Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМЕНТ IV
Т. 35, С. 496-499 опубликовано: 5 апреля 2019г.


КЛИМЕНТ IV

(кон. XII в., Сен-Жиль, Юж. Франция - 29.11.1268, Витербо; до избрания папой - Ги Фукуа (Фулькоди, Фульк)), папа Римский (с 5 февр. 1265). Сын Пьера Фукуа († 1210), к-рый занимал должности судьи и канцлера на службе у графов Тулузских Раймунда V (1148-1194) и Раймунда VI (1194-1222). Овдовев, Пьер Фукуа вступил в орден картузианцев и принес монашеские обеты в Ла-Гранд-Шартрёз (после 1206). Ги Фукуа изучал право в Париже, получил степень д-ра гражданского права, затем вернулся на родину, в Юж. Францию. К сер. 30-х гг. XIII в. он приобрел известность на юридическом поприще: осенью 1234 г. был одним из третейских судей в тяжбе между вдовой сеньора г. Юзес (ныне деп. Гар) и местным епископом; в 1235 г. выступил как эксперт в деле о претензии королевского сенешаля Бокера на юрисдикцию над еп-ством Вивье (ныне деп. Ардеш) и на основе представленных документов определил, что епископ Вивье является вассалом императора Свящ. Римской империи. В 1241 г. Фукуа поступил на службу к гр. Раймунду VII Тулузскому (1222-1249). Он упомянут среди свидетелей на церемониях присяги Раймунду Тулузскому графа-епископа Альби (апр. 1241) и оммажа Роже IV, графа Фуа (июнь 1241). Возможно, Фукуа участвовал в переговорах графа Тулузского с королем Арагона Хайме I (1213-1276). Известно, что в это время Фукуа жил в г. Сен-Жиль, был женат (с 1239) и имел 2 дочерей. В 1247 г. его сестра Мария, проживавшая в г. Тараскон (ныне деп. Буш-дю-Рон), вместе с др. сестрой посетила Монпелье, где в то время проходил генеральный капитул ордена доминиканцев. Там у Марии было неск. видений (огня, сходившего на монахов во время богослужения, Богоматери и др.). Она рассказала об увиденном брату, который описал ее мистический опыт в письме насельникам доминиканского монастыря в Монпелье. Это письмо сохранилось в «Жизнеописаниях братьев ордена проповедников» Жерара де Фраше (ок. 1205-1271) (Gerard de Frachet. Vitae Fratrum Ordinis Praedicatorum. Lovanii, 1896. P. 61-63. (MOFPH; 1)). Позднее, уже будучи епископом Ле-Пюи (ныне Ле-Пюи-ан-Веле), Фукуа написал на провансальском языке поэму религиозно-мистического содержания «Семь радостей Богородицы» (Los VII gautz de Nostra Dona).

Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)
Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Климент IV, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

После смерти Раймунда VII (1249) Тулузское графство перешло мужу его дочери Альфонсу де Пуатье, младшему брату франц. кор. Людовика IX Святого. Поскольку в то время Альфонс вместе с королем участвовал в 7-м крестовом походе, во владение графством вступила его мать, вдовствующая кор. Бланка Кастильская. Фукуа стал одним из советников кор. Бланки, а затем и Альфонса, после его возвращения во Францию (осень 1250). Фукуа участвовал в переговорах Альфонса де Пуатье и его брата Карла Анжуйского с коммунами Арля и Авиньона (апр.-май 1251), входил в состав комиссии юристов, рассматривавших законность завещания гр. Раймунда VII (28 мая 1251). Как советник графа Фукуа, участвовал в работе над новой инструкцией для сенешалей, бальи и судей, призванной ограничить злоупотребления в судопроизводстве; был членом комиссии по реформированию управления Тулузским графством (с 1252). Служба у Альфонса де Пуатье позволила Фукуа приобрести связи при королевском дворе. В 1254-1257 гг. он был членом комиссии, созданной для изучения и защиты прав франц. монарха в южнофранц. сенешальствах Каркасон и Бокер. Участвовал в работе над ордонансом Людовика IХ о реформе управления королевством (дек. 1254). В качестве юриста-консультанта сотрудничал с активно действовавшей на юге Франции инквизицией. Свои рекомендации обобщил в трактате «Quaestiones quindecim ad inquisitores» (Пятнадцать вопросов инквизиторам, ок. 1260), сохранявшем практическое значение до кон. XVII в.

Овдовев, Фукуа обратился к церковному служению. В кон. 1254 или нач. 1255 г. он получил место клирика королевской капеллы, затем стал каноником собора в Ле-Пюи. Ок. 1256 г. рукоположен в сан пресвитера; вероятно, в том же году стал архидиаконом диоцеза. После смерти Армана де Полиньяка, еп. Ле-Пюи, Фукуа был избран на епископскую кафедру (11 июня 1257), подчиненную непосредственно Папскому престолу. По неизвестным причинам папа Римский Александр IV (1254-1261) сначала с неодобрением отнесся к кандидатуре Фукуа и лишь 19 окт. утвердил результат выборов. В янв. 1258 г. состоялась епископская хиротония Ги Фукуа. Тогда же он стал членом Парижского парламента и получил должность королевского советника. Фукуа проживал гл. обр. при королевском дворе; в июле 1259 г. он заключил с кор. Людовиком IX выгодное для своего еп-ства соглашение об имущественных и о фискальных правах короля в диоцезе, что обеспечило новому епископу поддержку местного духовенства. Был посредником на переговорах короля Арагона Хайме (Жауме) I с горожанами Монпелье (кон. 1258), представлял интересы франц. монарха в его тяжбе с архиепископом Арля (1259).

10 окт. 1259 г. Фукуа был избран на освободившуюся Нарбонскую архиепископскую кафедру. Ему вновь пришлось долго ждать одобрения результатов выборов папой, так что церемония интронизации состоялась лишь в нач. 1261 г. В апр. того же года Фукуа принес франц. королю присягу верности; Людовик IX повелел ежегодно выплачивать Нарбонскому архиеп-ству денежную компенсацию за церковное имущество, к-рое было захвачено альбигойцами, а затем конфисковано в королевскую казну. Фукуа издал новые статуты Нарбонского диоцеза. В рамках борьбы с ростовщичеством архиепископ принял меры против евреев (в частности, подтвердил обязательное ношение евреями отличительного знака), однако нередко он выступал в защиту евреев, проживавших на территории архиеп-ства, перед королевскими чиновниками. Оставаясь королевским советником, Фукуа часто был посредником в судебных тяжбах.

Папа Римский Климент IV проводит инвеституру Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Роспись башни Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен. 2-я пол. XIII в.
Папа Римский Климент IV проводит инвеституру Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Роспись башни Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен. 2-я пол. XIII в.

Папа Римский Климент IV проводит инвеституру Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Роспись башни Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен. 2-я пол. XIII в.

17 дек. 1261 г. папа Римский Урбан IV (1261-1264) возвел Фукуа в достоинство кардинала-епископа Сабины. Первоначально архиепископ негативно отнесся к этому назначению, не желая покидать Нарбон. Кор. Людовик IX также не хотел отпускать Фукуа, рассчитывая использовать его как посредника в урегулировании конфликта между женой, кор. Маргаритой Прованской, и братом, Карлом Анжуйским. Лишь осенью 1262 г. по настоятельному требованию папы Римского Фукуа отправился в Италию. Из-за угрозы со стороны итал. гибеллинов (приверженцы императора Свящ. Римской империи, противостоявшие гвельфам) во главе с Манфредом, незаконнорожденным сыном имп. Фридриха II (с 1254 управлял Сицилийским королевством, в 1258 провозгласил себя королем), папская курия в тот период находилась в разных городах Центр. Италии (в Витербо, Орвието и Перудже). Прибыв к папскому двору, Фукуа получил должность верховного пенитенциария (1263); в нояб. был назначен папским легатом на Британских о-вах. Одной из его главных задач на этом посту было разрешение конфликта между англ. кор. Генрихом III (1216-1272) и баронами. Вскоре стало известно, что противоборствующие партии в Англии согласились на посредничество короля Франции, поэтому Фукуа отложил отъезд до апр. следующего года, когда выяснилось, что вмешательство Людовика IX лишь усугубило конфликт.

