Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАМБОДЖА
Т. 29, С. 720-729 опубликовано: 27 апреля 2017г.


КАМБОДЖА

[Королевство Камбоджа], гос-во в Юго-Вост. Азии, на юге п-ова Индокитай, на юго-западе омывается водами Сиамского (Таиландского) зал. Южно-Китайского м. Территория - 181 тыс. кв. км. На суше граничит с Таиландом на западе и северо-западе, с Лаосом на севере, с Вьетнамом на востоке и юго-востоке. Столица - Пномпень (2235 тыс. чел., включая проживающих в пригородах). Крупные города: Баттамбанг, Сиемреап, Сиануквиль. Офиц. язык - кхмерский. К.- член ООН (1955), МВФ (1970), МБРР (1970), АСЕАН (1999), ВТО (2004), Форума «Европа-Азия» (АСЕМ; 2004). География.

Большую часть поверхности страны занимает Камбоджийская равнина, сложенная аллювием и озерными отложениями. На юго-западе находятся горы Кравань высотой до 1813 м (пик Ораль - высшая точка К.) и хребет Дамрэй. Вдоль сев.-зап. границы тянутся юж. отроги массива Дангрэк. На востоке к К. относятся зап. отроги гор Чыонгшон и Центрального плато. Климат субэкваториальный, муссонный, с влажным летом и относительно сухой зимой. Средняя температура самого жаркого месяца (апр.) +30°С, самого прохладного (дек.) - 26°С; на равнине выпадает 700-1500 мм осадков в год, на наветренных юго-зап. муссону склонах гор - 2-3 тыс. мм в год. С севера на юг территорию страны пересекает крупнейшая р. Меконг. Речная сеть густая, характерны значительные сезонные колебания уровня воды (12-15 м в горах, 7-9 м на равнине). Крупнейшее на п-ове Индокитай мелководное оз. Тонлесап расположено в центральной части страны. На равнине растут преимущественно листопадные муссонные и саванновые леса. Наветренные склоны гор занимают вечнозеленые тропические леса. На побережье Сиамского зал. сохранилась редкая мангровая растительность.

Население. В 2008 г. население К. составляло 13,395 млн чел. (National Institute of Statistics of Cambodia); к 2011 г. этот показатель, по расчетам, вырос до 14,138 млн чел. По данным ООН на 2010 г. (U. N. Department of Economic and Social Affairs (DESA). Population Division), средняя ожидаемая продолжительность жизни - 63,7 года. Доля городского населения ок. 20% (сер. 2000-х гг.)

Народы, говорящие на австроазиат. языках, составляют 92,3% населения К., из них кхмеры - 87,1%, горные кхмеры - народы, ведущие полукочевой образ жизни (брао, кравет, краоль, крунг, куи, ламам, мнонг, тампуон, стиенг и др.),- 0,8, вьеты - 4,3%. Выходцев из Китая - 4,1%. Австронезийцев насчитывается 2,5%, из них чамы - 2,2%, горные чамы - 0,2, малайцы - 0,1%. Тайские народы составляют 0,9%, среди них лао - 0,6%, таи - 0,3%. В К. проживают также мьянма, тамилы, англичане, французы и др.

Государственное устройство. Согласно Конституции (промульгирована 21 сент. 1993), К. является унитарным гос-вом, форма правления - конституционная монархия. В адм. отношении территория К. состоит из 20 провинций (кхает) и 4 муниципий центрального подчинения (кронг). Глава гос-ва - король, которого избирает Совет короны, состоящий из председателя, 2 заместителей председателя Национальной ассамблеи, премьер-министра и высшего духовенства. Король не обладает исполнительной властью, но является главнокомандующим вооруженными силами и дает согласие на назначение высших должностных лиц.

Законодательная власть принадлежит 2-палатному парламенту, к-рый включает Национальную ассамблею (122 члена, избираемые всеобщим прямым и тайным голосованием граждан) и Сенат (2 из них назначаются королем, 2 избираются Национальной ассамблеей, 57 - путем непрямых выборов, осуществляемых профессиональными объединениями и различными группами населения). Срок полномочий членов Национальной ассамблеи составляет 5 лет, Сената - 6 лет. Председатель Сената в отсутствие короля является и. о. главы гос-ва. Высший орган исполнительной власти - Кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. Король утверждает состав кабинета после одобрения Национальной ассамблеей. Представитель победившей на выборах в Национальную ассамблею партии или коалиции становится премьер-министром. Его кандидатура определяется председателем Национальной ассамблеи и утверждается королем. Правительство несет коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей. В К. существует многопартийная система. Ведущие партии - Народная партия Камбоджи (НПК), Национальный объединенный фронт за независимую, нейтральную, мирную и кооперативную Камбоджу (ФУНСИНПЕК), национальная партия Камбоджи, Сам Рэнси.

Религия

По состоянию на 2010 г. большинство населения К. (согласно разным источникам, от 90 до 94%) исповедует буддизм (школа Тхеравада); среди китайцев и части вьетов встречаются последователи буддизма Махаяны. Ок. 2% - мусульмане-сунниты. Христианство исповедует менее 1% населения. В горных районах на северо-востоке распространены местные традиц. верования и культы. Новые религ. движения (вьет. синкретическое течение Као-Дай, Бахаизм) составляют ок. 0,3%.

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Пномпене. 90-е гг. ХХ в. (БПЦ)
Церковь вмч. Георгия Победоносца в Пномпене. 90-е гг. ХХ в. (БПЦ)

Церковь вмч. Георгия Победоносца в Пномпене. 90-е гг. ХХ в. (БПЦ)
Православие в К. известно с 90-х гг. XX в. Единственный правосл. храм в стране, во имя св. вмч. Георгия Победоносца при Посольстве Болгарии в Пномпене, находится в юрисдикции Болгарской Православной Церкви. 13 нояб. 2001 г. рус. правосл. общину в К. с архипастырским визитом посетил митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев; ныне Патриарх Московский и всея Руси). В результате поездки между Русской и Болгарской Православными Церквами была достигнута договоренность о возможности клириками Московского Патриархата совершать богослужения в храме вмч. Георгия Победоносца. В дек. 2001 г. решением Свящ. Синода РПЦ духовное окормление правосл. паствы в К. и Лаосе было поручено игум. Олегу (Черепанину), первому представителю РПЦ в Королевстве Таиланд. По благословению руководителя Управления МП по зарубежным учреждениям архиеп. Егорьевского Марка (Головкова) и в рамках программы развития Православия в Юго-Вост. Азии при поддержке Представительства РПЦ в Таиланде начал работу сайт «Православие в Камбодже». По состоянию на 2011 г. число православных в К. оценивается примерно в 100-150 чел., преимущественно это русские, болгары и представители др. традиционно правосл. народов, работающие и проживающие в К. Представитель РПЦ поддерживает постоянный контакт с Мин-вом культа и религии К. Рассматривается вопрос о гос. регистрации в стране РПЦ и строительстве правосл. храмов в Пномпене, Сиануквиле и Сиемреапе.

Старая католич. церковь в Баттамбанге. Разрушена «красными кхмерами» в 1975 г.
Старая католич. церковь в Баттамбанге. Разрушена «красными кхмерами» в 1975 г.

Старая католич. церковь в Баттамбанге. Разрушена «красными кхмерами» в 1975 г.
Римско-католическая Церковь в К. представлена 3 административно-каноническими единицами: апостольским вик-ством Пномпеня, созданным в 1850 г., а также выделившимися из него в 1968 г. апостольской префектурой Баттамбанга и апостольской префектурой Кампонгтяма. В 50-60-х гг. XX в. католики в К., согласно офиц. статистике, занимали 2-е место по численности после буддистов, что объяснялось значительным количеством проживавших в стране французов, а также наличием католиков среди вьет. меньшинства. В 70-х гг. в результате репатриации иностранцев, высылки вьетнамцев и репрессий режима коммунистов («красных кхмеров») количество христиан, в частности католиков, значительно сократилось. Множество католич. храмов было разрушено или закрыто, клирики и монашествующие уничтожены. Возрождение католич. Церкви в К. стало возможным после принятия новой Конституции, провозгласившей свободу совести и вероисповедания: началось восстановление храмов, активизировалась миссионерская деятельность. В 1991 г. в Пномпене и Сиануквиле открылись католич. школы, в 2002 г. в Баттамбанге - семинария.

Общее число католиков в К. составляет ок. 20 тыс. чел.

Плавающая церковь протестант. миссии в Камбодже
Плавающая церковь протестант. миссии в Камбодже

Плавающая церковь протестант. миссии в Камбодже
Протестантские церкви, деноминации и секты. Англиканская Церковь представлена в К. 2 епископальными общинами в Пномпене, входящими в еп-ство Сингапура. Насчитывается несколько десятков англикан, преимущественно граждан США и Великобритании, живущих в К. Баптисты имеют в К. ок. 3 тыс. верующих в 45 общинах, объединенных в Ассоциацию баптистов Камбоджи. Движение святости является самым давним протестант. направлением в К., представленным Кхмерской евангелической церковью. История ее становления связана с миссионерской деятельностью Христианского миссионерского альянса (Christian and Missionary Alliance), представители к-рого в 1922 г. с разрешения франц. властей учредили свои орг-ции в Пномпене. В 1925 г. были открыты первые в стране Библейская школа и семинария. Однако их работа сталкивалась с трудностями, вызванными законом 1932 г. о запрете прозелитизма. Христ. миссионерским альянсом был инициирован перевод Библии на кхмерский язык: НЗ был переведен к 1934 г.; перевод ВЗ был завершен в 1940 г. Полный перевод Библии на кхмерский язык был издан в 1954 г. Чтобы сделать церковь в К. более независимой от иностранной поддержки, руководство Христ. альянса внедрило принцип относительной самостоятельности, призывая пасторов в трудных ситуациях лично принимать решения и поддерживать общины. Позднее общины были преобразованы в полностью независимую Кхмерскую евангелистскую церковь, общее количество членов к-рой, по данным на 2010 г., составляет ок. 10 тыс. чел. От нее отделились общины этнических китайцев, образовавшие т. н. Независимые кит. конгрегации, которые насчитывают несколько сот верующих и сохраняют приверженность идеям Движения святости. Пятидесятничество (см. ст. Пятидесятники) представлено в К. Ассамблеями Бога, имеющими в стране 12 общин с общим количеством верующих 1 тыс. Новоапостольская церковь имеет в К. 3 тыс. прихожан в 3 общинах. Адвентисты седьмого дня (АСД), выделенные в Камбоджийскую адвентистскую миссию в рамках Союзной миссии Юго-Вост. Азии (South-East Asia Union Mission) в составе Южноазиатско-Тихоокеанского дивизиона Генеральной конференции АСД, по данным на 2010 г., образовали в К. 7 общин, объединивших 5,5 тыс. верующих. Свидетели Иеговы, по данным на 2011 г., насчитывают 498 чел. в 9 общинах. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) объединяют 182 адепта в 2 общинах. Др. менее значимые протестант. орг-ции и независимые церкви имеют неск. тыс. членов.

Общее количество протестантов, включая членов сект и маргинальных орг-ций, составляет от 20 до 70 тыс. чел. Существует определенное количество верующих, считающих себя христианами, но продолжающих соблюдать традиции и обряды буддизма. В основном ориентирующиеся на христ. радиопередачи, они составляют общины т. н. Изолированных радиоцерквей (Isolated Radio Churches) или общины т. н. буддистов, тайных приверженцев Христа (Hidden buddhist believers in Christ) (см.: Barrett. Encyclopedia. 2001. P. 163-165), к-рые при офиц. переписях населения могут считаться буддистами.

Ангкор-Ват. 1113–1150 гг.
Ангкор-Ват. 1113–1150 гг.

Ангкор-Ват. 1113–1150 гг.
Буддизм. Подавляющее большинство населения К. исповедует буддизм Тхеравады, к-рый стал доминирующим в кхмерском обществе с кон. XIII в. На протяжении столетий буддизм играл важную роль в формировании кхмерской культуры и образования, в первую очередь в сельской местности. В 70-х гг. XX в., в эпоху правления Пол Пота (псевдоним, образованный от франц. выражения politique potentielle, наст. имя Салотх Сар), буддийская сангха подверглась преследованиям. В результате репрессий мн. монахи погибли или были вынуждены покинуть страну, большинство мон-рей (ватов) было разрушено: до 1970 г. в стране действовало ок. 3 тыс. мон-рей и храмов, насчитывалось 55 тыс. членов сангхи, во время диктатуры «красных кхмеров» это число значительно уменьшилось. С 80-х гг. при поддержке правительства буддизм стал возрождаться; в наст. время Конституцией К. он провозглашен гос. религией.

Камбоджийская буддийская сангха состоит из 2 направлений. Основной монашеский орден в К., к которому принадлежит подавляющее большинство мон-рей и духовенства,- Маханикай. Широкие слои общества признают его главу духовным лидером камбоджийской буддийской сангхи. Элитарный реформистский орден Тхоммайут (Тхаммаютникай), гораздо меньший по численности, имеет значительное влияние, поскольку пользуется покровительством короля. Он был образован в Таиланде и принят правящими кругами К. в 1864 г. Престиж и влияние данного ордена, несмотря на то что его приверженцы живут в основном в районе Пномпеня, определяются ролью, которую он играет в жизни королевской семьи и аристократии.

Буддизм Махаяны является религией большинства китайцев и вьетнамцев, живущих в К. Поскольку кит. Махаяна исторически тесно связана с даосизмом и конфуцианством, элементы этих учений часто встречаются и в К.; помимо этого Махаяна в К. в значительной степени подвержена влиянию таких религ. традиций, как, напр., почитание предков и народных героев. Характерными чертами камбоджийской Махаяны являются почитание мн. Будд, бодхисатв и инд. божеств, вера в рай после земной жизни.

В К. действуют 4392 буддийских мон-ря (вата); общее количество буддистов разных направлений составляет от 12 до 13,5 млн чел. (2010 г.).

Ислам исповедуют этнические чамы (тямы) и малайцы, преимущественно в пров. Кампонгтям. Мусульмане страны являются приверженцами суннизма шафиитского масхаба. Они объединены в Исламскую ассоциацию Камбоджи (Cambodia Islamic Association), действуют Камбоджийская мусульманская студенческая ассоциация (Cambodian Muslim Student Association), Исламская молодежная ассоциация Камбоджи (Cambodia Islamic Youth Association), Исламская медицинская ассоциация Камбоджи (Islamic Medical Association of Cambodia). В наст. время в стране открыто ок. 250 мечетей, общее количество мусульман составляет ок. 300 тыс. чел.

Индуизм на протяжении долгого времени играл важную роль в стране, будучи одной из гос. религий Кхмерской империи. В К. также располагается один из 2 существующих в мире храмов, посвященных Брахме. Ангкор-Ват (в переводе с кхмерского - город-храм) является крупнейшим в мире индуистским храмовым комплексом.

Традиционные верования, преимущественно анимизм, продолжают доминировать среди этносов горных районов страны. Горные кхмеры, частично чамы, раде и джарай, имеют собственную иерархию духов со стоящим во главе верховным духом. Согласно их представлениям, духи, называемые «ян», неразрывно связаны с водой, огнем, землей, камнями, растениями (в первую очередь с рисом) и т. д. Контакт с духами осуществляется посвященными людьми (знахарями или шаманами), живущими в деревнях. Для умилостивления духов допускается принесение в жертву животных. Общее количество последователей этого культа может составлять, по разным источникам, от 100 до 300 тыс. чел.

Новые религиозные движения представлены синкретической сектой Каодай, возникшей в 20-х гг. XX в. во Вьетнаме и распространенной среди вьет. диаспоры К., относящейся к единому центру, Святому престолу, в Хошимине; в стране насчитывается ок. 30 тыс. ее последователей. Бахаизм (см. Бахаи религия) представлен в К. немногочисленными группами верующих в юж. части страны. Несмотря на быстрый рост общин после появления первых бахаистских проповедников в 60-х гг. XX в., в результате долгих лет гражданской войны количество адептов не превышает 12 тыс. чел., многие из к-рых иностранцы.

Э. Небольсин

История

Древнейший период

Первые поселения человека на территории К. относятся к эпохе палеолита. Как показали раскопки в Млу-Прей (Мелупрей), Лонгпрао и Самроунг-Сен, местное население уже к XIV тыс. до Р. Х. занималось земледелием, собирательством, рыболовством и охотой. Одна из наиболее развитых неолитических культур Юго-Вост. Азии - сомронгсенская (IV тыс. до Р. Х.), названная так по местонахождению обнаруженных остатков поздненеолитических поселений в центральной части К., к юго-востоку от оз. Тонлесап. При раскопках были найдены кости животных и рыб, многочисленные раковины съедобных моллюсков, каменные шлифованные топоры, тесла, долота, наконечники мотыг (некоторые с плечиками), костяные наконечники стрел и рыболовные крючки, а также много обломков глиняных сосудов, вылепленных вручную, разнообразные украшения (шлифованные браслеты из камня и раковин, бусы из камня, кости и раковин и др. предметы). Обнаружены также мегалитические постройки. В период позднего неолита в долинах рек стали появляться первые постоянные поселения земледельцев, развивалось орошаемое земледелие. Первые обитатели региона относились к австро-азиат. этнической группе, позднее они смешались с представителями дравидских народов Юж. и Вост. Индии, вытесненных ариями в Индокитай. В бассейне Меконга они контактировали с монголами из Китая, а затем с монами, переселившимися из долин рек Менам и Иравади. Т. о., сложилась мон-кхмерская этническая группа, к к-рой принадлежат совр. народы К. и часть населения нек-рых соседних гос-в.

I-VIII вв.

Первым гос. образованием на территории совр. К. стал Бапном (Фунань) (I-VI вв. по Р. Х.) с центром в нижнем течении р. Меконг, где находилась столица Вьядхапур. Во II-IV вв. его влияние распространялось на территории, занятые современными Таиландом, Бирмой и Малайзией. Гос. языком был санскрит, а религией - брахманизм (шиваизм и вишнуизм). В III в. стал распространяться буддизм. Население в долинах было занято земледелием, в основном выращиванием риса по берегам р. Меконг и оз. Тонлесап, и в ремесленном производстве. В стране развивалась внутренняя торговля, о чем свидетельствуют находки местных монет из золота, серебра, бронзы и олова, а также каменных и металлических гирь. К VI в. Бапном приходит в упадок, тогда как на севере все более крепнет ранее зависимое от него гос-во Ченла. В сер. VI в. правитель Ченлы Бхававарман I (ок. 550 - ок. 600) завоевал Бапном и основал новое гос-во кхмеров, хотя легенда называет основателем аскета Камбу Сваямбхуву, мифического родоначальника династии правителей Ченлы. Дошедшие до нас надписи Ченлы были сделаны на старокхмерском языке, а не на санскрите. Из них известно, что в тот период доминирующим был культ Харихары - синкретического божества, в статуях к-рого соединились черты Шивы и Вишну. После падения Ченлы никто больше не поклонялся Харихаре, район распространения буддизма значительно сократился в сравнении с фунаньским периодом. Политическое единство нового гос-ва оказалось непрочным. Непрерывные войны и междоусобицы привели в VIII в. к его распаду.

IX-XVII вв.

В IX в. в дельте р. Меконг и прилегающих к ней районах возникло кхмерское гос-во - империя Камбуджадеша (Ангкорская К.), основателем к-рого был Джаяварман II (802-850). Начался ангкорский период в истории страны, к-рая в XI-XII вв. превратилась в крупнейшее в Индокитае гос-во, занимавшее долину Меконга вплоть до Луангпрабанга (Луангпхабанга), юж. часть долины р. Менам и сев. часть п-ова Малакка. Постоянными соперниками Камбуджадеши были Тьямпа (Чампа) на востоке, бирм. царство Паган и мелкие монские княжества на западе и гос-во Дайвьет на севере. При Сурьявармане II (1113-1150) была построена новая столица с центром в храмовом комплексе Ангкор-Ват. Он считается вершиной кхмерского искусства и символом расцвета кхмерского гос-ва, подчинившего Тьямпу и неоднократно вторгавшегося в Дайвьет. Широкая завоевательная политика, грандиозное светское и религ. строительство ослабляли гос-во, к-рому приходилось также бороться с восстаниями и вторжениями монов и сиамцев. После смерти Сурьявармана II более 30 лет длилась борьба за трон, начались набеги тямов, восставших против центральной власти и в 1177 г. захвативших и разграбивших Ангкор. Воспользовавшись борьбой кхмерского населения против захватчиков, очередной правитель Джаяварман VII (1181-1219) разгромил тямов, чья страна опять стала вассалом кхмеров, вновь объединил и значительно расширил страну, границы К. проходили по территории современных Лаоса, Вьетнама и Малайзии.

Голландская карта Ловека. Гравюра. XVII в.
Голландская карта Ловека. Гравюра. XVII в.

Голландская карта Ловека. Гравюра. XVII в.
В Камбуджадеше было распространено натуральное хозяйство, которое базировалось на поливном рисоводстве. Существовала иерархическая система с господствующими классами в виде феодальной аристократии, шиваитского жречества и феодалов-чиновников. Основную массу населения составляли крестьяне-общинники и храмовые работники кхнюм. Король был земным воплощением бога Шивы (в отдельные периоды - Вишну или Будды), а культ Бога-короля (дэва-раджи) был принят в качестве гос. религии еще в IX в. Считалось, что процветание гос-ва и народа зависит от благополучия обожествленного правителя и его храма (линги), к-рый воздвигался в центре столицы на вершине горы. Храмы почитались как жилище бога и выражали в камне всю космогонию, воплощая во внешнем виде и внутренней архитектуре гармонию божественного порядка. Сооружение храмов являлось своеобразным жертвоприношением, сопровождавшимся определенными обрядами, и воспринималось как соглашение между богами и людьми. Власть Бога-короля была неограниченной, и ему, как полагали, принадлежали вся земля и ее обитатели. Высшие посты в гос-ве занимали члены королевской семьи, а также члены семей высших священнослужителей. Жрецами становились, как правило, брахманы, прибывавшие в К. из Индии.

Культ Бога-короля, наличие крупного храмового землевладения, огромная роль шиваитского жречества в политической и экономической жизни дают основание говорить о теократическом характере империи Камбуджадеша. Частые войны и широкое храмовое строительство вызвали истощение материальных и людских сил Ангкорской К., и в XIII-XIV вв. возникло религиозно-реформаторское движение в виде буддизма хинаяны (малой колесницы), направленное против шиваитского культа Бога-короля. Новое движение не требовало строительства тысяч храмов и выполнения дорогостоящих обрядов, отвергала наличие многочисленных священнослужителей, провозглашала равенство всех людей в их стремлении к нирване. Ослабление центральной власти и сокращение храмового землевладения вели к тому, что шиваитское жречество теряло влияние. Ожесточенная борьба жрецов старого культа против сторонников буддийского учения завершилась победой буддизма хинаяны, превратившегося в 1-й пол. XIV в. в гос. религию. При этом культ Бога-короля нек-рое время еще сохранялся, а верховный правитель считался воплощением Будды.

