Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРТУЗИАНЦЫ
Т. 31, С. 414-420 опубликовано: 2 ноября 2017г.


КАРТУЗИАНЦЫ

[лат. Ordo Cartusiensis], католический монашеский орден, отличительной чертой которого является сочетание систематического затворничества и киновийной жизни в пределах одной обители.

История

Первая община

Картузианцы под Покровом Богородицы, т. н. Богоматерь Милосердная. 1655 г. Худож. Ф. де Сурбаран (Музей изящных искусств в Севилье)
Картузианцы под Покровом Богородицы, т. н. Богоматерь Милосердная. 1655 г. Худож. Ф. де Сурбаран (Музей изящных искусств в Севилье)

Картузианцы под Покровом Богородицы, т. н. Богоматерь Милосердная. 1655 г. Худож. Ф. де Сурбаран (Музей изящных искусств в Севилье)
Основателем ордена считается католич. св. Бруно Картузианец (ок. 1030-1101). Будучи уже известным преподавателем в соборной школе в Реймсе (среди его учеников был Одо (Эд) из Шатийона, впосл. папа Римский Урбан II) и кандидатом на архиепископскую кафедру, после острого церковно-политического конфликта он в 1082 г. решил удалиться в основанное незадолго до этого бенедиктинское аббатство Молем (Бургундия). Попытка Бруно создать общину еремитов в лесу близ мест. Сеш-Фонтен (еп-ство Лангр) на землях, принадлежавших Молемскому аббатству, была неудачной. С 6 последователями он отправился к Гуго, еп. Гренобля, и попросил выделить ему пустынное место в горах в пределах диоцеза Гренобль (это было указано в пророческом сне - Guigo. Vita S. Hugonis. 3. 11 // PL. 153. Col. 769-770). В июне 1084 г. (согласно Житию св. Гуго, на праздник св. Иоанна Предтечи (24 июня) - Ibid.) на высоте 1195 м во владении Гумберта де Мирибеля (сохр. дарственная грамота: Recueil des plus anciens actes de la Grand-Chartreuse. 1958. P. 3) Бруно основал пустынь Картузия (Cartusia), или Ла-Шартрёз (франц. La Chartreuse), впосл. по этому названию стал именоваться весь орден. Два спутника Бруно, не имевшие сана пресвитера, поселились ниже по склону горы (на высоте 850 м) и посвятили свою жизнь материальному обеспечению общины монахов-священников (с кон. XIV в. «нижний дом» назывался Ла-Коррери). Вскоре Бруно, назначив приором Ландуина, в 1090 г. отправился в Рим по приглашению папы Урбана II. Осенью 1090 г. он основал обитель в Ла-Торре (Калабрия) во имя Пресв. Девы Марии и св. Иоанна Предтечи (Санта-Мария-делла-Торре, или Санта-Мария-дель-Эремо), в к-рой монашеская жизнь была организована так же, как и в Картузии. Особого устава для основанных им общин Бруно не составил; сохранились лишь его письма (изд.: Lettres des premiers Chartreux. 1962. Vol. 1). В 1100 г. Ландуин был захвачен сторонниками антипапы Климента III и умер в плену, отказавшись признать законность его избрания. После Ландуина конгрегацию К. возглавил Петр из Бетюна (через год отказался от должности приора и вновь стал простым монахом), затем Иоанн из Тосканы.

Сведения по истории К. в этот период содержатся в «Хронике первых картузианцев» (в 2 редакциях - «Magister» и «Laudemus»; изд.: Wilmart A. La Chronique des premiers Chartreux // Revue Mabillon. P., 1926. Vol. 22. P. 77-142), Житии Гуго, еп. Гренобльского, Житии Антельма, еп. Беллейского (ActaSS. Jun. T. 7. P. 202-212), Житии Стефана, аббата мон-ря Обазин (Vie de saint Étienne d'Obazine / Éd. M. Aubrun. Clermont-Ferrand, 1970), соч. «О своей жизни» (De vita sua) Гвиберта Ножанского (изд.: Guibert de Nogent. Histoire de sa vie (1053-1124) / Publ. par G. Bourgin. P., 1907), гл. 18 из «Истории Запада» Жака де Витри (Jacques de Vitry. Historia Occidentalis / Ed. J. F. Hinnebush. Fribourg, 1972), письмах, сочинениях Петра Достопочтенного и Бернарда Клервоского, а также в их Житиях.

Устав

Гвиберт Ножанский, рассказывая о событиях 1114-1115 гг., отмечает, что со времен св. Бруно в образе жизни К. ничего не изменилось (Venerabilis Guiberti De vita sua sive Monodiarum libri tres. I 11 // Guibert de Nogent. Histoire de sa vie. 1907. P. 32-36). В 1115-1116 гг. во Франции было основано 5 новых обителей К.: Порт (совр. деп. Эн), Лез-Экуж (совр. деп. Изер), Дюрбон (совр. деп. В. Альпы), Ла-Сильв-Бенит (совр. деп. Изер), Мерья (совр. деп. Эн). Между 1121 и 1128 гг. по просьбе приоров этих общин и по настоянию еп. Гуго Гренобльского 5-й приор Картузии Гвиго I (1109-1136) составил 1-й устав К.- «Consuetudines domus Cartusiae», или «Consuetudines Guigonis» (изд.: Guigues Ier, prieur de Chartreuse. Coutumes de Chartreuse. 1984). Этот устав задумывался не как правило для нового ордена, а как описание обычаев обители Картузия, которой хотели подражать др. общины. Большая часть текста представляет собой цитаты из авторитетных в монашеской среде сочинений - посланий блж. Иеронима Стридонского, сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина и бенедиктинского монашеского устава (см. ст. Венедикт Нурсийский). Гвиго I обращался также к творениям отцов Церкви (в основном в изложении «Concordia regularum» Бенедикта Анианского), трактатам блж. Августина, Петра Дамиани, уставу затворника Гримлака, «Выдержкам из декретов Римских понтификов» (Excerpta ex decretis Romanorum pontificum) Ланфранка, архиеп. Кентерберийского, «Consuetudines» Ульриха, аббата Клюни, уставам камальдулов, августинцев-каноников и др. Из ВЗ и НЗ в качестве примеров для подражания Гвиго приводил пророков Моисея и Илию, св. Иоанна Предтечу и Иисуса Христа, пребывавшего в пустыне после Крещения.