Летом 1264 г. Фукуа прибыл во Францию, принял участие в сессии Парижского парламента. Вместе с папским легатом во Франции кард. Симоном де Бри он провел переговоры с Карлом Анжуйским, которому папа Урбан IV предложил престол Сицилийского королевства, рассчитывая использовать его как противовес Манфреду. Затем Фукуа приехал в Булонь, где безуспешно пытался получить разрешение на въезд в Англию. Его попытки уладить конфликт в Англии через посланников также не увенчались успехом. Симон де Монфор и др. лидеры мятежных англ. баронов даже под угрозой интердикта, который мог быть наложен на все королевство, отказались дать папскому легату разрешение въехать в страну. Осенью Фукуа принял решение вернуться в Италию.

В это время умер папа Урбан IV (2 окт. 1264). Конклав, собравшийся в Перудже после его смерти, долго не мог принять решение о преемнике понтифика. После продолжительных споров 5 февр. 1265 г. в качестве компромиссной фигуры на Папский престол был избран Фукуа, который в то время еще находился на пути из Франции. Он прибыл в Римскую курию в сер. февр. 22 февр. в кафедральном соборе Перуджи состоялась папская коронация; новый папа принял имя Климент IV.

К. стремился поддерживать сложившийся в Римской курии политический баланс, не назначал новых кардиналов (по др. данным, он возвел в кардинальское достоинство Бернара Эглие, аббата Монте-Кассино - Hierarchia CMRA. T. 1. P. 8). На ключевые посты камерленго и управляющего Патримонием св. Петра он поставил клириков из своего окружения, уроженцев Юж. Франции. Образ жизни К. отличался строгим аскетизмом, папа был противником непотизма. Конституцией «Licet ecclesiarum» (27 авг. 1265) он официально закрепил за папой Римским контроль над всеми вакантными церковными бенефициями.

Надгробие папы Римского Климента IV в ц. Сан-Франческо-алла-Рокка в Витербо. 1270 г.
Надгробие папы Римского Климента IV в ц. Сан-Франческо-алла-Рокка в Витербо. 1270 г.

Надгробие папы Римского Климента IV в ц. Сан-Франческо-алла-Рокка в Витербо. 1270 г.

Продолжая политику Урбана IV, К. всеми возможными способами стремился ускорить поход в Италию Карла Анжуйского. В письмах и через папского легата во Франции он призывал франц. кор. Людовика Святого оказать содействие своему брату, приравнивая участие в войне против Манфреда к крестовому походу. К. распорядился предоставить в распоряжение Карла Анжуйского средства, собранные для проведения крестового похода, и даже взял вопреки возражениям нек-рых кардиналов у рим. и тосканских банкиров крупные займы под залог церковного имущества. В апр. 1265 г. Карл Анжуйский, оставив основную часть собранного им войска в Провансе, с небольшим флотом отплыл в Остию, куда прибыл 21 мая. Вскоре (28 июня) 4 кардинала - представителя К. совершили в Риме церемонию инвеституры Карла Анжуйского как сицилийского короля. Условия соглашения с К. оказались более выгодными для Карла, чем вариант, предлагавшийся ему Урбаном IV: Карл Анжуйский получал Сицилийское королевство (кроме Беневенто) как пожизненный и наследуемый церковный лен, взамен он обязался предоставить полный налоговый иммунитет католическому духовенству и выплачивать папе Римскому ежегодную подать. После завоевания Юж. Италии он обещал отказаться от титула рим. сенатора. После нек-рых колебаний К. утвердил инвеституру Карла Анжуйского (4 нояб. 1265). 6 янв. 1266 г. кардиналы короновали Карла и его супругу в Риме. Вскоре после этого, дождавшись прибытия основных вооруженных сил, Карл Анжуйский выступил в поход против Манфреда и разбил его в битве при Беневенто (26 февр. 1266). Павший на поле боя Манфред был похоронен у моста в Беневенто. Согласно преданию, к-рое приводит Данте в «Божественной комедии» (Чистилище. III 124-129), по приказу К. архиепископ Козенцы выкопал останки Манфреда и перенес их на др. берег р. Лири, за границы Сицилийского королевства.

