Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЛАТРАВА
Т. 29, С. 425-429 опубликовано: 6 марта 2017г.


КАЛАТРАВА

[испан. Calatrava], духовно-рыцарский орден в Испании; основан во 2-й пол. XII в. Исторически орден тесно связан с крепостью Калатрава (ныне Калатрава-ла-Вьеха, близ совр. г. Каррион-де-Калатрава, пров. Сьюдад-Реаль; от араб. Калъат-Рабах), построенной в IX в. кордовским эмиром Мухаммадом I у юж. оконечности гряды Толедских гор. В XII в. замок контролировал основную дорогу из мусульманского Андалуса в королевство Толедо (часть королевства Леон и Кастилия, позже - Нов. Кастилия). В 1147 г. крепость была завоевана христианами; король Леона и Кастилии Альфонсо VII передал ее в управление тамплиерам. Калатрава стала самым юж. форпостом на пограничных землях, с 3 сторон крепость окружали мусульм. территории. В 1157 г., в начале правления наследника Альфонсо VII кор. Санчо III, тамплиеры вернули крепость королю. После длительных переговоров новым защитником крепости стал Раймундо, аббат цистерцианского мон-ря Санта-Мария-ла-Реаль (Фитеро). В янв. 1158 г. кор. Санчо III подписал грамоту, согласно к-рой аббату мон-ря Фитеро передавалась власть над крепостью и ее окрестностями. Для защиты замка в Калатраву прибыли монахи-воины из аббатства Фитеро и рыцари из Толедо. Толедский архиеп. Хуан II предоставил аббату Раймундо денежную помощь, а также обещал индульгенцию всем, кто примут участие в обороне Калатравы. Это способствовало увеличению численности рыцарей и монахов, проживавших в крепости, и росту влияния новой общины. После смерти аббата Раймундо главой общины стал Гарсия де Редон (1164-1169), автор устава («Formae vivendi»), утвержденного на генеральном капитуле цистерцианцев и заверенного буллой папы Римского Александра III в 1164 г. В 1187 и 1199 гг. при одобрении Римских пап в устав ордена были внесены добавления (Bulario de la Orden Militar de Calatrava. P. 3-4). Поскольку аббатство Фитеро, откуда прибыли большинство монахов К., подчинялось цистерцианской обители Моримон, а не Сито, то в дальнейшем именно аббаты мон-ря Моримон получили право визитации и пастырского попечения над новым духовно-рыцарским союзом, ставшим частью цистерцианского ордена.

Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в.
Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в.

Крепость Калатрава-ла-Вьеха. IX в.
Период до кон. XII в. характеризовался постепенным ростом владений ордена: в 1174 г. К. отошла крепость Сорита-де-лос-Канес; в 1179 г. кор. Альфонсо II Арагонский передал ордену замок Альканьис, тем самым положив начало арагонской ветви ордена; в 1183 г. под управление К. были переданы имения близ Абенохара и Агудо. Однако после поражения от мусульман христ. армии кор. Альфонсо VIII в битве при Аларкосе (1195) крепость Калатрава была захвачена альмохадами. Орденская резиденция была перенесена в Сируэлос, а с 1198 г.- в крепость Сальватьерра (до 1212 орден назывался по этому замку). В 1212 г. рыцари ордена приняли участие в крестовом походе, организованном после захвата в 1211 г. Сальватьерры мусульманами. В результате победы в сражении при Лас-Навас-де-Толоса после взятия Баэсы и Убеды под власть христиан были возвращены основные земли, принадлежавшие ордену (замок Сальватьерра оставался в руках мусульман до 1226). Однако крепость Калатрава потеряла ключевое значение, новой резиденцией ордена стал замок Калатрава-ла-Нуэва (Нов. Калатрава), в 1213-1217 гг. выстроенный на месте крепости Дуэньяс. Калатрава-ла-Вьеха (Ст. Калатрава) оставалась центром орденских владений (энкомьенды) в Леоне и Кастилии.

После поражения при Аларкосе (1195) и переноса центра ордена в Сируэлос, а затем в Сальватьерру арагонские рыцари К. избрали нового магистра - Гарсию Лопеса де Мовента, несмотря на то что прежний, Нуньо Перес де Киньонес, продолжал исполнять свои обязанности. Резиденцией нового магистра стал замок Альканьис. Этот раскол в ордене усугубился после смерти Гарсии Лопеса де Мовента и избрания магистром в Сальватьерре Мартина Мартинеса (1199). Только в 1206 г. магистры смогли прийти к соглашению, по к-рому арагонский магистр отказывался от своего титула взамен признания его (и всех его наследников) главным командором и местоблюстителем магистра ордена в Арагоне.

1-я пол. XIII в. стала эпохой расцвета ордена. Магистр К. получил от кастильского кор. Фернандо III Святого право визитации рыцарского ордена Алькантара и Авишского ордена. В 1221 г. в состав К. вошла община рыцарей ордена Монфрагуэ. Рыцари К. принимали участие в Реконкисте, что способствовало закреплению ордена в Андалусии (к владениям ордена были присоединены крепости Мартос, Поркуна, Виборас, Алькаудете). После упразднения ордена тамплиеров в 1312 г. в юрисдикцию магистра К. перешли орден Монтеса и орден Христа. В XIV в. рыцари К. воевали против мусульм. правителей из берберской династии Маринидов (в частности, участвовали в битве при р. Саладо (Рио-Саладо) в 1340, после к-рой Маринидам пришлось оставить Пиренейский п-ов). В этот период орден К. приобрел владения в Хаэне (Лопера, Химена, Архона), Кордове (Фуэнте-Обехуна, Бельмес, Вильяфранка-де-Кордова) и Севилье (Осуна).

В нач. XIV в. конфликт между арагонской и кастильской ветвями ордена обострился. На капитуле 1306 г. магистр Гарсия Лопес де Падилья добился признания за собой права свободно распоряжаться владениями ордена, находившимися в Арагоне и Валенсии (в т. ч. и отчуждать земли), что было признано и аббатом мон-ря Моримон. В ответ на это арагонский кор. Альфонсо XI способствовал созыву экстраординарного генерального капитула в 1325 г., на к-ром Гарсия Лопес был низложен, вместо него магистром ордена был избран Хуан Нуньес. Гарсия Лопес не признал решения капитула, и до 1348 г. орден оставался разделенным на 2 враждовавших лагеря. Конфликт был разрешен благодаря вмешательству кор. Педро IV Арагонского, к-рый помогал заключить соглашение между различными ветвями ордена и признанию Хуана Нуньеса единственным законным магистром. При этом арагонская часть К. получала самостоятельность.

В связи с быстрым приращением земельных владений с XIII в. возникла необходимость в реорганизации управления ими, что ускорило развитие системы энкомьенд - комплексов земельных владений, рент и иммунитетов, к-рыми управлял рыцарь ордена К. в статусе командора. Со 2-й пол. XIV в. командоры орденских провинций начали действовать не как временные управляющие общим орденским имуществом, но скорее как владельцы и распорядители рент своей энкомьенды. В XV в. с прекращением активных боевых действий против мусульман в Испании орден К. постепенно превратился в объединение представителей самых благородных семейств, имевших многочисленные владения и обладавших всеми чертами сеньорий. К кон. XV в. орден включал 56 энкомьенд и 16 приорий, на принадлежавших ордену землях проживалио ок. 200 тыс. чел. Усиление экономического и политического влияния магистра К. способствовало тому, что орден стал одной из важнейших сил на Пиренейском п-ове, не оставался в стороне от крупных конфликтов между христ. государями. Так, участие рыцарей в борьбе между Изабеллой (см. Изабелла I), сестрой кор. Энрике IV Кастильского и женой кор. Фердинанда (Фернандо) II Арагонского, и Хуаной, дочерью Энрике IV Кастильского, союзником которой стал кор. Афонсу V Португальский, привело к расколу в ордене. В битве под Торо (1 марта 1476) сторонники Хуаны потерпели поражение, и единство ордена К. было восстановлено.

Вслед за объединением Кастилии и Арагона кор. Фердинанд II стал активно добиваться упразднения независимости ордена. После смерти магистра ордена Лопеса де Падилья (1487) решением папы Римского Иннокентия VIII орден был передан под упр. Фердинанда II (1489). Сложившаяся в кон. XV - 1-й пол. XVI в. практика, когда король являлся магистром ордена, была узаконена в 1523 г. папой Римским Адрианом VI. Под властью королей Кастилии и Арагона орден К. был объединен с 3 духовно-рыцарскими орденами - Сантьяго, Алькантара и Монтеса. Высшим органом управления орденами стали созданные при короле совет и трибунал по делам рыцарских орденов. В XVI-XVII вв. К., как и др. ордены, утратив прежнее военное и политическое значение, в целом сохранила земельные владения (хотя и частично секуляризированные и распроданные короной в XVI в.) и социальный престиж; звание рыцаря ордена было желанной наградой для низшего и среднего дворянства, а пожалование энкомьенд стало важным инструментом политики королевской власти в отношении аристократии.

Наряду с утвержденным в 1187 г. уставом и дополнениями к нему в К. действовали Устав прп. Венедикта Нурсийского и постановления цистерцианских капитулов. Важную роль в организации жизни К. сыграли орденские установления, к-рые назывались «Определения» (Definiciones), и папские послания, адресованные как ордену К., так и всем цистерцианцам. Большинство «Определений» было составлено аббатами мон-ря Моримон или их представителями по итогам визитаций владений ордена К.; нек-рые «Определения» изданы магистрами ордена и получили затем одобрение генерального капитула. До наст. времени сохранилось ок. 20 таких «Определений». Дискуссионным остается вопрос о том, стоит ли считать грамоту 1195 г. аббата мон-ря Моримон монастырю Сан-Педро в Гумьеле (ныне Гумьель-де-Исан, пров. Бургос) старейшим «Определением»: грамота по форме отличается от более поздних «Определений» и содержит установления, адресованные не специально К., а мон-рю, который принадлежал конгрегации Клюни, но был реформирован по образцу К. и с 1194 г. подчинялся аббату мон-ря Моримон. Не вызывает сомнения принадлежность к орденским «Определениям» акта 1211 г., изданного аббатом мон-ря Моримон во время поездки в Сальватьерру (о дискуссии по вопросу датировки этих «Определений» см.: O'Callaghan. 1996). В XIII в. не было создано др. известных в наст. время нормативных документов К. Наиболее активно «Определения» издавались в 1-й пол. XIV в. Нек-рые из них, в частности «Определения» 1336 и 1338 гг., напрямую связаны с конфликтом внутри ордена. Из-за войн арагонского кор. Педро IV Церемонного с кастильским кор. Педро I Жестоким, а затем с его сводным братом Энрике II Трастамарским визитации К. и издание «Определений» прервались до 80-х гг. XIV в., после чего до конца столетия были составлены еще 3 «Определения». «Определения» 1383 и 1397 гг. были изданы не аббатами Моримона, а магистрами ордена К., что свидетельствовало о стремлении ордена к ослаблению связи с мон-рем, к-рому он был подчинен. Так, магистр ордена Гонсало Нуньес де Гусман в одном из положений «Определения» 1397 г. объявил, что должность приора, духовного главы ордена, должна замещаться в результате выборов на генеральном капитуле, а не по назначению аббата мон-ря Моримон. Это положение было отменено уже в «Определениях» 1407 г., вновь составленных аббатом цистерцианского монастыря по результатам визитации. Возвращение к процедуре назначения магистров, видимо, стало результатом внутреннего раскола в ордене К., происшедшего из-за недовольства части рыцарей правлением магистра Энрике де Вильена (1404-1407). В XV в., до перехода ордена под контроль королей Арагона и Кастилии (1489), аббаты мон-ря Моримон утвердили еще 7 «Определений». В XVI-XVII вв. практика составления норм, регулировавших внутреннюю жизнь и структуру ордена, продолжилась, но установления выпускались уже от имени королей Испании, к-рые являлись также магистрами ордена К.; последние «Определения» были составлены в 1652 г.

