Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИШОЯВ II
Т. 28, С. 653-654 опубликовано: 21 ноября 2016г.


ИШОЯВ II

католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646). Род. в сел. Гедала пров. Бет-Арабайе (Арбайестан). Учился в Нисибинской школе, к-рую вместе с 300 учениками и частью преподавателей покинул в 601 г. из-за несогласия с последователями главы школы, экзегета Хенаны Адиабенского. Неск. лет учительствовал в г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак), между 610 и 620 гг. был рукоположен во епископа Балада, хотя состоял в браке.

После убийства Хосрова II и коронации его сына Кавада-Широе (628) несториане получили возможность созвать Собор для избрания католикоса. В предшествующий период вдовства кафедры (с 608/9), последовавший за временем активного вмешательства иран. властей в жизнь христ. подданных, делами несторианской Церкви ведал Бабай Великий. Ему, по свидетельству Фомы Маргского, съехавшиеся в Ктесифон епископы предложили занять престол католикоса, но Бабай отказался, и католикосом единодушно был избран И.

В 630/1 г. для подтверждения мирного договора с Византией (628) по распоряжению персид. царицы Боран в Сирию было отправлено посольство в составе И., митрополитов Кириака Нисибинского, Павла Адиабенского и Гавриила из Карки-де-Бет-Селох, а также Ишоява, еп. Ниневийского (впосл. католикос-патриарх Ишояв III), Сахдоны (Мартирия), еп. г. Махозе-д-Ареван, и др. Для встречи с имп. Ираклием, к-рый находился в Верое (ныне Халеб, Сирия), делегатам пришлось пересечь всю Сирию, где большинство общин были монофизитскими. В ставке императора, как отмечают хронисты, И. и сопровождавшие его клирики были допрошены для выяснения их вероисповедания. Имп. Ираклий потребовал от католикоса согласовать несторианский Символ веры с визант. (халкидонитской) доктриной, после чего причастился вместе с ним. По возвращении в Иран И. обвиняли в измене несторианству, особенно резко высказывался Бар Саума, еп. Сузский (2 его обвинительных письма к И. и ответ патриарха приводятся в «Хронике Сеерта»). Но царица Боран, довольная дипломатическим успехом миссии, встала на сторону И., и конфликт был улажен.

Период патриаршего служения И. был отмечен борьбой соперничавших за иран. трон группировок высшей знати и араб. завоеваниями зап. провинций Сасанидского гос-ва. В 637 г., после поражения персов при Кадисии, вся Месопотамия и столица Селевкия-Ктесифон перешли под власть арабов-мусульман. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., из разграбленной арабами столицы, где население умирало от голода, И. переехал в г. Карка-де-Бет-Селох пров. Бет-Гармай (Гармакан), но впосл. вернулся в Ктесифон. Более поздние источники приписывают И. попытку получения охранной грамоты для христ. общин Ирана от Мухаммада. Но поскольку Мухаммад уже умер (632), грамоту с гарантией безопасности И. якобы получил от его преемника халифа Абу Бакра (632-634), а впосл. она была подтверждена халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (634-644). В этой связи только упоминание Умара заслуживает внимания, т. к. именно при нем была завоевана персид. Месопотамия и покоренное население было вынуждено заключать с победителями договоры, определявшие его статус в Арабском халифате. Обычно охранные грамоты выдавались араб. полководцами представителям населения на местах при соблюдении ими условий мирного договора. Такая охранная грамота должна была быть и у И., но обстоятельства ее получения неизвестны. В отношениях с завоевателями иранские христиане предпочитали придерживаться нейтралитета, что официально гарантировало им защиту от внешних врагов, личную неприкосновенность, сохранность имущества и свободу вероисповедания.

Длительность Патриаршества И. в разных источниках определяется от 17 до 19 лет; следов., И. скончался между 644 и 646 гг. Он выехал из Селевкии-Ктесифона для урегулирования конфликта между жителями Нисибина и их митр. Исааком, заболел в пути и умер в сел. Карка-де-Геддан (Карх-Джуддан) на р. Дияла. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., патриарха похоронили в усыпальнице «церкви Карка-де-Бет-Гармай» - по-видимому, в соборной церкви г. Карка-де-Бет-Селох, резиденции митрополита. На похоронах присутствовали потомки Йездина, одного из богатейших приближенных Хосрова II и ревностного покровителя иран. христиан.

К лит. наследию И. средневек. авторы относят комментарий к псалмам, проповеди, письма. Из последних сохранилось послание И., адресованное Раббан Аврааму из Бет-Мадайе (Мидии), с обоснованием несторианского Символа веры.

Соч.: Lettre christologique du patriarche syro-orienal šo (?)lsquo;yahb II de Gda la  (628-646) / Étude, trad., éd. crit. L. R. M. Sako. R., 1983.
Ист.: Assemani. BO. T. 3/1. P. 105-107; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 113-116; Thomas, Bishop of Margâ. The Book of Governors: The Historiа Monastica / Ed., transl. E. A. Wallis Budge. L., 1893. Vol. 2. P. 123-130; Maris, Amri et Slibae De patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1899. T. 1/1. P. 61-62; 1896. T. 2/1. P. 52-55; Chronicon anonymum // Chronica minora / Ed. I. Guidi. P., 1903. Pt. 1. P. 29-31. (CSСO. Syr.; Ser. 3. T. 4) (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов // Зап. Ин-та востоковедения АН СССР. М.; Л., 1939. Вып. 7. С. 72-73); Eliae Metropolitae Nisibeni Opus chronologicum / Ed. E. W. Brooks. P., 1910. Louvain, 1954r. Vol. 1. P. 53. (CSCO; 62. Syr.; Ser. 3. T. 7); Hist. Nestor. Pt. 2(2). P. 554-582, 618-625.
Лит.: Райт. Очерк. С. 117-118; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 236-237, 242-246; Duval. Littératures. P. 369-370; Baumstark. Geschichte. S. 195-196; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 212-215; Morony M. G. Continuity and Change in the Administrative Geography of Late Sasanian and Early Islamic al-‘Irâq // Iran. L., 1982. Vol. 20. P. 6-15. Fig. 2-5; Fiey J. M. Isho(?)lsquo;yaw II // DHGE. T. 26. Col. 178-179.
А. И. Колесников
Ключевые слова:
Католикосы-Патриархи Церкви Востока Ишояв II, католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646)
См.также:
ГЕВАРГЕЗЕ I (1870 - 1928), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕВАРГЕЗЕ II (1874 - 1964), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕОРГИЙ КАФРСКИЙ Католикос-Патриарх Церкви Востока (660/61-680/81), церковный писатель
ГРИГОРИЙ I (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока