Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА
Т. 6, С. 93-103 опубликовано: 16 ноября 2009г.


БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

[серб. Босна и Херцеговина; БиГ], гос-во в Юго-Вост. Европе, на Балканском п-ове. Расположена на территории 2 исторических областей Боснии и Герцеговины. Территория: 51,129 кв. км. Столица: Сараево (434 тыс. в 2002). Крупнейшие города: Баня-Лука, Мостар, Зеница, Тузла. Гос. язык - боснийский (латиница), серб. (кириллица) и хорват. (латиница). География. На севере, западе и юге граничит с Хорватией, имеет выход к Адриатическому м. (20 км побережья, г. Неум), на юго-востоке и востоке - с Сербией и Черногорией. Население: ок. 3,7 млн чел. (по данным Внешней торговой палаты БиГ на 2002). Ок. 1 млн чел. имеют статус беженцев в др. гос-вах. Этнические группы: боснийцы (славяне, принявшие ислам), сербы, хорваты (из-за военных действий 1992-1995 точных данных о национальном составе населения нет). Государственное устройство: в апр. 1992 г. мировое сообщество признало независимость БиГ от Югославии. По Дейтонским соглашениям (нояб. 1995), БиГ состоит из 2 образований - мусульмано-хорват. Федерации Боснии и Герцеговины (Сараево) и Республики Сербской (Баня-Лука), в каждом из к-рых есть президент, парламент и правительство. Органы власти единого гос-ва включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший законодательный орган - Парламентская ассамблея (скупщина), состоит из 2 палат: Палаты народов (15 депутатов избираются парламентами: по 5 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 5 сербов от РС) и Палаты представителей (42 депутата избираются прямым голосованием: по 14 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от РС). Высший орган исполнительной власти - коллегиальный Президиум, к-рый состоит из 3 членов: боснийца и хорвата, избираемых от территории Федерации БиГ, и серба - от территории РС.

Религия

Православие исповедует, по офиц. статистике, 31%, по данным Сараевской епархии, значительно больше 1/3 населения. На территории БиГ находятся 5 епархий Сербской Православной Церкви: Дабро-Босанская (кафедра в Сараеве), Баня-Лукская (кафедра в Баня-Луке), Бихачско-Петровацкая (кафедра в Босански-Петроваце), Захумско-Герцеговинская (кафедра в Требине) и Зворничско-Тузланская (кафедра в Зворнике). Римско-католическая Церковь объединяет 15-17% населения, с 1994 г. управляется епископской конференцией. Представлена архиеп-ством Врхбосна (кафедра в Сараеве), к-рому подчинены Баня-Луки, Мостар-Дувно и Требине-Мркан еп-ства (общее управление в Мостаре). Существует также униатская Крижевецкая епископия (Загреб, Хорватия), объединяющая ок. 5 тыс. верующих. 4% населения относят себя к протестантам; действуют неск. иудейских общин. Приверженцы ислама, сунниты, составляют 40-44% населения страны.

История

Античность

Древнейшее население на совр. территориях БиГ представляли различные иллирийские племена. После покорения их римлянами в I в. по Р. Х. эти земли входили в состав рим. провинций Далмации (побережье Адриатики и горные р-ны БиГ), В. Паннонии (зап. часть долины р. Савы) и Н. Паннонии (вост. часть долины р. Савы). Горные районы были освоены слабо, наибольшее значение приобрела долина р. Савы, через к-рую проходили стратегические дороги и где возник ряд городов, в основном с лат. населением. Иллирийцы в той или иной мере подверглись романизации, однако продолжали существовать как особый этнос. Эта территория, плохо контролируемая Римской империей, в кон. IV в. была предоставлена для заселения готам. Здесь сформировался этнос остготов, к-рые в 80-х гг. V в. под предводительством Теодориха Великого начали завоевание Италии. Ок. 535 г. Далмация вошла в состав Византийской империи, но через 50 лет была завоевана лангобардами.

Христианство на эти земли проникло в I в., св. ап. Павел сообщает о проповеди своего ученика ап. Тита в Далмации (2 Тим 4.10). О широком распространении христианства на этой территории в эпоху поздней античности свидетельствуют сохранившиеся руины церкви в Видоштаке близ Столаца, фрагменты базилик в долине р. Требижат, Зенице и др. местах. Из письменных источников известно о существовании в нач. VI в. Наронской и Бистуанской епископских кафедр; их епископы упомянуты в актах церковных Соборов, проходивших в Салоне (совр. Солин) в 530 и 532 гг. К VI в. относится возникновение епархии с кафедрой в Дувно, к VII в.- Врхбосанской епархии (г. Врхбосна, ныне Сараево). Христ. общины на территории БиГ, как и всего Иллирика, в то время находились в юрисдикции папы Римского, и епископы были в основном лат. происхождения.

Славянская колонизация и средние века

Подписи вел. жупана Стефана Немани и кн. Мирослава на договоре с Дубровником о мире, заключенном 26 сент. 1186 г. (Исторический архив. Дубровник)
Подписи вел. жупана Стефана Немани и кн. Мирослава на договоре с Дубровником о мире, заключенном 26 сент. 1186 г. (Исторический архив. Дубровник)

Подписи вел. жупана Стефана Немани и кн. Мирослава на договоре с Дубровником о мире, заключенном 26 сент. 1186 г. (Исторический архив. Дубровник)
В VI-VII вв. эта область постепенно заселялась славянами, в т. ч. сербско-хорват. племенами, но они оставляли нетронутыми анклавы с немногочисленным рим. (иллирийским) населением. Славяне создали на этой территории в основном племенные союзы и небольшие княжества. В этот период наблюдались кризис в развитии античных городов, ослабление торговых и хозяйственных отношений, а также упадок христ. общин. Благодаря сохранившемуся на этих землях романизированному населению, особенно в городах на Адриатике, и влиянию империи Каролингов, продвинувшей в VIII-IX вв. свои владения к зап. границам совр. БиГ, христианство относительно быстро вернуло свои позиции по сравнению с Центр. Балканами. Кроме того, в IX в. этот регион вместе с соседними Вел. Моравией, Хорватией и проч. пользовался особым вниманием Римской и К-польской Церквей, между к-рыми возникло даже нек-рое соперничество за влияние над ними. Вероятно, ок. 870-874 гг. христианство было принято в БиГ, во всяком случае в юж. приморской части - Травунии, как офиц. религия. В 70-80-х гг. IX в. эти области в церковном отношении могли подчиняться Паннонской архиепископии св. равноап. Мефодия. В Х в. впервые упоминается название «Босния» в соч. визант. имп. Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (Βόσονα; Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 148) как одна из серб. земель.

В средневековье на территориях Боснии и Захумья (серб. Захумле), Рашки (совр. юго-зап. Сербия) и Зеты (совр. Черногория) происходило складывание серб. этноса. Географическое положение этих земель на границах Западноевроп. региона и Балкан сделало их объектом соперничества между Сербией, Хорватией, Венгрией и Византией, поэтому они попеременно входили в их состав. В правление серб. кн. Властимира (ок. 820-855) земли Требине и Конавле были освобождены от визант. зависимости и включены в состав Сербии (Рашки). В сер. X в. правитель серб. державы Чеслав Клонимирович (930-960) объединил Рашку, Зету и Боснию, но после его смерти Босния стала ареной междоусобиц. После завоевания в 1018 г. Болгарского царства Византийская империя на этих землях установила свое правление. В кон. XI в. (после 1089 ) дуклянский кн. Бодин присоединил Боснию к своей державе и поставил там кн. Стефана. В XI в. территория совр. БиГ была разделена между Диррахийской К-польского Патриархата и Сплитской (с 1060 под рим. юрисдикцией) архиепископиями; в составе последней существовала Боснийская епископия. После разделения 1054 г. усилилось противостояние между христианами, совершавшими службу на слав. языке и пользовавшимися глаголической, в дальнейшем кириллической письменностью, и сторонниками лат. богослужения. Разрыв между православными и католиками позднее привел к формированию в Боснии 2 этнических групп: боснийских сербов (православных) и боснийских хорватов (католиков).

С 1078 г. часть Боснии находилась также в юрисдикции архиепископа Дубровника, положение и права к-рого были укреплены папой Урбаном II в противовес Сплитскому архиепископу, пользовавшемуся покровительством королей Венгрии. В 1089 г. по просьбе кн. Бодина антипапа Климент III возвел в ранг архиепископии еп-ство в Баре, куда как провинция входила и Босния, однако из-за политического ослабления Дуклянского княжества после смерти Бодина (1101) создание нового церковного центра не имело последствий. Босния входила в состав единого серб. гос-ва (Дуклянское княжество, Зета) до рубежа XI-XII вв. (правление кн. Бодина), районы к востоку и югу от нее - Хум, Требине, Конавле и Стон с долиной р. Неретвы (буд. Герцеговина) - оставались в Сербии на протяжении неск. последующих веков. В посл. четв. XII - 2-й четв. XIII в. этими областями владели брат жупана Сербии Стефана Немани кн. Мирослав и его потомки. В 90-х гг. XII в. они были формально выведены в удел младшему сыну Немани Растко (см. Савва I Сербский), но из-за его пострижения в монахи этот переход на деле не состоялся. В 1219 г. свт. Саввой на территории совр. БиГ были основаны Дабарская (позже переименованная в Дабро-Босанскую) и Захумская правосл. епархии.

Печать св. Саввы. XII–XIII вв. (Мон-рь Хиландар. Афон)
Печать св. Саввы. XII–XIII вв. (Мон-рь Хиландар. Афон)

Печать св. Саввы. XII–XIII вв. (Мон-рь Хиландар. Афон)

В XII в. сложилось Боснийское княжество (банат). На рубеже XI-XII вв. в регионе усиливается экспансия Венгрии, к-рая подчиняет себе территории Славонии и Хорватии. В 30-х гг. XII в. Сербия оставалась визант. вассалом, а Босния признала сюзеренитет венг. королей. В 1139 г. венг. кор. Бела II передал «боснийское герцогство» сыну Владиславу (Ласло), но из-за малолетства наследника в стране от его имени управляли местные баны. В 1154-1163 гг. Боснией и Захумьем правил бан Борич, к-рый участвовал в византийско-венг. войнах на стороне Венгрии. В 60-х гг. XII в., в правление визант. имп. Мануила I Комнина, Босния в результате византийско-венг. войн перешла под власть империи. Ок. 1183 г., во время правления бана Кулина, Босния, как и большинство Балканских стран в кон. XII в., освободилась от визант. владычества, но вскоре была вынуждена признать сюзеренитет Венгрии; хотя он со временем и стал формальным, но тем не менее сохранился до тур. завоевания.

С XII в. в Балканских странах получило распространение богомильство, сыгравшее особенно заметную роль в Боснии. На протяжении XII - 1-й пол. XV в. оно, не уступая католицизму и Православию и пользуясь (хотя и не постоянно) покровительством верховной власти, выступало в качестве непременного атрибута Боснийского гос-ва и временами чуть ли не офиц. религии. Однако истинный характер и структура сформировавшейся здесь самостоятельной Церкви (см. ст. Церковь боснийская) до сих пор остаются предметами дискуссии. С 1233 г. при поддержке Рима Венгрия под знаменем борьбы с ересью осуществила неск. «крестовых походов» против Боснии, что было вызвано стремлением укрепить не только положение католицизма на этих землях, но и венг. влияние. Боснийские правители неск. раз заявляли Римским папам о желании восстановить истинное богопочитание, и бан Матвей Нинослав (1232 - после 1249) в начале правления активно преследовал богомилов, но, осознав угрозу походов для существования страны, выступил против крестоносцев. Затяжная борьба католич. Венгрии с богомильским движением в Боснии, подобно происходившим одновременно Альбигойским войнам в Юж. Франции, стала одной из главных причин длительного упадка региона и прекращения его политического развития. Конец крестовым походам на Боснию, хотя их попытки предпринимались и позднее, положил внешний фактор - появление в 1241 г. татар. орд на границах Венгрии, к-рая потом долгие годы воевала с кочевниками. В последующие столетия слабое Боснийское княжество стало своего рода «нейтральной территорией» для более могущественных внешних соседей.

В 1203 г. посол Иоанн де Касамарис в отчете папе Иннокентию III писал, что в Боснии и Хуме возобладало влияние Вост. Церкви и богослужения совершаются на слав. языке; однако там сохранилась и лат. епархия. Известно, что в более поздний период здесь действовали кафедры Сплитской и Дубровницкой архиепископий, находившиеся в противостоянии друг другу вплоть до тур. покорения этих земель. На рубеже XIII-XIV вв. произошло усиление позиций Православия, поскольку в это время Вост. Босния находилась под управлением серб. краля св. Драгутина.

Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в.
Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в.

Мон-рь Житомислич в честь Благовещения Пресв. Богородицы. XVI в.

После смерти бана Матвея Нинослава Босния до 20-х гг. XIV в. находилась в состоянии политического упадка. Ее сев.-вост. районы (Усора и Соли) были превращены в отдельный банат, находившийся под венг. управлением, остальные земли были раздроблены и частично управлялись далматинскими банами из семейства Шубичей. С кон. 1-й четв. XIV в. начинается объединение страны банами из рода Котроманичей, в ее состав возвращаются выделенные ранее сев.-вост. районы. Стефан II Котроманич (1314-1353) присоединил к своим владениям Хум, что при серб. царе Стефане Душане вызвало сербско-боснийскую войну 1349-1351 гг., и Центр. Далмацию. Начинается экономический подъем Боснии, связанный с развитием рудного дела (добыча серебра и полиметаллов) и появлением нем. колонистов-металлургов («саксы», «саси»), создававших новые города, центры добычи и обработки металлов, ремесел и торговли (Дежевице, Крешево, Остружница, Сребреница, Фойница и др.). В стране увеличилось католич. население. В 1339 г. Боснию посетил ген. францисканского ордена Джерардо Одони. Результатом его миссии явились возникновение в местах поселения саксов-колонистов сети францисканских мон-рей и создание вик-ства ордена. В 1391 г. католич. епископия в Требине была объединена с Мрканской (о-ва Далмации, ныне Хорватия).

Вершины политического могущества Босния достигает в правление сына Стефана II Твртко (1351-1391), к-рый после гибели кор. Вукашина и смерти св. царя Стефана Уроша Немани (1371) присоединил зап. серб. земли (бассейн верхнего течения р. Дрины с притоками, Оногошт, Требине), а в 80-х гг. XIV в. часть Славонии и Далмации с Трогиром, Сплитом и Шибеником. В 1377 г. Твртко короновался с традиц. для Неманичей именем Стефан и титулом «король Сербам, Боснии и Приморью», чем хотел подчеркнуть наследственное право на царский венец своих родителей (он был правнуком серб. кор. Драгутина по жен. линии). Боснийскому кралю удалось нанести поражение венг. войскам Сигизмунда. В 1389 г. боснийские войска приняли участие в Косовской битве на стороне сербов.

Твртко наследовал Стефан Дабиша, степень родства к-рого с предшественником не установлена. В его правление в стране началась междоусобица, в 1394 г. венг. король Сигизмунд, воспользовавшись моментом, поодиночке разгромил противников. Более чем на 30 лет Босния оказалась в состоянии феодальной раздробленности. В 1404-1410 гг. венг. войска совершили ряд походов, завоевав мн. пограничные территории Боснии. С 20-х гг. XV в. Босния пребывала в состоянии непрерывных войн с турками, к-рые вплотную приблизились к границам королевства и оказывали поддержку соперничавшим друг с другом феодалам (многие из них признали себя османскими данниками). Лишь кор. Твртко II (1421-1443) удалось в более скромных границах объединить страну, при этом он, оставаясь тур. данником, был вынужден признать себя и венг. вассалом. Правители отдельных областей Боснии пытались вести самостоятельную внешнюю политику, воюя с далматинскими городами и феодалами. В 1443-1444 гг. Босния приняла участие в антитур. коалиции.

Последний период самостоятельности Боснии (правление кор. Стефана Томаша (1443-1461) и его сына Стефана Томашевича (1461-1463)) отмечен непрекращающимися междоусобицами феодалов и войнами с османами уже на территории страны. Политическая нестабильность в стране не мешала хозяйственному подъему, возведению замков и городов, развитию ремесел и торговли. В ходе междоусобной борьбы в 1448 г. Стефан Вукчич, правитель юж. части Боснийского королевства, провозгласил себя герцогом «св. Саввы», т. к. в его владения входил мон-рь Милешева (ныне территория Сербии), в к-ром хранились мощи св. Саввы Сербского, и его владения в дальнейшем получили название Герцеговина.

Мон-рь Завала в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в.
Мон-рь Завала в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в.

Мон-рь Завала в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в.

В XIII-XV вв. в Боснии велось активное строительство мон-рей: в этот период появились Папрача, Тавна, Добричево, Завала, Житомислич, Добрун и др. После поражения на Косовом поле и возникновения тур. опасности монастырское строительство по существу прекращается.

Конфессиональный состав населения Боснии накануне османского завоевания был далеко не однороден. «Среднее сословие (городское.- А. Т.) было католическим, сербское сельское население в Вост. Герцеговине оставалось православным, католическим и с элементами богомильства. На остальной территории сельское население на протяжении века в результате деятельности францисканцев все больше склонялось к католицизму» (Džaja S. Konfessionalität und Nationalität Bosniens und der Hercegovina. Münch., 1984. S. 48). Правосл. население в кон. XIV-XV в. увеличилось за счет притока сербов с покоренных османами земель. Конфессиональные воззрения боснийских правителей этого периода отличались непоследовательностью. Стефан Томаш, коронованный викарием боснийских францисканцев, в 1446 г. созвал Собор «всей Боснии», на к-ром присутствовали «церковь боснийская и добрые боснийцы» вместе с церковным главой «дедом» Милым. Герц. Хрвой Вукчич известен как заказчик роскошных лицевых кодексов: глаголического Хрвоева миссала, предназначенного для католиков-глаголашей, и кириллического Хвалова сборника. Герц. «св. Саввы» Стефан Вукчич хотя и поддерживал связи с Римом, но слыл защитником еретиков, т. к. его главным советником был член боснийской Церкви «гость» Радин. В 1454 г. герцог пригласил францисканцев проповедовать в своих владениях и построил правосл. храм, а из ответов К-польского Патриарха Геннадия II Схолария на вопросы братии Синайского мон-ря известно, что герцог направил туда богатые дары. Богомильство в Боснии фактически прекратило свое существование в 1459-1460 гг., когда, по свидетельству папы Пия II, примерно 12 тыс. чел. приняли Крещение, а 40 или более, «упорствуя в заблуждении», бежали к герц. Стефану Вукчичу.

От боснийской письменности доосманского периода сохранились десятки грамот правителей и вельмож, начиная с грамоты бана Кулина 1189 г., свидетельствующих о развитой канцелярской культуре Боснии и практически полном отсутствии лит. творчества. Все кириллические кодексы, написанные в Боснии в XIII-XV вв. (более ранние неизвестны) и связываемые с «боснийской Церковью», представляют книги НЗ в их четьей форме. Они отличаются своеобразным правописанием, близким орфографии хорват. глаголических рукописей, и развивают нормы т. н. зето-хумской школы XII-XIII вв.

Под властью Османской империи

Последний боснийский кор. Стефан Томашевич погиб в 1463 г. в сражении с тур. завоевателями во главе с Мехмедом II. На захваченных территориях был организован Боснийский санджак, в 80-х гг. XV в. возник Герцеговинский санджак, последний оплот сопротивления пал ок. 1490 г. Большинство населения в начальный период завоевания исповедовало Православие, но на рубеже XVI-XVII вв. при поддержке Австрийской империи на Балканах развернулась активная деятельность католич. миссионеров, особенно успешная в зап. землях Боснии. Нек-рые османские вел. везиры 2-й пол. XV-XVI в., происходившие из боснийских потурченцев (Али-паша Семиз, позднее Соколовичи-Сокологлу), оказывали поддержку и покровительство своим правосл. родственникам. В населенных пунктах, являющихся важными коммуникационными перекрестками, разместились тур. гарнизоны, быстро придав им вост. облик и превратив их в очаги исламского влияния. В таких местах мусульм. население за столетие из меньшинства превратилось в большинство. В 1-й пол. XVI в. началась насильственная исламизация христиан, что вызвало миграцию христ. населения. По описаниям путешественников, крупные боснийские поселения в XVI в. уже мало отличались от тур. Удаленные поселения, особенно в горах, долго оставались нетронутыми. Земли БиГ были гос. и давались в награду за службу. Какое-то время можно было получить ленное владение от султана, сохранив христ. веру, но достаточно быстро христиан ограничили в правах, вслед. чего большая часть местной знати перешла в ислам, и мн. мусульмане-сербы смогли добиться высокого положения при султанских дворах. Местное население стало строго делиться на «правоверных» мусульман и райю (стадо). Начавшееся отождествление религии с национальностью в дальнейшем сильно повлияло на самосознание юж. славян, но в этот период еще не стало причиной их этнического разделения.

Надгробия в Радимле (близ Столаца). XV–XVI вв.
Надгробия в Радимле (близ Столаца). XV–XVI вв.

Надгробия в Радимле (близ Столаца). XV–XVI вв.

В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия, юрисдикция к-рой распространилась и на земли БиГ: епископские кафедры в кон. XVI в. находились в Сараеве, Тузле, Зворнике, Житомисличе и Тврдоше. В Герцеговине начинали свое служение мн. церковные деятели, в т. ч. Патриарх Печский Макарий (Соколович), свт. Василий Острожский и др.

Христ. население платило подать, отдавало мальчиков для пополнения войска янычар и испытывало иные притеснения со стороны как тур. завоевателей, так и возвысившейся боснийско-герцеговинской мусульм. знати, к-рую не всегда могла контролировать центральная власть Османской империи. Особенно тяжелым для населения БиГ был т. н. беглук (барщина), при к-ром кметы бесплатно обрабатывали землю, переселяясь вслед за хозяевами. Ответом на бесправное положение становились восстания, подготовка к-рых осуществлялась в Герцеговине и Черногории. Именно на правосл. герцеговинскую знать опирался Патриарх Иоанн II при подготовке восстания в банате в 1594 г., к-рое было жестоко подавлено, и в наказание турки сожгли мощи свт. Саввы Сербского. Сербы начали поиски союзников против Османской империи среди зап. правителей и представителей Римской курии. В 1596 г. Патриарх Печский Иоанн II и митр. Герцеговинский Виссарион II обратились за помощью к папе Римскому Клименту VIII и австр. имп. Рудольфу II, но выдвинутое понтификом условие - заключение унии - было для них неприемлемо. В борьбе за освобождение принимал участие и митр. Захумский свт. Василий Острожский, но, разочаровавшись в иезуитских интригах, он удалился в мон-рь. Нередко от тур. насилия страдали и католики. Иногда они просили помощи у православных.

Благодаря тому, что Боснийский эялет в XVII в. служил бастионом Османской империи на ее зап. границах и базой для дальнейшей экспансии в страны Центр. Европы, он обладал нек-рыми правами автономии, здесь строились новые и укреплялись старые крепости. Местная мусульм. знать считалась опорой центральной власти, хотя в действительности очень часто выходила из подчинения. Так, вопреки воле Стамбула велись пограничные войны с Хорватией, осуществлялись нападения на венецианские владения в Далмации. Крайне редко мусульм. власти оказывали содействие правосл. населению, как это было при восстановлении Печской Патриархии, но чаще были обратные случаи, что вызывало бунты, напр. в Сараеве в 1682 г.

Церковь св. Архангелов (старая) в Сараеве. XVI в.
Церковь св. Архангелов (старая) в Сараеве. XVI в.

Церковь св. Архангелов (старая) в Сараеве. XVI в.

Антитур. сопротивление усилилось после поражения, к-рое потерпели турки под Веной в 1683 г. В 1689 г. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) обещал помощь серб. правосл. населения австр. ген. Пиколомини в войне Свящ. лиги во главе с Австрией против Османской империи, к-рая развернулась на полях Сербии и БиГ. В 1697 г. принц Евгений Савойский взял Сараево, но, согласно заключенному в 1699 г. Карловицкому миру, к Австрии отошла сев. часть земель Боснии, а Сараево осталось в Османской империи.

Правосл. центрами османского периода были мон-ри. К этому времени относятся упоминания о мон-рях Ступле (или Ступе), Гомионица, Моштаница, Тврдош, Житомислич. Среди католич. населения особым авторитетом пользовался орден францисканцев. Христианам запрещалось строить храмы на возвышенностях и в центре города, каменные постройки были разрешены только в больших городах. Но стараниями Печских Патриархов обновлялись старые церкви и все же строились новые. Они были простыми в архитектурном плане и находились в отдаленных местах.

Для правосл. культуры БиГ того периода характерно стремление сохранить традицию. Книгописанием в сер. XVI-XVII в. занимались в Сараеве, а также в мон-рях Блишкова, Возуча, Вранштица, Гомионица, Добрун, Дреновица, Житомислич, Завала, Ломница, Моштаница, Папрача, Ступе, Тврдош и др.; главной задачей было тиражирование богослужебных текстов. В 1519 г. в Горажде Божидар Горажданин открыл 1-ю в Боснии и Сербии типографию и издал Служебник и Псалтирь, но типография просуществовала недолго.

С XVI в. наблюдалось оживление русско-серб. церковных и культурных связей. Представители мон-рей Боснии наряду с посольствами др. серб. обителей неоднократно посещали Москву, ставшую центром правосл. мира, с целью получения помощи от царя и Русской Церкви. При царе Михаиле Феодоровиче Папрачский мон-рь (Папрача) получил право каждые 8 лет приезжать в Москву за милостыней (Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греческим делам Московского архива Коллегии иностранных дел. М., 2001). В XVIII в. эти связи укрепились и приобрели иной характер благодаря деятельности в России выходцев из правосл. семейств БиГ (напр., Милорадовичи). В XVI-XVII вв. известно о существовании лишь одной правосл. серб. школы в Сараеве. В XVI-XVII вв. францисканцы отправляли духовенство на учебу в Италию, Венгрию и католич. школы Славонии, что обеспечивало высокий уровень образования.

Мон-рьТврдош в честь Успения Пресв. Богородицы. XVI в.
Мон-рьТврдош в честь Успения Пресв. Богородицы. XVI в.

Мон-рьТврдош в честь Успения Пресв. Богородицы. XVI в.

11 сент. 1766 г. была упразднена Печская Патриархия и правосл. епархии перешли под юрисдикцию К-польского Патриархата. С этого момента и вплоть до оккупации Австро-Венгерской империей высшая церковная иерархия была греко-фанариотской. Избрание архиереев утверждалось бератами. Существовала практика, по к-рой архиереи за поставление платили тур. чиновникам, о чем свидетельствует берат, выданный Дабро-Босанскому митр. Кириллу в 1776 г. Пастыри плохо знали серб. и церковнослав. языки, поэтому вводили в богослужение греч. Все это делало фанариотов непопулярными среди населения. Число храмов уменьшалось, ремонт оставшихся производился редко. Литургии часто совершались под открытым небом.

Кризис Османской империи особенно обострился на рубеже XVIII-XIX вв., в эпоху активной рус. экспансии на Черном м., на Кавказе и на Балканах. Для укрепления ослабленной войнами империи власти попытались провести экономические и адм. реформы, к-рые не нашли поддержки в провинциях и спровоцировали рост антиосманского движения, во главе к-рого в нач. XIX в. в БиГ встали представители мусульм. знати. Пытаясь стабилизировать ситуацию, правительство империи старалось опереться на местную знать. В 1794 г. был утвержден уже существующий обычай, по к-рому христиане могли носить только черную одежду без украшений, не могли ездить верхом в городе и впереди мусульман, молодежи запрещалось петь. Хотя тур. власти издавали законы о религ., личной и имущественной свободе христиан, напр. Гюльханеский хатт-и шериф 1839 г. о равенстве всех подданных султана, но они из-за противодействия мусульман редко осуществлялись на практике, поэтому к 50-м гг. при поддержке Сербского княжества во главе освободительного движения оказались представители христ. населения. В 1834 г. вспыхнуло антиосманское восстание под предводительством свящ. Йовицы Вучьяка. В Герцеговине и Черногории в 1852-1853, 1857-1858 и 1861-1862 гг. поднимались восстания под предводительством Луки Вукаловича. Восставшие одержали ряд побед над тур. войсками, но после поражения Черногории в войне против Турции их движение было подавлено. В результате войны Турция отказалась от пограничных герцеговинских районов в пользу Черногории.

Мон-рь Гомионица близ Баня-Луки. XVI в.
Мон-рь Гомионица близ Баня-Луки. XVI в.

Мон-рь Гомионица близ Баня-Луки. XVI в.

В 1856 г. в Сараеве и в 1859 г. в Мостаре были открыты российские консульства, к-рые старались отстаивать интересы местного правосл. населения. Первым сараевским консулом был назначен А. Ф. Гильфердинг. В 60-х гг. благодаря усилиям российских дипломатов удалось добиться изменения порядка финансирования Церкви. Был введен налог, запрещены незаконные поборы и др. В 1872 г. в Сараеве для контроля за деятельностью митрополитов была учреждена скупщина и принят церковный устав, согласно к-рому митрополит нес перед ней ответственность за свои действия. Через российские консульства осуществлялась помощь правосл. церквам и мон-рям. В 50-70-х гг. XIX в. деньги, книги, церковная утварь и облачения из России были направлены практически во все храмы БиГ.

Со 2-й пол. ХIХ в. наметились положительные изменения в образовании. Открылись школы в Сараеве (с 1850), Есенице, Баня-Луке, Стари-Майдане, Чайниче, Бихаче (с 1865), Мостаре, Прняворе и др. городах. На деньги, поступавшие из России, были открыты учебные заведения для подготовки священников в мон-рях Тавна и Житомислич (1857), семинария в Баня-Луке (1867-1875).

В нач. 1875 г. Герцеговину охватило самое крупное восстание, вызванное увеличением налогов, к кон. года оно распространилось на всю территорию БиГ, восставшие добились значительных успехов благодаря поддержке в южнослав. землях и в России, откуда приехали многочисленные добровольцы и поступала экономическая помощь. В 1876 г. Сербия, Черногория и Болгария объявили войну Турции, к черногорскому войску присоединились герцеговинские повстанцы. В восстаниях принимало участие и католич. население. В 1877 г. в войну с Турцией вступила Россия. После окончания военных действий по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г. за БиГ была признана автономия, но по решению Берлинского конгресса того же года она была оккупирована Австро-Венгрией.

Под властью Австро-Венгрии

Результаты Берлинского конгресса вызвали волнения среди как мусульм., так и христ. населения: 28 июля 1878 г. хаджа Лой организовал «народное правительство», к-рое приняло решение о совместном сопротивлении православных и мусульман оккупантам, но восстание поднять не удалось. Формально БиГ подчинялись османскому султану, но на деле управлялись мин-вом финансов Австро-Венгрии. В 1882 г. мусульм. население БиГ выступило против проведения всеобщей мобилизации. Вена оказала им поддержку, сохранив за ними земельную собственность и ряд привилегий. Для пресечения планов сербов по присоединению своих районов к Сербскому княжеству была проведена их депортация и чересполосное расселение с мусульм. и католич. населением, а на границе с Сербским княжеством поселили католиков. 16 марта 1880 г. была заключена конвенция-конкордат с К-польским Патриархом Иоакимом III, согласно к-рой греч. иерархия сменилась на серб., К-польский Патриарх получал от правительства Австро-Венгрии денежную сумму взамен своих доходов, митрополиты утверждались австро-венг. властями и оплачивались из казны. Однако формальное подчинение Церкви в БиГ К-польской Патриархии еще сохранялось: в храмах поминали Вселенского Патриарха как своего главу и получали миро из К-поля.

В то же время при поддержке австро-венг. властей усилилась пропаганда католицизма, к-рый с момента оккупации и до окончания первой мировой войны стал гос. религией. С 1735 г. Ватикан назначал одного апостольского викария в БиГ. В 1846 г. были назначены 2 викария, отдельно для Боснии и для Герцеговины. В 1881 г. Врхбосанская архиепископия с кафедрой в Сараеве была возведена в ранг митрополии, в Мостар перенесена кафедра из Дувно и создана новая Баня-Лукская епископия. В 1890 г. в состав митрополии была включена Требине-Мрканская епископия с подчинением ее администратору Мостара. Такое деление сохраняется и в наст. время. Католич. пропаганда добилась перехода всех изданий в крае на латиницу, роста числа католич. школ и формирования хорват. национального самосознания среди католиков БиГ, однако их количество значительно не увеличилось, население в основном исповедовало Православие благодаря активной антикатолич. деятельности серб. пастырей, особенно митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича). В 1882 или 1883 г. в Сараеве открылась консистория (духовный суд и семинария). Разрушенные мон-ри возрождались как приходы (Липле, Крупа и Тврдош), совершались правосл. паломничества к чудотворной иконе Пресв. Богородицы в Чайниче и к мощам свт. Василия в мон-рь Острог (совр. Черногория). В 90-х гг. XIX в. началось массовое переселение мусульман в Турцию из-за неурожаев, налогового гнета и введения всеобщей воинской повинности. На освобождавшиеся адм. должности власти назначали местных католиков. К нач. ХХ в. из 26% чиновников, уроженцев БиГ, сербы составляли 3%, мусульмане - 5%, остальные были католиками. Попытки властей среди населения БиГ внедрить концепцию единой «боснийской» народности не удались.

Австро-венг. власти активно вмешивались во внутреннюю жизнь БиГ, используя принцип «разделяй и властвуй»: противопоставляя хорватам сербов, сербам хорватов, тех и др. мусульманам. В 80-х гг. XIX в. для уменьшения прорус. настроений было выдвинуто требование заменить напечатанные в основном в России церковные книги на опубликованные в Австрии. Особенные препятствия чинились при организации серб. правосл. начальных школ. Представители серб. общественности 25 нояб. 1896 г. обратились в Вену с меморандумом, в к-ром сообщали о нарушениях прав серб. населения, о неправомочной деятельности католич. проповедников; они требовали церковной автономии при сохранении связей с К-полем. Не получив ответа из Вены, народные представители передали в авг. 1898 г. К-польскому синоду проект церковного устройства, но он был отвергнут, что вызвало охлаждение в отношениях верующих к высшим церковным иерархам. В 1897 г. в Мостаре была установлена консистория, а в 1900 г. учреждена Баня-Лукская епархия.

В 1905 г. был принят новый порядок церковного и образовательного управления. Правящие митрополиты занимали посты председателей епархиальных церковных судов и советов. Церковный совет (скупщина) состоял из всех совершеннолетних мужчин правосл. вероисповедания, собирался 2 раза в год, избирал церковно-образовательный комитет, кандидатов в священство и представлял их на утверждение епископу. Главы архиерейских наместничеств не обременялись приходами и контролировали общины, отчитываясь перед церковным судом и епархиальным советом. Помимо 2-3 постоянных членов-чиновников в церковных судах были также 6 членов из приходского духовенства, к-рых выбирало все священство епархии. В Сараеве действовал Большой административный и просветительский совет, решавший общие вопросы управления и образования. Богослужебным языком был серб. (письменность на кириллице).

В кон. XIX - нач. XX в. повысился уровень образования духовенства, из наиболее известных церковных писателей в это время работали митр. Савва (Косанович), митр. Георгий (Николаевич), Г. Йованович, С. Трифкович, Н. Лалич, Г. Больярич, прот. Фома Алагич, А. Йоканович, Х. М. Попадич, описавший путешествие в Иерусалим, Й. Гргурович, издавший школьную «Православную христианскую науку». Историей Сербской Церкви занимались В. Глушац, В. Скарич, С. Любибратич, написавший «Об организации Сербской Церкви» и Проект Устава Сербской Церкви. Священники Петар Радженович и Милан Каранович составили исследование по серб. фольклору. Издавался ряд правосл. периодических изданий: газ. «Дабро-Босанский источник» (с 1887, с 1890 «Босанско-Герцеговачский источник»), «Вестник» (с 1909), «Сербский священник» (1912-1913), «Босанская вила» (издается до наст. времени).

В кон. XIX в. БиГ в отличие от соседних слав. областей была самой многоконфессиональной, при этом ни одна из конфессий не имела абсолютного большинства. Конфессиональный состав населения в административно-территориальных единицах был смешанным: в 25 единицах доминировали православные, в 14 - мусульмане, в 12 - католики. Среди городского населения преобладали мусульмане: из 47 городов БиГ в 40 они составляли абсолютное большинство и в 2 - относительное. Крупные землевладельцы и свободные крестьяне в основном исповедовали ислам, среди них было всего 5% христиан, в то время как абсолютное большинство зависимого крестьянства было православным. Среди торгового сословия крупную торговлю держали православные, мелкую и ремесленничество - мусульмане. Австро-венг. переписи населения империи дают следующую картину конфессионального состава населения БиГ: в 1879 г. православных было 42,88%, мусульман - 38,75, католиков - 18,08, др. вероисповеданий - 0,31%; в 1885 г.- соответственно 42,76%, 36,88, 19,88 и 0,47%; в 1895 г.- 42,94%, 34,99, 21,31 и 0,76%; в 1910 г.- 43,49%, 32,25, 22,87 и 1,39%.

В условиях гнета то Османской империи, то Австро-Венгрии среди хорват., серб. и словен. народов возникла идея консолидации юж. славян. На роль лидера в национально-освободительном движении претендовали и Сербское княжество, к-рое добилось автономии еще в 1830 г., а с 60-х гг. XIX в. стало центром антиосманского движения на Балканах и оказывало значительное влияние на серб. население БиГ, и Хорватия, где с начала века господствовало движение иллиризма, основной идеей к-рого было создание «Великой Хорватии» на южнослав. и части неслав. территории.

БиГ стала предметом особого внимания и борьбы за влияние идеологов и руководителей разных направлений национально-освободительных движений как Хорватии, так и Сербии. В БиГ на фоне углубления процесса конфессиональной дифференциации населения у появившихся на рубеже веков партий (с 1905 профсоюзы, с 1909 Социал-демократическая партия, с 1910 революционная орг-ция «Молодая Босния» и др.) не было четких политических программ, добиваться ли широкой автономии османской провинции или стремиться к южнослав. объединению.

10 июня 1908 г., после младотур. революции и восстания в Албании, Австро-Венгрия, опасаясь подъема восстания в БиГ, законодательно оформила ее аннексию, вызвавшую т. н. Боснийский кризис, обостривший отношения между Австро-Венгрией и Сербией, Антантой и Тройственным Союзом. В 1910 г. БиГ была дарована конституция, по к-рой наряду с правительством края созывался и парламент. Однако он был лишен законодательного права и контроля над правительством. Боснию охватило антиавстр. восстание, нек-рые члены «Молодой Боснии» использовали террористические способы достижения своих целей. Убийство в Сараеве 28 июля 1914 г. австр. эрцгерц. Франца Фердинанда послужило формальным предлогом для начала первой мировой войны.

XX в.

После объявления Австро-Венгрией войны Сербии по БиГ прокатилась волна террора в отношении правосл. духовенства и населения со стороны властей и подстрекаемых ими католиков и мусульман, устраивавших демонстрации и погромы. В 1915 г. в Лондоне политики-эмигранты из южнослав. стран основали Югославянский комитет, боровшийся за освобождение югослав. областей Австро-Венгрии и объединение их с Сербией в единое независимое гос-во. Для получения поддержки мировых держав Югославянским комитетом и серб. правительством в июле 1917 г. на о-ве Корфу была подписана компромиссная Декларация о принципах создания после окончания войны Королевства сербов, хорватов и словенцев как конституционной, парламентской монархии, возглавляемой серб. династией Карагеоргиевичей.

После распада Австро-Венгрии, 5-6 окт. 1918 г., в Загребе было создано Народное вече словенцев, хорватов и сербов, к-рое 29 окт. провозгласило отделение югослав. областей от Австро-Венгрии и их объединение в единое гос-во, 24 нояб. было принято решение об объединении с Сербией. Большинство населения БиГ также стремилось к объединению с Сербией, о чем 27 нояб. заявили 11 местных органов самоуправления, в т. ч. самой населенной Баня-Лукской обл. 1 дек. 1918 г. в Белграде принц-регент Александр Карагеоргиевич провозгласил создание Королевства сербов, хорватов и словенцев.

Особенностью экономики новообразованного королевства были сохранившиеся и в дальнейшем различия уровня развития промышленности и сельского хозяйства вошедших в него земель, среди к-рых БиГ была в числе наиболее отсталых. Под влиянием крестьянских восстаний правительство в февр. 1919 г. приняло декрет об аграрной реформе, особенностью к-рой стало сохранение за Церковью большей части земельных наделов. В окт. 1928 г. были освобождены от феодальных повинностей крестьяне БиГ, получившие в собственность земли, за к-рые бывш. помещикам была выплачена денежная компенсация. 28 июня 1921 г. была принята Конституция, провозгласившая королевство парламентской централизованной монархией. 6 янв. 1929 г. королевский манифест запретил деятельность всех партий, в стране воцарилась военно-монархическая диктатура. В окт. 1929 г. был издан закон о новом наименовании гос-ва - Королевство Югославия - и о новом территориально-адм. делении гос-ва на бановины (губернаторства), для решения остро стоявшего национального вопроса, специально игнорировавшего национальный состав их населения. В межвоенный период в БиГ мусульм. политические орг-ции безуспешно боролись за автономию. В апр. 1939 г. бановине Хорватия была дана автономия, в 1941 г. передано управление нек-рыми районами БиГ с хорват. большинством населения и серб. анклавами. Т. о., Югославия была поделена на серб. и хорват. зоны влияния, что деморализовало мусульман и поощрило серб. националистов считать оставшиеся районы БиГ частью Сербии.

С гос. строем изменилось и церковное устройство. В мае 1919 г. в Белграде состоялся Собор правосл. епископов, принявший решение о восстановлении Печской Патриархии. Титул митрополии сохранялся за Дабро-Босанской кафедрой. В 1925 г. из Баня-Лукской была выделена Бихачская епархия с кафедрой в Бихаче.

Во время второй мировой войны БиГ в 1941 г. была включена в состав созданного Гитлером на землях Югославии фашистского образования - Независимого гос-ва Хорватия (НГХ). На территории БиГ началась партизанская война с нем. войсками. Сербская Церковь поддерживала монархию, поэтому оказывала содействие четническому движению Д. Михайловича в БиГ, в то время как католич. Церковь поддержала власть усташей. Руководство НГХ провозгласило программу создания «чистого пространства для жизни хорватов», по к-рой предполагало одну треть серб. населения уничтожить, вторую - изгнать, а третью - обратить в католичество. В апр. и мае 1941 г. вышли указы о запрещении использования кириллицы и о закрытии всех правосл. начальных школ. Мусульмане стали считаться хорватами, принявшими ислам, поэтому они выступали союзниками хорватов в борьбе с сербами. Известно об участии в зверствах над православными католич. священнослужителей и мусульм. духовных лиц. Весной и летом 1941 г. были арестованы или изгнаны с кафедр правящие архиереи Сербской Православной Церкви. Жертвами стали митр. Дабро-Босанский сщмч. Петр (Зимонич), еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович), еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич). С 1941 по 1945 г. погибло ок. 120 священников БиГ, более 220 стали беженцами. Мн. правосл. храмы были обращены в хозяйственные объекты, нек-рые отданы католикам и униатам. На территории БиГ действовал «Отдел по разрушению сербских церквей». Иногда правосл. церкви становились местом массовых расправ с серб. населением. Сотни тысяч правосл. сербов были изгнаны. Мн. сербов принудили перейти в католичество (от 100 тыс. в 1941 до 350 тыс. чел. за годы войны). Для раскола единства правосл. населения, последующей унии и постепенной ассимиляции сербов была создана т. н. автокефальная Хорватская Православная Церковь, главой к-рой был поставлен архиерей РПЦЗ архиеп. Ермоген (Максимов), состоявшая из 4 епархий, в т. ч. Сараевской. После окончания войны эта Церковь прекратила свое существование. В Хорватии и БиГ действовали концентрационные лагеря, самый известный из них - Ясеновац, где приняли мученическую кончину тысячи сербов, евреев и цыган. За время второй мировой войны в БиГ погибло 179 тыс. чел., из к-рых 72% составляли сербы, 16,5% мусульмане, 4,4% хорваты, страну покинули ок. 200 тыс. сербов, были уничтожены 92 правосл. храма, 94 мечети и 21 католич. храм.

После освобождения Югославии от нем. оккупации БиГ как самостоятельная республика вошла в состав Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ), провозглашенной 29 нояб. 1945 г., в апр. 1963 г. преобразована в Социалистическую Федеративную Республику Югославию (СФРЮ). Конституция 1946 г. провозгласила отделение Церкви от гос-ва. Границы новых республик были определены произвольно и не совпадали с этническими. БиГ была центральной республикой ФНРЮ (СФРЮ) со смешанным населением: по переписи 1948 г., сербы составляли 44%, мусульмане - 30,7, хорваты - 23,9%. В республике в послевоенные годы было 418 правосл. храмов и 10 мон-рей, 566 католич. храмов и 18 мон-рей, 713 мечетей. В 1947 г. в стране началась агитация мусульм. женщин за снятие паранджи, в 1950 г., когда скупщина БиГ приняла закон о запрещении ношения паранджи.

С 70-х гг. ХХ в. благодаря близким отношениям Белграда с араб. миром ислам переживал в Югославии возрождение. За послевоенный период в стране строились новые мечети, местная молодежь получала высшее исламское образование на Ср. Востоке. Католикам Югославии оказывали поддержку католич. круги Австрии и Италии. Правосл. церковная жизнь осложнялась коммунистической политикой руководства гос-ва, в послевоенные годы проводившего репрессии в отношении правосл. духовенства.

В БиГ в 60-70-х гг. ХХ в. наметился рост мусульм. населения. По переписям населения, в БиГ в 1961 г. было 42,89% сербов, 25,69% мусульман и 21,71% хорватов; в 1971 г. - соответственно 37,19%, 39,57% и 20,62%; в 1981 г. - 32,02%, 39,52% и 18,38%. По переписи 1991 г., опубликованной в 1992 г. в разгар военных действий, население республики составляло 4377 тыс. чел.: 31,2% - сербы, 43,5% - мусульмане и 17,4% - хорваты, 5,6% самоопределились как «югославы», большинство из них составляли сербы и дети от смешанных браков, к-рых в 1991 г. было 27%. В 1991 г. из 106 территориальных общин БиГ больше 50% мусульм. населения было в 35, а серб.- в 32. Серб. население преобладало в Зап. Боснии и Вост. Герцеговине, мусульм.- в Центр. и Вост. Боснии, хорват.- в Зап. Герцеговине. При этом сербы занимали ведущее место в этническо-территориальном составе БиГ, представляя большинство населения на 53,3% территории.

Югославия была неоднородным в экономическом и политическом отношениях объединением, из-за чего между республиками нарастали противоречия. В кон. 80-х гг. СФРЮ перестала существовать как экономическое целое, в республиках прозвучали требования суверенитета. В БиГ по причине слабой экономики, многонационального и многоконфессионального состава населения не смогла сформироваться политическая партия, к-рая выражала бы интересы большинства населения.

25 июня 1991 г. объявили о своей независимости Словения и Хорватия. Федеративная армия была готова сохранить единство гос-ва. После вмешательства международных орг-ций удалось достичь компромисса в Словении, и в янв. 1992 г. ее независимость была признана мировым сообществом. В Хорватии в 1991 г. начались военные столкновения между сербами, компактно проживавшими на 1/3 ее территории и не желавшими выходить из состава Югославии, и хорват. армией, отстаивавшей независимость и целостность республики.

Под влиянием событий в соседних республиках мусульм. и хорват. депутаты парламента БиГ выступили за провозглашение независимости, и 15 окт. 1991 г. скупщина в отсутствие депутатов-сербов, стремившихся к сохранению БиГ в составе Югославии, приняла Меморандум о суверенитете. В знак протеста сербы в нояб. 1991 г. провели в серб. районах плебисцит и 9 янв. 1992 г. провозгласили образование Сербской Республики, позже переименованной в Республику Сербскую. В проведенном мусульманами и хорватами при бойкоте сербами референдуме 29 февр.- 1 марта 1992 г. приняли участие 63,4% всего населения, из к-рых 62,68% проголосовали за независимость. 6 апр. 1992 г. независимость БиГ признали страны ЕС, 7 апр.- США. 22 июня БиГ была принята в состав ООН. Целью хорватов стало основание независимого гос-ва в рамках БиГ и достижение конфедеративных отношений с Хорватией. 3 июля 1992 г. в БиГ было провозглашено Хорватское содружество Херцег-Босна со столицей в Мостаре, преобразованное 28 авг. в Хорватскую Республику. В то же время часть мусульман БиГ, не поддерживавшая военной политики правительства, 27 сент. 1993 г. провозгласила создание Автономного края Зап. Босния, а 26 июля 1994 г.- Республики Зап. Босния со столицей в г. Велика-Кладуша, что было попыткой доказательства возможности мирного сосуществования 3 народов на территории БиГ. Правительственные войска в авг. 1994 г. ликвидировали это образование, обвинив его руководителей в измене родине.

Каждое из новообразований на территории БиГ создавало свои органы управления и военные подразделения, при использовании к-рых в нач. 1992 г. началось территориальное разграничение. Уже к маю 1992 г. военные столкновения происходили во мн. районах БиГ. Начали поступать сведения о тысячах беженцев, «зачистках» территорий, концентрационных лагерях и т. п. Мировое сообщество предлагало различные способы урегулирования ситуации в БиГ, в основном путем кантонизации, к-рые не могли удовлетворить все стороны и лишь провоцировали новые столкновения конфликтующих сторон для установления контроля над территориями. В первый год противостояния сербы контролировали более 60% территории. В дек. 1992 г. Республика Сербская приняла Декларацию об окончании войны и защите своих границ политическими средствами. Но с 1993 г. мусульмане пытались отвоевать у сербов часть территорий, в то время как хорваты воевали и с мусульманами и сербами за «свои» территории. В БиГ были размещены миротворческие силы ООН, к к-рым потом присоединились силы НАТО, занимавшие антисерб. позицию. С февр. 1994 г. серб. позиции стали подвергаться ударам авиации НАТО. Перелом в ситуации наступил весной 1994 г., когда США заставили мусульман и хорватов пойти на примирение, а затем на создание Мусульмано-Хорватской Федерации, о чем было провозглашено 18 марта 1994 г. К кон. 1995 г. территория БиГ была поделена на 3 этнические области, с помощью НАТО серб. армия была ослаблена, мусульмане и хорваты смогли отвоевать у сербов значительную территорию.

Под давлением США и международных орг-ций противоборствующие стороны были вынуждены пойти на переговоры, к-рые состоялись на военной базе в Дейтоне (США, шт. Огайо) с 1 по 21 нояб. 1995 г. и заключались в согласовании и подписании пакета договоренностей, включавших карты разделения БиГ на 2 образования - Мусульмано-Хорватскую Федерацию БиГ (Сараево, 51% территории) и Республику Сербскую (Баня-Лука, 49% территории), военные аспекты урегулирования, гражданские вопросы гос. строительства, восстановления экономики, решения гуманитарных вопросов и т. д. Весь последующий период под управлением Верховного представительства ООН в БиГ осуществлялась намеченная в Дейтоне программа: формировались органы власти, проводились выборы в парламенты образований и гос-ва в целом, разграничивалась территория, разоружались военные формирования, создавались условия для возвращения беженцев и т. п.

Во время войны погибли 200-250 тыс. чел., многие были вынуждены стать беженцами: из Вост. Боснии, Вост. Герцеговины и Краины было изгнано ок. 800 тыс. мусульман, из Зап. Герцеговины, Ср. и Зап. Боснии - ок. 800 тыс. сербов, из Центр.- ок. 500 тыс. хорватов. Население страны сократилось на 1 млн чел. Было разрушено или повреждено 2/3 жилого фонда, промышленность к 1994 г. сократилась на 95%, ок. 70% мощностей по выработке электроэнергии вышли из строя.

До 2003 г. управление гос-вом осуществляют представители международных орг-ций ОБСЕ и ООН, имеющие самые широкие полномочия. Страна продолжает делиться на 2 национальных образования - Республику Сербскую и Мусульмано-Хорватскую Федерацию, внутри к-рой сохраняется разделение на хорват. и мусульм. кантоны. К сер. 2003 г. миротворческий контингент сокращен до 13 тыс. чел.

В 1992-1995 гг. были уничтожены или сильно пострадали многочисленные религ. объекты, как правосл., так и мусульм. и католич. Резиденции епископов правосл. Церкви в Мостаре, Сараеве и Тузле были разрушены, архиереи были вынуждены покинуть страну, почти все мон-ри закрыты. В Мостаре разрушен кафедральный собор, кафедра перенесена в мон-рь Тврдош, где находится и в наст. время. Правосл. б-ка в Сараеве сгорела, нек-рые церковные объекты минировались и взрывались по неск. раз. Мон-рь Житомислич, переживший вторую мировую войну, превращен в развалины.

С 1995 г. началось восстановление правосл. церковной жизни, к-рое осложнено территориальным разделением БиГ и миграцией правосл. населения из районов постоянного проживания. В 1994 г. была основана ДА во имя свт. Василия Острожского в Србине (Республика Сербская). В Сараеве открылась ДС во имя сщмч. Петра, митр. Дабро-Босанского. На территории Республики Сербской возобновлены или находятся в процессе возобновления все действовавшие ранее мон-ри и храмы, в средних школах Закон Божий введен в обязательный список дисциплин. В Федерации БиГ процесс восстановления правосл. храмов идет медленнее, продолжаются многочисленные провокации и нападения на храмы, с большим трудом удалось начать восстановление мон-ря Житомислич. Сократилось и католич. население. Сейчас действуют 2 францисканские провинции в Сараеве и Мостаре и 4 провинции частных сестер (3 в Сараеве, 1 в Мостаре), 281 приход, служат 238 священников, ок. 850 монашествующих. Открываются католич. колледжи. Начинается процесс возвращения мусульм. беженцев в серб. районы, строятся новые мечети. Для решения религ. вопросов действует Межрелигиозное вече, состоящее из представителей 4 религий страны: Православия, католицизма, ислама и иудаизма. В нач. 2003 г. власти БиГ приняли решение о возвращении верующим имущества, конфискованного у религ. общин в годы правления в Югославии И. Броз Тито.

Лит.: Ћоровић В. Босна и Херцеговина. Београд, 1925; он же. Политичке прилике у Босни и Херцеговини. Београд, 1939; Ћирковић С. Историjа средњовековне Босанске државе. Београд, 1964; Kulturna istorija Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 1966; Богичевић В. Писменост у Босни и Херцеговини. Сараjево, 1975; Наумов Е. П. Процессы развития этнического самосознания в Сербии и Боснии в XII-XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 94-117; Lesny J. Studia nad poczatkami monarchii Nemaniczow (polowa XI - koniec XII w.). Wrocław, Warszawa, Kraków, Gdańsk, Łodz, 1989. S. 5-134; Radić R. Verom protiv vere: Država i verske zajednice u Srbiji 1945-1953. Beograd, 1995; Акимова О. А., Турилов А. А. Этническое и культурное самосознание населения Боснии в XV в. // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 177-191; Антоний (Пантелич), иером. История Сербской Церкви. 1945-1995 гг.: Канд. дис. / МДА. Серг. П., 1996. Ркп.; Церковь в истории славянских народов. М., 1997; Милеуснић С. Духовни геноцид. Београд, 1997; Поповић Радомир, jереj. Српска Црква у историjи. Београд, 1997; Давидовић Светислав, прот. Српска православна црква у Босни и Херцеговини од 960 до 1930 г. Нови Сад, 1998; Мартынова М. Ю. Балканский кризис: народы и политика. М., 1998. С. 199-268; Станоjевић С. Историjа Босне и Херцеговине. Београд, 1999; Суботин-Голубовић Т. Српско рукописно наслеђе од 1557 г. до средине XVII в. Београд, 1999; Вяземская Е. К. Конфессия и национальность в историческом развитии Боснии и Герцеговины // Роль религии в формировании южнославянских наций. М., 1999; Акимова О. А. Межконфессиональные отношения в Боснии (кон. XIV-XV в.) // Славяне и их соседи. Вып. 7: Межконфессиональные связи в странах Центр., Вост. и Юго-Вост. Европы в XV-XVII вв. М., 1999. С. 15-39; Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М., 2001; История Сербии и Черногории: Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия. М., 2002.
Е. Ю. Гуськова, А. А. Турилов, А. В. Шестаков