Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛОТИЛЬДА
36, С. 8-11 опубликовано: 29 июня 2019г.


КЛОТИЛЬДА

[Хродехильда, Хлотхильда; лат. Chrodechildis, Hrodehildis, Chrothechildis, Chrotchildis; франц. Clotilde] († 548?), св. (пам. зап. 3 июня), супруга кор. франков Хлодвига

Св. Клотильда (слева) в сценк кор. Хлодвига. Миниатюра из рукописи "Оффиций и Житие св. Клотильды" (Paris. lat. 917. Fol. 1). XIV в.
Св. Клотильда (слева) в сценк кор. Хлодвига. Миниатюра из рукописи "Оффиций и Житие св. Клотильды" (Paris. lat. 917. Fol. 1). XIV в.

Св. Клотильда (слева) в сценк кор. Хлодвига. Миниатюра из рукописи "Оффиций и Житие св. Клотильды" (Paris. lat. 917. Fol. 1). XIV в.
(481/2-511). Важнейшим источником сведений о К. является «История франков» Григория Турского (книги 1-4 написаны предположительно в 70-х гг. VI в.). Дополнительная информация приведена в «Хронике Фредегария» (ок. 660) и в «Книге истории франков» (ок. 727). Упоминания о К. сохранились во франк. агиографических сочинениях VI-VII вв.; сообщения более поздних средневек. авторов основаны гл. обр. на информации Григория Турского и Фредегария (см.: Bourgain. 1996). К. была дочерью правителя бургундов Хильперика II, убитого вместе с женой по приказу брата Гундобада († 516), к-рый объединил под своей властью королевство бургундов. Согласно Григорию Турскому, старшая сестра К., Крона (Хрона; у Фредегария - Седелеуба), вероятно, стала монахиней (mutata ueste). От франк. послов, к-рые часто посещали королевство бургундов, кор. Хлодвиг узнал о красивой и разумной (elegantem atque sapientem) К. и пожелал вступить с нею в брак. Опасаясь гнева франков, Гундобад отдал девушку послам Хлодвига. Согласно Фредегарию, франк. посланникам не удалось встретиться с К., жившей в Генаве (ныне Женева). Поэтому Хлодвиг тайно направил к ней «римлянина» Аврелиана, переодетого нищим. Сестры радушно приняли странника и омыли ему ноги. Аврелиан сообщил К. о сватовстве Хлодвига и передал кольцо короля. Обрадованная девушка вручила королевскому посланнику 100 солидов для него и др. кольцо - для передачи Хлодвигу и попросила ускорить дело, поскольку из К-поля должен был вернуться советник Аридий, к-рый выступал против брака. Последовав совету К., Хлодвиг отправил к Гундобаду послов. Рассчитывая установить дружественные отношения с франками, король бургундов дал согласие на брак. Тем временем из Массилии (ныне Марсель) прибыл Аридий и он не одобрил действий короля. Брак Хлодвига и К., по мнению Аридия, мог привести к вражде между франками и бургундами: родители и братья К. погибли от руки Гундобада, поэтому королева франков, получив власть, непременно отомстит ему. И, действительно, достигнув границы владений Гундобада в районе г. Трикассы (ныне Труа), К. велела франкам разорить окрестности, отомстив т. о. бургундам, погубившим ее родителей. Схожий сюжет приведен в «Книге истории франков», но в этом источнике подчеркивается благочестие К., к-рая представлена усердной христианкой (Bourgain. 1996). Узнав о сватовстве Хлодвига, К. сначала ответила отказом, т. к. считала неподобающим выходить замуж за язычника. Став же его женой, К. попросила короля отвергнуть языческих богов.

