Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНАТОЛИЙ
Т. 2, С. 265-267 опубликовано: 1 апреля 2009г.


АНАТОЛИЙ

Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский
Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский

Сщмч. Анатолий (Грисюк), еп. Чистопольский
(Грисюк Андрей Григорьевич; 20.08.1880, г. Ковель Волынской губ.-23.01.1938, с. Кылтово, Коми АССР), сщмч. (пам.10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых), митр. Одесский и Херсонский. Род. в семье чиновника. Окончил Кременецкое ДУ и Волынскую ДС, в 1900 г. поступил в КДА. В 1903 г., будучи студентом 4-го курса, митр. Киевским Флавианом (Городецким) был пострижен в монашество с именем А. и вскоре рукоположен во иеромонаха. Окончив академию в 1904 г. в числе первых студентов, А. был оставлен на год профессорским стипендиатом, 3 июня 1905 г. назначен на кафедру общей церковной истории исполняющим должность доцента КДА.

В 1905/6 г. А. был командирован в К-поль для занятий в Археологическом русском ин-те. Работал с рукописями Патриаршей б-ки. В 1911 г. за соч. «Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века» удостоен степени магистра богословия, осенью того же года за «Исторический очерк» и за статьи «Памяти профессора В. В. Болотова (по поводу 10-летия со дня смерти)», «Профессор Амфиан Степанович Лебедев» А. присудили митр. Макария (Булгакова) премию. 29 авг. 1911 г. возведен в сан архимандрита.

С 11 янв. 1912 г. экстраординарный сверхштатный профессор КДА, с 18 мая штатный экстраординарный профессор. За проповеди, произнесенные в Великий пост 1912 г., совет КДА постановил присудить А. премию имени проф. В. Ф. Певницкого. С 8 июня 1912 г. инспектор и экстраординарный профессор МДА, с 30 мая 1913 г. ректор КазДА.

29 июня 1913 г. в храме Христа Спасителя в Москве состоялась хиротония А. во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии, к-рую возглавил митр. Московский свт. Макарий (Невский). С 1913 г. А. являлся председателем казанского Историко-археологического об-ва, а также свт. Гурия Казанского братства.

После начала первой мировой войны в Казани под председательством А. был учрежден комитет по военным нуждам. А. призывал к пожертвованиям на лазарет, открытый при академии, просил приходских священников организовать помощь семьям погибших воинов. Мон-ри епархии постановили открыть в Казани свои лазареты. Когда линия фронта отодвинулась на восток, Казанская епархия готовила временные помещения для КДА, киевского Братского мон-ря и Волынского жен. ДУ. Епархиальный съезд, проходивший в Казани 18-26 авг. 1915 г., обязал все духовенство епархии делать ежемесячные взносы для оказания помощи беженцам. 28 окт. 1915 г. КазДА посетила вмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна, приехавшая в Казань на погребение схиархим. Гавриила (Зырянова), в отпевании к-рого участвовал А.

После издания советской властью в янв. 1918 г. декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в России были закрыты почти все старые духовные учебные заведения, А. удалось на нек-рое время сохранить КазДА и ее преподавательский состав. Осенью 1918 г. Высшее Церковное Управление при свт. Тихоне, Патриархе Московском и всея России, посоветовало А. воспользоваться тем, что советское правительство дозволило «обучаться религии» частным образом. Заведующий Казанским губернским отделом народного образования согласился с существованием частного духовного учебного заведения, А. были выданы гос. штамп и печать. Поскольку здание академии было отобрано, лекции читались на дому у профессоров, совет КазДА собирался на квартире ректора. Содержалась академия сначала на собственные средства, затем на церковные пожертвования и на отчисления Высшего Церковного Совета. А. вел регулярную переписку с Патриархом Тихоном, испрашивал его благословение на те или иные действия по академии, ставил Святейшего Патриарха в известность обо всем в ней происходившем.