Этот период характеризуется постоянным ослаблением Ангкорской империи. В 1220 г. кхмерские войска оставили Тьямпу. Стал независимым север п-ова Малакка. В 1238 г. в долине Менама возникло тайское гос-во Сукотаи, войска которого во 2-й пол. XIII в. захватили значительные территории Ангкорской К., под властью ее королей остались лишь области, заселенные кхмерами. В 1283 г. монг. хан Хубилай потребовал от К. уплаты дани, и кор. Джаяварман VIII, опасаясь мести со стороны монголов, согласился в 1285 г. платить ему дань. Во 2-й пол. XIV - нач. XV в. кхмерам постоянно приходилось отражать нападения Сиама и Тьямпы. В 1353 г. сиамцы после 16 месяцев осады захватили Ангкор и возвели на престол своего короля, но через 5 лет этот правитель был свергнут и новым кхмерским королем стал брат погибшего правителя Сурьявамша. После длительных войн сиамцы в 1431 г. захватили и разграбили Ангкор и империя Камбуджадеша прекратила существование.

Восстановление независимости гос-ва К. относится к 1434 г., когда кор. Понья Ят (1405-1467) перенес столицу в Чадомук (ныне Пномпень), расположенный в центре кхмерских областей. Новому правителю и его преемникам пришлось вести постоянную борьбу с набегами сиамцев и тямов. К 1-й пол. XVI в. была достигнута нек-рая стабилизация военно-политического положения и наметился определенный экономический подъем. Постепенно восстанавливалась разрушенная войнами ирригационная система, расширялись площади обрабатываемых земель, стали добывать железную руду. Начался рост новых городов, таких как 2-я столица - Ловек, Удонг и Пурсат. В XIV-XV вв. структура кхмерского общества и гос-ва значительно изменилась. После падения Ангкорской империи рухнула теократическая власть Бога-короля и было подорвано храмовое землевладение. К. превратилась в небольшую, относительно слабую, децентрализованную монархию светского характера, где не прекращались династические распри. Господствовавший класс состоял из членов королевской фамилии, феодалов, чиновников и буддийского духовенства. Население страны преимуществено составляли гос. крестьяне-общинники, а сельская община являлась основной хозяйственной единицей. Крестьяне должны были платить подушный налог, отдавать 10-ю часть урожая, исполнять гос. трудовую и воинскую повинности.

В XVI-XVII вв. на К. по-прежнему нападали сильные соседи: Сиам и Дайвьет, поглотивший давнего соперника Тьямпу. Ведутся войны и с лаосскими княжествами. В 1593 г. сиамцы захватили камбоджийскую столицу Ловек, тысячи кхмеров были угнаны в Сиам, на четверть века К. стала вассальной сиамской территорией.

В сер. XVI в. в К. появились европейцы. Вначале в Ловеке поселились неск. португ. торговцев, затем появились католич. миссионеры из ордена доминиканцев. Португ. и испан. советники кхмерского короля попытались воспользоваться тяжелым положением страны и подчинить ее Испании. Из Манилы в Пномпень была направлена военная экспедиция, в К. прибыло также большое число католич. миссионеров. В 1599 г. вспыхнуло массовое восстание кхмеров против иноземных захватчиков. Были изгнаны испан. миссионеры и солдаты. В 1618 г. кхмеры вынудили сиамский гарнизон покинуть Ловек, и в последовавшей многолетней войне они отстояли свою независимость. Однако внутри страны усилились феодальные усобицы. В борьбе за власть кхмерские феодалы пытались прибегнуть к помощи соседних гос-в и иностранных наемников. Иноземные войска грабили и разоряли страну. В XVII в. Дайвьет неоднократно вторгался в К. и возводил на камбоджийский престол своих ставленников. В 1674 г. вьетнамцы разделили К. на 2 зависимых гос-ва, отторгнув от нее левобережье, а впосл. дельту Меконга.

XVIII-XIX вв.

В нач. XVIII в. К. была вновь объединена, однако борьба феодальных кланов, опиравшихся на сиамские или вьет. войска, продолжалась. Постепенно страна попала в зависимость от сильных соседей, и ее территория превратилась в поле длительного вьетнамо-сиамского противостояния, продолжавшегося с 1-й пол. XVIII до 2-й пол. XIX в. В 1834 г., воспользовавшись династическими распрями камбоджийской элиты, Вьетнам (до 1804 Дайвьет) оккупировал страну. Угроза окончательной потери независимости и национальной культуры объединила кхмеров, которые, получив поддержку Сиама, подняли восстание и сумели изгнать вьетнамцев из страны. Тем не менее по соглашению 1845 г. К. вновь оказалась «под совместной защитой» Сиама и Вьетнама. Попытки короля-реформатора Анг Дуонга (1841-1860) модернизировать страну с целью укрепления центральной власти и национального суверенитета успехов не принесли из-за обструкционистской политики правящей верхушки, выступавшей против любых изменений, к-рые ограничивали их власть и привилегии. После смерти короля и вступления на трон его сына Нородома (1860-1904), во внешней политике ориентировавшегося на Францию, вновь начались внутренние смуты и мятежи.

Колониальный период

11 авг. 1863 г. кор. Нородом подписал с Францией договор о протекторате и в К. был назначен франц. консул. В 1864 г. Нородом был коронован совместно французами и сиамцами, а в 1867 г. Сиам отказался от сюзеренных прав на К. в обмен на ее зап. провинции. Отныне основные политические решения принимались только с одобрения франц. представителя. По мере формирования новых владений в виде Французского Индокитая во Вьетнаме и в Лаосе франц. резиденты при камбоджийском короле все активнее участвовали в решении вопросов внутренней политики страны, добиваясь создания более благоприятных условий для притока франц. капиталов. Первая попытка модернизации традиционной модели организации власти и общества была предпринята в 1877 г., когда под давлением франц. резидента кор. Нородом подписал декрет, по к-рому члены королевской семьи отстранялись от управления, однако сохраняли свои титулы и получали гос. содержание. В связи с саботажем со стороны гос. аппарата реальных изменений после провозглашения декрета 1877 г. в стране не произошло, и французы в 1884 г. вынудили кор. Нородома подписать договор, согласно к-рому все чиновники ставились под контроль франц. резидента, а Пномпень переходил под его прямое управление.

Протест камбоджийской верхушки выразился в восстании 1885-1886 гг., к-рое было организовано при негласной поддержке со стороны Нородома и получило название «движение в защиту короля». Французы были вынуждены в 1886 г. подписать новый договор, к-рый учитывал интересы кхмерской бюрократии. К. приобрела права довольно широкой автономии и в таком качестве в 1887 г. была включена в сформированный Францией Индокитайский союз. Была создана централизованная адм. система, полностью подконтрольная верховному франц. резиденту, что обеспечило политическую стабильность и эффективность в управлении, а экономические реформы позволили стране сделать заметный рывок в развитии.

В 20-х гг. XX в. в К. началось пробуждение национального самосознания камбоджийцев. Апеллирование к эпохе империи Камбуджадеша явилось важнейшим элементом националистической пропаганды, а изображение башен храмового комплекса Ангкор-Ват появилось на камбоджийском флаге. Ядро 1-го организованного национального движения составили учащиеся созданного французами в 1930 г. Буддийского ин-та в Пномпене. Второе движение формировалось вокруг нелегальной кхмерской секции Компартии Индокитая, созданной при поддержке Коминтерна в 1930 г.

Политическое влияние националистической оппозиции было более значимым, чем коммунистической, в среде буддийского духовенства, учащейся молодежи, образованных городских слоев, а также представителей властной верхушки. В 1935 г. в Пномпене сложилась группа молодых, националистически настроенных интеллигентов из Буддийского ин-та, Высшей школы пали и Колледжа Сисовата. Лидеры движения были тесно связаны с т. н. старшей ветвью королевского дома К., к-рую французы фактически отстранили от правления в кхмерской властной иерархии. В 1904 г. при поддержке франц. структур королем был избран Сисоват. Националистам удалось добиться того, что после смерти в 1941 г. преемника Сисовата кор. Монивонга королем был избран 18-летний Нородом Сианук, представлявший одновременно старшую и младшую ветви кхмерского королевского дома.

Поражение Франции в Европе в 1940 г. существенным образом повлияло на расстановку сил в Юго-Вост. Азии. Таиланд (до 1939 и в 1945-1948 Сиам) 30 нояб. того же года начал военные действия против Индокитайского союза. 9 мая 1941 г. при поддержке Японии Таиланду удалось подписать с правительством Виши договор, согласно которому часть камбоджийской территории, расположенной к северу от 15-й параллели, отошла Таиланду. После подписания соглашения Япония получила право на размещение своих войск на территории Индокитая. Националисты в июле 1942 г. предприняли неудачную попытку организовать вооруженное выступление против франц. колониальных властей. 9 марта 1945 г. японцы совершили в Индокитае гос. переворот, распустив франц. администрацию в Камбодже, во Вьетнаме и в Лаосе. Япон. войска интернировали франц. подразделения и выпустили из тюрем всех политических заключенных. 12 марта молодой кор. Сианук подписал 2 продиктованных японцами декрета, в к-рых объявлялось о расторжении всех ранее подписанных соглашений с Францией. 14 авг. 1945 г. К. провозгласила гос. независимость. Вскоре Япония капитулировала, и 9 окт. того же года французские подразделения без боя вошли в Пномпень.

После переговоров франц. администрации с новым правительством в янв. 1946 г. было подписано временное соглашение о том, что К. в качестве автономного гос-ва остается в составе Французского Союза. При этом Франция сохраняла контроль над внешними сношениями К. Были созданы первые политические партии, ведущей стала основанная в 1946 г. Демократическая партия. Второй по численности и влиянию была Либеральная партия. В 1947 г. появилась Партия кхмерского обновления во главе с Лон Нолом, буд. организатором переворота 1970 г. По Конституции 1947 г. К. провозглашалась конституционной монархией. 8 нояб. 1949 г. был подписан новый франко-камбоджийский договор, в соответствии с которым Франция признавала К. независимым государством, а К. подтверждала свою принадлежность к Французскому Союзу.

В кон. 40-х гг. началась вооруженная национально-освободительная борьба против франц. господства, ведущую роль в к-рой играли левые силы во главе с Народно-революционной партией Камбоджи. 9 нояб. 1953 г. в Пномпене франц. администрация заявила о прекращении деятельности в К., и франц. войска были выведены из страны.

Период независимости

2 марта 1955 г. Нородом Сианук отрекся от престола в пользу своего отца Нородома Сурамарита. Этот акт открывал возможности для активного участия Сианука в политической жизни страны в качестве премьер-министра. Затем он объявил о создании Народно-социалистического сообщества (Сангкум), к-рое должно было стать политическим фундаментом власти бывш. монарха и господствующей в стране политической силой. В него вошли сторонники Сианука из аристократических кругов, а также лидеры множества распавшихся мелких партий. Была выдвинута концепция «кхмерского буддийского социализма», в основе к-рой лежали идеи социального равенства, справедливости, неприятия капитализма, а также национализма и соблюдения буддийских традиций. В области внешних отношений К. придерживалась политики нейтралитета. В 1955 г. К. участвовала в Бандунгской конференции и стала членом ООН. 23 апр.- 13 мая 1956 г. между К. и СССР были установлены дипломатические отношения.

В нач. 1960 г. скончался кор. Нородом Сурамарит. 12 июня был учрежден глава гос-ва - король, им стал Нородом Сианук. Король начал проводить политику укрепления личной власти, осуществляя репрессии как против левых, так и против правых сил. Было принято решение отказаться от амер. помощи, которая за 1955-1964 гг. составила свыше 400 млн долларов, почти 100 млн долларов шло на содержание армии. По соглашению с Демократической Республикой Вьетнам, подвергшейся в 1965 г. агрессии со стороны США, К. предоставляла свою территорию для тыловых баз вьет. партизан. Приграничные с Вьетнамом районы К. подверглись ударам амер. авиации, и страна фактически оказалась втянута во 2-ю индокитайскую войну. Национальное собрание 18 марта 1970 г. объявило, что «нация находится в опасности», и наделило правительство чрезвычайными полномочиями. Депутаты также единогласно выразили вотум недоверия Нородому Сиануку как главе гос-ва, в стране установился режим во главе с ген. Лон Нолом.

