Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАЛАРАШОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Т. 29, С. 422-425 опубликовано: 2 марта 2017г.


КАЛАРАШОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Единецкой и Бричанской епархии митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, находится близ с. Кэлэрэшеука (Каларашовка) р-на Окница (Окницкого), Республика Молдова. Первоначально мужской. Точное время основания неизвестно. По легенде, некогда в пещере близ К. м. подвизался схимник, устроивший монашеский скит. Вероятно, в кон. XVI - нач. XVII в. здесь была построена 1-я деревянная церковь. В документах скит впервые упоминается с 1747 (1752?) г., когда Мария Кантакузина пожаловала монахам участок земли. Согласно грамоте господаря Молдавского княжества Григория Гики от 15 мая 1776 г., скит находился в вотчине Мишчень (Мичень). Первоначально Каларашовский скит вместе с вотчиной был подчинен муж. обители св. Саввы в г. Яссы, к-рый в свою очередь подчинялся мон-рю Гроба Господня в Иерусалиме. В скиту проживали насельники мон-ря св. Саввы, направленные для управления близлежащими монастырскими вотчинами. С 1776 г. скитом управлял игум. Самуил, богослужения совершались преимущественно молдаванами и русскими. В обители имелись Успенская ц., каменная трапезная, деревянные настоятельский корпус и братские кельи, крытые соломой. В 1780-1782 гг. по благословению патриарха Иерусалимского Авраамия на средства жителя г. Могилёва (ныне Могилёв-Подольский) Хаджи Марко Донича вместо деревянной были построены каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и колокольня, на к-рой поместили 5 колоколов. Впосл. патриарх пожаловал Доничу пожизненный титул администратора и благословил проживать в скиту в качестве управляющего Каларашовской вотчиной, с тем чтобы на получаемые от нее средства содержать братию. В 1809 г., после смерти Донича, из мон-ря св. Саввы в К. м. в качестве настоятеля был направлен иером. Лазарь. Он выплачивал мон-рю св. Саввы ежегодную подать в размере 100 леев.

Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. ХIХ в.
Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. ХIХ в.

Каларашовский мон-рь. Фотография. Кон. ХIХ в.
По некоторым данным, до 1812 г. в адм. подчинении Каларашовскому скиту находился скит в честь Рождества Пресв. Богородицы с. Косоуцы (ныне Косэуць р-на Сорока). После русско-тур. войны 1806-1812 гг. и присоединения Бессарабии к России Каларашовский скит был включен в состав Молдавского Экзархата РПЦ, в 1813 г. преобразован в мон-рь Кишинёвской епархии, но экономически нек-рое время зависел от ясского мон-ря св. Саввы. В том же году большая часть имений К. м. была сдана в аренду, для содержания мон-ря и братии было оставлено 300 дес. земли.

Успенская церковь Каларашовского мон-ря. 1780–1782 гг.
Успенская церковь Каларашовского мон-ря. 1780–1782 гг.

Успенская церковь Каларашовского мон-ря. 1780–1782 гг.
В 1814 г. Кишинёвская дикастерия запретила инокам свободный выход из мон-рей без письменного разрешения настоятеля, а протопопам и благочинным предписала арестовывать нарушителей и отсылать их к вышестоящим начальникам. По благословению митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) провинившихся отправляли в К. м. и Косоуцкий мон-рь, считавшиеся образцовыми. Неск. монахов, отбывавших наказание в Каларашовке, сбежали. За это 31 янв. 1819 г. игум. Лазарь был снят с должности, обитель возглавил бывш. настоятель Косоуцкого мон-ря игум. Онисифор.

Церковь свт. Митрофана Воронежского Каларашовского мон-ря. 1911 г.
Церковь свт. Митрофана Воронежского Каларашовского мон-ря. 1911 г.

Церковь свт. Митрофана Воронежского Каларашовского мон-ря. 1911 г.
По переписи 1817 г. в К. м. проживали 30 чел. Мон-рь владел 100 фалчами (фалча - мера сельскохозяйственных угодий, равная одному дню покоса (1,43 га)) сенокоса, 20 фалчами выгона, 15 фалчами пахотной земли, 250 фалчами леса, 3 погонами виноградников, прудом, садами и мельницей. При обработке земель монастырской вотчины насельники использовали помимо традиц. орудий труда сеялки, косилки и проч. Это способствовало повышению производительности труда и увеличению количества зерна, отправлявшегося монастырем на продажу: в 1827 г.- 72 четв., в 1833 г.- 116, в 1843 г.- 122, в 1849 г.- 871 четв. Кроме того, К. м. в числе др. мон-рей Бессарабии являлся поставщиком свежих и сушеных фруктов на всероссийский рынок.