К 1921 г. ВЧК удалось установить контроль над перепиской свт. Тихона, в марте 1921 г. в ЧК попали письма А., касающиеся деятельности КазДА. Ознакомившись с ними, зам. председателя вместе с юрисконсультом ВЧК направил записку начальнику 8-го отдела Наркомюста П. А. Красикову, в к-рой сообщалось: «Из переписки епископа Анатолия на имя Патриарха Тихона усматривается, что в Казани до сих пор существует духовная академия, подчиняющаяся идейным и служебным директивам Патриарха... мы полагаем, что наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром... нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения» (ЦА ФСБ РФ. Арх. № Н-1780. Т. 6. Л. 132). 26 марта А. был арестован. После допросов ректора и профессоров выяснилось, что академия существует, идут занятия и лекции, проводится набор учащихся, преподаватели получают денежное вознаграждение, регулярно в квартире епископа собирается совет академии, к-рый обсуждает вопросы о назначении профессоров, об отпуске и увольнении их, о приеме и увольнении студентов, о порядке и системе занятий и т. п. Однако, если состав профессоров ЧК установила, то имен обучающихся узнать не удалось. После обысков ЧК не нашла списков студентов, а на допросах ректор и профессора заявили, что таких списков не велось, что невозможно точно указать число учащихся, к-рых было не менее 15 и не более 30. На вопрос следователя, принимались ли меры к легализации академии, А. ответил, что не находил нужным что-либо делать, т. к. считал существование академии легальным и дозволенным. А. был приговорен к году принудительных работ и освобожден через 9 месяцев, т. к. ему зачли срок предварительного заключения.

28 февр. 1922 г. А. был назначен на кафедру в Самару, 24 февр. 1923 г. Самарское ГПУ арестовало епископа. Поводом для ареста послужило найденное при обыске в его квартире антисоветское воззвание, написанное от его имени. Владыка сумел доказать, что это фальшивка, 4 авг. он был освобожден и вскоре возведен Патриархом Тихоном в сан архиепископа. 18 сент. Самарское ГПУ вновь арестовало А., теперь он был обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан в г. Красноводск (Туркмения) на 3 года.

В 1927 г. по окончании срока ссылки А. вернулся в Самару и стал постоянным членом Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском). В 1928 г. А. был назначен на Одесскую кафедру. 21 окт. 1932 г. ввиду пятилетия деятельности Свящ. Синода все его члены, имевшие на тот момент сан архиепископа, в т. ч. А., были возведены в сан митрополита с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.

Время служения А. в Одессе совпало с одним из тяжелейших периодов гонений на Русскую Церковь. В нек-рых областях, особенно в Молдавской АССР, входившей тогда в состав Одесской епархии, были закрыты почти все храмы; в Одессе были взорваны Преображенский кафедральный собор, здание военного Свято-Сергиевского собора, храм свт. Николая в порту и др. В 1931 г. в Одессе были арестованы и приговорены к заключению более 20 священнослужителей - лучших проповедников в городе. Митрополита беспрестанно вызывали на допрос в НКВД, иногда поднимая с постели глубокой ночью. Представители властей врывались в храм во время праздничного богослужения с требованием, чтобы А. немедленно прибыл в НКВД. Кроткий и смиренный, А. в этих случаях твердо отвечал, что не прервет богослужение и явится туда только после его окончания. После богослужения А. ехал в НКВД, где его заставляли ждать в коридоре, следователь издевался над ним, кричал и топал ногами, после чего отпускал домой.

В ночь с 9 на 10 авг. 1936 г. А. был арестован и 13 авг. перевезен в следственную тюрьму в Киев. На допросах А. отверг предъявленные обвинения. 8 окт. следствие было закончено, А. был обвинен в том, что «связался с католическим ксендзом г. Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вел переговоры об установлении антисоветского блока путем воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вел антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путем в контрреволюционном направлении». А. написал протест начальнику 8-го отделения СПО НКВД Украины, к-рый вел следствие, прося передать его вместе с делом прокурору по спецделам и в Особое совещание при НКВД СССР.