Переворот 18 марта 1970 г. стал переломным моментом в совр. истории К. и привел к полной смене приоритетов в экономике и политике. 9 окт. К. была провозглашена Кхмерской Республикой, началась подготовка новой конституции. Были предприняты попытки реформирования экономики, включая внедрение программы развития кхмерской деревни. Все эти действия нового режима потерпели крах из-за отсутствия поддержки со стороны народных масс, а также в связи с развернувшейся гражданской войной. Новую власть поддержали политически активные круги городского общества, тогда как крестьянство открыто выразило недовольство режимом. Начались массовые стихийные выступления в поддержку Сианука. В 1973 г. правительственные силы потеряли контроль над большей частью сельской местности, где коммунистические силы создали «освобожденные районы». 1 апр. 1975 г. Президент Кхмерской Республики ген. Лон Нол бежал из Пномпеня.

17 апр. в город вошли боевые части «красных кхмеров», позднее прибыл их лидер Пол Пот. 25-27 апр. был проведен Чрезвычайный национальный конгресс. Было объявлено о намерении образовать в К. «национальное сообщество согласия, основанное на равенстве и демократии, отсутствии эксплуататоров и эксплуатируемых, богатых и бедных, где все будут трудиться». Была принята программа действий, в к-рой предусматривались ликвидация частной собственности, отмена денег, радикальная коллективизация села, организация в стране кооперативов высшего типа с общими кухнями, переселение людей из всех городов в сельскую местность, уничтожение всех рынков, ликвидация монашества.

Страна была вновь переименована и 5 янв. 1976 г. получила название Демократическая Кампучия. Официальным главой гос-ва считался Нородом Сианук, но реальной власти он не имел. В апр. 1976 г. состоялась 1-я сессия нового высшего органа гос. власти - Собрания народных представителей. 250 депутатов представляли крестьян (150 чел.), рабочих (50 чел.), революционную армию (50 чел.). Все они были назначены специальным решением партийного центра. На сессии Сианук подал в отставку. Был образован Гос. президиум, к-рый возглавил Кхиеу Самфан. Премьер-министром стал Пол Пот.

Осенью 1975 г. был разработан план «большого скачка», а в авг. 1976 г. принят 4-летний план развития, предусматривавший широкое ирригационное строительство и значительный рост производства продовольствия, в первую очередь риса. В соответствии с этим планом были разработаны годовые планы развития, к-рые постоянно подвергались корректировкам. Для выполнения плана по экспорту риса производились регулярные снижения норм питания. В результате резко упала производительность труда, снизилось производство риса, начался голод. В неудачах обвинили «внутренних врагов, замаскировавшихся в рядах партии», и с кон. 1976 г. начались массовые чистки Коммунистической партии Кампучии (КПК). По разным данным, в результате массовых репрессий и политики геноцида за 4 года правления режима «красных кхмеров» было убито от 1,7 до 3 млн чел., т. е. до 40% населения страны. Это вызвало сопротивление и появление в партийно-военном аппарате оппозиции по отношению к режиму. К нояб. 1978 г. почти половина страны контролировалась мятежными полевыми командирами и вьет. силами.

В дек. 1978 г. был создан Единый фронт национального спасения Кампучии. 25 дек. оппозиционные силы при поддержке вьетнамских войск начали полномасштабное наступление и 7 янв. 1979 г. вошли в Пномпень. В 1979 г. была провозглашена Народная Республика Кампучия, началось формирование новой исполнительной власти в центре и на местах. Верховным исполнительным органом стал Народно-революционный совет Кампучии, который возглавил Хенг Самрин. В июне 1981 г. была принята новая Конституция. К. приступила к восстановлению разрушенной экономики и встала на путь построения социалистического общества, руководящая роль в создании которого принадлежала КПК. В 1981 г. КПК была переименована в НРПК (Народно-революционная партия Кампучии).

Новая экономическая политика позволила привлечь на сторону властей большинство крестьян, что стало решающим фактором после вывода из страны вьетнамских войск и обострения борьбы с полпотовцами, продолжавшими контролировать значительную часть территории страны. В 1989 г. Кампучия стала называться Государство Камбоджа. Были внесены поправки в Конституцию страны, отменена смертная казнь, буддизм был объявлен гос. религией; было принято решение о реституции, объявлено о гарантиях сохранения частной собственности. В окт. 1991 г. на VI съезде НРПК стала называться Народной партией Камбоджи (НПК) и был выбран курс на рыночную экономику. К нач. 90-х гг. НПК начала процесс мирного урегулирования как наиболее влиятельная политическая организация страны.

Для преодоления разногласий между враждующими группировками внутри страны, окончательного прекращения военных действий и установления мира ООН взяла на себя роль посредника. 23-28 мая 1993 г. были проведены всеобщие выборы, в к-рых приняли участие более 4,2 млн камбоджийцев, или почти 90% зарегистрированных избирателей. На выборах победила монархическая партия сторонников кор. Нородома Сианука Национальный объединенный фронт за независимую, нейтральную, мирную и кооперативную Камбоджу (ФУНСИНПЕК), набрав 45,4% голосов и завоевав 58 из 120 мест в парламенте, 2-й вопреки прогнозам международных аналитиков стала НПК - 38,2% голосов и 51 депутатское место. ФУНСИНПЕК получил 11 министерских постов, НПК - 10, а Буддийская либерально-демократическая партия Сон Санна - 3 министерских портфеля. 21 сент. 1993 г. Конституционная ассамблея приняла новый Основной закон страны, по к-рому К. вновь стала монархией во главе с Нородомом Сиануком, но теперь он осуществлял лишь представительские функции. Новая Конституция провозгласила установление в стране многопартийного либерально-демократического режима, гарантирующего соблюдение прав человека и верховенство закона. Были провозглашены курс на рыночную экономику, а во внешней политике - принцип нейтралитета и неприсоединения.