В уставе К. зафиксирован образ жизни, установленный св. Бруно: каждый монах в обители должен жить в отдельной келье и регулярно участвовать в общинном богослужении. Отличительные черты образа жизни К.: бедность, простота, полное молчание, соблюдение строгого поста. Отношения с внешним миром максимально ограничивались: монахам запрещалось проповедовать, заниматься пастырской деятельностью, принимать родственников и гостей (позже были наложены ограничения на присутствие в обители монахов из др. конгрегаций, хотя известно, что Петр Достопочтенный, аббат Клюни, имел обычай раз в год уединяться в Картузии для молитвы и созерцания: Rodulphi monachi Vita Petri. 17 // PL. 189. Col. 28). В отличие от обычаев других монашеских общин, формировавшихся в основном за счет облатов, устав К. запрещал принимать детей и юношей моложе 20 лет. Ввиду замкнутости общины, к-рая состояла из монахов, имевших сан пресвитера, большое значение придавалось тем монахам, чьим трудом обеспечивалось существование обители (по свидетельству Гвиберта Ножанского, их было ок. 20 чел.; они занимались преимущественно овцеводством). Монахи в сане пресвитера, к-рым устав предписывал занятия ручным трудом, переписывали книги. Несмотря на крайнюю бедность общины, Картузия уже в 1-й пол. XII в. владела огромной библиотекой, вызывавшей восхищение Гвиберта Ножанского (Venerabilis Guiberti De vita sua. 1907. P. 33) и Петра Достопочтенного (Petri Venerabilis. Ep. 24 // The Letters of Peter the Venerable / Ed. G. Constable. Camb. (Mass.), 1967. Vol. 1. P. 45-47). В 1162 г. обитель посетил Гуго (епископ Линкольна в 1186-1200); он отметил богатство библиотеки, что позже подвигло его устроить такую же в картузианской обители Уитем (Vita beati Hugonis Lincolniensis episcopi. I 6, II 12 // PL. 153. Col. 951, 980).

В 1132 г. лавина разрушила обитель Картузия, новая (по прежнему плану) была построена ниже по склону. В наст. время на месте 1-й обители находятся капелла Пресв. Богородицы и капелла св. Бруно.

Становление ордена

Чудо св. Гуго, еп. Гренобльского, в рефектории картузианской обители. Между 1630 и 1635 гг. Худож. Ф. де Сурбаран (Музей изящных искусств в Севилье)
Чудо св. Гуго, еп. Гренобльского, в рефектории картузианской обители. Между 1630 и 1635 гг. Худож. Ф. де Сурбаран (Музей изящных искусств в Севилье)

Чудо св. Гуго, еп. Гренобльского, в рефектории картузианской обители. Между 1630 и 1635 гг. Худож. Ф. де Сурбаран (Музей изящных искусств в Севилье)
В 1128 г. устав, составленный Гвиго, был принят рядом общин К. (в обители Порт на торжественной церемонии принятия устава присутствовали Гумбальд, архиеп. Лионский, Гуго, еп. Гренобльский, и Понтий, еп. Беллейский). 22 дек. 1133 г. устав одобрил папа Римский Иннокентий II. Ок. 1140 г. были составлены дополнения к уставу - «Supplementa ad Consuetudines Guigonis» (изд.: Die ältesten Consuetudines der Kartäuse. 1970. S. 92-103), затрагивавшие только богослужебную практику. Устав приняли 11 общин; обители в Калабрии (Санта-Мария-делла-Торре и связанная с ней Санто-Стефано-дель-Боско в еп-стве Скуиллаче) в 1171 г. образовали независимую конгрегацию, а с 1192 г. вошли в орден цистерцианцев.

При приоре Антельме (1139-1151) началось формирование орденской структуры по цистерцианской модели. В 1140/41 г. был учрежден генеральный капитул, а местный епископ отказался от юрисдикции над Картузией, к-рая получила титул «mater et nutrix» (лат.- «мать и кормилица») и стала называться Ла-Гранд-Шартрёз (Вел. Картузия); приор возглавил орден К. Вводились ограничения: в одной общине должно быть не более 12 монахов в сане пресвитера и до 16 братьев-мирян (вскоре появились исключения из этого правила, прежде всего в обителях, находившихся в королевской юрисдикции). Кроме того, Антельм составил новые дополнения литургического характера к Уставу Гвиго - «Consuetudines Antelmi» (Устав Антельма, между 1141 и 1151) (изд.: Die ältesten Consuetudines der Kartäuse. 1970. S. 104-116). В 1155 г. было принято решение о ежегодном проведении генерального капитула. Приор Василий (1151-1174) составил устав с продуманной структурой и подробным описанием ордена (Consuetudines Basilii; изд.: Die ältesten Consuetudines der Kartäuse. 1970. S. 142-218), к-рый в 1170 г. был одобрен генеральным капитулом, а позднее утвержден буллой папы Александра III «Cum sitis religioni» (11 июля 1177).