Состояние здоровья А. в это время было очень тяжелым: в тюрьме обострилась язва желудка, владыка почти не мог ходить. 16 дек. 1936 г. Главное управление гос. безопасности затребовало А. в Москву, и через день он был доставлен в Бутырскую тюрьму. Следователи НКВД пытались добиться от владыки подтверждения домыслов о его встрече с высокопоставленным католич. деятелем с целью организации антисоветской работы, сбора информации антисоветского содержания, предназначенной для Ватикана, а также перехода в католичество. А. категорически отверг все эти обвинения, сказав, что встреча состоялась лишь потому, что католик интересовался богословскими и церковно-историческими вопросами.

21 янв. 1937 г. ОСО при НКВД СССР приговорило А. к 5 годам заключения в ИТЛ. 27 янв. он был отправлен этапом в распоряжение Ухтпечлага НКВД. Только часть пути этапы проезжали по железной дороге, затем узники должны были идти пешком - по снегу, невзирая на суровую зиму. Больной митрополит с трудом передвигался, охрана подгоняла его прикладами. Когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, затем снова гнали пешком. 14 февр. 1937 г. этап прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми. Первое время А. не работал, т. к. не хватало конвоя для сопровождения, в мае его стали выводить на общие работы. В июне А. заболел крупозным воспалением легких.

В окт. 1937 г. А. был признан инвалидом и освобожден от работы, но в нояб. его снова вывели на общие лагерные работы. Болезни, недоедание и каторжный труд привели к тому, что владыка почти ослеп и в нояб.-дек. не смог выполнить норму. В янв. 1938 г. состояние здоровья владыки ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу, где вскоре скончался. Перед смертью от А. потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, к-рые были с ним в тюрьме и в концлагере,- священномученик отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и умер, защищая слабеющими руками грудь. Определением Синода УПЦ А. причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Арх.: Архив СБ Украины по Одесской обл. Арх. № 17501-П; Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Арх. № 269-П-38.
Соч.: Письма с Востока // ТКДА. 1906. Февр. С. 317; Проф. А. С. Лебедев // Там же. 1910. Март. С. 441; Памяти проф. В. В. Болотова // Там же. 1910. Апр. С. 557; Проф. К. Д. Попов: (Некролог) // Там же. 1911. Июль-авг. С. 541; Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911; Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский, исповедник. К., 1912; Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла // ТКДА. 1913. Янв. С. 49-58; Знаменитый документ // ПС. 1913. Сент. С. 1-7.
Лит.: Польский. Ч. 1. С. 153-156; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 222-226; Сосуд избранный: История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259-260, 330-332; Житие сщмч. Анатолия Одесского. Од., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Дамаскин. Кн. 4. С. 5-27; Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Т. 1. С. 6-72.
Игум. Дамаскин (Орловский)
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Священномученики Русской Православной Церкви Новомученики Русской Православной Церкви (см. также - Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви) Новоканонизированные святые Русской Православной Церкви (см. также - Новомученики Русской Православной Церкви) Митрополиты Русской Православной Церкви Преподаватели Киевской Духовной Академии Собор Самарских святых (30 июля) Инспекторы Московской Духовной Академии Русская Православная Церковь. Духовное просвещение Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митрополит Одесский и Херсонский, священномученик (пам.10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых) Ректоры Казанской Духовной Академии
См.также:
ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)
АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, сщмч. (пам. 3 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе эстонских святых )
АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и 30 июля - в Соборе Самарских святых)
АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и 30 июля - в Соборе Самарских святых)
ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых)
АВЕРИН Григорий Иванович (1889-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых)
АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот., сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Степанович Миропольский (1847 – 1918), прот., сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сцмч. (пам. 9 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АЛЕКСАНДР Михайлович Покровский (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДР Владимирович Дагаев (1862 – 1920), прот., сщмч. (пам. 28 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диакон, сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников (1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДР Петрович Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
АЛЕКСАНДР Николаевич Архангельский (1874-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Cоборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (1876 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)