«Определения» регулировали порядок вступления в орден новых членов, иерархию должностей и обязанности должностных лиц, распоряжение имуществом ордена, поведение рыцарей и исполнение ими обетов. Члены ордена (братья) делились на 2 неравные по численности группы - клириков и воинов (рыцарей). Обе группы были представлены в капитуле, на общем собрании ордена, на к-ром обсуждались текущие дела и утверждались решения магистров. Капитул созывался нерегулярно, по воле магистра. Вступившие в орден рыцари (их число доходило до 1,5 тыс.), оставаясь мирянами, давали обет послушания, безбрачия и бедности, обязывались хранить молчание в спальне, трапезной и церкви, поститься 4 дня в неделю, спать вооруженными, носить только белую одежду с черным крестом (с XIV в. с красным). Помимо клятвы соблюдать все установления ордена, новиции должны были приносить оммаж, признавая вассальную зависимость от ордена. Такие клятвы давали лишь лица благородного происхождения, лично свободные, впрочем, эти обеты часто не соблюдались. Практика духовного окормления братьев-рыцарей не принадлежавшими к ордену священниками была закреплена рядом регламентов и статутов (напр., «Определения» 1444 г. разрешали членам ордена, находившимся за пределами орденских резиденций, исповедоваться приходским священникам). Братьям-клирикам, напротив, было запрещено совершать службы и таинства не для членов ордена («Определения» 1353 г.). В орден входили миряне, исполнявшие различные обязанности, не связанные с военной деятельностью, и конверсы, занимавшиеся ручным трудом (гл. обр. земледелием). Такие миряне не принимали участия в заседаниях генерального капитула и не приносили обетов при вступлении в орден. Ордену принадлежали также 2 жен. мон-ря, монахини именовались сестрами К. (freiras de Calatrava) и не являлись полноценными членами ордена. Оба мон-ря - Сан-Фелисес-де-Амая (недалеко от Бургоса; основан в кон. XII в.) и Сан-Сальвадор-де-Пинилья (основан в 1218) - находились в Кастилии. В этих обителях могли жить жены и дочери вступивших в орден и принесших обет безбрачия рыцарей. Аббатисы мон-рей назначались магистром ордена, он же давал разрешение принимать новых монахинь в общину.

Рыцарь ордена Калатрава Педро де Барверана. Портрет. 1630 г. Худож. Д. Веласкес (?) (Художественный музей К. Кимбелла, США)
Рыцарь ордена Калатрава Педро де Барверана. Портрет. 1630 г. Худож. Д. Веласкес (?) (Художественный музей К. Кимбелла, США)

Рыцарь ордена Калатрава Педро де Барверана. Портрет. 1630 г. Худож. Д. Веласкес (?) (Художественный музей К. Кимбелла, США)
Высшей властью в К. обладал магистр ордена, избираемый пожизненно из числа рыцарей. Он имел право распоряжаться энкомьендами, созывал генеральный капитул, обладал правом суда над всеми членами ордена и его вассалами, представлял орден на общих капитулах цистерцианцев. Духовным главой ордена и представителем аббата цистерцианского мон-ря Моримон являлся приор (назначался аббатом). В 1630 г. право назначать приора было передано магистру ордена, испан. королю, с единственным ограничением - приор должен был выбираться из монахов-цистерцианцев. Должность главного командора К. (впервые упом. в 1174) была второй по значению после магистра. Основной функцией командора являлось управление главной резиденцией ордена и принадлежавшей ей энкомьендой. В отсутствие магистра главный командор являлся его заместителем и местоблюстителем. Главные командоры должны были созывать капитул после смерти магистра для избрания нового (процедура и сроки созыва этих капитулов были окончательно установлены в «Определениях» 1452 и 1468 гг.). Командоры отвечали за организацию орденского войска и командовали отрядами рыцарей во время военных походов на мусульм. земли. Как и магистр, командоры избирались из рыцарей во время капитула. С XIII в. в К. действовали 2 главных командора - Кастилии (резиденция в Нов. Калатраве) и Арагона (резиденция в Алканьисе). Ключарь (clavero) отвечал за снабжение провиантом всех жителей орденской резиденции, а также за обеспечение церкви всем необходимым для литургии (воском для свечей, маслом для ламп и др.). Он хранил ключи от главного монастыря и крепости, а также от архива и сокровищницы, выплачивал жалованье наемным должностным лицам. С XIII в. известна должность ризничего (sacristán), назначаемого магистром. Ризничими становились клирики, члены ордена. В обязанности ризничего входило хранение церковных облачений, утвари, богослужебных книг и б-ки мон-ря, а также реликвий, принадлежавших ордену. За строительство и ремонт зданий и крепости в резиденции ордена отвечал староста (obrero).

О созыве генеральных капитулов в XII в. сохранились лишь косвенные отрывочные сведения. Так, в папской булле 1187 г., подтвердившей 2-й устав ордена, говорится, что изменения в обычаях ордена и отторжение орденского имущества могут проводиться только с согласия большей и лучшей части членов ордена. Все известные «Определения» магистров издавались при участии генерального капитула ордена, представлявшего собой общее собрание его членов - рыцарей и клириков, созываемое магистром.

Орденская ц. Непорочного Зачатия в Мадриде. 1678 г.
Орденская ц. Непорочного Зачатия в Мадриде. 1678 г.