В 1853 г. К. м. возглавил игум. Гедеон. В том же году при помощи ген.-майора Н. М. Черкеза и его семьи на средства кнг. Елены Михайловны Кантакузины в К. м. была построена 2-я (деревянная) церковь, освященная 6 дек. 1853 г. во имя свт. Митрофана Воронежского. В ней в ковчеге перед храмовой иконой хранилась частица мощей святителя (весной 1944 святыня была утрачена, по-видимому, вывезена в Румынию при отступлении оккупационных войск). В 1872 г. при настоятеле (1865-1886) архим. Германе в Успенскую ц. были перенесены иконы и богослужебные книги из упраздненного старообрядческого Сырковского скита.

9 марта 1873 г. имп. Александр II утвердил положение, регламентирующее передачу бессарабских поместий запрутских мон-рей в ведение России. 7 июля того же года был составлен акт о передаче в гос. управление «имения Арионешты - Унгры - Каларашовка - Сударка - Савка - Бричаны», принадлежащего мон-рю Гроба Господня, и о его принятии в ведение Херсонско-Бессарабского управления гос. имуществами. Прилагаемая опись сообщала, что «в поименованных имениях состоит: удобной земли 11 399 дес., лесной 1113 дес., неудобной 246 дес., а всего - 12 759 дес. Кроме того, во владении Каларашевского монастыря состоит: удобной земли 153 дес. 400 сажен, лесной 151 дес. 2050 сажен, неудобной 5 дес. 400 сажен, а всего более 31 дес. Эта земля оспаривается со стороны монастыря Св. Гроба, и дело находится в рассмотрении Правительствующего Сената». Преемниками архим. Германа были игум. Иринарх (1886-1893), иером. Феоктист (1893-1894) и игум. Антим (1894-1896), при к-рых все богослужения стали совершаться на церковнослав. языке. Последним настоятелем муж. мон-ря был игум. Иона (1896-1916), при к-ром указом Синода от 7 нояб. 1909 г. в обители была введена киновия. В нач. ХХ в. К. м., братия к-рого оставалась немногочисленной (11 чел.), владел 300 дес. земли (большую часть занимал лес). В 1911 г. вместо деревянной была возведена каменная зимняя ц. во имя свт. Митрофана Воронежского. В нач. XX в. на территории обители находились также каменные братская трапезная с 2 кельями, трапезная для рабочих, гостиница и деревянный флигель на каменном фундаменте с кельями для братии. В километре от мон-ря, в лесном овраге, располагался источник в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», здесь регулярно читались акафисты при многочисленном стечении паломников.

Св. ворота Каларашовского мон-ря
Св. ворота Каларашовского мон-ря

Св. ворота Каларашовского мон-ря
В 1916 г., во время первой мировой войны, К. м., как и Жабская и нек-рые др. муж. обители Бессарабии, был преобразован в жен. общежительный мон-рь. Монахи были переселены в Добрушский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, а в помещения К. м. переведены рус. монахини из Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря во главе с игум. Амвросией. В 1918 г., после установления на территории Бессарабской губ. оккупационного режима королевства Румыния, местные монастыри перешли в юрисдикцию Румынской Православной Церкви (с 1925 Румынский Патриархат). Осуществлялась насильственная румынизация местного населения, без учета национального состава верующих богослужения заставляли совершать исключительно на румынском языке. Не согласившись с этим, 16(19?) окт. 1918 г. игум. Амвросия возвратилась в Россию. 16 янв. 1919 г. обитель покинула и местоблюстительница мон. Нонна. Возглавившая К. м. мон. Ираида 5 марта 1919 г. также уехала из К. м., оставив обитель на попечение монастырского комитета из 3 монахинь и 2 священников соседних мон-рей. 1 окт. 1919 г. К. м. возглавила мон. Таисия, при к-рой был произведен капитальный ремонт обеих церквей, келий, перестроены амбары, открыта школа для монахинь, ателье по пошиву церковных облачений. В 1923 г. в К. м. проживало 100 сестер (в т. ч. 11 монахинь, 46 рясофорных послушниц), в 1926 г.- 110 сестер (в т. ч. 13 монахинь, 50 рясофорных послушниц, большинство из к-рых были русскими), в 1936 г.- 120 сестер, в т. ч. сменившая мон. Таисию настоятельница мон. Вероника. К 1940 г. в собственности К. м. находились 50 га пахотной земли, 3 га виноградников, сад и огород, неск. прудов и 40 га леса.

C 1940 г., после вхождения территории Бессарабии в состав СССР, новая местная администрация стремилась лишить К. м. материальной базы. В частности, монастырская пасека (70 ульев) была вывезена в соседние села Кармизалово, Елизаветовка и пос. Бричаны; отобраны волы. По нек-рым сведениям, в 1940 г. из К. м. были изгнаны все насельницы, игум. Акилина (Попова) подверглась гонениям. Однако полностью ликвидировать монастырь не удалось.