Установив контроль над Юж. Италией, Карл Анжуйский по настоянию К. отказался от титула рим. сенатора (май 1266). После этого папа перенес резиденцию ближе к Риму, в Витербо, но из-за оппозиции рим. знати до конца понтификата не смог посетить Рим. В Сицилийское королевство К. направил легатом кард. Рауля де Гропарми; он должен был проследить за исполнением обязательств, взятых Карлом Анжуйским по отношению к католич. Церкви. За поддержку, оказанную Манфреду, новый король сместил ок. трети епископов Сицилийского королевства. Удовлетворенный принятыми мерами К. вместе с тем призывал Карла Анжуйского проявить милосердие к противникам, а также упрекал его за чрезмерную алчность и властолюбие. Стремление Карла Анжуйского установить контроль над Церковью в своих владениях и рост его влияния в Тоскане привели к трениям между ним и К. Однако после того как весной 1267 г. стало известно о намерении Конрадина, внука имп. Фридриха II, совершить поход в Италию и предъявить права на сицилийскую корону, К. вновь обратился за помощью к Карлу Анжуйскому и даровал ему на 3 года титул «умиротворитель» (paciarius).

Воспользовавшись отсутствием короля, гибеллины подняли восстание на Сицилии, перекинувшееся затем и на материк. На сторону восставших перешел Генрих Кастильский, сенатор Рима (с июня 1267). Осенью 1267 г. в Италию с севера вступили войска Конрадина. К апр. следующего года он с боями подошел к Пизе, жители к-рой поддерживали гибеллинов. 5 апр. 1268 г. К. отлучил Конрадина и др. вождей гибеллинов от Церкви и призвал католиков к участию в крестовом походе против них. Папа также согласился на возвращение Карлу Анжуйскому титула рим. сенатора и его назначение имперским наместником в Тоскане. Летом 1268 г. Конрадин одержал ряд побед в Центр. Италии, прошел под стенами Витербо, где находилась папская курия, и триумфально вступил в Рим (24 июля). Однако в битве при Тальякоццо (23 авг. 1268) Конрадин, к-рый не успел получить военную помощь от южноитал. гибеллинов, был разбит Карлом Анжуйским, бежал в Рим и там был схвачен гвельфами. 29 окт. 1268 г. его публично казнили в Неаполе.

К. оказывал содействие Карлу Анжуйскому в укреплении его влияния на Востоке. В мае 1267 г. в Витербо в присутствии папы король Сицилии заключил секретное соглашение со свергнутым правителем Латинской империи Балдуином II. По условиям договора Карл получал права сюзерена на княжество Ахайя, в свою очередь он обещал организовать поход на К-поль. К. уделял внимание распространению христианства в Вост. и Сев. Европе. Он назначил легатом в Германии, Польше, Дании, Норвегии и Швеции цистерцианца кард. Ги Бургундского, который в 1266-1268 гг. провел в Германии и Польше несколько Соборов. К. начал подготовку крестового похода против пруссов и литовцев; его проповедниками стали еп. Альберт II Рижский и Генрих, брат-мирянин Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (Maier C. T. Preaching the Crusades: Mendicant Friars and the Cross in the 13th Cent. Camb., 1998. P. 92). 26 марта 1267 г. К. провел канонизацию Ядвиги († 1243), жены Генриха I Бородатого, герц. Силезии († 1238).

По инициативе кард. Ги Бургундского, бывш. настоятеля монастыря Клерво, К. буллой «Parvus fons» (9 июня 1265) расширил полномочия генерального капитула ордена цистерцианцев в противовес аббатам монастыря Сито. Папа уделял много внимания деятельности нищенствующих орденов: поддерживал контакты с доминиканцами, покровительствовал ученому-францисканцу Р. Бэкону. Вероятно, они познакомились ок. 1257 г. в Париже. Бэкон посвятил К. неск. сочинений, высоко оценивая выдающиеся способности К. как юриста.

