Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОРОФЕЯ, ХРИСТИНА, КАЛЛИСТА И ФЕОФИЛ
Т. 16, С. 43-44 опубликовано: 12 сентября 2012г.


ДОРОФЕЯ, ХРИСТИНА, КАЛЛИСТА И ФЕОФИЛ

[лат. Dorothea, Christe, Calliste et Thephilos Scholasticus], мученики Кесарие-Каппадокийские (пам. 6 февр.). Предположительно пострадали при имп. Диоклетиане (284-305). Основным агиографическим сочинением о Мученичестве Д., Х., К. и Ф. является лат. Житие, написанное не позднее VIII в. в Риме и известное в неск. редакциях. Одна из них была издана Жаном де Болландом (ActaSS. Febr. T. 1. P. 773-776) с указанием наиболее важных разночтений. Близким к тексту парафразом этого Жития является повествование о Д., Х., К. и Ф. под 6 февр. в Четиях-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского. В памятниках визант. и вост. агиографии эти мученики не упоминаются.

Согласно лат. Мученичеству, в Кесарии Каппадокийской жила девица-христианка Д., отличавшаяся мн. добродетелями. Во время гонений она была схвачена по приказу Саприция (Саприкия, Априция), наместника провинции, к-рый потребовал от нее принести жертвы языческим богам. Когда Д. отказалась выполнить это повеление, правитель приказал подвесить ее на дыбу и хлестать прутьями, а затем поднять на железной решетке и опалять тело мученицы огнем. Пытки не сломили волю Д. Тогда наместник отдал деву сестрам Х. и К., отрекшимся от Христа из-за страха перед мучениями, чтобы они склонили к этому и Д. Однако Д. убедила их покаяться, и они вновь исповедовали себя христианками. Саприций, узнав об этом, велел привести Д. и 2 сестер. По его приказу Х. и К. были сожжены заживо, а Д. снова подняли на железной решетке и хлестали прутьями по лицу. Не добившись отречения Д. от Христа, правитель приговорил ее к смертной казни через усечение мечом. Находившийся в то время при Саприции схоластик Ф., с насмешкой назвав Д. Невестой Христовой, просил прислать ему плодов и цветов с брачного торжества ее Жениха. Д. обещала исполнить его просьбу. Когда мученица молилась перед казнью, ей явился отрок и преподнес 3 яблока и 3 розы, к-рые она попросила передать Ф., после чего ей отрубили голову. Ф. пировал с друзьями и рассказывал о своей шутке, когда перед ним предстал отрок и подал ему дары со словами, что их шлет ему Д. с брачного пира своего Жениха. Ф. был поражен, увидев среди зимы цветы и фрукты, от к-рых исходило неземное благоухание, и открыто исповедовал себя христианином, о чем незамедлительно было донесено наместнику. Несмотря на уговоры и угрозы Саприция, он не отступил от Христа. После пыток Ф. отрубили голову.

Житие не содержит прямых сведений о времени кончины Д., Х., К. и Ф., однако, поскольку наместник провинции Саприций назван «президом» (praeses), можно предположить, что мученики пострадали после проведения имп. Диоклетианом адм. реформы (кон. III - нач. IV в.), когда была введена эта должность.

Память Д. и Ф. отмечена в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.), где они упоминаются дважды, под 6 и 12 февр., без указания места кончины. Память 6 февр. содержится во всех Мартирологах каролингской эпохи. За исключением Вандальберта Прюмского и Флора Лионского, составители приводят различные сведения о мучениках, заимствованные из лат. Жития. Из Мартиролога Узуарда сообщение о Д. было включено в Римский Мартиролог Цезаря Барония (кон. XVI в.).

В «Золотой легенде» Иакова из Варацце (XIII в.) содержится пересказ Жития Д., Х., К. и Ф. Рим. христиане Дор и Тея во время гонения бежали в Кесарию Каппадокийскую, где у них родилась дочь. При Крещении местный епископ дал ей имя, сложенное из имен родителей. Арест Д. объясняется не только ее исповеданием Христа, но и отказом выйти за Саприция замуж. Также описываются чудеса, к-рых нет в первоначальном мученичестве: в темнице Д. является ангел и исцеляет ее от ран; Д. молитвой ниспровергает идолов и мн. язычников обращает ко Христу; небесные дары ей приносит в образе отрока Сам Христос. Об обращении Ф. сообщается кратко, но при этом добавляется, что перед судом и казнью он принял крещение. Сюжеты из «Золотой легенды» послужили основой для изображений Д. в зап. иконографии и живописи, датируемых не ранее XIV в.

Мощи мучеников находятся в Риме в посвященной им церкви за Тибром, глава Д. хранится в ц. Санта-Мария ин Трастевере. Частицы мощей Д. имеются в Болонье, Арле, Лиссабоне, Праге и Кёльне. В Италии Д. молятся о плодородии земли.

В Зап. Церкви 6 февр. память также др. Дорофеи - девы-христианки из Александрии. Она была отправлена в изгнание по приказу имп. Максимина Дайи (305-313), безуспешно пытавшегося соблазнить ее. Сказание о ней содержится в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VIII 14) без упоминания имени, к-рое появляется только в лат. переводе Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. VIII 17). Последний сообщает, что она, оставив свое имение, добровольно бежала в пустынное место с верными слугами.

Ист.: BHL, N 2321-2325; ActaSS. Febr. T. 1. P. 779-784; MartHieron. P. 17, 19; MartUsuard. P. 86-88; MartRom. P. 51; ЖСв. Февр. С. 106-118; Wolf K. The Legend of St. Dorothy // AnBoll. 1996. Vol. 114. P. 41-72.
Лит.: MartHieron. Comment. P. 79; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 35; Doren R., van. Dorothée // DHGE. T. 14. Col. 684; Amore A., Celletti M. Ch. Dorotea e Teofilo // BiblSS. Vol. 4. Col. 820-826.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Святые неразделенной Церкви Дорофея, Христина, Каллиста и Феофил, мученики Кесарие-Каппадокийские (пам. 6 февр.)
См.также:
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АГРИППИНА († 257 или 262), мц. Римская (пам. 23 июня)
АКИЛИНА И КАЛЛИНИКА († ок. 250), мученицы (пам. 9 мая; зап. 24 июля)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АЛЬБАН БРИТАНСКИЙ (Веруламский), св., первомученик Англии (пам. 23 авг., зап. 22 июня)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)