Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ
Т. 2, С. 404-405 опубликовано: 4 марта 2009г.


АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ

Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг.
Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг.

Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг.
первоначально собор мон-ря ап. Андрея, расположенного на р. Треске недалеко от г. Скопье (Македония). Возведена и расписана в 1388-1389 гг., о чем сообщает посвятительная надпись на слав. языке, помещенная на зап. стене наоса над порталом. Ктитор храма, соорудивший церковь в честь соименного святого, королевич Андреаш (сын 2-го краля Вукашина и королевы Елены). А. а. ц. выстроена в соответствии с визант. традицией и принадлежит к памятникам морав. архитектуры. Это небольшая (длина без нартекса - 8,93 м, высота - 8,15 м) крестообразная в плане постройка (триконх). Рукава креста перекрыты позакомарно, барабан купола граненый. Поверхность стен, выложенных из чередующихся рядов камня и плинфы, прорезана нишами и люнетами, украшенными геометрическим орнаментом кладки плинфы. Внутреннее пространство боковых (сев. и юж.) рукавов креста завершается экседрами. Диаконник и жертвенник оформлены как неглубокие ниши в вост. стене по сторонам центральной апсиды. В 50-х гг. XVI в. был пристроен почти квадратный в плане невысокий нартекс.

Росписи А. а. ц.- центральное произведение серб. художественной школы кон. XIV в., связанной с именем митр. Иоанна II (Зографа) и его брата иером. Макария. К памятникам этой школы относятся также фрески собора Зрзетского Преображенского мон-ря, 1368-1369 гг., церквей вмч. Димитрия, ок. 1380 г., и свт. Николая, кон. XIV в., в Прилепе, Богородицы в Голобоко близ Безмишти на оз. Преспа (кон. XIV в.). Из надписи на слав. языке в жертвеннике А. а. ц. известно, что роспись выполнена митр. Иоанном и его помощником мон. Григорием. В куполе находилось изображение Господа Вседержителя (не сохранилось) в окружении Небесных Сил, в барабане - фигуры ветхозаветных пророков и св. Иоанна Предтечи, на парусах - евангелисты. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне с Младенцем, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, ниже, под регистром с полуфигурными изображениями святителей, расположена композиция Μελισμός (Преломление: т. н. Поклонение Жертве). В нишах диаконника и жертвенника - образы архидиаконов Стефана и Евпла, над к-рыми на зап. гранях вост. пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на сев. и юж. стенах,- Богородица, апостолы Петр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам А. а. ц. ограничена 2 циклами - двунадесятых праздников (1-й регистр) и Страстей Христовых (2-й регистр), под к-рыми - поясные изображения святых (в т. ч. прп. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, свт. Климента Охридского), в нижнем регистре - святые в рост. В нартексе А. ц. частично сохранилась роспись 1559-1560 гг. (в т. ч. образ ап. Андрея над вост. порталом), мастер к-рой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало серб. художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской Патриархии.

Роспись ц. ап. Андрея на Треске. Македония. 1388–1389 гг.
Роспись ц. ап. Андрея на Треске. Македония. 1388–1389 гг.

Роспись ц. ап. Андрея на Треске. Македония. 1388–1389 гг.

Фрески А. а. ц.- яркий пример подписного произведения палеологовской эпохи, в стиле к-рого сочетаются укрупненный масштаб композиций и отдельных фигур, восходящих к традициям росписи XIII в., с детализированным рисунком и разделкой «све́тов» в личном письме, характерных для монументальной и станковой живописи 2-й пол. XIV в. Ранее живопись А. а. ц. рассматривалась как пример местного провинциального и эклектичного искусства. Совр. исследователи показали, что фрески принадлежат к одному из лучших классицистических течений в серб. и визант. живописи посл. десятилетий XIV в. Так, Я. Пролович связывает стиль росписи А. а. ц. не только с произведениями местной школы, но и с памятниками, созданными солунскими или к-польскими мастерами, в частности с росписями мон-ря Пантократора на Афоне, 60-е гг. XIV в., иконой «Христос Пантократор» из этого мон-ря, 1363 г. (ГЭ), и иконой свт. Григория Паламы, кон. XIV в. (ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Лит. Петковић В. Р. Jедна српска сликарска школа XIV в. // Гласник Српског научног друштва. 1928. Т. 3: 1927. С. 51-61; Petković. Vol. 1. Pl. 147-148a; Vol. 2. Pl. 173-175; Радоjчић С. Маjстори старог српског сликарства. Београд, 1955. С. 26, 42-44. Табл. 27-29; Михайлов С. За архитектурата и живописта на манастирската црква «св. Андрей» на р. Треска // Археология. 1968. Т. 10. № 1. С. 9-18; Ђурић В. J. Радионица митр. Иована Зографа // Зограф. 1969. Т. 3. С. 18-33; idem. Византиjске фреске у Jугославиjи. Београд, 1975. С. 86-88. Табл. 95-97; Миљковић-Пепек П. О сликарима митр. Jовану и jером. Макариjу // Моравска школа и њено доба. Beograd, 1972. С. 239-247; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 177, 260. Прим. 166; Prolović J. Die Kirche des Heiligen Andreas an der Treska. W., 1997.
Б. Тодич, О. Е. Этингоф