Достоверность сведений, изложенных Григорием Турским и Фредегарием, ставится нек-рыми исследователями под сомнение. В письме кор. Гундобаду (не ранее 501) еп. Авит Вьеннский († ок. 518) утешал его в связи с безвременной кончиной дочери и напоминал о том, как король печалился после смерти братьев (flebatis quondam pietate ineffabili funera germanorum - Avitus. Ep. 5 // MGH. AA. T. 6. Pars 2. P. 32-33). Т. о., утверждение Григория Турского, что король велел убить родителей К., могло не соответствовать действительности. Умершую дочь Гундобада должны были выдать замуж за некоего правителя, возможно за Хлодвига, т. е. король франков намеревался жениться на дочери Гундобада, но после ее внезапной смерти брак был заключен с племянницей короля - с К. (см.: Avitus of Vienne. Letters and Selected Prose / Transl. D. Shanzer, I. Wood. Liverpool, 2002. P. 24, 208-209). Пытаясь представить бургундов арианами и, т. о., врагами правосл. веры (Гундобад и его братья происходили «из рода короля-гонителя Аталариха»), Григорий Турский подчеркивал благочестие и ортодоксальное исповедание К. и ее сестры. Однако сведения об арианстве бургундов не согласуются с данными др. источников (вероятно, арианство исповедовали только Гундобад и его сын св. Сигизмунд; см.: Boyson D. Romano-Burgundian Society in the Age of Gundobad: Some Legal, Archaeological and Historical Evidence // Nottingham Medieval Studies. 1988. Vol. 32. P. 111-113; Wood. 1994. P. 45).

По настоянию К. Хлодвиг разрешил крестить их первенца Ингомера (Григорий Турский приводит речь королевы с призывом к мужу отвергнуть ложных языческих богов и принять христ. веру). Младенец умер вскоре после обряда; по мнению короля, причина была в том, что ребенок лишился покровительства языческих богов. Тем не менее король, уступив уговорам супруги, разрешил ей крестить 2-го сына, Хлодомера, но ребенок тоже заболел. Хлодвиг приготовился к смерти младенца, но по молитвам К. ребенок выздоровел.

Согласно Григорию Турскому, королева настаивала (non cessabat praedicare), чтобы Хлодвиг принял христианство. Во время сражения с алеманнами, когда франкам угрожало поражение, король обратился ко Христу, в Которого верила К., обещал принять крещение и одержал победу. Об этом упоминал также Иона из Боббио в Житии св. Ведаста (Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis / Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 310-311. (MGH. Script. Rer. Germ.; 37)). Согласно Фредегарию, К. уговорила Хлодвига креститься, если он одержит победу; в «Книге истории франков» утверждается, что такой совет дал Хлодвигу Аврелиан. Григорий Турский сообщает, что после победы над алеманнами К. призвала св. Ремигия (см. ст.Ремигий , епископ г. Ремы (ныне Реймс)), и поручила ему побеседовать с королем. Франки согласились принять христианство: Хлодвиг был крещен св. Ремигием. Вместе с королем крестилась его сестра Аудофледа и более 3 тыс. франк. воинов; др. сестра короля, арианка Лантехильда, исповедала Св. Троицу и была принята в Церковь через миропомазание.