Появились общины К. в Австрии (Зайц (ныне на территории Словении), 1160), Швеции (Лунд, 1162), Испании (Скала-Деи в Таррагоне, 1163), Англии (Уитем в Сомерсете, 1178-1179). В 1145 г. жен. община в Пребайоне (в Провансе), следовавшая предписаниям свт. Кесария Арелатского, попросила Иоанна Испанского, картузианца из Монтрё, составить для нее устав на основе Устава Гвиго, что положило начало жен. ветви ордена К. Вторая жен. обитель была учреждена в Берто в 1188 г.

Наиболее значимые сочинения этого периода принадлежат 9-му приору К. Гвиго II (1174-1180) (Guigo II Le Chartreux. Lettre sur la vie contemplative (ou Échelle des moines). Douze méditations / Ed. E. Colledge, J. Walsh. P., 1970 (рус. пер.: Гвиго II Картузианец. Сочинения / Пер. с лат.: А. Коваль. М., 2011); Guigo II Cartusiae prioris Liber de quadripertito exercitio cellae // PL. 153. Col. 799-884) и Адаму Скоту, картузианцу из мон-ря Уитем (Adamus Scotus. Sermones // PL. 198. Col. 91-440; Idem. De triplici genere contemplationis // Ibid. Col. 791-842).

XIII-XV вв.

Мон-рь Ла-Гранд-Шартрёз. Общий вид
Мон-рь Ла-Гранд-Шартрёз. Общий вид

Мон-рь Ла-Гранд-Шартрёз. Общий вид
К нач. XIII в. в Европе действовали 35 картузианских обителей (из них 2 женские). Общины К. появлялись не только в труднодоступных местах, но и в городах. Первая картузианская обитель рядом с городом была основана по повелению франц. кор. Людовика IX Святого в 1257 г. в бывш. замке Вовер близ Парижа. Нередко новые обители находились под прямым покровительством королей или местных правителей (Уитем и Хинтон (с 1227) в Англии, Аллерхайлигенталь в Мауэрбахе близ Вены (1313), Галлуццо близ Флоренции (1342), Шанмоль в Бургундии (1383), Чертоза близ Павии (1396)). После пожара 1320 г. в Ла-Гранд-Шартрёз были построены каменные здания. Другие, особенно новые, обители К., тоже отошли от первоначальной простоты и отличались богато украшенными строениями (напр., Шанмоль, Валь-де-Бенедиксьон в Вильнёв-лез-Авиньон, Чертоза). В связи с тем что не все обители находились в горах и др. труднодоступных местах, традиция строить «нижний дом» для братьев-мирян постепенно исчезла (все монахи стали жить в пределах одного комплекса).

Картузианец. Скульптура надгробия Жана Бесстрашного, герц. Бургундского. 2-я пол. XV в. Скульпторы Хуан де ла Уэрта, Клаус де Верве (Музей изобразительных искусств в Дижоне)
Картузианец. Скульптура надгробия Жана Бесстрашного, герц. Бургундского. 2-я пол. XV в. Скульпторы Хуан де ла Уэрта, Клаус де Верве (Музей изобразительных искусств в Дижоне)

Картузианец. Скульптура надгробия Жана Бесстрашного, герц. Бургундского. 2-я пол. XV в. Скульпторы Хуан де ла Уэрта, Клаус де Верве (Музей изобразительных искусств в Дижоне)
В XIII в. было составлено неск. компиляций статутов ордена: «Supplementa ad Consuetudines Basilii» (Добавления к Уставу Василия - собрание отдельных статутов, принятых генеральным капитулом между 1170 и 1222; изд.: Die ältesten Consuetudines der Kartäuse. 1970. S. 219-240), статуты приора Янцелина (1222) (изд.: The Statuta Jancelini (1222) and the «De Reformatione» of Prior Bernard (1248). 1978. P. 26-137), статуты «De reformatione» (О реформе) приора Бернарда (1248) (изд.: Ibid. P. 5-23). Для этих сборников были характерны ужесточение дисциплины, введение более строгих правил поста, стремление укрепить центральную власть в ордене. Нововведения привели к конфликту между Ла-Гранд-Шартрёз и дочерними обителями. Поводом стал порядок назначения выборщиков (electores) заседателей генерального капитула. В результате деятельность генерального капитула была фактически парализована до 1281 г. (Cygler. 2004). Арбитрами в этом конфликте выступили доминиканцы, под их влиянием была составлена новая компиляция статутов - «Statuta antiqua» (Древние статуты, 1259; изд.: Hogg. 1989. Vol. 1-2. P. 57-269), утвержденная в 1272 г. генеральным капитулом. Капитул постановил, что впредь во избежание опрометчивых и поспешных решений любое изменение устава должно получить одобрение 2 последующих генеральных капитулов. Статуты, утвержденные капитулом в течение следующих 100 лет, были собраны в виде дополнения к «Statuta antiqua» под названием «Statuta nova» (Новые статуты, 1368); изд.: Hogg. 1989. Vol. 2. P. 271-321).

