Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНДРЕЕВ
Т. 2, С. 346-347 опубликовано: 18 сентября 2008г.


АНДРЕЕВ

Матвей (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в.), старообрядец-поповец, автор полемических «бесед» и посланий против федосеевцев. Сын свящ. Андрея, 21 нояб. 1703 г. рукоположен свт. Димитрием Ростовским во священника ц. Николая Чудотворца в с. Раменки Пошехонского у. В 1706 г. ушел в старообрядческие скиты на Керженце, где поповский наставник схимник Онуфрий, свящ. Досифей и схимник Арсений приняли А. в 1708 г. в старообрядчество. В 1710 г. А. написал «Письмо керженских пустынных отцов в Псков, и в Новгород, и на Дерево, и за границу», в к-ром цитировалась составленная на Керженце компиляция из написанных в Пустозерске догматических сочинений Аввакума, Федора и Лазаря. В 1715 г. А. был послан на проповедь против федосеевцев в новгородские и псковские пределы.

Началом активной полемической деятельности А. стали вопросы о вере, посланные им 4 марта 1715 г. федосеевцу Игнатию Трофимову в дер. Лыбовку - федосеевский центр во Псковском у.; 11 марта 1715 г. А. отправил послание федосеевцам, проживавшим за границей. Поскольку послания остались без ответа, А. сам направился в Лыбовку и провел там спор лично. 1-я «беседа» состоялась 17 янв. 1722 г., на ней от федосеевцев выступал И. Трофимов; А. учил «о богоустановленном иерейском чине, яко есть вечен и непрелагаем». 2-ю «беседу», 13 марта 1722 г., А. вел с Евстратом Федосеевым и обличал настоятелей беспоповских общежительств - «обительных большаков и наставников самочинных». 3-я «беседа» состоялась спустя 14 лет, 19 авг. 1736 г., полемика велась вокруг 7 вопросов, поданных А. еще в 1726 г., и 120 новых вопросов о вере. Перу А. принадлежит также 2 антифедосеевских сочинения: послание И. Трофимову от 17 февр. 1733 г. и «Обличение о лжеучителях и прелестниках», указывающее на хорошее знание керженскими старообрядцами сочинений протопопа Аввакума и диак. Федора.

Соч.: Дружинин В. Г. «Священноиерей» Матфей Андреев, его беседы с беспоповцами и послания к ним. СПб., 1908 (извлеч. из ж.: ХЧ. 1908. Май. С. 730-762; Июнь-июль. С. 969-1043; Август-сентябрь. С. 1195-1237; Октябрь. С. 1342-1364; Ноябрь. С. 1542-1557).
Лит.: Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909. С. 131-132; Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 49-50; Понырко Н. В. Матвей Андреев // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 343-345; Бубнов Н. Ю. Материалы из архива пустозерских узников // Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Игнатия Соловецкого. Возвещение сына духовнаго ко отцу духовному. Список с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума. СПб., 1998. С. 270-271.
Е. М. Юхименко
Ключевые слова:
Белокриницкая иерархия, условное наименование Русской православной старообрядческой Церкви Старообрядцы Поповцы Андреев Матвей (конец XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических "бесед" и посланий против федосеевцев
См.также:
ГЕННАДИЙ (Беляев Григорий Васильевич; 1825 - 1892), еп. Пермский Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии)
АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75–1720), старообрядец-поповец, основатель диаконовского согласия
АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович; род. в 1929), митр. Московский и всея Руси старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии
АМВРОСИЙ (Паппа-Георгополи Амирей; 1791-1863), старообрядческий митр., основатель Белокриницкой иерархии
АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви
АНТОНИЙ (Поромов Афанасий Григорьевич; 1855-1918), еп. Пермский и Тобольский старообрядцев Белокриницкой иерархии
АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви
АРКАДИЙ (Дорофеев Андрей; 1811-1889), старообрядческий архиеп. Славский