В июле 1994 г. был издан указ Национальной ассамблеи, согласно которому орг-ция «красных кхмеров» и их деятельность были объявлены вне закона. Был установлен 6-месячный срок амнистии для рядовых бойцов. В дек. 1998 г. правительственным войскам сдалась последняя группа «красных кхмеров» во главе с Кхиеу Самфаном.

В июле 1998 г. прошли выборы: НПК получила 41% голосов и 64 депутатских мандата, ФУНСИНПЕК - 31% голосов и 43 места, КНП - 14% голосов и 15 мест. Для формирования правительства по Конституции требовалось 2/3 голосов в парламенте, но лидеры оппозиции отказались признать результаты выборов. После вмешательства Сианука стороны пошли на примирение. Решающую роль сыграла, однако, позиция Евросоюза и особенно Японии как главного донора К., согласившихся на сохранение помощи лишь при условии разрешения политического кризиса. Вновь было сформировано 2-партийное правительство НПК и ФУНСИНПЕК. Внешнеполитическую сферу и финансово-экономический блок взяла под свой контроль НПК. Роялисты стали младшим партнером коалиции, получив в кабинете лишь социальный блок. Т. о., НПК стала доминирующей партией в стране. Этому способствовал и заметный прогресс в развитии экономики страны, обеспеченный в первую очередь за счет помощи из-за рубежа. НПК уделяла серьезное внимание развитию села, законодательными мерами обеспечив прекращение обезземеливания крестьян и рост числа мелких собственников, всегда являвшихся базой коммунистов.

На парламентских выборах 2003 г. НПК вновь победила, набрав 47% голосов. На 2-е место впервые вышла Национальная партия Сам Рэнси, получившая ок. 22% голосов; тройку лидеров замыкали роялисты с 21% голосов. После формирования коалиционного правительства НПК и ФУНСИНПЕК в роялистской партии произошел раскол. Мн. рядовые члены перешли в НПК и КНП, а ФУНСИНПЕК окончательно потерял влияние в стране.

В окт. 2004 г. кор. Нородом Сианук объявил об отречении от трона по состоянию здоровья и о передаче его младшему сыну Сихамони. Уход Сианука с политической арены произошел в тот момент, когда политическая система обрела устойчивость, а правящие круги вступили на путь постепенной консолидации. В 2006 г. была принята поправка к Конституции, согласно к-рой для формирования правительства вместо прежних 2/3 голосов депутатов стало достаточно 50% плюс 1 голос. На выборах 2008 г. НПК добилась гораздо большего успеха, получив 90 из 122 мест в парламенте, у бывш. коммунистов появилась возможность формировать однопартийное правительство. КНП получила 26 депутатских мандатов, а ФУНСИНПЕК - лишь 2, что стало свидетельством ухода роялистов с политической арены К. и фактического появления в стране 2-партийной политической системы.

Религиозное законодательство

На протяжении мн. веков религия оставалась одним из важнейших факторов жизни камбоджийцев. С Х в. индуизм, а затем буддизм были гос. религией, а правивший гос-вом король был одновременно духовным главой страны. В отдельные периоды существовал культ Бога-короля. В период независимости политика властей в отношении религии неоднократно менялась - от слияния гос-ва и буддийских лидеров в годы правления кор. Сианука и политики партнерства с буддизмом главы гос-ва в 1-й пол. 70-х гг. ХХ в. ген. Лон Нола до антирелиг. кампании, направленной на искоренение религии вплоть до физического уничтожения всей монашеской сангхи во времена господства «красных кхмеров». После их свержения власти страны взяли курс на возрождение буддизма и укрепление его роли в общественной жизни К. В 1989 г. буддизм был провозглашен гос. религией К., принятая 21 сент. 1993 г. Конституция предусматривает свободу вероисповедания и запрещает дискриминацию, основанную на религ. убеждениях. Граждане К., а также иностранцы, временно или постоянно проживающие в стране, могут свободно исповедовать любую религию. В то же время правительство участвует в организации буддийских праздников, финансирует буддийское обучение и образование монахов, поддерживает Буддийский ин-т, к-рый проводит исследования и издает материалы по кхмерской культуре и буддийским традициям.

Согласно закону, все религ. группы, включая буддистов, должны для регистрации своей деятельности подать в Мин-во культов и религий декларации; последнее особенно необходимо, если есть намерение построить храм или провести религ. церемонии. В декларации должны быть четко сформулированы религ. взгляды и действия, к-рые не должны наносить оскорбление др. религ. группам, приводить к общественным спорам или подрыву национальной безопасности. Штраф за уклонение от регистрации отсутствует.

Юридически различаются права храмов и арендованных мест для молитв. При регистрации храма требуется, чтобы группе, его основавшей, принадлежали здание и земля, на которой расположен храм. Община храма должна насчитывать минимум 200 чел., 100 из них должны поддержать заявление о регистрации. Место для молитв может быть расположено на арендованной собственности и количество верующих не ограничивается, необходимо только, чтобы их было не менее 20 чел.

Постановление правительства по контролю над иностранными религиями требует регистрации храмов и духовных школ. Для начала строительства нового храма должно быть представлено правительственное одобрение. Храмы должны быть расположены по крайней мере в 2 км один от другого и не могут использоваться в политических целях или для сокрытия преступников. Требование соблюдения определенного расстояния между храмами выдвигается только при строительстве новых храмов. Религ. группы не должны открыто критиковать друг друга. Как правило, процесс одобрения строительства новых храмов крайне долог. Разрешено обучение буддизму в гос. школах, др. религ. орг-циям можно преподавать свои учения в частных школах. В 2008 г. правительство приняло решение, позволившее всем мусульм. студентам и правительственным служащим носить ислам. одеяние во время занятий, а также на рабочем месте.

Н. А. Толмачёв