Богоматерь с Младенцем на троне, св. Иоанн Предтеча, блж. Иероним Стридонский и картузианский монах. Ок. 1510 г. Худож. Я. Провост (Гос. музей в Амстердаме)
Богоматерь с Младенцем на троне, св. Иоанн Предтеча, блж. Иероним Стридонский и картузианский монах. Ок. 1510 г. Худож. Я. Провост (Гос. музей в Амстердаме)

Богоматерь с Младенцем на троне, св. Иоанн Предтеча, блж. Иероним Стридонский и картузианский монах. Ок. 1510 г. Худож. Я. Провост (Гос. музей в Амстердаме)
В XIV в. число картузианских обителей увеличилось до 100. В нач. XIV в. орден был разделен на провинции. В 1301 г. было учреждено 5 провинций (Женева, Бургундия, Прованс (куда входила и Испания), Франция (с картузианскими обителями в Англии), Ломбардия (вместе с Италией и со Штирией)). В 1332 г. появилась 6-я провинция - Пикардия (включала также Бельгию). 7-й провинцией в 1335 г. стала Германия (включала также Австрию, Венгрию и долину Рейна), а 8-й - Каталония (с 1336). В 1349 г. картузианские обители, в т. ч. Ла-Гранд-Шартрёз, сильно пострадали от эпидемии чумы. В 1355 г. пров. Германия была разделена на 2 провинции - В. Германию и Н. Германию (в 1400 из Н. Германии выделена Рейнская обл.). В 1369 г. появились новые провинции - Аквитания и Англия, а Ломбардия была разделена на 2 провинции.

В 1378 г., во время схизмы в католической Церкви, франц. и испан. К. подчинялись Ла-Гранд-Шартрёз и признавали папу в Авиньоне, а герм. и итал. К. поддерживали папу в Риме и учредили должность генерала ордена в Зайце (Штирия). В 1410 г. орден объединился. Его возглавил Иоганн фон Гриффенберг. Ла-Гранд-Шартрёз вновь стала главной обителью ордена. В нач. XV в. некоторые обители К. пострадали от гуситов. Но в целом популярность ордена росла, поскольку общины К. считались образцом католич. духовности. В связи с большим потоком желавших вступить в орден была учреждена новая категория членов - донаты, которые не приносили монашеских обетов, но поступали на добровольную службу ордену и обязывались соблюдать устав. В 1411 г. Пикардия была разделена на 2 провинции, в 1412 г. учреждена пров. Саксония, в 1414 г.- пров. Тоскана. Под прямым управлением Ла-Гранд-Шартрёз оказалась обитель в г. Перт в Шотландии (по политическим причинам не входила в орденскую пров. Англия). В 1442 г. была создана пров. Кастилия.

Наиболее известными духовными писателями ордена К. в этот период были приор обители Мерья Гуго из Бальмы († ок. 1305), подвизавшаяся в обители Премоль Беатриса из Омасьё (кон. XIII в.), Лудольф Саксонский (ок. 1295-1377), Маргарита из Уаньи, приоресса Ла-Сель-Рубо (нач. XIV в.). Особо выделяется католич. богослов Дионисий Картузианец (ок. 1402-1471).

XVI - кон. XVIII в.

К 1510 г. орден К. состоял из 17 провинций, в к-рых находились 191 муж. и 6 жен. обителей. В 1502 г. были обретены мощи св. Бруно Картузианца, что способствовало восстановлению ордена в Калабрии (в 1513). В 1509 г. приор Франсуа дю Пюи (1503-1521) составил устав «Tertia Compilatio» (Третья компиляция). Он был объединен с предшествующими сборниками статутов ордена («Consuetudines Guigonis», «Statuta antiqua», «Statuta nova») и издан в Базеле в 1510 г. Жаном Амербахом (репр.: Hogg. 1989. Vol. 3. P. 323-377). В этом уставе впервые вводились послабления в дисциплине поста.

Во время Реформации 94 обители К. были уничтожены (46 из них навсегда), ликвидированы орденские провинции Саксония и Англия. Во владениях протестантов члены ордена подвергались гонениям, имущество общин конфисковывалось, мн. К. стали мучениками и исповедниками. В Англии в 1535 г., при кор. Генрихе VIII Тюдоре, за нежелание отказаться от учения о примате папы Римского были казнены 18 членов ордена К. (3 приора и 15 монахов; беатифицированы в 1886, приоры канонизированы в 1970). Во Франции в 1562 г. гугеноты разорили Ла-Гранд-Шартрёз; в течение 4 лет генеральный капитул не собирался. (Подробнее о К. в период Реформации см.: Martin. 1995.) В католических странах положение ордена оставалось прочным. По итогам Тридентского Собора в 1582 г. был составлен сборник административных статутов К. «Nova Collectio Statutorum» (Новое собрание статутов; изд.: P., 1582; Correriae, 1681 (репр.: Hogg. 1992. Vol. 5-7); R., 1688 (это издание получило одобрение папы Римского Иннокентия XI (булла «Iniunctum nobis» от 27 марта 1688); Correriae, 1736; Montreuil, 1879). Литургическая часть была опубликована отдельно под названием «Ordinarium Cartusiense» (P., 1582; Lugduni, 1641).