У Григория Турского нет сведений о том, что св. Ремигий и Хлодвиг были знакомы до брака короля с К., однако в 481 или 486 г. епископ отправил Хлодвигу послание, в котором поздравлял его с установлением власти над пров. Вторая Бельгика и призывал следовать рекомендациям христ. духовенства (Epistolae Austrasicae. 2 // MGH. Epp. T. 3. P. 113). После крещения к Хлодвигу обратился с поздравлениями Авит Вьеннский; он не упоминал о чудесной победе франков над алеманнами и роли К. в принятии королем христ. веры и утверждал, что обращение Хлодвига было результатом самостоятельного решения (Avitus. Ep. 46 // MGH. AA. T. 6. Pars 2. P. 75-76). Однако версия Григория Турского находит подтверждение в письме св. Ницетия (см. ст. Ницетий, епископ г. Треверы (ныне Трир) (525/6-566/9), адресованном Хлодосвинте, внучке Хлодвига и жене кор. лангобардов Альбоина. Убеждая королеву воздействовать на мужа-язычника, епископ указывал на пример К., к-рая уговорила Хлодвига принять христианство. По мнению Ницетия, король согласился креститься после того, как узнал об исцелениях, которые совершались на гробницах св. Мартина Турского и др. галльских святых (Epistolae Austrasicae. 8 // MGH. Epp. T. 3. P. 119-122; см.: Pietri. 1997. P. 325-327). Григорий Турский скорее всего обработал предание о крещении Хлодвига, представив короля как «нового Константина»: король франков обратился ко Христу после победы над врагом, одержанной с помощью Бога (см.: Pietri. 1983. P. 161-162; Heinzelmann. 1996). Согласно Григорию Турскому, Хлодвиг принял крещение на Рождество 496 г. (эта датировка оспаривается мн. исследователями - Tessier. 1964. P. 71-126). Высказывалось мнение, что Хлодвиг крестился в 506 или 508 г.; это событие не было связано с к.-л. определенным сражением с алеманнами (возможно, Григорий Турский смешал сведения о неск. битвах; см.: Wood. 1994. P. 45-46; Shanzer. 1998). Др. исследователи считают, что хронологические указания Григория в основном верны, поэтому крещение Хлодвига состоялось скорее всего между 496 и 499 гг. (Spencer. 1994).

Хлодвиг был похоронен в базилике св. Петра (или св. Апостолов), построенной им и К. в г. Паризии (ныне Париж) на могиле св. Геновефы (о возведении храма упом. в Житии Геновефы - MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 237-238). Согласно «Книге истории франков», базилика была сооружена по настоянию К., к-рая посоветовала Хлодвигу перед сражением с вестготами построить храм и т. о. заручиться покровительством ап. Петра. После смерти Хлодвига королевство франков было разделено между его сыновьями - старшим, Теодорихом I (правил в Ремах в 511-533), к-рый происходил от наложницы, и детьми от К.- Хлодомером (511-524), Хильдебертом I (511-558) и Хлотарем I (511-561) (резиденции этих королей находились в Аврелиане (ныне Орлеан), Паризиях и Свессионе (ныне Суасон)). Возможно, на решение Хлодвига разделить королевство между сыновьями повлияла позиция К., стремившейся обеспечить своим детям долю в наследстве (Wood. 1994. P. 50).

Св. Клотильда делит королевство между сыновьями. Миниатюра из рукописи "Большие хроники Сен-Дени". (Toulouse Bibl. municip. 512. Fol. 34v). 1-я пол. XIV в.
Св. Клотильда делит королевство между сыновьями. Миниатюра из рукописи "Большие хроники Сен-Дени". (Toulouse Bibl. municip. 512. Fol. 34v). 1-я пол. XIV в.