После начала Великой Отечественной войны и установления немецко-румын. оккупационного режима монахини вернулись в обитель, и к 1943 г. их число достигло 100. К. м. было возвращено имущество, переданное ранее колхозам соседних сел. Мон-рь пользовался 50 га земли, 31 га садов и виноградников, маслобойней и водяной мельницей. Однако вскоре К. м. снова был лишен тяглового скота, на этот раз уже оккупационными войсками. Весной-летом 1944 г., в ходе военных операций Красной Армии по освобождению Молдавии, сестры помогали раненым советским бойцам, находившимся в 3 военных госпиталях. Кроме того, К. м. бесплатно передал на нужды солдат Красной Армии 600 пудов муки, 3 т картофеля, 2 волов, 2 поросят, 4 теленка и 40 овец. За патриотическую деятельность, в т. ч. за предоставление монастырских помещений штабу фронта, К. м. заслужил письменную благодарность маршала Советского Союза И. С. Конева. Впоследствии насельницы участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской», перечисляли деньги на счет Красного Креста и в качестве военного займа.

По окончании Великой Отечественной войны в К. м. насчитывалось 103 насельницы (в т. ч. 39 монахинь), к-рых возглавляла мон. Вероника (Бунчило). Ок. 1948 г. в К. м. поселились монахини, освободившиеся из заключения после отбытия срока наказания в исправительно-трудовых лагерях по обвинению в антисоветской агитации. Однако в 1949 г. они были вновь арестованы и высланы на спецпоселение в Красноярский край. Духовник К. м. иером. Нифонт (Андрусевич) был репрессирован. Во 2-й пол. 40-х гг. монастырь располагал 52 га земли, в т. ч. 45 га пахотных угодий. На каждую насельницу в среднем приходилось 0,5 га земли, что было одним из самых низких показателей по епархии. Хозяйственную деятельность облегчало то, что община сберегла необходимый инвентарь: 3 плуга, 2 бороны, веялку, сеялку, культиватор, соломорезку, маслобойку. Несмотря на тяготы войны, сестры сумели сохранить 5 лошадей, 2 волов, 4 коров, 4 телят, 25 овец и 15 ульев. Почти треть сестер занималась шелководством, сбывая продукцию местным потребителям. При мон-ре имелось небольшое «прудовое хозяйство», к-рое, однако, было запущено, т. к. монахи молдав. монастырей в отличие от русских монастырей по традиции чаще употребляли в пищу мясо, чем рыбу, рыболовством не занимались.

Большой урон хозяйству К. м. нанесли засуха 1945-1946 гг. и последовавший за ней голод 1946-1947 гг., во время которых настоятельница мон. София (Пацевич) неоднократно обращалась к советским органам с просьбами о снижении плана обязательных заготовок и о выделении сестричеству продовольствия. В одном из обращений настоятельница писала, что «персонал монастыря состоит из 110 душ, из которых 76 старух ввиду преклонного возраста нетрудоспособны, а для пропитания всего этого персонала нужно самое меньшее по 100 гр. на человека ежедневно». Однако ее просьбы, как и заявления других настоятелей, удовлетворены не были. Лишь весной 1947 г. гос-во предоставило мон-рям зерновые ссуды для посева яровых культур. Благодаря климатическим условиям и оказанной гос-вом помощи сестры К. м. собрали в том же году рекордный для жен. обителей урожай - более 25 т, в т. ч. более 12 т зерновых, что означало преодоление продовольственного кризиса. Поскольку в мон-ре проживало много престарелых сестер, к-рые не могли обработать всю находившуюся в распоряжении К. м. землю собственными силами, часть угодий сестры добровольно передали местным земельным органам. В 1949 г. в ходе сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в МССР К. м. передал колхозу «Большевик» с. Елизаветовка 15 ульев со своей пасеки, а в 1950 г. совершил обмен землями площадью 28 га с колхозом им. В. И. Ленина с. Каларашовка. После урегулирования имущественных вопросов хозяйство К. м. стало успешно развиваться, его доходность возросла за 7 лет более чем в 4 раза - с 23433 р. в 1950 г. до 104 650 р. в 1957 г. Это способствовало активизации монашеской жизни. В 1-й пол. 50-х гг. мон-рь отремонтировал здания, находившиеся с 1947 г. на учете как архитектурные исторические памятники и охранявшиеся гос-вом. С 1959 г. в связи с ужесточением гос. церковной политики землепользование К. м. сократилось до 6 га, у монашествующих возникли трудности с уплатой гос. налогов.

