Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГРИГОРИЙ I
Т. 12, С. 611-612 опубликовано: 27 июля 2011г.


ГРИГОРИЙ I

[сир.    ; араб.    ] (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока (с апр. 605), резиденция к-рого находилась в Селевкии (Вех-Ардашире), на правом берегу р. Тигр. Происходил из Мешана (Майсана) в Н. Междуречье (по сведениям Григория Бар Эвройо, из Кашкара). Посещал занятия Исаии, богослова cелевкидской школы. До избрания патриархом занимался преподаванием и толкованием Свящ. Писания, был д-ром богословия (малпаном) в той же школе.

Выборы нового патриарха, преемника Сабришо (596-604), проходили в обстановке противостояния интересов разных течений христианства в позднесасанидском Иране и при вмешательстве офиц. властей в церковные дела. Сабришо завещал епископам избрать ученого монаха с горы Шаран - Бархадбешаббу. Епископы Церкви Востока предложили шаханшаху Хосрову II Парвизу (590-628) на утверждение кандидатуру митр. Нисибина Григория, к-рую шаханшах одобрил. Но из-за вмешательства царицы Ширин, покровительствовавшей монофизитам (яковитам), патриархом был избран ее земляк Григорий Мешанский вопреки желанию Хосрова II и епископов Церкви Востока. С его избранием влияние монофизитов (яковитов) на конфессиональную политику сасанидского монарха усилилось, а несториан (т. е. представителей Церкви Востока) - ослабло, хотя отношения Хосрова II к соперничавшим течениям определялись его интересами, а не доводами противников.

О деятельности Г. источники сообщают скупо и с известной долей предвзятости. Автор «Несторианской истории» («Хроники Сеерта») описывает его благородную внешность, но пытается убедить читателя в сребролюбии и стяжательстве Г. Однако известно, что Г. выкупил за 20 тыс. статеров серебра книги, захваченные Хосровом II после подчинения визант. крепости Дары.

Картину идеологического противостояния внутри христ. общины Ирана в нач. VII в. и меры по упорядочению церковной жизни иллюстрируют «Каноны Собора, утвержденные патриархом Григорием и епископами, прибывшими на его выборы». Участники Собора единодушно подтвердили верность принципам 318 св. отцов, собравшихся в 325 г. в Никее для осуждения арианства. Они поддержали позицию 115 епископов II Вселенского Собора в К-поле (381), к-рые осудили высказывания, порочившие Третью ипостась Св. Троицы - Духа Святого. Анализируя положение Церкви, участники Собора обратили внимание на категории сомневающихся, к-рые оказались под влиянием новых еретических идей и подвергали ревизии подлинный смысл Свящ. Писания. Собор обязал клириков принять комментарии к ВЗ и НЗ Феодора Мопсуестийcкого и выступил в защиту этого богослова, грозя его хулителям отлучением или анафемой. На Соборе были обсуждены и проблемы укрепления внутрицерковной дисциплины. Речь шла о части духовенства и монашества, не имевшей определенного занятия, проживавшей обособленно, не подчинявшейся церковным правилам и уставу. Говорилось о необходимости отчетности основателей мон-рей перед вышестоящими епископами за средства, пожертвованные им верующими. Под решениями Собора, возглавляемого Г., подписались 29 епископов, участвовавших в выборах патриарха. Большинство из них представляли провинции Междуречья, Хузистана, Мидии (горной части Ирана) и Иранского Азербайджана.

Г. умер на 4-м году Патриаршества. Хосров II конфисковал все его имущество и заточил в тюрьму учеников Г. Отношение монарха к христианам изменилось, он не разрешил избрать нового католикоса. Церковь Востока оставалась без предстоятеля до гибели Хосрова II и избрания патриархом Ишоява II в 628 г.

Ист.: The Book of Governors, being the Historia Monastica of Thomas Bishop of Marga, A.D. 840 / Ed. E. A. W. Budge. L., 1893. Vol. 2. P. 88; Chabot. Synod. orient. P. 207-214, 471-479; Histoire Nestorienne: (Chronique de Séert). Pt. 2 (II) / Publ. et trad. par A. Scher, R. Griveau. P., 1919. P. 521-524. (PO; 13).
Лит.: Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 222-224; Пигулевская Н. В. Анонимная сир. хроника о времени Сасанидов: (Сир. источники по истории Ирана и Византии) // Зап. Ин-та востоковедения АН СССР. 1939. Т. 7. С. 55-78; она же. Культура сирийцев в средние века. М., 1979. С. 210-212.
А. И. Колесников
Ключевые слова:
Католикосы-Патриархи Церкви Востока Григорий I (VI в.- между окт. 608 и апр. 609), 32-й патриарх Церкви Востока Церковь Востока (см. также Ассирийская Церковь Востока)
См.также:
БАБАЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 550 - ок. 628), несторианский писатель и богослов
БЕТ-ЛАПАТСКИЙ СОБОР Собор Церкви Востока 484 г.
ГЕВАРГЕЗЕ I (1870 - 1928), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕВАРГЕЗЕ II (1874 - 1964), Католикос Востока, предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви
ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Круc] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг.
ГЕОРГИЙ КАФРСКИЙ Католикос-Патриарх Церкви Востока (660/61-680/81), церковный писатель