Орденская ц. Непорочного Зачатия в Мадриде. 1678 г.
В 1808 г. кор. Жозеф I Бонапарт издал указ о конфискации имущества духовно-рыцарских и монашеских орденов и об их упразднении, в то время как противостоявшие франц. оккупации Кадисские кортесы, хотя и расформировали действовавший при испан. королях совет по делам орденов и выставили на продажу вакантные энкомьенды, а также заброшенные резиденции, однако не отменяли существование орденов. Впрочем, пришедший вскоре к власти в Испании кор. Фердинанд VII восстановил в 1814 г. все прежние права орденов (в т. ч. имущественные). В период т. н. либерального трехлетия (1820-1823) ордены были вновь распущены. С 1836 г. началась постепенная реализация распоряжений о конфискации земель у монашеских орденов. В 1873 г., в период Первой республики, был издан указ, по к-рому ордены как гос. учреждения упразднялись и должны были трансформироваться в общественные объединения - т. н. ассоциации, однако в 1874 г. новым указом были восстановлены не только ордены, но и совет и трибунал по делам рыцарских орденов в статусе гос. учреждений. 14 июля 1873 г., в период между этими указами, папа Римский Пий IX издал буллу, согласно к-рой земли, конфискованные у орденов, выводились из церковной юрисдикции, а надзор за католическими приходами на этих территориях переходил к епископам ближайших к ним кафедр. В период Реставрации положение духовно-рыцарских орденов вновь изменилось. Кор. Альфонсо XII обратился к папе Римскому Пию IX с просьбой закрепить новое положение орденов, что и было сделано буллой «Ad apostolicam» от 18 нояб. 1875 г. В соответствии с этой буллой территория совр. пров. Сьюдад-Реаль (там располагались первоначальные владения К.) становилась приоратом рыцарских орденов в церковном и адм. подчинении приорской церкви и ее капитулу. Т. о., папская булла и др. последовавшие за ней распоряжения испан. правительства оформили новый юридический порядок в отношении рыцарских орденов (в т. ч. и К.), к-рый существовал до 1931 г. Капитулу была возвращена прежняя функция решения важнейших вопросов внутренней жизни, но теперь на его заседания собирались члены всех духовно-рыцарских орденов. Магистром орденов по-прежнему являлся король.

В XIX в. принадлежать к К. (как и к др. орденам) было социально престижно, особенно для состоятельной части испанского общества недворянского происхождения. Вступление в орден помимо одобрения короля предполагало предоставление доказательств чистоты крови (ордены остались единственными офиц. учреждениями, которые не соблюдали указ, запрещавший требовать доказательства благородства и чистоты крови). К 1931 г. во всех 4 орденах было 350 рыцарей, из которых половина принадлежала к аристократии.

В апр. 1931 г., в период Второй республики, был издан указ, упразднивший рыцарские ордены, совет и трибунал по делам орденов как гос. учреждения. Они получили статус общественных орг-ций и сохранили права на часть имущества - архив, б-ку, некоторые здания в приорате. Во время гражданской войны (1936-1939), когда мн. члены орденов погибли, архив и б-ка оказались под угрозой уничтожения и были переданы на хранение гос. учреждениям (архив стал частью Национального исторического архива (секция «Ordenes Militares»), а б-ка передана испан. Национальной б-ке). Республиканцы расстреляли последнего епископа-приора орденов Нарсисо де Эстенага.

После окончания гражданской войны статус приората как особой церковной провинции был подтвержден соглашениями между Испанским гос-вом и Папским престолом (1941, 1946, 1953). Со смертью кор. Альфонсо XIII в 1941 г. прием новых братьев приостановился, поскольку по уставу только магистр и приор орденов могли принимать обеты и проводить обряд посвящения. В период после смерти Альфонсо XIII и до восстановления монархии ордены управлялись Королевским советом, имевшим статус общественной орг-ции. Первым после восстановления монархии магистром рыцарских орденов в 1981 г. стал инфант Хуан, гр. Барселоны (отец кор. Хуана Карлоса I), а с 1993 г. ордены возглавляет дон Карлос де Бурбон, принц обеих Сицилий, герц. Калабрии, инфант Испании (дядя кор. Хуана Карлоса I).

В наст. время членами орденов являются 250 рыцарей. Орг-ция рыцарских орденов Сантьяго, Калатрава, Алькантара и Монтеса сохраняет статус общественной орг-ции; функции капитула выполняет Королевский совет, к-рый собирается 4 раза в год в одном из залов Паласио-Реаль в Мадриде.

Ист.: Rades y Andrada F., de. Chrónica de las tres Órdenes y cauallerías de Santiago, Calatraua y Alcántara: en la cual se trata de su origen y sucesso, y notables hechos en armas de los maestres y caualleros de ellas. Valldolid, 2009; Bulario de la Orden Militar de Calatrava. Barcelona, 1981; Documentos para el estudio de la Orden de Calatrava en la Meseta meridional castellana (1102-1302) / Ed. E. Rodríguez-Picavea Matilla. Madrid, 1999.
Лит.: Gutton F. La Chevalerie militaire en Espagne: L'Ordre de Calatrava. P., 1955; O'Callaghan J. The Spanish Military Order of Calatrava and Its Affiliates. L., 1975; idem. Las Definiciones de la Orden de Calatrava, 1383-1418 // En la España Medieval. Madrid, 1996. Vol. 19. P. 99-124; Lomax D. Las órdenes militares en la Península Ibérica durante la Edad Media. Salamanca, 1976; Solano Ruiz E. La Orden de Calatrava en el siglo XV: Los señorios castellanos de la Orden al fin de la Edad Media. Sevilla, 1978; Serrano Martín E. La Orden de Calatrava en Aragón en la Edad Moderna: Juridicción, señoríos y renta feudal. Zaragoza, 1985; Menache S. La Orden de Calatrava y el clero andaluz (siglos XIII-XV) // En la España Medieval. 1986. Vol. 8. P. 633-664; Fernández Izquierdo F. La Orden militar de Calatrava en el siglo XVI: Infraestructura institucional, sociología y prosopografía de sus caballeros. Madrid, 1992; Schwenk B. Calatrava: Entstehung und Frühgeschichte eines spanischen Ritterordens zisterziensischer observanz im 12. Jh. Münster, 1992; Ayala Martínez C., de. Las fortalezas castellanas de la Orden de Calatrava en el siglo XIII // En la España Medieval. 1993. Vol. 16. P. 9-35; idem. Las órdenes militares hispánicas en la Edad Media (siglos XII-XV). Madrid, 2003; Rodríguez-Picavea Matilla E. La formación del feudalismo en la meseta castellana: Los señoríos de la Orden de Calatrava en los siglos XII-XIII. Madrid, 1994; idem. Los monjes guerreros en los Reinos Hispánicos: Las órdenes militares en la Península Ibérica durante la Edad Media. Madrid, 2008; Денисенко Н. П. Испанские военные ордена Сантьяго и Калатрава в XV - нач. XVI в. // Латинская Америка в исторической ретроспективе: XVI-XIX вв. М., 1994. С. 115-127; Corona de Castilla: Documentos de la Orden de Calatrava expedidos durante los tres últimos maestrazgos (1445-1489): Estudio diplomático / Ed. B. Casado Quintanilla. Madrid, 1997; Primeras Jornadas de historia de las órdenes militares. Madrid, 1997; Las Ordenes Militares en la Península Ibérica / Ed. R. Izquierdo Benito, F. Ruiz Gómez. Cuenca, 2000. 2 vol.; Fernández Izquierdo F., Yuste Martínez Á., Sanz Camañes P. La provincia Calatrava de Almonacid de Zorita en el siglo XVI según las visitas: Recuperación de una historia viva de la administración local en la Edad Moderna. Madrid, 2001; Olcoz Yanguas S. San Raimundo de Fitero, el monasterio cisterciense de la frontera y la fundación de la Orden Militar de Calatrava. Fitero, 2002; Villegas Díaz L. R. El Císter y la fundación de la Orden de Calatrava // Cistercium. 2005. Vol. 238. P. 165-195; Ciudad Ruiz M. El dominio señorial y eclesiástico de la Orden de Calatrava. Puertollano, 2008; El nacimiento de la Orden de Calatrava: Primeros tiempos de expansión (siglos XII y XIII): Actas del I Congr. Intern. «850 aniversario de la fundación de la Orden de Calatrava, 1158-2008» (Almagro, oct. 2008). Ciudad Real, 2009.
Г. А. Попова
Ключевые слова:
Духовно-рыцарские ордена Римско-католической Церкви Калатрава, духовно-рыцарский орден в Испании; основан во 2-й пол. XII в.
См.также:
АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ духовно-рыцарский орден католической Церкви Португалии
АЛЬКАНТАРА испанский духовно-рыцарский орден, предполож-но основан в 1156
ИАКОВА АПОСТОЛА ОРДЕН см. Сантьяго, духовно-рыцарский орден