Св. Клотильда делит королевство между сыновьями. Миниатюра из рукописи "Большие хроники Сен-Дени". (Toulouse Bibl. municip. 512. Fol. 34v). 1-я пол. XIV в.
После смерти мужа К. поселилась в г. Туроны (ныне Тур), при базилике св. Мартина. Этот храм, самая чтимая святыня Галлии, пользовался особым вниманием Хлодвига. После победы над вестготами (507) Хлодвиг посетил Туроны и преподнес базилике богатые дары. Здесь король получил известие о том, что имп. Анастасий I возвел его в консульское достоинство; после этого Хлодвиг, облаченный в пурпурные одеяния и увенчанный диадемой, совершил триумфальный въезд в город (McCormick. 1989; Pietri. 1997). Согласно Григорию Турскому, в Туронах К. вела благочестивый образ жизни, постоянно молилась, щедро раздавала милостыню, делала пожертвования церквам и мон-рям. Глухонемого Теодомунда, получившего исцеление по молитве к св. Мартину, К. отправила в школу. Получив образование, юноша стал клириком. Хотя Григорий Турский утверждал, что королева избегала вмешиваться в политику и редко посещала Паризии, центр гос-ва франков, он привел примеры, к-рые свидетельствуют об обратном. В 523 г. по инициативе К., желавшей отомстить за родителей, ее старший сын Хлодомер напал на бургундов и нанес им поражение; кор. Сигизмунд попал в плен и был убит (возможно, Григорий Турский ошибался, полагая, что франки руководствовались намерением отомстить за гибель родителей К.- см.: Wood. 1994. P. 43, 52). После гибели Хлодомера в сражении с бургундами (524) К. забрала его сыновей Теодоальда, Гунтара и Хлодовальда в Туроны. Когда королева посетила Паризии, кор. Хильдеберт заметил ее привязанность к внукам и договорился с братом Хлотарем отстранить мальчиков от наследования. Братья распустили слух, что намерены передать мальчикам управление той частью королевства, которая ранее принадлежала Хлодомеру. Узнав об этом, К. отдала им внуков, но короли схватили их и угрожали, что мальчиков убьют, если К. не позволит остричь им волосы (представители рода Меровингов носили длинные волосы, отличавшие их от др. франков; стрижка волос означала лишение детей королевского статуса). К. заявила, что предпочитает видеть внуков мертвыми, но неостриженными (по мнению Григория Турского, королева дала необдуманный ответ, т. к. была сильно расстроена и не понимала, что говорит). Тогда Хлотарь и Хильдеберт собственноручно убили мальчиков (им было 10 и 7 лет), их слуг и воспитателей. Их брата Хлодовальда спасли приближенные; впосл. он отказался от притязаний на власть, стал клириком и, по свидетельству Фредегария, прославился даром чудотворений (Житие Хлодовальда - BHL, N 1732-1733). Совершив злодеяние, Хлотарь и Хильдеберт покинули город, договорившись о разделе королевства франков. К. похоронила внуков в базилике св. Петра.

После смерти Теодориха I Хильдеберт и Хлотарь вновь объединились, пытаясь отстранить от наследства его сына Теодеберта I (533-547 или 548) и разделить между собой его королевство с центром в г. Ремы. Теодеберту удалось отразить их нападение, и союз Хильдеберта и Хлотаря распался: Хильдеберт и Теодеберт выступили против Хлотаря. Узнав о междоусобицах франк. правителей, К. молилась в базилике св. Мартина о предотвращении кровопролития. Когда войска приготовились к сражению, разразилась буря, к-рая рассеяла воинов и вынудила королей заключить мир. Григорий Турский полагал, что буря была вызвана чудесным вмешательством св. Мартина по молитве королевы.

К. установила контроль над Туронской епископской кафедрой и вмешивалась в управление Церковью. После смерти еп. Лициния (507-519) она передала кафедру епископам Теодору и Прокулу, прибывшим из Бургундии. По свидетельству Григория Турского, престарелым иерархам пришлось покинуть королевство бургундов из-за враждебного отношения властей или населения, т. к. они были сторонниками К. (эти данные подтверждают сведения Григория о том, что К. конфликтовала с правителями бургундов). Одновременное пребывание на епископской кафедре 2 прелатов, к-рые совместно управляли диоцезом, не имеет аналогов в истории Церкви в Галлии (Pietri. 1983. P. 180). Выходцем из Бургундии был и еп. Динифий (521-522), также назначенный К.; королева наделила его землями за счет фиска (гос. земельного фонда) и предоставила ему свободу распоряжаться этим имуществом (cui aliquid de fisci dicionibus est largita, deditque ei potestatem faciendi de his rebus quae uoluisset). Благодаря пожертвованиям К. Туронская кафедра располагала крупной собственностью. Возможно, с этим связана попытка кор. Хлотаря I ограничить доходы Церкви, о к-рой Григорий упоминает сразу после сообщения о кончине К. Хлотарь потребовал от епископов передать казне треть доходов; церковные иерархи уступили его требованию, только Туронский еп. Инъюриоз (529-546) отказал королю и упрекнул его в посягательстве на имущество Церкви, по его словам принадлежащее Богу и беднякам. Епископ пригрозил Хлотарю Божиим гневом, и король, испугавшись могущества св. Мартина, отказался от своих притязаний (Greg. Turon. Hist. Franc. IV 2; см.: Pietri. 1983. P. 202). Вероятно, после кончины еп. Динифия К. перестала вмешиваться в дела Церкви. Еп. Оммация (522-526), богатого арвернского сенатора, назначил на Туронскую кафедру кор. Хлодомер; епископы Лев, Францилион (526-529) и Инъюриоз скорее всего были избраны городским духовенством. К. скончалась в Туронах; ее тело с почестями доставили в Паризии и в присутствии королей Хильдеберта и Хлотаря похоронили рядом с Хлодвигом в сакрарии (ризнице или алтарной части) базилики св. Петра.

Начало почитания К. относится к IX-X вв. По мнению нек-рых исследователей, Житие К. (BHL, N 1785) было составлено между 956 и 960 гг. Адсоном, аббатом мон-ря Монтье-ан-Дер († 992), для Герберги, вдовы франц. кор. Людовика IV Заморского (Werner. 1989/1990; Thiellet. 1997; об аргументах против атрибуции Жития Адсону: Goullet M. Adson hagiographe // Les moines du Der (673-1790): Actes du colloque intern. Langres, 2000. P. 110-113; см. также: MacLean S. Reform, Queenship and the End of the World in 10th-Cent. France: Adso's «Letter on the Origin and Time of Antichrist» Reconsidered // Revue belge de philologie et d'histoire. 2008. T. 86. N 3/4. P. 645-675). В кратком прологе Жития говорится о Небесном Иерусалиме, вечном городе, к-рый строится из душ праведников; среди св. вдов и благочестивых жен в нем пребывает прославленная добрыми делами К. Повествование о жизни святой основано гл. обр. на «Книге истории франков». Во 2-й части Жития сообщается о мон-рях, основанных К.: в пригороде Тура, у ворот бурга св. Мартина, был построен мон-рь св. Петра (Сен-Пьер-ле-Пюэлье), в Нормандии - мон-рь Девы Марии в Лез-Андели близ Руана. Согласно Житию, во время сооружения монастырских зданий не хватило вина для работников; по молитве К. образовался источник, вода из к-рого имела вкус вина. В пригороде Лана королева основала ц. св. Петра (Сен-Пьер-ле-Вьей), к-рая была передана каноникам. Также К. перестроила и щедро одарила ц. св. Петра в Реймсе, в к-рой принял крещение Хлодвиг. В Руане королева восстановила мон-рь 12 апостолов (впосл. аббатство Сент-Уан), основанный, по преданию, св. Дионисием, еп. Паризиев (см. Дионисий Ареопагит). В источниках упоминается и о др. церквах, сооружение к-рых приписывалось К. Согласно Житию св. Бальтхильды, К. основала жен. мон-рь св. Георгия (впосл. аббатство Шель) (Vita sanctae Balthildis. 18 // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 506). Хейрик Осерский в соч. «Чудеса св. Германа» (1-я книга завершена не ранее 873) утверждал, что королева построила базилику на могиле свт. Германа (см. ст. Герман , епископ Автиссиодурский (Осерский)). В этом храме был погребен еп. Луп, прибывший с К. из королевства бургундов (Bibliothèque historique de l'Yonne / Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1863. T. 2. P. 133).

Мощи К. хранились в аббатстве св. Геновефы (Сент-Женевьев) в Париже. По преданию, во время нашествия норманнов (1-е нападение на Париж произошло в 845) мощи были вывезены в Суасонское епископство и нек-рое время хранились в замке Вивьер. После возвращения святыни в Париж голова и рука К. были оставлены в Вивьере (Kurth. 1912. P. 147-148). В 1121 г. католич. св. Норберт из Ксантена основал в Вивьере общину регулярных каноников-премонстрантов. Позднее была образована община премонстрантов в Вальсери (ныне Кёвр-э-Вальсери, деп. Эна); в 1234 г. туда перенесли часть мощей К., хранившихся в Вивьере. В наст. время в ц. Вознесения Девы Марии и св. Клотильды в Вивьере хранятся реликварии с головой и рукой К.; поминовение святой совершается 3 июня. С 1947 г. Вивьер является местом паломничества к мощам К., приуроченного к последнему воскресенью июня. Организацией паломничества занимается братство во имя К. (основано в 1959).

Базилика святых Клотильды и Валерии в Париже. 1846-1856 гг.
Базилика святых Клотильды и Валерии в Париже. 1846-1856 гг.

Базилика святых Клотильды и Валерии в Париже. 1846-1856 гг.
До Французской революции 1789-1799 гг. серебряная рака с основной частью мощей К. хранилась в аббатстве Сент-Женевьев. В 1790 г. аббатство было закрыто; монастырскую церковь, построенную недавно, превратили в усыпальницу великих людей (Пантеон), а мощи св. Геновефы и предметы католич. культа уничтожили (дек. 1793). Клод Русселе, последний аббат мон-ря, спас мощи К. и др. святых, однако, испугавшись, что реликвии попадут в руки революционеров и будут осквернены, сжег их и сохранил только пепел. Впосл. аббат передал остатки мощей К. в ц. святых Лупа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль) в Париже (Monteil. 1878. P. 231-232; Kurth. 1912. P. 152-153). В 1807 г. А. Ленуар провел раскопки в средневек. церкви бывш. аббатства Сент-Женевьев, которая подлежала сносу. В алтарной части храма обнаружили саркофаги эпохи Меровингов, в которых, по мнению Ленуара, были похоронены Хлодвиг, К., их дочь Клотильда († 531) и внуки Теодоальд и Гунтар (впосл. саркофаги были утрачены, поэтому предположение Ленуара трудно подтвердить или опровергнуть).

В Нормандии К. почитали как защитницу от внезапной смерти, от лихорадки и болезней ног. Святую считали основательницей аббатства (позднее коллегиальной церкви) Девы Марии в Лез-Андели; с 1656 г. здесь хранилась часть мощей К. (о частицах мощей, к-рые находились в др. местах, см.: Kurth. 1912. P. 150-151, 186).

Почитание К. как супруги 1-го христ. короля Франции, повлиявшей на его обращение ко Христу, получило широкое распространение в XIX в. В Париже была построена неоготическая ц. св. К. и св. Валерии (1846-1856; с 1897 малая базилика). После церковных торжеств, связанных с 1400-летием крещения Хлодвига, в Реймсе была возведена ц. св. К. в неовизант. стиле (1898-1901, архит. А. Госсе; с 1902 малая базилика). Инициатор строительства храма кард. Бенуа Мари Ланженьё, архиеп. Реймсский, планировал сделать базилику памятником христианской истории Франции, собрав здесь частицы мощей всех французских святых (в наст. время в крипте базилики хранятся мощи ок. 2 тыс. святых). В 1996 г. в ходе торжеств, посвященных 1500-летию со дня крещения Хлодвига, базилику в Реймсе посетил папа Римский Иоанн Павел II.

Память К. была внесена в Римский Мартиролог под 3 июня на основании дополнений Иоанна Молана (Яна Вермёлена) к Мартирологу Узуарда (Usuardi Martyrologium, quo Romana ecclesia ac permultae aliae utuntur... opera Ioannis Molani. Lovanii, 1573. Fol. 93v; PL. 124. Col. 120). Под этой датой поминовение К. указано в совр. редакции Римского Мартиролога (изд. в 2001). В календаре Римско-католической Церкви для Франции память К. значится под 4 июня (факультативная память); поминовение святой совершается в диоцезах Париж, Реймс, Суасон и др.

Ист.: Greg. Turon. Hist. Franc. II 28-31, 43; III 6, 17-18, 28; IV 1, 12; X 31. 9-15; idem. De virtutibus S. Martini. I 7 // MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 142-143; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. III 17-21, 28, 33, 36-38, 46 // Ibid. T. 2. P. 99-101, 103-106; Liber historiae Francorum. 11-15, 17, 19-21, 24-25, 27 // Ibid. P. 254-262, 267, 273-277, 279-283, 285; Vita sanctae Chrothildis // Ibid. P. 341-348; ActaSS. Iun. T. 1. P. 292-298.
Лит.: Monteil J.-B.-H. Sainte Clotilde, reine de France: Sa vie, son œuvre, son siècle. Québec, 1878; Kurth G. Sainte Clotilde. P., 191210; Levillain L. La conversion et le baptême de Clovis // RHEF. 1935. T. 21. N 91. P. 161-192; Vyver A., van de. La victoire contre les Alamans et la conversion de Clovis // Revue belge de philologie et d'histoire. Brux., 1936. T. 15. N 3/4. P. 859-914; MartRom. Comment. P. 221-222; Dumas A. Clotilde // DHGE. T. 13. Col. 20-22; Codaghengo A., Croce E. Clotilde // BiblSS. Vol. 4. Col. 64-67; Tessier G. Le baptême de Clovis: 25 décembre... P., 1964; Pietri L. La succession des premiers évêques tourangeaux: Essai sur la chronologie de Grégoire de Tours // Mélanges de l'École française de Rome: Moyen-Âge, Temps modernes. 1982. T. 94. N 2. P. 551-619; idem. La ville de Tours du IVe au VIe siècle: Naissance d'une cité chrétienne. R., 1983. P. 161-162, 180, 183-184, 195-196, 199-202, 605-606, 667, 783; idem. Clovis et l'Église de Tours // Clovis, histoire et mémoire / Éd. M. Rouche. P., 1997. Vol. 1. P. 321-330; Wood I. N. Gregory of Tours and Clovis // Revue belge de philologie et d'histoire. 1985. T. 63. N 2. P. 249-272; idem. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994. P. 41-60, 125-127, 136-137, 198, 224; McCormick M. Clovis at Tours, Byzantine Public Ritual and the Origins of Medieval Ruler Symbolism // Das Reich und die Barbaren / Hrsg. E. K. Chrysos, A. Schwarcz. W.; Köln, 1989. S. 155-180; Werner K.-F. Der Autor der «Vita sanctae Chrotchildis»: Ein Beitrag zur Idee der «heiligen Königin» und des «Römischen Reiches» im X. Jh. // Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1989/1990. Bd. 24/25. S. 517-550; Folz R. Les saintes reines du Moyen Âge en Occident (VIe-XIIIe siècles). Brux., 1992. (SH; 76); Spencer M. Dating the Baptism of Clovis, 1886-1993 // Early Medieval Europe. Oxf., 1994. Vol. 3. N 2. P. 97-116; Bourgain P. Clovis et Clotilde chez les historiens médiévaux // Bibloth. de l'École des chartes. P., 1996. T. 154. N 1. P. 53-85; Heinzelmann M. Clovis dans le discours hagiographique du VIe au IXe siècle // Ibid. P. 87-112; Scheibelreiter G. Clovis, le païen, Clotilde, la pieuse: À propos de la mentalité barbare // Clovis, histoire et mémoire. P., 1997. Vol. 1. P. 349-367; Thiellet C. La sainteté royale de Clotilde // Ibid. Vol. 2. P. 147-155; Shanzer D. Dating the Baptism of Clovis: The Bishop of Vienne vs the Bishop of Tours // Early Medieval Europe. 1998. Vol. 7. N 1. P. 29-57; Hartmann M. Die Königin im frühen Mittelalter. Stuttg., 2009.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Клотильда († 548?), святая (пам. зап. 3 июня), супруга короля франков Хлодвига
См.также:
ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
АББОН ИЗ ФЛЁРИ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый
АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)