К. скончался в Витербо. Сначала он был похоронен в доминиканской ц. Санта-Мария-ин-Гради. По инициативе папского камерария Пьера де Монбрёна над могилой установили роскошное мраморное надгробие (возможно, работы скульптора Пьетро ди Одеризио), в к-ром сочетались черты римского стиля «косматеско» и франц. готики (один из ранних примеров ее влияния в Италии). В 1271 г. захоронение перенесли в кафедральный собор Сан-Лоренцо, но вскоре по решению папы Иннокентия V (янв.-июнь 1276) вернули на прежнее место. После закрытия доминиканского мон-ря (1870) останки К. были перезахоронены в ц. Сан-Франческо-алла-Рокка в Витербо. Помимо выполненной в реалистичной манере фигуры К. на надгробии известно также его портретное изображение на фресках 2-й пол. XIII в. в башне Ферранд в г. Перн-ле-Фонтен (деп. Воклюз, Франция).

Соч.: Quaestiones quindecim ad inquisitores // Carena C. Tractatus de officio Sanctissimae Inquisitionis et modo procedendi in causis fidei. Lugdunii, 1669. P. 365-391; Die sieben Freuden Maria's // Suchier H. Denkmäler provenzalischer Literatur und Sprache. Halle, 1883. Bd. 1. S. 272-283, 542-548; Les sept joies de la Vierge: Poème provençal par Guy Folqueis (pape Clément IV), XIIIe siècle / Éd. C. Fabre. Le Puy, 1920.
Ист.: Baluze É. Concilia Galliae Narbonensis. P., 1668. P. 68-81; Del Giudice G. Codice diplomatico del regno di Carlo I e II d'Angiò. Napoli, 1863. Vol. 1; Potthast. RPR. T. 2. P. 1542-1649; Les Registres de Clément IV (1265-1268): Recueil des bulles de ce pape / Publ. É. Jordan. P., 1893-1945. 6 fasc.; Correspondence administrative d'Alfonse de Poitiers / Publ. A. Molinier. P., 1894. Vol. 1; Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276) / A cura di A. L. Tàutu. Vat., 1953. P. 61-73. (Codificazione canonica orientale. Ser. 3; Vol. 5. T. 1); Bacone R. La scienza sperimentale: Lettera a Clemente IV / А cura di F. Bottin. Mil., 1990.
Лит.: Hampe K. Zum Tode Papst Clemens' IV. und zum Conclave von 1268-1271 // NA. 1898. Bd. 23. S. 613-615; Festa N. Lettera inedita dell'imperatore Michele VIII Paleologo al Pontefice Clemente IV // Bessarione. R., 1899/1900. Anno 4. Vol. 6. P. 42-57, 529-532; Maubach J. Die Kardinäle und ihre Politik um die Mitte des 13. Jh. unter den Päpsten Innocenz IV., Alexander IV., Urban IV., Clemens IV.: 1243-1268. Bonn, 1902; Heidemann J. Papst Clemens IV.: Eine Monographie. Münster, 1903; Jordan É. Les origines de la domination angevine en Italie. P., 1909; Michel R. L'administration royale dans la sénéchaussée de Beaucaire au temps de St. Louis. P., 1910; Nicolas C.-A. Un Pape Saint-Gillois: Clément IV dans le monde et dans l'Église (1195-1268). Nîmes, 1910; Albarel P. Un troubadour archevêque de Narbonne et pape // Bull. de la Commission Archéologique de Narbonne. Narbonne, 1922/1923. Vol. 15. P. 328-339; Horn É. Le rôle politique de Clément IV // Séances et travaux de l'Académie des sciences morales et politiques: Compte rendu. P., 1925. Année 85. Fasc. 1/2. P. 273-300; Keller H. Il sepolcro di Clemente IV in S. Francesco a Viterbo // L'Illustrazione Vaticana. Vat., 1935. Vol. 6. P. 237-240; Jedin H. Eine falsche Spur: Die angeblich von Papst Clemens IV. verfasste Hedwigsvita // Archiv für Schlesische Kirchengeschichte. Hildesheim, 1950. Bd. 8. S. 14-25; Gottschalk J. Die Hedwigs-Predigt des Papstes Klemens IV. vom Jahre 1267 // Ibid. 1957. Bd. 15. S. 16-35; Nitschke A. Konradin und Clemens IV. // QFIAB. 1958. Bd. 38. S. 268-277; Elm K. Die Bulle «Ea quae iudicio» Clemens' IV., 30.VIII.1266: Vorgeschichte, Überlieferung, Text und Bedeutung. Heverlee; Louvain, 1966; Paul G. Un portrait du pape Clément IV // Bull. historique. Le Puy, 1966. Vol. 44. P. 197-198; Dossat Y. Guy Foucois, enquêteur-réformateur, archevêque et pape (Clément IV) // Les évêques, les clercs et le roi (1250-1300). Toulouse, 1972. P. 23-57; Chazan R. Archbishop Guy Fulcodi of Narbonne and His Jews // Revue des Études Juives. P., 1973. Vol. 132. P. 587-594; Mollat G. Clément IV // DHGE. T. 12. Col. 1109-1115; Housley N. The Italian Crusades: The Papal-Angevin Alliance and the Crusades Against Christian Lay Powers. Oxf., 1982; Kolmer L. Papst Clemens IV. beim Wahrsager // DA. 1982. Bd. 38. S. 141-165; Bautier R.-H. Un grand pape méconnu du XIIIe siècle: Clément IV // Bull. du Club Français de la médaille. P., 1983. Vol. 81. P. 34-42; Hayez M. Clemens IV. // LexMA. Bd. 2. Sp. 2141-2142; idem. Clément IV // Dictionnaire historique de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 366-367; Schaller H. M. Ein Originalmandat Papst Clemens' IV. gegen Konradin // DA. 1988. Bd. 44. S. 181-185; Müller W. L'Aquila zwischen Staufern und den Anjou: Ein neu aufgefundener Brief Papst Clemens' IV. von 1268 // Ibid. S. 186-194; D'Achille A. M. Sulla datazione del monumento funebre di Clemente IV a Viterbo: Un riesame delle fonti // Arte Medievale. Ser. 2. R., 1989. Vol. 3. N 2. P. 85-91; eadem. Il monumento funebre di Clemente IV in S. Francesco a Viterbo // Skulptur und Grabmal des Spätmittelalters in Rom und Italien: Akten des Kongresses «Scultura e monumento sepolcrale del tardo Medioevo a Roma e in Italia», Roma, 4-6 Juli 1985 / A cura di J. Garms, A. M. Romanini. W., 1990. S. 129-142; Walter E. Zur Echtheit der Papst Klemens IV. zugeschriebenen Hedwigspredigt vom Jahre 1267 // Archiv für Schlesische Kirchengeschichte. 1989/1990. Bd. 47/48. S. 261-272; Cristiani E. La bolla di Clemente IV contro gli Uberti (2 apr. 1265) nella copia voluta dall'arcivescovo Federico Visconti (1272) // Boll. Storico Pisano. Pisa, 1991. Vol. 60. P. 151-160; Thumser M. Die Überlieferungsgeschichte der Briefe Papst Clemens' IV. (1265-1268) // DA. 1995. Bd. 51. S. 115-168; Piferi M. E. Il sigillo ritrovato nella tomba di papa Clemente IV // Biblioteca e società. Viterbo, 1996. Vol. 15. N 1/4. P. 13-17; Kamp N. Clemente IV // Enciclopedia dei papi. R., 2000. T. 2. P. 401-411; Bertram M. Die Konstitutionen Alexanders IV. (1255/56) und Clemens' IV. (1265/1267): Eine neue Form päpstlicher Gesetzgebung // ZSRG.K. 2002. Bd. 88. S. 70-109; Bozzi F. I pontefici: Guy «Le Gros» Foulquois / Clemente IV (1265) // Pro eligendo romano pontefice: Le elezioni papali a Perugia. Sant'Andrea delle Fratte, 2009. P. 97-112; Ryder L. Le pape, le roy et l'alchimiste: Clément IV, St. Louis, Roger Bacon. Rivel, 2009; Morvan H. Architecture dominicaine et promotion de nouveaux saints: Autour de la tombe de Clément IV à Santa Maria in Gradi (Viterbe) // Bull. monumental. P., 2013. Vol. 171. P. 99-106, 187-189.
С. Г. Мереминский
Ключевые слова:
Папы Римские Климент IV (кон. XII в. - 29. 11. 1268), папа Римский (с 5 февр. 1265)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)