Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛОСС
Т. 35, С. 720-721 опубликовано: 26 апреля 2019г.


КЛОСС

Борис Михайлович (род. 19.12.1932, Москва), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф. Кандидат физико-математических наук (1960), д-р исторических наук (1989), почетный д-р Европейского ун-та в С.-Петербурге (2003), член Американской ассоциации древнеслав. исследований (The Early Slavic Studies Assoсiation, 1992). Род. в семье военнослужащего. Окончил среднюю школу с золотой медалью (1951). В 1951-1956 гг. учился на механико-математическом фак-те МГУ, по окончании к-рого поступил в аспирантуру. В 1958 г. начал работать младшим научным сотрудником Ин-та автоматики АН СССР (с 1962 старший научный сотрудник). Автор работ по предельным теоремам теории вероятностей, топологическим группам, математическим вопросам кибернетики, теории сложностей алгоритмов.

Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в.
Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в.

Б. М. Клосс. Фотография. 90-е гг. ХХ в.

В 1971 г. К. был приглашен заниматься исследованием текстов исторических источников с применением математических методов и стал старшим научным сотрудником Ин-та истории СССР АН СССР (с 1989 ведущий научный сотрудник Ин-та истории СССР (с 1992 ИРИ РАН, Центр истории религии и церкви)). В 80-90-х гг. XX в. К. преподавал в МГУ, МГИАИ, МФТИ.

В 1980 г. была издана 1-я монография К.- «Никоновский свод и русские летописи», являющаяся итогом его десятилетних исследований. Автор определил время и место создания данного летописного свода, игравшего важную роль в построениях историков XVIII-XIX вв., его источники и оригинал, которым являлась первая, до 1520 г., часть «списка Оболенского» (РГАДА. Ф. 201. № 163). По мнению К., Никоновская летопись была составлена в 1526-1530 гг. при московском митрополичьем дворе под рук. митр. всея Руси Даниила (1522-1539), автографы которого К. обнаружил в списках памятника. В одной из глав К. исследовал памятники митрополичьего скриптория того времени. Он подтвердил высказанное ранее мнение (в частности, А. А. Шахматовым) о том, что сообщения более ранних сводов Никоновской летописи подвергались переосмыслению и дополнялись ранее не встречающимися сведениями. Одной из основных тенденций этого свода стало обоснование права Церкви на земельные владения. В последних главах монографии К. исследовал использование Никоновской летописи при составлении памятников царского летописания 2-й пол. XVI в., в т. ч. летописного свода Иоанна IV Васильевича Грозного, изучил редакции и списки памятника XVII-XVIII вв., его влияние на летописание Троице-Сергиева монастыря и патриарший свод 70-х гг. XVII в. Монография К. была высоко оценена учеными и не потеряла научного значения до наст. времени (см., напр.: Кистерев С. Н. Вехи в историографии рус. летописания // Очерки феод. России: Сб. ст. Вып. 7: К 70-летию Б. М. Клосса / Ред. С. Н. Кистерев. М., 2003. С. 24-28).

К кон. 90-х гг. XX в. К. были подготовлены к изданию «Избранные труды» в 2 томах, куда вошли как публиковавшиеся ранее тексты, так и впервые издаваемые исследования. Том 1 посвящен изучению Жития прп. Сергия Радонежского и публикации его отдельных редакций. Исследователем было выявлено в архивных хранилищах России и др. стран более 400 рукописей, содержащих сведения о жизни и чудесах прп. Сергия, определены новые редакции Жития, высказаны гипотезы об отдельных фактах биографии святого, приведены и проанализированы данные о монастырской реформе на Руси в XIV в., уделено внимание проблеме происхождения иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублёва. Часть исследования посвящена троицкой лит. школе начиная с агиографа иером. Епифания Премудрого. Том содержит публикацию важнейших редакций Жития прп. Сергия. В томе 2 опубликованы «Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI вв.»; освещены начальные этапы становления агиографического жанра в Москве (Жития святых митрополитов Петра и Алексия), Твери (агиографические сочинения о св. князьях Михаиле Ярославиче, Михаиле Александровиче, прп. Софии Ярославне, св. еп. Арсении), Ярославле (произведения, повествующие о св. кн. Феодоре Ростиславиче Смоленском и Ярославском (см. ст. Феодор Ростиславич, Давид и Константин)), Суздале (Жития преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских). Изучена рукописная традиция о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери («Повесть о Темир-Аксаке»). Предложена новая датировка «Сказания о Мамаевом побоище» - 1521 г., заново исследована история создания «Повести о Николе Заразском». В отдельной главе с привлечением памятников агиографии рассматривается формирование идеологии складывающегося Российского гос-ва (представления о Москве как об общерус. столице, о царе и самодержавии). Почти каждая глава тома сопровождается изданием различных редакций лит. памятников, в т. ч. впервые вводимых в научный оборот.

Издание «Избранных трудов» К. вызвало неоднозначную реакцию среди исследователей Др. Руси (см.: Кучкин В. А. Антиклоссицизм // ДРВМ. 2002. № 2(8). С. 113-123; № 3(9). С. 121-129; № 4(10). С. 98-113; 2003. № 1(11). С. 112-118; № 2(12). С. 127-133; № 3(13). С. 112-130; № 4(14). С. 100-122; Бобров А. Г., Прохоров Г. М., Семячко С. А. Имитация науки: О книге Б. М. Клосса «Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты» (М.: Языки рус. культуры, 1998) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 418-445), став тем не менее важной вехой в изучении рус. агиографии, возобновившемся в постсоветский период.

В 2012 г. К. выпустил книгу, посвященную происхождению названия «Россия» («Росия») - 1-е монографическое исследование на эту тему. Монография явилась результатом изучения более 1 тыс. рукописей в 9 хранилищах Москвы, С.-Петербурга, Ярославля и Сергиева Посада. К. проанализировал древнейшие упоминания названия «Росия» в восточнослав. рукописях и памятниках XIV-XV вв., подтвердив его греческое происхождение. Термин «Росия» впервые появился в титуле св. митр. Киприана в 1387 г. К. считает, что первоначально он встречается только в текстах церковного происхождения, в основном в титуле митрополитов Киевских и «всея Росии»; дьяки московского кремлевского скриптория в кон. XV в. ввели это слово в титулатуру вел. князей. Далее К. исследовал применение слов «Росия» и «росияне» в текстах XVI в. (так, он установил, что впервые слово «росияне» употреблено прп. Максимом Греком в 1524), выявил особенности употребления названия «Росия/Россия» в XVII - нач. XVIII в. (см. также: Грищенко А. И. [Рец.:] Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012 // Рус. язык в научном освещении. М., 2013. № 2(26). С. 300-312).

К. был ответственным редактором, составителем, а также автором предисловий к новому изданию томов «Полного собрания русских летописей» (М., 1994-2007. Т. 1-18, 20, 22-27, 29, 39, 41). Принимал участие в составлении коллективных монографий (Памятники Куликовского цикла. М., 1998; Монашество и монастыри в России. М., 2002; Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Серг. П., 2003; Успенский собор в Ярославле. Ярославль, 2007).

К. является членом ученых советов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва и Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. Читал лекции по источниковедению и истории древнерус. лит-ры в Калифорнийском ун-те (Лос-Анджелес, США), Познанском и Гданьском ун-тах (Польша), ун-те г. Тромсё (Норвегия), на историческом фак-те Ярославского ун-та, в Гуманитарном центре МФТИ.

Лауреат Макария (Булгакова), митрополита, премии в номинации «История православной Церкви» за работу «Житие Сергия Радонежского» (1999). Награжден памятным знаком «Малый серебряный крест имени Ярослава Мудрого» за высокие достижения в профессиональной и общественной деятельности и в связи с активным участием в подготовке мероприятий по празднованию 1000-летия г. Ярославля (2010).

Соч. (избр.): Новый памятник рус. эпоса в записи XVI в. // История СССР. М., 1968. № 3. С. 151-167; Книги, редактированные и писанные Иваном Черным // Зап. ОР ГБЛ. М., 1971. Вып. 32. С. 61-72; О времени создания моск. Хронографа // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 244-255; Деятельность митрополичьей книгописной мастерской в 20-30-х гг. XVI в. и происхождение Никоновской летописи // ДРИ. 1972. [Вып.:] Рукописная книга. М., 1972. Сб. 1. С. 318-337; Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг» // ДРИ. М., 1972. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 2. С. 150-167; Статистические методы изучения текстов ист. источников: Направления исследований и задачи. М., 1972; О составе копийной книги московского митрополичьего дома // ВИД. 1973. Сб. 5. С. 107-112; Библиотека моск. митрополитов в XVI в. // Проблемы палеографии и кодикологии в СССР. М., 1974. С. 114-125; Иосифо-Волоколамский мон-рь и летописание кон. XV - 1-й пол. XVI в. // ВИД. 1974. Сб. 6. С. 107-125; Митр. Даниил и Никоновская летопись // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 188-201; Новгородская V летопись и вопрос об источниках Никоновского свода // Летописи и хроники, 1973. М., 1974. С. 252-270; Вологодско-Пермские летописцы XV в. // То же, 1976. М., 1976. С. 264-282; Никоновская летопись и Максим Грек // ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 124-131; Рус. летописи XI-XV вв.: Мат-лы для описания // Метод. рекомендации по описанию славяно-рус. рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. С. 91-94 (в соавт. с Лурье Я. С.); Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980, 19872;; В. Н. Татищев и начало изучения рус. летописей // Летописи и хроники, 1980. М., 1981. С. 5-13; Н. Г. Чернышевский во главе революционеров 1861 г.: Некоторые итоги и перспективы исслед. М., 1981 (в соавт. с Новиковой Н. Н.); Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании кон. XV в. // ДРИ. М., 1984. [Вып.:]. Древнерус. искусство XIV-XV вв. Сб. 4. С. 283-313 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Благовещенский собор и письменные источники XV-XVI вв. // Уникальному памятнику рус. культуры Благовещенскому собору Московского Кремля 500 лет: Тезисы науч. конф. М., 1989. С. 10-14 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Летописные источники XV в. о строительстве моск. Успенского собора // История и реставрация памятников Моск. Кремля. М., 1989. С. 20-42. (Мат-лы и исслед. / ГММК; Вып. 6) (в соавт. с Назаровым В. Д.); Быть святым на Руси // Наука в России. М., 1993. № 1(73). С. 96-101; К изучению традиций книгописания в Троице-Сергиевом мон-ре // История и палеография. М., 1993. Вып. 1. С. 17-33; Об атрибуции некоторых посланий из формулярника митр. Симона // Церковь в истории России. М., 1997. Сб. 1. С. 30-55; Полемическое сочинение 1481 г. о хождении «посолонь» // Московская Русь (1359-1584): Культура и ист. самосознание. М., 1997. С. 350-390 (в соавт. с Назаровым В. Д.); К изучению биографии прп. Сергия Радонежского // ДРИ. СПб., 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 11-15; Избр. тр. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского: Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты; 2001. Т. 2: Очерки по истории рус. агиографии XIV-XVI вв.; Судебник 1497 г.: Рукопись и текст // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI-XIX вв.: Сб. ст. М., 2000. С. 53-75 (в соавт. с Назаровым В. Д.); Монашество в эпоху образования централизованного гос-ва // Монашество и монастыри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 57-80; Миротворческая роль Церкви в XI - нач. XV в. // Миротворчество в России: Церковь, политики, мыслители: (От раннего средневековья до рубежа XIX-XX ст.). М., 2003. С. 28-38; Кодикологическое исследование «автографа» Яна Длугоша // Щавелева Н. И. Древняя Русь в «Польской истории» Яна Длугоша (Кн. 1-6): Текст, пер., коммент. М., 2004. С. 23-34; Рус. источники I-VI книг Анналов Длугоша // Там же. С. 34-52; Иконы Ивана Грозного и его семьи в Троице-Сергиевом мон-ре // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы 3-й междунар. конф. Серг. П., 2004. С. 290-301; О происхождении названия «Россия». М., 2012.
Лит. (о нем): Клосс Борис Михайлович // Историки России XX в.: Биобиблиогр. словарь / Авт.-сост.: А. А. Чернобаев. Саратов, 2005. Т. 1. С. 428.
Ключевые слова:
Палеографы Историки Русской Православной Церкви Источниковедение Клосс Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерусского летописания и агиографии, палеограф
См.также:
АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки
АЛМАЗОВ Александр Иванович (1859-1920), литургист, канонист, историк Церкви
АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России
АМФИЛОХИЙ (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович; 1818-1893), еп. Угличский, вик. Ярославской епархии
АНАСТАСИЕВИЧ Драгутин (1877-1950), серб. византолог, палеограф, археолог, историк Серб. Правосл. Церкви
АНДРЕЕВ Иван Дмитриевич (1867-1927), историк Церкви, византинист, переводчик
АННАЛЫ запись наиболее значит. событий по годам, жанр историописания в древности
АНОНИМ ВАЛЕЗИЯ фрагменты латинского исторического сочинения (опубл. в 1636 г.)