В 1597 г. учреждена 1-я картузианская обитель в Португалии (недалеко от Лиссабона), подчинявшаяся непосредственно Ла-Гранд-Шартрёз. В 1628 г. орденскую провинцию с центром в Женеве переименовали в пров. Шартрёз, а Ломбардию - в пров. св. Бруно. В 1648 г. основана картузианская обитель в Великом княжестве Литовском - Картуз-Берёза.

В связи с возросшим числом монахов количество келий в Ла-Гранд-Шартрёз было увеличено до 35. С 1636 г. пребывание в статусе доната стало обязательным для конверсов перед прохождением новициата. В 1676 г. обитель Ла-Гранд-Шартрёз вновь полностью сгорела. Ее восстановлением занимался приор Иннокентий Ле Массон (1675-1703), прославившийся борьбой с янсенизмом среди членов ордена К. При нем в 1679 г. были официально отменены «нижние дома» К. В этот период орден стал заниматься пастырской деятельностью и благотворительностью (в Ла-Гранд-Шартрёз бесплатно раздавали нуждающимся еду). С развитием книгопечатания в картузианских обителях вместо скрипториев устраивались типографии. Самыми крупными были типографии в Турне (ныне Бельгия) (с 1606), Ла-Гранд-Шартрёз (ок. 1678), Ла-Коррери (с 1680).

1-я пол. XVIII в. прошла для ордена относительно спокойно (только обитель Картуз-Берёза пострадала во время Северной войны). В 1768 г. были закрыты картузианские обители на территории Венецианской республики. В 1772 г. русские войска А. В. Суворова вновь разорили Картуз-Берёзу. В 1782-1783 гг. имп. Франц II закрыл более 20 обителей К. в Австрии, во Фландрии и в Ломбардии. В 1784 г. 16 испан. общин отделились от ордена К. и образовали самостоятельную конгрегацию. К началу Французской революции (1789-1799) ордену К. принадлежали 137 муж. (считая испанские) и 5 женских обителей, в которых подвизались 2200 К. в сане пресвитера, 1250 монахов-мирян и 150 монахинь.

Кон. XVIII - кон. XIX в.

С началом революционных событий в обителях К. во Франции проводилась конфискация имущества (декрет от 2 нояб. 1789), а потом они были распущены (декрет от 13 февр. 1790). Приор Никола Альбергати де Жоффруа покинул Ла-Гранд-Шартрёз 17 окт. 1792 г. и переехал в Болонью, где в 1796 г. состоялся генеральный капитул. Затем штаб-квартирой главы ордена стал Рим. После смерти де Жоффруа в 1801 г. и до 1816 г. избирался не приор, а викарий главы ордена.

Действующими оставались обители К. в Испании (формально отделившиеся от ордена), 2 - в Португалии, 1 - в Баварии, 1 - в Пруссии, 2 - в Польше, 1 - в Швейцарии. Во Франции функционировала только обитель Валь-Сент-Мари близ Буванта. В Италии обители К. были закрыты с 1810 по 1814 г. В Ла-Гранд-Шартрёз монахи смогли вернуться в 1816 г., но права собственности на землю восстановлены не были (лишь в 1857 государство гарантировало неприкосновенность владений). В течение последующих десятилетий во Франции открылись еще неск. картузианских обителей. В 1821 г. восстановлена женская община в Борегаре (близ Вуарона). С 1837 г. возобновились регулярные собрания генерального капитула. Неск. обителей были восстановлены в Италии, в т. ч. Чертоза близ Павии (в 1843).

В 1831 г. после Польского восстания в Российской империи закрыли Картуз-Берёзу. В 1835 г. деятельность К. была запрещена в Португалии, были распущены обители в Испании (кроме обители Мирафлорес, монахи к-рой ухаживали за королевскими могилами). Всего 4 года существовала обитель К. близ Дюссельдорфа (основана в 1873). В 1880 г. испанские К. вернулись в орден: по просьбе архиепископа Бургоса приор Ла-Гранд-Шартрёз направил монахов в Мирафлорес.

XX-XXI вв.

К нач. XX в. во Франции насчитывалось 11 обителей К., в Италии и Испании - по 2, в Великобритании, Швейцарии, Германии и Австрии - по 1. В ордене состояли ок. 700 монахов и 100 монахинь. После того как во Франции был принят закон о монашеских конгрегациях (1901), К. пытались удержать обители за орденом, но были выдворены силой: Ла-Гранд-Шартрёз монахи покинули после введения войск 29 апр. 1903 г. Приор уехал в мон-рь Фарнета в Тоскане; там до 1947 г. собирался генеральный капитул «в изгнании». В 1912 г. обитель Ла-Гранд-Шартрёз получила статус памятника культуры, это позволило приостановить процесс разрушения. Монахи вернулись в обитель 21 июня 1940 г. В связи с наплывом туристов в «нижнем доме» был устроен музей, чтобы не нарушать покой монахов «верхнего» комплекса.

Изгнание картузианцев из обители Ла-Гранд-Шартрёз. Фотография. 1903 г.
Изгнание картузианцев из обители Ла-Гранд-Шартрёз. Фотография. 1903 г.

