Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БИРГИТТА
Т. 5, С. 221-222 опубликовано: 30 июня 2009г.


Содержание

БИРГИТТА

[лат. Birgitta, Brigida] (ок. 1302, Финстад, близ Уппсалы, Швеция - 23.07.1373, Рим), св. католич. Церкви (пам. 23 июля, 8 окт., в Швеции 7 окт.), основательница биргиттинского ордена. Род. в знатной семье лагмана (высшего должностного лица) обл. Уппланд Биргера Перссона, рано потеряла мать, воспитывалась в семье мачехи, влиятельной и благочестивой женщины. В детстве и юности Б. посещали мистические видения Девы Марии и Христа, страдающего на Кресте. В 1316 г. она вышла замуж за аристократа Ульфа Гудмарссона; была набожна, занималась благотворительностью и помогала больным. Родила 8 детей; одна из дочерей, католич. св. Екатерина († 1381, пам. 24 марта), стала ее последовательницей. В 1341-1343 гг. Б. вместе с супругом совершила паломничество в Испанию, в мон-рь Сантьяго-де-Компостелла. Ее муж после возвращения удалился в цистерцианский мон-рь Альвастра (Юж. Швеция). После его смерти (12 февр. 1344) Б. поселилась рядом с мон-рем, во время молитвы у нее были видения, к-рые она диктовала на швед. языке, а исповедник Б. и ее секретари (прежде всего богослов Петрус Олави, приор мон-ря Альвастра) записывали откровения на латыни.

Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в.
Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в.

Св. Биргитта. Гравюра. ХХ в.

В одном из видений Б. услышала призыв основать монашеский орден. В 1346 г. она получила от кор. Магнуса Эриксона имение Вадстена на оз. Веттерн (Юж. Швеция), где был построен первый мон-рь биргиттинского ордена. Однако прошение об утверждении ордена было отклонено папой Климентом VI. В 1349 г. Б. отправилась в Рим, в 1367 г. папа Римский Урбан V одобрил учреждение нового ордена. В 1372-1373 гг. она вместе с сыном и дочерью совершила паломничество в Св. землю и на обратном пути скончалась в Риме. В 1374 г. мощи Б. (кроме одной руки) были перевезены в Швецию в основанный ею Вадстенский мон-рь и стали его реликвией. Часть мощей (видимо, рука) хранилась в биргиттинском мон-ре Мариендаль (в наст. время в черте г. Таллин, Эстония). По одной из легенд, царь Петр I (1689-1721) обменял их у папы Римского Климента XI на античную статую Венеры Таврической. Б. канонизирована папой Римским Бонифацием IX 7 окт. 1391 г.; решение о канонизации утверждено Констанцским Собором (1414-1418).

Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в.
Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в.

Св. Биргитта. Статуя в Вадстенской монастырской церкви. XV в.

Лит. наследие Б.- это записи ее мистических откровений в форме поучений и бесед о борьбе Бога и диавола за души людей, о справедливом суде и милости Бога, заступничестве Богородицы за грешников, необходимости духовного совершенствования и праведной жизни. В ряде откровений она объявляла себя «невестой Христа», избранной Им для восстановления пришедшего в упадок благочестия, др. содержали осуждение нравов католич. духовенства и мирян, особенно критике подвергались социальные верхи общества. Часть текстов наполнена политическим содержанием: поддержка военного похода на Русь под предлогом борьбы с язычеством и Православием (в 1348 швед. кор. Магнус предпринял «крестовый поход» на Русь, потребовал от новгородцев принять католич. веру, пытаясь насильно крестить местное население); идеологическое обоснование восстания аристократов против кор. Магнуса Эриксона (1363); требование возвращения папы из Авиньона в Рим; заявление о необходимости прекращения Столетней войны между Англией и Францией.

В Швеции и отдельных областях соседней Норвегии массовое почитание Б. началось еще при ее жизни; с кон. XV в. ее почитают также в Финляндии, входившей в состав Шведского королевства, и в ряде др. регионов Европы, в особенности северных. Традиция приписывает Б. множество исцелений, изгнаний нечистой силы и др. Согласно источникам, она занималась религ. просвещением и активно боролась с пережитками язычества. После канонизации Б. стала одной из наиболее почитаемых в Сев. Европе святых, в Швеции ее причислили к небесным покровителям страны; ей приписывалась чудодейственная помощь в борьбе с внешними врагами королевства. В позднее средневековье почитание Б. способствовало развитию национального самосознания жителей Швеции и росту международного престижа страны. Но в период Реформации в Скандинавских странах (с 20-х гг. XVI в.) почитание Б. почти прекратилось. Причин было неск.: отрицательное отношение реформаторов к почитанию святых вообще, антилютеран. позиция биргиттинского ордена, пропаганда Б. учения об индульгенциях и традиц. римско-католич. догматики в целом. Лидер швед. последователей М. Лютера, О. Петри, поставил под сомнение истинность откровений Б., объявив их плодом ее воображения.

В наст. время в Швеции и Сев. Европе Б. воспринимается как одна из наиболее ярких личностей средневековья, чья деятельность имела огромное социально-политическое и культурное значение. В 1999 г. папа Иоанн Павел II провозгласил ее покровительницей Европы.

Иконография

Существует ок. 200 изображений святой (деревянная скульптура, роспись церквей, гравюра по дереву, вышивка и др.), повторяющих основные сюжеты: получение Б. откровений; «невеста Христова»; святая за чтением; записывающая видения; паломница в шляпе пилигрима, с посохом и тыквенной бутылкой в руках; Б. на коленях перед Распятием. Наиболее распространенными атрибутами Б. являются раскрытая книга, письменные принадлежности, четки, крест, лежащий на сердце, к-рое она держит на ладони.

Соч.: Uppenbarelser / Utg. G. E. Klemming. Stockholm, 1857-1884. 5 vol.; Revelationes extravagantes / Ed. L. Hollman. Stockholm, 1956; Uppenbarelser / Översättning av T. Lundén. Malmö, 1957-1959.
Ист.: Acta et processus canonizacionis Beate Birgitte / Ed. I. Collijn. Uppsala, 1924-1931.
Лит.: Brilioth Y. Den senare medeltiden 1274-1521 // Svenska kyrkans historia. Uppsala, 1941. Bd. 2; Klockars B. Birgitta och böckerna: En undersökning av den heliga Birgittas källor. Stockholm, 1966; idem. Medeltidens religiösa litteratur // Ny illustrerad svensk litteraturhistoria. Stockholm, 1967. S. 125-225; idem. Birgittas värld. Uppsala, 1973; Stolpe S. Birgitta i Rom. Stockholm, 1973; Мяэотс О. Н. «Откровения» св. Биргитты как историко-лит. памятник раннего Средневековья // Скандинавский сб. Таллин, 1986. Вып. 30. С. 167-174; 6 centenario della canonizzazione della S. Brigida: Proc. of the Intern. Study Meeting: Rome, Oct. 3-7, 1991. R., [1993]; Pernler S.-E. Hög- och senmedeltid // Sveriges kyrkohistoria. Stockholm, 1999. Bd. 2.
А. Д. Щеглов
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Монашество Римско-Католической Церкви Биргитта (ок. 1302-1373), основательница ордена биргиттинок, святая римско-католической Церкви (пам. 23 июля, 8 окт.) Биргиттинский орден, католический монашеский орден
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АДЕЛИНДА († ок. 926), прп. (пам. зап. 28 авг.), настоятельница мон-ря Бухау
АДЕЛЬГУНДА (630-684, 695 или 700), прп. (пам. зап. 30 янв.)
АДЕЛЬТРУДА († 696), прп. (пам. зап. 25 февр.), настоятельница в мон-ре Мобёж
АЙГУЛЬФ (ок. 630 – 676), прмч. (пам. зап. 3 сент.)
АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.)
АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО (ок. 1248-1309), визионерка, блж. католич. Церкви (пам. зап. 4 янв.)
АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)
АНДРЕА ДЕЛЬ ГУАСТО (1534-1627), основатель конгрегации августинских братьев-пустынников
АНСБАЛЬД ПРЮМСКИЙ († 886 ), прп. (пам. зап. 12 июля, 10 марта)