Летом 1960 г. по решению Совета министров МССР началась подготовительная работа по ликвидации К. м., продолжавшаяся в течение года; проводилась усиленная атеистическая пропаганда среди населения соседних с обителью сел, разглашались факты аморального поведения отдельных монахинь и междоусобной борьбы среди руководительниц обители. Кроме того, к этой работе привлекались наиболее лояльные к советским органам служители Кишинёвского епархиального управления во главе с архиеп. Нектарием (Григорьевым). 10 июня 1961 г. К. м. был закрыт, 77 сестер переселились к родственникам, игум. Раиса (Чеботарёва) и 4 чел. перешли в Жабский в честь Вознесения Господня жен. монастырь. Помещения К. м. были отданы туберкулезному диспансеру, в дальнейшем - интернату для детей с психическими заболеваниями. Успенская ц. использовалась в качестве складского помещения, Митрофаниевская ц.- как клуб. В 1989 г. монастырские постройки были переданы местному сельхозпредприятию, к-рое переоборудовало их под общежития для сезонных рабочих.

3 мая 1991 г. по благословению архиеп. Кишинёвского Владимира (Кантаряна) К. м. был возобновлен, первыми насельницами стали схим. Серафима, монахини Емилия и Феодосия, проживавшие в монастыре до 1961 г. С 28 нояб. 1991 г. немногочисленную монашескую общину (10 чел.) окормлял архим. Ириней (Тимофти). 15 дек. 1988 г. настоятельницей стала игум. Мария. 22 марта 1999 г. в К. м. из мон-ря во имя св. жен-мироносиц Марфы и Марии с. Хаджимус р-на Кэушень (Каушанского) были переведены игум. Евфросиния (Пештерян) и неск. монахинь. Количество насельниц К. м. выросло до 30. К нач. 2012 г. в К. м. проживали игум. Евфросиния, ок. 40 насельниц и 4 священника.

В 1998-1999 гг. зимняя ц. свт. Митрофана Воронежского была отреставрирована, расписана и 6 дек. 1999 г. освящена еп. Единецким и Бричанским Доримедонтом (Чеканом). Рядом с ц. во имя свт. Митрофана сохранилась деревянная звонница (1780). Отремонтированы Успенская ц., келейный корпус и трапезная. В К. м. хранится чудотворная икона Успения Пресв. Богородицы (1722) и мощевик с частицами мощей мн. святых. На территории К. м. находится 3 родника, воду к-рых жители близлежащих сел считают целебной. Монастырю принадлежат 8 га земельных угодий, на к-рых выращиваются различные сельскохозяйственные культуры, имеются 8 коров, 15 быков, конь, куры, гуси, утки, индейки. Обитель располагает 3 тракторами, грузовыми и легковыми автомобилями, плугом, сеялкой и др. сельскохозяйственным инвентарем. Часть продуктов, получаемых от работы в монастырском хозяйстве, передается в дом престарелых с. Кэлэрэшеука и в др. мон-ри.

Арх.: НАРМ. Ф. 3046. Оп. 1. Д. 15. Л. 20, 94, 95; Д. 26. Л. 48, 155; Д. 29. Л. 123, 166; Д. 75. Л. 69; Д. 101. Л. 50, 51; Оп. 2. Д. 349. Л. 1, 25, 26 об., 41, 42, 55-57, 61, 109 об., 141.
Лит.: Халиппа И. Н. Роспись землевладения и сословного строя населения Бессарабии по данным переписи 1817 г. // Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1907. Т. 3. С. 73; Visarion (Puiu), arhim. Mănăstirile din Basarabia. Chişinău, 1919. P. 63-65; Сымботяну К. И. Социально-экон. развитие монастырских вотчин Бессарабии в 1812-1873 гг.: АКД. Кишинёв, 1969. С. 27; он же. Сельское хозяйство на монастырских землях Бессарабии в 1812-1868 гг. // Социально-экон. развитие Бессарабии в XIX в. Кишинёв, 1977. С. 49, 51; Mãnãstiri Basarabene. Chişinãu, 1995. P. 226, 227, 231; Locaşuri sfinte din Basarabia. Chişinău, 2001. P. 16-18; Трагира В. П., Трофэилэ В. М. Отачь - Атаки: Страницы истории. Кишинёв, 2002. С. 164-168; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 гг. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 221, 228; Содоль В. А. Молдавские мон-ри и монашество после окончания Великой Отечественной войны // Общественная мысль Приднестровья. Тирасполь, 2006. № 2(3). С. 49; он же. Мон-ри Молдавской ССР в 1945-1948 гг.: Экон. деятельность // Славяноведение. 2009. № 5. С. 61, 66; он же. Правосл. мон-ри Молдавии и советская власть: Экономическое взаимодействие // Русин. Кишинёв, 2010. № 2(20). С. 103, 104, 107; Православие в Молдавии: власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: В 4 т. / Отв. ред.: В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 261, 269-272, 356, 359; 2010. Т. 2. С. 211, 212, 714, 715, 755, 756.
Л. П. Алферьева, В. А. Содоль