Изгнание картузианцев из обители Ла-Гранд-Шартрёз. Фотография. 1903 г.
В 1924 г., после выхода нового Кодекса канонического права Римско-католической Церкви (1917; см. Codex juris canonici), издана новая редакция статутов К.- «Statuta Ordinis Cartusiensis» (Статуты ордена картузианцев; одобрены папой Пием XI (булла «Umbratilem» от 8 июля 1924); изд.: Statuta Ordinis Cartusiensis: Ad praescripta Codicis Iuris Canonici conformata. Parkminster, 1926; репр.: Hogg. 1992. Vol. 8-9). Новый «Ordinarium Cartusiense» вышел в 1932 г. (репр.: Hogg. 1992. Vol. 10-11). В соответствии с решениями Ватиканского II Собора в 1971 и 1973 гг. были составлены, а в 1973 и 1975 гг. одобрены генеральным капитулом 2 части «Statuta Renovata Ordinis Cartusiensis» (Обновленные статуты ордена картузианцев), где провозглашался возврат К. к аскетическому образу жизни, зафиксированному в ранних уставах ордена. После издания нового Кодекса канонического права (1983) устав вновь подвергся изменениям. Новая редакция вышла в 1987 г. под названием «Statuta Ordinis Cartusiensis» (Статуты ордена картузианцев).

В 1973 г. издан особый устав для жен. общин (в 1991 отредактирован с учетом изменений в уставе К.); в 1973 г. для них учрежден особый генеральный капитул.

В наст. время в ордене насчитывается 18 муж. общин: во Франции - Ла-Гранд-Шартрёз, Порте Монтрё, Селиньяк (здесь введена практика краткосрочного пребывания мирян); в Италии - в Серра-Сан-Бруно (Калабрия) и Фарнете (близ Лукки); в Испании - Порта-Сели (пров. Валенсия), Монталегре (близ Барселоны), а также обитель Мирафлорес (Бургос); в Швейцарии - Ла-Вальсент (кантон Фрибур); в Словении - Плетерье; в Португалии - Санта-Мария Скала-Сели (Эвора); в Германии - Мариенау (земля Баден-Вюртемберг); в Великобритании - Паркминстер (Зап. Суссекс); в США - обитель Преображения в Арлингтоне (шт. Вермонт); с 1984 г. существует община К. в Бразилии (Носа-Сеньора-Медианейра в Рио-Гранде-ду-Сул); с 1999 г.- Сан-Хосе в Деан-Фунесе (Аргентина); с 2004 г.- Судовон в Юж. Корее. В Зап. Европе действуют 5 жен. обителей К.: во Франции - в Рейане (деп. Альпы В. Прованса), Нонанк (деп. Аверон); в Италии - Рива (Пинероло близ Турина), Сан-Франческо (близ Турина); в Испании - Пуэбла-де-Бенифасар (близ Винароса, пров. Кастельон). В ордене 318 монахов (из них 157 в сане пресвитера) и 44 монахини (An. Pont. 2011. P. 1429, 1490)

Управление орденом

Приоры ордена К. никогда не назывались аббатами. До XIV в. приор именовался «великий господин» (Dom), затем - «преподобный отец». Приор является главой всего ордена, хотя избирается только членами общины Ла-Гранд-Шартрёз. Решения приора должны получить одобрение капитула ордена. Заседания капитула проходят в Ла-Гранд-Шартрёз (исторически бывали исключения). Приор исполняет свои обязанности не пожизненно, но до тех пор, пока капитул не примет решение о его уходе с должности. Во время заседаний капитула приор является простым членом (перед началом заседаний он простирается ниц и просит присутствующих об освобождении от должности), хотя имеет на один голос больше (с 1281). Приору запрещается покидать Ла-Гранд-Шартрёз, чтобы не подавать дурной пример др. монахам. Генеральный капитул ответственен только перед Папским престолом. Отношения ордена с Римом поддерживает прокуратор. Делопроизводством капитула занимается секретарь. Ежегодно для каждой орденской провинции назначаются визитаторы и конвизитаторы; они должны составить отчет о положении дел в обителях.

Приоров картузианских общин либо выбирает конвент обители, либо назначает генеральный капитул (или приор, но сроком только на 1 год). Помогают приору викарий, прокуратор (отвечает за послушания), сакристан (занимается организацией богослужения). Новиции в обители К. подчиняются магистру. Если обитель посещают паломники, назначается коадъютор приора.

Устройство обители

Келья монаха в картузианской обители. Фотография. Нач. ХХ в.
Келья монаха в картузианской обители. Фотография. Нач. ХХ в.

Келья монаха в картузианской обители. Фотография. Нач. ХХ в.
Картузианские статуты всегда имели цель ограничить количество членов ордена и строго зафиксировать территорию обителей. Запрещалось приобретать собственность за пределами обители, и, наоборот, у принадлежавших общине земель не могло быть иных владельцев. Ранние картузианские обители состояли из «верхнего дома», в котором жили монахи в сане пресвитера, и «нижнего дома» для братьев-мирян (хотя последний «нижний дом» был закрыт в 1679, ссылки на двучастное деление сохр. в орденских документах и литургических книгах до нач. XX в.). Монастырский комплекс обычно включает центральный храм, 1 или 2 клуатра, рефекторий (трапезную), дом капитула и ряд закрытых келий в виде улицы из отдельных домиков (братья-миряне обычно живут в особом доме в общем помещении). В центре клуатра часто располагается монастырское кладбище для постоянного напоминания о скоротечности жизни.

Картузианцы на еженедельной прогулке. Фотография. XXI в.
Картузианцы на еженедельной прогулке. Фотография. XXI в.

Картузианцы на еженедельной прогулке. Фотография. XXI в.
Кельи К. устроены по образцу крестьянских домов. Обычно они 2-этажные. На 1-м этаже располагаются сарай для хранения дров и мастерская, на 2-м - спальня с обеденным (письменным) столом и молельня с генофлекторием (подставка для коленопреклонений). Монахи живут в полной изоляции от мира, получая все необходимое (пищу, книги, вещи) через специальное окошко рядом со входом в келью. Во дворе кельи может располагаться небольшой сад. Большую часть времени К. проводят в кельях, покидая их по галереям только для участия в общем богослужении и в заседаниях капитула. Совместные трапезы совершаются лишь на праздники. При этом установлены еженедельные (обычно 3-часовые) прогулки (spaciamentum) за пределами обители, во время к-рых разрешается беседовать с др. монахами (ранние К. следовали традиции клюнийских монастырей и изъяснялись между собой преимущественно жестами).

Согласно орденской традиции, изложенной приором Гвиго II, основу монашеской жизни составляет прохождение 4 ступеней (чтение, благочестивые размышления, молитва, созерцание). В целом аскетические практики ордена являются одними из самых суровых в католич. Церкви. У К. принят т. н. монашеский пост, к-рый начинается 14 сент. и продолжается до Пепельной среды - 1-го дня Великого поста, по сути мало отличающегося от монашеского. В этот период К. предписывается лишь 1 трапеза в день (кроме воскресений и праздников), состоящая из пищи растительного происхождения. От Пасхи и до начала монашеского поста разрешается употребление яиц, молока и сыра. По пятницам в течение всего года К. разрешены только хлеб и вода.

Желающие вступить в орден должны пройти испытательный срок, соблюдая устав К. в течение года, но не принося обетов. Новициат продолжается 2 года, после чего кандидаты приносят т. н. простые обеты. Через 3 года происходит обновление первых обетов, а спустя еще 2 года - принятие всех обетов и вступление в орден.

Одеяние

К. состоит из длинной белой туники (в наст. время с широкими рукавами), подпоясанной кожаным поясом, и белого скапуляра, соединенного по бокам на уровне бедер широкими лентами (vittae), с белым капюшоном (в средние века и в Новое время капюшон имел коническую форму с заостренным верхом и был небольшого размера, так что при надевании плотно облегал голову, в наст. время капюшон в профиль стал более квадратным по форме, просторным и при надевании скрывающим часть лица). За пределами обители К. носят черную мантию (каппу) (новиции носят ее постоянно).

В жен. общинах К. сохранился чин диаконисс, к-рые могут читать Апостол во время мессы (поэтому имеют право носить манипулу, хотя после реформ II Ватиканского Собора это облачение практически вышло из употребления), а в случае отсутствия священника и Евангелие на службах суточного круга (тогда они надевают столу и крест). У К. совершается древний чин посвящения дев (см. ст. Velatio). Посвященные девы носят черный покров, а также золотое кольцо и венец (но в полном облачении бывают только в день совершения чина, на каждое 5-летие посвящения и во время погребения).

О картузианской практике приватного чтения и молитвы см.: Brantley. 2007.

О богослужении К. см. ст. Орденов монашеских обряды.

Ист.: Tromby B. Storia critico-cronologica diplomatica del Patriarca San Brunone e del suo Ordine cartusiano. Napoli, 1773-1779. 10 vol.; Annales Ordinis Cartusiensis ab anno 1083 ad annum 1429 / Ed. C. Le Coulteux. Monstrolii, 1887-1891. 8 vol.; Ephemerides Ordinis Cartusiensis / Ed. L. le Vasseur. Monstrolii, 1890-1893. 5 vol.; Meyer A., de, Smet J. M., de. Guigo's «Consuetudines» van de eerste kartuizers. Brussel, 1951; Recueil des plus anciens actes de la Grand-Chartreuse (1086-1196) / Éd. B. Bligny. Grenoble, 1958; Laporte M., éd. Aux sources de la vie cartusienne. [Saint-Pierre-de-Charteuse], 1960-1971. 5 vol.; Lettres des premiers Chartreux. P., 1962. Vol. 1: Saint Bruno, Guigues, Saint Anthelme / Introd., texte crit., trad. et notes par [M. Laporte]. (SC; 88); Die ältesten Consuetudines der Kartäuse / Hrsg. J. Hogg. B., 1970. Salzburg, 1973r; The Statuta Jancelini (1222) and the «De Reformatione» of Prior Bernard (1248) / Ed. J. Hogg. Salzburg, 1978; Guigues Ier, prieur de Chartreuse. Coutumes de Chartreuse / Introd., texte crit., trad. et notes par [M. Laporte]. P., 1984; Hogg J. The Evolution of the Carthusian Statutes from the Consuetudines Guigonis to the Tertia Compilatio: Documents. Salzburg, 1989. Vol. 1: Consuetudines Guigonis. Prima pars Statutorum Antiquorum; Vol. 2: Secunda pars Statutorum Antiquorum. Tertia pars Statutorum Antiquorum. Statuta Nova; Vol. 3: Tertia Compilatio Statutorum Ordinis Cartusiensis. Repertorium Statutorum Ordinis Cartusiensis per ordinem alphabeti; Vol. 4: Privilegia Ordinis Cartusiensis et multiplex confirmatio eiusdem. Nomina prouinciarum et domorum Ordinis Cartusiensis; 1992. Vol. 5: Nova Collectio Statutorum Ordinis Cartusiensis: Editio secunda 1681. Pars 2; Vol. 6: Nova Collectio Statutorum Ordinis Cartusiensis: Editio secunda 1681. Pars 3. Index. Errata; Vol. 7: Nova Collectio Statutorum Ordinis Cartusiensis: Editio secunda 1681. Directorium novitiorum. Bullae quaedam Pontificiae; Vol. 8: Statuta Ordinis Cartusiensis (1926). Pars 1; Vol. 9: Statuta Ordinis Cartusiensis (1926). Pars 2. Index seu repertorium Statutorum; Vol. 10: Ordinarium Cartusiense (1932). Capitula I-XXXIV; Vol. 11: Ordinarium Cartusiense (1932). Capitula XXXV-LV. Index seu Repertorium.
Библиогр.: Nouvelle bibliographie cartusienne. Grande Chartreuse, 2005. Pt. 1-3.
Лит.: Molin N. Historia Cartusiana ab origine ordinis usque ad tempus auctoris anno 1638 defuncti. Tournaci, 1903-1906. 3 vol.; Autore S. Chartreux // DTC. 1905. Vol. 2. Col. 2274-2318; Maisons de l'Ordre des Chartreux: Vues et notices. Montreuil-sur-Mer; Parkminster, 1913-1919. 4 vol.; Dubois M. Chartreuse de Prébayon et de Saint-André-des-Ramières (611-1340) // Revue Mabillon. P., 1936. Vol. 26. P. 42-62; Gourdel Y. Chartreux // DSAMDH. 1953. Vol. 2. Col. 705-776; Meyer A., de, Smet J. M., de. Notes sur quelques sources littéraires relatives à Guigue Ier, cinquième prieur de la Grande Chartreuse // RHE. 1953. Vol. 48. P. 168-195; Bligny B. L'érémitisme et les Chartreux // L'eremitismo in Occidente nei sec. XI e XII: Atti d. 2 Settimana intern. di studio, Mendola 1962. Mil., 1965. P. 248-270; Dubois J. Quelques problèmes de l'histoire de l'Ordre des Chartreux à propos de livres récents // RHE. 1968. Vol. 63. N 1. P. 27-54; Aniel J.-P. Les Maisons de Chartreux, dès origines à la Chartreuse de Pavie. P., 1983; Etaix R. Les manuscrits de la Grande-Chartreuse et de la Chartreuse de Portes: Etude préliminaire // Scriptorium. Brux., 1988. Vol. 42. P. 49-75; Righetti Tosti-Croce M. Prime fondazioni certosine in Italia // Certose e Certosini in Europa: Atti del Convegno alla Certosa di San Lorenzo di Padula, 22-24 settembre 1988. Napoli, 1990. Vol. 1. P. 103-107; Martin D. D. Carthusians during the Reformation Era: «Cartusia nunquam deformata. reformari resistens» // The Catholic Hist. Review. Wash., 1995. Vol. 81. N 1. P. 41-66; idem. Сarthusian Spirituality: The Writings of Hugh of Balma and Guigo De Ponte. N. Y., 1997; San Bruno e la Certosa di Calabria: Atti del Convegno Intern. di Studi per il IX Centenario della certosa di Serra S. Bruno, Squillace, Serra S. Bruno, 15-18 settembre 1991 / Ed. P. de Leo. Soveria Mannelli, 1995; Rieder B. Deus locum dabit: Stud. zur Theologie des Kartäuserpriors Guigo I. (1083-1136). Paderborn, 1997; Devaux A. L'Architecture dans l'ordre des Chartreux. Selignac, 1998. 2 vol.; Certosini e cistercensi in Italia (sec. XII-XV): Atti del Convegno, Cuneo, Chiusa Pesio, Rocca de' Baldi, 23-26 settembre 1999 / Ed. R. Comba, G. G. Merlo. Cuneo, 2000; Ravier A. Le premier ermitage des moines de Chartreuse: De la fondation en juin 1084 à l'avalanche du 30 janvier 1132. Saint-Pierre-de-Chartreuse, 2001; Certose di montagna, certose di pianura: Contesti territoriali e sviluppo monastico: Atti del Convegno, Villar Focchiardo - Susa - Avigliana - Collegno, 13-16 luglio 2000 / Ed. S. Chiaberto. Borgone di Susa, 2002; L'ordine certosino e il Papato dalla fondazione allo scisma d'Occidente / Ed. P. de Leo. Soveria Mannelli; R., 2003; Cygler F. Cartusia numquam reformata?: La réforme constitutionnelle de l'ordre cartusien au XIIIe siècle // Studia monastica / Hrsg. R. Butz, J. Oberste. Münster, 2004. S. 47-72; idem. Les Consuetudines et Statuta des Chartreux au Moyen Âge // Regulae, Consuetudines, Statuta: Studi sulle fonti normative degli ordini religiosi nei secoli centrali del Medioevo / Ed. C. Andenna, G. Melville. Münster, 2005. P. 179-193; San Bruno di Colonia: Un eremita tra Oriente e Occidente / Ed. P. de Leo. Soveria Mannelli, 2004; Andenmatten B. Les chartreux en Suisse. Bâle, 2006; Brantley J. Reading in the Wilderness: Private Devotion and Public Performance in Late Medieval England. Chicago; L., 2007.
А. А. Ткаченко
Рубрики:
Картузианцы
Ключевые слова:
Монашеские ордена и конгрегации Римско-католической Церкви Картузианцы, католический монашеский орден
См.также:
АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина