Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВАРФОЛОМЕЙ
6, С. 713-715 опубликовано: 29 ноября 2009г.


ВАРФОЛОМЕЙ

Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в.
Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в.

Варфоломей (Городцов), митр. Новосибирский. Фотография. Нач. 50-х гг. ХХ в.
(Городцов Сергей Дмитриевич; 5.07.1866, с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ.- 1.06.1956, Новосибирск), митр. Новосибирский и Барнаульский. Из семьи священника. Окончил Скопинское ДУ (1880), Рязанскую ДС (1886), СПбДА (1890), в академии учился вместе с Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), с к-рым сохранил дружбу на всю жизнь. Удостоен степени канд. богословия за соч. «Отношение книги Притчей Соломоновых к книге Иова со стороны содержания», получившее награду в числе лучших сочинений выпускников года. С авг. 1890 г. помощник инспектора Могилёвской ДС, в 1892 г. получил назначение в Тифлис (ныне Тбилиси). После вступления в брак 11 дек. 1892 г. Экзархом Грузии архиеп. сщмч. Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона, 13 дек.- во иерея, служил 2-м священником в Александро-Невской ц. в Тифлисе, одновременно с 1 янв. 1893 г. являлся настоятелем тифлисской Казанской миссионерской ц., при к-рой усилиями свящ. Сергия была создана б-ка, построен зал для лекций и духовных концертов. Из-за притока прихожан вместо небольшой деревянной миссионерской церкви в сент. 1894 г. был возведен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери, «Духовный вестник Грузинского Экзархата» отмечал, что «по числу прихожан миссионерская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери может быть названа одной из первых в Тифлисе». К нач. 1904 г. о. Сергий был возведен в сан протоиерея. Являлся постоянным наблюдателем городских школ, председателем совета Миссионерского братства, председателем епархиального Грузинского училищного совета, благочинным рус. церквей, законоучителем школы слепых, законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального жен. уч-ща в Тифлисе (до 28 дек. 1905) и др. Во время русско-япон. войны заботился о раненых, собирал одежду для отправки на фронт. 27 дек. 1906 г. был ранен в Тифлисе националистом. В 1914 г. получил степень магистра богословия, защитив дис. «Книга пророка Иова: Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В последние годы служения в Тифлисе являлся настоятелем ц. во имя блгв. кн. Михаила Тверского, построенной его попечением. Награжден орденами св. Анны 3-й степени и св. Владимира 4-й и 3-й степени. Будучи бездетными, супруги Городцовы взяли на воспитание детей, один из их воспитанников, Николай Вольянников, сопровождал В. на всех местах его служения, принял постриг с именем Никандр, в 1949 г. был хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии, впосл. еп. Омский и Тюменский.

С сент. 1918 по 30 июня 1920 г. прот. Сергий преподавал Закон Божий в муж. гимназии в г. Елизаветполе (ныне Гянджа,Азербайджан), в 1920 г. назначен настоятелем Александро-Невского собора в Баку, затем служил во Флотской ц. В кон. авг.- нач. сент. 1923 г. был арестован, по постановлению Бакинского ОГПУ выслан в Уфу на 5 лет. После пересмотра дела в Москве 5 окт. 1924 г. отправлен в СЛОН на 2 года, овдовел, 7 окт. 1926 г. выслан в Сибирь, в Остяцкий сельсовет (деревни Ургуль и Львовка), 1 янв. 1930 г.- в г. Богучар Воронежской обл., где находился до кон. 1933 г., когда получил право на свободное проживание в СССР, в Богучаре служил в местной церкви. В нач. февр. 1935 г. получил место священника в дер. Воловниково Клинского р-на Московской обл. В дек. 1940 г. прот. Сергию был выдан паспорт, по к-рому ему запрещалось проживание в большинстве крупных городов СССР и в стокилометровых зонах вокруг них. В 1941 - апр. 1942 г. жил в дер. Рабочий Посёлок Завидовского р-на Калининской обл. После оккупации района немцами убеждал жителей верить в приход Красной Армии и освобождение.

17 апр. 1942 г. указом Патриаршего Местоблюстителя Московского митр. Сергия (Страгородского) прот. Сергию определено быть после принятия монашества епископом Можайским, викарием Московского митрополита (с пребыванием в г. Ульяновске, где в эвакуации находился Патриарший Местоблюститель). 29 мая 1942 г. в Казанском соборе Ульяновска митр. Сергий совершил постриг прот. Сергия в монашество с наречением имени в честь ап. Варфоломея, 31 мая состоялась архиерейская хиротония В., на следующий день он был возведен в сан архиепископа. В авг. 1942 г., несмотря на военное время, В. совершил поездку из Ульяновска в Можайск, служил в храмах Москвы. В нояб. 1942 г. назначен архиепископом Ульяновским, в годы Великой Отечественной войны был одним из ближайших помощников главы РПЦ митр. Сергия. Личные духовные связи В. с Грузинской Церковью способствовали восстановлению канонического общения между Русской и Грузинской Церквами в 1943 г.

26 июля 1943 г. В. был назначен в Новосибирскую и Барнаульскую епархию, куда входила в то время территория Зап. Сибири; ему временно было поручено управление также всеми сибир. епархиями, не имевшими архиереев. В. прибыл в Новосибирск 24 авг., кафедральным храмом поначалу являлась кладбищенская Успенская ц.; в 1944 г. по ходатайству архиерея Церкви был возвращен Вознесенский храм, после реставрации и расширения ставший кафедральным (освящен В. в 1947). В 1947 г. В. было поручено временное управление сначала Владивостокской (с 10 июля), затем также Красноярской (с 4 авг.) епархиями; с кон. 1950 по 1951 г. он управлял также Семипалатинской епархией. В сент. 1943 г. В. участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем митр. Сергия Патриархом, в июне 1948 г.- в Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей. 24 апр. 1949 г. возведен в сан митрополита.

С первых же дней служения на Новосибирской кафедре В. заботился о возрождении церковной жизни в Сибири, где к тому времени оставались считанные храмы и давно уже не было ни духовных школ, ни мон-рей. Несмотря на трудности военных и послевоенных лет, В. совершал частые поездки по региону (в 1944-1948 - ок. 30 поездок), служил в храмах Иркутска, Омска, Тюмени, Ишима, Тобольска, неоднократно посещал Барнаул, Красноярск, Бийск, освящал храмы, рукополагал священников, организовывал сбор пожертвований для нужд Советской Армии. Был сторонником строго уставного богослужения, не допускал его сокращения, проповедовал за каждой службой, стремился привлечь в храмы молодежь, в воскресные вечера проводил внебогослужебные беседы в храме, часто устраивал крестные ходы. С именем В. связано восстановление широкого почитания Сибирских святых, в т. ч. свт. Иоанна, митр. Тобольского, св. мощи к-рого по ходатайству В. в 1947 г. были перенесены из музея в Покровский собор Тобольска, где находятся и сейчас. В. составил службу свт. Иоанну; одобренная Патриархом Алексием I, она была издана Новосибирским епархиальным управлением и разослана для употребления по храмам сибир. епархий.

Верующие и духовенство почитали В. как ревностного пастыря, инока подвижнической жизни. За время служения в Сибири В. ни разу не брал отпуска, считая невозможным оставить паству даже на короткий срок. Несмотря на запреты властей, архиерей старался поддержать священнослужителей, репрессированных в 20-30-х гг. XX в., был нелюбим бывш. обновленцами за консерватизм, требование к священнослужителям не носить светской одежды. Уполномоченный по делам РПЦ по Новосибирской обл. характеризовал В. как «фанатично религиозного человека с глубоко консервативными взглядами, большого приверженца русской старины... стремящегося всеми силами и средствами расширить влияние церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст... Он много читает церковных книг, богословских трудов и книг по истории России... Всякое ходатайство об открытии церкви или молитвенного дома архиепископ Варфоломей поддерживает без всякого разбора вплоть до анонимных ходатайств». 8 дек. 1949 г. В. был избран почетным членом МДА, 24 июня 1951 г. за совокупность научных трудов удостоен степени д-ра богословия. Награжден гос. медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Уже будучи почти 90-летним старцем, В. продолжал совершать богослужения, предпринимал поездки по епархии, в марте 1956 г. совершил последнюю поездку в Алтайский край. В. погребен в приделе прп. Серафима Саровского в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска.

В. является автором большого числа статей, преимущественно на темы пастырского богословия. Первые сочинения о пастырском служении, изданные в «Могилёвских ЕВ», были написаны В. под впечатлением от дневников и проповедей прав. Иоанна Кронштадтского. В кон. 40-х - нач. 50-х гг. архиерей опубликовал в «ЖМП» ряд материалов, посвященных вопросам пастырского служения, проповеди слова Божия, Сибирским святым, Патриарху Сергию. Перу В. принадлежат акафисты свт. Филиппу, митр. Московскому, прав. Иову, св. первомученику ахидиак. Стефану (неизд.), также не опубликованы др. его работы: «О богословствовании Святейшего Патриарха Сергия», «Размышления о созидании в себе внутреннего человека», «Объяснение чуда исцеления Гадаринских бесноватых».

Соч.: Каков должен быть характер современно-церк. проповеди // ПО. 1891. Сент. С. 128-192; Пастырь-проповедник по св. Иоанну Златоусту // Могилёвские ЕВ. 1891. № 30-31. С. 343-372 (отд. изд.: Тифлис, 1903); Мысли о посте // Могилёвские ЕВ. 1892. № 8. С. 107-113; № 9. С. 123-128; Мысли о современной церк. проповеди // Там же. 1892. № 15. С. 163-166; № 16. С. 167-170; № 17. С. 171-175; Мысли о самоубийстве: Посвящ. учащейся молодежи // Радость христианина. 1895. Кн. 3 (отд. изд.: Тифлис, 1908); Вторая миссионерская церковь в Тифлисе // ДВГЭ. Приб. 1897. № 13. С. 8-18 (отд. изд.: Тифлис, 1897); Мысли пастыря о нек-рых изречениях св. ап. Павла, относящихся к пастырскому служению. Тифлис, 1903. Вып. 2, 3; Пастырское утешение безмерно скорбящим о воинах, павших на поле брани. Тифлис, 1914; Акафист св. ап. Варфоломею. Баку, 1917; Полгода со дня кончины Святейшего Патриарха Сергия // ЖМП. 1944. № 12. С. 25-30; Служба свт. Иоанну, митр. Тобольскому. Новосиб., 1947; Памяти Патриарха Сергия: По восп. его академического товарища // Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 206-210; Сибирские святители: Свт. Иннокентий, первый Иркутский епископ // ЖМП. 1948. № 2. С. 31-39; Свт. Софроний, еп. Иркутский // Там же. 1948. № 3. С. 26-30; Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский и всея Сибири // Там же. 1948. № 3. С. 30-33; Проф. Г. П. Георгиевский: Некролог // Там же. 1948. № 4. С. 48-50; О пастыреводительном характере творений свт. Димитрия, митр. Ростовского // Там же. 1949. № 1. С. 54-58; О пастырском служении по св. ап. Павлу // Там же. 1950. № 1. С. 43-50; № 4. С. 54-59; № 5. С. 54-60; О пастырском благовествовании // Там же. 1950. № 6. С. 25-28; Первый шаг к миру // Там же. 1950. № 9. С. 6-7; Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея: Дневник, ст., послания. Новосиб., 1996.
Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 76. Л. 30, Д. 776. Л. 3, Д. 789. Л. 9, Д. 906. Л. 4; Оп. 2. Д. 611. Л. 4; Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 21.
Лит.: Шаповалова А. Варфоломей, архиеп. Новосибирский и Барнаульский // ЖМП. 1947. № 7. С. 68-75; Миловидов С., прот. 60-летие священнослужения митр. Варфоломея // Там же. 1953. № 2. С. 6-8; Пашутов В., свящ. Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей: Некролог // Там же. 1956. № 7. С. 18-22; Пивоваров Б., прот. Пастырские труды Высокопреосв. Варфоломея, митр. Новосибирского и Барнаульского (1866-1956) // Там же. 1981. № 12. С. 16-23; он же. Митр. Новосибирский и Барнаульский Варфоломей: К 40-летию со дня кончины // Из духовного наследия. С. 5-46; «По характеру человек прямой...»: [Характеристика уполномоч. Совета по делам РПЦ] / Публ. В. Бочкарева // ЖМП. 1999. № 6. С. 47-53; Библиогр. тр. архиеп. Варфоломея // Там же. С. 53, также см.: Из духовного наследия. С. 323-326.
О. В. Косик, прот. Борис Пивоваров
Ключевые слова:
Митрополиты Русской Православной Церкви Гомилетика, наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения Гимнографы русские Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич; 1866 - 1956), митрополит Новосибирский и Барнаульский
См.также:
ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АБРЮЦКИЙ Дмитрий Степанович (1796 - 1860), протоиерей
АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ)
АВЕРКИЙ (Таушев Александр Павлович; 1906–1976), архиеп. Сиракузский и Троицкий РПЦЗ
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский