Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БОЖЕДОМКА
Т. 5, С. 564-565 опубликовано: 6 августа 2009г.


БОЖЕДОМКА

[божедомье, божедомское место, убогие дома, скудельница], место для погребения умерших внезапной («невольной») смертью (без покаяния и причастия) - «невольных», или «заложных», покойников (удавленников, утопленников, замерзших, самоубийц, странников и др.). Рус. иерархи с древности настаивали на захоронении умерших без церковного напутствия в особых местах, вдали от храмов и правосл. кладбищ, и даже в нек-рых случаях запрещали их отпевать (под 1145 в Новгородской первой летописи записано «Утопоста два попа, и не да епископ над ними пети» - ПСРЛ. Т. 3. С. 213). В Поучении псковскому духовенству (1416) митр. Фотий так говорит о погребении «заложных» покойников: «В пустое место в яму вложити и закопати» (С. 46). Это предписание основано на евангельском тексте о «селе скудельниче», к-рое было куплено «за цену крови» Спасителя иудейскими священниками для погребения странников (Мф 27. 6-8). Отсюда же происходит одно из названий мест погребения «невольных» покойников - скудельницы.

Божедомские кладбища в Москве (по материалам Е. В. Скрынниковой)
Божедомские кладбища в Москве (по материалам Е. В. Скрынниковой)

Божедомские кладбища в Москве (по материалам Е. В. Скрынниковой)

Одновременно с церковной т. зр. на погребение погибших внезапной или насильственной смертью существовали народные представления, в соответствии с к-рыми было невозможно не только похоронить «нераскаянных» грешников на обычном кладбище, но и вообще предать их тела земле. Их тела не закапывали, а забрасывали ветками либо оставляли открытыми на растерзание птицам и зверям. «Его земля не принимает»,- говорили в народе, полагая, что лучший способ похоронить «заложного» покойника - это бросить тело в ров, яму или болото, где его засосет болотная гниль. В периоды бедствий преданные ранее земле тела «заложных» покойников выкапывали и оставляли на растерзание зверям и птицам, считая, что их погребение есть причина несчастий. В XIII в. этот суеверный обычай осудил Владимирский еп. св. Серапион, в XVI в.- прп. Максим Грек; это же явление описано в Правиле поповским старостам Патриарха Адриана (1697).

Церковь боролась с такой практикой и отстаивала необходимость погребать невольных покойников в особых местах - «божьих домах» (Б., или скудельницах). В XVI-XVII вв. в Москве на Никольском, Ильинском и Варварском крестцах существовали особые часовни, куда для опознания складывали «невольных» покойников (эти часовни, кроме Никольской, были уничтожены по указу Синода 1722). Собственно «убогие дома», или Б., находились вне городов, на возвышенных местах, и представляли собой помещения типа сараев с глубокими ямами, обычно со льдом, при них существовали божедомские кладбища, иногда часовни или небольшие церкви. Неотпетые тела складывали в ямы и оставляли до 7-го четверга по Пасхе - семика (или до Покрова) для опознания или отыскания возможных родственников. В семик в Б. посылался священник отпеть общую панихиду, а горожане приходили «провожать скудельницы», принося с собой к панихиде канун или кутью и свечи. После панихиды пришедшие засыпали яму с телами и выкапывали новую.

Погребение странников и неимущих считалось на Руси подвигом милосердия. На таких общих могилах часто строили мон-ри. В Новгородской первой летописи под 1390 г. записано: «Поставиша монастырь нов святаго Николу конец Люгощи улице и Чюдинцеве, на скудельницы» (ПСРЛ. Т. 3. С. 383). Прп. Даниил Переяславский († 1540) также основал свой мон-рь на месте захоронения нищих и странников, причем до его создания трудился над погребением таких людей: «Он же нощию исходя из монастыря... обреташе мертвыя повержены зверем на съедение... и отношаше в скудельницу, иже зовется божий дом» (Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца / Изд. С. И. Смирнов. М., 1908. С. 13).

В Москве божедомские кладбища существовали при ц. Николы Божедомского на Рождественке (Николы в Звонарях) (2-я четв.- 90-е гг. XVI в.), при ц. Параскевы Пятницы близ Пречистенки (ок. 1535 - сер. XVII в.), на месте Покровского мон-ря (30/50-е гг. XVI в.- сер. XVII в.), близ Андреевского мон-ря (1547-1648) и др. Последнее божедомское кладбище в Москве («при новых убогих домах», близ Марьиной Рощи) было упразднено указом Синода в 1763 г. Неподалеку от него открыли первое общегородское кладбище с храмом во имя прав. Лазаря, получавшее от властей деньги на погребение неимущих и т. о. ставшее преемником кладбища «на убогих домах».

Ист.: Послание митр. Фотия псковскому духовенству в 1416 г. // АИ. Т. 1. № 22; Уставная грамота Патриарха Адриана, данная архимандриту Троице-Сергиева мон-ря Евфимию / Сообщ. А. Н. Попов // ВМОИДР. 1851. Т. 11. С. 34; Максим Грек, прп. Против безумной и богомерзкой прелести тех, которые утверждают, что по причине погребения утопленника или убитого бывают вредные для роста земных произведений холода // Творения. Серг. П., 1996р. Ч. 3. С. 111-116.
Лит.: Снегирёв И. М. О скудельницах, или убогих домах, в России // Тр. и зап. ОИДР. М., 1826/27. Т. 3. Кн. 1; он же. Покровский мон-рь, что на Убогих домах, в Москве. М., 1899; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорус. народа в XVI и XVII столетиях. СПб., 1860. С. 178; Петухов Е. В. Серапион Владимирский, рус. проповедник XIII в. СПб., 1888. Приб. С. 14; Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 459, 460; Зеленин Д. К. Избр. тр.: Очерки рус. мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995п; Скрынникова Е. В. Божедомские кладбища: моск. некрополь // Моск. журнал. 2001. № 2. С. 60-62; Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности. СПб., 2002. С. 96-99.
Т. А. Исаченко, Е. В. Скрынникова
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь. Основные понятия Божедомка (скудельница), место погребения безвестных лиц и т.д.
См.также:
БОГОСЛУЖЕБНАЯ СИНОДАЛЬНАЯ КОМИССИЯ Русской Православной Церкви
ВКЛАДНЫЕ КНИГИ разновидность документов, велись в крупных рус. мон-рях и нек-рых соборах в сер. XVI - нач. XX в.
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения
ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях