках из собр. музея: Церкви: Кат. / Сост. Т. П. Тимофеева, Т. Е. Маркова. Владимир, 2002. С. 8-11; СПАМИР: Владимирская обл. М., 2004. Ч. 1. С. 17, 22, 44, 45, 109, 150, 154, 157, 168, 170, 172, 174-178, 185, 198, 201, 216, 428-431.
А. В. Маштафаров
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале Владимирский Золотоворотский в честь Преображения Господня мужской монастырь, основан после 1238 г.— ранее кон. XV в. на юго-западе Владимира
См.также:
ВЛАДИМИРСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.
БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Тульской епархии (с 1525 г.)
БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Новгороде, осн. в нач. XIV в.
БОГОЛЮБСКИЙ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ) МОНАСТЫРЬ Владимирской и Суздальской епархии